Научная статья на тему 'Модель потенциальных источников дохода республики Дагестан в условиях кризиса и некоторые механизмы обеспечения'

Модель потенциальных источников дохода республики Дагестан в условиях кризиса и некоторые механизмы обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПОТЕНЦИАЛ / ИСТОЧНИКИ / БЮДЖЕТ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МОДЕЛЬ / МЕХАНИЗМЫ / REGION / POTENTIAL / SOURCES / BUDGET / PROVISION / MODEL / MECHANISMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гамидуллаев Букар Нагметуллаевич, Абдуллаева Тамара Курбановна, Гусейнов Абдурахман Гаджиевич

В статье обосновывается наличие в регионе существенных потенциальных источников дохода в региональный бюджет, а также проводится сравнительный анализ налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Дагестан по сравнению с субъектами Северо-Кавказского федерального округа. Представлены некоторые направления потенциальных источников дохода в условиях кризиса. Предлагается модель потенциальных источников дохода региона с указанием направлений и с обоснованием их составляющих. Также в модели представлены некоторые механизмы обеспечения доходной части в рамках действующих приоритетных проектов по легализации доходов. В заключении акцентируется внимание на необходимости развития производственной деятельности по республике в целях системного увеличения доходной части в перспективе; кроме того, нужно предусмотреть в расходной части существенные средства на эти цели. Предлагается сформировать специальный реестр дополнительных доходов в бюджет республики с привязкой механизмов их обеспечения, ответственных ведомств и ответственных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF POTENTIAL SOURCES OF INCOME OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN IN THE CONDITIONS OF CRISIS AND SOME MECHANISMS OF PROVISION FOR THIS MODEL

The manuscript substantiates the presence in the region of significant potential sources of income into the regional budget, and also performs a comparative analysis of tax and non-tax income of the budget of the Republic of Dagestan compared with other entities of the North Caucasus Federal District. Certain areas for potential sources of income in the conditions of a crisis are presented. A model of potential sources of income of the region stating the areas of focus and substantiating their components is suggested. Also, the model includes certain mechanisms of providing for the income within the acting priority projects on income legalization. In conclusion, attention is stressed on the need to develop production activity in the Republic for the purposes of a systemic expectation of increasing the income amount in the future, and establishing significant funds in the expenses for these purposes. Establishing a special register of additional income in the budget of the Republic connected with the mechanisms of providing for these funds, responsible authorities and persons is suggested.

Текст научной работы на тему «Модель потенциальных источников дохода республики Дагестан в условиях кризиса и некоторые механизмы обеспечения»

Региональные проблемы преобразования экономики, №2, 2016

ГАМИДУЛЛАЕВ Б.Н., АБДУЛЛАЕВА Т.К., ГУСЕЙНОВ А.Г.

МОДЕЛЬ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ДОХОДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА И НЕКОТОРЫЕ МЕХАН ИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация. В статье обосновывается наличие в регионе существенных потенциальных источников дохода в региональный бюджет, а также проводится сравнительный анализ налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Дагестан по сравнению с субъектами Северо-Кавказского федерального округа. Представлены некоторые направления потенциальных источников дохода в условиях кризиса. Предлагается модель потенциальных источников дохода региона с указанием направлений и с обоснованием их составляющих. Также в модели представлены некоторые механизмы обеспечения доходной части в рамках действующих приоритетных проектов по легализации доходов.

В заключении акцентируется внимание на необходимости развития производственной деятельности по республике в целях системного увеличения доходной части в перспективе; кроме того, нужно предусмотреть в расходной части существенные средства на эти цели.

Предлагается сформировать специальный реестр дополнительных доходов в бюджет республики с привязкой механизмов их обеспечения, ответственных ведомств и ответственных лиц. Ключевые слова: регион, потенциал, источники, бюджет, обеспечение, модель, механизмы.

GAMIDULLAEV B.N. , ABDULLAEVA T.K., GUSEINOV A.G.

