УДК 336.22
DO I dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2017-4/54-65
В.А. Водопьянова1, Т.Н. Бондаренко2
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Владивосток. Россия
Оценка последствий изменения законодательства по специальным налоговым режимам для малого бизнеса
Статья посвящена анализу изменений налогового законодательства РФ для организаций, находящихся на специальных режимах налогообложения, таких, как упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и патентная система налогообложения. Рассматриваются основные корректировки налогового законодательства, касающегося организаций, находящихся на специальных режимах налогообложения в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Основное внимание уделяется анализу критериев, позволяющих организациям использовать специальные налоговые режимы, а также изменениям, непосредственно влияющим на налоговую базу указанных СНР, а, следовательно, и на величину налоговых платежей организаций. Специальные налоговые режимы являются одним из важнейших инструментов, выполняющих фискальную, стимулирующую и регулирующую функцию для организаций малого бизнеса. Предметом исследования являются корректировки налогового законодательства для организаций, находящихся на специальных режимах налогообложения, а также анализ последствий таких изменений. Цель данной работы - выявление значимости изменения налогового законодательства в области специальных налоговых режимов для организаций - субъектов малого предпринимательства.
Государственное регулирование специальных налоговых режимов посредством изменения налогового законодательства, с одной стороны, оказывает влияние на показатели деловой и экономической активности субъектов малого предпринимательства в регионах РФ, с другой - появляется возможность регулировать величину налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. В статье проанализирована динамика абсолютных показателей поступления по специальным налоговым режимам в консолидированный бюджет РФ во взаимосвязи с изменением налогового законодательства за аналогичный период.
Пример использования выбранного инструментария в анализе на основе статистических данных поступлений в бюджетную систему налогов на совокупный доход позволяет спрогнозировать дальнейшие тенденции изменения динамики данных показателей. Выявлены основные проблемы и перспективы нововведений. Результатом работы является выявление основных тенденций изменения собираемости в бюджетную систему РФ поступлений от специальных налоговых режимов в соответствии с изменениями налогового законодательства.
Ключевые слова и словосочетания: специальные налоговые режимы, налоговая база, субъекты малого предпринимательства, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, патентная система налогообложения, государственное регулирование, налоговые поступления.
1 Валентина Александровна Водопьянова - доцент кафедры экономики; 690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41; e-mail: [email protected].
Valentina Aleksandrovna Vodopyanova - Associate Professor.
2 Татьяна Николаевна Бондаренко - старший преподаватель кафедры экономики; 690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41; e-mail: [email protected].
Bondarenko Tatiana Nikolaevna - Senior Lecturer.
V. A. Vodopyanova, T.N. Bondarenko
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
Evaluation of effects of the legislation change on special tax regimes for small business
The article is devoted to the analysis of changes in the tax legislation of the Russian Federation for organizations under special taxation regimes, such as a simplified taxation system, a single tax on imputed income and a patent taxation system. It examines the main adjustments to the tax legislation relating to organizations that are under special taxation regimes in 2017 as compared to 2016. The main attention is paid to the analysis of criteria that allow organizations to use special tax regimes, as well as changes that directly affect the tax base of these taxes, and, consequently, the value of tax payments of organizations. Special tax regimes are one of the most important instruments that perform a fiscal, incentive and regulatory function for small and medium-sized businesses. The subject of the study is the adjustment of tax legislation for organizations that are under special taxation regimes, as well as an analysis of the consequences of such changes. The purpose of this work is to identify the significance of changes in tax legislation in the field of special tax regimes for small business entities.
The state regulation of special tax regimes through changes in tax legislation has, on the one hand, an impact on indicators of business and economic activity of small businesses in the regions of the Russian Federation, on the other hand, it is possible to regulate the amount of tax revenues to the budget system of the Russian Federation. The article analyzes the dynamics of absolute income indicators for special tax regimes in the consolidated budget of the Russian Federation in conjunction with changes in tax legislation for the same period.
An example of the use of the chosen tools in the analysis based on the statistical data of revenues in the budget system of taxes on aggregate income allows us to predict further trends in the dynamics of these indicators. The main problems and prospects of innovations are revealed. The result of this work is the identification of the main trends in the collection of revenues from special tax regimes in the RF budget system in accordance with changes in tax legislation.
Keywords: special tax regimes, tax base, small business entities, simplified taxation system, unified tax on imputed income, patent taxation system, state regulation, tax revenues.
