ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ) Морозова Е.В. Email: Morozova688@scientifictext.ru
Морозова Елена Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и управления, транспортно-технологический факультет, Сыктывкарский лесной институт, г. Сыктывкар
Аннотация: в статье рассмотрена правовая категория справедливости налогообложения. Приведены меры налоговой поддержки малого предпринимательства в Республике Коми. Особо выделены меры, связанные с поддержкой малого предпринимательства в условиях кризиса из-за коронавирусной инфекции. Дана количественная и качественная оценка изменения порядка расчета налоговой базы при патентной системе налогообложения. На основе анализа состава и структуры налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Коми охарактеризована роль региональных налогов и специальных режимов налогообложения в формировании налоговых поступлений республиканского бюджета.
Ключевые слова: принципы налогообложения, справедливость налогообложения, налоговая поддержка, малое предпринимательство, патентная система налогообложения, налоговые доходы бюджета.
FAIRNESS OF TAXATION AND REGIONAL TAX SUPPORT FOR SMALL BUSINESS (ON THE EXAMPLE OF THE KOMI REPUBLIC) Morozova E.V.
Morozova Elena Vladimirovna - PhD of Economic Sciences, Docent, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND MANAGEMENT, FACULTY OF TRANSPORT AND TECHNOLOGY, SYKTYVKAR FOREST INSTITUTE, SYKTYVKAR
Abstract: the article considers the legal category of tax justice. Measures of tax support for small business in the Komi Republic are given. Measures, related to support small business in a crisis due to coronavirus infection, are particularly highlighted. A quantitative and qualitative assessment of changes in the calculation of the tax base under the patent tax system is given. Based on the analysis of the composition and structure of tax and non-tax revenues of the republican budget of the Komi Republic, the role of regional taxes and special taxation regimes in the formation of tax revenues of the republican budget is described.
Keywords: principles of taxation, fairness of taxation, tax support, small business, patent system of taxation, tax budget revenues.
УДК 336.2
Тема справедливости налогообложения нередко обсуждается финансовыми специалистами в средствах массовой информации и профессиональной литературе, о
справедливости в сфере налогообложения отмечается в постановлениях Конституционного суда РФ по делам применения налогового законодательства.
Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ), как основной и базовый закон налогового законодательства, определяет принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов. В ст. 3 ч. 1 НК РФ перечислены и раскрыты данные принципы (хотя термин «принципы» в данной статье не использован)1:
- всеобщность и равенство налогообложения, учет фактической способности налогоплательщика к уплате налога;
- отсутствие дискриминационного характера при налогообложении;
- наличие экономического основания, недопустимость препятствия реализации конституционных прав граждан;
- недопустимость нарушения единого экономического пространства при установлении налогов и сборов;
- четкость формулировки каждого элемента налогообложения;
- толкование в пользу плательщика налога или сбора всех неустранимых сомнений, противоречий и неясности налогового законодательства.
Справедливость налогообложения как категория налогового права непосредственно в НК РФ не употребляется. Вместе с тем, в первой редакции ст. 3 ч. 1 НК РФ от 31.07.1998 использовалась формулировка, что «при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости»2. Но уже во второй редакции от 09.07.1999 принцип справедливости как самостоятельный принцип налогообложения был исключен из текста закона. А. В. Демин3 объяснил это исключение следующим: принцип справедливости представляет собой интегрированное выражение всех общих принципов налогообложения. Иными словами, требование справедливости проявляется и во всеобщности, и в равенстве, и в соразмерности, и в определенности, и в других принципах налогообложения.
Внутреннее содержание справедливости налогообложения не только является сложной правовой категорией, но и меняется вместе с развитием социальных институтов общества. В работе И.И. Кучерова4 приводятся мнения известных правоведов 19 века. М.М. Алексеенко (1847-1917) считал, что понимание справедливости субъективно и зависит от социально-политического устройства общества. С.А. Муромцева (1850-1910) определил правовую справедливость как присущую в данное время данной общественной среде совокупность субъективных представлений о наиболее совершенном правовом порядке. Основываясь на приведенных точках зрения, И.И. Кучеров5 формулирует общее понятие справедливости как совокупность укоренившихся в обществе представлений о совершенном порядке налогообложения, а также делает вывод, что справедливое
1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.05.2020).
