УДК 340
DOI 10.23672/SAE.2019.2019.43774
Числов Александр Иванович
доктор юридических наук, профессор,
профессор кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России [email protected]
Поделякин Александр Александрович
преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Краснодарский университет МВД России [email protected]
Alexander I. Chislov
Doctor of Law, Professor,
Professor Department of Philosophy,
Foreign Languages
and Humanitarian Training
of Internal Affairs Bodies,
Tyumen Institute for Advanced Studies
of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Alexander A. Podelyakin
Lecturer of the Department of Administrative Activities of Internal Affairs, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia [email protected]
Вопросы, связанные
с определением правового статуса участников дорожного движения, использующих электрические средства передвижения
Issues related
to determining
the legal status of road users
using electric vehicles
Аннотация. В статье авторы размышляют о проблемах определения административно-правового статуса участников дорожного движения, использующих электрические средства передвижения (электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и др.) в условиях действующего законодательства. Существующая проблема вызвана ростом количества электрических средств передвижения, пользователи которых регулярно нарушают Правила дорожного движения, становятся участниками различных происшествий.
Ключевые слова: электросамокат, гироскутер, моноколесо, электрические средства передвижения, Правила дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие.
Annotation. In the article, the authors reflect on the problems of determining the administrative and legal status of road users using electric vehicles (electric scooters, gyro scooters, monowheels, etc.) in the current conditions Legislation. The current problem is caused by the increase in the number of electric vehicles, whose users regularly violate the rules of the road, become participants in various incidents.
Keywords: electric scooter, gyro scooter, monowheel, electric vehicles, traffic rules, traffic accident.
Госавтоинспекция МВД России выносит на общественное обсуждение проблематику определения административно-правового статуса участников дорожного движения, использующих электрические средства передвижения (далее ЭСП), к которым отнесены электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и др. [1].
В последние годы интерес людей к использованию для передвижения электросамокатов, моноколес, гироскутеров и других им подобных средств, возрос. В крупных городах открываются сервисы, предоставляющие электросамокаты в
аренду, на улицах этих устройств становится все больше. Использование эСп позволяет человеку быстрее добраться из точки «А» в точку «Б», на нем можно легко ездить по тротуару и ему не помеха пробка на дороге. У ЭСП большой потенциал, этот способ перемещения служит не только средством развлечения, но постепенно занимает место в структуре городской мобильности.
Но существуют и проблемы, вызванные ростом количества ЭСП. Эти средства передвижения представляют реальную угрозу для пешеходов
при использовании их на тротуарах, случаи наезда на пешеходов где люди получили серьезные травмы, уже имеются [2]. Также, пользователи ЭСП становятся участниками дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) с участием автомобилей на проезжей части дороги [3]. Не стоит оставлять без внимания вопрос, касающийся создания необходимой инфраструктуры для пользователей ЭСП. Уже сегодня существует необходимость разграничить передвижение «Автомобилей - ЭСП - Пешеходов».
Специалисты считают, что проведенный анализ происшествий с ЭСП, свидетельствует о необходимости закрепления административно-правового статуса их пользователей. По данным официальной статистики аварийности в 2018 году в Российской Федерации зафиксировано 39 ДТП с участием электрических устройств передвижения малой мощности, в которых получили ранения 40 человек, погибших, не было. За шесть месяцев 2019 года совершено 40 таких ДТП, 39 человек ранены, 2 погибли [4].
Многие страны мира расширили Правила дорожного движения (далее Правила) для электросамокатов и им подобных средств передвижения, ставшими крайне популярными среди граждан, к таковым относятся: Австрия, Швейцария, Эстония и др. В России, согласно Правилам, лица, управляющие гироскуторами, электросамокатами, сегвеями и другими аналогичными средствами приравниваются к пешеходам и соответственно на них распространяются обязанности по выполнению требований как участников дорожного движения. В соответствии с пунктом 4.1 Правил, пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеход-ным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам [5], если исходить из технических характеристик: гироскутер может развивать скорость от 20 км/ч, мощность двигателя от 0,1 кВт; электросамокат и моноколесо от 20 до 65 км/ч, мощность двигателя от 0,25-2,4 кВт; сегвей от 15 км/ч., мощность двигателя от 0,5 кВт.
