Научная статья на тему 'Особенности определения административно-правового статуса участников дорожного движения, использующих современные технические средства передвижения (средства индивидуальной мобильности)'

Особенности определения административно-правового статуса участников дорожного движения, использующих современные технические средства передвижения (средства индивидуальной мобильности) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
313
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ / СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS / ROAD USERS / MODERN TECHNICAL MEANS OF TRANSPORTATION / MEANS OF INDIVIDUAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сойников Сергей Александрович

Рассматриваются особенности определения административно-правового статуса участников дорожного движения, использующих современные технические средства передвижения (средства индивидуальной мобильности), акцентируется внимание на возникающих в этой связи актуальных аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сойников Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of determining the administrative status of road users using modern technical means of transportation (means of individual mobility)

Discussed the features of determining the administrative-legal status of road users using modern technical means of transportation (means of individual mobility), focuses on the relevant aspects arising in this regard.

Текст научной работы на тему «Особенности определения административно-правового статуса участников дорожного движения, использующих современные технические средства передвижения (средства индивидуальной мобильности)»

УДК 342.9 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10040 © С.А. Сойников, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ (СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ)

Сергей Александрович Сойников,

профессор кафедры правовой и гуманитарной подготовки, доктор юридических наук, доцент

Тверской филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (170040, Тверь, ул. Кривичская, д. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Рассматриваются особенности определения административно-правового статуса участников дорожного движения, использующих современные технические средства передвижения (средства индивидуальной мобильности), акцентируется внимание на возникающих в этой связи актуальных аспектах.

Ключевые слова: административно-правовой статус, участники дорожного движения, современные технические средства передвижения, средства индивидуальной мобильности.

FEATURES OF DETERMINING THE ADMINISTRATIVE STATUS OF ROAD USERS USING MODERN TECHNICAL MEANS OF TRANSPORTATION (MEANS OF INDIVIDUAL MOBILITY)

Sergey A. Soynikov,

Professor of the Department of Legal and Humanitarian Training, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor

Tver branch Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (170040, Tver', ul. Krivichskaya, d. 12)

Abstract. Discussed the features of determining the administrative-legal status of road users using modern technical means of transportation (means of individual mobility), focuses on the relevant aspects arising in this regard.

Keywords: administrative and legal status, road users, modern technical means of transportation, means of individual mobility.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Сойников С.А. Особенности определения административно-правового статуса участников дорожного движения, использующих современные технические средства передвижения (средства индивидуальной мобильности). Вестник экономической безопасности. 2020;(1):216-9.

Достижения научно-технического прогресса находят самое широкое применение в различных сферах и областях жизни человека, что, в свою очередь, оказывает определенное влияние на административно-правовое регулирование соответствующих отношений.

Одним из примеров реализации таких достижений являются разнообразные средства передвижения, использующие электродвигатель (гибридный автомобиль, электромобиль, электровелосипед). В результате чего в Правила дорожного движения Российской Федерации были внесены соответствующие изменения и дополнения [1].

На сегодняшний день активно предлагаются потребителю и приобретают все большую популярность современные технические средства передвижения (далее — СТСП), предназначенные для передвижения человека посредством использования мускульной энергии (роликовые коньки, самокаты, скейтборды и др.), а также посредством применения электродвигателя (электродвигателей) (гироскуте-ры, моноколеса, электросамокаты, электроскейтборды и др.).

Используемые участниками дорожного движения СТСП удобны в эксплуатации и имеют ряд преимуществ в виде бесшумности, компактности,

мощности, мобильности, экономичности, экологич-ности и др.

В последнее время значительно увеличился объем продаж СТСП. Росту популярности данных технических средств значительным образом способствует улучшение их технических характеристик, повышение качественных показателей в новых моделях, развитие сервисов аренды, постепенное снижение стоимости и др. Множество специализированных магазинов включили СТСП в свой ассортимент. По словам председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли Сергея Белякова: «На российском рынке объем продаж электросамокатов увеличился примерно в шесть раз по сравнению с прошлым годом в количественном выражении и примерно в пять раз — в денежном» [2].

