ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
Налоговое регулирование
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО БИЗНЕСА В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Надежда Валерьевна КУРОЧКИНА^, Александр Васильевич ПАДЫГАНОВ"
а старший преподаватель кафедры анализа и учета Института экономики, управления и финансов, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, Российская Федерация [email protected]
ь ведущий экономист Марийского филиала ПАО «АК-БАРС» БАНК, Йошкар-Ола, Российская Федерация [email protected] • Ответственный автор
История статьи:
Принята 08.07.2016 Принята в доработанном виде 20.07.2016 Одобрена 27.07.2016
УДК 336.226
JEL: Н25, Н30, К34, О57
Ключевые слова:
специальный налоговый режим, упрощенная система налогообложения, законодательство, малый бизнес
Аннотация
Тема. В странах Содружества Независимых Государств (СНГ) малый и средний бизнес способствует стабилизации рынка, развитию населенных пунктов, созданию новых рабочих мест. Малое и среднее предпринимательство получает все большее развитие, однако оно еще не заняло того достойного места, которое занимает в высокоразвитых экономических странах. Для дальнейшей поддержки развития данных субъектов хозяйствования, существенного снижения их налогового бремени государства - члены СНГ ввели специальный налоговый режим - упрощенную систему налогообложения (УСН).
Цели. Обобщить опыт применения упрощенной системы налогообложения для субъектов малого и среднего бизнеса в странах СНГ.
Методология. С помощью эмпирических методов познания изучены специальные режимы налогообложения для субъектов малого и среднего бизнеса, применяемые в странах СНГ. Результаты. Дано определение упрощенной системы налогообложения, выявлены касающиеся упрощенной системы налогообложения сходства и различия, достоинства и недостатки налогового законодательства Российской Федерации и стран СНГ. Приведена сравнительная характеристика основных элементов налогообложения упрощенного налога, даны рекомендации по совершенствованию российских законов в плане применения упрощенной системы налогообложения с учетом опыта стран СНГ.
Область применения. Положения статьи могут быть использованы представительными и исполнительными органами власти разных уровней при разработке изменений налогового законодательства о специальных налоговых режимах, в учебном процессе. Выводы. Упрощенная система налогообложения, применяемая в Российской Федерации, имеет достоинства и недостатки. Устранение последних посредством адаптации лучших положений налогового законодательства каждой из стран СНГ позволит повысить популярность и эффективность применения УСН.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
В соответствии с Соглашением о создании Содружества Независимых Государств это межгосударственное образование осуществляет функции, связанные с сотрудничеством в политической, экономической, гуманитарной, культурной и иных областях; с всесторонним развитием государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции.
В настоящее время в странах СНГ малый и средний бизнес (МСБ), способствующий стабилизации рынка [1], развитию городов, поселков, деревень и иных населенных пунктов, сближению мест работы и жизни населения, созданию новых рабочих мест, получает все
большее развитие, однако он еще не занял того достойного места, которое занимает в высокоразвитых экономических странах.
Для дальнейшей поддержки развития МСБ государства - члены Содружества Независимых Государств должны продолжать формировать систему сотрудничества крупных и средних предприятий с малыми, а также с микропредприятиями, индивидуальными
предпринимателями (ИП), привлекать граждан к индивидуальной трудовой деятельности.
Немаловажную роль в государственной поддержке субъектов малого и среднего бизнеса играет льготное налогообложение в рамках
общей системы налогообложения1 и введение для данных категорий специального налогового режима - упрощенной системы налогообложения. Она применяется в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане и на Украине, а налоговым законодательством Молдовы и Туркмении данный специальный налоговый режим не предусмотрен.
Законы большинства стран СНГ - Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, России - не дают определения упрощенной системы налогообложения. Однако в налоговом законодательстве Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Украины приведены трактовки данного специального налогового режима, раскрывающие его назначение и сущностно-функциональные особенности [2-5].
Согласно Налоговому кодексу (НК) Киргизской Республики, упрощенная система налогообложения налогоплательщиков на основе единого налога предусматривает право уплаты субъектами малого предпринимательства единого налога в отношении деятельности, подлежащей обложению2.
