УПРАВЛЕНИЕ
УДК 336,2; 338.2
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
В. А. Тимошенко
доктор исторических наук, профессор кафедры финансов, кредита и налогообложения, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов E-mail: [email protected]
А. О. Титова
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и налогообложения, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов E-mail: [email protected]
Введение. Социально-экономическая ситуация в стране во многом зависит от уровня развития малого и среднего бизнеса. В свою очередь, на эффективность функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства оказывает влияние сложившаяся в стране система налогообложения. Теоретический анализ. В статье рассматриваются изменения, внесенные в законодательство о субъектах малого и среднего бизнеса в 2015 году, затрагивающие критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса, предельные значения выручки для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и суммарную долю участия в уставном капитале других лиц. Проведен анализ специальных налоговых режимов исходя из особенностей элементов налогообложения в условиях трансформации налогового законодательства. Обсуждение результатов. Результатом исследования выбранных проблем стало выявление особенностей применения специальных налоговых режимов в условиях совершенствования законодательства по налогам и сборам, а также законодательства, регламентирующего функционирование субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: налогообложение, малый и средний бизнес. DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-1 -55-62 Введение
Все возрастающая роль в развитии экономики развитых стран принадлежит субъектам малого и среднего бизнеса (МСБ). В России же, как отмечалось на заседании Госсовета 7 апреля 2015 г., доля малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте пока не превышает 21% [1]. Стоит задача увеличить эту долю (в развитых странах она составляет до 50% ВВП), прежде всего за счет увеличения количества субъектов МСБ.
Распоряжением Правительства РФ от 27.01.2015 г. № 98-р [2] принят «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». Документ предусматривает проведение 60 мероприятий, ориентировочная стоимость которых составит больше 2 трлн руб. Среди основных мер - поддержка субъектов МСБ. В развитие данного распоряжения проведена большая нормотворческая работа.
Теоретический анализ
В 2015 г. в законодательство о субъектах МСБ и их налогообложении внесены кардинальные изменения.
Прежде всего, это коснулось основополагающего Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который Законом от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» подвергся существенным поправкам.
Изменились критерии отнесения к субъектам МСБ. Претерпели изменения два из трех основных критериев отнесения к субъектам МСБ - участие в уставном капитале юридических лиц и выручка от реализации.
Без изменений остался лишь показатель средней численности работников за предшествующий календарный год. Напомним, что согласно Федеральному закону № 209-ФЗ к субъектам МСБ относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели со средней численностью работников до 15 человек - для микропредприятий, до 100 человек - для малых предприятий, от 101 до 250 человек - для средних предприятий [3]. Эта численность рассчитывается с учетом работников по гражданско-правовым договорам, совместителей, сотрудников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Что же касается выручки, то ранее законодательством были установлены следующие предельные значения выручки для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: микропредприятия - 60 млн руб., малые предприятия - 400 млн руб., средние предприятия -1 млрд руб. Такое положение сдерживало рост количества субъектов МСБ, так как препятствовало использованию ряда льгот.
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в нов. ред. от 29.06.2015 № 156-ФЗ) установлено, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений, установленных Правительством РФ. В свою очередь, Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» удвоены предельные значения выручки и составляют для:
- микропредприятий - 120 млн руб.;
- малых предприятий - 800 млн руб.;
- средних предприятий - 2 млрд руб. [4].
К тому же этот критерий отнесения субъектов к малому или среднему предпринимательству разрешено пересматривать при превышении предельных значений выручки за три, а не за два идущих подряд календарных года. Порядок определения величины выручки закреплен в ст. 249 «Доходы от реализации» Налогового кодекса РФ [5].
И, наконец, третий критерий - участие в уставном капитале. Суммарная доля участия других лиц ранее в уставном капитале общества не должна была превышать 25%. Законом № 156-ФЗ этот порог увеличен до 49%.
Более половины субъектов МСБ используют специальные налоговые режимы. Привлекательность таких спецрежимов, как упрощенная система налогообложения (УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД), система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (ЕСХН), патентная система налогообложения (ПСН), состоит в том, что они имеют низкую налоговую нагрузка - 50-70% по сравнению с общей системой налогообложения и упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета.
