Научная статья на тему 'Методологические аспекты механизма укрепления доходной базы бюджета региона (на примере Республики Дагестан)'

Методологические аспекты механизма укрепления доходной базы бюджета региона (на примере Республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / ДОТАЦИОННОСТЬ РЕГИОНА / ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РЕГИОН / БЮДЖЕТ / ПОТЕНЦИАЛ / НАЛОГОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / CONSOLIDATED BUDGET / REGION''S RELIANCE ON SUBVENTIONS / SECTORAL STRUCTURE / TAX POTENTIAL / BUDGET REVENUE / REGION / BUDGET / POTENTIAL / TAX ACTIVITY / BUSINESS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашуров Тельман Шафиевич

В статье изложены методологические аспекты механизма укрепления доходной базы региона (на примере Республики Дагестан) и определены некоторые приоритетные направления укрепления налогового потенциала в условиях дотационности региона. А также в статье представлен анализ сопоставления данных о фактическом поступлении налогов в консолидированный бюджет Республики Дагестан и их прогнозных значений. Здесь также изложены основные пути укрепления налоговой базы региона. Так как от этого зависит доходная часть бюджета региона. В данной статье использованы различные показатели для оценки налогового потенциала Республики Дагестан. В заключении статьи приведены выводы по теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological aspects of the strengthening mechanism of the revenue base of regional budget (by the example of the Republic of Dagestan)

The article presents methodological aspects of the strengthening mechanism of the revenue base of regional budget (by the example of the Republic of Dagestan) and defines some priority directions for strengthening tax capacity under the conditions of region's reliance on subventions. We present the comparative analysis of the data for the actual taxes collected in the consolidated budget of the Republic of Dagestan and its predicted indexes. We also outline the main ways to strengthen tax base of the region since it affects the income of the regional budget. In this article we used a variety of indexes to measure the tax capacity of the Republic of Dagestan. In the end we present our conclusions.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты механизма укрепления доходной базы бюджета региона (на примере Республики Дагестан)»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Russian Journal of Entrepreneurship

Том 18 • Номер 5 • март 2017 ISSN 1994-6937

>

Креативная экономика

издательство

методологические аспекты механизма укрепления доходной базы бюджета региона (на примере Республики дагестан)

Ашуров Т.Ш.1 2

1 Дагестанский государственный технический университет, Дербентский филиал, Дербент, Республика

2 Дагестанский государственный университет, Дербентский филиал, Дербент, Республика Дагестан

В статье изложены методологические аспекты механизма укрепления доходной базы региона (на примере Республики Дагестан) и определены некоторые приоритетные направления укрепления налогового потенциала в условиях дотационности региона. А также в статье представлен анализ сопоставления данных о фактическом поступлении налогов в консолидированный бюджет Республики Дагестан и их прогнозных значений. Здесь также изложены основные пути укрепления налоговой базы региона. Так как от этого зависит доходная часть бюджета региона. В данной статье использованы различные показатели для оценки налогового потенциала Республики Дагестан. В заключении статьи приведены выводы по теме.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: консолидированный бюджет, дотационность региона, отраслевая структура, налоговый потенциал, доходы бюджета, регион, бюджет, потенциал, налоговая активность, деловая активность.

Methodological aspects of the strengthening mechanism

of the revenue base of regional budget

(by the example of the Republic of Dagestan)

Ashurov T.Sh.1 2

1 Dagestan State Technical University, the Derbent branch, Derbent, the Republic of Dagestan

2 Dagestan State University, the Derbent branch, Derbent, the Republic of Dagestan

введение

В последние годы замедление экономического роста отрицательно сказывалось на доходах бюджетов регионов. На наш взгляд, единственно возможный путь улучшения финансового состояния Республики Дагестан, сокращения его дотационности - это всемерное укрепление собственной доходной базы.

Как нам представляется, одним из путей укрепления собственной доходной базы является наращивание налогового потенциала республики, увеличение собираемости налогов и других обязательных платежей.

Дагестан

АННОТАЦИЯ:

Как нам кажется, прежде чем определить конкретные пути увеличения налоговой базы региона, необходимо оценить его налоговый потенциал. Как нам известно, Республика Дагестан имеет наименьший и слабый налоговый потенциал в России (наряду с Калмыкией и Ингушетией), он в 2-3 раза меньше, чем в других регионах округа, и в 4-5 раз ниже, чем в среднем по России. Налоговый потенциал региона напрямую зависит от состояния экономики. Необходимо отметить, что, несмотря на слаборазвитую промышленность Республики Дагестан, ее отраслевая структура достаточно диверсифицирована, что оценивается положительно с точки зрения перспектив укрепления налоговой базы [5, с. 16].

