Научная статья на тему 'Дорожно-патрульная служба ГАИ МВД Республики Таджикистан как субъект государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения'

Дорожно-патрульная служба ГАИ МВД Республики Таджикистан как субъект государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1557
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ГАИ / ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ / ДОРОЖНО-ПОСТОВАЯ СЛУЖБА / КОНТРОЛЬ И НАДЗОР / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / THE STATE AUTOMOBILE INSPECTORATE / TRAFFIC POLICE / TRAFFIC INSPECTION SERVICE / CONTROL AND SUPERVISION / OVERSIGHT AND ENFORCEMENT / ROAD SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исмонзода Сайфуддин Махмадкабир

Раскрывается содержание деятельности Государственной автомобильной инспекции МВД Республики Таджикистан, которая в целом направлена на обеспечение безопасности дорожного движения. Данная деятельность в основном осуществляется посредством форм и методов административных контрольно-надзорных полномочий Госавтоинспекции. Автор подчеркивает, что данный орган, в частности дорожно-постовая служба, входящий в его состав, является основным субъектом государственного контроля и надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Исмонзода Сайфуддин Махмадкабир

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROAD-PATROL SERVICE OF THE STATE AUTOMOBILE INSPECTORATE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AS A SUBJECT OF STATE CONTROL AND SUPERVISION IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

In the article the author reveals the content of the activity of the State automobile inspection of the Ministry of interior of the Republic of Tajikistan, which overall are aimed at ensuring road safety. This activity is mainly carried out by means of forms and methods of administrative enforcement powers of the state. The author emphasizes that this body, in particular road and inspection service, part of it, is the Central subject of state control and supervision in the sphere of ensuring road traffic safety in the Republic of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Дорожно-патрульная служба ГАИ МВД Республики Таджикистан как субъект государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения»

УДК 342

ББК 67 © С.М. Исмонзода, 2018

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНАЯ СЛУЖБА ГАИ МВД РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН КАК СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Сайфуддин Махмадкабир Исмонзода,

адъюнкт ФПНП и НК кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: sa-19@mail.ru

Научный руководитель: А.М. Низаметдинов, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. Раскрывается содержание деятельности Государственной автомобильной инспекции МВД Республики Таджикистан, которая в целом направлена на обеспечение безопасности дорожного движения. Данная деятельность в основном осуществляется посредством форм и методов административных контрольно-надзорных полномочий Госавтоинспекции. Автор подчеркивает, что данный орган, в частности дорожно-постовая служба, входящий в его состав, является основным субъектом государственного контроля и надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Таджикистан.

Ключевые слова: государственная автомобильная инспекция, ГАИ, Госавтоинспекция, дорожно-постовая служба, контроль и надзор, контрольно-надзорная деятельность, безопасность дорожного движения.

ROAD-PATROL SERVICE OF THE STATE AUTOMOBILE INSPECTORATE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AS A SUBJECT OF STATE CONTROL AND SUPERVISION IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

Sayfuddin M. Ismonzoda,

Adjunct FPNP and NK Department of Administrative Activity of Internal Affairs Bodies Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. In the article the author reveals the content of the activity of the State automobile inspection of the Ministry of interior of the Republic of Tajikistan, which overall are aimed at ensuring road safety. This activity is mainly carried out by means of forms and methods of administrative enforcement powers of the state. The author emphasizes that this body, in particular road and inspection service, part of it, is the Central subject of state control and supervision in the sphere of ensuring road traffic safety in the Republic of Tajikistan.

Keywords: the state automobile Inspectorate, traffic police, traffic police, traffic inspection service, control and supervision, oversight and enforcement, road safety.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Исмонзода С.М. Дорожно-патрульная служба ГАИ МВД Республики Таджикистан как субъект государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):44-7.

В системе органов обеспечения безопасности дорожного движения выделяются органы, содержание компетенции которых свидетельствует о том, что они осуществляют наблюдательную по форме и охранительную по существу деятельность. Это органы государственного контроля и надзора. К ним относятся, помимо Госавтоинспекции, военные автомобильные инспекции, областные и районные инспекции технического надзора. Административно-правовой статус этих органов как субъектов контрольно-надзорной или административно-надзорной деятельности рассматривался в единичных работах [1; 2, с. 96; 4, с. 98].

