Научная статья на тему 'О некоторых актуальных вопросах осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения'

О некоторых актуальных вопросах осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1001
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР / ПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА / ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА / НАДЗОР ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ / ГИБДД МВД РОССИИ / ROAD SAFETY / STATE SUPERVISION / ROUTINE INSPECTION / UNSCHEDULED INSPECTION / TRAFFIC CONTROL / TRAFFIC POLICE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов Д. В.

Статья посвящена вопросам федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения. Рассматривается соотношение надзорных полномочий Госавтоинспекции с защитой прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME CURRENT ISSUES OF FEDERAL STATE OVERSIGHT IN FIELD OF SAFETY OF ROAD TRAFFIC

The article is devoted to current issues of federal state supervision in the field of road safety. The ratio of supervisory powers of the State Traffic Inspectorate with protection of the rights of legal entities and individual entrepreneurs in the exercise of state supervision is considered.

Текст научной работы на тему «О некоторых актуальных вопросах осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения»

Юридические науки

УДК 351.74/76

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Д.В. Соколов, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия),

e-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена вопросам федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения. Рассматривается соотношение надзорных полномочий Госавтоинспекции с защитой прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, государственный надзор, плановая проверка, внеплановая проверка, надзор за дорожным движением, ГИБДД МВД России.

ON SOME CURRENT ISSUES OF FEDERAL STATE OVERSIGHT IN FIELD OF SAFETY OF ROAD TRAFFIC

Abstract. The article is devoted to current issues of federal state supervision in the field of road safety. The ratio of supervisory powers of the State Traffic Inspectorate with protection of the rights of legal entities and individual entrepreneurs in the exercise of state supervision is considered.

Keywords: road safety, state supervision, routine inspection, unscheduled inspection, traffic control, traffic police of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

В числе основных направлений деятельности, закрепленных в ч. 1 ст. 2 федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЭ «О полиции» [1], законодателем определено обеспечение безопасности дорожного движения. Данное направление непосредственно связано с реализацией положений ст. 30 федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [2], предусматривающего осуществление уполномоченными федеральными органами исполнительной власти федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения. Практическая реализация этого вида надзора показывает, что не всегда действия надзорных органов вызывают однозначное понимание со стороны объектов надзора.

Правом осуществлять федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения в настоящее время наделено МВД России и его территориальные подразделения, что получило отражение в п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 №716 [3]. В п. 3 данного документа приводится перечень должностных лиц, которые вправе осуществлять надзор. К ним отнесены, в первую очередь, сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения (Госавтоинспекции), а также участковые уполномоченные и старшие участковые уполномоченные полиции. Обязанность Госавтоинспекции осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения

также зафиксирована в пп. «а» п. 11 указа Президента Российской Федерации от 15.06.1998 №711 [4].

Реализация надзорных полномочий ГИБДД МВД России затрагивает зачастую права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что требует рассмотрения данного вида деятельности со стороны ее соответствия положениям федерального законодательства, гарантирующего защиту прав и законных интересов предпринимателей. В первую очередь, необходимо рассмотреть соответствие положений о данном виде надзора и положений федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ [5], который устанавливает, в частности, виды и сроки проведения проверок.

Проверки, осуществляемые надзорными органами, в соответствии с законом делятся на две большие группы: плановые и внеплановые (ст. 9, 10 федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ). Проведение указанного вида проверок подразделениями ГИБДД МВД России осуществляется с соблюдением требований, изложенных в названном законе. Однако анализ судебной практики показывает, что зачастую юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями как проверка расцениваются и иные действия сотрудников ГИБДД.

Например, наиболее частым случаем нарушения своих прав указанные выше субъекты считают действия сотрудников подразделений дорожного надзора ГИБДД МВД России, связанные с контролем за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта. Подобные жалобы на действия должностных лиц полиции можно встретить в материалах судебных решений, например, Костромской области [6], Пермского края [7], Свердловской области [8], г. Севастополя [9].

