ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
342.9 ББК 67.401
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ИГОРЬ МИРЗАШАЕХОВИЧ ШАВАЛИЕВ,
адъюнкт Всероссийского института повышения квалификации
сотрудников МВД России E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Научный руководитель: начальник кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент А.В. Зубач
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируется официальная статистика дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли или пострадали несовершеннолетние лица, рассматриваются административно-правовые аспекты безопасности несовершеннолетних в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: несовершеннолетний участник дорожного движения, ошибки, дорожно-транспортное происшествие, безопасность, профилактика, меры административного воздействия, решение проблем.
Abstract. Analyzes official statistics of road traffic accidents, which killed or injured minors, are considered administrative and legal aspects security of minors in the field of ensuring road safety.
Keywords: minor road users, errors, traffic accident, safety, prevention, administrative measures, problem solving.
В настоящее время актуальной социальной проблемой во всем мире остается проблема гибели и травматизма несовершеннолетних участников дорожного движения. Одними из основных причин обострения данной проблемы можно выделить как глобальный высокий темп автомобилизации, ярко проявившийся в последнее десятилетие, так и недостаточную дисциплинированность участников дорожного движения. К сожалению, на сегодняшний день в катастрофичном положении находится и Российская Федерация. Ежегодно в нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях погибают около 1 300 и получают травмы более 28 000 несовершеннолетних детей и подростков в возрасте до 18 лет, а удельный вес таких проис-
шествий ежегодно составляет 7—10% от общего количества [11].
Дорожно-транспортные происшествия с участием несовершеннолетних лиц все чаще привлекают особое внимание общественности. Стоить отметить, что большинство из пострадавших в ДТП детей становятся инвалидами, а ведь сохранение жизни и здоровья несовершеннолетних участников дорожного движения имеет огромное социальное, экономическое, культурологическое, демографическое и иные значения. В настоящее время в нашей стране наиболее острым остается вопрос о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних детей. Ребенок был и остается самым незащищенным участником до-
35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
ДТП
Погибло Ранено
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Статистика ДТП с участием несовершеннолетних лиц в возрасте до 18 лет
Год Всего ДТП В них погибло В них ранено
2010 27 704 1 392 29 600
2011 27 584 1 449 29 576
2012 28 137 1 413 30 263
2013 27 877 1 285 30 106
2014 26 768 1 289 28 828
2015 24 794 1 028 26 838
рожного движения. Это обусловлено многими причинами, а наиболее часто — их совокупностью: невнимательностью несовершеннолетних лиц на проезжей части, состоянием автомобильных дорог, качеством работы и правильной установкой технических средств регулирования дорожного движения, техническим состоянием транспортных средств, недисциплинированностью многих участников движения, плохими знаниями Правил дорожного движения и умениями их выполнять. Наряду с перечисленными причинами необходимо отметить и то, что с увеличением темпа количественного роста автомототранспортных средств, культура поведения участников дорожного движения на дорогах, а также состояние дорожных сетей в целом ухудшается, что, как следствие, влечет за собой рост количества дорожно-транспортных происшествий, в том числе и с участием лиц, не достигших совершеннолетия.
Согласно статистическим данным Госавтоинспекции МВД России, за период с 2010 года по
2015 год количество дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних детей и подростков в возрасте до 18 лет остается неизменно высоким, несмотря на относительное снижение данного показателя в 2015 году (24 794 ДТП, в которых погибло 1 028 и ранено 26 838 детей), причем «пик» пришелся на 2012 год (28 137 ДТП, в которых погибло 1 413 и было ранено 30 263 несовершеннолетних участника) [11].
Участники дорожного движения, не достигшие совершеннолетия, выступают как в роли пассажиров, так в роли пешеходов и водителей. Из официальной статистики ГУОБДД МВД России следует, что дети-пешеходы, наряду с детьми-пассажирами, ежегодно составляют значительную часть несовершеннолетних, погибающих и травмирующихся в дорожно-транспортных происшествиях. Например, за 2015 год в 11 279 ДТП погибло 332 и ранено 12 305 ребенка-пешехода, а в 8 645 происшествиях погибло 430 и пострадало 9 832 ребенка-пассажира
Статистика ДТП с участием несовершеннолетних пешеходов
11000 10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
ДТП
Погибло Ранено
2010 2011 2012 2013 2014 2015 г
Год Всего ДТП В них погибло В них ранено
2010 10 016 332 10 028
2011 9 474 307 9 483
2012 9 159 320 9 142
2013 8 964 271 8 993
2014 8 356 238 8 388
2015 8 597 231 8 663
в возрасте до 16 лет. Что касается детей-водителей, в том числе механических транспортных средств и велосипедов, то и здесь статистика за прошлый год не утешительная, с участием данной возрастной категории в 3 695 ДТП погибло 578 и было ранено 3 596 несовершеннолетних лица [11].
