УДК 334 ББК 65.290.31 Ч 90
МАЛЫЙ БИЗНЕС: ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ
(Рецензирована)
Чумакова Наталья Анатольевна,
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 490 90 42, e-mail: orinat@mail.ru
Андрейко Мария Николаевна,
студентка факультета экономики и управления Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 194 93 33, e-mail: marijka.16@yandex.ru
Аннотация. Малое предпринимательство представляет собой важнейшую сферу рыночной экономики любого государства, что обусловлено рядом объективных причин. Вследствие развития сектора малого и среднего бизнеса создаются новые рабочие места, появляются новые источники доходов в структуре бюджета домашних хозяйств, снижается социальная нагрузка в расходной части бюджета.
Таким образом, в системе экономических отношений малое предпринимательство позволяет решить ряд социальных вопросов, направленных на повышение занятости населения и уровня благосостояния граждан. Кроме этого малый бизнес позволяет адаптировать производство к меняющимся условиям и тем самым оперативно реагировать на потребности рынка; делает продукцию экономически конкурентоспособной и т.д. В итоге широкий слой малого предпринимательства для государства является серьезным источником налоговых поступлений.
На сегодняшний день субъектам малого предпринимательства в соответствии с законодательством предлагается ряд систем налогообложения и налоговых льгот, направленных на оптимизацию и минимизацию налогообложения данных категорий налогоплательщиков в целях государственной поддержки их деятельности.
В статье проведен анализ действующих специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса, выявлены преимущества и ограничения каждого из них.
Ключевые слова: малый бизнес, субъекты малого предпринимательства, налоги и налогообложение, специальные налоговые режимы, налоговые льготы, упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход, патентная система налогообложения.
SMALL BUSINESS: THE APPLICATION OF SPECIAL TAX REGIMES
(Reviewed)
Chumakova Natalia Anatolievna,
senior lecturer of department of Accounting, analysis and audit of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 490 90 42, е-mail: orinat@mail.ru
Andreiko Maria Nikolaevna,
student of faculty of Economics and management of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 194-93-33, e-mail: marijka.16@yandex.ru
Summary. Small business is an important sector of the market economy of any state, due to a number of objective reasons. As a result of the development of small and medium-sized businesses, new jobs are created, new sources of income appear in the structure of the household budget, the social burden in the expenditure part of the budget decreases.
Thus, in the system of economic relations, small business can solve a number of social issues aimed at increasing employment and welfare of citizens. In addition, a small business allows to adapt the production to changing circumstances and thereby respond quickly to market needs; makes products cost-competitive and as a result, a layer of small business for the state is a major source of tax revenue.
Today to subjects of small business according to the legislation are offered a number of the systems of the taxation and tax privileges directed on optimization and minimization of the taxation of these categories of taxpayers for the purpose of the state support of their activity.
The article analyzes the existing special tax regimes for small businesses, identifies the advantages and limitations of each of them.
Keywords: small business, small business entities, taxes and taxation, special tax regimes, tax benefits, simplified tax system, unified agricultural tax, unified imputed income tax, patent tax system.
На этапе развития российской экономики роль малого предпринимательства очевидна и заключена в том, что его планомерное развитие помогает созданию новых рабочих мест, внедрению инновационных товаров и услуг, обеспечению населения необходимыми товарными атрибутами, а также удовлетворению нужд крупных бизнес-структур.
В современных условиях высокий уровень налогового бремени является одной из ключевых проблем, затрудняющих развитие малого и среднего сектора экономики России. Желание любыми способами снизить налоговую нагрузку зачастую приводит предпринимателей к нерациональным действиям: работа «в тени», уклонение от уплаты налогов, использование в налогообложении нелегальных схем, нарушение сроков налоговых платежей [1].
По данным Министерства экономического развития и торговли РФ, доля малого бизнеса во внутреннем валовом продукте развитых стран составляет порядка 50%, в Китае - более 60%, а в России пока не превышает 17% [2]. Данные цифры указывают на существенный потенциал развития малого предпринимательства в нашей стране.
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства закреплено в Федеральном законе от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно ст. 3 данного Закона «субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям»1.
С 01.01.2016 г. к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся2:
- хозяйственные общества;
1 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2007. -№ 21. - Ст. 2196
2 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии
малого и среднего предпринимательства» (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2007. -№ 21. - Ст. 2196
- хозяйственные партнерства;
- производственные кооперативы;
- сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- индивидуальные предприниматели.
Указанные субъекты должны соответствовать
всем критериям, указанным в п. 1.1 ст. 4 Закона 209-ФЗ. На рисунке 1 представлены критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства. Что касается индивидуальных предпринимателей, то в части годовой выручки и численности работников на них распространяются такие же критерии, как и на юридические лица.
Отметим, что ИП, работающие без наемных сотрудников, подтверждают свой статус малого предприятия исключительно по размеру выручки. При этом все предприниматели, использующие патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям [3].
Стоит отметить, что, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, такое предприятие после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702 может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей3. Такого мнения придерживается Минэкономразвития.
