Научная статья на тему 'СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ'

СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1238
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ / MEANS OF INDIVIDUAL MOBILITY / ADMINISTRATIVE OFFENSE / TRAFFIC RULES / MEANS OF TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волков П. А., Кеменяш Ю. В.

Статья посвящена вопросам нормативно-правового регулирования пользования нетрадиционными средствами передвижения. В настоящее время отсутствует законодательное закрепление средств передвижения индивидуальной мобильности граждан, что порождает проблемы, возникающие в рамках осуществления в том числе административной деятельности полиции. Рассматриваются вопросы приобретения статуса средств индивидуальной мобильности граждан как полноценных участников дорожного движения. Особое внимание уделяется анализу места гироскутеров, сегвеев, моноколес, электросамокатов в классификации транспортных средств. Причиной является отсутствие единого подхода к определению и пониманию роли и места данных средств передвижения среди участников дорожного движения. Предлагается закрепить на законодательном уровне общее понятие данных средств, правила пользования ими на дорогах и в общественных местах, а также правовой статус лиц, использующих данный способ передвижения, и нормы, регулирующие основные положения использования гироскутеров, сегвеев, моноколес, электросамокатов. Проводится анализ дорожно-транспортных происшествий, произошедших на дорогах Российской Федерации с участием средств индивидуальной мобильности. Актуальность проблемы подтверждается приведенными примерами из жизни, что подчеркивает «реальность» существующей проблемы в области обеспечения дорожного движения, которая требует своевременного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Волков П. А., Кеменяш Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF INDIVIDUAL MOBILITY: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE OF USE

This article is devoted to the issues of legal regulation of the use of non-traditional means of transportation. Currently, there is no legislative consolidation of the means of transportation of individual mobility of citizens, which raises questions that arise within the framework of the implementation, including the administrative activities of the police. The article considers the issues of acquiring the status of means of individual mobility of citizens as full-fledged road users. Special attention is paid to the analysis of the place of gyroscuters, segways, monowheels, electric scooters in the classification of vehicles. The reason is the lack of a unified approach to defining and understanding the role and place of these vehicles among road users. It is proposed to fix at the legislative level the general concept of these vehicles, the rules for their use on roads and in public places, as well as the legal status of persons using this method of transportation and the rules governing the main provisions of the use of gyroscuters, segways, monowheels, electric scooters. The analysis of road accidents that occurred on the roads of the Russian Federation with the participation of personal mobility equipment is carried out. The relevance of the problem is confirmed by the given examples from life, which emphasizes the «reality» of the existing problem in the field of road traffic, which requires timely solutions.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»

СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

MEANS OF INDIVIDUAL MOBILITY: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE OF USE

УДК 342.9

П.А. ВОЛКОВ,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

Ю.В. КЕМЕНЯШ

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

PAVEL A. VOLKOV,

Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

JULIA V. KEMENYASH

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: статья посвящена вопросам нормативно-правового регулирования пользования нетрадиционными средствами передвижения. В настоящее время отсутствует законодательное закрепление средств передвижения индивидуальной мобильности граждан, что порождает проблемы, возникающие в рамках осуществления в том числе административной деятельности полиции. Рассматриваются вопросы приобретения статуса средств индивидуальной мобильности граждан как полноценных участников дорожного движения. Особое внимание уделяется анализу места гироскутеров, сегвеев, моноколес, электросамокатов в классификации транспортных средств. Причиной является отсутствие единого подхода к определению и пониманию роли и места данных средств передвижения среди участников дорожного движения. Предлагается закрепить на законодательном уровне общее понятие данных средств, правила пользования ими на дорогах и в общественных местах, а также правовой статус лиц, использующих данный способ передвижения, и нормы, регулирующие основные положения использования гироскутеров, сегвеев, моноколес, электросамокатов. Проводится анализ дорожно-транспортных происшествий, произошедших на дорогах Российской Федерации с участием средств индивидуальной мобильности. Актуальность проблемы подтверждается приведенными примерами из жизни, что подчеркивает «реальность» существующей проблемы в области обеспечения дорожного движения, которая требует своевременного решения.

Ключевые слова: средства индивидуальной мобильности, административное правонарушение, правила дорожного движения, средства передвижения.

Для цитирования: Волков П.А., Кеменяш Ю.В. Средства индивидуальной мобильности: вопросы теории и практики использования // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2021. № 1. С. 51-55.

