Чепурных Оксана Валентиновна
Виктимность пешеходов
как детерминирующий фактор
дорожно-транспортных преступлений
Рассматриваются отдельные аспекты виктимности пешеходов как наиболее уязвимых участников дорожного движения. Анализируется дорожно-транспортная аварийность с участием пешеходов на территории Российской Федерации в 2007-2017 гг. Исследуются вопросы викти-мологической профилактики дорожно-транспортных преступлений. Предлагаются изменения в законодательство в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: пешеход, наезд на пешехода, виктимность, виктимологическая профилактика, дорожно-транспортное преступление.
Victimization of pedestrians as a determining factor of road traffic offenses
The article deals with some aspects of pedestrian victimization as the most vulnerable road users. Road traffic accidents involving pedestrians on the territory of the Russian Federation in 2007-2017 are analyzed. Issues of victimological prevention of road traffic accidents are considered. The changes in the legislation in the field of road safety are proposed.
Key words: pedestrian, hitting a pedestrian, victimization, victimological prevention, road traffic offense.
Согласно официальным статистическим данным в 2017 г. на территории Российской Федерации совершено 53232 наезда на пешехода, в которых 5777 потерпевших погибли и 49869 причинен вред здоровью различной степени тяжести. Удельный вес наездов на пешеходов составил 31% от общего числа дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли или получили травмы люди. Для сравнения: в 2007 г. этот показатель составлял 18,7%. Смертность в результате наездов на пешеходов с 2007 по 2017 г. увеличилась с 20 до 30% от общего числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий [1].
За первое полугодие 2018 г. на дорогах России совершено 21070 наездов на пешеходов, в которых 1955 пешеходов погибли и 19955 причинен вред здоровью различной степени тяжести. Как показывает статистика, следствием дорожно-транспортных происшествий в 9-10% случаев наездов транспортных средств на пешеходов становится смерть потерпевшего.
«Центральной идеей общего предупреждения преступлений является воздействие на детерминационный комплекс преступности, что и предопределяет его специфику. Именно поэтому выявление и анализ детерминантов преступности, ее видов и групп преступлений являются логически и практически исходным моментом общего предупреждения преступле-
ний» [2, с. 157]. Исследуя специфику дорожно-транспортных преступлений, А.В. Соляной справедливо отметил, что «одним из наиболее важных условий, способствующих увеличению числа дорожно-транспортных преступлений, являются действия потерпевших, которые сами зачастую способствуют развитию криминогенной ситуации или ее созданию» [3, с. 122]. К таким действиям потерпевших из числа пешеходов следует отнести пересечение проезжей части вне пешеходного перехода, на запрещающий сигнал светофора, внезапный выход из-за стоящего транспортного средства, нахождение на проезжей части в состоянии опьянения.
Виктимность как свойство конкретного человека представляет собой его «предрасположенность», или «повышенную способность», стать жертвой преступления при возникновении определенных обстоятельств. При этом пешеходы как участники дорожного движения ввиду своей объективной уязвимости и субъективного несоблюдения установленных государством Правил дорожного движения обладают наиболее высокой способностью стать жертвами дорожно-транспортных преступлений в результате спровоцированной ими же аварийной ситуации. Указанные обстоятельства позволяют говорить о групповой виктимности пешеходов как детерминирующем факторе дорожно-транспортных преступлений.
40
Характеризуя особенности совершения ДТП, А.В. Соляной указывает, что «для мотиваци-онной сферы дорожно-транспортных правонарушителей характерны преступная самонадеянность и небрежность, в результате которых правонарушитель либо своевременно не замечает аварийной ситуации, либо легкомысленно надеется ее предотвратить недостаточно надежными средствами» [3, с. 49]. А.Ю. Кравцов предлагает дополнить систему традиционно выделяемых в юридической науке криминогенных факторов дорожно-транспортных преступлений «слабой актуализацией негативных последствий осознанного правонарушающего поведения в связи с управлением транспортным средством» [4, с. 11]. Следует отметить, что слабая актуализация негативных последствий дорожно-транспортных преступлений характерна не только для лиц, управляющих транспортными средствами, но также для пешеходов и иных участников дорожного движения.
В 2017 г. на дорогах России 39,4% ДТП с участием пешеходов произошло «по собственной неосторожности» пешеходов, 60,3% - «по вине водителей транспортных средств». При этом 62% наездов на пешеходов совершено вне пешеходных переходов. В 4% случаев пешеходы находились в состоянии опьянения. В темное время суток произошло 42,9% от общего числа наездов транспортных средств на пешеходов, удельный вес погибших в результате таких ДТП (в темное время суток) составил 70%.