Наиболее распространенные ошибки несовершеннолетних пешеходов, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям, — это, как правило, переход проезжей части в неустановленном месте, вне пешеходного перехода, неожиданный выход или выезд на проезжую часть из-за транспортного средства или сооружения, закрывающего обзор.
Приведенная печальная статистика может быть связана со многими факторами. Например, с тем,
что юные участники дорожного движения, выступая в качестве пешеходов, в силу своих физиологических, психологических и других качеств, не могут достаточно объективно воспринимать и оценивать дорожную обстановку, а что наиболее важно, степень ее опасности. Поведение несовершеннолетних детей, находящихся в непосредственной близости от дороги, как правило, непредсказуемо. Они в самый непредсказуемый момент могут выбежать на проезжую часть, неожиданно остановиться или изменить направление движения в любую сторону.
Другую группу дорожно-транспортных происшествий, при которых часто травмируются дети, не достигшие совершеннолетия, составляют ДТП, участниками которых являются несовершеннолет-
11000 10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
ДТП
Погибло Ранено
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Статистика ДТП с участием несовершеннолетних пассажиров
Год Всего ДТП В них погибло В них ранено
2010 7 849 489 8 530
2011 8 231 541 8 998
2012 8 891 515 9 813
2013 9 217 496 10 202
2014 9 304 551 10 316
2015 8 645 430 9 832
ние водители. Остановимся на данной категории более подробно. В первую очередь это относится к детям-водителям велосипедов, которые только в 2015 году попали в 2 483 аварии, при которых 61 несовершеннолетний погиб, а 2 433 получили телесные повреждения [11]. При этом, зачастую, данная категория участников дорожного движения получает телесные повреждения в результате собственной неосторожности.
Повышенную аварийную опасность представляют и несовершеннолетние, управляющие механическими транспортными средствами (скутерами, мопедами, квадрициклами, мотоциклами и др.). В подавляющем большинстве данные лица не имеют права на управление транспортными средствами, а сами транспортные средства не соответствуют тех-
ническим и другим требованиям, предъявляемым к данным средствам.
Управлять мопедом и квадрициклом категории «М», либо легким мотоциклом подкатегории «А1», в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», разрешается лицам не моложе 16 лет. Кроме того, в соответствии со статьей 2.3 КоАП РФ административной ответственности, в том числе за административное правонарушение в области дорожного движения, подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Однако, чаще всего, водителями мопедов, квадрициклов или других механических средств с минимальными техническими характери-
Статистика ДТП с участием несовершеннолетних водителей механических транспортных средств
1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0
ДТП
Погибло Ранено
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Год Всего ДТП В них погибло В них ранено
2010 1 144 25 1 125
2011 1 284 32 1 259
2012 1 525 47 1 486
2013 1 553 51 1 515
2014 1 145 45 1 108
2015 727 32 700
стиками становятся подростки до 16 лет, которые не знакомы с требованиями Правил дорожного движения и не имеют достаточных навыков вождения, а в летний период указанные механические транспортные средства «становятся основными участниками аварий с тяжелыми последствиями» на автодорогах Российской Федерации.
Движение по улицам и проспектам общего пользования вышеуказанных механических средств со скоростью, часто превышающей установленную в 50 км/ч, под управлением несовершеннолетних детей, не обязанных получать водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством, иметь навыки управления и знать Правила дорожного движения, но при этом не нести никакой ответственности за свои действия на
дороге, противоречит всем требованиям действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения. А невозможность привлечения к административной ответственности лиц, не достигших соответствующего возраста, управляющих мопедами и другими малыми механическими транспортными средствами препятствует своевременному и в полном объеме принятию адекватных мер административно-правового характера к их обладателям в целях обеспечения безопасности как самих несовершеннолетних водителей, так и других участников дорожного движения.
