Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №2, Том 10 / 2018, No 2, Vol 10 https://esj.today/issue-2-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/80ECVN218.pdf Статья поступила в редакцию 21.04.2018; опубликована 19.06.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Михайленко Д. А., Мазий В.В. Проблемы формирования доходной базы местного бюджета г. Ростова-на-Дону // Вестник Евразийской науки, 2018 №2, https://esj.today/PDF/80ECVN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Mikhaylenko D.A., Mazy V.V. (2018). Problems of formation of revenues of local budget of the city of Rostov-on-Don. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(10). Available at: https://esj.today/PDF/80ECVN218.pdf (in Russian)
УДК 336.2 ГРНТИ 06.61.01
Михайленко Дарья Алексеевна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Студент
E-mail: daffynka@yandex.ru
Мазий Валентина Витальевна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: evmazy@rambler.ru
Проблемы формирования доходной базы местного бюджета г. Ростова-на-Дону
Аннотация. Сейчас перед нашей страной стоит важная задача, которая связана с решением вопроса о поиске новых источников пополнения доходной части бюджетов каждого уровня бюджетной системы России. Это вызвано применением европейскими странами экономических санкций в отношении России. Проблема формирования доходной базы местных бюджетов и поиск новых доходных источников особо актуальны в условиях дефицита бюджетов всех уровней. В настоящее время многие города Российской Федерации отличаются несоответствием доходной базы и принятых расходных обязательств, в их число входит и Ростов-на-Дону.
Целью данного исследования является выявление проблем доходной базы местного бюджета и предложение путей совершенствования. Авторами приведена динамика и структура доходных статей бюджета г. Ростова-на-Дону за 2015-2017 гг., что и послужило информационной базой для данной статьи. В статье исследованы проблемы и источники формирования бюджета на местном уровне Российской Федерации, проанализированы основные показатели доходной части бюджета муниципального округа (на примере Ростова-на-Дону), а именно такие как налоговые поступления, неналоговые поступления и безвозмездные поступления, что дает возможность дать более полную оценку. Авторами также даны некоторые меры по повышению доходности бюджета г. Ростова-на-Дону и по обеспечению его независимости от регионального и федерального бюджетов. Предложенные способы по устранению проблем, которые связанны с формированием местного бюджета города Ростова-на-Дону и его недостаточной обеспеченностью собственными финансовыми ресурсами, позволят в определенной степени увеличить доходную часть муниципального бюджета.
Ключевые слова: местный бюджет; доходы бюджета; бюджетный дефицит; формирование бюджета; самостоятельность бюджета; налоговые и неналоговые доходы; безвозмездные поступления
Проблема формирования бюджета муниципалитетов была, есть и в ближайшей перспективе будет актуальной, поскольку на местном уровне сохраняется стабильный дефицит, что усложняет реализацию экономических и социальных задач. Как известно, устойчивость и стабильность социально-экономического положения напрямую зависит от сбалансированности бюджета.
Традиционно, основными источниками формирования местного бюджета служат налоговые и неналоговые платежи, а также безвозмездные поступления1. Именно соотношение указанных трех источников дохода бюджета определяют уровень и самостоятельность муниципального образования. Если же в доходной части бюджета превалируют безвозмездные поступления, выраженные дотациями и субсидиями, то муниципалитет не является полностью самостоятельным, что влияет на целевое использование денежных средств.
В последние время, в связи с кризисной ситуацией в стране, сложной геополитической обстановкой и введением экономических санкций - финансирование расходов муниципалитетов осуществляется в основном за счет дотаций. Местный бюджет г. Ростова-на-Дону также не является подобным исключением. Проанализируем структуру и динамику формирования местного бюджета г. Ростова-на-Дону за 2015-2017 г., продемонстрированные в табл. 1.