Виктимологическая профилактика - это совокупность предпринимаемых мер, направленных «на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств и ситуаций, формирующих виктимное поведение» [2, с. 192], посредством «активизации защитных возможностей потенциальных жертв преступлений и обеспечения их безопасности» [5]. Являясь специализированным направлением в системе предупреждения преступлений, виктимологическая профилактика осуществляется на общесоциальном, специальном и индивидуальном уровнях.
Общесоциальный уровень предусматривает комплексное решение социально-экономических задач, совершенствование законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1197 для пешеходов, находящихся вне населенных пунктов в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, установлена обязанность при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части иметь
при себе заметные для водителей транспортных средств предметы со световозвращаю-щими элементами [6]. Данное нововведение подтвердило свою эффективность: в 2017 г. по сравнению с 2015 г. количество наездов на пешеходов в темное время суток уменьшилось на 10%, а число погибших в таких ДТП - на 19%.
Согласно Правилам дорожного движения РФ пешеход - это «лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства» [7]. Наличие в определении фразы «и иные аналогичные средства» свидетельствует о том, что перечень лиц, которых следует считать пешеходами, не является исчерпывающим. В настоящее время к пешеходам относятся также лица, передвигающиеся с помощью моноколеса, на электрическом самокате, сегвее, гироскутере и др. При этом максимальная скорость передвижения указанных средств варьируется в зависимости от их характеристик от 10 до 50 км/ч. Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1197 установлен запрет на пересечение дороги по пешеходным переходам для велосипедистов и водителей мопедов [6]. Однако на лиц, использующих самокаты с электрическим двигателем, гироскутеры и «иные аналогичные средства», указанный запрет не распространяется, что существенно повышает их виктимность ввиду различий скорости движения пешеходов и указанных лиц, а также внезапности их появления на проезжей части. Полагаем, принципиальным отличием пешехода является передвижение пешком (ходьба, бег или прыжки) либо на инвалидной коляске без двигателя. Использование любого иного средства передвижения (самоката с электрическим двигателем, гироскутера, велосипеда и др.) изменяет статус лица в зависимости от характеристик используемого средства. С учетом указанных обстоятельств считаем необходимым внести изменения в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ и дополнить определение понятия «пешеход» в части, касающейся лиц, использующих для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства, фразой «без электродвигателя».
В настоящее время в Правилах дорожного движения РФ отсутствует категория транспорт-
41
ных средств, в которую возможно включить электросамокаты, сегвеи, гироскутеры, моноколеса и иные аналогичные средства. Велосипед (в отличие от моноколеса) имеет «по крайней мере, два колеса», мопед представляет собой «двух- или трехколесное механическое транспортное средство», а электромобиль [8] приводится в движение «исключительно электрическим двигателем» (в отличие, к примеру, от электросамоката, имеющего также «мускульный» режим передвижения). В связи с изложенным, на наш взгляд, необходимо дополнить Правила дорожного движения РФ категорией «транспортное средство малой электрической мощности» с последующей регламентацией правил дорожного движения для лиц, использующих указанные средства.
На специальном уровне виктимологическая профилактика наездов на пешеходов представляет собой реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами и стратегиями (такими как «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», «Стратегия безопасности дорожного движения на 2018-2024 годы»), а также выявление групп лиц, обладающих повышенной степенью виктимности.
Основой индивидуальной виктимологиче-ской профилактики наездов на пешеходов является воспитательная работа, осуществляемая субъектами пропаганды безопасности дорожного движения, в ходе которой помимо лекций и бесед активно используются наглядные пособия, плакаты, краш-курсы, фильмы и видеоролики. Ряд авторов, в частности А.Ю. Кравцов, указывает на эффективность и информативность демонстрации последствий ДТП с целью их актуализации. В.В. Афонин отмечает «большой эмоциональный эффект» от просмотра подростками видеофильмов о причинах и последствиях ДТП с участием детей и подростков» [9]. Следует отметить, что при проведении профилактической работы с детьми и подростками необходимо учитывать положения Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [10], в соответствии с ч. 3 ст. 5 которого «информация, представляемая в виде изображения или описания несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий, относится к информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено». Для детей, достигших возраста 6 лет, допускается демонстрация «ненатуралистического» изображения или описания ДТП
без демонстрации их последствий. Информационная продукция, содержащая оправданные жанром и сюжетом изображение или описание аварии, катастрофы, «без натуралистического показа их последствий, которые могут вызвать у детей страх, ужас или панику», допускается для детей, достигших возраста 16 лет.
Обеспечение детской дорожной безопасности является отдельным значимым направлением профилактики дорожно-транспортных правонарушений. По мнению М.В. Баранчико-вой, детям присущи «невысокий уровень правосознания, рассеянность, невнимательность, неумение адекватного и своевременного прогнозирования и реагирования на возникающие опасности», что способствует их превращению в потенциальных жертв аварийных ситуаций [11]. К.В. Вишневецкий справедливо отмечает, что на виктимную мотивацию поведения несовершеннолетних накладывают отпечаток «особенности подростковой психики: повышенная внушаемость по отношению к взрослым и авторитетам в подростковой среде и неприятие лиц, пытающихся оказать педагогическое воздействие» [12].
