Вислогубова Оксана Игоревна
К вопросу о правовой идентификации электросамокатов, гироскутеров и сегвеев
Проводится сравнительный анализ действующего законодательства, результатов научных исследований, а также проекта изменений Правил дорожного движения, подготовленного Министерством транспорта Российской Федерации, на основе которого делаются выводы о том, что введение новых понятий и терминов в ПДД потребует изменения всего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения
Ключевые слова: правила дорожного движения, анализ предлагаемых определений и соотнесение их с уже имеющимися правовыми категориями, вывод о нецелесообразности некоторых понятий.
On the issue of legal identification of electric scooters, gyroscuters and segways
A comparative analysis of the current legislation, the results of scientific research, as well as the draft amendments to the Rules of the Road, prepared by the Ministry of Transport of the Russian Federation, is carried out, on the basis of which it is concluded that the introduction of new concepts and terms in traffic rules will require changes in all legislation in the field of road safety.
Keywords: traffic rules, analysis of the proposed definitions and their correlation with existing legal categories, conclusion about the inexpediency of some concepts.
Проблемные моменты, возникшие в общественной жизни и обусловленные правовой неурегулированностью передвижения на новых видах транспортных средств, существуют довольно продолжительное время. Ряд исследователей считают 2017 г. временем обострения указанных проблем [1, с. 98]. Именно этот год характеризуется массовым появлением на улицах и дорогах электросамокатов, гироскутеров, моноколес, сегвеев, а также сложных ситуаций, связанных с их бесконтрольным передвижением. В это время в средствах массовой информации (далее - СМИ) стали появляться тревожные сигналы о происшествиях с участием новых видов транспортных средств, например, наезде лица, управляющего электросамокатом, на пешехода, столкновении двух электросамокатчиков, наезде лица, управляющего гироскуте-ром, на стоящее транспортное средство. При этом большинство случаев, когда лицо управляло электросамокатом и нарушило Правила дорожного движения (далее - ПДД), было квалифицировано правоприменителями как несоблюдение требований ПДД пешеходом. Подобные ситуации позволяют новым категориям участников дорожного движения оставаться безнаказанными по большей части составов административных правонарушений, в том числе таких тяжких, как управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и отказ от прохождения медицин-
ского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. В СМИ был опубликован ряд интервью с руководителями ГИБДД регионального уровня, в которых в качестве комментариев приведенных выше ситуаций говорилось о том, что сотрудники ДПС (ГИБДД) действительно при оформлении таких материалов исходят из того, что лицо, управляющее электросамокатом, является пешеходом [2]. Именно поэтому наряду с ростом количества электросамокатов, гироскутеров, моноколес и сегвеев на улично-дорожной сети увеличивалось число порождаемых ими проблем, в том числе безнаказанность и вседозволенность, обусловленные отсутствием единых подходов к квалификации административных правонарушений, совершаемых данной категорией участников дорожного движения. Так, в качестве примера казуистических ситуаций, связанных с неправильной квалификацией правовых деликтов, можно привести случай, произошедший в Сочи, когда лицо, передвигающееся на электросамокате, сбило на тротуаре малолетнего ребенка [3]. Отсутствие законодательного закрепления административно-правового статуса лица, управляющего электросамокатом, как полноправного участника дорожного движения позволило правоприменителям квалифицировать данное деяние по наименее легкой ст. 118 УК РФ «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности» (предусматривающей штраф в размере 80 тыс. рублей), чем
88
нарушение ПДД водителем, повлекшее тяжкий вред здоровью (ст. 264 УК РФ), наказанием за которое является ограничение свободы на срок до 3 лет и лишение права на управление транспортным средством. Так, вместо реального срока назначен штраф, оплатив который преступник может продолжить сбивать людей на тротуарах.
Общественный запрос на разрешение возникшей правовой неопределенности в вопросах регулирования движения новых видов транспортных средств не остался незамеченным научным сообществом, которое отреагировало целым рядом публикаций. Многие ученые-административисты в своих работах заявляли о наличии проблем, связанных с пробелом в правовой регламентации передвижения на них. Ряд авторов, в том числе В.В. Ка-заченок [4, с. 85], П.А. Волков и Ю.В. Кеменяш [5, с. 44], С.А. Сойников [6, с. 79], предлагают выделить отдельную категорию участников дорожного движения - лица, использующие средства индивидуальной мобильности. Большинство исследователей определяют новые виды транспортных средств (электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сегвеи) как средства индивидуальной мобильности (далее - СИМ).
Проблемы, связанные с передвижением на новых видах транспортных средств, стали приобретать глобальный характер. По сравнению с 2020 г. в 2021 г. количество происшествий, совершенных указанной категорией участников дорожного движения, увеличилось на 195% [7].
В 2019 г. по поручению Правительства России Министерство транспорта Российской Федерации подготовило проект изменений в Правила дорожного движения (далее - Проект) и представило его на общественное обсуждение [8]. Анализ его положений позволяет говорить о наличии трех значимых изменений в правовом поле.