Отметим также, что статус субъекта малого предпринимательства специально регистрировать нигде не нужно. На основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчетности предприятия сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства РФ автоматически включаются в Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, с перечнем которых можно ознакомиться на портале Федеральной налоговой службы. При этом статус субъекта малого предпринимательства не зависит от того, какую систему налогообложения применяет предприятие.
3 Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 года № 702. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства // Российская газета. - 2015. - 20 июля.
Рисунок. Критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства
для микро-
предприятии -
не более
120 млн. руб.
Рассмотрим преимущества, которые дает предприятию статус субъекта малого бизнеса [4]:
1 Налоговые льготы, позволяющие налогоплательщикам, применяющим специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН), ис-пользоватьболее низкиеналоговые ставки.С2016 года территориальные органы власти могут устанавливать пониженныеналоговые ставки ЕНВД (от 7,5%до15%),поУСН с объектом налогообложения «доходы»налоговаяставкаможетбытьсниже-на с 6 % до 1 %, а по УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» - с 15 % до 5 %. Также региональным законодательством о налоговых каникулах установлено право индивидуальным предпринимателям, впервые зарегистрированным с 2015 по 2020 годы, не платить налог на режимах ПСН и УСН в течение двух лет.
2 Финансовыельготы, представляющие собой прямую финансовую господдержку в виде грантов и безвозмездных субсидий, которые выдаются в рамках действующей до 2020 года. общероссийской программы. Так, с помощью данной программы субъект малого предпринимательства может воз-
меститьдо 500 тыс. руб. затраты по лизингу; проценты по полученным кредитам и займам; затраты на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях и проектов по софинансированию.
3 Административные льготы, позволяющие субъектам малого бизнеса использовать упрощенную систему бухгалтерского учета, надзорные каникулы, предполагающие ограничение проверок по количеству и продолжительности. Также государственные и муниципальные учреждения при проведении госзакупокобязаны не менее15% годового объема закупок осуществлять у субъектов малого предпринимательства. Кроме этого в случае оформления кредита на развитие бизнеса поручи-телямималыхпредприятиймогутвыступить государственные гарантийные организации.
Отметим, что реформирование на предмет налоговых послаблений субъектам малого бизнеса в России началось еще в 1995 году, когда был принят закон «О государственной поддержке малого пред-принимательствавРоссийскойФедерации».Врам-ках данного нормативно-правового акта субъекты малого предпринимательства получили льготы по
налогообложению, а также возможность ведения бухгалтерского учета по упрощенным правилам. В 2013 году система налогообложения индивидуальных предпринимателей претерпела изменения, в результате чего появились специальные налоговые режимы [5].
В соответствии со ст. 18 Налогового кодекса РФ специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом или Федеральными за-конами4.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
Согласно п. 2 ст. 18 НК РФ, к специальным налоговым режимам относятся5:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения.
Рассмотрим более подробно преимущества и
недостатки каждого специального налогового режима.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) регулирует деятельность сельскохозяйственных предприятий, оказывая положительное влияние на работу товаропроизводителей сельскохозяйственного типа. Данный налоговый режим заменяет собой налог на прибыль, на имущество и НДС. На сегодняшний день налоговая ставка ЕСХН составляет 6 %. При этом налоговом режиме особые требования предъявляются к доходу предприятия: доля дохода непосредственно от реализации сельскохозяйственной продукции не должна быть ниже 70% всей выручки.
Упрощенная система налогообложения может применяться при соблюдении следующих условий:
- фирма не может быть бюджетным или казенным учреждением;
- предприятие не может заниматься страховой или инвестиционной деятельностью, игорным бизнесом, деятельностью ломбардов и добычей полезных ископаемых;
4 Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая (в ред. от 05.04.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2000. -№ 32. - Ст. 3340.
5 там же
- доля участия юридических лиц не должна превышать 25 % уставного капитала организации;
- среднегодовая численность сотрудников фирмы не должна превышать 100 человек;
- за 9 месяцев года, предшествующего году установления УСН, доход предприятия не может превышать 90 миллионов.
Организации, применяющие УСН, освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и НДС. Однако прочие налоги и платежи исчисляются и подлежат уплате в общем порядке.
Объектом налогообложения при УСН призна-ются6:
1)доходы;
2) доходы, уменьшенные на величину расходов.
Компаниям и индивидуальным предпринимателям, чьи расходы составляют менее 60% от суммы доходов, либо упрощенцам со специфичными затратами, которые нельзя учесть при УСН, целесообразно в качестве объекта налогообложения при УСН выбрать «доходы». В таблице 1 представлены основные преимущества и недостатки налогового режима УСН с объектом «Доходы».
Объект УСН «Доходы, уменьшенные на величину расходов» подходит организациям и индивидуальным предпринимателям, у которых расходы превышают 60% доходов, либо менее 60%, но в регионе введена пониженная ставка 5%. Тогда упрощенка «Доходы минус расходы» все равно будет выгоднее (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). Рассмотрим основные плюсы и минусы объекта УСН «Доходы, уменьшенные на величину расходов» (таблица 2).
