Научная статья на тему 'Исследование современного состояния доходной базы бюджета Республики Мордовия'

Исследование современного состояния доходной базы бюджета Республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
715
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филичкина Юлия Юрьевна, Бусалова Светлана Генадьевна

В статье проведен анализ современного состояния доходной базы бюджета Республики Мордовия. Выявлены проблемы, связанные с формированием доходной части регионального бюджета за счет налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений и предложены меры по увеличению доходного потенциала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование современного состояния доходной базы бюджета Республики Мордовия»

ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДОХОДНОЙ БАЗЫ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Филичкина Юлия Юрьевна к.э.н., доцент

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарева» [email protected] Бусалова Светлана Генадьевна к.э.н., доцент

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарева» [email protected]

Аннотация.В статье проведен анализ современного состояния доходной базы бюджета Республики Мордовия. Выявлены проблемы, связанные с формированием доходной части регионального бюджета за счет налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений и предложены меры по увеличению доходного потенциала региона.

Abstract. The article analyzes the current state of the revenue base of the budget of the Republic of Mordovia. Identified problems associated with the formation of a profitable part of the regional budget at the expense of tax, non-tax and grant revenues and proposed measures to increase the revenue potential of the region.

Ключевые слова: доходы регионального бюджета, налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления, Республика Мордовия.

Keywords:regional budget, revenues tax, revenues non-tax revenues, grant revenues, the Republic of Mordovia.

Общей тенденцией мирового развития является увеличение полномочий территориальных властей и рост объёма финансовых ресурсов, которыми они обладают. Эта тенденция связана, с расширением

демократических начал в жизни общества, необходимостью обеспечения высокой эффективности сбора бюджетных доходов и осуществления расходов.

Региональные бюджеты в субъектах Российской Федерации являются главными источниками финансирования социальных и природоохранных мероприятий, создания социально справедливых условий для проживания на данной территории.

Для оценки состояниидоходной части регионального бюджета Республики Мордовия проанализируем абсолютное и относительное изменение фактического поступления средств за 2009-2013гг. на основе законов «О республиканском бюджете Республики Мордовия», «Об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия»[1 - 6] (Таблица 1).

Таблица 1 - Динамика доходов регионального бюджета Республики Мордовияза 2009-2013 гг.

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Доходы,

тыс. р. 21520078,0 24837941,0 26924425,9 29535427,2 36351281,4 31752727,4

Абсолютное изменение, - 3317863,0 2086484,9 2611001,3 6815854,2 4598554,0

тыс.р.

Темп роста, % - 115,42 108,40 109,70 123,08 87,35

Наиболее характерные изменения в доходах регионального бюджета Республики Мордовия приходятся на 2012 и 2013 года. При этом, если в 2012 г. имело место значительное увеличение показателя по сравнению с уровнем прошлого года (темп прироста составил 23,08%), то в 2013 г. ситуация складывалась иным образом. Так, в 2013 г. произошло уменьшение доходов бюджета на 4598554,00 тыс. р. по сравнению с уровнем 2012 г., и темп прироста принял отрицательное значение.

Состояние доходной части регионального бюджета в значительной степени характеризует её структура (таблица 2.).

Таблица 2 - Структура доходов регионального бюджета Республики Мордовия за 2009 - 2013 гг.

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Налоговые

доходы, тыс. р. 8437744,30 9706056,90 11122220,20 12618869,30 14335737,10

Доля в общей величине доходов, % 33,97 36,05 37,66 34,71 45,14

Неналоговые

доходы, тыс. р. 91484,40 28696,20 188127,40 878224,20 1176565,70

Доля в общей величине доходов, % 0,37 0,11 0,64 2,42 3,72

Безвозмездн

ые поступления, тыс. р. 16308712,30 17189672,80 18225079,60 22854187,90 16240424,50

Доля в общей величине доходов, % 65,66 63,84 61,71 62,87 51,14

Всего

доходов, тыс. р. 24837941,00 26924425,90 29535427,20 36351281,40 31752727,40

В рассматриваемом периоде в доходах бюджета Республики Мордовия преобладали безвозмездные поступления. Безвозмездные поступления имели положительный темп роста до 2012, когда он составил 125,40%. В 2013 г. по сравнению с 2012 г. была зафиксирована отрицательная величина абсолютного отклонения в размере 6613763,40 тыс. р., и темп роста составил 71,06%.

Второе место по величине объёмов поступлений занимают налоговые доходы. В доходной части регионального бюджета РМ в 2009-2013 гг. их доля достигала в среднем 37,51%. Абсолютное отклонение по налоговым поступлениям на протяжении всего рассматриваемого периода

увеличивалось, начиная с 1268312,60 тыс. р. в 2010 г. до 1716867, 80 тыс.р. в 2013 г. При этом их темп роста имел отрицательную тенденцию.