Отсутствие надлежащих мер административного воздействия к нарушителям Правил дорожного движения, не достигшим совершеннолетия,
порождает безнаказанность, а существующие на сегодняшний день меры административно-правового характера недостаточно эффективны. Так, в соответствии с требованиями Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 185, при выявлении противоправных действий (бездействий), совершенных несовершеннолетним лицом, не достигшим возраста 16 лет, дело об административном правонарушении не возбуждается. В указанных случаях обеспечивается передача несовершеннолетнего должностному лицу подразделения по делам несовершеннолетних, либо его доставление в служебное помещение органа внутренних дел. Права должностных лиц подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел предусмотрены пунктом 3 статьи 12 и частью 2 статьи 21 Федерального закона от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Обязанности по недопущению к управлению механическим транспортным средством лиц, не достигших 16 лет, возложены на родителей. Ответственность для родителей предусмотрена статьей 5.35 КоАП РФ «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних», за несоблюдение требований настоящей статьи ответственность наступает в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.
Дела об административных правонарушениях в области дорожного движения, согласно частью 2 статьи 23.2 и частью 3 статьи 29.5 КоАП РФ, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Несомненно то, что предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма является задачей не только административных органов, но и всей общественности в целом.
В настоящее время, одним из приоритетных направлений деятельности подразделений Госавтоинспекции МВД России по уменьшению дорожно-транспортного травматизма среди несовершеннолетних является проведение профилактических мероприятий. Составной и неотъемлемой частью данных мероприятий является широкая пропагандистская деятельность, проводимая совместно с работниками государственных учреждений и общественных организаций, Всероссийским обществом автомобилистов, педагогическими коллективами образовательных организаций и дошкольных учреждений, автотранспортными предприятиями и средствами массовой информации.
Однако нельзя отрицать то, что в силу ряда проблем, в том числе и экономических, во многих российских регионах сегодня уделяется недостаточное внимание к проблеме предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, проявляется формальное отношение многих образовательных организаций, административных органов и общественности к проведению различных мероприятий по пропаганде безопасности дорожного движения, кроме того недостаточно полно прорабатываются вопросы организационно-методического и материального обеспечения, что в итоге приводит к низкому уровню эффективности проведения профилактических мероприятий с несовершеннолетними детьми.
В качестве действенных профилактических мероприятий, необходимых для проведения пропагандистской деятельности и направленных на снижение аварийности среди несовершеннолетних участников дорожного движения, можно выделить такие, как:
1) использование возможностей социальной рекламы, печатной и сувенирной продукции;
2) организация обращений к участникам дорожного движения посредством средств массовой информации, трансляцию специальных телепередач по телевидению, радио, кроме того пропаганда безопасности дорожного движения посредством социальных сетей в Интернете, а также с использованием громкоговорящих установок на вокзалах, в общественном транспорте, крупных торговых центрах и иных общественных местах;
3) организация и проведение детских картингов, конкурсов, тематических выставок, викторин и других массовых мероприятий, в том числе и в образовательных организациях;
4) проведение классными руководителями дополнительных занятий, целевых родительских собраний по вопросам проведения мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и другие [8].
Можно предположить, что принятие соответствующих локальных нормативных правовых актов при проведении данных мероприятий, приведет к большей их эффективности.
На федеральном уровне в настоящее время действует целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах», в которой одним из важнейших направлений является формирование культуры на дорогах и воспитание негативного отношения к нарушениям правил дорожного движения и лицам, их допустившим [12]. Как отметил начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенант полиции Виктор Иванович Нилов: «Условия, в которых разрабатывалась новая ФЦП, принципиально отличаются от 2004 года (в то время была разработана ФЦП на 2006—2012 гг.), когда речь шла о коренном изменении сложившейся ситуации с аварийностью на дорогах. Задачи современного этапа — сохранить и развить достигнутые результаты, как на федеральном уровне, так и в каждом отдельно взятом регионе, использовать актуальные подходы, механизмы, решения. Новая программа станет органичным продолжением предшествующей» — подчеркнул он [13].
