ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
УДК 332.1 ГАДЖИЕВА АИША Т ГАМЗА ТОВНА
к.э.н., научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»
e-mail: [email protected]
КЕРИМОВ САЛИК ГЕРОЕВИЧ
к.э.н., доцент ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,
e-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО ДОХОДАМ
Аннотация. Цель. В статье обоснована необходимость обращения пристального внимания к проблеме высокой дотационности Республики Дагестан: её причины и возможные варианты снижения. Метод. В работе проанализированы основные показатели формирования доходной части регионального бюджета, в ходе исследования были использованы методы аналогий и сравнения, ситуационного, системного и статистического анализа, а также экспертных оценок. Результаты. В статье проведён анализ современного состояния консолидированного бюджета Республики Дагестан. Рассмотрено формирование доходной части регионального бюджета за счёт отчислений налоговых и неналоговых поступлений. Осуществлена оценка эффективности исполнения собственных доходов региона. Показана связь приращения доходной части бюджета за счёт выведения из «тени» экономики. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования региональной экономики субъекта на стадии прогнозирования доходов бюджета. Выводы. Для Республики Дагестан проблема финансовой зависимости от федерального бюджета стоит очень остро. В 2017 г. регион занимает первое место в стране по данному показателю, в связи с чем требуется детальное рассмотрение доходной части регионального бюджета. Выяснить, насколько налоговый потенциал позволит сократить финансовую зависимость. В исследовании рассмотрены основные налоги, формирующие доходную часть бюджета Республики Дагестан. Также сделана попытка выявления основных проблем собираемости налогов на территории региона.
Ключевые слова: регион, бюджет, налоговые доходы, современное состояние бюджета региона, самодостаточность региона.
GADJIEVA AYSHATGAMZATOVNA
Candidate of Economic Sciences, Research Associate of FSBIS "Institute of Social-Economic Studies of DSC of the RAS",
e-mail: [email protected]
KERIMOV SALIK GEROEVICH
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of FSEBI of HE
"Dagestan State Technical University", e-mail: [email protected]
EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF FULFILLING THE REGIONAL
BUDGET ON INCOME
Abstract. The goal. The manuscript substantiates the need to pay close attention to the problem of a high need for subsidies in the Republic of Dagestan, the reasons for it, and possible options
to reduce this need. The method. The manuscript analyzes the main indicators of forming the income side of the regional budget. In this study we have used the methods of analogies and comparison, situational and statistical analysis, as well as expert evaluations. The results. The manuscript lists an analysis of the modern state of the consolidated budget of the Republic of Dagestan. We have discussed the formation of the income side of the regional budget from tax and non-tax receipts. We have evaluated the effectiveness of the region's own income. We have shown the connection of adding the income part of the budget from getting the economy out of the shadow. The area of application of the results. The results of the study may be used to improve the regional economy of the entity at the stage of forecasting the income of the budget. The conclusions. For the Republic of Dagestan the problem of financial dependence from the federal budget is very critical. In 2017 the region is taking the first place in the country for this indicator. In relation with this, it is necessary to discuss in detail the income side of the regional budget. It is necessary to find out how much the taxation potential will allow to reduce the financial dependence. In the study we have discussed the main taxes that form the income side of the budget of the Republic of Dagestan. We have also made an attempt to find the main problems of collecting taxes on the territory of the region.
Keywords: a region, a budget, taxation income, the modern state of the budget of the region, self -sufficiency of the region.
Введение. Обеспечение сбалансированного развития субъектов Российской Федерации, включающее создание эффективной экономики регионов, развитие социальной сферы, устранение диспропорций социально-экономического развития субъектов РФ во многом обусловлено наличием и возможностью формирования и привлечения финансовых ресурсов. Отнесение региона к определенному типу социально-экономического развития показало, что большая часть регионов России зависимы от внешних источников финансирования. Опасением в данной ситуации выступает тот факт, что при условии подпадании под кризисное влияние центра периферия лишается возможности гарантированного финансового обеспечения своих основных социально-экономических блоков. Финансовая зависимость регионов России может обернуться для них плачевным, особенно это касается регионов, социально-экономическое развитие которых находится на среднероссийском уровне [8, с. 50].
