Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НОВЫХ КАТЕГОРИЙ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НОВЫХ КАТЕГОРИЙ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НОВЫХ КАТЕГОРИЙ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вислогубова Оксана Игоревна

Исследуется действующее законодательство, статистические данные, правоприменительная практика в сфере установления ответственности для новых категорий участников дорожного движения. На основе проведенного анализа подтверждается научная гипотеза о необходимости применения к новым категориям участников дорожного движения иных видов материальной ответственности, помимо мер административного наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вислогубова Оксана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITY OF NEW CATEGORIES OF ROAD USERS

The current legislation, statistical data law enforcement practice in the field of establishing responsibility for new categories of road users are studied. Based on the analysis carried out, the scientific hypothesis of the article is confirmed.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НОВЫХ КАТЕГОРИЙ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Вислогубова Оксана Игоревна

Ответственность новых категорий участников дорожного движения

Исследуется действующее законодательство, статистические данные, правоприменительная практика в сфере установления ответственности для новых категорий участников дорожного движения. На основе проведенного анализа подтверждается научная гипотеза о необходимости применения к новым категориям участников дорожного движения иных видов материальной ответственности, помимо мер административного наказания.

Ключевые слова: статистические данные, международный опыт, необходимый элемент административно-правового статуса, ответственность новых категорий участников дорожного движения, изменение законодательства.

Responsibility of new categories of road users

The current legislation, statistical data law enforcement practice in the field of establishing responsibility for new categories of road users are studied. Based on the analysis carried out, the scientific hypothesis of the article is confirmed.

Keywords: statistical data, international experience, a necessary element of administrative and legal status, responsibility of new categories of road users, changes in legislation.

Согласно статистическим данным в Российской Федерации отмечается рост числа дорожно-транспортных происшествий с участием лиц, передвигающихся на средствах индивидуальной мобильности, оснащенных электродвигателями (далее - новые категории участников дорожного движения). Так, за 9 месяцев 2021 г. зарегистрировано 416 таких ДТП, в результате которых погибло 10 и было ранено 438 человек [1, с. 23]. Чаще всего местом совершения ДТП становятся пешеходные переходы (73 нерегулируемых, 69 регулируемых). Следует обратить внимание, что 5 из 10 погибших (относящихся к новой категории участников дорожного движения) в момент ДТП перемещались перпендикулярно по отношению к движущимся транспортным средствам. При этом в большей части ДТП виновниками были признаны традиционные участники дорожного движения (водители транспортных средств), а не новые категории участников дорожного движения. Иными словами, новые категории участников дорожного движения, пересекая проезжую часть не спешиваясь, попадают в ДТП, виновниками которых признаются водители автомобилей, не ожидавшие быстрого, внезапного и бесшумного появления электросамокатчика или гироскутериста на пешеходном переходе. В настоящее время наблюдается ситуация, когда новые категории участников дорожного движения де-факто нарушают Правила дорожного движения, вследствие чего происходит ДТП, ответственность за которое несут иные лица,

поскольку де-юре статус новых категорий не закреплен в законодательстве. Данные обстоятельства порождают вседозволенность и приумножает число подобных происшествий.

Приведем несколько примеров подобных ДТП в Краснодарском крае [2]. 10 ноября 2021 г. в 15 ч. 05 мин. водитель автомобиля «хендай» на нерегулируемом неравнозначном перекрестке допустил наезд на электросамокат Wide Wheel PRO, двигающийся по тротуару без остановки под управлением совершеннолетнего лица. Пострадал водитель самоката (ушиб мягких тканей головы, лечение амбулаторное). 24 ноября 2021 г. в 18 ч. 30 мин. водитель автомобиля «форд» в г. Краснодаре допустил наезд на пешехода, передвигающегося на электросамокате КУГО ИКС 1 по нерегулируемому пешеходному переходу слева направо по ходу движения автотранспортных средств. Пострадал несовершеннолетний пешеход (госпитализирован с диагнозом перелом обеих ног, перелом правой руки).

В описанных выше случаях лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, был признан водитель автомобиля, а не так называемый пешеход (передвигающийся на электросамокате).

Таким образом, анализ статистических данных, а также правоприменительной практики подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения позволяет сделать вывод об отсутствии в настоящее время правовых оснований для привлечения к административной ответственности лиц, использующих электро-

68

самокаты, гироскутеры, моноколеса, сигвеи, а также управляющих ими.