Таблица 1
Динамика и структура доходных статей бюджета г. Ростова-на-Дону за 2015-2017 гг. в млн руб.2
Наименование 2015 г. 2016 г. 2017 г. Изменение 2016 г. к 2015 г. % Изменение 2017 г. к 2016 г.
Налоги на прибыль и доходы 6 115,94 6 192,23 6 434,83 1,2 3,9
Удельный вес 17,05 % 19,26 % 18,96 % 2,21 % -0,3 %
Налоги на товары 38,73 53,12 46,29 37,15 -12,86
Удельный вес 0,11 % 0,17 % 0,14 % 0,06 % -0,03 %
Налоги на совокупный доход 2 498,11 1 141,41 1 153,43 -54,31 1,05
Удельный вес 6,96 % 3,55 % 3,40 % -3,41 % -0,15 %
Налоги на имущество 3 763,06 3 376,34 3 450,60 -10,28 2,20
Удельный вес 10,49 % 10,50 % 10,17 % 0,01 % -0,33 %
Государственная пошлина 231,95 272,18 363,84 17,3 33,7
Удельный вес 0,65 % 0,85 % 1,07 % 0,20 % 0,22 %
Доходы от использования
имущества, находящегося в
государственной и 1 190,75 1 151,58 1 130,36 -3,29 -1,84
муниципальной собственности
Удельный вес 3,32 % 3,58 % 3,33 % 0,26 % -0,25 %
Платежи при пользовании природными ресурсами 67,02 76,86 49,42 14,68 -35,7
1 Ст. 41 Бюджетный кодекс РФ.
2 Составлено автором на основе решений об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону за 2015-2017
гг.
Наименование 2015 г. 2016 г. 2017 г. Изменение 2016 г. к 2015 г. % Изменение 2017 г. к 2016 г.
Удельный вес 0,19 % 0,24 % 0,15 % 0,05 % -0,09 %
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 9,32 3,41 18,89 -63,41 453,96
Удельный вес 0,03 % 0,01 % 0,06 % -0,02 % 0,05 %
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 187,79 161,96 127,34 -13,75 -21,38
Удельный вес 0,52 % 0,50 % 0,38 % -0,02 % -0,12 %
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 353,58 392,248 379,93 10,94 -3,14
Удельный вес 0,99 % 1,22 % 1,12 % 0,23 % -0,1 %
Безвозмездные поступления 21 411,57 19 321,0 20 789,1 -9,76 7,6
Удельный вес 59,70 % 60,11 % 61,25 % 0,41 % 1,14 %
Всего 35 867,87 32 142,4 33 944,1 -10,39 5,6
Как видно из таблицы 1, максимальная сумма доходов за анализируемый период была в 2015 г. и составила 35 867,87 млн руб. Однако, в 2016 г. произошел спад на 10,4 % по сравнению с 2015 г., но в 2017 г. доходная часть бюджета увеличилась, но не достигла уровня 2015 г. Такое колебание вызвано высокой инфляцией в 2015 г., которая составляла 12,9 %.
Налоги на прибыль и доходы за рассматриваемый период демонстрируют рост. Так, в 2015 г. данные налоговые увеличились в 2016 г. на 1,2 %, а в 2017 г. уже возросли на 3,9 % по сравнению с 2016 г. Аналогично увеличение за весь исследуемый период показывает и статья «государственная пошлина», где рост составил 33,7 % в 2017 г. Данное изменение произошло по причине увеличения пошлин на выдачу заграничных паспортов, водительских удостоверений, паспортных средств и т. д.
Стоит обратить внимание и на существенное снижение поступлений от налогов на совокупный доход. В 2016 году снижение произошло более чем в 2 раза, это связано со снижением предпринимательской активности, уменьшением количества прибыльных предприятий3. В 2017 г. поступления стабилизировались, но остались по- прежнему на низком уровне.
Налог на имущество показывает такие же колебания, но не очень значительные. В 2016 г. указанный местный налог на 10,28 % по отношению к предыдущему году снизился.