В НК Республики Таджикистан дано следующее определение упрощенной системы налогообложения для субъектов малого бизнеса: это специальный налоговый режим, в соответствии с которым субъектами малого предпринимательства налог на
1 Малова Е.А., Царегородцев Е.И. Необходимость развития малого и среднего бизнеса // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2016. № 1. С. 91-94; Гончаренко Г.А. Оценка специального налогового режима для сельхозтоваропроизводителей
в России // ИНТЕРТЕКС. 2010. № 1. С. 45-53; Доштаева Е.Д. Система показателей эффективности налогообложения сельского хозяйства // Экономика и социум. 2013. № 4. С. 8-11; Камалова Е. ЕСХН: кого возьмут на спецрежим // Малая бухгалтерия. 2009. № 7. С 20-22; Особенности налогообложения производителей сельхозпродукции // Аудит и налогообложение. 2009. № 2. С. 27-32; Семенова О.Ю. Современные проблемы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей // Научный вестник Костромского государственного технологического университета. 2010. № 1. С. 30-34; Шакирова Р.К. Бюджетный и налоговый федерализм: соотношение понятий и принципов реализации // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2015. № 4. С. 100-105.
2 Налоговый кодекс Киргизской Республики от 17.10.2008 № 230 (с изменениями и дополнениями по состоянию
на 21.07.2016.
прибыль (для юридических лиц) или подоходный налог (для ИП) уплачивается в упрощенном
3
порядке .
В соответствии с НК Республики Узбекистан упрощенный порядок налогообложения применяется для отдельных категорий налогоплательщиков и предусматривает применение специальных правил исчисления и уплаты единого налогового платежа, единого земельного налога и фиксированного налога на отдельные виды предпринимательской
деятельности, а также представления налоговой отчетности по этим налогам4.
Налоговый кодекс Украины определяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности как особый механизм взимания налогов и сборов, устанавливающий замену уплаты отдельных налогов и сборов на уплату единого налога в порядке и на условиях, определенных гл. 1 разд. 14 НК с одновременным ведением упрощенного учета и отчетности5.
Определение упрощенной системы
налогообложения отсутствует в НК РФ, поэтому гл. 26.2 должна быть дополнена дефиницией, раскрывающей назначение и сущность УСН. На базе сформулированных ранее сущностно-функциональных особенностей этого явления авторами было дано следующее авторское определение упрощенной системы налогообложения: регламентируемый законодательством о налогах и сборах специальный налоговый режим, направленный на стимулирование развития малого и микробизнеса путем снижения налогового бремени, применяемый наряду с иными режимами налогообложения при соблюдении налогоплательщиками ряда обязательных условий, включающий все законодательно установленные элементы налога,
предполагающий добровольный порядок перехода и замену отдельных налогов и сборов единым налогом6.
3 Налоговый кодекс Республики Таджикистан. URL: http://mmk.tj/ru/legislation/legistation-base/codecs
4 Налоговый кодекс Республики Узбекистан: утвержден Законом Республики Узбекистан от 25.12.2007 № ЗРУ-136.
5 Налоговый кодекс Украины.
URL: http://meget.kiev.ua/Kodeks/nalogoviy-kodeks
6 Падыганов А.В., Курочкина Н.В. Значение и сущность упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации // Вестник Марийского государственного
Перечень налогоплательщиков, имеющих право применять данный режим налогообложения, в странах СНГ схож - организации и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего бизнеса.
В ряде стран СНГ установлены предельные значения показателей по величине дохода, численности работников, остаточной стоимости основных средств, доли уставного капитала, принадлежащей другим юридическим лицам (ЮЛ), при соответствии которым предприятия и ИП могут перейти на УСН (табл. 1).
Следует отметить, что в отличие от НК РФ в НК Украины общее количество лиц, состоящих в трудовых отношениях с плательщиками единого налога - физическими лицами, не учитываются наемные работники, находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста.