2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 08.05.2020).
3 Демин, А.В. Право, справедливость, налогообложение: исходные предпосылки: подготовлен для системы «КонсультантПлюс» / А.В. Демин. // СПС «КонсультантПлюс». 2001 (дата обращения 08.05.2020).
4 Цит. по: Кучеров, И.И. Справедливость налогообложения и ее составляющие (правовой аспект) / И.И. Кучеров // Финансовое право. 2009. № 4 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.05.2020).
5 Кучеров, И.И. Справедливость налогообложения и ее составляющие (правовой аспект) / И.И. Кучеров // Финансовое право. 2009. № 4 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.05.2020).
налогообложение должно строиться на основе гармоничного сочетания финансовых интересов государства, общества и налогоплательщиков.
О взаимосвязи справедливости налогообложения и уровня общественного развития, системы культурных ценностей в обществе говорят многие авторы. В частности, М.В. Карасева1 считает, что баланс интересов налогоплательщика и государства является культурной установкой в сфере публичных финансов и финансового права. Данная культурная установка весьма важна, ибо обеспечивает политику налоговой справедливости, без реализации которой сегодня невозможно достижение интересов государства в сфере налогообложения, а параллельно -обеспечение налогового законопослушания и финансовой дисциплины.
В целях достижения справедливости при установлении и взимании налога, подчеркивает А.А. Копина2, необходимо учитывать фактическую способность лица к его уплате, осуществляя дифференциацию налогоплательщиков, при этом налоговые льготы должны носить системный характер и применяться в зависимости от цели, на которую направлено их введение, а не от категории лиц, их применяющих.
В условиях экономического кризиса из-за короновирусной инфекции тема справедливости налогообложения не теряет актуальности. Предприятия и население ожидают налоговой политики, направленной на снижение налогового бремени и укрепление регулирующей и распределительной функций налогов. Укрепление регулирующей налоговой функции проявляется в поддержке наиболее пострадавших от противокороновирусных мер отраслей российской экономики. На федеральном уровне приняты:
- меры по изменению сроков оплаты налогов и страховых взносов. Предоставляется отсрочка или рассрочка по налогам для наиболее пострадавших отраслей, перечень которых определен Правительством Российской Федерации;
- меры по снижению налоговой нагрузки - частичное списание налогов и страховых взносов для пострадавших отраслей и социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставление индивидуальным предпринимателям из пострадавших отраслей вычета при уплате страховых взносов и др.
Перераспределительная налоговая функция трактуется как перераспределение доходов бюджета в пользу малообеспеченных граждан для минимизации социального неравенства, в пользу пострадавших категорий населения для смягчения негативных последствий стихийных бедствий и кризисных явлений, на финансирование других важных социально-экономических задач государства. Непосредственная реализация данных мер находится уже вне сферы налогового ведомства.
Субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по установлению налогов и сборов (ст. 12 ч. 1 НК РФ)3, в том числе:
1) вводить в действие на территории субъекта и прекращать действие региональных налогов и сборов, предусмотренных НК РФ;
2) в отношении введенных региональных налогов и сборов устанавливать налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если перечисленные элементы налогообложения не закреплены в НК РФ;
3) в отношении веденных региональных налогов и сборов устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения;
1 Карасева, М.В. Некоторые актуальные вопросы развития финансового права на современном этапе / М.В. Карасева // Финансовое право. 2016. № 2 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.05.2020).
2 Копина, А.А. Равенство, дискриминация и дифференциация налогоплательщиков / Копина А.А. // «Налоги» (газета). 2017. № 22 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.05.2020).
3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.05.2020).
4) в отношении специальных налоговых режимов устанавливать виды предпринимательской деятельности, ограничения по переходу или применению спецрежима, налоговые ставки, особенности определения налоговой базы, налоговые льготы.