Методы исследования. За последние 10 лет сохраняется тенденция роста собственных доходов региона, исключением не является и бюджет на 2017 г. В 2005 г. удельный вес собственного дохода от общей суммы доходов региона составлял 20,8%, в 2016 г. —уже 29%. Несмотря на медленную, но положительную динамику роста доли собственных доходов в структуре бюджета региона, остаётся острым вопрос самодостаточности региона, что доказывает его лидирующие позиции по объёму выделяемых средств на бюджетное выравнивание по стране.
За последние десять лет объём безвозмездных перечислений региону с каждым годом увеличивался, в 2016 г. данная цифра составила 64675,5 млн руб., что больше на 2300,2 млн руб. аналогичного периода 2015 г. На 2017 г. запланировано выделение средств 70716 млн руб. Доходы консолидированного бюджета региона 2016 г. составили 89904,8 млн руб. что больше на 5785,8 млн руб. аналогичного периода 2015 г. [5].
Исполнение бюджета по налоговым доходам 2016 г. составляет 99%, тогда как в 2015 г. данный показатель был равен 82%. Увеличение доходов бюджета на 6% непосредственно связано с выявлением объектов налоговой базы, которые не были своевременно поставлены на учёт.
Особую роль, даже можно сказать ключевую, играет принцип сбалансированности бюджета, который заключается в соответствии доходов расходам бюджета. Казалось бы, основным выходом в данной ситуации является формирование бездефицитного бюджета, но, как показывает практика, подобного очень сложно добиться.
Тогда как страна переживает финансовый кризис, впервые за последние десять лет бюджет РД 2016 г. был закрыт с профицитом. Подобное «явление», иначе его не назовешь, в СМИ окрестили как «чудо». Интересен тот факт, что при таком высокодотационном бюджете (72% в 2016 г.) добились профицита в 2148,4 млн руб. Более того, по прогнозам планируется в 2017
г. также исполнить бюджет с профицитом в 1,6 млрд руб.
Налоговый потенциал региона оценивается в 55 баллов, что соизмеримо 61 месту по стране и приравнивается к группе регионов с низким налоговым потенциалом. Практически все республики СКФО обладают таким же низким налоговым потенциалом, исключение составляет Ставропольский край (17 баллов) [5].
Собственные доходы региона на 99% состоят из налоговых отчислений. За 2016 г. налоговые доходы по Республике Дагестан составили 31311,8 млн руб., что на 3665, 9 млн руб. больше, чем в 2015 г. Из них в федеральный бюджет поступило 7481,3 млн руб., в консолидированный бюджет РД в 2016 г. 23830,5 млн руб., что на 13% больше, чем в 2015 г. (см. табл.) [4].
Таблица
Сравнительный анализ поступления доходов в бюджет Республики Дагестан
Наименование HirliH и Факт 20 Ii П тн 201* Фнкт2<М LU.III Port fnktn 20Ift r, К фйКТУ 201? r, (W)
Ьгего Ti" ко Ii г 1 К.1 и рои ihi н му 6юдже1у РД 2HS44M 245*4S&U 234JU402 9" Iii
Налог на долоды физических ,ши 11 483 345 12 786620 12 193 771 95.4 ♦ 106,2
Налог на прибыль 2 378 603 3 648 005 3 755 74В 103.0 + 157,9
Акцшы на. алкогольи. продукцию 1 733 579 2 032360 1 306 935 36.8 ♦ 103,0
Налог па имущество юриллч лни 2 825 355 3 149800 3 099 63? 98 А ♦ 109,7
Налог на добычу полез, ископаемых 27 967 24 793 25 526 103,0 * 91,3
ннвл 456 531 503 587 439 241 86,4 ♦■96.2
УСН 679 S7J 706 929 763 693 JOS,7 ♦ L13,L
ЕСХН 22 073 24 171 37 237 154,1 ♦ 163,7
Налог на нмушсс 1ьо фин лни 129525 16213? 146721 90.5 ♦ 113,3
Земельный налог 794892 1 074181 947 366 38,2 ♦ 119,2
Tpaflc ttoplriblfi нп.и.и 296977 283J00 450 613 159,2 ♦ 151,7
Остальные к прочие налоги н сборы 135522 114177 1511976 139,2 ♦ 117,0
Особую роль исполнения бюджета по доходам отводится соответствию фактических сборов устанавливаемым планам [4].