Для нивелирования подобных причин дорожно-транспортных происшествий в целях искоренения практики непривлечения к ответственности новых категорий участников дорожного движения, а также для индивидуализации подходов в назначении административных наказаний предлагаем законодательно закрепить административную ответственность новых категорий участников дорожного движения путем внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Говоря об административной ответственности, следует отметить, что в КоАП РФ существует специальная глава (гл. 12), предусматривающая ответственность за нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Основной кодифицированный источник административного права выделяет субъекты ответственности:

- водители (несут административную ответственность в большинстве составов административных правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, в том числе за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, не прошедшим государственный технический осмотр (ст. 12.1 КоАП РФ); управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков (ст. 12.2 КоАП РФ); управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов (ст. 12.3 КоАП РФ); управление транспортным средством при наличии неисправностей или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид» (ст. 12.5 КоАП РФ); нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов (ст. 12.6 КоАП РФ); управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (ст. 12.7 КоАП РФ); управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ) и т.д.);

- пешеходы и иные лица (являются субъектами административных правонарушений по таким составам, как нарушение пДд пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения (ст. 12.29 КоАП РФ); нарушение ПДД пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.30 КоАП РФ);

- должностные, юридические лица, граждане (несут ответственность за нарушение правил установки на транспортном средстве

устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконную установку опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид» (ст. 12.4 КоАП РФ); повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений (ст. 12.33 КоАП РФ); несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений (ст. 12.34 КоАП РФ); незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию (ст. 12.35 КоАП РФ);

- владельцы (собственники) транспортных средств (ст. 12.37 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств). Вместе с тем ст. 2.6.1 КоАП РФ «Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств» свидетельствует о том, что собственники (владельцы) транспортных средств могут быть субъектами ответственности практически по всему перечню статей соответствующей главы КоАП РФ в случае «фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи» [3].

Проведенный анализ основного кодифицированного источника права в сфере административной ответственности позволяет утверждать, что остается неохваченной законодательством об административных правонарушениях значительная группа потенциальных субъектов административных правонарушений -лица, использующие электросамокаты, гироску-теры, моноколеса, сегвеи и управляющие ими, т.е. новые категории участников дорожного движения.

Учитывая результаты исследований, проведенных ранее [4, с. 102], отметим, что новые категории участников дорожного движения по своему правовому статусу ближе к таким традиционным участникам, как велосипедисты и иные участники дорожного движения. Именно поэтому для законодательного закрепления важнейшего элемента административно-правового статуса новых категорий участников дорожного движения было бы целесообразно внести изменения в статью, предусматривающую ответственность за нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного

69

движения (ст. 12.29 КоАП РФ), изложив ч. 2 соответствующей статьи в следующей редакции:

«Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения, в том числе лицом, использующим иные виды механических транспортных средств или управляющим ими (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), -

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей».

При этом в целях уточнения возможных вариаций подобных нарушений предлагаем указанную статью дополнить следующим примечанием:

«Примечание. Под нарушением Правил дорожного движения лицом, использующим иные виды механических транспортных средств или управляющим ими, в том числе следует понимать такие действия, как:

- управление иными видами механических транспортных средств в местах, предназначенных исключительно для движения пешеходов (пешеходная дорожка, пешеходная зона, пешеходный переход);

- непредоставление лицом, использующим для передвижения электросамокат (гироскутер, моноколесо, сегвей и иные механические транспортные средства), а также лицом, управляющим ими, преимущества в движении другим категориям участников дорожного движения при условии установления приоритета последних;

- перевозка пассажира, а также транспортировка груза (за исключением заплечного рюкзака) на иных видах механических транспортных средств;

- передвижение через проезжую часть по пешеходному переходу на ином виде механического транспортного средства (электросамокате, гироскутере, моноколесе, сегвее), не спешившись».

Внесение указанных изменений в КоАП РФ позволит выработать единую практику субъектов государственного контроля [5, с. 103] по привлечению к административной ответственности новых категорий участников дорожного движения, что в конечном счете приведет к сокращению происшествий с их участием.

Помимо указанных законодательных изменений, следует обратить внимание на положительный опыт применения шеринговыми компаниями собственных штрафных санкций к клиентам проката, которые, например, несут ответственность в следующих случаях:

- превышение определенного скоростного предела (наказывается штрафом в размере 15000 руб.);

- управление в состоянии опьянения (наказывается штрафом в размере 100000 руб.);

- передача управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения (наказывается штрафом в размере 200000 руб.).

Многие фирмы краткосрочной аренды автомобилей, кроме штрафных санкций, применяют блокировку аккаунта пользователя. Подобная мера является реакцией на систематическое или грубое нарушение условий договора или ПДД. Лицо, в отношении которого фирмой каршеринга применена блокировка аккаунта, не может пользоваться услугами краткосрочной аренды автомобилей.

