Научная статья на тему 'Анализ налоговых поступлений доходной части бюджета Республики Дагестан'

Анализ налоговых поступлений доходной части бюджета Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
606
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджет / доходы / доходная часть / налоговые поступления / неналоговые поступления / безвозмездные поступления / региональный бюджет. / budgets / revenues / revenue part / tax revenues / non-tax revenues / gratuitous revenues / regional budget.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р. М. Хидирова

В статье приведены некоторые теоретические основы таких экономических категорий как «бюджет», «доходы бюджета», «доходная часть бюджета», обозначены различия между данными понятиями. Рассмотрено современное состояние доходной части бюджета Республики Дагестан, проведен анализ структуры и динамики основных показателей налоговых поступлений бюджета республики на 2018-2021 годы, анализ прогнозных данных поступлений в бюджет РД. Обозначены основные проблемы формирования доходной части бюджета республики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TAX REVENUES OF THE REVENUE PART OF THE BUDGET OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article presents some theoretical foundations of such economic categories as "budget", "budget revenues", "revenue part of the budget", the differences between these concepts are marked. Discusses the state budget revenues of the Republic of Dagestan the analysis of the structure and dynamics of the main indicators of the tax revenues budget of the Republic for the years 2018-2021, analysis of forecast data revenues to the budget KMG. The main problems of formation of the revenue part of the budget of the Republic are designated.

Текст научной работы на тему «Анализ налоговых поступлений доходной части бюджета Республики Дагестан»

АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Р.М. Хидирова, студент

Научный руководитель: М.А. Филина, канд. экон. наук, доцент Дагестанский государственный университет (Россия, г. Махачкала)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11493

Аннотация. В статье приведены некоторые теоретические основы таких экономических категорий как «бюджет», «доходы бюджета», «доходная часть бюджета», обозначены различия между данными понятиями. Рассмотрено современное состояние доходной части бюджета Республики Дагестан, проведен анализ структуры и динамики основных показателей налоговых поступлений бюджета республики на 2018-2021 годы, анализ прогнозных данных поступлений в бюджет РД. Обозначены основные проблемы формирования доходной части бюджета республики.

Ключевые слова: бюджет, доходы, доходная часть, налоговые поступления, неналоговые поступления, безвозмездные поступления, региональный бюджет.

Для выполнения своих функций государству и его регионам необходимы денежные средства. Источником финансирования государственных расходов является государственный бюджет, а для финансирования расходов субъектов РФ - бюджеты субъектов РФ.

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1].

Под доходами бюджета понимаются поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета [1].

Доходы бюджета часто приравнивают к доходной части бюджета. По этому поводу А.Г. Пауль верно отмечает, что доходная часть бюджета является частью финансового плана, а доходы бюджета - это реальные поступления в бюджет. Но, как правило, эти два понятия обычно отождествляют [2].

Рассмотрим современное состояние регионального бюджета Республики Дагестан, в частности его доходной части.

На основании данных Министерства Финансов РД проведем анализ налоговых поступлений доходной части бюджета Республики Дагестан за 2018 год и плановый период 2019-2021 гг. Данные приведены в таблице.

Наименование 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год

Налоговые доходы, в том числе: 24 537 100,7 25 203 870,6 27 846 513,6 29 523 193

Налог на прибыль организаций 4 143 740,0 4 402 30б,4 4 547 582,5 4 б93 105,2

Налог на доходы физических лиц 9 434 044,9 9 бб0 б35,2 10 810 708,2 11 718 807,7

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации б 78б 171,4 7 834 048,5 8 841 408,б 8 913 8бб,5

Налог на имущество организаций 3 402 15б,0 2 407 347,0 2 431 420,5 2 455 734,7

Транспортный налог б32 б91,7 770 800,0 1 082 б25,0 1 б24 39б,0

Налог на добычу полезных ископаемых 20 б98,0 31 048,0 31 948,4 33 034,б

Государственная пошлина 107 908,3 89 135,5 91 720,4 94 838,9

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 9 б90,4 8 550,0 9 100,0 9 409,4

Таблица. Показатели налоговых поступлений доходной части бюджета РД, тыс. руб. [3]

На основе данных, представленных в таблице, можно говорить о том, что доля налоговых доходов в бюджете РД, согласно прогнозу, стабильно растет до 2021 года, примерно на 1-2 млрд руб. в каждом анализируемом году.

Максимальный удельный вес в налоговых поступлениях имеют налог на доходы физических лиц, акцизы, налог на прибыль организаций, а также налог на имущество организаций, значения которых растут, согласно прогнозу, из года в год. Исключением здесь является налог на имущество организаций, доля которого резко сократилась в 2019 году по сравнению с предыдущим примерно на 30%.

