УДК 336.221 (.264)
А.А. Васева, студентка annavaseva666@gmail. com Е.А. Разумовская, д-р экон. наук rasumovskaya.pochta@gmail.com Уральский Федеральный Университет имени Б.Н. Ельцина
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье представлены нормативные основы деятельности субъектов малого предпринимательства и их налогообложения. Рассмотрены основные тенденции развития малого бизнеса на современном этапе отечественной экономики. Проанализированы количественные показатели налогообложения малого бизнеса и спрогнозирован потенциально возможный рост налогового бремени на малый бизнес. Выявлены проблемы в системе налогообложения малого предпринимательства в России и предложены пути их решения.
малое предприятие, налогообложение, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, налоговое бремя
В системе экономических и социальных отношений большинства государств малый бизнес выполняет сегодня важнейшие функции. Развитие сферы малого бизнеса выгодно для государственной экономики, так как с его помощью производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения, легко меняется сфера деятельности и возможность обеспечить различными потребностями граждан страны. Малое предпринимательство является налогоплательщиком, соответственно налоги и сборы увеличивают возможности бюджета государства: чем выше доход предприятий - тем выше поступление в местный и федеральный бюджет.
На сегодняшний день Федеральный закон №209-Фз является основным документом, который регулирует деятельность малого бизнеса и определяет различные аспекты его функционирования.
Данный закон гласит, что малыми предприятиями являются юридические лица, численность работников которых колеблется в пределах 16-100 чел., а выручка от реализации в пределах 60 - 400 млн. руб.
Малое предпринимательство для российской экономики - важное направление преодоления проблем экономики. Малый бизнес, являясь особым сектором рыночной экономики, сейчас формируется в нашей стране, и на данном этапе его потенциал не используется на полную силу. Малые предприятия способствуют формированию конкурентной среды и обладают возможностью эффективно следить за спросом.
Малый бизнес необходим экономике страны, так как:
- позволяет решать проблемы занятости;
- способствует быстрому переналаживанию производства и оперативному реагированию на рынок;
- способствует созданию наукоемкой продукции инновационного характера на небольших предприятиях [1].
Российские реалии свидетельствуют о том, что роль малого бизнеса в нашей стране незначительна. Показатели занятости населения в малом бизнесе и доля малых предприятий в ВВП в России очень малы, если сравнивать с показателями развитых стран.
В настоящее время Налоговым кодексом РФ [2] для малых предприятий существует как общая система налогообложения, предусматривающая уплату всех налогов, перечисленных в гл.2 НК РФ, так и специальные режимы (ст.18 НК РФ), к которым относятся:
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
- упрощенная система налогообложения (УСН);
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
- патентная система налогообложения (ПСН).
Важно, что каждый из специальных налоговых режимов регулируется нормами соответствующей главы части 2 НК РФ [2], где подробно описан порядок применения данного режима, определение лиц, которые могут его применять, налоговой базы, ставок налогов.
При применении УСН ключевым фактором является предельный доход субъекта, при котором применение данного режима возможно (в настоящее время - 120 млн. руб. в год). Учитываются также вид деятельности, участие в капитале юридических лиц и некоторые иные факторы. Кроме того, ставки УСН регулируются нормами регионального законодательства (могут быть снижены в целом, как в Ханты-Мансийском или Ямало-Ненецком автономных округах, либо для отдельных видов деятельности, как это предусмотрено в большинстве субъектов Российской Федерации, имеющих такие региональные законы [3]).
Максимальная ставка единого налога по УСН 15 % от доходов (регионом может быть снижена до 5 %), уменьшенных на величину расходов или 6 % от доходов (регионом может быть снижена до 3 %).
Применение ЕСХН возможно для сельскохозяйственных организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, и базовый критерий здесь -основная деятельность, связанная именно с сельскохозяйственным товаропроизводством (не менее 70 % доходов, п. 2 ст. 346.2 НК РФ), имеются и иные ограничения, установленные ст. 346.2 НК РФ. Ставки ЕСХН ниже, чем при применении УСН, они установлены ст. 346.8 в размере 6 % от разницы между доходами и расходами субъектов.