Основные усилия в рамках новой программы повышения безопасности дорожного движения направлены на дальнейшую активизацию работы органов исполнительной власти, особенно на региональном и районном уровнях; защиту наиболее уязвимых категорий участников дорожного движения, к которым, несомненно, относятся и несовершеннолетние лица; развитие системы организации движения транспорта и пешеходов; совершенствование взаимодействия с институтами гражданского общества и расширение контактов на международном уровне.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма среди несовершеннолетних возможна не только при условии их специальной подготовленности к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде, но и сформированности дорожной культуры. Это обусловлено, во-первых, общечеловеческими требованиями к сохранению жизни и здоровья всего подрастающего поколения, во-вторых, потребностью общества в повышении уровня транспортной культуры населения и, в-третьих, заказом системе отечественного образования в сфере эффективной подготовки детей к безопасной жизни и деятельности в условиях развивающейся транспортной среды.
Сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения, не достигших совершеннолетия, как было уже отмечено, имеет социальные, экономические, культурологические и иные аспекты. Эта многоаспектность не всегда учитывается субъектами пропаганды безопасности дорожного движения при проведении профилактической работы. Не учитывается и то, что большинство людей, среди которых немало учителей и родителей, привыкло руководствоваться личным опытом, а не специальными научными знаниями и умениями в области подготовки детей к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде и процессах, происходящих в ней. Исходя из того, что человеческий фактор является доминирующим при нарушении функционирования любой социотехнической системы, то есть поведение человека возобладает над элементами инфраструктуры общества, то можно выделить один из приоритетных путей достижения цели такой специальной подготовленности — формирование дорожной культуры подрастающего поколения [7].
Причинами дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних детей при их движении по улицам и дорогам, могут являться весьма низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения, обусловленный в невыполнении требований Правил дорожного движения, отсутствие устойчивых навыков безопасного их выполнения, а также отсутствие специальных знаний о поведении других участников движения и «поведении» транспортных средств во время их движения. Недисциплинированность
и неуважение к окружающим их участникам дорожного движения, пренебрежение мерами личной безопасности и безопасности других пешеходов и пассажиров — важнейшие составляющие неблагополучия детей, не достигших совершеннолетнего возраста, в сфере безопасности дорожного движения.
Большое значение в решении вышеуказанных проблем имеет агитация, пропаганда и профилактические мероприятия, направленные на безопасность дорожного движения. Долгое время их значение и возможности явно недооценивались, эффективность и действенность были изучены не в полном объеме. С помощью агитации и пропаганды можно создать необходимые условия для усвоения и неукоснительного соблюдения Правил дорожного движения всеми его участниками, в том числе и несовершеннолетними, сформировать их сознательное отношение к безопасному поведению на дорогах, что, как следствие, будет способствовать уменьшению уровня дорожно-транспортного травматизма среди несовершеннолетних участников дорожного движения.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.
3. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» // Российская газета. 2013. № 161. 25 июля.
4. Федеральный закон от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Рос-
сийской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Российская газета. 2014. № 238. 17 октября.
5. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 26.04.2013) // Российская газ. 1998. № 116.
6. Зубач А.В. Теоретические и методологические основы формирования правосознания сотрудников Госавтоинспекции в процессе профессионального образования // Актуальные проблемы профессиональной подготовки сотрудников Госавтоинспекции на современном этапе: материалы межвузовской научно-практической конференции. Набережные Челны, 2014.
7. Канунников А.М. О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма // Административное право и процесс. 2013. № 3. С. 68—69.
8. Кузнецов А.П. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе / А.П. Кузнецов, С.В. Изоси-мов, Н.Н. Маршакова // Транспортное право. 2014. № 1.
9. Смородина В.А. Из истории пропаганды безопасности дорожного движения // История государства и права. 2006. № 12. С. 19—20.
10. Сорокин В.Д. Парадоксы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2014. № 3. С. 6.
11. URL: https://www.gibdd.ru
12. Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах» // СЗ. РФ. 2013. № 41. Ст. 5183.
13. Онлайн-интервью с главой ГИБДД МВД России генерал-лейтенантом В.И. Ниловым. Главный госавтоинспектор страны ответил на вопросы читателей «Газеты.Яи». URL: https://dfout.mvd.ru/ Prjamaja_rech/item/2052249/?print=1