Научная статья на тему 'Анализ состава, структуры и динамики доходов бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Дагестан)'

Анализ состава, структуры и динамики доходов бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1403
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / СТРУКТУРА ДИНАМИКИ ДОХОДОВ / BUDGET REVENUES OF A SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / TAX RECEIPTS / NON-TAX RECEIPTS / GRATUITOUS RECEIPTS / STRUCTURE OF INCOME DYNAMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедова Н. Ю., Чумакова М. К.

В статье на основе анализа доходной части республиканского бюджета Республики Дагестан были выявлены пути формирования доходов бюджета, рассмотрены все виды поступлений в динамике и даны предложения по повышению качества планирования и эффективности администрирования собственных налоговых и неналоговых доходов в современных условиях.In the article, based on the analysis of the revenue part of the Republican budget of the Republic of Dagestan, the ways of forming budget revenues were identified, all types of revenues in dynamics were considered, and proposals were made to improve the quality of planning and efficiency of administration of own tax and non-tax revenues in modern conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состава, структуры и динамики доходов бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Дагестан)»

АНАЛИЗ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

Н.Ю. Магомедова, студент

Научный руководитель: М.К. Чумакова, канд. экон. наук, доцент Дагестанский государственный университет (Россия, г. Махачкала)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10328

Аннотация. В статье на основе анализа доходной части республиканского бюджета Республики Дагестан были выявлены пути формирования доходов бюджета, рассмотрены все виды поступлений в динамике и даны предложения по повышению качества планирования и эффективности администрирования собственных налоговых и неналоговых доходов в современных условиях.

Ключевые слова: доходы бюджета субъекта РФ, налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления, структура динамики доходов.

В соответствии со ст. 10 БК РФ в структуру бюджетной системы РФ включены бюджеты субъектов РФ, которые играют важную роль в реализации функций и задач региональных органов власти, обеспечивают социально-экономическое развитие территорий. Через бюджеты регионов государство активно проводит экономическую политику. Актуальность исследования обусловлена и тем, что Президент Росссийской Федерации В.В. Путин в своих посланиях Федеральному Собранию РФ не раз отмечал то, что в федеративном государстве финансовой и макроэкономической стабильности невозможно достичь без решения задачи повышения финансовой устойчивости бюджетов субъектов

Российской Федерации и муниципальных образований.

Обращаясь к главе 8 БК РФ, отметим, что доходы бюджетов субъектов РФ состоят из налоговых и неналоговых доходов, кроме этого дополнительно сюда включаются и безвозмездные поступления (межбюджетные трансферты), которые предусматриваются в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим доходы бюджета субъекта РФ на примере республиканского бюджета Республики Дагестан, начав с анализа налоговых поступлений по состоянию на 2017-2019 гг. и на плановый период 20202021 гг.

Таблица 1. Поступления налоговых доходов республиканского бюджета Республики Дагестан по состоянию на 2017-2019 гг. и на плановый период 2020-2021 гг., тыс. рублей [2, 3, 4]_

Наименование 2017 2018 2019 2020 2021

Доходы, в т.ч., всего 98 727 036,9 103 130 012,6 121 342 751,1 109 351 923,8 109 068 626,7

Налоговые доходы, в т.ч.: 22667123,5 24537100,7 25203870,6 27846513,6 29563193

Налог на прибыль организаций 3 310 133,6 4 143 740,0 4 402 306,4 4 547 582,5 4 693 105,2

Налог на доходы физических лиц 8 970 872,7 9 434 044,9 9 660 635,2 10 810 708,2 11 718 807,7

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 6 411 562,0 6 786 171,4 7 834 048,5 8 841 408,6 8 913 866,5

Налог на имущество организаций 3 360 127,0 3 402 156,0 2 407 347,0 2 431 420,5 2 455 734,7

Транспортный налог 500 369,3 632 691,7 770 800,0 1 082 625,0 1 624 396,0

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 17285,0 20 698,0 31 048,0 31 948,4 33 034,6

Государственная пошлина 82 203,7 107 908,3 89 135,5 91 720,4 94 838,9

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 14 570,2 9 690,4 8 550,0 9 100,0 9 409,4

Как видно по данным таблицы 1, за рассматриваемый период 2017-2021 гг. в республиканском бюджете РД сформировался устойчивый тренд повышения налоговых поступлений. Если в 2017 году объем налоговых доходов составлял 22667123,5 тыс.рублей, то в 2021 году по прогнозным данным сумма составит 29543193 тыс.рублей, т.е. за этот период наблюдается повышение налоговых поступлений на 30,3%. Исключение составляет налог на имущество организаций - уменьшение прогноза поступлений по данному налогу обусловлено изменением федерального законодательства и связано с исключением с 1 января 2019 года движимого имущества из обложения налогом.