Второе, третье и четвертое полномочие реализуются при условии, что субъект РФ соблюдает правила установления и предельные значения, закрепленные в НК РФ (при их наличии). Аналогичными полномочиями наделены местные органы власти в отношении местных налогов и сборов.
Рассмотрим региональные меры налоговой поддержки предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения. Опираясь на первые пять редакций республиканского закона «О введение в действие и применении патентной системы налогообложения на территории Республики Коми» от 29.11.2012 № 87-РЗ1 (далее - закон № 87-РЗ), позитивные ожидания налогоплательщиков были связаны с отсутствием изменения потенциально возможного годового дохода, а негативные - с его повышением. Шестую редакцию закона № 87-РЗ, несомненно, можно считать «позитивной» по двум причинам:
1) не увеличен годовой доход по всем видам предпринимательской деятельности;
2) изменен порядок определения налоговой базы для видов деятельности, в которых величина потенциально возможного дохода коррелировала с количеством физических показателей или единиц, генерирующих доход - наемных работников, автотранспортных средств, объектов торговли, объектов общепита и др. С момента введения ПСН с 1 января 2013 года и до 2019 года включительно размер годового дохода устанавливался на общее количество единиц, генерирующих доход, с 2020 года - отдельно на генерирующую доход единицу.
Приведенные меры нельзя назвать «противокороновирусными», так как на момент принятия шестой редакции закона № 87-РЗ об эпидемии не было неизвестно.
Изменение расчета налоговой базы по ПСН коснулись плательщиков патента, для которых величина годового дохода устанавливалась на количество человек. С 2020 года стоимость патента уменьшилась для предпринимателей, не имеющих наемных работников, и предпринимателей, привлекающих от одного до четырех наемных работников. Для наглядности в таблице 1 приведен расчет стоимости патента для ситуации ведения бизнеса без наемных работников и ведения бизнеса с одним наемным работником.
Несложные математические расчеты позволяют увидеть, что для ИП без наемных работников стоимость патента уменьшается в 5 раз, если ИП привлекает одного наемного работника - в 2,7 раза (в 2,6 раза при оказании услуг по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла). Другими словами, величина относительных изменений весьма значима.
1 О введении в действие и применении патентной системы налогообложения на территории Республики Коми: закон РК от 29.11.2012 № 87-РЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.05.2020).
Таблица 1. Стоимость патента для видов предпринимательской деятельности, в которых величина годового дохода зависит от количества наемных работников, место ведения деятельности - Республика Коми
Потенциально
возможный годовой Стоимость патента Абсолютное
Вид предпринимательской деятельности доход для городского округа, для городского округа, тыс. руб. изменение стоимости
тыс. руб. патента,
20162019 гг. 2020 г. 20162019 гг. 2020 г. тыс. руб.
Парикмахерские и
косметические услуги: - только ИП 200 40 12 2,40 -9,60
- ИП+1 наемный работник 200 73 12 4,38 -7,62
Ремонт мебели:
- только ИП 300 60 18 3,60 -14,40
- ИП+1 наемный работник 300 110 18 6,60 - 11,40
Услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий: - только ИП 200 40 12 2,40 -9,60
- ИП+1 наемный работник 200 73 12 4,38 -7,62
Техническое обслуживание
и ремонт автотранспортных
и мототранспортных
средств, машин и оборудования: - только ИП 600 120 36 7,20 -28,80
- ИП+1 наемный работник 600 220 36 13,20 -22,80
Ремонт жилья и других
построек: - только ИП 700 140 42 8,40 -33,60
- ИП+1 наемный работник 700 257 42 15,42 -26,58
Услуги по остеклению
балконов и лоджий, нарезке
стекла и зеркал, художественной обработке
стекла: - только ИП - ИП+1 наемный работник 500 500 100 192 30 30 6,00 11,52 -24,00 -18,48
Занятие медицинской
деятельностью или
фармацевтической
деятельностью лицом,
имеющим лицензию на
указанные виды
деятельности: - только ИП - ИП+1 наемный работник 574 574 115 211 34,44 34,44 6,90 12,66 -27,54 -21,78
Обрядовые услуги: - только ИП 100 20 6 1,20 -4,80
- ИП+1 наемный работник 100 37 6 2,22 -3,78
Ритуальные услуги: - только ИП 150 30 9 1,80 -7,20
- ИП+1 наемный работник 150 55 9 3,30 -5,70
Изменение расчета годового дохода при ПСН является справедливым для ИП, которые получили патент на виды деятельности, перечисленные в таблице 1, и привлекают не более четырех наемных работников. Для них величина потенциального годового дохода стала пропорциональна количеству занятых в бизнесе человек, как было заложено с 2013 года для ИП, привлекающих от пяти по пятнадцати наемных работников.