Введение
Специальные налоговые режимы - комплексное понятие, обобщающее в себе знание о сущности, назначении, особенностях исчисления и уплаты следующих видов налогов:
- упрощенная система налогообложения;
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- патентная система налогообложения;
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
[1].
Регулирование специальных налоговых режимов осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ [1].
Объектом исследования в данной статье являются изменения налогового законодательства по специальным налоговым режимам, наиболее часто применяемым
субъектами малого предпринимательства для оптимизации своих налоговых платежей, а также в силу простоты налогового администрирования. Отметим, что «в настоящее время существует тесная взаимосвязь между специальными налоговыми режимами и фискальной политикой государства, направленной на стимулирование развития субъектов малого и среднего бизнеса» [2].
«Несмотря на принципиальные различия, все специальные налоговые режимы едины в своей цели, направленной на создание благоприятных экономических и налоговых условий для развития бизнеса» [2].
Для каждого налога, относящегося к специальным налоговым режимам, существуют особенности формирования налоговой базы, строго регламентированные НК РФ. Величина указанной базы может зависеть как от фактической величины доходов и расходов организации, так и от вмененного дохода и вида экономической деятельности или потенциально возможного дохода и региона, где зарегистрирован субъект малого предпринимательства.
Государство, регулируя специальные налоговые режимы, может не только активнее воздействовать на показатели социально-экономического развития, но и стимулировать деятельность субъектов малого предпринимательства как основы занятости экономически активного населения. Благодаря непосредственной связи специальных налоговых режимов с фактическими или предполагаемыми доходами и расходами организаций через механизмы законодательного регулирования порядка формирования налоговой базы и налоговых ставок государство контролирует и стимулирует экономическую активность малого бизнеса. Целью данного исследования являются выявление значимости и оценка последствий изменения налогового законодательства в области специальных налоговых режимов для малого бизнеса.
Предмет исследования, источниковая база исследования
Предмет исследования - изменение налогового законодательства, регулирующего применение специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства. Источниковой базой исследования послужили данные об изменениях налогового законодательства, регулирующего специальные налоговые режимы, а также статистические и аналитические данные, опубликованные на официальном сайте Федеральной налоговой службы российской Федерации.
Методы исследования, методологические принципы и инструменты, методика и инструментарий исследования
К методам исследования данной работы относятся анализ налогового законодательства, сравнение поступлений по СНР в бюджетную систему РФ, а также анализ последствий изменений налогового законодательства для налогоплательщиков.
основная часть
Налоговая система Российской Федерации состоит из трёх уровней:
1. Федеральные налоги.
2. Региональные налоги.
3. Местные налоги [1].
В совокупности они формируют общую систему налогообложения Российской Федерации.
Кроме этого, для отдельных групп налогоплательщиков предусмотрены специальные налоговые режимы, представляющие собой особый порядок уплаты налогов и сборов, предусмотренный Налоговым кодексом РФ.
Налогоплательщики обязаны платить законно установленные налоги и сборы, при этом они имеют право выбора режима налогообложения. Таким образом в Российской Федерации представитель предпринимательского сообщества находится на общей системе налогообложения или переходит на один из пяти специальных налоговых режимов, предусмотренных налоговым кодексом РФ.
Основным изменениям в 2017 году подверглись специальные налоговые режимы РФ, предусмотренные для субъектов малого бизнеса.
Отметим, что «отнесение юридического лица (индивидуального предпринимателя) к категории субъекта малого предпринимательства дает ему дополнительные возможности.
К примеру, организация - представитель малого бизнеса может выбрать один из специальных режимов налогообложения, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Самым распространенным является упрощенная система налогообложения. «Если предприятие попадает под критерии использования упрощенной системы налогообложения, переход на УСНО позволит снизить налоговую нагрузку более чем в 2 раза, при прочих равных условиях, и как следствие этого приведет к увеличению чистой прибыли, что является главной целью всех коммерческих предприятий. Таким образом, именно специальные режимы могут помочь конкурировать с более крупными предприятиями на рынке товаров и услуг Российской Федерации» [3].
К субъектам малого предпринимательства (СМП) может быть отнесено любое общество с ограниченной ответственностью (ООО), которое отвечает всем критериям, табл. 1.
Федеральная налоговая служба должна включить такое ООО в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенный на ее сайте (https:// rmsp.nalog.ru) [4, 5].
Организация утратит статус субъекта малого предпринимательства при превышении предельных значений критериев 3 и 4 в течение трех календарных лет подряд. Впервые организация может утратить статус СМП в 2019 г. при превышении предельных значений в 2016-2018 гг.