Abstract: this article is devoted to the issues of legal regulation of the use of non-traditional means of transportation. Currently, there is no legislative consolidation of the means of transportation of individual mobility of citizens, which raises questions that arise within the framework of the implementation, including the administrative activities of the police. The article considers the issues of acquiring the status of means of individual mobility of citizens as full-fledged road users. Special attention is paid to the analysis of the place of gyroscuters, segways, monowheels, electric scooters in the classification of vehicles. The reason is the

lack of a unified approach to defining and understanding the role and place of these vehicles among road users. It is proposed to fix at the legislative level the general concept of these vehicles, the rules for their use on roads and in public places, as well as the legal status of persons using this method of transportation and the rules governing the main provisions of the use of gyroscuters, segways, monowheels, electric scooters. The analysis of road accidents that occurred on the roads of the Russian Federation with the participation of personal mobility equipment is carried out. The relevance of the problem is confirmed by the given examples from life, which emphasizes the «reality» of the existing problem in the field of road traffic, which requires timely solutions.

Keywords: means of individual mobility, administrative offense, traffic rules, means of transportation.

For citation: Volkov P.A., Kemenyash Yu.V. Means of individual mobility: questions of theory and practice of use // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 1. P. 51-55.

Век информационных технологий не оставил без изменения уличную дорожную сеть населенных пунктов. В городах все большую популярность набирают нетрадиционные средства передвижения, такие как гироскутеры, сегвеи, моноколеса, электросамокаты, которые совсем недавно казались свыше реального понимания, а на данном этапе активно используются гражданами для мобильного перемещения с минимальными экономическими затратами.

Повышенный интерес к использованию данных средств не в качестве развлечения, а в роли самостоятельного транспортного средства обуславливается некоторыми факторами. Во-первых, использование данных средств позволяет человеку быстро и беспрепятственно передвигаться по населенному пункту без усилий. Так, к примеру, максимальной скоростью передвижения сегвея является 20 км/ч, а это значит, что 1 км пути человек, использующий сегвей, способен преодолеть за 3 минуты, а мобильность данного средства позволяет преодолевать заторы, образующиеся на дорожном полотне, что однозначно повышает популярность его использования среди населения. Во-вторых, при выборе средства передвижения по населенному пункту отдается предпочтение средству с минимальными затратами, поэтому использовать электромеханические средства выгоднее, чем использовать такси. В-третьих, использование данного средства передвижения возможно без разрешения должностных лиц на право пользования данным средством. Таким образом, совокупность перечисленных достоинств использования данных средств в обыденной жизни и порождает высокий спрос и интерес не только среди молодого населения, но и других категорий лиц.

Использование гироскутеров, сегвеев, моноколес, электросамокатов порождает среди исследователей и сотрудников органов внутренних дел ряд вопросов ввиду отсутствия норм, закрепляющих основные положения использования

данных средств и их официальное название. Так, гироскутеры, сегвеи, моноколеса, электросамокаты не имеют собственного определения, закрепленного на законодательном уровне, самостоятельного места в классификации участников дорожного движения, их использование не находит определенного законодательного отражения, что является причиной для многообразия при определении места рассматриваемых средств передвижения среди других участников дорожного движения.

На официальном сайте Управления МВД России по Архангельской области1 зафиксировано понятие «средства индивидуальной мобильности»2, к которым относят самокаты, роликовые коньки, моноколеса, сегвеи и другие аналогичные средства передвижения, а также отражается, что лицам, использующим СИМ, необходимо соблюдать правила дорожного движения, предписанные для пешеходов.

Заместитель Председателя комитета Государственной Думы по транспорту и строительству и федеральный координатор партийного проекта «Безопасные дороги» Владимир Афонский 22 апреля 2020 года, публично выступая, обратил внимание на острую необходимость в закреплении правил дорожного движения для владельцев гироскутеров, сегвеев, моноколес, электросамокатов на законодательном уровне ввиду сложившейся ситуации в стране, а именно по причине широкого использования населением так называемых средств индивидуальной мобильности3. В то же время в Правилах дорожного движения подобное понятие не закреплено.

1 Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://29.xn--b1aew.xn--p1ai/ news/item/21478403 (дата обращения: 17.01.2021).

2 Далее - СИМ.

3 Афонский Владимир Игоревич [Электронный ресурс]. - URL: http://viafonskiy.ru/news/federal/vladimir-afonskiy-polzovateM-elektrosamokatov-giroskuterov-i-sigveev-dolzhny-so/ (дата обращения: 14.01.2021).

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 26.03.2020) «О Правилах дорожного движени-я»4 регулирует правила дорожного движения, является основополагающим документом сферы автотранспортных правоотношений. Основной ролью данных Правил является разъяснение правил и особенностей дорожного движения. В параграфе 1 «Общие положения» приведены термины, использующиеся в ПДД. В частности, закреплены следующие термины, характеризующие транспортные средства, являющиеся участниками дорожного движения, водители которых обязаны исполнять предписания ПДД: автопоезд, велосипед, гибридный автомобиль, маршрутное транспортное средство, механическое транспортное средство, мопед, мотоцикл, прицеп, школьный автобус, электромобиль.