Механизм управления синтезирует в себе различные виды управленческой деятельности (функ-

ции). Вариантом интеграции является сама функциональная структура управления. С этой точки зрения контрольно-надзорные органы предстают в виде одной из организационных форм управления. Через эту форму специальными методами осуществляется управленческое воздействие на одну из сторон функционирования объекта — его заданное состояние — состояние безопасности дорожного движения. Обеспечивается оно всей суммой правоохранительных способов, в том числе государственным контролем и надзором.

Отмечая единство объекта управления и надзора, исследователи подчеркивают главную задачу органов надзора — охрану соответствующих общественных отношений от различного рода неправо-

мерных посягательств [2, с. 96]. Сфера общественных отношений в области обеспечения безопасности дорожного движения гораздо шире, чем сфера общественных отношений, возникающих в области дорожного движения, поскольку включают в себя и отношения, возникающие при производстве и обслуживании транспортных средств, и при строительстве, ремонте и содержании улично-дорож-ной сети, и при подготовке участников дорожного движения. Сложность объекта административного надзора, наличие материальных поднадзорных объектов объясняет факт организационного закрепления в системе органов государственного контроля и надзора специальных его служб и включения в их функциональную структуру специальных видов работ по охране материальных ресурсов общества.

Государственное управление в области обеспечения безопасности дорожного движения является чрезвычайно сложной системой, оказывающей воздействие практически на все социальные явления, происходящие в соответствующей сфере. Согласованность действий всех элементов управленческой системы может быть достигнута реализацией в процессе управления различных организационно-правовых мероприятий. К их числу относится и установление рациональной структуры соответствующей части государственного аппарата, ее организационное обеспечение. С этих позиций организационное закрепление органов государственного контроля и надзора в отраслевых управляющих подсистемах можно расценить как признак, характеризующий место данных органов в государственном управленческом аппарате и их роль в процессе управления отраслью.

Статус Госавтоинспекции МВД РТ определен Положением о ней, утвержденным, Постановлением Хукумата (Правительства) Республики Таджикистан № 55 18.02.1998 [3]. В соответствии с этим Положением, цель ГАИ МВД РТ — осуществление специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Среди задач Госавтоинспекции МВД Республики Таджикистан основными являются: • обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами

и гражданами Республики Таджикистан, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства и иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения Республики Таджикистан;

• проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

С.А. Сергеев называет целью Госавтоинпекции защиту прав и законных интересов граждан, интересов общества и государства [4, с. 98], однако, по нашему мнению, это — задача, которую можно было бы назвать главной, которая предусмотрена не только вышеназванным Положением, но и Законом Республики Таджикистан «О милиции» (ст. 3, 10 и 11) [5].

Следует заметить, что структурно-организационный блок статуса Госавтоинспекции МВД Республики Таджикистан выделяет ее из системы органов государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения следующими признаками:

• ее сотрудники замещают должности сотрудников милиции и имеют специальные звания;

• в ее структуре образованы относительно самостоятельные подструктуры: дорожно-патруль-ная служба, инспекция технического надзора, инспекция дорожного надзора и служба организации движения;

• входящая в ее состав дорожно-патрульная служба построена по военизированному принципу: структурными единицами ее являются взводы, роты, батальоны, полки, возглавляемые командирами;

• координация несения службы постами и нарядами осуществляется дежурными частями.

В механизме государственного управления процессами, протекающими в области дорожного движения, ГАИ МВД Республики Таджикистан как субъект управления воздействует на объект управления особым образом. Особенности заключаются в специфическом соотношении задач, функций, форм и методов. Специфическую окраску задачам,

функциям, формам и методам деятельности придает то, что Госавтоинспекция как орган административного надзора действует от имени государства, его полномочия выходят за рамки ведомства. Полномочия такого рода обычно называют надве-домственными. Полномочия ГАИ МВД Республики Таджикистан распространяются не только и не столько на ведомства, сколько на граждан и юридические лица различных организационно-правовых форм. При этом «ведомственная» принадлежность отдельных участников правоотношений в области безопасности дорожного движения особого значения не имеет: не важно, кто нарушает правила дорожного движения — водитель федерального министерства или индивидуальный предприниматель, водитель директора коммерческой компании и т.д.

В компетенции Госавтоинспекции МВД Республики Таджикистан отсутствуют полномочия по разработке и утверждению нормативных правовых актов (имеются в виду внешние акты, которые устанавливают права и обязанности участников дорожного движения).

Госавтоинспекция, да и то через данное Министерство, лишь предлагает законопроекты и проекты постановлений Правительства, которые после предварительной доработки вносятся Министерством в Правительство республики, где редактируются, проходят экспертизу и соответствующую процедуру принятия (или отклонения).