Отметим, что в региональном законе о ПСН широко применяется дифференциация годового дохода в зависимости от количества физических единиц. Причем для одних видов деятельности - ремонта мебели, перевозки пассажиров автомобильным транспортом, обрядовых и ритуальных услуг и др., - при увеличении количества физических единиц происходит рост удельного и, соответственного, совокупного годового дохода. Для других видов деятельности - перевозки грузов автомобильным или водным транспортом, ремонта жилья, остекления балконов и др.,- наблюдается обратная ситуация: чем больше физических единиц, тем меньше удельный и совокупный годовой доход. Для автора экономические причины такой дифференциации не являются очевидными.
В период действия коронавирусной инфекции Государственным советом Республики Коми приняты важные меры по снижению налоговой нагрузки для налогоплательщиков, применяющих УСНО. Законом от 8 мая 2020 г. № 12-РЗ1 установлены новые налоговые ставки в размере 3 процента (вместо 6 процентов) для объекта налогообложения «доходы» и 7,5 процентов (вместо 15 процентов) для объекта налогообложения «доходы минус расходы». Пониженные ставки применяются в период с 1 января 2020 года до конца 2022 года, то есть мера носит среднесрочные характер. Безусловно положительно оценивается отсутствие дифференциации по видам экономической деятельности, величине дохода или другому признаку, то есть пониженными ставками могут воспользоваться все без исключения организации и ИП, применяющие УСНО.
С 1 июля 2020 года в Республике Коми вводится налог на профессиональный доход (далее - ПНД). Система налогообложения представляет интерес для ИП без наемных работников по нескольким параметрам:
- отсутствие обязанности уплачивать страховые взносы за период применения НПД;
- отсутствие обязанности использовать контроль-кассовую технику. Отметим, что такая возможность сохраняется у ИП без наемных работников до 1 июля 2021 г. и на других режимах налогообложения, если предпринимательская деятельность не связана с оказанием транспортных услуг, розничной торговлей и общепитом;
- использование специального многофункционального мобильного приложения «Мой налог», уже апробированного в течение прошлого года. «Мой налог» предназначен для расчета и уплаты ПНД, формирования платежных документов при расчете с покупателями и заказчиками, справки о регистрации в качестве плательщика НПД, справки о доходах;
- отсутствие обязанности вести налоговые регистры и представлять налоговую отчетность.
ПСН, УСНО и НПД присущи ограничения, связанные с видом деятельности, составом облагаемых доходов, величиной дохода, численностью наемных работников. Самые «широкие» рамки ограничений у УСНО, самые «узкие» - у НПД. Динамичное изменение правил налогообложения требует мониторинга и предварительного расчета обязательств по налогам и страховым взносам для нескольких налоговых режимов. После этого можно определить, какой именно специальный налоговый режим гарантирует уменьшение налоговых обязательств.
В таблице 2 выполнен расчет единого налога и страховых взносов при УСНО и НПД для 2020 года (в расчете не использован вычет страховых взносов для ИП из пострадавших отраслей экономики).