По своим скоростным показателям и максимальной мощности эти устройства близки к велосипедам и мопедам, для которых в нормах Правил существует ограничения для их передвижения по тротуарам и проезжей части.
В пункте 1.2 Правил применяются следующие основные термины:
- «велосипед» - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет, по крайней мере, два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также
Литература:
1. URL : ИНрв://мвд.рф/пеш8/йет/18324248/ (дата обращения 23.09.2019).
2. Затолокин А.А. Проблема правового регулирования государственного контроля за управле-
иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.;
- «мопед» - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт [5].
Так, на основании пунктов Правил 24.1 и 24.2:
1 ) д в и же ние велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов;
2) допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
- по тротуару или пешеходной дорожке - в следующих случаях:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
- велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом. А водителей мопедов в пункте 24.7 Правил, обязывают двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов, также допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам [5].
Т а к и м образом, на наш взгляд, нет необходимости вводить новые определения в Правила, касающиеся ЭСП, существующих норм вполне достаточно. Так, пользователей более мощных ЭСП (электросамокаты), можно приравнять к водителям мопедов, если исходить из технических характеристик этого транспортного средства. А пользователей менее мощных устройств (таких как гироскутер), учитывая их конструктивные особенности можно отнести к пешеходам и (или) велосипедистам. При любых обстоятельствах привлечь к ответственности можно и тех, и других, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях имеются составы статей, где предусмотрена ответственность для водителей мопедов, пешеходов, велосипедистов и других лиц, участвующих в дорожном движении.
Literature:
1. URL https://interior.rf/news/item/18324248/ (reference date 23.09.2019).
2. Satlokin A.A. The problem of legal regulation of state control over the management of a gyrocopter
нием гироскутером (сегвеем), электросамокатом / А.А. Затолокин, О.И. Вислогубова Под ред. Ю.Н. Калюжного // В сборнике: Современное состояние и перспективы обеспечения безопасности дорожного движения: теория и практика Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 57-61.
3. URL : https://news-r.ru/amp/news/krasnodar_ krai/351172/ (дата обращения 11.09.2019).
4. URL : https://traffic.rf/news/(reference date: September 18, 2019) 5. The rules of the road of the Russian Federation are approved by the Resolution of the Council of Ministers - The Government of the Russian Federation of October 23, 1993 № 1090: (Ed. on December 4, 2018) / Access from the right. Garant. URL : http://garant.ru. (reference date: September 24, 2019).
5. Правила дорожного движения Российской Федерации Утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090: (ред. от 4 декабря 2018 г.) // Доступ из справ. правовой системы «Гарант» URL : http://garant.ru. (дата обращения 24.09.2019).
(segway), electric scooter / A.A. Satlokin, O.I. Vislo-gubova; Ed. by Y.N. Kalyuzhnyy // In the collection: Modern state and prospects for road safety: the theory and practice of the Collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. 2018. P. 57-61.
3. URL : https://news-r.ru/amp/news/krasnodar_ krai/351172/ (call date September 11, 2019).
4. URL : https://traffic.rf /news/(reference date: September 18, 2019) 5. The rules of the road of the Russian Federation are approved by the Resolution of the Council of Ministers - The Government of the Russian Federation of October 23, 1993 № 1090: (Ed. on December 4, 2018) / Access from the right. Garant. URL : http://garant.ru. (reference date: September 24, 2019).
5. Rules of the road of the Russian Federation are Approved by the Resolution of the Council of Minis-ters-the Government of the Russian Federation of October 23, 1993 № 1090: (ed. of December 4, 2018) // Access from the Internet. legal system «guarantor» URL : http://garant.ru. (accessed 24.09.2019).