Наименьший удельный вес в доходной части бюджета региона имеют неналоговые доходы. В рассматриваемом периоде наибольшего значения их доля достигала в 2013 г., составив 3,72% от всех доходов регионального бюджета РМ.Динамика неналоговых доходов неустойчива: в 2010 г. они имели отрицательное значение абсолютного отклонения в размере 62788, 20 тыс. р., в 2012 г. произошло их резкое увеличение в сравнении с уровнем предшествующего года на 690096, 80 тыс. р.

Важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней принадлежит налоговым поступлениям (Таблица 3).

Таблица 3 - Динамика налоговых доходов регионального бюджета

Республики Мордовия за 2009 - 2013 гг., тыс. р.

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Налоговые доходы, в том числе: 8437744,30 9706056,90 11122220,20 12618869,30 14335737,10

Налогна прибыль организации 1398114,80 2100484,20 2447049,70 2700868,40 2394831,50

Налог на доходы физических лиц 3047630,20 3133447,00 3480203,70 3906003,80 4420943,20

Акцизы 2406583,60 2818465,40 3445310,30 4031588,20 5259273,30

Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложени я 310741,70 394725,40 486124,40 612757,80 643912,60

Налог на имущество организаций 934107,90 875418,60 831734,00 919687,10 1115244,20

Транспортны й налог 311317,70 351989,40 392299,20 413689,10 467784,20

Налог на игорный бизнес - - 4,60 1250,30 1976,00

Налоги, сборы и регулярные 25691,80 26861,10 36712,60 32679,40 31308,20

платежи за пользование природными ресурсами

Задолженнос ть и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 3556,60 4665,80 2781,70 345,20 464,00

Наибольший удельный вес среди налоговых поступлений регионального бюджета РМ в 2009-2013 гг. принадлежит таким федеральными налогам, как налог на прибыль организации, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и акцизы. В рассматриваемом периоде средние величины их долей составляли 19,66%, 32,28 %и 31,44% соответственно.

Налог на прибыль организаций имеет отрицательную тенденцию: если в 2010 г. поступления возросли на 702369,40 тыс.р. по сравнению с 2009 г., то в 2013 г. имело место отрицательно абсолютное отклонение в размере 306036,90 тыс. р. и сокращение темпа роста до 88,67%. По данным Минфина РМ, причиной этому послужило сокращение в Мордовии количества прибыльных предприятий и организаций.

При этом отмечена положительная динамика у налога на имущество организаций, имевшего отрицательное абсолютное отклонение в 2010-2011 гг. в размере 58689,30 и 43684,60 тыс. р. соответственно и ощутимый прирост в последующие годы, достигнув темпа роста в размере 121,26 % в 2013 г.

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами имели неоднозначную динамику. В 2011 г. поступления по ним увеличились на 9851,50 тыс. р. к уровню 2010 г., а уже в 2012 г. абсолютное отклонение приняло отрицательное значение в размере 4033,20 тыс. р.

Самостоятельность бюджетов субъектов в формировании доходов во многом определяется объёмами поступлений по региональным налогам, к которым относятся налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес.

Среди региональных налогов по объёму поступлений доминирующее положение занимает налог на имущество организаций. Для него характерно снижение объёмов в 2009-2011 гг. с 934107,90 тыс. р. до 831734,00 тыс. р. и увеличение в 2012-2013 гг. до 1115244, 20 тыс. р. Однако, в абсолютном выражении по сравнению с 2009 г. величина налога на имущество организаций изменилась в 2013 г. лишь на 181136,3 тыс. р. (или на 16,24%), тогда как поступления по транспортному налогу возросли за период на 33,45%.Положительная тенденция по транспортному налогу в большей степени обусловлена индексацией налоговых ставок, а также увеличением числа налогоплательщиков. При этом доля данного налога в общем объёме доходов бюджета региона не превышала 1,41%.

В структуре неналоговых доходов бюджета РМ в 2009-2013 гг., отмечается значительный рост (почти в 5 раз по сравнению с уровнем предыдущего года) неналоговых поступлений при формировании бюджета РМ за 2012г. Это был достигнуто преимущественно за счёт доходов от продажи материальных и нематериальных активов. Доля данного вида поступлений в общей величине неналоговых доходов регионального бюджета составила в 2012-2013 гг. в среднем 70,11%. (Таблица 4).

Динамика неналоговых доходов регионального бюджета РМ демонстрирует наличие отрицательных величин абсолютного отклонения по доходам от использования имущества на протяжении всего периода за исключением 2011 г., где имел место прирост в размере 4846,40 тыс. р. к уровню 2010 г.