Во-первых, предлагается выделить такую группу участников дорожного движения, как «лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности» (причем к этой группе, помимо лиц, управляющих электросамокатами, гироскутерами, сегвеями и моноколесами, следует относить и лиц, передвигающихся на роликовых коньках и скейтбордах).
Во-вторых, в Проект включено понятие «средство индивидуальной мобильности», которое подразумевает под собой «устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и
иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок» [8].
В-третьих, в документе предусмотрены новые правила и средства организации дорожного движения для данной категории его участников (дорожная разметка и дорожные знаки).
Ни в коей мере не умаляя значимости опубликованных результатов проведенных исследований по схожей с настоящей статьей тематикой, а также важности подготовленного разработчиками Проекта, заметим, что в обозначенном подходе есть определенные недостатки. Назовем некоторые из них.
Первый связан с технической стороной рассматриваемого вопроса. Следует отметить, что все новые виды транспортных средств, в том числе электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сегвеи, имеют электродвигатели, мощность которых позволяет развивать скорость от 25 до 100 км/ч и перевозить при этом от 40 до 150 кг соответственно [9]. Кроме того, ни у кого не возникает сомнений в предназначении новых гаджетов, которое заключается в перевозке людей на определенные расстояния. В действующей редакции ПДД содержится следующее определение транспортного средства: «устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем», а термин «механическое транспортное средство» трактуется как «транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины» [10].
Таким образом, нет необходимости вводить новое понятие «средства индивидуальной мобильности (СИМ)», а тем более объединять данным термином совершенно разные по предназначению и техническим характеристикам средства передвижения (роликовые коньки, скейтборды и электросамокаты). Новые виды транспортных средств следует называть механическими транспортными средствами, уйдя от ошибочной терминологии СИМ.
Второй недостаток связан с необходимостью, по мнению ученых и разработчиков Проекта, выделения отдельной категории «лица, использующие СИМ». Технические характеристики новых видов транспортных средств позволяют их отнести к уже имеющимся категориям транспортных средств. Так, механические транспортные средства, мощность электродвигателя которых составляет от 0,25 до 4 кВт и которые развивают при этом скорость, не превышающую 50 км/ч, должны быть отнесены к категории «мопеды», а механические транспортные средства с мощностью электродвигателя свыше 4 кВт и скоростью более 50 км/ч - к категории «мотоциклы».
89
Соответственно, отпадает необходимость именовать лиц, управляющих новыми видами транспортных средств (при этом по техническим характеристиками являющихся мопедами и мотоциклами), лицами, использующими для передвижения СИМ. Следует называть их водителями мопедов и мотоциклистами.
Третий недостаток связан с одним из элементов административно-правового статуса любой категории участников дорожного движения, а именно ответственностью. При сохранении заявленного в Проекте курса на правовое закрепление новых дефиниций проблема реализации административно-правового статуса лиц, управляющих новыми видами механических транспортных средств, не исчезнет, а лишь усугубится. Данный тезис обосновывается тем, что в гл. 12 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за правовые деликты в области дорожного движения, большинство составов связано с управлением транспортным средством. Введение в правовое поле таких дефиниций, как «лицо, использующее для передвижения средства индивидуальной мобильности» и «средство индивидуальной мобильности (СИМ)», потребует внесения изменений практически в каждую статью указанной главы. В случае же оставления КоАП РФ без изменений сохранится ситуация правовой неопределенности в вопросах привлечения к ответственности лиц, передвигающихся на электросамокатах, гироскутерах, моноколесах, сегвеях. Так, если лицо управляет электросамокатом (по своим техническим характеристикам подпадающим под определение мопеда) и двигается по тротуару со скоростью 40 км/ч, то согласно предложениям Минтранса России его нельзя привлечь к ответственности, поскольку это не транспортное средство, а СИМ. Если же адаптировать действующее законодательство под современные реалии и относить электросамокат к категории «мопед», то лицо, им управляющее, должно быть привлечено к административно ответственности по ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части,
1. Затолокин А.А., Вислогубова О.И. Экономико-правовые меры решения проблем, связанных с использованием гироскутеров и электросамокатов // Общество и право. 2021. № 3(77).
2. Начальник ГИБДД рассказал, почему электросамокаты в Самаре носятся по тротуару. URL: https://samara.kp.ru/online/ news/4295019 (дата обращения: 05.10.2021).
3. Суд прекратил дело о сбитом на электросамокате ребенке в Сочи. URL: https:// rg.ru/2021/10/08/reg-ufo/sud-prekratil-ugolovnoe-delo-o-sbitom-na-elektrosamokate-rebenke-v-
движение по тротуарам в нарушение ПДД.
Таким образом, введение новых понятий и терминов в ПДД потребует изменения всего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, что создаст дополнительную нагрузку на органы исполнительной и законодательной власти.
В связи с этим заслуживает всяческого одобрения точка зрения профессора А.И. Числова о том, что «нет необходимости вводить новые определения в Правила, касающиеся ЭСП (электрических средств передвижения), существующих норм вполне достаточно» [11, с. 74]. Ученый предлагает использовать имеющиеся дефиниции, при этом указывает, что лиц, управляющих маломощными гироскутерами, следует приравнять к пешеходам.