Если говорить о самих специальных режимах налогообложения, предусмотренных в РФ для субъектов малого предпринимательства, то речь идет о трех специальных режимах:
1) упрощенная система налогообложения;
2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
3) патентная система налогообложения.
Таблица 1
критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства в РФ
№ Критерий Предельное значение
микропредприятие малое предприятие
1 Суммарная доля участия в уставном капитале ООО РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов, % 25
2 Суммарная доля участия в уставном капитале ООО других организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также иностранных организаций), % 49
3 Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год, чел. 15 100
4 Доход от предпринимательской деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) без учета НДС за предшествующий календарный год, в млн руб. 120 800
Примечание: сост. авт. на основе Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ.
На рис. 1 представлена динамика поступлений от указанных специальных налоговых режимов в бюджетную систему РФ за 2015-2016 гг. и 7 месяцев 2017 г.
зоскмю
250000
200000
150000
100000
50000
и 2015 2016 7 мес. 2017
■ Налог,взимаемый в связи с применением УСН 254164 237063 240102
■ ЕНВД для отдельны* видов деятельности 73507 74327 49 722
■ Налог,взимаемый в связи с применением ПСН 5 236 7562 5337
Рис. 1. Динамика поступлений по основным СНР в бюджетную систему РФ за 2015-7 месяцев 2017 года (сост. по [6])
Из представленных данных следует, что основные поступления от СНР в бюджетную систему РФ формируются за счет поступлений от уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. За рассматриваемый период именно поступления по УСН имеют ярко выраженную положительную тенденцию. Следовательно, именно законодательное регулирование УСН и его дальнейшая трансформация применительно к повышению результативности деятельности организаций малого бизнеса могут иметь положительные последствия и для формирования доходной части бюджета.
В первую очередь необходимо проанализировать все изменения налогового законодательства, касающиеся расчета налогов и сборов. А затем сделать выводы о том, как это отразится на порядке расчета налогов отдельных налогоплательщиков. Основные изменения представлены в табл. 2.
Таблица 2
Анализ основных изменений налогового законодательства по специальным налоговым режимам РФ в 2017 году
Наименование изменений 2016 2017 Последствия
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Ограничитель по размеру выручки организаций за 9 мес. для перехода на УСН 45 млн руб. с учетом индексации 112,5 млн руб. Большее количество организаций сможет перейти на УСН
Максимальная величина выручки для нахождения на УСНО 79,74 млн руб. 150 млн руб. Большее количество организаций сможет находиться на УСН
Предельная величина остаточной стоимости основных средств 100 млн руб. 150 млн руб. Большее количество организаций сможет перейти на УСН
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
Коэффициент-дефлятор 1,798 1,798 Сумма ЕНВД не изменится из-за коэффициента-дефлятора
Патентная система налогообложения (только ИП)
Средняя численность наемных работников по всем видам осуществляемой деятельности (не более) 15 чел. 15 чел. Число ИП на ПСН не изменяется по данному критерию
Годовой доход предпринимателя с начала года (не более) 60 млн руб. 60 млн руб. Число ИП на ПСН не изменяется по данному критерию
Налоговая база (потенциально возможный доход) (Приморский край) Зависит от вида экономической деятельности и численности наемных работников Зависит от вида экономической деятельности, численности наемных работников и муниципального образования, в котором ведется деятельность Увеличение налоговой базы (стоимости патента) с 2017 года
Окончание табл. 2
Наименование изменений 2016 2017 Последствия
Страховые взносы
Предельная база по платежам в: ПФ РФ ФСС РФ 796 000 718 000 876 000 755 000 Увеличение суммы страховых взносов
Суточные более: - по РФ 700 руб. - за рубежом 2500 руб. Не облагались Облагаются Увеличение суммы страховых взносов
Рассмотрим более подробно изменения налогового законодательства 2017 года в рамках специальных налоговых режимов (табл. 2).
Основные изменения 2017 года в рамках специальных налоговых режимов коснулись Упрощенной системы налогообложения, возможно, это связано с тем, что в настоящее время это самый распространенный в предпринимательском сообществе режим налогообложения для малого бизнеса.
С 1 января 2017 года плательщики УСН могут зарабатывать больше, не опасаясь потерять право находиться на специальном налоговом режиме. Плательщики УСН утрачивают право применять этот специальный налоговый режим, если по итогам отчетного или налогового периода их доходы оказались больше предельной величины. С 2017 года она увеличена до 150 млн руб. [1]. Такое нововведение в НК РФ внес ноябрьский закон. Ранее планировалось меньшее увеличение лимита -согласно июльскому закону он должен был составить 120 млн руб.