Таблица 4 - Структура неналоговых доходов регионального бюджета Республики Мордовия за 2009 - 2013 гг., тыс. р.

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Неналоговые доходы, в том числе: 91 484,40 28 696,20 188127,40 878224,20 1176565,7

Доходы от использования имущества 119270,00 117207,60 122054,00 119997,70 118451,2

Платежи при

использовании природными 51654,50 26965,10 27100,70 35578,50 32661,6

ресурсами

Доходы от

оказания

платных услуг и компенсации 28477,90 16617,20 9175,30 38332,60 126994,1

затрат

государства

Доходы от

продажи материальных и 15657,10 15578 18522,20 631323,10 803840,10

нематериальных

активов

Администрат ивные платежи 711,1 764,5 708,6 1039,80 541,8

и сборы

Штрафы,

санкции, возмещения ущерба 14445,90 4753,80 12806,80 48768,10 90775,6

Прочие неналоговые -242,1 5992,10 - 3184,40 3301,3

доходы

Доходы от

возврата

остатков субсидий и субвенций 12055,10 14942,20 - - -

прошлых лет

Возврат

остатков субсидий и субвенций -150545,10 -174124,30 - - -

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства в 2010-2011гг. также имели отрицательное абсолютное отклонение в размере 11860,70 и 7441,90 тыс. р. соответственно, а в 2012-2013 гг. ситуация улучшилась: прирост к уровню предшествующего года составил 29157,30 и 88661,50 тыс. р., высоких значений достиг и темп роста 417,78% и 331,30 % соответственно.

Положительная динамика отмечена и у такой составляющей неналоговых доходов, как штрафы, санкции, возмещения ущерба, темп роста с 32,91% в 2010 г. возрос до 380,80 % в 2012 г.

Основной источник формирования доходов регионального бюджета РМ - безвозмездные поступления. Структура безвозмездных поступлений представлена в таблице 5.

Таблица 5 - Структура безвозмездных поступлений в бюджет Республики

Мордовия за 2009 - 2013 гг., тыс. р.

Показате ль 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Безвозмез дные поступления, в том числе: 16308712,3 0 17189672,80 18225079,6 22854187,9 0 16240424,5 0

Дотации 5144319,20 5570958,40 5443055,20 5793869,40

Субсидии 6670750,50 6398701,20 9163758,20 13278885,2 0 7349673,00

Субвенци и 1497955,80 5143066,90 2521482,00 2006112,00 1686281,10

Иные

межбюджетн ые трансферты 260317,80 153531,90 734769,30 1823506,30 753611,60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прочие безвозмездны е поступления от других бюджетов бюджетной системы

7260,00 3000,00 - - -

Безвозмез дные поступления от государствен ных (муниципаль ных) организаций - - - 236696,10 763212,90

Безвозмез дные поступления от государствен ных корпораций 1120885,10 335142,90 234330,20 - -

Прочие безвозмездны е - 11910,70 390 15940,90 18197,60

поступления

Доходы бюджетов бюджетной системы РФ - - 95616,6 166153,6 59313,9

от возврата остатков

Возврат остатков прошлых лет - - -96225,1 -116161,4 -183735,0

Наибольшим удельным весом характеризовались на протяжении всего периодадотации, субсидии и субвенции, средняя величина их долей составляла 32,18%, 46,45% и 14,42% соответственно.

Изменение объёмов безвозмездных поступлений в региональный бюджет РМ в 2009-2013гг.носило неоднозначный характер. Так, в 2012 г. отмечено их резкое увеличение по сравнению с предыдущим периодом на 25,4 %. В 2013 г. ситуация изменилась в противоположную сторону: имел место отрицательный темп прироста. При этом дотации в 2010-2012 гг. увеличивались с каждым годом на 880960,50 тыс. р., 1035406,80 тыс. р. и 4629108,30 тыс. р. соответственно. В 2013 г. имел место отрицательный абсолютный прирост к уровню 2012 г. в размере 6613763,40 тыс. р., и темп роста снизился до 71,06%.

Для субсидий характерна неоднозначная динамика: в 2010 г. они уменьшились на 352841,90 тыс. р. по сравнению с 2009 г., в 2011-2012 гг. они возрастали высокими темпами в размере 144%, а в 2013 г. вновь имело место отрицательное значение абсолютного отклонения в размере 5929212,20 тыс. р.

Размер субвенций в абсолютном выражении уменьшался с каждым годом, начиная с 2011 г., но темп роста при этом возрос практически в 2 раза с 49,03% в 2011 г. до 84,06% в 2013 г.