Следовательно, для оценки использования налогового потенциала регионов используется показатель индекса налоговой активности, который рассчитывается как отношение фактических налоговых поступлений каждого региона в бюджетную систему и потенциальных налоговых доходов этого региона. За последние годы тщательное исследование налоговой активности в Южном федеральном округе, на наш взгляд, выявило высокую налоговую активность и значительное превышение бюджетных налоговых поступлений от потенциальных возможностей экономики в республиках Калмыкия и Ингушетия. При норме индекса налоговой активности, равного 1, он фактически составил 2,8 и 2,5. Минимальная налоговая активность составила в Республике Дагестан [4, с. 14].

Таким образом, в Дагестане имеются возможности повышения налоговых доходов бюджета за счет административного ресурса. Как правило, администрирование ресурса - это улучшение собираемости налогов и других обязательных платежей.

ABSTRACT:_

The article presents methodological aspects of the strengthening mechanism of the revenue base of regional budget (by the example of the Republic of Dagestan) and defines some priority directions for strengthening tax capacity under the conditions of region's reliance on subventions. We present the comparative analysis of the data for the actual taxes collected in the consolidated budget of the Republic of Dagestan and its predicted indexes. We also outline the main ways to strengthen tax base of the region since it affects the income of the regional budget. In this article we used a variety of indexes to measure the tax capacity of the Republic of Dagestan. In the end we present our conclusions.

KEYWORDS: consolidated budget, region's reliance on subventions, sectoral structure, tax potential, budget revenue, region, budget, potential, tax activity, business activity.

Received: 06.02.2017 / published: 16.03.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ashurov T.Sh. (te1man.ashurov@mai1.ru)

CITATION:_

Ashurov T.Sh. (2017) Metodologicheskie aspekty mekhanizma ukrepleniya dokhodnoy bazy byudzheta regiona (na primere Respubliki Dagestan) [Methodological aspects of the strengthening mechanism of the revenue base of regional budget (by the example of the Republic of Dagestan)]. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 18(5), 773-782. doi: 10.18334/rp.18.5.37574

На наш взгляд, в первую очередь необходим мониторинг происходящих явлений и событий, а также отклонений полученных результатов от намеченных целей. Вместе с тем все большое значение приобретает синтез эффективных управленческих решений.

В данном исследовании нами проведен анализ доходной базы Республики Дагестан.

К сожалению, на региональной повестке экономического развития Республики Дагестан много проблем и вопросов. По нашему мнению, к ним относятся следующие: например, «Как решить проблемы высокой дотационности бюджета?», «Как использовать потенциал региона, уникальные отличия, рыночные ниши?», «Мотивировать собственников, предпринимателей, инвесторов?», «Как преодолеть экономическую отсталость?», «Какие подходы, механизмы, инструменты применимы?».

На наш взгляд, действия, программы и проекты с государственным участием должны содержать конкретное решение хотя бы одной из вышеупомянутых системных проблем. То есть должен быть применен системный подход к решению вышеизложенных региональных проблем.

На наш взгляд, Республика Дагестан обладает всеми необходимыми условиями для динамичного развития экономики и решения социальных проблем. То есть это обусловлено следующими необходимыми условиями:

• во-первых, в Республике Дагестан имеются благоприятные природно-климатические условия;

• во-вторых, Республика Дагестан находится на выгодном географическом положении, т.е. расположена на пути важных транспортных коридоров;

• в-третьих, в РД имеется огромный и богатый потенциал природных ресурсов.

По нашему мнению, все вышеперечисленные условия очень важны для решения

многих нерешенных проблем в экономике Республике Дагестан (РД).