В 2016 г. планы по сбору налогов в консолидированный бюджет Республики Дагестан были выполнены на 97%. Перевыполнение наблюдается по следующим налогам:
- транспортный налог 159,2%;
- налог на прибыль организаций 103%;
- налог на добычу полезных ископаемых 103%;
- упрощенная система налогообложения 108,7%.
По следующим налогам плановые задания не исполнены:
- НДФЛ — 95%;
- налог на имущество физических лиц — 90%;
- земельный налог — 88%;
- акцизы на алкогольную продукции — 86%;
- единый налог на вменённый доход — 86%.
Сравнивая фактические и плановые показатели собираемости налогов, можно сказать, что за последние 5 лет перевыполнение плана по сбору налогов на территории Республики Дагестан наблюдается только в 2013 г. Представители налоговых органов ссылаются на завышенные планы по сбору налогов, апеллируя тем, что планы, установленные по собираемости налогов в федеральный бюджет, перевыполняются ежегодно.
Три из основных налогов, формирующих львиную долю собственных доходов регионального бюджета, — это федеральные налоги, и только один налог (налог на имущество организаций) является региональным. В суммарном виде эти налоги составляют 86% налоговых доходов региона. Рассмотрим более детально эти налоги [8, с. 48].
При расчете доли налога в доходах бюджета Республики Дагестан наибольший удельный вес отводится налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) (51), который относится к основному виду прямых налогов и обеспечивает более половины суммы в формировании собственных доходов бюджета региона. Налогоплательщиками, согласно Налоговому кодексу РФ, признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Налоговая ставка устанавливается в размере 13% от получаемого дохода, исключение составляют доходы, получаемые со стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в отношении этих доходов устанавливается налоговая ставка в размере 35% [1].
Сравнивая показатели поступлений НДФЛ с 2010 г., его объем увеличился с 6,099,749 тыс. руб. до 12,241,167 тыс. Несмотря на то, что за период с 2010 по 2016гг. численность занятого населения не подвергалась особым изменениям, поступления по налогу на доходы физических лиц возросло на более чем 50%, что связано с увеличением в два раза средней заработной платы за аналогичный период.
Суммы собираемых налогов НДФЛ на 99% состоят из отчислений работников бюджетного сектора, только 1% составляют платежи от индивидуальных предпринимателей, а также иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории региона [7, с. 150].
Как было упомянуто выше, план по сбору НДФЛ в 2016 г. на территории РД выполнен на 95%, вследствие чего в бюджет республики не поступило 570,7 млн руб. Финансовый кризис в стране также затронул бюджетную сферу. В 2016 г. в результате недостаточного финансирования учреждений бюджетной сферы более чем на 160 млн руб., снижения оплаты труда в бюджетных учреждениях уменьшились поступления по НДФЛ на 80,6 млн руб., также в результате реорганизации банковской системы не поступило налога на 47,1 млн руб.
Если платежи от НДФЛ бюджетных организаций прозрачны и не возникают вопросов по этому поводу, то с платежами, осуществляемыми индивидуальными предпринимателями, не всё так гладко.
В Республике Дагестан на 2016 г. зарегистрировано 50930 индивидуальных предпринимателей, из них 23199 представили налоговую отчетность, что на 2172 предпринимателя меньше аналогичного периода 2015 г. Более 27 тысяч предпринимателей формируют базу данных, требующую контрольной проверки каждого предпринимателя, на фактическое осуществление предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Потенциал пополнения регионального бюджета за счет ревизии данной категории доходов значительный. За 2016 г. в бюджет республики от индивидуальных предпринимателей поступило 37134 тыс. руб. налога. По расчётам на одного предпринимателя приходится 1600 руб. уплаченного подоходного налога в год. Потенциально региональный бюджет теряет более 25-30 млн руб. поступлений в год от индивидуальных предпринимателей.