Для поддержки хозяйствующих субъектов, имеющих право применять специальный налоговый режим с более низким налоговым бременем, а также сотрудниц, занятых в МСБ, необходимо ввести аналогичное положение и в гл. 26.2 НК РФ.
Почти во всех странах СНГ переход на упрощенную систему налогообложения реализуется в добровольном порядке. Исключение составляют Таджикистан и отчасти Узбекистан. В соответствии со ст. 351 НК Республики Узбекистан микрофирмы и малые предприятия вправе выбрать либо переход на единый налоговый платеж, либо общий режим налогообложения. Однако согласно ст. 352 для предприятий общественного питания и торговли переход на уплату единого налогового платежа носит обязательный характер.
Так как основной целью ввода УСН во всех странах СНГ является поддержка субъектов МСБ путем снижения налогового бремени, то возможность перехода на специальный режим налогообложения с более щадящей нагрузкой в Таджикистане и Узбекистане должен стать правом, а не обязанностью налогоплательщиков. А
университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2015. № 4. С. 82-86.
40
организации и ИП, взвесив все достоинства и недостатки такого перехода, смогут самостоятельно выбирать оптимальный для них налоговый режим.
Так же, как и в РФ, в налоговом законодательстве большинства стран СНГ, за исключением Казахстана, приведен перечень плательщиков, не имеющих права применять упрощенную систему налогообложения. Этот список разнится. Наиболее узкий круг субъектов МСБ, которые не могут применять УСН, установлен в кодексах Киргизии и Таджикистана, а наиболее широкий - Украины.
Во многих странах СНГ на уплату единого налога не имеют права переходить плательщики, не относящиеся к субъектам МСБ, - банки, страховщики, инвестиционные фонды,
профессиональные участники рынка ценных бумаг, производители подакцизных товаров, организации, занимающиеся игорным бизнесом.
В Таджикистане такие организации и ИП имеют право применять УСН для субъектов малого предпринимательства, хотя чаще всего они представляют крупный и средний бизнес. Поэтому перечень налогоплательщиков, не имеющих права переходить на уплату единого налога, в этой республике должен быть дополнен названными субъектами предпринимательской деятельности.
Только в РФ и на Украине иностранные организации, а также юридические и физические лица - нерезиденты не имеют права применять УСН. С одной стороны, снятие такого ограничения может способствовать привлечению в экономику государств иностранных инвестиций, с другой -потеснит с рынка отечественных представителей МСБ.
С учетом опыта стран СНГ перечень налогоплательщиков, не имеющих права применять упрощенную систему налогообложения в РФ, необходимо дополнить:
1) налогоплательщиками, имеющими налоговый долг на момент подачи в налоговый орган уведомления о переходе на уплату единого налога, кроме безнадежного налогового долга, возникшего в результате форс-мажорных обстоятельств. Благодаря введению такого ограничения в гл. 26.2 НК РФ
:.ш^оигпа1^а/
недобросовестные организации и ИП не смогут переходить на режим налогообложения с более низкой налоговой нагрузкой;
2) организациями и индивидуальными
предпринимателями, которые чаще всего не относятся к субъектам малого и среднего бизнеса и осуществляющие:
• риелторскую деятельность;
• обмен иностранной валюты;
• управление субъектами хозяйствования;
• продажу предметов искусства и антиквариата;
• организацию торгов изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата;
• лизинговую деятельность;
• деятельность в сфере финансового посредничества.
Для унификации правовых норм с целью формирования единого экономического
пространства и применения наиболее эффективных схем стимулирования МСБ часть организаций и ИП, не имеющих права переходить на уплату единого налога в ряде стран СНГ, можно отнести к малому и среднему предпринимательству, поддерживаемому и имеющему право применять упрощенную систему налогообложения в Российской Федерации:
• получателей дохода от сдачи имущества в аренду - в Азербайджанской Республике и на Украине;
• лиц, оказывающих аудиторские, консультационные услуги (за исключением нотариусов), проводящих технические испытания и исследования - в Республике Армения и на Украине;
• субъектов общественного питания - в Киргизии.
