Научная статья на тему 'Административно-правовой статус отдельных субъектов административно- правовых отношений в сфере безопасности дорожного движения'

Административно-правовой статус отдельных субъектов административно- правовых отношений в сфере безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
327
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / правовой статус участников дорожного движения / субъекты административно-правовых отношений / модные сегвеи / traffic safety / legal status of road users / subjects of administrative and legal relations / fashion segways.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Геннадьевна Капустина

В статье анализируется ситуация, сложившаяся сегодня на дорогах страны. Актуальность исследования обусловлена большим количеством пострадавших и погибших в дорожно-транспортных происшествиях. Автор высказывает собственное мнение о необходимости законодательного закрепления правового статуса новомодных средств передвижения и их водителей. Рассматриваются виды транспортных средств, а также права и обязанности участников дорожного движения. На основании проведенного исследования делаются выводы, что Правила дорожного движения требуют внесения изменений, которые предлагает автор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal status of individual subjects of administrative and legal relations in the field of road safety

The article analyzes the situation on the road of the country today. The relevance of the study is due to the large number of victims and deaths in road accidents. The author's own opinion on the need for legislative consolidation of the legal status of new-fangled vehicles and their drivers is expressed. The types of vehicles, as well as the rights and obligations of road users are considered. On the basis of the study, it is concluded that the Rules of the road require changes, which are proposed by the author.

Текст научной работы на тему «Административно-правовой статус отдельных субъектов административно- правовых отношений в сфере безопасности дорожного движения»

УДК 342.95 ББК 67.401

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10096

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОТДЕЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Елена Геннадьевна КАПУСТИНА, доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД Орловского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.14 — административное право;

административный процесс

Аннотация. В статье анализируется ситуация, сложившаяся сегодня на дорогах страны. Актуальность исследования обусловлена большим количеством пострадавших и погибших в дорожно-транспортных происшествиях. Автор высказывает собственное мнение о необходимости законодательного закрепления правового статуса новомодных средств передвижения и их водителей. Рассматриваются виды транспортных средств, а также права и обязанности участников дорожного движения. На основании проведенного исследования делаются выводы, что Правила дорожного движения требуют внесения изменений, которые предлагает автор.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, правовой статус участников дорожного движения, субъекты административно-правовых отношений, модные сегвеи.

Annotation. The article analyzes the situation on the road of the country today. The relevance of the study is due to the large number of victims and deaths in road accidents. The author's own opinion on the need for legislative consolidation of the legal status of new-fangled vehicles and their drivers is expressed. The types of vehicles, as well as the rights and obligations of road users are considered. On the basis of the study, it is concluded that the Rules of the road require changes, which are proposed by the author.

Keywords: traffic safety, legal status of road users, subjects of administrative and legal relations, fashion segways.

Рецензент: Ф.Н. Зейналов, кандидат юридических наук

Проблема безопасности дорожного движения день ото дня становится все более злободневной. Ежедневно в новостных лентах мы читаем и слышим о пострадавших и погибших в дорожно-транспортных происшествиях.

В Забайкальском крае 2 декабря произошла страшная авария с рейсовым автобусом. В списке жертв 19 человек, больше 22 пострадавших.

7 декабря ДТП в Москве. Автомобиль на скорости вылетел с проезжей части, въехал на тротуар, сбил пешеходов и врезался в вестибюль

станции «Окружная» Московского центрального кольца. Трое погибших пешеходов, двое пострадавших.

8 декабря 2019 г. в Нижнем Новгороде крупное ДТП — автомобиль выехал на встречную полосу, где столкнулся с двумя машинами и вылетел на тротуар, по которому шли учителя с детьми в театр юного зрителя. Пострадали 10 школьников, погибла мама одного из них1.

И этот список, к сожалению, можно продолжать. И хотя показатели аварийности на дорогах в общем плане постепенно снижаются, ее

ЗАКОН И ПРАВО 02-2020

уровень остается довольно высоким, что вызывает острую необходимость в анализе проблем, которые связаны с обеспечением безопасности дорожного движения, статусом его участников и взаимодействием субъектов, заинтересованных в решении вопросов снижения аварийности на дорогах страны.

Сегодняшняя обстановка в сфере дорожного движения все больше и больше вызывает интерес относительно использования современных средств передвижения.

Так, популярностью пользуются модные сег-веи, гироскутеры, моноколеса, моноскейты, электросамокаты, лонгборды, джамперы. Все они имеют электрический двигатель, различную мощность (за исключением джамперов) и позволяют быстро передвигаться по улично-дорожной сети. Новшество, по большей части, пользуется спросом у молодежи и является средством активного образа жизни, а также позволяет мобильно добраться до места назначения.