Поступления НДФЛ от иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Республики Дагестан, также пополняют бюджет региона.
По данным МВД в республике осуществляют трудовую деятельность около 12 тысяч ино-
странных граждан, из них чуть более 6 тысяч человек получили патент на осуществления трудовой деятельности.
Основными проблемами здесь выступают:
- не своевременная постановка на учет иностранных граждан. В 2016 г. было выявлено более 2 тысяч нарушений, связанных с незарегистрированными иностранными гражданами;
- сокрытие факта работы иностранных граждан работодателями, данная проблема также имеет место быть. В 2016 г. было выявлено более 100 нарушений данного характера [3].
Из рассмотренной разбивки состава НДФЛ по Республике Дагестан мы можем сказать, что сокрытие доходов занимает свою весомую нишу по недопоступлению налога. Решение вышеперечисленных проблем в данной сфере непосредственно будет способствовать пополнению регионального бюджета.
Второе место в доходах бюджета занимает налог на прибыль организаций (НПО), его доля составляет 15% от общей суммы налоговых доходов. Поступления от данного вида налога в значительной мере формируют собственные доходы региона, так как 75% налоговых отчислений идут в бюджет субъекта.
Отчисления по НПО условно можно разделить на две категории организаций. Первая включает в себя «консолидированную группу налогоплательщиков», т. е. крупные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РД (Газпром, Русгидро, Роснефть и др.). Вторая включает в себя все остальные юридические лица, в т. ч. и обособленные подразделения (филиалы региональных крупных компаний ПК Балтика, Кока-Кола, Пепси-Кола и др.).
На начало 2017 г. количество юридических лиц, которые осуществили налоговые отчисления по НПО, составило 2138, в т. ч. прибыльные организации — 1842, убыточных организаций — 296.
Динамика поступлений от НПО в региональный бюджет неравномерная. Если в 2015 г. поступления составляли 2,7 млрд руб., то в 2016 г. 4,1 млрд руб. Данный прогресс связан с усилением контрольной деятельности налоговых служб по выявлению предприятий, завышающих свои расходы с целью уменьшения налога на прибыль, в т. ч. работа с убыточными предприятиями.
Численность организаций, не представивших декларации в текущем налоговом периоде, составило 2543.
Аналогичная ситуация наблюдается и с третьим по счёту налогом на имущество юридических лиц, которому отводится 13% в общей доле суммарного налогового дохода в бюджете региона.
Проблема сбора налога на имущество наблюдается в сфере капитального строительства. В силу отсутствия инвентаризационной стоимости объекта не осуществляют уплату налога свыше 150 тыс. объектов недвижимости. Из-за присутствия погрешностей в выгрузке данных по объектам недвижимости не было произведено налоговых начислений на сумму около 100 млн руб.
В 2016 г. в данном направлении была проведена работа, которая, в свою очередь, позволила внести в систему сведения о 143485 объектах недвижимости, в т. ч. о 69901 земельных участках и 73584 объектах капитального строительства.
Значимую роль в пополнении регионального бюджета играет налог на акциз алкогольной продукции, который занимает 7% в общей структуре налоговых доходов бюджета.
Из 3543 млн руб. поступивших налогов по акцизам в 2016 г. в федеральный бюджет поступило 1736,1 млн руб., в республиканский бюджет — 1806,9 млн руб. По сравнению с 2015 г. прирост составил 53,4 млн руб.
В Республике Дагестан поступление налоговых доходов по акцизам на 98% складывается из производства алкогольной продукции, а именно: 15 предприятий, производящих алкогольную продукцию на территории региона. Более 34% налоговых доходов по акцизам обеспечивает ФГУП «Кизлярский коньячный завод». 15% ОАО «Дербентский завод игристых вин», 14% ОАО «Дербентский коньячный комбинат».