В свою очередь, из такого перечня в РФ необходимо исключить нотариусов,
занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований.
Следует отметить, что из всех стран СНГ только в России организации, имеющие филиалы, не имеют права применять специальный налоговый режим с более низкой нагрузкой. При этом сложно представить хотя бы одну успешную организацию, не стремящуюся открыть структурные подразделения и выйти на новые территории и рынки сбыта. Поэтому для поддержки развития малого и среднего бизнеса, роста его доли в валовом внутреннем продукте страны такие организации необходимо исключить из перечня субъектов, которым запрещено переходить на уплату единого налога.
Во всех странах СНГ, за исключением Казахстана, для плательщиков, перешедших на УСН, существенно снижена налоговая нагрузка путем замены ряда налогов единым. При этом налоговое бремя организаций и ИП в Узбекистане значительно ниже, чем в других странах Содружества Независимых Государств, за счет освобождения от уплаты наибольшего количества налогов и страховых взносов.
В большинстве стран СНГ плательщики единого налога не являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), за исключением Казахстана и частично Беларуси.
Согласно п. 3.12 ст. 285 НК Республики Беларусь, организации и ИП не уплачивают НДС, если средняя численность их работников с начала года по отчетный период включительно не превысила 50 чел., а размер валовой выручки нарастающим итогом с начала года у индивидуального предпринимателя не превысил 8,2 млрд белорусских рублей.
Однако освобождение от обязанности плательщика НДС имеет как плюсы, так и минусы. Поэтому налоговое законодательство Узбекистана и Украины субъектам МСБ предоставляет право выбирать статус плательщика НДС. Данное положение необходимо внести в гл. 26.2 НК РФ, чтобы плательщики упрощенного налога не потеряли часть своих поставщиков (подрядчиков) и покупателей (заказчиков).
За исключением России и Азербайджана, в большинстве стран СНГ налогоплательщики упрощенного налога не имеют права выбора оптимального для них объекта налогообложения,
так как законодательством установлен единственный объект налогообложения - доходы или валовая выручка. С одной стороны, организациям и предпринимателям легко рассчитать сумму налога, отсутствуют необходимость документального подтверждения величины понесенных расходов и риски, связанные с их неправильным учетом. С другой стороны, такие субъекты предпринимательской деятельности не могут влиять на величину налога путем планирования и перераспределения расходов.
В связи с этим в России налогоплательщику предоставляется на выбор два объекта налогообложения: «Доходы» или «Доходы, уменьшенные на величину расходов». Главным достоинством второго объекта является возможность влияния организации или ИП на сумму исчисленного налога. При этом перечень учитываемых при налогообложении расходов является закрытым, и налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие их величину, и, соответственно, несут риски, связанные с неправильным учетом затрат.
В Азербайджане установлено три объекта налогообложения:
• объем валовой выручки и внереализационных доходов;
• автотранспортные средства, находящиеся в собственности или использовании налогоплательщиков, которые осуществляют пассажирские или грузовые перевозки;
• общая площадь строящегося здания - для лиц, осуществляющих жилищное строительство.
Таким образом, в названных случаях сумма рассчитываемого налога не зависит от реальных доходов налогоплательщика и подлежит уплате вне зависимости от того, был ли получен налогоплательщиком доход или нет. Следовательно, упрощенный налог по таким видам деятельности является схожим с единым налогом на вмененный доход (ЕНВД) и патентной системой налогообложения (ПСН), применяемыми в России [6-10].
Во многих странах СНГ применяется кассовый метод признания доходов и расходов. Исключение
составляет Беларусь, где для плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения существуют два метода признания выручки от реализации:
• метод начисления - для организаций, ведущих бухгалтерский учет и отчетность;
• кассовый метод - для организаций, ведущих учет в книге учета доходов и расходов, и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, в этой республике организации, ведущие бухгалтерский учет, должны признавать доходы в день отгрузки товаров даже в тех случаях, когда средства еще не поступили на счета в банках или в кассу, не было получено иное имущество или имущественные права либо задолженность не были погашены иным способом.