Однако, к великому сожалению, Республика Дагестан - это один из самых высокодотационных регионов России. Самый важный, весомый макроэкономический показатель - валовой региональный продукт на душу населения в 3,5 раза ниже среднероссийского. Уровень безработицы составляет 22% экономически активного населения. Денежные доходы ниже среднероссийского уровня. Однако анализ расходов показывает, что доходы граждан гораздо выше официально учтенных [1, с. 5]. По оценкам экспертов, масштабы теневого сектора экономики в Дагестане составляют более 50%

ОБ АВТОРЕ:_

Ашуров Тельман Шафиевич, кандидат экономических наук, доцент; доцент кафедры экономики и управления (te1man.ashurov0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Ашуров Т.Ш. Методологические аспекты механизма укрепления доходной базы бюджета региона (на примере Республики Дагестан) // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 5. - С. 773-782. - Сог 10.18334/гр.18.5.37574

при среднероссийских 20-25%. Около 40% занятого в Республике населения приходится на неформальный сектор.

Анализ сопоставления данных о фактическом поступлении налогов в консолидированный бюджет Республики Дагестан и их прогнозных значений показывает, что налоговый потенциал региона используется не полностью. Фактические налоговые доходы республиканского бюджета Республики Дагестан в 2016 г. составили лишь 76,5% прогнозных значений.

Как правило, источником валового регионального продукта и доходов государства, в том числе бюджетных, является деловая активность хозяйствующих субъектов. Поэтому, на наш взгляд, очень важным направлением социально-экономической политики Правительства РД должно стать создание благоприятных условий для повышения предпринимательской инициативы и трудовой активности граждан. То есть бюджетно-налоговая политика должна сочетать стимулирующую и фискальную функции налогов. В связи с этим необходимо сопоставление фактических налоговых платежей с валовым региональным продуктом [4, с. 8].

В этой связи повышение налоговой нагрузки на предпринимательство, как нам представляется, можно рассматривать как один из путей увеличения доходов регионального бюджета.

Теперь рассмотрим отчет об исполнении бюджета РД по доходам за 2015 год.

В таблице 1 представлены плановые и отчетные данные об исполнении доходной части консолидированного и местных бюджетов Республики Дагестан за 2015 год.

Так, доходы консолидированного бюджета Республики Дагестан за 2015 г. составили 89,9 млрд руб., или 104,6% к предыдущему году. Налоговые и неналоговые доходы увеличились на 4,3% и составили 26,9 млрд рублей. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета получены в объеме 63,0 млрд руб., что составило 70,1% (2014 год - 70%) от общего объема доходов, а к уровню предыдущего года -104,7% (2014 год - 104,1%).

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей во все уровни бюджетов составило 33,9 млрд руб., в том числе в федеральный бюджет - 7,0 млрд руб. (20,6% от общего объема), республиканский бюджет РД - 20,4 млрд руб. (60,2%), местные бюджеты - 6,5 млрд руб. (19,2%). По сравнению с 2014 годом поступление налогов и сборов увеличилось на 7,4% (2014 год - на 13,8%) [1, с. 18].

Как видно из таблицы 1, в связи со сложной экономической ситуацией в РФ и РД план мобилизации доходов в консолидированный бюджет РД за 2015 год выполнен на 91,9%, в том числе по налогам на совокупный доход - на 75,0%, а в бюджеты городских округов - только на 50,1%.

В таблице 2 представлен анализ использования налогового потенциала по налогу на прибыль, доходы.

Поскольку в налоговых доходах ключевую роль играют налоги на прибыль, доходы (71,9% в 2016 году), то радикально увеличить налоговые поступления можно только за

счет увеличения налоговой базы этих налогов. Важно оценить использование налогового потенциала по этому налогу.

Как видно из таблицы 1, налоговый потенциал по налогу на прибыль исполняется лишь на 60%, налоговый потенциал по налогу на доходы физических лиц - на 93%. Это говорит о том, что в республике имеются огромные резервы увеличения доходной базы.

На наш взгляд, для увеличения поступлений в бюджет по налогу на прибыль необходимо:

- увеличить среднюю рентабельность производства всех действующих хозяйствующих субъектов;

- уменьшить долю убыточных предприятий региона.

Однако в Республике Дагестан удельный вес убыточных организаций остается высоким.