Особое внимание следует уделить безвозмездным поступлениям, которые составляют около 60 % бюджета г. Ростова-на-Дону. Данный факт говорит о сильном вливании субсидий и субвенций в местный бюджет г. Ростова-на-Дону.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, предполагается, что основными источниками формирования являются налоговые и неналоговые поступления. Однако, как показывает анализ доходной базы бюджета на примере Ростовской области, формирование бюджета происходит иным путем: более половины доходов приходятся на субсидии и субвенции. Такое положение обуславливает зависимость местного бюджета от регионального и федерального, что снижает активность местных органов власти, а это отражается и на проводимой социально-экономической политике муниципального образования.
3 Решение об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на 2016 год. Страница 3 из 6
В качестве мер по увеличению доходности налоговых и неналоговых поступлений в местный бюджет, а также снижению зависимости от безвозмездных поступлений можно выделить следующие:
Во-первых, усовершенствовать сбор налоговых поступлений исходя из экономического и территориального положения [5]. Здесь следует учесть тот факт, что налоговая обособленность местного бюджета напрямую зависит от решения субъекта РФ, в котором это муниципальное образование находится. Ведь именно региону предоставлено особое право в закреплении за муниципальными бюджетами единых отчислений от регионального и федерального бюджетов. Однако, создание и реализация указанной системы усугубляется различиями в экономическом положении и развитии муниципалитета [6]. Так если поставить в один ряд муниципальные образования городского округа и районного, то возникнет неравномерность и дисбаланс размещения базы большинства возможных к передаче на местный уровень налогов. Поэтому при формировании налоговой базы в местном бюджете следует учитывать территориальные и экономические особенности местного образования.
Во-вторых, содействовать развитию малого и среднего бизнеса. В связи с небольшим оборотом малые формы предпринимательства, а также индивидуальные предприниматели используют специальные налоговые режимы, а именно упрощенная система налогообложения, режим, связанный с единым налогом на вмененный доход, а также патентная система налогообложения. Стоит учесть, что налог на вмененный доход и налоги от применения патентной системы от отдельных видов деятельности, напрямую идут в местный бюджет. Поэтому в целях увеличения доходной базы муниципального бюджета, местным властям необходимо развивать комфортную среду для ведения предпринимательской деятельности, ведь местные власти вправе влиять на расширение базы того или иного режима [7]. Благоприятные условия ведения бизнеса, финансовая поддержка со стороны местных властей создадут те условия, при которых предприниматель увеличит свой оборот, доход, прибыль, а это означает и налоговые поступления в местный бюджет.
В-третьих, увеличение доли поступлений, а именно имущественных и земельных отношений. В связи с этим целесообразным будет пересмотр перечня видов имущества, представленных в статье 62 БК РФ, с учетом особенностей, присущих конкретным муниципальным округам, чтобы активизировать данные неналоговые поступления. Также необходимо провести совершенствования в области предоставления аренды государственного и муниципального имущества, а именно: скорректировать имеющуюся арендную плату за сдаваемое в аренду муниципальное имущество до максимального приближения к рыночному уровню, провести инвентаризацию имущества, чтобы определить неиспользованные фонды, которые могут приносить доход и разработать программу по приватизации муниципального имущества [8]. Ведь именно рост неналоговых поступлений будет способствовать сокращению дефицита всех уровней.
В-четвертых, снизить удельный вес безвозмездных поступлений до 50 %. Как показал анализ, безвозмездные поступления формируют более половины местного бюджета. Так как это образует зависимость муниципальных образований, то необходимо уравнять указанный объем поступлений с налоговыми и неналоговыми т. е. половину местного бюджета должны составлять налоговые и неналоговые платежи [9]. Такой процесс возможен либо при снижении субсидий с субвенциями, либо при помощи увеличения налоговых и неналоговых доходов [10]. Проведение указанных предложений позволит в условиях дефицита на всех уровнях бюджетной системы РФ повысить мобильность финансовых ресурсов, сократить административные издержки.