Особенность единого налога на вмененный доход (ЕНВД) состоит в том, что его применение возможно только на определенных территориях, где законодательными актами местных властей определены виды деятельности, попадающие под «вме-ненку» из перечня, установленного НК РФ.
Организации могут применять ЕНВД только в случаях, если его основная деятельность соответствует видам деятельности, закрепленным в НК РФ и нормативно-правовых актах органов местного самоуправления, среднесписочная численность работников не более 100 человек и доля юридических лиц, участвующих в организации, не превышает 25 %, а также организация не является плательщиком единого сельскохозяйственного налога и вид деятельности не связан со сдачей в аренду автозаправок.
На сегодняшний день патентная система налогообложения (ПСН) является, на наш взгляд, наиболее удобной для индивидуальных предпринима-
6 Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая (в ред. от 05.04.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2000. -№ 32. - Ст. 3340.
Таблица 2
Преимущества и недостатки объекта УСН «Доходы, уменьшенные на величину расходов»
Таблица 1
Преимущества и недостатки объекта УСН «Доходы»
Плюсы Минусы
1 Простота учета. Налог вы платите только с фактических поступлений, расходы не отражаете в Книге 1 Расходы по деятельности не влияют на расчет налога. Учесть их нельзя.
2 Низкая ставка налога - 6%, но регионы могут снизить ее до 1% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). 2 Нельзя списать убыток. Он не сокращает налог на следующий год.
3 Налог можно уменьшить на взносы, пособия, торговый сбор. На взносы и больничные до 50% от налога, на торговый сбор полностью. ИП без работников уменьшают на личные взносы ИП (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). 3 Страховые взносы и пособия за работников уменьшают налог только на половину. А не полностью (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ)
4 Налоговики меньше придираются к расходным документам, так как они не влияют на расчет налога.
Плюсы Минусы
1 На расходы по бизнесу можно сократить доход. Также УСН уменьшает стоимость недвижимого имущества, транспорта и пр. 1 Ограниченный перечень расходов. Не все затраты бизнеса можно списать (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Например, нельзя учесть траты на консультационные и маркетинговые услуги, безнадежные долги, представительские и пр.
2 Власти регионов могут снизить общую ставку с 15% до 5% (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). 2 Минимальный налог - 1 % от выручки. Его придется платить даже при убытке. Уменьшить на взносы минимальный налог нельзя (абз. 3 п. 6 ст. 346.18 НК РФ).
3 Можно учесть прошлогодние убытки. Убытки можно переносить на будущее в течение 10 лет (п. 7 ст. 346.18 НК РФ) 3 Больше времени потребуется уделять документам от поставщика. Придется внимательнее проверять реквизиты фирмы, названия товаров, цены, чтобы не придрались налоговики и не сняли расходы
4 ИП могут считать личные взносы по тарифу 1% с разницы между доходами и расходами. Это правила касаются бизнесменов, которые получают доходы свыше 300 тыс. рублей (письма Минтруда от 31.07.2017 № 17-4/10/В-5861, ПФР от 11.08.2017 № 30-26/12192)
телей. Причем если говорить о юридических лицах, то, согласно действующему законодательству, они не вправе использовать ПСН в качестве спецрежима налогообложения.
Суть патентной системы заключается в том, что вместо уплаты ряда налогов индивидуальный предприниматель приобретает патент, стоимость которого составляет 6 % от налоговой базы предпринимателя. Однако данный специальный налоговый режим имеет следующие ограничения: деятельность предпринимателя должна находиться в списке разрешенных для использования ПСН, численность работников не должна превышать 15 человек и годовой доход по каждому виду деятельности должен находиться в пределах от 100 тысяч до
1 миллиона рублей. При этом от предпринимателя не требуется представлять налоговую декларацию, как по другим системам налогообложения, однако на него возлагается обязанность вести внутрифирменный учет доходов по каждому виду деятельности отдельно [3].
Таким образом, любой специальный налоговый режим организация или индивидуальный предприниматель выбирает самостоятельно. При этом руководству предприятия малого бизнеса рекомендуется оценить все положительные стороны и ограничения той или иной системы налогообложения для поиска максимально эффективного налогового режима в каждом конкретном случае.
ИСТОЧНИКИ:
1. Медведева О.В. Ключевые аспекты организации налогового планирования на малых и средних предприятиях // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2016. - № 3 (15). - С. 45-49.
2. Белоусова А.А. Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 3-2 (68-2).
- С. 922-925.
3. Белоусова А.А., Землякова А.В. Применение специальных налоговых режимов индивидуальными предпринимателями // Инструменты современной научной деятельности. Сборник статей Международной научно-практической конференции.
- Уфа: Омега Сайнс, 2016. - С. 31-34.
4. Чумакова Н.А., Савич Е.О. Государственная поддержка малого бизнеса в России // Финансово-экономические аспекты международных интеграционных процессов. Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции. - Стер-литамак: АМИ, 2016. - С. 185-188.
5. Болтава А.Л. Актуальные изменения в налоговой отчетности субъектов малого бизнеса, применяющих УСН в 2016 году // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4-х частях. - Уфа: Аэтерна, 2016. - С. 54-56.