Это является значительным недостатком, поскольку такие организации обязаны платить единый налог, даже когда оплата за поставленные товары (выполненные работы или оказанные услуги) им не поступила, и могут не найтись свободные денежные средства для уплаты налога, что в итоге ведет к начислению пеней и штрафов.
По аналогии со ст. 346.15 и 346.16 гл. 26.2 НК РФ в налоговом законодательстве ряда стран СНГ прописан порядок определения доходов и расходов, который, однако, имеет отличия от применяемого в России.
Например, в соответствии с п. 2 ст. 293 НК Республики Таджикистан при неосуществлении взаиморасчетов за поставленные
налогоплательщиком товары в течение свыше шести календарных месяцев для исчисления налога по упрощенной системе налогообложения применительно к субъектам малого бизнеса данные товары считаются оплаченными
7
налогоплательщику .
Таким образом, даже если фактически плательщику единого налога оплата не поступит, в итоге он все равно будет обязан признать доходы и заплатить с этой суммы налог. Причем его величина не будет учтена при расчете упрощенного налога и признана в последующие
7 Налоговый кодекс Республики Таджикистан. URL: http://mmk.tj/ru/legislation/legistation-base/codecs
налоговые периоды, так как объектом налогообложения является валовой доход. Похожее положение отсутствует в гл. 26.2 НК РФ, поэтому применение кассового метода признания доходов при УСН в России имеет гораздо больше преимуществ, чем в Таджикистане.
В НК Украины (ст. 292) прописан порядок признания доходов от торговли с использованием автоматов или другого подобного оборудования, которое не предусматривает наличия регистратора расчетных операций, а также торговых автоматов с использованием жетонов, карточек или других заменителей денежных знаков.
В первом случае датой получения дохода считается дата изъятия из аппаратов или оборудования денежной выручки, во втором - дата продажи жетонов, карточек или других заменителей денежных знаков. Такие же виды предпринимательской деятельности реализуют ИП и организации, применяющие УСН в России, поэтому ст. 346.15 гл. 26.2 НК РФ должна быть дополнена аналогичным положением.
Налоговое законодательство некоторых стран СНГ разрешает корректировать величину налоговой базы при применении УСН. В Российской Федерации при выборе объекта налогообложения «Доходы» аналогичная корректировка
недопустима.
Почти во всех странах СНГ, за исключением России (по объекту налогообложения «Доходы») и Казахстана (при применении упрощенной системы налогообложения для плательщиков) установлены дифференцированные налоговые ставки, зависящие от вида и места предпринимательской деятельности, оборота реализации, категории налогоплательщиков. При этом в соответствии со ст. 293 НК Украины при осуществлении налогоплательщиками нескольких видов хозяйственной деятельности или такой деятельности на территории более одного муниципального образования применяется максимальный размер ставки, установленный для этих видов деятельности и соответствующих групп налогоплательщиков.
В большинстве стран установлены адвалорные налоговые ставки к величине налоговой базы. Исключение составляет Азербайджан, где для
налогоплательщиков, проводящих пассажирские и грузовые перевозки, а также занимающихся жилищным строительством, установлены твердые налоговые ставки.
Однако их сложная дифференциация может привести к неправильному применению обычной налоговой ставки, а также дополнительных коэффициентов или ставок и, как следствие, к неправильному исчислению величины налога, начислению пеней и штрафов.
Почти во всех странах СНГ плательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, исчисляют единый налог самостоятельно. Исключение - Украина, где исчисление авансовых взносов осуществляется органами государственной налоговой службы.
В соответствии с законодательством некоторых стран СНГ сумма исчисленного единого налога подлежит корректировке.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 346 НК Республики Казахстан эту величину следует изменить в сторону уменьшения на 1,5% от суммы налога за каждого работника, исходя из среднесписочной численности, если среднемесячная заработная плата по итогам отчетного периода составила у ИП не менее двукратного, а юридических лиц - не менее 2,5-кратного минимального размера заработной платы, действующего на первое число налогового периода8.