В связи с низкой налоговой нагрузкой доля налоговых поступлений от применения спецрежимов в общем объеме налогов в России составляет лишь 2,5% [6]. Спецрежимы регламентируются разделом УШ.1 Налогового кодекса РФ, конкретно: ЕСХН - главой 26.1, УСН - главой 26.2, ЕНВД - главой 26.3 и ПСН - главой 26.5 Кодекса. В последнее время эти режимы претерпели многочисленные изменения и продолжают совершенствоваться.
Представляет интерес исследование Управления ФНС по Саратовской области по оценке количества налогоплательщиков по применяемой ими системе налогообложения. Среди организаций субъектов МСБ спецрежимы применяют до 51%, среди индивидуальных предпринимателей - до 90%.
Распределение плательщиков области по применяемым ими спецрежимам в 2013 г. следующее:
- упрощенная система налогообложения (УСН) - 31,3 тыс.;
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД) - 40 тыс.;
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - 3 тыс.;
- патентная система налогообложения (ПСН) - 182 плательщика.
Таким образом, среди плательщиков-спец-режимников в Саратовской области лидирую-
щее место занимают плательщики ЕНВД. Но представляется, что в связи с запланированной отменой ЕНВД с 2018 г. это место по количеству налогоплательщиков займут плательщики УСН.
Поступления налоговых платежей от плательщиков, применяющих спецрежимы, в области составляют 3-4% от общих поступлений по налогам [7, с. 42].
Единый налог, применяемый при указанных спецрежимах, относится к федеральным налогам, не поименованным в ст. 13 Налогового кодекса РФ. К федеральным относится и минимальный налог при применении УСН с объектом «доходы минус расходы» в размере 1% от доходов, уплачиваемый в случае, когда сумма исчисленного
в общем порядке налога меньше минимального налога. Минимальный налог является особой формой единого налога.
Основным вопросом при применении УСН является выбор объекта налогообложения единого налога. Налоговым кодекса РФ установлены следующие ставки по единому налогу:
- 6%, если объектом обложения являются доходы,
- 15%, если объектом обложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 1 ст. 346.20 НК РФ).
В таблице представлены характеристики единого налога при применении УСН с разными объектами обложения.
Характеристика единого налога при применении УСН в зависимости от выбранного объекта обложения
Объект «доходы», ставка - 6% Объект «доходы минус расходы», ставка - 15%
Налоговые ставки
Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6% Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 5 до 15% (п. 2 ст. 346.20 НК РФ)
Налоговая база
Налог (авансовый платеж) можно уменьшить на суммы уплаченных страховых взносов до 50% суммы налога (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ) Перечень расходов носит закрытый характер, но существует тенденция его расширения. Страховые взносы на ОПС, ФФОМС, ФСС полностью учитываются при определении налоговой базы в составе расходов (ст. 346.16 НК РФ). Необходимо уплачивать минимальный налог в размере 1% доходов, если сумма фактически исчисленного налога окажется меньше суммы минимального налога, которая определяется по итогам налогового периода. Плательщик имеет право в следующие 10 лет включить в расходы сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке (п. 6, 7 ст. 346.18 НК РФ).
Налоговый учет
В Книге учета доходов и расходов не заполняются разделы, касающиеся расходов: - графа 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» разд. I; - разд. II, который предназначен для расчета расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов; - разд. III для расчета суммы убытка к списанию В Книге учета доходов и расходов нужно заполнять все разделы
Выбор объекта плательщиком при применении УСН зависит от ряда факторов. Главный из них - вид деятельности плательщика и его специфика. Обычно объект «доходы» выбирают плательщики, у которых удельный вес расходов в доходах маленький. При величине расходов более 60% от полученных доходов выгоднее выбрать объект налогообложения «доходы минус расходы».
Плательщики единого налога, применяющие УСН и ПСН, обязаны вести налоговый учет в специальной Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей.
Все организации, применяющие спецрежимы, должны вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (до
2013 г. ряд из них, использующих УСН, были освобождены от этих обязанностей) [8].