В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию: совершеннолетний гражданин взял в краткосрочную аренду три электросамоката (для себя и своих малолетних детей), расплатившись картой, «привязанной» к аккаунту. В случае нарушения ПДД детьми с карты будут списаны денежные средства в качестве штрафа. Заплатив административный штраф, а также штраф фирмы кикшеринга, гражданин задумается о целесообразности предоставления арендованного механического транспортного средства малолетнему лицу, не знающему либо не соблюдающему пДд. Тем самым будет достигнута цель административного наказания -предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Условием для реализации подобного подхода является принятие на федеральном уровне типового договора краткосрочной аренды с распространением на него требований, предъявляемых к договору проката в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Указанный документ должен иметь статус подзаконного (ведомственного) нормативного правового акта (например, приказа Министерства экономического развития Российской Федерации).

Анализ правоприменительной практики подразделений полиции при квалификации правовых деликтов, связанных с происшествиями, участниками которых стали лица, передвигающиеся на новых видах механических транспортных средств, а также исследование опыта предоставления транспортных средств в краткосрочную аренду позволяют сделать вывод об отсутствии в настоящее время правовых оснований для привлечения к административной ответственности новых категорий участников дорожного движения в случае нарушения правил безопасного передвижения. В целях нивелирования подобной ситуации необходимо:

1. Внести изменения в ч. 2 ст. 12.29 КоАП РФ, закрепив в качестве иных участников дорожного движения лиц, использующих иные виды механических транспортных средств или управляющих ими.

2. Дополнить конструкцию ст. 12.29 КоАП РФ примечанием, раскрывающим наиболее ча-

70

стые фабулы административных правонарушений, совершаемых новыми категориями участников дорожного движения.

3. Интегрировать в сферу кикшеринга положительный опыт по привлечению к ответственности лиц, краткосрочно арендующих автомобили (каршеринг), в части применения положений об ответственности собственников транспортных средств с последующим регрессом штрафных санкций (административных штрафов и устанавливаемых фирмами штрафов) в отношении лиц, заключивших соответствующие договоры. Обязательным условием подобной интеграции является введение типового договора кикше-ринга с указанием ответственности новых категорий участников дорожного движения и возможностью блокировки аккаунта.

1. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2021 года. Информационно-аналитический обзор. М, 2021.

2. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 год. Информационно-аналитический обзор. М., 2022.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Гарант». URL: https://base. garant. ru/12125267 (дата обращения: 22.11.2021).

4. Затолокин А.А., Вислогубова О.И. Проблема правового регулирования государственного контроля за управлением гиро-скутером (сегвеем), электросамокатом // Современное состояние и перспективы обеспечения безопасности дорожного движения: теория и практика: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. /под ред. Ю.Н. Калюжного. Орел, 2018.

5. Зейналов Ф.Н. Нормативно-правовое закрепление полномочий сотрудников органов внутренних дел на примере деятельности дорожно-патрульной и патрульно-постовой служб полиции // Современная наука. 2021. № 3. С. 50-59.

В завершение следует отметить, что интенсивное насыщение улиц и дорог новыми видами механических транспортных средств (электросамокаты, гироскутеры, моноколеса сигвеи) приводит к росту числа дорожно-транспортных происшествий с их участием. На данную проблему накладывается проблема отсутствия законодательного закрепления административно-правового статуса новых категорий участников дорожного движения. Перспективность и значимость подобных видов транспортных средств для городских агломераций позволяет вести речь не о запретительных, а о регулятивных мерах в вопросах государственного управления в сфере контроля за их передвижением, в том числе правовой регламентации статуса новых категорий участников дорожного движения.

1. Road traffic accidents in the Russian Federation for 9 months of 2021. Information and analytical review. Moscow, 2021.

2. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2021. Informational-analytical review. Moscow, 2022.

3. Code of the Russian Federation about Administrative Offences d.d. Dec. 30, 2001 No. 195-FL [Electronic resource]. Access from the legal reference system «Garant». URL: https://base. garant.ru/12125267 (date of acces: 22.11.2021).

4. Zatolokin A.A., Vislogubova O.I. The problem of legal regulation of state control over the management of a gyro scooter (segway), electric scooter // The current state and prospects of road safety: theory and practice: proc. of the All-Russian sci. and practical conf. /ed. by Yu.N. Kalyuzhny. Orel, 2018.

5. Zeynalov F.N. Regulatory and legal consolidation of the powers of employees of internal affairs bodies on the example of the activities of the road patrol and patrol police services // Modern science. 2021. No. 3. P. 50-59.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Вислогубова Оксана Игоревна, адъюнкт кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России; e-mail: kiap_krdu@mvd.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

O.I. Vislogubova, Adjunct of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: kiap_krdu@mvd.ru

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.