Применение ЕНВД предусматривается для отдельных видов деятельности, которые определены п. 2 ст. 346.26, и в настоящее время обязательным применение данного налога не является (что имело место до 2013 года). Определены ограничения в возможности перехода на ЕНВД п. 2.2 ст. 346.26, и сейчас он применяется только для субъектов малого предпринимательства (по численности персонала, структуре капитала, видам деятельности).
Важно, что ставка ЕНВД не зависит от фактической выручки (доходов) субъектов, применяющих данный специальный режим, она определяется понятием «вмененный доход», зависящим от «базовой доходности» по видам деятельности (ст. 346.27 НК РФ). Вмененный доход рассчитывается как произведение базовой доходности с физической единицы (площади, количества работников, количества транспортных средств и т. п.) на общую величину этих единиц, используемых в предпринимательской деятельности субъекта.
При этом применяются корректирующие коэффициенты (первый устанавливается в зависимости от инфляции на федеральном уровне, второй - местными нормативными актами, в зависимости от территориального положения субъекта бизнеса). К рассчитанному таким образом вмененному доходу за квартал (налоговый период) применяется ставка 15 % (ст. 346.29 НК РФ).
Патентная система налогообложения введена относительно недавно (с 2013 г.) и применяется только в отношении индивидуальных предпринимателей, и только по отдельным видам деятельности, перечисленным в п. 2 ст. 346.23 НК РФ, с учетом разрабатываемых на этой основе региональных законов, которые могут сократить или расширить перечень видов деятельности. В региональных законах определяется и «потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем доход» как налоговая база (ст. 346.28 НК РФ), к которой применяется ставка 6 %, и повышающие коэффициенты к налоговой базе в зависимости от места работы субъектов бизнеса. Здесь налог также не зависим от фактической выручки, но имеется ограничение по ее размеру для применения ПСН (60 млн. руб.).
Важно, что данная система применяется в основном к микробизнесу (имеются существенные ограничения по численности персонала), неприменима для юридических лиц.
Применение УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН освобождает от начисления и уплаты многих федеральных и региональных налогов (в частности, НДС и налога на прибыль, что важно, поскольку администрирование этих налогов достаточно сложно; также от налога на имущество организаций, кроме недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости; для индивидуальных предпринимателей - от НДФЛ с доходов самого индивидуального предпринимателя).
Более того, применение ЕНВД и ПСН существенно упрощает налоговое администрирование у субъекта: упрощается процедура расчета налога (или стоимости патента) [4].
Система налогообложения в России сложная и запутанная. Норма п. 6 ст. 3 НК РФ, которая предусматривает что «каждый точно знал, какие налоги и сборы и в каком количестве он должен платить», фактически не соблюдается.
На сегодняшний день уплата налогов требует от предпринимателей высокого уровня знаний либо найма высококвалифицированных работников по налогообложению, а также учету.
Проанализируем общие тенденции развития малого предпринимательства и его налогообложения в России.
Первым этапом рассмотрим количественные показатели.
Согласно официальным данным ФНС [5] по регистрации предприятий, численность регистрирующихся предпринимателей увеличивается. На 1 января 2018 г. в ЕГРИП числится 3,73 млн. чел. (рис. 1).
10000000 9000000 8000000 7000000 6000000 5000000 4000000 3000000
4023779
3511813
3550981
3640230
3732657
01.01.2014 01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017 01.01.2018 • Зарегистрировано ■ Ликвидировано
Рисунок 1 - Динамика количества зарегистрированных и ликвидированных ИП и крестьянских хозяйств в 2013-2017 гг. по данным ФНС
Таким образом, данные рис. 1 показывают положительную динамику регистрации, с незначительным приростом, однако его попросту не может не быть. Новые ИП создаются ежегодно, кроме того, перерегистрируются старые, чтобы попасть под налоговые каникулы либо избежать проверок. При этом число ликвидированных ИП растет гораздо более быстрыми темпами - в среднем на 11,9 % каждый год.
Аналогичная ситуация происходит и среди юридических лиц - к началу 2018 г. их численность и вовсе стала меньше прошлогодней и достигла 4,55 млн. компаний, при этом
число ликвидированных предприятий выросло до 5,22 млн. юридических лиц. При это впервые число ликвидированных юридических лиц превысило число зарегистрированных (рис. 2).