Самую незначительную часть в данной категории доходов занимает задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам, которая составляет 9 690,4 тыс. руб. в 2018 году, то есть 0,03% от общей суммы налоговых поступлений. Небольшую долю занимает также налог на добычу полезных ископаемых, составляющий 20 698 тыс. руб. в 2018 году, однако он показывает резкий значительный рост в последующем году, который составляет 50%.

Динамика свидетельствует о том, что доля налога на имущество организаций и доля государственной пошлины показывают серьезный спад в 2019 году по сравнению с 2018 годом на 30 и 17%, соответственно. В дальнейшем, по оценке Минфина РД, эти показатели будут расти, однако, как видно из таблицы, максимальные их значения, которые наблюдались в 2018 году, так и не будут достигнуты.

Минфин РД прогнозирует сильный рост доли транспортного налога в доходах регионального бюджета: в 2018 году этот показатель составляет 632691,7 тыс. руб., к 2021 году его прогнозное значение достигает 1624396 тыс. руб.

Таким образом, на основе прогнозных данных можем сказать, что в основном все показатели налоговых поступлений в бюджет РД стабильны, значительного роста и спада не наблюдается, за исключением налога на имущество организаций и транспортного налога.

Теперь проведем анализ динамики доходной части бюджета Республики Дагестан за 2018 год и плановый период 20192021 годов. Данные приведены на рисунке.

100 000 000

80 000 000

60 000 000

40 000 000

20 000 000

Налоговые Неналоговые Безвозмездные доходы доходы поступления

О

201В

2019

2020 2021

Рисунок. Динамика доходов бюджета Республики Дагестан, тыс. руб. [3]

На рисунке мы видим, что наибольшая доля доходной части бюджета Республики Дагестан приходится на безвозмездные перечисления, и в большей части на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Можем также отметить, что показатели неналоговых доходов находятся

на предельно низком уровне. На долю собственных доходов, то есть на налоговые и неналоговые доходы в совокупности, приходится небольшая часть - менее половины всех поступлений республиканского бюджета. Данный факт является отрицательным, поскольку, имея столь низкие

собственные доходы при высоких дотациях, это порождает полную финансовую зависимость региона от поступлений из федерального центра.

Делая вывод по проведенной работе, можем сказать, что Республика Дагестан является полностью дотационным регионом. Сокращение в доходах территориальных бюджетов доли собственных доходов, а также рост зависимости их от вышестоящего бюджета - это тенденции, которые противоречат наиболее полной реализации принципа самостоятельности бюджетов.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ. СПС «Консультант Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/055a71948dbf2a4fc2478437cd89cd 864ee8e6e5/ (Дата обращения: 1.07.2019)

2. Новожилова Т.Н., Паршина И.В. Формирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ в контексте институциональной теории // Вестник НГИЭИ. - 2018. - № 3 (82). -С. 107-119.

3. Минфин РД. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfinrd.ru/svedeniya_ob_ispolzovanii_vydelyaemykh_byudzhetnykh_sredstv

4. Хидирова Р.М., Ибрагимова И.И. Проблема собираемости налогов в Республике Дагестан // Актуальные проблемы современной экономики в глобальном мире. - 2018. - №7. - С. 313-317.

ANALYSIS OF TAX REVENUES OF THE REVENUE PART OF THE BUDGET OF

THE REPUBLIC OF DAGESTAN

R.M. Hidirova, Student

Supervisor: M.A. Filina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Dagestan State University (Russia, Makhachkala)

Abstract. The article presents some theoretical foundations of such economic categories as "budget", "budget revenues", "revenue part of the budget", the differences between these concepts are marked. Discusses the state budget revenues of the Republic of Dagestan the analysis of the structure and dynamics of the main indicators of the tax revenues budget of the Republic for the years 2018-2021, analysis of forecast data revenues to the budget KMG. The main problems of formation of the revenue part of the budget of the Republic are designated.

Keywords: budgets, revenues, revenue part, tax revenues, non-tax revenues, gratuitous revenues, regional budget.

Необходимо реализовывать мероприятия, которые устранят причины, порождающие уклонение от налогов. На уровне государства необходимо развивать налоговую культуру, основа которой заключалась бы в формировании отношения к добросовестным налогоплательщикам как достойной части общества. Необходимо совершенствовать налоговое администрирование, а изменения в организацию работы налоговых органов вносить постепенно и последовательно [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.