При этом законодатель понимает под транспортным средством устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Следовательно, можем сделать вывод, что гироскутеры, сегвеи, моноколеса, электросамокаты являются транспортными средствами, которые нередко пользуются в том числе автомобильными дорогами и которые не нашли своего отражения в законодательной классификации транспортных средств.

Таким образом, логично предположить, что гироскутеры, сегвеи, моноколеса, электросамокаты и другие аналогичные электромеханические средства передвижения следует относить к такому понятию, как средство индивидуальной мобильности.

В то же время роликовые коньки, самокаты и другие аналогичные средства, приводимые в действие за счет мышечных усилий человека, не следует относить к СИМ, и их использование регламентировано ПДД, как для пешеходов. Причина этому - технические характеристики СИМ.

Во-первых, мы убеждены, необходимо законодательно закрепить обязанность лиц, использующих СИМ, пользоваться светоотражающими жилетами, средствами защиты с целью избежать возможных травм в случае дорожно-транспортного происшествия, как обязывают этому водителей мотоциклов и др.

Во-вторых, необходимо законодательно разграничить возрастные категории лиц, имеющих право использовать СИМ в общественных местах и за пределами частной собственности.

4 О Правилах дорожного движения: постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (ред.

от 26.03.2020) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-

сультантПлюс»; далее - ПДД.

Считаем, что участники дорожного движения до 7 лет должны находиться под наблюдением ответственного лица, к примеру, под наблюдением родителя, данные участники дорожного движения обязаны передвигаться по тротуарной и пешеходной дорожке. Участники, достигшие возраста 7 лет, но не достигшие 18 лет, смогут пользоваться, помимо тротуарной и пешеходной, велосипедной дорожкой. Использование средств индивидуальной мобильности на проезжей части следует разрешать только лицам, достигшим 18-летнего возраста, прошедшим курсы по управлению транспортным средством на дорогах общего пользования.

В-третьих, необходимо определить место данного вида транспортных средств в их классификации, закрепить общепринятое определение, что добавит ясности в решении возникающих перед обществом проблем, а также совершенствовать административное законодательство, в частности, в вопросах, касающихся административной ответственности лиц за нарушение режимов использования транспортного средства данного вида.

В-четвертых, необходимо законодательно закрепить нормы, условия, позволяющие использовать СИМ за пределами частного земельного участка, в общественных местах, в том числе законодательно разделить потоки движения транспортных средств, пешеходов и средств индивидуальной мобильности, что, несомненно, скажется на снижении случаев дорожно-транспортных происшествий. Причиной определения условий использования рассматриваемых средств передвижения является развиваемая ими скорость передвижения, которая представляет угрозу для пешеходов в случае передвижения по тротуару, а также угрозу для лиц, управляющих СИМ, в случае передвижения по дорожной части.

К.А. Петров и В.В. Сидоров [1] относят данные средства передвижения к маломощным транспортным средствам. С.Е. Лавров [2] определяет гироскутеры, сегвеи, моноколеса, электросамокаты как индивидуальные средства передвижения. Ю.В. Мишина [3] именует их средствами индивидуальной мобильности. А.А. Затолокин, О.И. Вислогубова предлагают закрепить за этими средствами следующее понятие - современное техническое средство передвижения [4]. Д.В. Ирошников убежден, что данные средства передвижения следует именовать не иначе как индивидуальные малые транспортные средства [5]. Невозможно не согласиться с вышеперечисленными мнениями ввиду аргументированности и обоснованности их существования. Неоднозначный подход рассматриваемого во-

проса в научной литературе негативно сказывается на правоприменительной деятельности.

Отсутствие законодательного закрепления данного вида средств передвижения порождает ряд вопросов, которые возникают в рамках осуществления административной деятельности полиции в том числе. Какой статус приобретают участники дорожного движения, использующие данные средства передвижения? В соответствии с какими нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях5 следует привлекать к ответственности лиц, использующих данный способ передвижения по дорогам общего пользования и нарушающих общепринятые Правила дорожного движения? Так, к примеру, в КоАП РФ отсутствует норма, в соответствии с которой к ответственности следует привлечь пешехода, который, находясь в состоянии опьянения, нарушает Правила дорожного движения, при этом ситуации, когда лицо на гироскутере в подобном состоянии совершает противоправное деяние, нередки [6].

Лица, использующие данный способ передвижения, часто становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Зарегистрированы случаи участия несовершеннолетних в подобных происшествиях. Так, в Белгородской области 23 июня 2019 г. в поселке Таврово-7 Белгородского района на пересечении улиц Строителей и Урожайной в результате дорожно-транспортного происшествия при участии автомобиля и электросамоката под управлением 12-летнего ребенка последний погиб6. Известны и другие

5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2020) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

6 БелПресса [Электронный ресурс]. - URL: https://www. belpressa.ru/accidents/chp/27143.html (дата обращения: 14.12.2020).