Но субъекты малого предпринимательства имеют возможность применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета [9], могут применять форму бухгалтерского учета без использования или с использованием регистров учета имущества. Избранный вариант ведения бухучета организации закрепляется в ее учетной политике. Кроме того, с 1 июня
2014 г. малые предприятия могут не соблюдать кассовый лимит.
Форма бухгалтерского учета без использования регистров предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. На основании Книги можно определить наличие имущества, денежных средств и их источников и составить бухгалтерскую отчетность. Наряду с Книгой обычно ведется и ведомость учета оплаты труда для расчетов с персоналом.
Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов. Это в основном — микропредприятия, организации с численностью работников до 15 человек и выручкой, не превышающей 60 млн руб. за предыдущий календарный год.
Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Данная форма бухучета рекомендована субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг).
Таким образом, бухгалтерский учет для субъектов малого предпринимательства может быть приведен к виду, когда в упрощенном балансе всего пять строк для отражения статей актива и шесть - для статей пассива. А в отчете о финансовых результатах - семь строк.
Вместе с тем необходимы дальнейшие меры по упрощению ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства. В частности, Минфином России готовится приказ, предусматривающий право микропредприятий
раскрывать в бухгалтерском балансе информацию только за отчетный год (без сравнительной информации), а также отмену обязательного представления микропредприятиями бухгалтерской отчетности в налоговые органы.
Субъекты малого предпринимательства обычно используют кассовый метод учета доходов и расходов. Бухгалтерский учет (в зависимости от объема учетной работы) в них ведется как бухгалтером организации, так и лично руководителем, а также на договорных началах со специализированной организацией или бухгалтером.
По-прежнему, организации, применяющие спецрежимы, не уплачивают налог на прибыль, за исключением налога, уплачиваемого с доходов по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств.
В общем порядке организации и индивидуальные предприниматели, применяющие спецрежимы, не признаются плательщиками НДС. В то же время они не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также уплачивают налог при ввозе товаров на территорию России и в соответствии ст. 174.1 Налогового кодекса РФ (в качестве участника товарищества, концессионера или доверительного управляющего).
Применение спецрежимов не освобождает плательщиков от исполнения функций налоговых агентов по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ с заработной платы сотрудников.
Ранее организации, применяющие спецрежимы, не уплачивали налог на имущество организаций, но Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменен порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций [10]. С 2015 г. для организаций, применяющих спецрежимы, установлена обязанность уплачивать налог на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, в случае принятия соответствующего закона субъектом РФ. Перечень объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и размещается на сайте указанного органа власти или на сайте субъекта РФ.
Данный закон об уплате налога на имущество существенно увеличивает налоговую нагрузку на плательщиков-организаций, применяющих специальные налоговые режимы.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» две статьи Налогового кодекса - ст. 346.20 и ст. 346.50 - дополнены положениями, согласно которым законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% (так называемые налоговые каникулы) для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих соответственно УСН и ПСН и впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах на основании Общероссийского классификатора услуг населению или Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Применение нулевой ставки ограничено рядом условий [11].
Двухлетние каникулы можно применять в период 2015-2020 гг. Правом устанавливать 0%-ную ставку единого налога уже воспользовался ряд субъектов РФ. Так, Законом Саратовской области от 28 апреля 2015 г. № 57-ЗСО «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной и (или) патентной систем (системы) налогообложения на территории Саратовской области» устанавливается налоговая ставка в размере 0% при применении УСН или ПСН для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах на территории области [12].
Важное значение имеет Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который определяет, что представительные органы государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований вправе устанавливать по специальным налоговым режимам: виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим; ограничения перехода на специальный налоговый режим и на его применение, налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности; особенности определения налоговой базы; налоговые льготы [13].
Для плательщиков УСН с объектом «доходы минус расходы» уже давно дано право субъектам РФ устанавливать дифференцированные налоговые ставки единого налога в размере от 5 до 15% в зависимости от категорий плательщиков.
Этим правом воспользовались многие субъекты РФ. Так, в Саратовской области Законом от 13 ноября 2012 г. № 166-ЗСО «Об установлении дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков на территории Саратовской области» определены: налоговая ставка в размере 5% для плательщиков , осуществляющих деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научные исследования и разработки, а также предоставление прочих видов услуг; ставка в размере 6% для плательщиков, осуществляющих производство одежды для новорожденных детей из тканей, производство игр и игрушек, а также занимающихся дошкольным образованием и дополнительным образованием детей; и ставка в размере 7% для плательщиков в сфере обрабатывающих производств и строительства [14].