По нашему мнению, вышеупомянутое нормативные правовые акты, формируя компетенцию ГАИ МВД Республики Таджикистан, образуют следующие полномочия:

1) по сбору информации, представляющей служебный интерес;

2) по организации проведения государственных технических осмотров;

3) по допуску граждан к управлению транспортными средствами (прием экзаменов и выдача водительских удостоверений);

4) по обеспечению учета требований к безопасности конструкции механических транспортных средств при проведении обязательной сертификации;

5) по разрешению перевозок опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов;

6) по надзору за содержанием объектов улич-но-дорожной сети;

7) по надзору за исполнением владельцами транспортных средств (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;

8) по надзору за соблюдением правил дорожного движения участниками дорожного движения;

9) по применению мер административного принуждения, в том числе, по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Этим перечнем набор полномочий Госавтоинспекции МВД Республики Таджикистан не исчерпывается. Его можно дополнить полномочиями по оказанию государственных услуг (по сопровождению транспортных средств), по подготовке государственного доклада о состоянии безопасности дорожного движения, по международному взаимодействию, по организации дорожного движения, по пропаганде безопасности дорожного движения, по оказанию помощи участникам дорожного движения и др.

В данном случае мы приводим компетенцию Госавтоинспекции лишь в части обеспечения безопасности дорожного движения. При этом нужно отметить, что помимо данного направления, ГАИ осуществляет общемилицейские правоохранительные функции, такие как: обеспечение общественного порядка и безопасности (например, в праздничные дни, на торжественных мероприятиях и т.п.); предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; задержание лиц, скрывшихся от органов предварительного следствия и суда; содействие этим органам в осуществлении правосудия; обнаружение и изъятие предметов (наркотиков, оружия и т.п.), запрещенных к свободному обороту и много другое.

Контрольно-надзорные полномочия Госавтоинспекции имеют властный характер, в то же время, они не безграничны, реализуются путем исполнения обязанностей и с использованием соответствующих необходимых для этого прав.

В Положении о Госавтоинспекции обязанности представлены как полномочия:

а) государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения,

которыми устанавливаются требования к проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения; к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспорт-ных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования; к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования; к перевозкам в пределах компетенции Госавтоинспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов и т.д.;

б) регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий и др.

Характер функций (задачи) дорожно-постовой службы и обязанностей инспектора дорожно-па-

трульной службы свидетельствует о том, что именно дорожно-патрульная служба Госавтоинспекции Министерство внутренних дел Республики Таджикистан является основным субъектом, осуществляющим контрольно-надзорную деятельность в области обеспечения безопасности дорожного движения в части обеспечения соблюдения правил дорожного движения его участниками.

Литература

1. Денисов Р.И. Административный надзор в сфере дорожного движения. М., 1982.

2. Зырянов С.М. Вестник Московского Университета МВД России. № 11, 2008.

3. Положение «О ГАИ МВД Республики Таджикистан», утверждено Постановлением Хукумата (Правительства) Республики Таджикистан № 55 18.02.1998 г.

4. Сергеев С.А. Административно-правовой статус ГИБДД как субъекта контрольно-надзорных правоотношений: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

5. Закон Республики Таджикистан «О милиции» от 17 мая 2004 г. № 41 (Сборник Ахбори Мад-жлиси Оли Республики Таджикистан, 2004, № 5, ст. 352).

Научные издания для юристов

ДА Бурыка Е.В. Егорова

Актуальные вопросы

теории и практики предъявления лиц для опознания

Актуальные вопросы теории и практики предъявления лиц для опознания: монография / Д.А. Бурыка, Е.В. Егорова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. 159 с. (Серия «Научные издания для юристов»).

На основе анализа специальной литературы, действующего уголовно процессуального законодательства и практики его применения рассматриваются проблемные, дискуссионные вопросы, связанные с подготовкой и проведением предъявления для опознания живых лиц как по признакам внешности, так и по функционально-динамическому комплексу навыков. Предлагается комплекс рекомендаций по дальнейшему совершенствованию правовых и криминалистических основ данного следственного действия.

Значительное внимание уделяется особенностям процессуальной оценки его результатов с учетом обобщения наиболее распространенных ошибок, допускаемых при предъявлении лиц для опознания. Для сотрудников правоохранительных органов, занимающихся раскрытием и расследованием преступлений, прокуроров, судей, адвокатов, преподавателей, аспирантов, научных работников, студентов, курсантов и слушателей юридических вузов, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами производства следственных действий и проблемами доказывания в российском уголовном судопроизводстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.