В 2017 г. среди пешеходов, пострадавших в результате ДТП на территории Российской Федерации, доля детей в возрасте до 16 лет составила 16%. С участием детей-пешеходов совершено 8622 ДТП, в результате которых 200 детей погибли, 8715 детям причинен вред здоровью различной степени тяжести. При этом 59% (5098) рассматриваемых ДТП произошло вне зоны пешеходного перехода. В темное время суток произошло 22,8% наездов транспортных средств на детей-пешеходов, при этом в 64,6% из них дети находились на проезжей части без световозвращающих элементов. Виктимологическая профилактика ДТП с участием несовершеннолетних пешеходов должна включать работу не только непосредственно с самими детьми, но и с окружающими их взрослыми.
Подводя итог, следует отметить, что виктим-ность пешеходов является детерминирующим фактором дорожно-транспортных преступлений с их участием. Виктимологическая профилактика наездов транспортных средств на пешеходов предполагает решение комплекса задач: выявление и устранение факторов, обстоятельств и ситуаций, формирующих вик-тимное поведение пешеходов, воздействие на них с целью формирования четких установок на соблюдение Правил дорожного движения, а также внесение актуальных и необходимых изменений в законодательство в области обеспечения безопасности дорожного движения.
42
1. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения. URL: http:// stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 17.09.2018).
2. Криминология: учеб. для вузов / под ред. В.Д. Малкова. 4-е изд. М., 2011.
3. Соляной А. В. Предупреждение дорожно-транспортных преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
4. Кравцов А.Ю. Криминологическая характеристика и предупреждение дорожно-транспортной преступности в условиях крупного города: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.
5. Ривман Д. В. Криминальная виктимология. СПб., 2002.
6. О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 14 нояб. 2014 г. № 1197. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Правила дорожного движения Российской Федерации: утв. постановлением Правительства РФ от 23 окт. 1993 г. № 1090 (в ред. от 30 мая 2018 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
8. О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090: постановление Правительства РФ от 12 июля 2017 г. № 832. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Афонин В. В. Проблемы профилактики нарушений ПДД водителями мопедов (скутеров): правовой и организационный аспекты // Науч. вестн. Орловск. юрид. ин-та МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 1. С. 8-10.
10. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: фе-дер. закон от 29 дек. 2010 г. № 436-ФЗ (с изм. и доп. от 29 июля 2018 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Баранчикова М.В. Влияние ситуации на виктимизацию несовершеннолетних жертв дорожно-транспортной неосторожности // Виктимология. 2018. № 2(16). С. 45-50.
12. Вишневецкий К. В. Виктимологическая характеристика несовершеннолетних // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 93-95.
1. Information on indicators of road safety. URL: http://stat.gibdd.ru/ (date of access: 17. 09.2018).
2. Criminology: textbook for universities / ed by V.D. Malkov. 4th ed. Moscow, 2011.
3. Solyanoi A.V. Traffic accident prevention: diss. ... Candidate of Law. Moscow, 2001.
4. Kravtsov A.Yu. Criminological characteristics and prevention of road traffic crime in a large city: auth. abstr.... Candidate of Law. Moscow, 2014.
5. Rivman D. V. Criminal victimology. St. Petersburg, 2002.
6. On Amendments to the Traffic Regulations of the Russian Federation: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Nov. 14, 2014 № 1197. Access from the legal reference system «ConsultantPlus».
7. Rules of the road of the Russian Federation: approved with the order of the Government of the Russian Federation d.d. Oct. 23, 1993 № 1090 (as amended on May 30, 2018). Access from the legal reference system «ConsultantPlus».
8. On Amendments to the Resolution of the Council of Ministers - of the Government of the Russian Federation d.d. October 23, 1993 № 1090: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. July 12, 2017 № 832. Access from the legal reference system «ConsultantPlus».
9. Afonin V. V. Problems of prevention of traffic violations by moped (scooter) drivers: legal and organizational aspects // Sci. bull. of Orel law institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V.V. Lukyanov. 2018. № 1. P. 8-10.
10. On the Protection of Children from Information Harmful to their Health and Development: fed. law d.d. Dec. 29, 2010 № 436-FL (as amended and added on July 29, 2017). Access from the legal reference system «ConsultantPlus».
11. Baranchikova M.V. The impact of the situation on the victimization of juvenile victims of road traffic negligence // Victimology. 2018. № 2(16). P. 45-50.
12. Vishnevetsky K.V. Victimological characteristics of minors // Theory and practice of social development. 2015. № 21. P. 93-95.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Чепурных Оксана Валентиновна, адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
O.V. Chepurnykh, Adjunct of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
43