Таблица 1

отчет об исполнении консолидированного и местных бюджетов Рд по доходам за 2015 год

наименование доходов консолидированный бюджет субъекта РФ в том числе

бюджет субъекта РФ бюджеты городских округов бюджеты муниципальных районов бюджеты городских и сельских поселений

Доходы бюджета, план 97772,1 90685,3 14935,9 25585,6 2446,6

факт 89902,5 84167,1 12878,6 24826,0 2841,2

выполнение плана, % 91,9 92,8 86,2 96,9 99,8

в том числе

Налоговые и неналоговые доходы,план 32723,0 25525,4 3792,0 2639,4 99,8

факт 26923,0 25525,4 30503 2660,4 766,2

выполнение плана, % 82,3 80,0 80,5 100,8 104,3

Безвозмездные поступления, план 65049,1 65159,9 11144,0 22946,1 2080,4

факт 92469,3 84872,0 14090,1 25523,0 2794,5

выполнение плана, % 91,08 92,3 85,87 96,4 94,2

Расходы бюджета, план 101522,6 91954,0 16410,3 26473,7 2965,9

факт 92469,3 84872,0 14090,1 2552,30 2794,5

выполнение плана, % 91,08 92,3 85,87 96,4 94,2

Дефицит /профицит, план -3750,5 -1268,7 -1474,4 -888,1 -119,3

факт -2566,8 -704,9 -1211,5 -697,0 46,7

Дефицит бюджета в % к доходам бюджета без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета 9,5 3,4 39,7 26,2

Источник: УФНС России по РД.

Таблица 2

Анализ использования налогового потенциала по налогу на прибыль, доходы

показатели 2016 г.

консолидированный бюджет Республиканский бюджет

Налог на прибыль организаций (факт), тыс. руб. 817945 724183

Налог на прибыль организаций (прогноз), тыс. руб. 1349540 1195287

Отношение фактических поступлений по налогу на прибыль к прогнозным, % 60,6 60,5

Налог на доходы физических лиц (факт), тыс. руб. 2088657 1051514

Налог на доходы физических лиц (прогноз), тыс. руб. 2250000 1125000

Отношение фактических поступлений по налогу на доходы физических лиц к прогнозным 92,8 93,4

Источник: составлено автором

В январе-ноябре 2016 года сальдированный финансовый результат, то есть прибыль - убыток организаций (без организаций, осуществляющих деятельность в сельском хозяйстве, субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций), составил 1103,8 млн руб. (138 организаций получили прибыль в размере 1333,2 млн руб. и 107 организаций имели убыток на сумму 229,4 млн руб.). Прирост сальдированного финансового результата по сравнению с 2015 г. составил 13,8%, однако в реальном выражении более трети этого прироста приходится на инфляционный компонент.

Все предприятия, даже крупные монополисты, согласно принципу «эффект масштаба», искусственно увеличивая себестоимость производимой продукции, целеустремленно снижают размер получаемой прибыли в целях вытеснения с рынка своих конкурентов.

За последние годы, на наш взгляд, на поступление налога на прибыль в консолидированный бюджет Республики Дагестан в значительной мере отрицательно повлиял переход большого количества предприятий-инвесторов, зарегистрированных в городах и районах Дагестана, на налоговый учет в другие регионы.

Соответственно, одни крупные плательщики налога на прибыль, расположенные в республике, значительно снизили налогооблагаемую базу, искусственно и чрезмерно увеличивая издержки производства и тем самым снижая объем полученной прибыли. К таким, по данным УФНС по Республике Дагестан, относятся некоторые предприятия топливно-энергетического комплекса, ОАО «Дагсвязьинформ», Дербентский коньячный комбинат и другие крупные предприятия [5, с. 12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако нам представляется, что фискальный потенциал региональных налогов раскрыт не полностью. Формирование доходов субъектов Федерации должно в первую очередь основываться на региональных налогах и сборах.

Главная причина незначительности поступлений по налогу на имущество организаций - это заниженная оценка имущества. По данным УФНС по Республике Дагестан, на

некоторых предприятиях переоценка не проводилась с 1980-х годов. Некоторые крупные предприятия оценены в незначительную, не реальную сумму. К ним можно отнести такие предприятия, чьи оценка имущества вызывает большие сомнения, например ОАО «Дагестанрегионгаз» - 5,7 млн руб., Махачкалинский винзавод - 14,2 млн руб.

В связи с этим, на наш взгляд, представляется, что для повышения налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций необходимо создать независимую экспертную комиссию по переоценке имущества.

Учет среднегодовой стоимости имущества по остаточной стоимости существенно занижает налогооблагаемую базу данного налога. В связи с этим было бы целесообразно перейти на учет в рыночных целях.