Учитывая возрастающий поток пассажиров в общественном транспорте, увеличивающееся количество автомобилей в городском потоке, все больше жителей, частично или полностью, используют СТСП в качестве приоритетных средств передвижения. При этом, значительная скорость, которую СТСП позволяют развивать, становится источником опасности как для пешеходов, так и для лиц, управляющих такими средствами передвижения.

В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации [3] (далее — Правила) некоторые из СТСП попадают под существующие определения участников дорожного движения.

Результатом возрастающего интереса к СТСП является активная дискуссия в обществе, высказываются различные мнения и предложения, в том числе, относительно особенностей определения административно-правового статуса участников дорожного движения, использующих СТСП.

Указанные аспекты широко обсуждаются на федеральном и региональном уровнях. Так, исполняя обязанности первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации Игорь Шувалов дал поручение, в соответствии с которым МВД России, Минтранс России и «Открытое правительство» должны «проработать вопрос определения статуса» граждан, использующих «современные технические средства передвижения», и представить свои предложения [4].

В мировой практике не наблюдается единого подхода к определению административно-правового статуса участников дорожного движения, использующих СТСП [5]. При этом, вводимые нормы в некоторых странах предлагаются в виде локального эксперимента или временного решения.

Важным является вопрос безопасности участников дорожного движения. На заседании круглого стола, прошедшего в Московском парламентском центре в рамках работы комиссии Мосгордумы по безопасности начальник ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения МВД России» Дмитрий Митрошин, отметил: «Мы с 2018 года ведем учет ДТП, которые происходят с участием электрических транспортных средств. В прошлом году произошло 39 таких дорожных происшествий, пострадали 40 человек. Более половины ДТП были вызваны столкновением с портативными транспортными средствами. 12 случаев — это наезд на пешеходов. На территории Москвы произошло каждое пятое ДТП. С начала 2019 года зафиксировано 7 дорожных происшествий» [6].

В настоящее время актуальным для обсуждения является ряд важных вопросов относительно особенностей административно-правового статуса лица, использующего для передвижения СТСП [7]. В числе возможных вариантов решения данной проблемы, в виде приравнивания данных технических средства к существующим и др., приоритетным представляется определение нового устройства, предназначенного для передвижения человека.

Повышенный интерес граждан, общества, государства к проблеме безопасной интеграции СТСП в дорожное движение, массовая вовлеченность населения в этот процесс, опыт законодательных органов зарубежных государств [8] аргументируют целесообразность определения административно-правового статуса участников дорожного движения, использующих данные средства.

Важным результатом активного обсуждения указанной проблемы является подготовленный Министерством транспорта Российской Федерации проект изменений, которые предлагается внеси в постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 [9].

№ 1 / 2020

Вестник экономической безопасности

217

Предлагаемым проектом вносятся изменения и дополнения основных понятий и терминов, содержащихся в Правилах в виде корректировки существующих редакций. Так, предлагается изменение термина «пешеход».

Предлагается увеличение перечня участников дорожного движения в виде дополнения к существующим лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности (далее — СИМ). Предлагается введение термина «Средство индивидуальной мобильности» и его определение.

Данным проектом в зависимости от возраста вводится запрет на использование велосипедов и СИМ для передвижения в пешеходных зонах. Устанавливается максимальная скорость движения в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях.

Во всех случаях совмещенного движения пешеходов с велосипедистами и лицами, использующими для передвижения СИМ, проектом устанавливается приоритет пешеходов, а также максимальная скорость движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения СИМ.

В зависимости от возраста, а также с учетом наличия (отсутствия) инфраструктуры в виде тротуаров, пешеходных, велосипедных и велопешеход-ных дорожек, велосипедных полос, проезжей части велосипедных зон, устанавливаются разрешенные места для передвижения лиц, использующих СИМ, а также, особенности, в виде расположения на проезжей части дороги, ограничения максимальной скорости, соответствия СИМ определенным техническим требованиям.

С учетом появления новых участников дорожного движения в виде лиц, использующих для передвижения СИМ, предлагается введение новых дорожных знаков.