Концептуально соглашаясь с высказанной профессором А.И. Числовым точкой зрения, все же позволим себе отметить, что гироску-теры, даже маломощные, являются механическими транспортными средствами, поэтому лица, управляющие ими, не могут обладать административно-правовым статусом пешеходов. На наш взгляд, с пешеходами могут быть уравнены в правовом статусе лишь лица, передвигающиеся на роликовых коньках, скейтбордах и самокатах, которые не оборудованы двигателем.
Таким образом, в вопросах правовой регламентации участия в дорожном движении новых видов транспортных средств нам представляется возможным избрать путь не введения дополнительных дефиниций, а максимальной адаптации и правового соотнесения с действующими ПДД. Не кардинальные изменения, а точечная адаптация законодательства (возможно, даже за счет пленумов судебной системы) позволит в кратчайшие сроки нивелировать возникающие казуистические проблемы в правоприменении. А при столь массовом появлении новых видов транспортных средств разъяснительную работу по применении действующего законодательства в первую очередь следует проводить с самими правоприменителями.
1. Zatolokin A.A., Vislogubova O.I. Economic and legal measures to solve problems related to the use of gyroscuters and electric scooters // Society and law. 2021. № 3(77).
2. The chief of traffic police told why Segways in Samara worn on the sidewalk. URL: https:// samara.kp.ru/online/news/4295019 (date of access: 05.10.2021).
3. The court dismissed the case on the downed on the electric skateboard kid in Sochi. URL: https:// rg.ru/2021/10/08/reg-ufo/sud-prekratil-ugolovnoe-delo-o-sbitom-na-elektrosamokate-rebenke-v-
90
sochi.html (дата обращения: 22.10.2021).
4. Казаченок В. В. Средства индивидуальной мобильности: вопросы правового регулирования // Вестник Казанского юрид. ин-та МВД России. 2021. № 2(44).
5. Волков П.А., Кеменяш Ю.В. Средства индивидуальной мобильности: вопросы теории и практики использования // Вестник БелЮИ МВД России. 2021. № 1.
6. Сойников С.А. Особенности определения административно-правового статуса участников дорожного движения, использующих современные технические средства передвижения (средства индивидуальной мобильности) // Вестник экономической безопасности. 2020. № 1.
7. Число ДТП с электросамокатами в России выросло почти на 200%. URL: https:// rg.ru/2021/06/17/reg-cfo/mvd-poschitalo-pogibshih-na-elektrosamokatah.html (дата обращения: 22.10.2021).
8. О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации: проект постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96588 (дата обращения: 05.10.2021).
9. Самые мощные электросамокаты 2020-2021. URL: https://bvdshop.ru/stati/samye-moshhnye-elektrosamokaty (дата обращения: 05.10.2021).
10. О Правилах дорожного движения: постановление Совета Министров - Правительства РФ: постановление Правительства РФ от 23 окт. 1993 г. № 1090. URL: https://study. garant.ru (дата обращения: 05.10.2021).
11. Числов А.И., Поделякин А.А. Вопросы, связанные с определением правового статуса участников дорожного движения, использующих электрические средства передвижения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 12.
sochi.html (date of access: 22.10.2021).
4. Vladimir Kazachenok Means of individual mobility: issues of legal regulation // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 2(44).
5. Volkov P.A., Kemenyash Yu.V. Means of individual mobility: issues of theory and practice of use // Bulletin of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 1.
6. Soynikov S.A. Features of determining the administrative and legal status of road users using modern technical means of transportation (means of individual mobility) // Bulletin of Economic Security. 2020. № 1.
7. The number of accidents with electric scooters in Russia has increased by almost 200%. URL: https://rg.ru/2021/06/17/reg-cfo/mvd-poschitalo-pogibshih-na-elektrosamokatah.html (date of access: 22.10.2021).
8. On Amendments to the Resolution of the Council of Ministers - Government of the Russian Federation: draft Resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Oct. 23, 1993 № 1090 // Federal Portal of Draft Regulatory Legal Acts. URL: https://regulation.gov.ru/ projects#npa=96588 (date of access: 22.10.2021).
9. The most powerful electric scooters 20202021. URL: https://bvdshop.ru/stati/samye-moshhnye-elektrosamokaty (date of access: 22.10.2021).
10. On the rules of the road: resolution of the Council of Ministers - Government of the Russian Federation: decree Government of the Russian Federation d.d. Oct. 23, 1993 № 1090. URL: https://study.garant.ru (date of access: 05.10.2021).
11. Chislov A.I., Delyakin A.A. Issues related to the determination of the legal status of road users using electric vehicles // Humanities, socioeconomic and social sciences. 2019. № 12.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Вислогубова Оксана Игоревна, адъюнкт кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
O.I. Vislogubova, adjunct of the Department of Administrative Law of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; e-mail: [email protected]
91