Граждане, использующие данные средства передвижения, подвергают себя опасности, выезжая на проезжую часть. При интенсивном движении в транспортном потоке человек может потерять равновесие и последствия станут непоправимыми. При этом данная категория участников дорожного движения не учитывает свой неопределенный законодательно статус, что в последующем затруднит разбирательство по делу об административном правонарушении и процесс привлечения виновных к ответственности. Следует отметить, что, передвигаясь по тротуарам и пешеходным дорожкам, лица, управляющие сегвеями, зачастую мешают пешеходам, задевая их и причиняя неудобства в свободном комфортном движении.

С точки зрения Правил дорожного движения лица, использующие роликовые коньки, самокаты и другие аналогичные средства (по совокупности эксплуатационных и технических характеристик к ним могут быть отнесены гирос-кутеры, моноколеса, электрические самокаты), являются пешеходами и обязаны знать и соблюдать Правила дорожного движения.

Максимальная скорость таких транспортных средств, при которой водитель может сохранить равновесие, 10 — 12 километров в час. В случае превышения указанной скорости возможно падение управляющего транспортным средством лица. Кроме того, движение на гироскутерах, моноколесах и прочих подобных средствах по проезжей части дорог запрещено.

Права и обязанности участников дорожного движения закреплены в ст. 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995г. № 196-ФЗ2, согласно которой участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения.

Моноколёса, сегвеи и гироскутеры формально подпадают под определение транспортных средств согласно Правилам дорожного движения (ПДД), но тонкость заключается в том, что нет четких обязанностей и прав передвигающихся на таких устройствах «водителей». Это не пешеходы, не велосипедисты, не водители мопедов. В то же время сами устройства удовлетворяют определению механических транспортных средств и просто транспорта.

Согласно Правилам дорожного движения гироскутер, моноколесо и сегвей — это транспортные средства, причем механические. Об этом свидетельствуют непосредственно одноименные определения терминов в п. 1.2 постановления Правительства РФ от 23 октября 1993г. № 1090 (ред. от 04.12.2018 г.) «О Правилах дорожного движения»3.

Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Механическое транспортное средство приводится в движение двигателем. Дорога согласно ПДД включает тротуары и разного рода пешеходные и иные дорожки. Следовательно, лица, передвигающиеся по тротуарам, будут считаться пешеходами.

Вместе с тем пешеход — это лицо, находящееся вне транспортного средства, поэтому не понятно, к какой категории следует относить лицо, передвигающееся на гироскутере, сегвее или моноколесе. Но тонкость заключается в том, что для того, чтобы считаться транспортом, у этих устройств должен быть паспорт транспортного средства, которого у них нет. Это спортинвентарь, такой же, как питбайки и т.п.

Четкого определения сегвеев, гироскутеров и моноколёс в ПДД сегодня нет. Их, с одной стороны, можно отнести сразу к нескольким видам транспортных средств (ТС), с другой стороны, нельзя отнести ни к одному.

Заметим, что трактование моноколеса с точки зрения ПДД вызывает определенные пробле-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2020

мы — оно не может быть и велосипедом, помимо прочего, у него всего одно колесо. Мопедом моноколесо не является по той же причине. А вот под определение электромобиля формально может подходить.

Электромобиль — автомобиль, приводимый в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от автономного источника электроэнергии.

А моноколесо — электрический самобалансирующийся уницикл (моноцикл) с одним колесом и расположенными по обе стороны от колеса подножками. Моноколесо использует различные датчики, гироскопы и акселерометры.

Таким образом, проанализировав википе-дию, ПДД и публикации экспертов, можно отметить, что моноколесо не подходит ни под один термин.

Делая вывод, следует отметить, что Правила дорожного движения требуют серьезной доработки, поскольку по букве этого акта такие устройства могут быть полноценными механическими транспортными средствами, однако для них нужно определить правовой статус, закрепляя соответствующие обязанности, понятия и термины.

Законодатель предлагает остановиться на термине «средства индивидуальной мобильности»4 и определить движение по велодорожкам и тротуарам с допустимой скоростью не выше 20 километров в час.

Вместе с тем остается открытым вопрос контроля за движением таких средств, механизма выявления правонарушений в области дорожного движения, их фиксации, контроля самой ско-

рости и применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

В случае нарушения установленных требований действия лица могут быть квалифицированы по статьям 12.29 и 12.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях5.

В то же время ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения» предполагает освидетельствование лица на состояние опьянения, однако каким образом и кем данные лица будут выявляться и освидетельствоваться, не понятно.

Вызывает сомнение и обеспечение условий дорожной инфраструктуры: не везде в городах и населенных пунктах есть тротуары, пешеходные ограждения, а тем более велосипедные дорожки, а значит, отсутствуют условия безопасности данной категории участников дорожного движения, т.е. они остаются не защищенными.

1 https://www.1tv.ru/news/2019-12-02/

2 Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 01.11.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

3 Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 (ред. от 04.12.2018 г.) «О Правилах дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс»

4 Ы^://а^о.гатЪ1ег.т/оШег/42944183/?Ш:т_соП:еП:= а^о_те(Иа&^т_те(1шт= read_more&utm_source= соруИпк

5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 02.12.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.