Говоря о выполнении плановых заданий по сбору налога по акцизам, они выглядят следующим образом. По федеральному бюджету план выполнен на 126,7%, по республиканскому
бюджету на 86,8%. Налоговые органы разъясняют данную ситуацию следующим образом. План по акцизам на 2016 г. в республиканский бюджет составил 2082,4 млн руб., что на 18,8% больше фактических поступлений 2015 г., при том что налоговая база не подвергалась изменениям. Также анализ загруженности производительных мощностей предприятий, производящих алкогольную продукцию, показал, что увеличение поступление налогов по акцизу возможно только при увеличении загрузки производственных мощностей и реализации произведенной продукции.
Мы рассмотрели четыре основных налога, формирующих собственную доходную часть регионального бюджета. Доля местных налогов в общей доле бюджета варьируется от 0,1 до 3%. В данную категорию подпадают: земельный налог — 3,9%, транспортный налог — 1,8%, налог на имущество физических лиц — 0,6%.
Существенное увеличения поступлений в бюджет с 2015 по 2016 г. среди местных налогов наблюдается по транспортному налогу. Так, поступления от транспортного налога по сравнению с 2015 г. возросли на более чем на 150 млн руб.
Основной проблемой собираемости транспортного налога выступает несовершенство формирования баз данных по данному виду налога и отсутствие системы реального взаимодействия ГИБДД МВД по РД с УФНС РФ по РД. База данных транспортных средств подлежит детальной проверке и сортировке. Вследствие совместной работы указанных структур был достигнут положительный результат, что привело к увеличению поступлений по транспортному налогу более чем на 50% по сравнению с 2015 г.
Ставки на транспортный налог устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ. В соответствии с законом налоговые ставки могут быть увеличены по усмотрению субъектов РФ, но не более чем в десять раз.
Наиболее рентабельные отрасли экономики, обеспечивающие налоговые платежи в бюджет региона выглядят следующим образом. В общей отраслевой структуре по видам экономической деятельности преобладает оптовая и розничная торговля (43%), строительство (31%), обрабатывающие производства (9%). Налоговые поступления от данных отраслей намного отстают от реально возможных. Оптовая и розничная торговля занимает 43,8% в общей отраслевой структуре, тогда как данная сфера обеспечивает поступление налогов лишь на 13%. Большую часть налоговых поступлений обеспечивают предприятия обрабатывающих отраслей промышленности (44%). Несмотря на то что в регионе наблюдается строительный бум, налоговые поступления в данной сфере незначительны. Если в отраслевой структуре строительство занимает более 30%, то в объёме налоговых поступлений им отводится 10,2%.
Остальные отрасли можно охарактеризовать небольшим вкладом в сфере поступления налоговых платежей в региональный бюджет. Такие отрасли, как: сельское хозяйство — 1%, что является мизером для аграрной республики; добыча полезных ископаемых — 7%; транспорт — 0%.
Заключение. Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что за проанализированный период в регионе наблюдается динамика в сторону увеличения поступлений налоговых доходов Республики Дагестан. На сегодняшний день для сокращения дотационности недостаточно полагаться только на увеличение налоговых доходов региона, где бюджет собственных доходов практически формируют три федеральных и один региональный налоги. Сравнивая показатели за последние годы, также можно утверждать, что наблюдается скачкообразное увеличение поступлений по тем или иным налогам, что свидетельствует о наличии своевременно упущенной «налоговой базы» в предыдущие годы, что привело к недопоступлению в бюджет суммы налогов. Косвенно данное обстоятельство служит доказательством присутствия «теневой» экономики в регионе. Борьба с «теневой» экономикой, несомненно, даст положительный результат в сторону приращения собственных доходов региона, но не так существенно, как в совокупности борьба с «теневой» экономикой и развитие других секторов экономики, которые в дальнейшем должны привести к уменьшению финансовой зависимости региона.
Литература
1. Schanne, N., Wappler, R., Weyh, A. Regional unemployment forecasts with spatial interdependences // International Journal of Forecasting. 2010. Vol. 26(4). P. 908-926. DOI: W.W16/j.ijforecast2009.07.002.
2. Hendricks, W. T. & S. B. Asymmetric transfer of monetary policy in Europe : Markov-impulse approach //
Bulletin of economic integration. Documents of the University of Sejon. 2008. No. 23. P. 786-791. jei.2008.23A.873 DOI: https://doi.org/10.11130htip://
3. http://kavpolit.com/articles/v_dagestane_bolee_10_tysjach_migrantov_prozhivajut-31367/.