A MODEL OF POTENTIAL SOURCES OF INCOME OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN IN THE CONDITIONS OF CRISIS AND SOME MECHANISMS OF PROVISION FOR THIS MODEL

Abstract. The manuscript substantiates the presence in the region of significant potential sources of income into the regional budget, and also performs a comparative analysis of tax and non-tax income of the budget of the Republic of Dagestan compared with other entities of the North Caucasus Federal District. Certain areas for potential sources of income in the conditions of a crisis are presented. A model of potential sources of income of the region stating the areas of focus and substantiating their components is suggested. Also, the model includes certain mechanisms of providing for the income within the acting priority projects on income legalization.

In conclusion, attention is stressed on the need to develop production activity in the Republic for the purposes of a systemic expectation of increasing the income amount in the future, and establishing significant funds in the expenses for these purposes.

Establishing a special register of additional income in the budget of the Republic connected with the mechanisms of providing for these funds, responsible authorities and persons is suggested. Keywords: a region, a potential, sources, a budget, a provision, a model, mechanisms.

Известно, что перед принятием бюджета Республики Дагестан всегда идут дебаты по поводу дополнительных источников дохода. Но, к сожалению, никто пока не может сказать, каков реальный доходный потенциал региона и насколько он задействован. Ежегодный рост главных экономических показателей в республике находится в пределах 5-6%, и он преподносится как величайшее достижение, сравнивается с показателями СКФО или в целом по России, что представляется по крайней мере необоснованным. При этом мы забываем, что отстаем в своем развитии намного, чем в целом по России.

Проблема заключается в том, что многие регионы работают на пределе своих возможностей, а мы годами не можем использовать имеющийся потенциал (трудовые ресурсы, географическое расположение и возможности, природные ресурсы, легализация бизнеса и т. д.) и наши возможности в силу отсутствия действенных и решительных управленческих мер. Вовлечение имеющегося реального потенциала нашего региона должно обеспечить, на наш взгляд, рост показателей, не на 5-6% ежегодно, как было, а в несколько раз выше.

Следует подчеркнуть, что удельный вес налогов в структуре валового регионального продукта (ВРП) республики является самым низким среди субъектов РФ. Так, согласно прогнозам социально-экономического развития (СЭР) как на прошлые, так и на ближайшие годы удель-

Гамидуллаев Б.Н., Т Абдуллаева.К., Гусейнов А.Г.

МОДЕЛЬ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ДОХОДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В УСЛОВИЯ КРИЗИСА И НЕКОТОРЫЕ --МЕХАНИЗМЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ -

ный вес налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Дагестана в объеме ВРП составляет 6-7%, тогда как в среднем по субъектам СКФО более 12%.

Известно, что в начале своей деятельности глава республики ставил задачу довести эту цифру до 10% за три года — с 2013 по 2015 год. Очевидно, что поставленная задача не исполнена и при существующем подходе исполнена быть не может.

Нам представляется, что в основных направлениях бюджетной и налоговой политики 2016 -2017 годов в недостаточной мере учтены планируемые задачи и ожидаемые результаты в части доходов от реализации, особенно имеющихся приоритетных проектов, в частности, приоритетного проекта «Обеление экономики».

Как известно, потенциал теневой экономики в Республике Дагестан составляет, по оценке многих экспертов, 50-60%. Это колоссальный резерв, над которым следует эффективно работать. Даже по скромным оценкам, если удастся за год вывести из тени 15-20% бизнеса, это будет составлять далеко не один миллиард рублей.

Очевидно, что в республике имеется достаточный доходный потенциал, который из-за отсутствия реальных и эффективных механизмов обеспечения доходной части неэффективно используется.

Проведенный нами предварительный анализ потенциальных источников бюджета Дагестана позволяет сделать вывод о том, что реализация мероприятий, обозначенных в приоритетных проектах главы республики и ряда других важнейших источников, может в достаточной мере обеспечить доходную часть бюджета на следующие годы. Этого можно достичь в том числе за счет реализации некоторых потенциальных направлений и составляющих представленной нами модели потенциальных источников дохода региона в условия кризиса (рис. 1):

1. Увеличения доходов от использования природных ресурсов.