Но такое право устанавливать субъектами РФ дифференцированные ставки отсутствует для плательщиков УСН с объектом «доходы». И лишь Законом от 13 июля 2015 г. № 232-ФЗ это право для всех плательщиков с объектом «доходы» также предоставлено субъектам РФ в пределах от 1 до 6% исчисленного дохода с 2016 г.
Этим же Законом и для плательщиков ЕНВД нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены ставки единого налога в пределах от 7,5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности с 1 октября 2015 г.
Кроме того, Законом расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ПСН с 47 до 63 (ст. 346.43 НК РФ). Законом установлены пониженные налоговым ставкам для плательщиков УСН в Крыму и Севастополе.
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"» направлен на введение «надзорных каникул» для субъектов малого предпринимательства, а именно на установление запрета в течение трех лет (20162018 гг.) на проведение органами государственного и муниципального контроля плановых проверок в отношении таких субъектов. Каникулы не затронут основных - налоговых проверок и проверок страховых фондов, а касаются лишь проверок Роспотребнадзора, МЧС, трудинспек-ций и других органов [15].
Вышеназванным Законом предусматривается введение риск-ориентированного подхода при осуществлении такого контроля, который представляет собой метод организации государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности плательщика к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Обсуждение результатов
Нужно отметить, что налоговые органы с 2007 г. производят отбор плательщиков для выездных налоговых проверок на основании критериев налоговых рисков, среди которых низкая налоговая нагрузка и рентабельность, большой удельный вес налоговых вычетов по НДС и др. По аналогии с налоговыми органами риск-ориентированный подход целесообразно распространить и на использование другими контролирующими органами.
Для оказания поддержки субъектам малого и среднего бизнеса Указом Президента РФ от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» создана АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Основные задачи корпорации заключаются в оказании финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектам МСБ, в том числе привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций.
При большом количестве принятых нормативных актов, улучшающих положение субъектов МСБ и их налогообложение, тем не менее, проблемой остается высокий размер обложения страховыми взносами в ПФР, ФСС, ФФОМС России. Таким образом, обложение взносами субъектов МСБ требует дальнейшего государственного вмешательства с целью существенного снижения размера тарифов.
Список литературы:
1. Голова И. Единым фронтом // Рос. газета-Бизнес. 2015. № 996.
2. Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. : распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р (ред. от 16.07.2015). Доступ из справ.-прав. системы «Кон-сультантПлюс».
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон от 24.07.2007
№ 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015). Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
4. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства : постановление Правительства РФ от 13.07.2015 № 702. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
5. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 13.07.2015). Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
6. Мишустин принял участие в заседании попечительского совета ООО «Опора России» // Федеральная налоговая служба РФ : [сайт]. URL: http://www.nalog. ru/rn77/news/activities_fts/5478672/ (дата обращения: 22.04.2015).
7. Гончарова Л. Л. О налоговом администрировании индивидуальных предпринимателей // Налоги и взносы Саратовской губернии. 2014. № 11. С. 40-45.
8. О бухгалтерском учете : федер. закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014). Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
9. Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства : информация Минфина РФ № П3-3/2012. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ (ред. от 24.11.2014). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной и (или) патентной систем (системы) налогообложения на территории Саратовской области : закон Саратовской области от 28.04.2015 № 57-ЗСО // Федеральная налоговая служба РФ : [сайт]. URL: http://www.nalog. ru/rn64/about_fts/docs/5577100/ (дата обращения: 29.09.2015).
13. О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации : федер. закон от 13.07.2015 № 232-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Об установлении дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков на территории Саратовской области : закон Саратовской области от 13.11.2012 № 166-ЗСО // Федеральная налоговая служба РФ : [сайт]. URL: http://www.nalog.ru/rn64/about_fts/docs/4293591/ (дата обращения: 29.09.2015).
15. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» : федер. закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
On Improvement of Taxation of Small and Medium Business
V. A. Timoshenko
Stolypin Volga Region Institute of Administration
of the Russian Presidential Academy of National Economy
and Public Administration,
23/25, Sobornaya str., Saratov, 410031, Russia
E-mail: [email protected]
A. O. Titova
Stolypin Volga Region Institute of Administration
of the Russian Presidential Academy of National Economy
and Public Administration,
23/25, Sobornaya str., Saratov, 410031, Russia
E-mail: [email protected]
Introduction. The socio-economic situation in the country is largely dependent on the level of development of small and medium-sized businesses. In turn, the effectivenessof the small and medium business is dependent on the tax system of the country. Theoretical analysis. This article discusses the changes made to the legislation on small and medium business in the 2015 year affecting criteria chargeability to small and medium businesses, the income limit for legal entities and individual entrepreneurs, and participation in the share capital of other entities. Analysis of special tax regimes was carried out on the basis of the characteristics of taxation elements in the transformation of the tax legislation. Discussion of results. The study revealed some features of the application of special tax regimes in terms of improvement of the legislation on taxes and fees, as well as legislation regulating the operation of small and medium businesses Key words: taxation, small and medium business.
References
1. Golova I. Edinym frontom [United front]. Rossiiskaia gazeta-Biznes [Russian newspaper-Business], 2015, no. 996.
2. Ob utverzhdenii plana pervoocherednykh meropriiatii po obespecheniiu ustoichivogo razvitia ekonomiki i sotsial'noi stabil'nosti v 2015 g.: rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 27.01.2015 № 98-FZ (red. ot 16.07.2015) (On approval of a plan of priority measures to ensure the sustainable economic development and social stability in 2015. Order of the Government of the Russian Federation of 27.01.2015 № 98-FZ (an edition of 16.07.2015)). ATP «Consultant» [electronic resource].
3. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ (red. ot 29.06.2015) (On the development
of small and medium enterprises in the Russian Federation. Federal law of 24.07.2007 № 209-FZ (an edition of 29.06.2015)). ATP «Consultant» [electronic resource].
4. O predel'nykh znacheniiakh vyruchki ot realizatsii tovarov (rabot, uslug) dlia kazhdoi kategorii sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13.07.2015 № 702 (Limit values of the proceeds from the sale of goods (works, services) for each category of small and medium-sized enterprises. Resolution of the Russian Federation of 13.07.2015 № 702). ATP «Consultant» [electronic resource].
5. Nalogovyi kodeks RF. Chast' vtoraia ot 05.08.2000 №117-FZ (red. ot 13.07.2015) (Tax Code. Part two of 05.08.2000 № 117-FZ (an edition of 13.07.2015)). ATP «Consultant» [electronic resource].
6. Mishustin prinial uchastie v zasedanii popechitel'skogo soveta OOO «Opora Rossii» (Mishustin attended a meeting of the board of trustees of «Support of Russia»). Federal'naia nalogovaia sluzhba RF (Federal Tax Service of the Russian Federation. Site). Available at: http://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/5478672/ (accessed 22 April 2015).
7. Goncharova L. L. O nalogovom administrirovanii individual'nykh predprinimatelei [On tax administration entrepreneurs]. Nalogi i vznosy Saratovskoi gubernii [Taxes and contributions of the Saratov province], 2014, no. 11, pp. 40-45.
8. O bukhgalterskom uchete: federal'nyi zakon ot 06.12.2011 № 402-FZ (red. ot 04.11.2014) (About Accounting. Federal law of 06.12.2011 № 402-FZ (an edition of 04.11.2014)). ATP «Consultant» [electronic resource].
9. Ob uproshchennoi sisteme bukhgalterskogo ucheta i bukhgalterskoi otchetnosti dlia sub''ektov malo-go predprinimatel'stva: informatsiia Minfina RF № P3-3/2012 (On the simplified system of accounting and reporting for small business entities. Information Ministry of Finance № P3-3/2012). ATP «Consultant» [electronic resource].
10. O vnesenii izmenenii v chasti pervuiu i vtoruiu Na-logovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 02.04.2014 № 52-FZ (red. ot 24.11.2014) (On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation. Federal law of 02.04.2014 № 52-FZ (an edition of24.11.2014)). ATP «Consultant» [electronic resource].