Также установленные федеральным законодательством льготы (в частности, в отношении железнодорожных путей сообщения, магистральных, трубопроводных линий) обусловливают значительные потери бюджетов субъектов РФ. В целях устранения этого недостатка было целесообразно обеспечить компенсацию из федерального бюджета выпадающих доходов вследствие предоставления льгот федеральным законодательством.

Транспортный налог является одним из трудно администрируемых. В действующем законодательстве отсутствуют требования к сотрудникам ГИБДД осуществлять контроль над уплатой транспортного налога.

Как правило, основной долей плательщиков транспортного налога являются физические лица. В этой связи представляется, что для повышения собираемости данного налога необходимо установить и законодательно закрепить обязанность налогоплательщика предъявлять справку налогового органа об уплате налога при регистрации, перерегистрации и техническом осмотре транспортного средства [3, с. 22].

Негативное влияние на формирование доходной части бюджета Республики Дагестан оказывает как неудовлетворительная работа налоговых органов по сбору налогов, так и всевозможные «ловкие изобретательные приемы» руководителей хозяйствующих субъектов уклонения от уплаты налогов. К примеру, основная часть заработной платы выплачивается в конвертах, другая часть - по ведомостям.

В республике более 38,5 тысяч хозяйствующих субъектов, учтенных в Статистическом реестре. Из них 37,4 тысяч являются юридическими лицами, 1,2 тысяч - филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями юридических лиц. По данным УФНС по Республике Дагестан, на 1 сентября 2016 года прошли процедуру государственной регистрации (перерегистрации) только 10,8 тысяч юридических лиц [5, с. 17]. По остальным 27,7 тысячам юридических лиц, учтенным в Статистическом реестре, сведения их перерегистрации или ликвидации нигде не значатся.

Естественно, в такой ситуации очевидно, что несколько миллиардов рублей укрываются от налогообложения. Представляется, что в отношении бездействующих организаций необходимо разработать процедуру исключения из государственного реестра. Вышеперечисленные факты констатируют крайне низкий уровень налоговой

культуры. Однако причиной подобного явления, на наш взгляд, является не только отсутствие должного воспитания, но и крайняя неэффективность и бесконтрольность расходования бюджетных средств. В фискальной политике важно рационально расходовать бюджетные средства [2, с. 112].

Налоговое администрирование не способно решить проблему уклонения от уплаты налогов. Необходимо предоставлять налогоплательщикам наглядную, доступную и конкретную информацию о том, куда расходуются бюджетные средства, какие конкретные результаты получены от использования бюджетных денег, кто, где и когда допустил коррупцию. Только осознание того, что налоги действительно нужны государству для решения общественных нужд, сделает уплату налогов обязательной.

Пополнению консолидированного бюджета Республики Дагестан способствовало бы увеличение поступлений по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу. Сегодня в консолидированном бюджете Республики Дагестан доля налога на имущество физических лиц ничтожно мала, в то время как существуют огромные резервы ее роста, особенно в городах. Главной причиной является низкая инвентаризационная оценка строений и сооружений.

В республике числится более 14 тысяч строений, принадлежавших гражданам, у которых отсутствует инвентаризационная оценка и, соответственно, не начислен налог на имущество. По данным УФНС по Республике Дагестан, только в Махачкале около 65% строений и сооружений имеют оценку менее 100 тысяч рублей.

Для увеличения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц необходимы:

- полный учет всех объектов недвижимости физических лиц;

- рыночная оценка стоимости имущества.

Другой путь укрепления налоговой базы - это оздоровление экономики. Республика Дагестан способна за счет собственных усилий значительно укрепить собственную доходную базу республиканского бюджета. На наш взгляд, наибольшие результаты в этой области могут быть получены за счет возрождения виноделия на базе собственного виноградарства. Это весьма достойная задача для Республики Дагестан, так как республика, как и ЮФО в целом, обладает уникальными природно-климатическими условиями для винограда. Республика Дагестан является наиболее важным регионом промышленного виноградарства России, занимает второе место в округе, уступая лишь Краснодарскому краю.

В общем виде разработана программа укрепления доходной базы бюджета Республики Дагестан.

Основными целями программы являются:

- повышение доходов регионального бюджета;

- снижение финансовой зависимости региона.

Приоритетными направлениями и мероприятиями программы являются следующие:

- наращивание налогового потенциала;

- совершенствование межбюджетных отношений;

- оздоровление экономики.