1 О некоторых вопросах, связанных с применением упрощенной системы налогообложения на территории Республики Коми, и о внесении в связи с этим изменений в отдельные законодательные акты Республики Коми: закон РК от 08.05.2020 № 12-РЗ // URL: http://law.rkomi.ru/files/79/31460.pdf (дата обращения: 08.05.2020).
Таблица 2. Расчет налоговых обязательств при УСНО и ПНД за 2020 год, место ведения деятельности - Республика Коми
Наименование показателя УСНО НПД Комментарий
1. Доход, учитываемый для целей налогообложения, руб. 2 400 000 2 400 000 Максимальная величина дохода при НПД установлена законодательно
2. Ставка единого налога, % 3 4 Предполагается, что при НПД покупателями и заказчиками являются только физические лица
3. Сумма налога, руб. 2 400 000 * 0,03 = 72 000 2 400 000 * 0,04 = 96 000 -
4. Фиксированный размер страховых взносов «за себя», руб. 40 874 - Использована величина страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование на 2020 год
5. Уменьшение суммы налога к уплате, руб. 40 874 10 000 При НПД однократно предоставляется вычет 10 000 руб. При УСНО ИП без наемных работников без ограничения уменьшает налог на сумму уплаченных за себя страховых взносов
5. Сумма налога к уплате, руб. 72 000 - 40 874 = 31 126 96 000 - 10 000 = 86 000 -
6. Единый налог + страховые взносы, руб. 31 126 + 40 874 = 72 000 86 000 -
7. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1% от доходов более 300 000 руб. (2 400 000 -300 000) * 0,01 = 21 000 - Взносы уплачиваются не позднее 1 июля следующего календарного года и учитываются при расчете единого налога в году их уплаты
Для 2020 года по критерию суммы налоговых обязательств «выигрывает» УСНО. Вместе с тем, при выборе системы налогообложения минимизация налоговой нагрузки является хотя и главным, но не единственным параметром.
К «противокороновирусным» налоговым мерам относится снижение ставки налога на имущество организаций в отношении недвижимости, налоговая база по которой определяется как кадастровая стоимость. Ставка снижена с 2 до 1 процента на налоговый период 2021 года, то есть носит краткосрочный характер. В соответствие с законом от 8 мая 2020 г. № 24-РЗ1 пониженной налоговой ставкой могут воспользоваться организации малого и среднего предпринимательства. Данную меру тоже может характеризовать как проявление справедливости налогообложения, так
1 О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Коми «О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми» [Электронный ресурс]: закон РК от 08.05.2020 № 24-РЗ. URL: http://law.rkomi.ru/files/79/31472.pdf (дата обращения: 08.05.2020).
как в условиях кризиса из-за короновирусной инфекции административно-деловые и торговые центры не обеспечивают дохода, сопоставимого с докризисным периодом.
Уменьшение налоговых ставок единого налога, связанного с применением УСНО, налога на имущество организаций, введение НПД приведет к снижению налоговых доходов бюджета Республики Коми. Учитывая роль каждого налога в формировании регионального бюджета (таблицы 3 и 4), несложно спрогнозировать, что наибольшие потери будут связаны с недополучением налога на имущество организаций.