Аналогичное положение, введенное в гл. 26.2 НК РФ, может способствовать росту средней заработной платы работников, величины уплачиваемых страховых взносов, сокращению выплат серой заработной платы и, как следствие, привлечению более квалифицированных специалистов, стремительному созданию новых рабочих мест представителями малого и среднего бизнеса.
В Республике Узбекистан для плательщиков налога на добавленную стоимость сумма исчисленного единого налогового платежа уменьшается на величину НДС, но не более чем на 50%.
8 Кодекс Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс): введен в действие Законом РК от 10.12.2008 № 100-1У
Похожее положение для случаев, если налогоплательщикам будет разрешено выбирать статус плательщика НДС при применении УСН в России, необходимо ввести в гл. 26.2 НК РФ с целью снижения величины налогового бремени.
На Украине при применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности плательщики, не использующие труд наемных лиц, освобождены от уплаты единого налога в течение одного календарного месяца в год на время отпуска, а также на период болезни, подтвержденной копией листка
нетрудоспособности, если это длится 30 и более календарных дней.
Такое положение нельзя ввести для плательщиков упрощенного налога в России, так как величина налоговой базы при применении УСН в РФ зависит от реальных доходов и расходов. Поэтому во время отпуска или болезни ИП, не использующих труд наемных работников, доходы будут отсутствовать.
Однако для плательщиков, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД или ПСН, величина налоговой базы не зависит от реальных доходов, поэтому для данных субъектов бизнеса введение указанного положения является вполне целесообразным.
В налоговых кодексах некоторых стран СНГ приведен перечень плательщиков, освобожденных от уплаты упрощенного налога (табл. 2).
Пункт 4 ст. 346.20 НК РФ содержит положение, согласно которому законами субъектов Федерации на два налоговых периода может быть установлена налоговая ставка 0% для налогоплательщиков -индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также оказывающих бытовые услуги населению. Однако от уплаты налога целесообразно освободить также вновь образованные организации. Данная мера может способствовать росту количества предприятий и снижению уровня безработицы за счет создания рабочих мест, а также повысит выживаемость новых единиц бизнеса в условиях рыночной экономики и свободной конкуренции.
Таким образом, по аналогии с Российской Федерацией во всех странах СНГ, где применяются специальные налоговые режимы, введена упрощенная система налогообложения, которая получила широкую популярность среди представителей малого и среднего бизнеса [11, 12].
Следует отметить, что УСН, применяемая в странах СНГ, имеет при существующих различиях свои достоинства и недостатки. Устранение последних позволит повысить популярность и эффективность применения указанной системы.
Такое устранение невозможно без подробного анализа практики применения данного специального налогового режима у соседей и, соответственно, адаптации лучших положений налогового законодательства каждой из этих стран к собственным экономическим условиям.
Таблица 1
Предельные значения показателей, при которых организации и ИП имеют право перейти на применение УСН Table 1
Indicator marginal values under which the Organization and Individual Entrepreneur have the right to apply the simplified taxation system
Предельное значение показателя
Страна Сумма дохода Остаточная стоимость собственных основных средств Численность работников Доля уставного капитала, принадлежащая другим юридическим лицам
Россия 45 млн руб. с учетом индексации за 9 мес. года, предшествовавшего переходу на УСН Для ЮЛ - 100 млн руб. на 1 октября предыдущего года и на 1 января отчетного Среднесписочная -100 чел. за налоговый (отчетный) период 25%
Азербайджан 22,5 тыс. манатов (1,018 млн руб.) и менее - в течение предыдущих 3 мес. 1 млн манатов (45,261 млн руб.) на 01.01 текущего года
Армения 30 млн драмов (2,616 млн руб.) в течение предыдущего года
Беларусь 9 млрд белорусских руб. (103,034 млн руб.) за 9 мес. года, предшествовавшего переходу на УСН Для организаций -в среднем 100 чел. за 9 мес. года, предшествовавшего году применения УСН
Казахстан Для ИП - 10 млн тенге (1,936 млн руб.) за квартал; для ЮЛ - 25 млн тенге (4,841 млн руб.) за квартал Для ИП -среднесписочная численность 25 чел., включая ИП, за квартал; для ЮЛ - 50 чел. за квартал
Кыргызстан Регистрационный порог по НДС - - -
Таджикистан 500 тыс сомони (3,534 млн руб.) за предшествующий календарный год
Узбекистан Критерий, установлен законодательством для микрофирм и малых производственных предприятий различных сфер деятельности (до 100 чел.)