2. Легализации доходов от экономической деятельности.

3. Повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества.

4. Улучшения администрирования налоговых платежей.

5. Улучшения работы по доходной части налогов в Муниципальных образованиях.

В частности, мы полагаем возможным увеличить доходную часть бюджета Дагестана при реализации представленных ниже в модели потенциальных источников и некоторых механизмов ее обеспечения, преимущественно связанных с программой «Обеления экономики».

1. Природные ресурсы:

1.1. Нефтепереработка. Предлагается задействовать колоссальный потенциал многих нефтеперерабатывающих заводов, ничего, в сущности, не дающих по известным причинам. Более того, нужно задействовать инвестиционные возможности.

1.2. Альтернативные источники практически бездействуют. Необходимо, используя самые современные технико-технологические, инвестиционные и управленческие решения, задействовать потенциал альтернативных источников получения энергии.

1.3. Инвестиции. При расчетах возможных налоговых поступлений от инвестиций как бы выпадают из поля зрения вовлеченные и вовлекаемые инвестиции. Понятно, что имеются определенные льготные периоды и они не бесконечны, но при формировании бюджета должны учитываться ближайшие поступления.

1.4. Туристско-рекреационное развитие. Туристско-рекреационное развитие в республике должно занять особое место с целью освоения прибрежной зоны Каспийского моря и горной местности. Руководству необходимо предпринять решительные шаги по реализации таких проектов и добиться на федеральном уровне включения этих проектов в федеральные целевые программы (ФЦП), и соответственно, предусмотреть средства по долевому участию.

1.5. Песчаные карьеры. О безобразном отношении к этому потенциалу справедливо и неоднократно говорилось в СМИ. Очевидно, что доходы от упорядочения работы действующих и вовлечения бездействующих карьеров могут быть достаточно существенными, и этим потенциалом надо воспользоваться.

1.6. Земельный ресурс. Речь о доходах от незадействованных земель и эффективного использования задействованных идет давно, но, к сожалению, те меры, которые сегодня принимаются, недостаточны, нужны кардинальные решения на законодательном уровне.

Региональные проблемы преобразования экономики, №2, 2016

1. Потенциал доходов от использования природных ресурсов

1.1. Нефтепереработка. Потенциал нефтепере-рабат ывающих заводов

1.2 Альтернативные источники. Альтернативные источники получения энергии

1.3. Инвестиции. Доходы за счет вовлеченных и привлекаемых инвестиций

1.4. Туристско-рекреационное развитие. Освоение прибрежной зоны Каспийского моря, горной местности др.

1.5. Песчаные карьеры. Доходы от упорядочения работы действующих и вовлечения бездействующих карьеров

1.6. Земельный ресурс. Доходы от незадейство-ванных земель и эффективного использования действующих

1.7. Водные ресурсы.

оходы от вовлечения малых гидроэлектростанций и др.

Потенциальные источники доходов Дагестана в условиях кризиса и некоторые механизмы их обеспечения

2. Потенциал легализации доходов от экономической деятельности

2.1. Легализация бизнеса. Доходы от легализации бизнеса, осуществлявшего деятельность без регистрации

2.2. Аренда имущества. Взимания налога за аренду движимого и недвижимого имущества физических и юридических лиц

2.3. Обеление зарплаты. Доходы от обеления заработной платы в бизнесе

2.4. Внешнеэкономическая деятельность. Доходный потенциал от геостратегического расположения республики огромен

3. Потенциал эффективности использования государственного и муниципального имущества

3.1. Завершение крупных объектов.

Закончить строительство незавершенных и незарегистрированных объектов

3.2. Аренда имущества. Налог с аренды государственного и муниципального имущества

3.3. Реализация имущества.