Также необходимо отметить, что произошло увеличение удельного веса налоговых поступлений в совокупных доходах бюджета рД: с 23% в 2017 году до 27% в 2021 году, что свидетельствует о росте финансовой самостоятельности региона и прогрессе касательно собираемости налогов в республике.

Учитывая данные таблицы 1, мы можем увидеть, что наибольший удельный вес в составе бюджета субъекта занимают налоговые доходы, формируемые в основном за счет отчислений от федеральных налогов (налог на доходы физических лиц, акцизы по подакцизным товарам, налог на прибыль организаций).

Наименьшую долю в налоговых доходах бюджета рассматриваемого субъекта занимают задолженность и перерасчеты по

отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам, государственная пошлина, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, транспортный налог. Из данных таблицы 1, мы можем увидеть то, что доля транспортного налога резко возрастет к 2021 году, составив 1 624 396,0 тыс.рублей, тогда как в 2017 году сумма составляла всего 500 369,3 тыс.рублей, т.е наблюдается повышение данного налога в 3,2 раза. По всей видимости, прогнозируемый рост данного налога связан со вступившими в силу изменениями законодательства, касающиеся порядка налогообложения транспортных средств. Согласно п. 2 ст. 362 Налогового кодекса, исчисление суммы транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента. Такие изменения в налоговом законодательстве вытекают из количества налогоплательщиков, являющихся владельцами роскошных автомобилей, которых с каждым годом становится все больше и больше [9].

Говоря в целом о налоговых доходах, отметим, что поскольку доля налоговых доходов в структуре доходов республиканского бюджета РД является низкой, как результат существует чрезмерная зависимость данного бюджета от межбюджетных трансфертов.

Далее перейдем к анализу неналоговых поступлений, которые также принимают участие в формировании доходов бюджета субъекта (табл. 2).

Таблица 2. Поступления неналоговых доходов республиканского бюджета Республики

Дагестан по состоянию на 2017-2019 гг. и на плановый период 2020-2021 гг., тыс. рублей [2, 3, 4]_

Наименование 2017 2018 2019 2020 2021

Доходы, в т.ч., всего 98 727 036,9 103 130 012,6 121 342 751,1 109 351 923,8 109 068 626,7

Неналоговые доходы, в т.ч.: 631466,9 1001427,9 1399863,6 1271890,7 1349438,8

Доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муниц. собственности 124 242,0 445 811,4 755 462,9 499 402,5 548 764,6

Платежи при пользовании природными ресурсами 12 944,0 5 802,0 8 215,0 5 229,2 5 289,2

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства 12 416,0 2 700,3 1 080,0 3 200,0 2 200,0

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 54 155,9 110 000,0 95 000,0 104 500,0 114 950,0

Административные платежи и сборы 6 350,0 100,0 996,0 0,0 0,0

Штрафы, санкции, возмещение ущерба 421 359,0 437 013,5 539 109,7 659 559,0 698 235,0

Основываясь на данных таблицы 2, мы можем увидеть положительную динамику объёма неналоговых поступлений в республиканский бюджет РД за 2017-2021 гг. Если в 2017 году их объем составлял 631466,9 тыс. рублей, то к 2021 году их прогнозное значение достигает 1349438,8 тыс. рублей, т.е. происходит увеличение в 2 раза, или на 113%. Но, несмотря на их ежегодный рост, их объем в структуре доходов бюджета РД остается ничтожно малым. Неналоговые поступления занимают всего лишь около 1% от всей суммы доходов, поступающих в бюджет. Отметим, что в 2020 году планируется снижение поступлений неналоговых доходов по сравнению с 2019 годом на 11990827,3 тыс. рублей, или 10% в основном за счет снижения поступлений доходов от использования имущества (- 256060,4 тыс. рублей) и административных платежей и сборов (- 996 тыс. рублей).

Из таблицы 2, явно видно, что доля доходов от использования имущества, находящегося в гос. и муниц. собственности преобладает над остальными видами доходов, входящих в состав неналоговых поступлений. Их объем растет с каждым годом, достигая пика своего подъема в 2019

году, составив 755462,9 тыс. руб., далее идет резкий спад в 2020 году, а в 2021 году планируется снова рост. Вторыми по величине следуют штрафы, санкции, возмещение ущерба, для которых характерна положительная динамика из года в год, обусловленная поступлениями за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения.

Незначительную долю занимают платежи при пользовании природными ресурсами, значение которых резко падает в 2018 году, а дальше сменяется небольшим ростом в 2019 году и снова растет в 20202021 гг. по прогнозам Минфина РД. В эту же категорию входят также и административные платежи и сборы, объем которых с 6350,0 тыс. руб. в 2017 году упадет по прогнозам до 0 в 2021 году.

Следуя данным, представленным выше, мы сделали вывод, что для неналоговых доходов не характерны значительные изменения, соответственно, позитивных тенденций не наблюдается.