11. O vnesenii izmenenii v chast' vtoruiu Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 29.12.2014 № 477-FZ (On Amendments to Part Two of the Tax Code of the Russian Federation. Federal law of 12.29.2014 № 477-FZ). ATP «Consultant» [electronic resource].
12. Ob ustanovlenii nalogovoi stavki v razmere 0 protsen-tov dlia otdel'nykh kategorii nalogoplatel'schikov pri primenenii uproschennoi i (ili) patentnoi sistem
(sistemy) nalogooblozheniya na territorii Saratovs-koi oblasti: zakon Saratovskoj oblasti ot 28.04.2015 № 57-ZSO (On establishing the tax rate of 0 per cent for certain categories of taxpayers under the simplified and (or) the patent system (s) of taxation on the territory of Saratov Region. Law of the Saratov region of 04.28.2015 № 57-ZSO). Federal'naia nalogovaia sluzhba RF (Federal Tax Service of the Russian Federation. Site). Available at: http://www.nalog.ru/rn64/ about_fts/docs/5577100/ (accessed: 29 September 2015).
13. O vnesenii izmenenii v stat'iu 12 chasti pervoj i chast' vtoruju Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 13.07.2015 № 232-FZ (On amendments to article 12 of part one and part two of the Tax Code of the Russian Federation. Federal law of 07.13.2015 № 232-FZ). ATP «Consultant» [electronic resource].
14. Ob ustanovlenii differentsirovannykh nalogovykh stavok pri primenenii uproschennoi sistemy nalogoob-
lozheniia dlia otdel'nykh kategorii nalogoplatel'schikov na territorii Saratovskoi oblasti: Zakon Saratovskoi oblasti ot 13.11.2012 № 166-ZSO (On establishing differentiated tax rates under the simplified taxation system for certain categories of taxpayers in the Saratov region. Law of the Saratov region of 13.11.2012 № 166-ZSO). Federal'naia nalogovaia sluzhba RF (Federal Tax Service of the Russian Federation. Site). Available at: http://www.nalog.ru/rn64/about_fts/docs/5577100/ (accessed: 29 September 2015).
15. O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon «O zaschite prav iuridicheskikh lits i individual'nykh predprini-matelei pri osuschestvlenii gosudarstvennogo kontrolia (nadzora) i munitsipal'nogo kontrolia»: federal'nyi zakon ot 13.07.2015 № 246-FZ (On Amendments to the Federal Law «On protection of legal entities and individual entrepreneurs in the exercise of state control (supervision) and municipal control». Federal law of 13.07.2015 № 246-FZ). ATP «Consultant» [electronic resource].
УДК 338.2
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАН ЕАЭС НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА
Л. В. Славнецкова
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика инновационной деятельности», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. E-mail: [email protected]
О. А. Мызрова
доктор экономических наук, профессор кафедры «Прикладная экономика и управление инновациями», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. E-mail: [email protected]
Введение. В современных условиях инновации определяют динамику экономического роста и место, которое занимают страны и различные союзы в мировом сообществе. На реализацию задач по обеспечению технической и технологической модернизации экономики стран Евразийского экономического союза направлено формирование инновационной системы на основе кластерного подхода. Теоретический анализ. Применение кластерного подхода позволяет использовать потенциал всех стран-участниц Евразийского экономического союза в инновационном процессе и переводу их экономик на инновационной путь развития. Обсуждение результатов. Необходимый уровень взаимодействия между участниками кластера может быть обеспечен за счет организации, способной генерировать, транслировать и координировать
инновационную деятельность в масштабах определенных территорий. В качестве такой организации на наднациональном уровне предлагается использовать Центр высоких технологий, а на мезоуровне необходимо создать структуру, которая будет взаимодействовать с Центром высоких технологий. Применительно к инфраструктуре Саратовской области в качестве такой организации предлагается создание в форме муниципального предприятия при администрации города региональной технологической палаты, которая будет способствовать развитию инновационной системы стран-участниц Евразийского экономического союза. Выводы. Инновационная система стран-участниц ЕАЭС, включающая в себя территориальные (региональные) инновационные кластеры, более эффективна, поскольку может способствовать разви-