Распродажа неэффективного госимущества 4. Стимулирующие механизмы (доходы от включения стимулирующих механизмов бизнеса)

-4

4. Потенциал доходов от улучшения администрирования налоговых платежей

4.1. Скрытые активы. Доходы от скрытых активов (активы имущества, чиновников, руководителей и т.д.)

4.2. Акцизы Доходы от акцизов на алкогольную продукцию незадей-ствованных (или скрытых) мощностей и др.

4.3. Прибыль. Контроль прибыльности предприятий, особенно алкогольной продукции (сокрытие прибыли)

Механизмы обеспечения легализации доходов

5. Потенциал от улучшения работы по доходной части в муниципальных образованиях

5.1. НДФЛ. Уплата НДФЛ по месту фактического прохождения службы в высокогорных и приморских районах

(пограничники) и др.

служащие

5.2. Новые рабочие места. Вовлечение трудоспособного населения

5.3. Земля и вода.

Вовлечение незадей-ствованных земель и водных ресурсов

4.4. Потенциал

доходов от обеле-' ния экономики и пр. источников

5.4. Другие ресурсы.

Эффективное использование географического расположения, природных и других ресурсов (преимущества района)

1. Разработка волевых и существенных организационно-административных мероприятий и механизмов реализации (административный ресурс)

2. Стимулирующие механизмы. Принятие законодательных актов морального и материального

стимулирования (налоговые преференции)

3. Механизмы обеспечения безопасности. Принятие закона, обеспечивающего безопасность выходцам из тени

4. Мотивирующие механизмы. Принятие закона, мотивирующего выходцев из тени объединяться в структуры с участием государства

Рис. 1. Модель потенциальных источников дохода Республики Дагестан в условия кризиса и некоторые механизмы его обеспечения

Гамидуллаев Б.Н., Т Абдуллаева.К., Гусейнов А.Г.

МОДЕЛЬ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ДОХОДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В УСЛОВИЯ КРИЗИСА И НЕКОТОРЫЕ --МЕХАНИЗМЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ -

1.7. Водный ресурс. В последнее время, действительно, многое сделано для вовлечения этого ресурса, но потенциал дохода в бюджет особенно от вовлечения малых гидроэлектростанций еще высок.

2. Легализация доходов

2.1. Легализация бизнеса. Доходы от легализации бизнесов, осуществляющих деятельность без регистрации, как справедливо отмечают многие эксперты, остаются достаточно высокими. Поэтому, на наш взгляд, в рамках реализации приоритетного проекта «Обеление экономики» по выявлению субъектов малого и среднего предпринимательства необходимы некоторые механизмы обеспечения легализации, в частности:

- Разработка волевых и существенных организационно-административных мероприятий и механизмов реализации с привлечением соответствующих республиканских ведомств (административный ресурс), что позволит значительно увеличить доходную часть бюджета республики. Это можно делать одновременно с усилением эффективных механизмов обеспечения реализации приоритетного проекта «Обеление экономики». Такой подход позволит без финансово-материальных затрат сокращать теневую экономику ежегодно на 15-20%, что позволит обеспечить значительный приток средств в бюджет республики.

- Принятие республиканских законодательных актов, предусматривающих моральные и материальные стимулирующие составляющие в виде налоговых преференций предпринимателям, намеренным выйти из теневой экономики (отсрочка налоговых платежей на определенный срок, сниженные налоговые ставки и т. д.).

- Разработка механизмов обеспечения безопасности для бизнеса. Принятие республиканских законодательных актов, обеспечивающих безопасность и комфортные условия выходцам из тени без последующих преследований их деятельности.

- Принятие законодательных актов, мотивирующих выходцев из тени объединяться в структуры по отраслевому принципу и, возможно, с участием государства и т. д.

2.2. Аренда имущества. Абсолютно не задействованы механизмы взимания налога со сдачи в аренду движимого и недвижимого имущества физических и юридических лиц, что может составить значительные доходы для бюджета.

2.3. Обеление зарплаты. Доходы от обеления заработной платы за счет налоговых стимулирующих механизмов и административных методов воздействия.