Таблица 3. Фактическое поступления налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет Республики Коми, в млн руб.1 2
Наименование доходного источника 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Относит. изменение 2019 к 2015 гг. %
Налоговые и неналоговые доходы -всего, в т.ч. 49 507 53 314 64 346 75 068 76 759 155,05
налоги на прибыль, доходы, их них: 31 557 32 351 38 893 45 995 47 323 149,96
- налог на прибыль организаций 16 372 16 480 22 947 28 957 29 869 182,44
- НДФЛ 15 185 15 871 15 947 17 039 17 454 114,94
акцизы 2 342 3 382 2 975 2 752 4 110 175,49
налоги на совокупный доход (единый налог при УСНО) 894 904 969 1 037 1 105 123,60
налоги на имущество, из них 12 781 14 590 19 529 23 308 21 587 168,90
- налог на имущество организаций 11 936 13 743 18 423 22 164 20 377 170,72
- транспортный налог 844 846 1 104 1 141 1 207 143,01
- налог на игорный бизнес 1 1 2 3 3 3 раза|
прочие налоговые и неналоговые доходы бюджета 1 933 2 087 1 979 1975 2634 136,26
Согласно данным таблицы 3, основу налоговых доходов республиканского бюджета составляют федеральные налоги - налог на прибыль организаций, НДФДЛ и акцизы. Поступления налога на прибыль в период с 2015 по 2019 годы выросли в 1,8 раза с 16 372 млн. руб. до 29 869 руб., НДФЛ на 14,94% с 15 185 млн. руб. до 17 454 млн. руб. Прирост акцизов составил 1,8 раза, в стоимостном выражении акцизы значительно меньше сумм налога на прибыль и НДФЛ. Республиканские налоги являются вторым по значимости входящим финансовым потоком и более чем на 90 % формируются за счет налога на имущество организаций. Их рост за пятилетний период составил 1,7 раза с 12 781 млн. руб. до 21 587 руб. Прирост поступлений от
1 Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов // Федеральное казначейство России: [сайт]. URL: https://roskazna.ru/ispolneme-byudzhetov/konsoHdirovarmye-byudzhety-subektov/ (дата обращения: 08.05.2020).
2 Отчеты об исполнении республиканского бюджета Республики Коми за 2019 год // Министерство финансов Республики Коми: [сайт]. URL: https://minfin.rkomi.ru/otchety-ob-ispolnenii-respublikanskogo-byudjeta-respubliki-komi (дата обращения: 08.05.2020).
специальных систем налогообложения был умеренным и составил 23,60%. По сумме единый налог, связанный с применением УСНО, сопоставим с величиной транспортного налога.
В целом за анализируемый период налоговые и неналоговые доходы бюджета Республики Коми выросли в полтора раза, прежде всего за счет роста поступлений налога на прибыль и налога на имущество организаций.
Таблица 4. Структура налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета
Республики Коми, в %
Наименование доходного источника 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Абс. изменение 2019 к 2015 гг.
Налоговые и
неналоговые доходы -всего, 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 -
в т.ч.
налоги на прибыль, доходы, 63,74 60,68 60,44 61,27 61,65 -2,09
их них:
- налог на прибыль организаций 33,07 30,91 35,66 38,57 38,91 5,84
- НДФЛ 30,67 29,77 24,78 22,70 22,74 -7,93
акцизы 4,73 6,34 4,62 3,67 5,35 0,62
налоги на совокупный доход (единый налог при УСНО) 1,81 1,70 1,51 1,38 1,44 -0,37
налоги на имущество, из них 25,82 27,37 30,35 31,05 28,13 2,31
- налог на имущество организаций 24,11 25,78 28,63 29,53 26,55 2,44
- транспортный налог 1,71 1,59 1,72 1,52 1,58 -0,13
- налог на игорный бизнес - - - - - -
другие налоги, сборы, неналоговые доходы бюджета 3,90 3,91 3,08 2,63 3,43 -0,47
Федеральные налоги формируют не менее 65% от налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта, из них в среднем 62% приходится на налог на прибыль организаций и НДФЛ. Доля республиканских налогов весьма значима и составляет не менее четверти от рассматриваемых поступлений, при этом основное место занимает налог на имущество организаций, доля транспортного налога составляла не более 2%. Значение единого налога, связанного с применением УСНО, в объеме налоговых поступлений невелико, удельный вес был стабильным и не превышал 2%.
В целом поступления в республиканский бюджет на 90% сформированы за счет триады налогов - налога на прибыль организаций, НДФЛ и налога на имущество организаций. Основные изменения в структуре налоговых и неналоговых доходов связаны с постепенным увеличением удельного веса налога на прибыль организаций с 33,07% в 2015 г. до 38,91% в 2019 году и таким же постепенным снижением доли НДФЛ соответственно с 30,67% до 22,74%. Другие изменения в структуре доходов были не столь значимыми.