4. www.nalog.ru.
5. www.budget.gov.ru.
6. Арсланов, Ш. Д. К вопросу оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 3. С. 76-78.
7. Баширова, А. А. Инновационная составляющая сбалансированного развития проблемного региона (на примере субъектов Северо-Кавказского федерального округа) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 11-2. С. 148-151.
8. Гаджиева, А. Г. Формирование доходов регионального бюджета в условиях его финансовой зависимости // Эволюция современной науки : сб. статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 47-50.
9. Гаджиева, А. Г. Проблемы функционирования рыночной инфраструктуры в Республике Дагестан // Вопросы структуризации экономики. 2011. № 3. С. 37-41.
10. Деневизюк, Д. А., Гимбатов, Ш. М., Тумсоев, А. Б., Кутаев, Ш. К., Ахмедова, Л. А., Султанов, Г. С., Патлис, В. В., Мартышенко, Н. С., Мартышенко, С. Н. Социально-экономическое развитие на современном этапе : проблемы и направления : монография. — М., 2015. Книга 2.
11. Кутаев, Ш. К. Современное состояние и тенденции социально-экономического развития субъектов СКФО //Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3 (37). С. 95-104.
12. Петросянц, В. З., Дохолян, С. В. Концептуальные основы стратегии регионального развития //Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 3. С. 40-50.
13. Саркисов, Г. И., Магомедов, М. Д., Алексейчева, Е. Ю. Инновационное развитие отраслей народного хозяйства // Экономика и предпринимательство. 2013. № 9 (38). С. 108-112.
References:
1. Schanne, N., Wappler, R., Weyh, A. Regional unemployment forecasts with spatial interdependences // International Journal of Forecasting. 2010. Vol. 26(4). P. 908-926. DOI: 10.1016/j.ijforecast.2009.07.002.
2. Hendricks, W. T. & S. B. Asymmetric transfer of monetary policy in Europe : Markov-impulse approach // Bulletin of economic integration. Documents of the University of Sejon. 2008. No. 23. P. 786-791. jei. 2008.23.4.873. DOI: https://doi.org/10.11130http://.
3. http://kavpolit.com/articles/v_dagestane_bolee_10_tysjach_migrantov_prozhivajut-31367/.
4. www.nalog.ru.
5. www.budget.gov.ru.
6. Arslanov, Sh. D. On the issue of evaluation of the effectiveness of investment in human capital // Issues of structuring the economy. 2012. No. 3. P. 76-78.
7. Bashirova, A. A. Innovative component of the balanced development of the problem region (on the example of the subjects of the North-Caucasian Federal District) // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2014. No. 11-2. P. 148-151.
8. Gadzhieva, A. G. Formation of incomes of the regional budget in conditions of its financial dependence // Evolution of modern science : a collection of articles of an international scientific and practical conference. 2017. P. 47-50.
9. Gadzhieva, A. G. Problems of the functioning of market infrastructure in the Republic of Dagestan // Issues of structuring the economy. 2011. No. 3. P. 37-41.
10. Denevizyuk, D. A., Gimbatov, Sh. M., Tumsoev, A. B., Kutayev, Sh. K., Akhmedova, L. A, Sultanov, G. S, Patlis, V. V., Martyshenko, N. S, Martyshenko, S. N. Socio-economic development at the present stage : problems and directions : monograph. — M., 2015. Vol. 2.
11. Kutayev, Sh. K. Current state and trends of social and economic development of the subjects of the North Caucasus Federal District // Regional problems of economic transformation. 2013. No. 3 (37). P. 95-104.
12. Petrosyants, V. Z, Doholyan, S. V. Conceptual bases of the regional development strategy // Regional problems of economic transformation. 2011. No. 3. P. 40-50.
13. Sarkisov, G. I, Magomedov, M. D, Alekseycheva, E. Y. Innovative development of the national economy // Economics and Entrepreneurship. 2013. No. 9 (38). P. 108-112.