Рост предельной величины дохода выгоден для бизнеса, ведь для 2016 года она была гораздо меньше - 79,74 млн руб. На 2017-2019 годы действие нормы об индексации предельной величины доходов приостановлено, а на 2020 год коэффициент-дефлятор будет равен 1.
С 1 января 2017 года УСН могут применять и компании с более дорогими основными средствами. Так, с 2017 года предельная величина остаточной стоимости основных средств составляет 150 млн руб. [1]. Это на 50% больше той величины, что действовала в 2016 году. Напомним, превышения лимита остаточной стоимости основных средств достаточно, чтобы утратить право на «УСН».
Кроме того, с 1 января 2017 года вступила в силу норма, которая позволяет перейти на УСН большему числу компаний. С 2017 года установлено: организация вправе перейти на УСН, если ее доходы за девять месяцев года, в котором подается уведомление о переходе на специальный налоговый режим, не превышают 112,5 млн руб. [1]. Такое нововведение в НК РФ внес ноябрьский закон. Ранее планировалось меньшее увеличение лимита - согласно июльскому закону он должен был составить 90 млн руб.
Полагаем, что увеличенный лимит в размере 112,5 млн руб. применим для тех, кто в 2017 году подает уведомления о переходе на УСН с 1 января 2018 года. На тех, кто начал использовать УСН с 1 января 2017 года, увеличение не распространяется,
для них лимит с учетом индексации составляет 59,805 млн руб. Аналогичный вывод следует из разъяснения Минфина.
Норму об индексации порогового значения пока не планируют исключать из НК РФ. Однако на 2017-2019 годы ее действие приостановили, а на 2020 год коэффициент-дефлятор будет равен 1.
С 1 января 2017 года компания на УСН вправе учесть в расходах стоимость независимой оценки квалификации работников. С 2017 года вступил в силу Закон о независимой оценке квалификации. Чтобы стимулировать участие в оценке, введены, например, положения об учете ее стоимости в расходах по налогу при применении УСН [1]. Такие затраты признаются по тем же правилам, что действуют при учете стоимости независимой оценки квалификации в расходах по налогу на прибыль.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основные изменения упрощенной системы налогообложения 2017 года связаны с тем, что законодатели, на наш взгляд, стремились привести налоговое законодательство РФ в соответствие с Федеральным законом РФ №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [4].
Но в результате все же вынуждены констатировать, что увеличенные максимальные величины выручки налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения в размере 150 млн руб. в год, установленные в 2017 году, ещё очень далеки от величины выручки, установленной в качестве критерия для субъектов малого предпринимательства в размере 800 млн рублей в год. Разница, даже после увеличения налоговых критериев более чем в 2 раза - с 60 до 150 млн руб., все-таки очень значительная, более чем в пять раз налоговые критерии размера выручки, дающие право находиться на упрощенной системе налогообложения, предусмотренной для субъектов малого бизнеса, меньше критериев закона № 209-ФЗ.
Что касается второго по популярности среди субъектов малого предпринимательства специального режима налогообложения - единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), то необходимо отметить, что он не подвергся изменениям в 2017 году, если не учитывать, что ранее планировалась его отмена с 2018 года, а в настоящее время этот вопрос снят с повестки дня и специальный режим продолжает применятся субъектами малого бизнеса. По нашему мнению, это позитивный момент, так как ЕНВД единственный налоговый режим в РФ, основной налог которого не привязан к фактическому финансовому результату, что позволяет при увеличении доходности бизнеса платить фиксированные суммы единого налога, тем самым снижая общий уровень налоговой нагрузки субъекта малого бизнеса.
Коэффициент-дефлятор, необходимый плательщикам ЕНВД для расчета единого налога, остался на прежнем уровне. При исчислении ЕНВД базовая доходность умножается на коэффициент-дефлятор (К1). Для 2017 года он составляет 1,798. Такая же величина устанавливалась на 2016 и 2015 годы.
Патентная система налогообложения (ПСН) является одним из трех специальных налоговых режимов Российской Федерации, предназначенных для малого
бизнеса, и призвана облегчить налоговое бремя налогоплательщиков путем низкой налоговой нагрузки и освобождения от уплаты некоторых видов налогов. ПСН была введена в 2013 году и заменила действовавшую ранее систему налогообложения -УСН на основе патента [7].