В целом по результатам проведённого исследования доходной части регионального бюджета Республики Мордовия в 2009-2013 гг., можно отметить, что она достаточно стабильна, для неё характерны высокие доли безвозмездных поступлений, налоговых доходов и незначительная величина поступлений по неналоговым доходам, имеющая положительную тенденцию. Также прослеживается высокая зависимость анализируемого бюджета от межбюджетных трансфертов.

Рисунок 1 наглядно демонстрирует, как именялась структура безвозмездных поступлений в 2009-2013 гг. Для обеспечения сопоставимости данных на рисунке такие статьи как иные межбюджетные трансферты, прочие безвозмездные поступления, безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций, безвозмездные поступления от государственных корпораций, доходы от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов объединены в одну группу «другие безвозмездные поступления».

Рисунок 1 - Динамика структуры безвозмездных поступлений в региональный бюджет РМ в 2009-2013 гг.

Согласно рисунку 1, удельный вес субсидий подвергался колебаниям на протяжении всего периода, но при этом они занимали доминирующее положение, средняя величина их доли составляла 46,45%. Второе место по объёму поступлений занимали дотации, средняя величина их доли составляла 32,18 %. При этом своего максимума они достигли в 2009 г., практически сравнявшись с субсидиями (40,90% и 41.40% соответственно). На долю субвенции приходилось в среднем 14,42%. Наименьший удельный вес на

протяжении всего периода занимали другие безвозмездные поступления 6,95%.

Таким образом эффективной реализации своих основных функций региональными бюджетами РФ препятствует наличие ряда проблем в области их формирования и исполнения. Среди них - низкая самостоятельность доходной базы бюджетов и высокая зависимость от межбюджетных трансфертов.

Для решения задачи мобилизации доходного потенциала региона и выявления резервов роста доходов региональных бюджетовнеобходимы меры, обеспечивающие дополнительные поступления: повышение инвестиционной привлекательности региона, борьба с недоимками по налогам и сборам,развитие малого бизнеса, снижение административных барьеров и расширение практики применения специальных налоговых режимов и т.д.

Кроме того необходимымероприятия, позволяющие увеличить доходную базу, в частности,совершенствование системы оценки эффективности налоговых льгот и отмена тех из них, которые не соответствуют критериям эффективности;передача доходных источников с федерального уровня на уровень субъектов РФ с параллельной передачей соответствующих полномочий и другие.

Библиографический список:

1. Закон Республики Мордовия №30-3 от 13.05.2010 «Об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия за 2009 год». [Электронный ресурс]. - Режим досту па:Иир://т1 п А пгт .гц/Ь ц^цеЙИе-Ь це1-of-2009/. - Загл. с экрана.

2. Закон Республики Мордовия №20-3 от 14.06.2011 «Об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия за 2010 год». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:Иир://ттАпгт.гц/Ь 1^це1:/Ы^це1-2010/.- Загл. с экрана.

3. Закон Республики Мордовия №29-3 от 25.05.2012 «Об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия за 2011 год». [Электронный ресурс]. - Режим досту па:1Шр://т i n fi nrm .ru/b udget/the-b ud get-of-2011/. - Загл. с экрана.

4. Закон Республики Мордовия №36-3 от 19.06.2013 «Об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия за 2012 год». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://minfinrm.ru/budget/budget-2012/.- Загл. с экрана.

5. Закон Республики Мордовия №29-3 от 26.05.2014 «Об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия за 2013 год». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://minfinrm.ru/budget/budget-2013/. -Загл. с экрана.

6. Закон Республики Мордовия №94-3 от 25.12.2013 «О республиканском бюджете РМ на 2014 год и на плановый период 20152016гг.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://minfinrm.ru/budget/budget-2014/. - Загл. с экрана.

7. Бусалова С.Г., Макейкина С.М., Панкова Р.И. Актуальные вопросы финансового обеспечения реализации государственной национальной политики в сфере этнокультурного развития финно-угорского социума // Финно-угорский мир. - 2013.-№ 2- С. 119 - 123.

8.Филичкина Ю.Ю. Каючкина К.А. Актуальные проблемы формирования и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации // Современные гуманитарные исследования. - 2014. -№ 3 (58).- С. 37-41.

9.ФиличкинаЮ.Ю., Папушкина А.В. Реализация целевых программ экономического и социального развития финно-угорских территорий (на примере Республики Мордовия) //Региональная экономика: теория и практика. № 42, 2013. С. 17- 29.

10. Бусалова С.Г. Семенова Н.Н. Федоткина О.П., Филичкина Ю.Ю. Финансовое обеспечение программ в сфере энергосбережения и энергоэффективности в Республике Мордовия. - 2013- 9 (57)- С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.