заключение

Таким образом, располагая благоприятными природно-климатическими условиями, достаточным ресурсным потенциалом, Республика Дагестан в настоящее время оказалась в экономическом и социальном плане отсталым, депрессивным регионом РФ.

Поэтому, как нам представляется, реализация следующих мероприятий будет способствовать укреплению доходной базы и в конечном счете оздоровлению экономики региона:

- преодоление депрессивного состояния в промышленности и АПК;

- обеспечение роста производства в топливно-энергетическом комплексе;

- поддержка предприятий легкой промышленности на основе льготных средств;

- государственная поддержка малого бизнеса;

- повышение рентабельности производства и сокращение доли убыточных предприятий;

- разработка мер по привлечению инвестиций.

Предлагаемый комплекс мероприятий, по нашему мнению, способен повысить уровень фискальной автономии и укрепить доходную базу Республики Дагестан.

ИСТОЧНИКИ:

1. Бюджетный кодекс РФ. - М.: ЭКМОС, 2015.

2. Налоговый кодекс РФ. - М.: Проспект, 2015.

3. Закон Республики Дагестан от 30.12.2013 № 110 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

4. Закон Республики Дагестан от 30.12.2014 № 94 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

5. Закон Республики Дагестан от 28.12.2013 № 101 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

6. Постановление Правительства РФ «Об основных направлениях налоговой политики РФ на 2015-2017 годы» [Электронный ресурс] // Министерство финансов РФ.

- URL: http://minfin.ru/.

7. Постановление Правительства РФ «О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года» от 15.08.2001 № 854.

8. Постановление Правительства Республики Дагестан «Основные направления бюд-

жетной и налоговой политики Республики Дагестан в 2015-2017 годах и меры по ее совершенствованию» [Электронный ресурс] // Minfin05.ru. - URL: www.minfin05.ru.

9. Пояснительная записка к проекту республиканского бюджета Республики Дагестан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс] // Minfin.05ru. - URL: www.minfin.05ru.

10. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М., Сулейманов М.М. О налоговом регулировании доходов субъектов Федерации // Финансы. - 2010. - № 11. - C. 32-38.

11. Игонина Л.Л., Кусраева Д.Э. Налоговый потенциал региона: эффективность реализации и факторы роста: Монография. - М.: Атри, 2010. - 210 с.

12. Климов В.Н. Межбюджетные отношения в России на современном этапе // Вопросы экономики. - 2013. - № 10. - С. 111-125.

13. Коровина Е.Л. О доходах и расходах федерального бюджета // Финансы. - 2015. - № 8. - С. 20-24.

14. Маршал А. Д. Принципы экономической науки. - М.: Прогресс, 1993.

15. Ниналалова Ф.И., Рамазанов К.Х. Проблемы формирования и направления укрепления доходной базы бюджетов субъектов РФ // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Общественные науки. - 2014. - № 5. - C. 110-118.

16. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года (проект).

17. Социально-экономическое положение Республики Дагестан: Статистический сборник. - Махачкала, 2015.

18. Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://minfin.ru/.

19. Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. - URL: http://www. па^.ги.

20. Управление ФНС России по Республике Дагестан [Электронный ресурс]. - URL: http://www.r05.nа1оg.ru/.

REFERENCES:

Byudzhetnyy kodeks RF [The Budget Code of the Russian Federation] (2015). Moscow: EKMOS. (in Russian).

Nalogovyy kodeks RF [Tax Code of the Russian Federation] (2015). Moscow: Prospekt. (in Russian).

Aliev B.Kh., Musaeva Kh.M., Suleymanov M.M. (2010). O nalogovom regulirovanii dokhodov subektov Federatsii [On tax income regulation of the Federal subjects]. Finansy, 11, 32-38. (in Russian).

Igonina L.L., Kusraeva D.E. (2010). Nalogovyy potentsial regiona: effektivnost realizatsii i faktory rosta [Tax potential of the region: effectiveness of the implementation and growth factors]. Moscow: Atri. (in Russian).

Marshal A. D. (1993). Printsipy ekonomicheskoy nauki [The principles of economics]. Moscow: Progress. (in Russian).

Ninalalova F.I., Ramazanov K.Kh. (2014). Problemy formirovaniya i napravleniya ukrepleniya dokhodnoy bazy byudzhetov subektov RF [Revenue base forming and strengthening trends for the budgets of the Russian Federation subjects]. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Obschestvennye nauki, 5, 110-118. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.