Таким образом, предложенные меры должны подлежать реализации при разработке и внедрении программы по снижению бюджетного дефицита. Выявленные проблемы
формирования местного бюджета города Ростова-на-Дону, связанные с недостаточной обеспеченностью собственными финансовыми ресурсами, и предложенные способы по их устранению позволят в определенной степени увеличить доходную часть муниципального бюджета. Главным образом такое осуществление возможно за счет формирования благоприятной бизнес среды, которая поспособствует и созданию новых рабочих мест, и пересмотру основных фондов [11]. Только так можно обеспечить наполняемость местных бюджетов и создать предпосылки для роста экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бюджетный Кодекс РФ.
2. Решение об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/444895642.
3. Решение об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на 2016 год. URL: http://docs.cntd.ru/document/432872776 (Дата обращения: 15.03.2018).
4. Решение об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на 2015 год. URL: http://docs.cntd.ru/document/432873876 (Дата обращения: 15.03.2018).
5. Золотько А.И. Пути увеличения доходной базы бюджетов муниципальных образований // Финансовая аналитика, проблемы и решения, №12, 2014 г., с. 56.
6. Федорова А.Ю. Проблемы формирования бюджетов муниципального уровня // Социально-экономические явления и процессы, №10, 2016 - с. 185-188.
7. Мазий В.В., Балычев А.А. Повышение эффективности расходования бюджетных средств как объективная необходимость стабилизации региональной экономики // Инженерный вестник Дона, T.44. №1 (44), 2017 г. С. 96.
8. Шеварева Л.В., Мазий В.В. Проблемы формирования доходной базы местных бюджетов (на примере бюджета Аксайского района) // Интернет-журнал Науковедение, Т9, №3, 2017 г., С. 51.
9. Кислицкая Н.А. Формирование и развитие финансово-бюджетной базы муниципальных образований (на примере г. Ростова-на-Дону) // журнал: Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2015 г.
10. Федорова А.Ю. Бюджет муниципального района: направления оптимизации доходов и расходов // Журнал Социально-экономические явления и процессы, 2016 г.
11. Максимов А.В. Формирование и использование местного бюджета муниципального образования (на материалах г. Ростова-на-Дону) Журнал Учет и статистика, 2016 г.
Mikhaylenko Daria Alekseevna
Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: dafiynka@yandex.ru
Mazy Valentina Vital'evna
Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: evmazy@rambler.ru
Problems of formation of revenues of local budget of the city of Rostov-on-Don
Abstract. Now our country faces an important task, which is associated with the solution of the question of finding new sources of replenishment of the revenue side of the budgets of each level of the budget system of Russia. This is due to the application of economic sanctions against Russia by European countries. The problem of the formation of the revenue base of local budgets and the search for new revenue sources are particularly relevant in the context of budget deficits at all levels. Now many cities of the Russian Federation differ in discrepancy of revenue base and the accepted expenditure commitments, their number includes also Rostov-on-don. The purpose of this article is to identify the problems of the revenue base of the local budget and propose ways to improve. The authors present the dynamics and structure of budget revenues of Rostov-on-don for 2015-2017, which served as an information base for this article. The article examines the problems and sources of budget formation at the local level of the Russian Federation, analyzes the main indicators of the budget revenues of the municipal district (on the example of Rostov-on-don), namely, such as tax revenues, non-tax revenues and gratuitous receipts, which makes it possible to give a more complete assessment. The authors also give some measures to improve the profitability of the budget of Rostov-on-don and to ensure its independence from the regional and Federal budgets. The proposed methods to eliminate the problems associated with the formation of the local budget of the city of Rostov-on-don and its insufficient provision of its own financial resources, will to some extent increase the revenue of the municipal budget.
Keywords: local budget; budget revenues; budget deficit; budgeting; budget autonomy; tax and non-tax revenues; non-reimbursable income