Украина От 150 тыс. гривен (0,441 млн руб.) до 20 млн гривен (58,8 млн руб.) для разных групп налогоплательщиков за год От запрета на использование труда наемных работников до 50 чел. в зависимости от группы налогоплательщиков 25%, если она принадлежит ЮЛ, не являющимся плательщиками единого налога
Источник: составлено авторами Source: Authoring
Таблица 2
Перечень налогоплательщиков, освобожденных от уплаты упрощенного налога в странах СНГ Table 2
List of taxpayers exempt from payment of simplified tax in the CIS countries
Таджикистан
Узбекистан
1. Учреждения, религиозные, благотворительные, межправительственные и межгосударственные некоммерческие организации (за исключением доходов, получаемых ими от предпринимательской деятельности)
2. Предприятия, кроме занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью, где одновременно в отчетном налоговом году:
1) не менее 50% численности работников составляют инвалиды;
2) не менее 50% средств на оплату труда и иное материальное вознаграждение, включая натуральное, израсходовано на нужды инвалидов
3. Новые предприятия по производству товаров, начиная с даты первоначальной государственной регистрации, при внесении их учредителями в уставный фонд в течение 12 календарных месяцев после даты регистрации определенных объемов инвестиций на срок:
1) 2 года - от 200 тыс. долл. США до 500 тыс. долл.;
Юридические лица, находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, фонда «Нуроний» и ассоциации «Чернобыльцы Узбекистана», в общей численности которых работает не менее 50% инвалидов, ветеранов войны и трудового фронта 1941-1945 гг., кроме занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью и организацией лотерей
2) 3 года - от 500 тыс. долл. до 2 млн долл.;
3) 4 года - от 2 млн до 5 млн долл.;
4) 5 лет - более 5 млн долл.
Источник: составлено авторами
Source: Authoring
Список литературы
1. Шакирова Р.К. Реализация плана антикризисных мероприятий 2015 года в части налоговой политики и малого бизнеса / м-лы науч.-практ. конф «Актуальные проблемы экономики современной России». Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2016. Вып. 3. С. 286-292.
2. Борисов A.M. Эволюция и проблемы базовой терминологии в сфере налогообложения // Налоги и налогообложение. 2010. № 2. С. 71-73.
3. Быков С.С. Классификация налоговых льгот как условие и этап оценки их эффективности // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. № 5. С. 20-26.
4. Гончаренко Г.А. Эффективность специального налогового режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2010. № 8.
5. Гончаренко Л.И. К вопросу о понятийном аппарате налогового администрирования // Налоги и налогообложение. 2010. № 2. С. 17-24.
6. Катаев В.И. Оценка налоговой поддержки аграрного сектора экономики // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2012. № 3. С. 98-101.
7. Катаев В.И. Экономическая целесообразность минимизации налогов в сельском хозяйстве // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2011. № 3. С. 127-132.
8. Шакирова Р.К. О снижении стимулирующей роли специальных налоговых режимов вследствие изменений налогового законодательства // Российское предпринимательство. 2014. № 18. С. 171-183.
9. Михнова Е.Ю. Специфические особенности единого сельскохозяйственного налога // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2009. № 8. С. 96-99.
10. Нечаев В.И. Налоговое стимулирование инноваций в сельхозпроизводство // Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 9. С. 51-63.
11. Сайфиева С. Российская система налогообложения: взгляд изнутри // Вопросы экономики. 2012. № 12. С. 116-132.
12. Сасина А.В. Эффективность применения систем налогообложения в сельском хозяйстве // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2009. № 6. С. 84-87.