Обобщая опыт применения ПСН за период 2013-2017 годов, отметим, что к плюсам данного специального режима можно отнести:
- наличие возможности выбора срока и количества патентов;
- фиксированную сумму потенциально возможного дохода;
- отсутствие необходимости сдавать налоговую декларацию.
При этом ПСН также присущи и минусы. В частности, сумма уплачиваемых ИП страховых взносов не уменьшает стоимость патента. Также к недостаткам ПСН можно отнести законодательно закрепленное разрешение на использование патента только индивидуальными предпринимателями.
Как и налогоплательщиков общей системы налогообложения, субъектов малого предпринимательства, находящихся на специальных налоговых режимах, коснулись изменения по страховым взносам. С января 2017 года вступила в действие 34 глава Налогового кодекса «Страховые взносы». Изменения коснулись величины предельной базы по выплатам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по взносам на пенсионное страхование.
Предельная база по взносам на обязательное социальное страхование на случай болезни и в связи с материнством составляет 755 тыс. руб., а по взносам на обязательное пенсионное страхование - 876 тыс. руб. На 2016 год лимиты устанавливались на уровне 718 и 796 тыс. руб. соответственно.
В 2017 году взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на суммы выплат и других вознаграждений, превышающие предельную величину базы. А вот взносы на обязательное пенсионное страхование после того, как исчерпан лимит, взимаются по меньшему тарифу - не 22, а 10%. Такие же правила фактически действовали и в прошлом году.
Для взносов на обязательное медицинское страхование предельная база не устанавливается с 2015 года. Этими взносами облагаются выплаты независимо от их величины нарастающим итогом с начала года. Рассмотрим эти изменения в табл. 3.
Данные табл. 3 показывают, что увеличение предельной величины базы расчета для страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд РФ, на 80 000 рублей повлечет за собой увеличение суммы страховых взносов на 17 600 рублей в расчете на одного сотрудника предприятия, имеющего годовой доход в указанной сумме. Что касается страховых взносов в фонд социального страхования, то увеличение предельной базы на 37 000 рублей приведет к увеличению страховых взносов на 1073 рубля в расчете на каждого сотрудника предприятия, имеющего такие суммы начислений.
Таблица 3
Расчет влияния предельной базы страховых взносов на сумму платежей в бюджет налогоплательщика специального режима налогообложения в РФ
в 2016-2017 годах, руб.
Показатели 2016 2017 Отклонения 2017 от 2016
Предельная величина базы: ПФ РФ ФСС РФ 796 000 718 000 876 000 755 000 80 000 37 000
Ставки страховых взносов до достижения предельной величины, %: ПФ РФ ФСС РФ 22 2,9 22 2,9 -
Сумма страховых взносов с предельной величины базы: ПФ РФ ФСС РФ 175 120 20 822 192 720 21 895 17 600 1 073
Государственное регулирование деятельности субъектов малого бизнеса и их налогообложения является процессом, непрерывным во времени и пространстве. Постоянное изменение законодательства в области специальных налоговых режимов подтверждает заинтересованность органов законодательной и исполнительной власти РФ в увеличении не только собираемости налогов, но и доли субъектов малого предпринимательства в экономике. В результате можно сделать вывод, что в 2017 году налоговая нагрузка организаций, находящихся на специальных режимах налогообложения в рФ, увеличится в связи с изменением налогового законодательства по страховым взносам.
Проведенная оценка последствий изменения законодательства по специальным налоговым режимам для малого бизнеса позволяет выявить ряд тенденций, которые будут реализованы в среднесрочной перспективе.
Выводы
К специальным налоговым режимам, наиболее часто используемым субъектами малого предпринимательства, относятся: налог, взимаемый в связи с применением УСН, ЕНВД для отдельных видов деятельности, и налог, взимаемый в связи с применением ПСН. Цель внедрения СНР в налоговую систему РФ: 1) создание благоприятных экономических и налоговых условий для деятельности субъектов малого предпринимательства, 2) упрощение налогового администрирования и вывод «из тени» доходов малого бизнеса.
Последние изменения законодательства по специальным налоговым режимам для малого бизнеса можно сгруппировать по следующим направлениям:
1. Корректировка критериев отнесения налогоплательщиков к субъектам малого предпринимательства.
2. Изменения законодательства по специальным налоговым режимам.
В соответствии с последними изменениями налогоплательщик может утратить статус субъекта малого предпринимательства в 2019 году при превышении предельных значений по численности работников и величине дохода от предпринимательской деятельности в течение трех предшествующих лет подряд. Данное условие позволит субъектам малого предпринимательства планировать свою деятельность на среднесрочную перспективу, а, следовательно, упростит и процедуры начисления и уплаты налогов.