лиц в 2013-2017 гг. по данным ФНС
Таким образом, стоит отметить, что в то время, когда экономика страны нуждается в росте эффективного малого предпринимательства, количество малых предпринимателей снижается в основном из-за налоговой нагрузки на данный сегмент.
Проблемы в экономике и высокие риски заставляют гораздо большее число граждан прекращать свою деятельность, при этом рост регистрации вызван введением в действие ФЗ № 477 от 29 декабря 2014 г. «Налоговые каникулы 2015», при котором предприниматели, работающие на упрощенной системе налогообложения (УСН) или патенте (ПСН), освобождаются от уплаты налогов. Однако несмотря на такое упрощение, введенные несколько лет назад фиксированные ставки платежей в пенсионные фонды стали непосильны для многих предпринимателей. Важно отметить, что подавляющее большинство малых предпринимателей заняты в оптовой и розничной торговле, а потому на их численность также повлияли введенные в отдельных регионах торговые сборы, которые стали дополнительным налогом.
Значительный ущерб нанесли и другие законодательные инновации - введенная система взимания платы с большегрузов «Платон» увеличила стоимость грузоперевозок и заставила уйти с рынка многих малых предпринимателей, которые в условиях жесткой конкуренции не могли увеличивать цену. Не менее плачевно сказались на них введенный утилизационный сбор и возросшие ставки акцизов на топливо.
В 2015 г. появился налог на имущество для лиц, работающих на специальных налоговых режимах, под которые стали попадать объекты недвижимости, находящиеся в собственности и числящиеся на балансе как основные средства - помещения, торговые центры, пар-ковочные места и многое другое.
Наконец, в прошлом году были проиндексированы коэффициенты по уплате УСН и ЕНВД в соответствии с возросшей инфляцией - в 2016 г. был самый значительный рост за все время существования налога.
Об увеличении налоговой нагрузки по большинству взимаемых налогов свидетельствует и статистика федеральной налоговой службы (рис. 3).
Далее, рассмотрим количество предпринимателей, состоящих на данных налоговых режимах (рис. 4).
300000000 250000000 200000000 150000000 100000000 50000000 0
259 003 331
236008081
207571748
175284093
188993162
79931429
70921586
77183:
05
79162390
72751240
X
2013
2014
2015
2016
2017
ЕНВД для отдельных видов деятельности (подлежит уплате в бюджет) IУСН (подлежит уплате в бюджет)
Рисунок 3 - Динамика некоторых налогов для малого бизнеса, подлежащая уплате
в бюджет, тыс. руб. по данным ФНС
3000000 2500000 2000000 1500000 1000000 500000
2637887
2818063
2 874 817
2427473
2477878 2511308
234656
2144102
2094253
2041853
ЕНВД УСН
2013 2014 2015 2016
2017
0
Рисунок 4 - Количество плательщиков ЕНВД и УНС в 2013-2017 гг. по данным ФНС
Следует отметить, что количество предпринимателей, состоящих на УНС, увеличивается менее быстрыми темпами, нежели объем данного налога. Также отметим, что выплаты в бюджет по ЕНВД и вовсе растут в течение почти всего исследуемого периода, несмотря на то, что число предпринимателей, применяющих ее, снижается.
Таким образом, следует отметить, что для малого бизнеса такое налоговое бремя является непосильным. Просматривается четкий приоритет фискальных интересов государства.
Государство, снижая формально в Налоговом кодексе и региональных законах до 2014 г. ставки налогов при применении специальных налоговых режимов, с 2011 г. начало увеличивать страховые взносы для субъектов на этих режимах работающих.
Так, для организаций и индивидуальных предпринимателей были введены обязанности уплаты взносов в ФСС и ФОМС, а для индивидуальных предпринимателей существенно была увеличена и база для расчета фиксированных платежей в 2013 г. При этом, если до половины единого налога по УСН, ЕСХН или ЕНВД можно уменьшить на уплаченные страхо-
вые взносы, то для ПСН такой нормы принято не было. Все это влияет на фактическое увеличение налогового бремени на малый бизнес [6].