2.4. Внешнеэкономическая деятельность. Практически не задействован доходный потенциал от внешнеэкономической деятельности, потенциал который с учетом геостратегического расположения республики огромен.

3. Эффективное использование государственного и муниципального имущества

3.1. Завершение крупных объектов. Как известно, многие объекты строятся годами, хотя есть нормативные сроки строительства. Финансирование строящихся объектов должно осуществляться с учетом его нормативных сроков строительства. Сумма, необходимая на завершение начатых объектов, превышает первоначальную расчетную стоимость. Имеются случаи строительства объекта десятками лет и т. д. Закончить строительство незавершенных и незарегистрированных объектов является важнейшей задачей, требующей безотлагательных мер в целях обеспечения доходной части бюджета.

3.2. Аренда имущества. Очевидно, что этот доходный потенциал используется не в полной мере и необходимо принятие решительных действий по налогу аренды государственного и муниципального имущества.

3.3. Реализация имущества. Распродажа неэффективного госимущества, причем по обоснованным и приближенным к рыночным ценам.

4. Улучшение администрирования налоговых платежей

4.1. Скрытые активы. Очевидно, что практически не взимаются доходы в бюджет от скрытых активов (активы имущества чиновников, парламентариев, руководителей государственных и частных корпораций) и т. д.

4.2. Акцизы. Доходы от акцизов на алкогольную продукцию незадействованных (или скрытых) мощностей предприятий винно-водочной продукции и т. д. являются предметом постоянных обсуждений, но без действенных мер воздействия по упорядочению их работы.

4.3. Прибыль. Многие предприятия годами показывают нулевую прибыль или оказываются

Региональные проблемы преобразования экономики, №2, 2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бесприбыльными (сокрытие прибыли), причем это предприятия различных форм собственности.

4.4. Потенциал доходов от обеления экономики и прочих источников. 5. Налоги муниципальных образований

5.1. НДФЛ. Представляется правомерным осуществление уплаты НДФЛ по месту фактического прохождения службы в высокогорных и приморских районах (пограничники) и др.

5.2. Новые рабочие места. Вовлечение трудоспособного населения в те направления развития района, которые являются его преимущественными особенностями.

5.3. Земля и вода. Вовлечение в дело незадействованных земельных, водных и других ресурсов.

5.4. Другие ресурсы. Эффективное использование географического расположения района, природных и других ресурсов (использование преимуществ района).

Конечно, в представленной нами модели потенциальных источников дохода Республики Дагестан в условиях кризиса включены не все возможные дополнительные источники доходной части бюджета, и это невозможно в рамках одной статьи. Мы исходили из возможности включить лишь те потенциальные источники, которые представляются явными и не требуют существенных материальных затрат.

Учитывая, что в перспективе локомотивами развития Дагестана должны быть сферы, связанные с производственной деятельностью (промышленность, сельское хозяйство, строительство и их инвестиционно-инновационное развитие) в целом по республике мы должны для системного ожидания увеличения доходной части этих отраслей в перспективе предусмотреть в расходной части существенные средства на их развитие.

Резюмируя всё вышесказанное, нам представляется необходимым сформировать специальный реестр дополнительных доходов в бюджет Республики Дагестан с привязкой механизмов их обеспечения, ответственных ведомств и ответственных лиц. Полагаем, что реализация такого подхода позволит существенно обеспечить доходную часть бюджета региона в будущем.

Литература

1. Анисимова Л. Налог на прибыль организаций: основные проблемы и направления совершенствования. — М.: ИЭПП, 2008. — 254 с.

2. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 560 с.

3. Интернет-сайт www.nalog.ru. References:

1. Anisimova L. Income Tax of organizations: basic problems and directions of perfection. М.: IEPP, 2008. 254 p.

2. Kovalev V. V. Financial analysis: methods andprocedures. М. : Finances and statistics, 2006. 560p.

3. Web-site www.nalog.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.