С. 111-115.
Финансовая аналитика: Financial Analytics:
проблемы и решения 29 (2016) 38-48 Science and Experience
ISSN 2311-8768 (Online) Tax Regulation
ISSN 2073-4484 (Print)
AN ANALYSIS OF THE PRACTICE OF APPLICATION OF THE SIMPLIFIED SYSTEM OF TAXATION BY SMALL BUSINESSES IN THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES
Nadezhda V. KUROCHKINAa% Aleksandr V. PADYGANOVb
a Mari State University, Yoshkar-Ola, Mari El Republic, Russian Federation [email protected]
b PAO AK-BARS BANK, Mari Branch, Yoshkar-Ola, Mari El Republic, Russian Federation [email protected] • Corresponding author
Article history:
Received 8 July 2016 Received in revised form 20 July 2016 Accepted 27 July 2016
JEL classification: H25, H30, K34, 057
Keywords: special tax regime, simplified taxation system, laws, small business
Abstract
Subject The article discusses the issues of simplified taxation system application within the Commonwealth of Independent States.
Objectives The paper aims to summarize the experience in the application of the simplified system of taxation for small and medium-sized businesses in the CIS countries.
Methods Using empirical methods of knowledge, we studied special tax regimes for small and medium-sized businesses.
Results We identified similarities and differences, advantages and disadvantages of the tax legislation of the Russian Federation and the CIS countries, relating to the simplified system of taxation. We provide comparative characteristics of major elements of the simplified taxation, and recommendations for improving the Russian laws in relation to the application of the simplified system of taxation, taking into account the experience of the CIS countries.
Relevance The proposals of the article can be used by representative and executive authorities at different levels in the development of changes in the tax legislation of special tax regimes and in the learning process, as well.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Shakirova R.K. [Implementation of the Plan of anti-crisis measures in 2015 in terms of tax policy and small business]. Aktual'nye problemy ekonomiki sovremennoi Rossii [Proc. Sci. Conf. Actual Problems of the Economy of Modern Russia]. Yoshkar-Ola, MSU Publ., 2016, pp. 286-292.
2. Borisov A.M. [The evolution and problems of the basic terminology in the field of taxation]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2010, no. 2, pp. 71-73. (In Russ.)
3. Bykov S.S. [Classification of tax benefits as a condition and stage of assessment of the effectiveness].
Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Bulletin of Irkutsk State Economic Academy, 2013, no. 5, pp. 20-26. (In Russ.)
4. Goncharenko G.A. [The effectiveness of special tax regime for agricultural producers]. VestnikAltaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Altai State Agrarian University, 2010, no. 8, pp. 111-115. (In Russ.)
5. Goncharenko L.I. [On the question of the conceptual apparatus of tax administration]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2010, no. 2, pp. 17-24. (In Russ.)
6. Kataev V.I. [Assessment of the tax to support the agricultural sector of the economy]. Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Altai State Agrarian University, 2012, no. 3, pp. 98-101. (In Russ.)
7. Kataev V.I. [The economic feasibility of minimizing taxes in agriculture]. Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Altai State Agrarian University, 2011, no. 3, pp. 127-132. (In Russ.)
8. Shakirova R.K. [On reducing the incentive role of special tax regimes as a result of changes in tax legislation]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2014, no. 18, pp. 171-183. (In Russ.)
9. Mikhnova E.Yu. [Specific features of the unified agricultural tax]. Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Altai State Agrarian University, 2009, no. 8, pp. 96-99. (In Russ.)
10. Nechaev V.I. [Tax incentives for innovation in agricultural production]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii = Economics of Agriculture of Russia, 2009, no. 9, pp. 51-63. (In Russ.)
11. Saifieva S. [The Russian Tax System: A View from the Inside]. Voprosy Ekonomiki, 2012, no. 12, pp. 116-132. (In Russ.)
12. Sasina A.V. [The effectiveness of taxation systems in agriculture]. Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Altai State Agrarian University, 2009, no. 6, pp. 84-87. (In Russ.)