Рассмотрим динамику совокупных налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства (рис. 5).
350 000 000
340 000 000
330 000 000
320 000 000
310 000 000
300 000 000
290 000 000
280 000 000
270 000 000
260 000 000
250 000 000
122 037
2013
2014
2015
2016
2017
Рисунок 5 - Динамика налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса в 2013-2017 гг., тыс. руб. по данным ФНС
Проведя анализ временных рядов, авторами было определено, что тенденция изменения налогового бремени малого предпринимательства, которая отражена в формуле, может быть описана полином третьего порядка =0,9743):
у = 2480x2 - 8067^ + 244682,
где у - уровень налогового бремени;
х - временной уровень ряда налогового бремени.
На рис. 6 показана оценка динамики совокупного налогового бремени в анализируемом периоде, потенциальный его прогноз на 2017-2018 гг. и прогноз налогового бремени малого предпринимательства.
450 000
430 000
410 000
390 000
370 000
350 000
330 000
310 000
290 000
270 000
250 000
343 122
324 757
290...
263 939
258 794
Рисунок 6 - Прогноз налогового бремени на субъекты малого бизнеса на 2017-2018 гг.
по данным ФНС
Таким образом, на основании данных рис. 6 можно сделать вывод, что налоговое бремя на малый бизнес возрастет существенно. Это, вероятно, приведет к снижению числа субъектов малого бизнеса. Подобная ситуация может быть оценена как отрицательная.
Выявленные в ходе анализа проблемы могут быть решены путем проведения грамотной политики налогообложения малого предпринимательства. Встает необходимость реформирования системы налогообложения, которое может пройти на примере зарубежных стран.
Одной из наиболее важных проблем, из числа обнаруженных, является приоритетность фискальных интересов государства над интересами малого бизнеса. Несмотря на целый ряд программ по поддержанию развития малого бизнеса в стране, налоговое бремя для них все равно непосильно. Оптимальное сочетание интересов государства и субъектов малого бизнеса является залогом эффективности проведения реформы.
Кроме этого, необходимо повышать уровень понимания предпринимателей всех нюансов налогообложения для их бизнеса. Повышение налоговой и финансовой грамотности предпринимателей даст возможность устранить ряд организационных проблем.
Таким образом, однозначность и стабильность в системе налогообложения малого бизнеса будут способствовать росту числа малых предприятий. Борьба с предоставлением незаконных льгот и с ведением хозяйственной деятельности, которая не отражается в бухгалтерском учете, должна проводиться через ужесточение контроля за движением наличных денег в легальном секторе и преодоление каналов их перехода в теневую экономику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Власенкова, В.А. Роль налогооблажения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы / В. А. Власенкова // Налоговый вестник. -2013. - №2. - С. 3 - 8.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть 2 от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - №32.
3. Сведения о субъектах Российской Федерации, принявших законы о снижении налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения (действующие в 2017 году) // Министерство финансов РФ. [Электронный ресурс] - URL: http://minfin.ru (дата обращения 24.12.2017)
4. Хрусталева, А. А. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства / А. А. Хрусталева // Вектор экономики. - 2017. - №9(143). - С.309-313.
5. Официальный интернет-ресурс Федеральной налоговый службы [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nalog.ru
6. Щеглова, О. Г. Институциональный аспект в формировании налогового бремени / О. Г. Щеглова // Сборник трудов конференции. - 2016. - С.380-387
TAXATION OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA: STATUS AND PROSPECTS
A.A. Vaseva, student annavaseva666@gmail. com E.A. Rasumovskaya, Doctor of Economic Sciences rasumovskaya.pochta@gmail.com Ural Federal University named after B.N. Yeltsin
Normative bases of activity of subjects of small business and their taxation are presented. The main tendencies of development of small business at the present stage of the domestic economy are considered. The quantitative indicators of the taxation of small business have been analyzed and the potential increase in the tax burden on small business has been predicted. Problems in the system of taxation of small business in Russia are revealed and ways of their solution are offered.
small enterprise, taxation, simplified taxation system, unified tax on imputed income, tax
burden