Выводы.
1. Справедливость налогообложения является комплексной правовой категорией. Поддерживается точка зрения, что общие принципы налогообложения, закрепленные ст. 3 ч. 1 НК РФ, формируют внутреннее содержание справедливости налогообложения. В профессиональной литературе нет единства мнений о
внутреннем содержании справедливости налогообложения, но всеми признается, что данная правовая категория формируется под влиянием системы культурных ценностей в обществе.
2. Законодательное изменение порядка установления годового дохода при ПСН устранило дискриминацию в расчете налоговой базы для ИП, ведущих деятельность без наемных работников или привлекающих не более четырех наемных работников (при условии, что годовой доход поставлен в зависимость от количества наемных работников). С 2020 года для данной категории ИП величина потенциального годового дохода стала определяться пропорционально количеству занятых в бизнесе человек, как было заложено с 2013 года для ИП, привлекающих от пяти по пятнадцати наемных работников.
3. В условиях экономического кризиса налогоплательщики ожидают налоговых мер по снижению налогового бремени и укреплению регулирующей и распределительной функций налогов. Республика Коми использовала полномочия, предоставленные ст. 12 ч. 1 НК РФ, для введения мер по налоговой поддержке малого предпринимательства.
К мерам краткосрочной поддержки относится снижение в 2020 году в два раза ставки налога на имущество организаций в отношении недвижимости, налоговая база по которой определяется как кадастровая стоимость, к мерам среднесрочной поддержки - снижение в два раза ставки единого налога при применении УСНО. Долгосрочной мерой является введение на территории Республики Коми с 1 июля 2020 года специального налогового режима НПД.
Анализ состава и структуры налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Коми показал, что для бюджета субъекта наиболее существенными станут потери от снижения ставки налога на имущество организаций в отношении объектов, имеющих кадастровую стоимость. Снижение ставок единого налога при УСНО и введение ПНД тоже приведет к уменьшению налоговых поступлений, но за счет небольшой доли данного налога в общей сумме налоговых и неналоговых доходов (не более 2%) в стоимостном выражении потери несопоставимы с недополучением налога на имущество организаций.
Список литературы /References
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.05.2020).
2. Демин А.В. Право, справедливость, налогообложение: исходные предпосылки: подготовлен для системы «КонсультантПлюс» / А.В. Демин. // СПС «КонсультантПлюс», 2001 (дата обращения: 08.05.2020).
3. Кучеров И.И. Справедливость налогообложения и ее составляющие (правовой аспект) / И.И. Кучеров // Финансовое право, 2009. № 4 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.05.2020).
4. Карасева М.В. Некоторые актуальные вопросы развития финансового права на современном этапе / М.В. Карасева // Финансовое право, 2016. № 2 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.05.2020).
5. Копина А.А. Равенство, дискриминация и дифференциация налогоплательщиков / Копина А.А. // «Налоги» (газета), 2017. № 22 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.05.2020).
6. О введении в действие и применении патентной системы налогообложения на территории Республики Коми: закон РК от 29.11.2012 № 87-РЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.05.2020).
7. О некоторых вопросах, связанных с применением упрощенной системы налогообложения на территории Республики Коми, и о внесении в связи с этим изменений в отдельные законодательные акты Республики Коми: закон РК от 08.05.2020 № 12-РЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://law.rkomi.ru/files/79/31460.pdf/ (дата обращения: 08.05.2020).
8. О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Коми «О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми»: закон РК от 08.05.2020 № 24-РЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://law.rkomi.ru/files/79/31472.pdf/ (дата обращения: 08.05.2020).
9. Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов // Федеральное казначейство России: [сайт]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/ (дата обращения (дата обращения: 08.05.2020).
10. Отчеты об исполнении республиканского бюджета Республики Коми за 2019 год // Министерство финансов Республики Коми: [сайт]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minfin.rkomi.ru/otchety-ob-ispolnenii-respublikanskogo-byudjeta-respuЫiki-komi/ (дата обращения: 08.05.2020).