Наряду с этим, актуальным для обсуждения может быть ряд аспектов в виде: классификации СИМ, учитывающей конструктивные особенности и мощность их электродвигателя (электродвигателей); регламентации владения определенными моделями; обязательности экипировки для определенных моделей СИМ; проведения просветительской работы для лиц, управляющих СИМ; особенностей перевозки различных вещей и предметов

на (при помощи) СИМ; особенностей хранения СИМ и их перевозки в общественном транспорте; регламентации тюнинга (изменения) СИМ; определения особенностей использования СИМ на территориях не подпадающих под действие Правил; развития соответствующей инфраструктуры для передвижения на СИМ; регламентации проката СИМ и др.

Учитывая изложенное представляется целесообразным комплексный подход в виде разработки: изменений и дополнений в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [10]; изменений и дополнений в Правила дорожного движения Российской Федерации; изменений и дополнений в Правила пользованиями территориями не подпадающими под действие Правил дорожного движения; изменений и дополнений в законодательство об административных правонарушениях; рекомендаций для лиц, управляющих СИМ; типовых Правил проката СИМ и др.

Реализация предлагаемых мер положительно отразится на обеспечении порядка и безопасности дорожного движения.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 22.03.2014 № 221 «О внесении изменений в постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090» // «Российская газета», № 74, 02.04.2014. Постановление Правительства РФ от 12.07.2017 № 832 «О внесении изменений в постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090» // «Российская газета», № 160, 21.07.2017.

2. Карьера на колесиках. Изменит ли самокат образ жизни чиновников [Электронный ресурс]: Интернет-портал «Российской газеты». URL: https://rg.ru/2019/11/04/izmenit-li-samokat-obraz-zhizni-chinovnikov.html (дата обращения: 05.12.2019).

3. «Российские вести», № 227, 23.11.1993.

4. Электротранспорт въезжает в ПДД. Движение на гироскутерах и сигвеях отрегулируют правилами [Электронный ресурс]: Газета «Коммерсантъ» № 200 от 26.10.2017, стр. 5. URL: https://

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

www.kommersant.ru/doc/3449381 (дата обращения: 05.12.2019).

5. Сегвей [Электронный ресурс]: Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=102286228 (дата обращения: 05.12.2019).

6. Электросамокат: «пешеход», «велосипед» или «мопед»? Персональные средства электротранспорта предложено учесть в ПДД и разделить на категории в зависимости от скорости [Электронный ресурс]: Московская городская Дума. https:// duma.mos.ru/ru/37/news/novosti/elektrosamokat-peshehod-velosiped-ili-moped-personalnyie-sredstva-elektrotransporta-predlojeno-uchest-v-pdd-i-razdeHt-na-kategorii-v-zavisimosti-ot-skorosti (дата обращения: 05.12.2019).

7. Водительские права для сегвеиста [Электронный ресурс]: ООО «Гарант-Инфо». URL: http:// garantinfo.ru/voditelskie-prava-dlya-segveista (дата обращения: 05.12.2019).

8. Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 [Электронный ресурс]: Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation. gov.ru/projects#npa=96588 (дата обращения: 05.12.2019).

9. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 [Электронный ресурс]: Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https:// regulation.gov.ru/projects#npa=96588 (дата обращения: 05.12.2019).

10. «Собрание законодательства РФ», 11.12.1995, № 50, ст. 4873.

Московский университет МВД России имени В .Я. Кикотя

Актуальные проблемы

административного I права и процесса I

Актуальные проблемы административного права и процесса.

3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. О.В. Химичевой, О.В. Мичуриной. 480 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрен комплекс вопросов административного права и административной деятельности органов власти и управления: общетеоретические аспекты административного права, проблемы управленческого права, административной ответственности и административного процесса, проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, налогов, финансов, банковской деятельности. Раскрыты вопросы обеспечения законности в сфере административной деятельности органов государственной власти и управления, некоторые средства обеспечения законности.

Для подготовки магистров юриспруденции, аспирантов, специалистов по программам Правовое обеспечение национальной безопасности и Правоохранительная деятельность. Может быть полезен научно-педагогическим работникам, занимающимся проблемами административного права и административного процесса.

№ 1 / 2020

Вестник экономической безопасности

219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.