случаи дорожно-транспортных происшествий при участии индивидуальных средств передвижения. Так, 20 августа 2020 г. на набережной р. Фонтанки г. Санкт-Петербурга водитель моноколеса, двигающийся по выделенной велосипедной полосе, сбил отца с ребенком, пострадавшие получили незначительные физические повреждения7.

Официальный сайт Госавтоинспекции8 приводит широкую статистику дорожно-транспортных происшествий с определенным делением на основания. К примеру, дорожно-транспортные происшествия с водителями в состоянии опьянения или дорожно-транспортные происшествия с наездом на велосипедиста. Однако информация о дорожно-транспортных происшествиях с участием лиц, использующих СИМ, отсутствует, что, на наш взгляд, является существенным недостатком, потому как новостные сводки регулярно отражают информацию о дорожно-транспортных происшествиях с участием данного вида транспорта. Поэтому считаем необходимым предусмотреть отдельный раздел для отражения данных с участием средств индивидуальной мобильности.

Таким образом, законодательное закрепление понятия правового статуса лиц, использующих данный способ передвижения, а также норм, регулирующих основные положения использования гироскутеров, сегвеев, моноколес, электросамокатов, необходимо для минимизации дорожно-транспортных происшествий и травматизма как среди пешеходов, так и среди иных участников дорожного движения на территории Российской Федерации.

7 Вести.ш [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vesti.

ru/article/2446749 (дата обращения: 14.12.2020).

8 Показатели безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. - URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 14.12.2020).

Литература

1. Петров К.А., Сидоров В.В. Вопросы, связанные с отнесением гироскутеров, сигвеев, моноциклов и электросамокатов к категории транспортных средств // Актуальные проблемы расследования преступлений: междисциплинарный подход: сборник трудов конференции. - Калининград, 2019. С. 89-93.

2. Лавров С.Е. Проблемы развития улично-дорожной сети города с учетом нетрадиционных видов транспорта // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: сборник статей 77-ой Всероссийской научно-технической конференции. - Самара, 2020. С. 157-161.

3. Мишина Ю.В. Проблемы определения административно-правового статуса лиц, использующих для передвижения электросамокаты, сегвеи и иные современные технические средства // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. № 4. С. 321-325.

4. Затолокин А.А., Вислогубова О.И. Проблема правового регулирования государственного контроля за управлением гироскутером (сегвеем), электросамокатом // Современное состояние и перспективы обеспечения безопасности дорожного движения: теория и практика: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Орёл, 2018. С. 57-60.

5. Ирошников Д.В. Правовые проблемы обеспечения безопасности личности на транспорте в условиях использования индивидуального электротранспорта // Правовое государство: теория и практика. 2019. № 4 (58). С. 40-50.

6. Мишина Ю.В. К вопросу об участии в дорожном движении пользователей средств индивидуальной мобильности // Правопорядок: история, теория, практика. 2019. № 1 (24). С. 44-46.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ

2021' 1

References

1. Petrov K.A., Sidorov V.V. Voprosy, svyazannye s otneseniem giroskuterov, sigveev, monotsiklov i elektrosamokatov k kategorii transportnykh sredstv // Aktual'nye problemy rassledovaniya prestuplenii: mezhdistsiplinarnyi podkhod: sbornik trudov konferentsii. - Kaliningrad, 2019. S. 89-93.

2. Lavrov S.E. Problemy razvitiya ulichno-dorozhnoi seti goroda s uchetom netraditsionnykh vidov transporta // Traditsii i innovatsii v stroitel'stve i arkhitekture: sbornik statei 77-oi Vserossiiskoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii. - Samara, 2020. S. 157-161.

3. Mishina Yu.V. Problemy opredeleniya administrativno-pravovogo statusa lits, ispol'zuyushchikh dlya peredvizheniya elektrosamokaty, segvei i inye sovremennye tekhnicheskie sredstva // Problemy ekonomiki i yuridicheskoi praktiki. 2020. № 4. S. 321-325.

4. Zatolokin A.A., Vislogubova O.I. Problema pravovogo regulirovaniya gosudarstvennogo kontrolya za upravleniem giroskuterom (segveem), elektrosamokatom // Sovremennoe sostoyanie i perspektivy obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: teoriya i praktika: sbornik materialov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Orel, 2018. S. 57-60.

5. Iroshnikov D.V. Pravovye problemy obespecheniya bezopasnosti lichnosti na transporte v usloviyakh ispol'zovaniya individual'nogo elektrotransporta // Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. 2019. № 4 (58). S. 40-50.

6. Mishina Yu.V. K voprosu ob uchastii v dorozhnom dvizhenii pol'zovatelei sredstv individual'noi mobil'nosti // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. 2019. № 1 (24). S. 44-46.

(статья сдана в редакцию 25.01.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.