Анализ судебной практики показывает, что основной причиной жалоб являются проводимые сотрудниками ГИБДД мероприятия, которые расцениваются как внеплановые проверки организации либо индивидуального предпринимателя. На наш взгляд, обоснованность данных жалоб вызывает сомнения, которые основываются либо на неправильном толковании норм права представителями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, либо осознанной попыткой избежать ответственности за свои виновные действия.

Обоснованность проведения мероприятий по надзору подразделениями ГИБДД области обеспечения безопасности дорожного движения, кроме положений федерального закона «О безопасности дорожного движения» определяется также пп. 10 п. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, закрепляющего возможность установления дополнительных особенностей соответствующих видов проверок. Уточнение этих особенностей осуществлено путем принятия постановления Правительства России от 19.08.2013 №716, а также приказа МВД России от 30.03.2015 №380 [10], который в п. 33.6. устанавливает возможность осуществления ГИБДД МВД России административных процедур, связанных с надзором за дорожным движением, и не охватывающих процедуры организации плановых и внеплановых проверок.

Особенностью проведения административной процедуры надзора за дорожным движением является непрерывность его осуществления (п. 81 приказа МВД России от 30.03.2015 №380). В процессе надзора сотрудникам ГИБДД необходимо осуществлять ряд действий, связанных, в том числе с выявлением, пресечением и предупреждением нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог. Результаты надзора при обнаружении нарушений обя-

зательных требований безопасности в соответствии с требованиями данного приказа необходимо фиксировать путем составления акта о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда (п. 81 приказа МВД России от 30.03.2015 №380). Отсутствие данного акта в случае принятия решения о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ, может повлечь отмену соответствующих процессуальных решений и прекращение производства по делу [11].

В настоящее время в отличие от федерального закона №294-ФЗ законодательно не установлена необходимость уведомления поднадзорного лица о начале осуществления процедуры надзора за дорожным движением. Таким образом, в большинстве ситуаций, когда проводятся мероприятия по надзору за дорожным движением сотрудниками ГИБДД МВД России, отсутствует необходимость осуществления проведения административных процедур, связанных с организацией и проведением плановых либо неплановых проверок, предусмотренных федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ.

Сходные проблемные ситуации могут возникать у сотрудников подразделений ГИБДД при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения участниками дорожного движения, работниками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обязательных для них требований безопасности в данной области.

Таким образом, полагаем, что в большинстве случаев при оценке обоснованности действий сотрудников ГИБДД следует рассматривать их работу в рамках исполнения административных процедур, предусмотренных требованиями приказов МВД России от 02.03.2009 №185 [12] и от 14.11.2016 №727 [13], по надзору за дорожным движением. Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей затрагиваются подразделениями ГИБДД (следовательно, их нарушение может стать предметом спора) только при проведении плановых и внеплановых проверок, предусмотренных законом от 26.12.2008 №294-ФЗ, когда осуществляются действия, направленные на реализацию полномочий ведомства по надзору в области безопасности дорожного движения.

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. 8 февраля.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства. 1995. №50. Ст. 4873.

3. постановление Правительства РФ от 19 августа 2013 г. №716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства. 2013. №34. Ст. 4446.

4. Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движении» // Российская газета. 1998. 23 июня.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства. 2008. №52. Ст. 6249.

6. Апелляционное определение Костромского областного суда от 17 августа 2016 по делу №33а-1800/2016. (Документ опубликован не был) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения 10.03.2017).

7. Решение Пермского краевого суда от 16 мая 2016 по делу №7-842/2016(21-512/2016) (Документ опубликован не был) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения 10.03.2017).

8. Решение Свердловского областного суда от 30 ноября 2016 по делу №721674/2016 (Документ опубликован не был) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения 10.03.2017).

9. Решение Севастопольского городского суда от 21 ноября 2016 по делу №21324/2016 (Документ опубликован не был) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения 10.03.2017).

10. Приказ МВД России от 30 марта 2015 №380 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (08.05.2015).

11. Постановление Челябинского областного суда от 12 октября 2016 №4а-947/2016 (Документ опубликован не был) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения 10.03.2017).

12. Приказ МВД России от 2 марта 2009 №185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» // Российская газета. 2009. 7 июля.

13. Приказ МВД России от 14 ноября 2016 №727 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомото-транспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

References:

1. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 7 fevralja 2011 g. № 3-FZ «O policii» // Rossijskaja gazeta. 2011. 8 fevralja.

2. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 10 dekabrja 1995 g. № 196-FZ «O bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija» // Sobranie zakonodatel'stva. 1995. №50. St. 4873.

3. postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19 avgusta 2013 g. №716 «O federal'nom gosudarstvennom nadzore v oblasti bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija» // Sobranie zakonodatel'stva. 2013. №34. St. 4446.

4. Ukaz Prezidenta RF ot 15 ijunja 1998 g. №711 «O dopolnitel'nyh merah po obes-pecheniju bezopasnosti dorozhnogo dvizhenii» // Rossijskaja gazeta. 1998. 23 ijunja.

5. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 26 dekabrja 2008 g. №294-FZ «O zashhite prav juridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej pri osushhestvlenii gosudarstvennogo kontrolja (nadzora) i municipal'nogo kontrolja» // Sobranie zakonodatel'stva. 2008. №52. St. 6249.

6. Apelljacionnoe opredelenie Kostromskogo oblastnogo suda ot 17 avgusta 2016 po delu №33a-1800/2016. (Dokument opublikovan ne byl) // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus» (data obrashhenija 10.03.2017).

7. Reshenie Permskogo kraevogo suda ot 16 maja 2016 po delu №7-842/2016(21-512/2016) (Dokument opublikovan ne byl) // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus» (data obrashhenija 10.03.2017).

8. Reshenie Sverdlovskogo oblastnogo suda ot 30 nojabrja 2016 po delu №72-1674/2016 (Dokument opublikovan ne byl) // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus» (data obrashhenija 10.03.2017).

9. Reshenie Sevastopol'skogo gorodskogo suda ot 21 nojabrja 2016 po delu №21-324/2016 (Dokument opublikovan ne byl) // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus» (data obrashhenija 10.03.2017).

10. Prikaz MVD Rossii ot 30 marta 2015 №380 «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii ispolnenija gosudarstvennoj funkcii po osushhestvleniju federal'nogo gosudarstvennogo nadzora v oblasti bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija v chasti sobljudenija trebovanij zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija, pravil, standartov, tehnicheskih norm i inyh trebovanij normativnyh dokumentov v oblasti obespechenija bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija pri stroitel'stve, rekonstrukcii, remonte i jekspluatacii avtomobil'nyh dorog» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru (08.05.2015).

11. Postanovlenie Cheljabinskogo oblastnogo suda ot 12 oktjabrja 2016 №4a-947/2016 (Dokument opublikovan ne byl) // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus» (data obrashhenija 10.03.2017).

12. Prikaz MVD Rossii ot 2 marta 2009 №185 «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii ispolnenija gosudarst-vennoj funkcii po kontrolju i nadzoru za sobljudeniem uchastnikami dorozhnogo dvizhenija trebovanij v oblasti obespechenija bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija» // Rossijskaja gazeta. 2009. 7 ijulja.

13. Prikaz MVD Rossii ot 14 nojabrja 2016 №727 «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii ispolnenija gosudarstvennoj funkcii po osushhestvleniju federal'nogo gosudarstvennogo nadzora v oblasti bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija v chasti soblju-denija osushhestvljajushhimi dejatel'nost' po jekspluatacii transportnyh

sredstv, vypolnjajushhimi raboty i predostavljajushhimi uslugi po tehnicheskomu obsluzhivaniju i remontu transportnyh sredstv juridicheskimi licami i individual'nymi predprinimateljami i grazhdanami - uchastnikami dorozhnogo dvizhenija trebovanij zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, pravil, standartov, tehnicheskih norm i inyh normativnyh dokumentov v oblasti obespechenija bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija k konstrukcii i tehnicheskomu sostojaniju nahodjashhihsja v jekspluatacii avtomoto-transportnyh sredstv i predmetov ih dopolnitel'nogo oborudovanija, izmeneniju ih konstrukcii, perevozkam passazhirov i gruzov» // Oficial'nyj internetportal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru.

— • —

Сведения об авторе

Дмитрий Вячеславович Соколов, преподаватель кафедры профессиональной деятельности сотрудников подразделений охраны общественного порядка, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.