Оценка динамики поступлений по СНР в бюджетную систему РФ позволяет сделать вывод о наличии явных положительных трендов по суммам уплаченных налогов. Следовательно, изменения законодательства по специальным налоговым режимам в целом и по налогу, взимаемому в связи с применением УСН, в частности, имеют ярко выраженные последствия в виде увеличения субъектов малого предпринимательства и суммы налогов, уплачиваемых ими в бюджетную систему РФ.
Таким образом, к последствиям, которые связаны с изменением законодательства, можно отнести две взаимоисключающие тенденции: создание условий для увеличения оснований отнесения налогоплательщиков к субъектам малого предпринимательства и одновременное увеличение налоговой нагрузки за счет последовательного сокращения льгот по уплачиваемым малым бизнесом налогам и страховым взносам.
1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 30.10.2017) // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?base=LAW&n=281794&dst=4294967295&req=doc&md=29051U37328754#0
2. Корень А.В., Краубергер Ж.Ю. Специальные налоговые режимы в реализации государственной политики по поддержке малого и среднего бизнеса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 6-3. С. 479-483.
3. Упрощенная система налогообложения как способ налоговой оптимизации / В.А. Водопьянова, Е.А. Гапонова, И.А. Самсонова, Д.С. Терещенко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 104-108.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 26.07.2017) // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LA W&n=220981&fld=134&dst=1000000001,0&md=0.044178084452464295#0
5. О внесении сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: письмо ФНС от 10 марта 2017 г. № ГД-4-14/4281 // Контур. Норматив: официал. сайт [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=290879
6. Отчеты о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ за 2015-2017 годы // ФНС РФ: официал. сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn25/related_activities/statistics_ and_analytics/forms/
7. Бондаренко Т.Н., Войнова Е.Л. Патентная система налогообложения: плюсы и минусы для индивидуальных предпринимателей // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 64-66.
Транслитерация
1. Nalogovyi kodeks RF (chast' vtoraya) ot 05.08.2000 g. № 117-FZ (v red. ot 30.10.2017) // SPS «Konsul'tant Plyus». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=281794&d st=4294967295&req=doc&rnd=290511.137328754#0
2. Koren' A.V., Krauberger Zh.Yu. Spetsial'nye nalogovye rezhimy v realizatsii gosudarstvennoi politiki po podderzhke malogo i srednego biznesa, Mezhdunarodnyi zhurnalprikladnykh i fundamental 'nykh issledovanii, 2015, No 6-3, pp. 479-483.
3. Vodop'yanova V.A., Gaponova E.A. , Samsonova I.A. , Tereshchenko D.S. Uproshchennaya sistema nalogooblozheniya kak sposob nalogovoi optimizatsii, Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii, 2016, No 6-1, pp. 104-108.
4. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ (red. ot 26.07.2017) // SPS «Konsul'tant Plyus». URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=220981&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.044178084452464295#0
5. O vnesenii svedenii o yuridicheskikh litsakh i ob individual'nykh predprinimatelyakh v edinyi reestr sub»ektov malogo i srednego predprinimatel'stva: pis'mo FNS ot 10 marta 2017 g. № GD-4-14/4281 // Kontur. Normativ: ofitsial. sait. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&docume ntId=290879
6. Otchety o nachislenii i postuplenii nalogov, sborov i inykh obyazatel'nykh platezhei v byudzhetnuyu sistemu RF za 2015-2017 gody // FNS RF: ofitsial. sait. URL: https://www.nalog.ru/rn25/related_ activities/statistics_ and_analytics/forms/
7. Bondarenko T.N., Voinova E.L. Patentnaya sistema nalogooblozheniya: plyusy i minusy dlya individual'nykh predprinimatelei, Karel'skii nauchnyi zhurnal, 2017, vol. 6, No 2 (19), pp. 64-66.
© В.А. Водопьянова, 2017 © Т.Н. Бондаренко, 2017
Для цитирования: Водопьянова В.А., Бондаренко Т.Н. Оценка последствий изменения законодательства по специальным налоговым режимам для малого бизнеса // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. Т. 9. № 4. С. 54-65.
For citation: Vodopyanova V.A., Bondarenko T.N. Evaluation of effects of the legislation change on special tax regimes for small business, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2017, Vol. 9, No 4, pp. 54-65. DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2017-4/54-65 Дата поступления: 21.11.2017.