Помимо налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет РД также зачисляются безвозмездные поступления, которые включают в себя дотации, субсидии, субвенции (табл. 3).

Таблица 3. Объем безвозмездных поступлений республиканского бюджета Республики Дагестан по состоянию на 2017-2019 гг. и на плановый период 2020-2021 гг., тыс. руб. [2, 3, 4]_

Наименование 2017 2018 2019 2020 2021

Доходы, в т.ч., всего 98 727 036,9 103 130 012,6 121 342 751,1 109 351 923,8 109 068 626,7

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в т.ч.: 75 074 988,3 77 591 484,7 94 739 016,9 80 233 519,5 78 155 994,9

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 56 294 333,5 60 796 434,5 68 338 673,8 58 395 004,4 61 518 775,0

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности 52 419 887,9 59 065 832,5 68 338 673,8 58 395 004,4 61 518 775,0

Субсидии бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии) 8 716 359,6 8 399 472,8 16 600 398,1 11 486 072,6 7 476 035,6

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 7 908 282,8 6 978 154, 1 7 324 837,4 7 581 731,7 7 771 516,0

Иные межбюджетные трансферты 2 156 012,4 1 417 423,3 2 475 107,6 2 770 710,8 1 389 668,3

Согласно данным таблицы 3 доля безвозмездных поступлений в доходах регионов составляет выше 70%. В 2017 г. объем безвозмездных поступлений, в структуре которых основная доля принадлежит безвозмездным трансфертам (более 76%), от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составил 56 294 333,5 тыс. руб., а к 2021 году их объем вырастет еще больше. Такая же ситуация и с дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Далее обратим внимание на то, что все остальные поступления (субсидии бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; иные межбюджетные трансферты) демонстрируют отрицательную динамику.

Подытоживая вышеизложенное, подчеркнем, что объем безвозмездных поступлений ежегодно растет, хоть и их удельный вес в совокупных доходах снижается. Данный факт характеризует отсутствие возможности у рассматриваемого субъекта выполнять свои обязательства исключи-

неналоговых доходов, что, безусловно, приводит к достаточно сильной финансовой зависимости от других субъектов и федерального центра.

Таким образом, рассмотрев состав, структуру и динамику доходов республиканского бюджета Республики Дагестан, мы пришли к выводу, что данный субъект является высокодотационным. Значительная доля в доходах бюджета безвозмездных поступлений и небольшой процент налоговых и неналоговых доходов предполагает нарушение принципа самостоятельности бюджетов, который зафиксирован в БК Российской федерации (ст. 31 БК РФ). На наш взгляд, чтобы улучшить финансовую ситуацию, субъекту необходимо принять меры по предотвращению использования налогоплательщиками незаконных механизмов минимизации налоговой базы путем улучшения налоговой культуры граждан, заниматься поиском новых направлений деятельности, разработкой инновационных продуктов, которые смогут финансово оздоровить регион путем их продажи на федеральной и международной площадках.

тельно за счет собственных налоговых и

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

2. Закон Республики Дагестан от 21.12.2017 N 99 «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (принят Народным Собранием РД 20.12.2017) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

3. Закон Республики Дагестан от 04.04.2018 N 14 «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (принят Народным Собранием РД 29.03.2018) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

4. Закон Республики Дагестан от 25.12.2018 № 93 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (принят Народным Собранием РД 20.12.2018) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

5. Заключение Счетной палаты Республики Дагестан на проект закона Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». - [Электроный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spdag.rU/activities/4 (дата обращения: 29.03.2020)

6. Заключение Счетной палаты Республики Дагестан на проект закона Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». - [Электроный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spdag.rU/activities/4 (дата обращения: 01.04.2020)

7. Заключение Счетной палаты Республики Дагестан на проект закона Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2019 год и на плановый пе-

риод 2020 и 2021 годов». - [Электроный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spdag.rU/activities/4 (дата обращения: 03.04.2020)

8. Заключение Счетной палаты Республики Дагестан на проект закона Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». - [Электроный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spdag.rU/activities/4 (04.04.2020)

9. Автомобилистов уже предупредили: как изменился транспортный налог (Autonews.ru). - [Электроный ресурс]. - Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.autostat.ru%2Farticles%2F41358%2F (дата обращения: 06.04.2020)

ANALYSIS OF THE COMPOSITION, STRUCTURE AND DYNAMICS OF BUDGET REVENUES OF A SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

N.Yu. Magomedova, Student

Supervisor: M.K. Chumakova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Dagestan State University (Russia, Makhachkala)

Abstract. In the article, based on the analysis of the revenue part of the Republican budget of the Republic of Dagestan, the ways offorming budget revenues were identified, all types of revenues in dynamics were considered, and proposals were made to improve the quality of planning and efficiency of administration of own tax and non-tax revenues in modern conditions.

Keywords: budget revenues of a subject of the Russian Federation, tax receipts, non-tax receipts, gratuitous receipts, structure of income dynamics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.