Научная статья на тему 'Становление и развитие современной российской системы налогообложения малого предпринимательства: специальные налоговые режимы'

Становление и развитие современной российской системы налогообложения малого предпринимательства: специальные налоговые режимы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2961
656
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / SYSTEM OF TAXATION / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / SPECIAL TAX REGIMES / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ / TAX EVASION / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAX POLICY / ПАТЕНТ / PATENT / IMPROVEMENT OF TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурова Лидия Александровна

В статье проанализирована система налогообложения субъектов малого предпринимательства. Отмечено, что проблема уклонения от уплаты налогов напрямую связана с несовершенной системой налогообложения. Исследовано становление системы налогообложения на постсоветском пространстве. Проанализированы специальные режимы налогообложения, применяемые малыми предприятиями. Проведен детальный анализ изменения упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенной системы налогообложения на основе патента и патентной системы налогообложения. Выявлено, что из пяти специальных налоговых режимов наиболее востребованными являются: упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения (для ИПБОЮЛ) и уплата единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of modern Russian system of taxation of small businesses: special tax regimes

The article analyzes a system of taxation of small businesses. It is pointed out that the problem of tax evasion is directly related to the imperfect system of taxation. The formation of the taxation system in the former Soviet space has been studied. The special tax regimes used by small businesses have been analyzed. The detailed analysis of change in simplified tax system, single tax on imputed income for certain activities, the simplified tax system based on the patent and the patent system of taxation have been made. It has been revealed that the most popular of the five special tax regimes are: the simplified tax system, the patent system of taxation and payment of the single tax on imputed income for certain activities.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие современной российской системы налогообложения малого предпринимательства: специальные налоговые режимы»

Это связано с тем, что по мере роста показателя в таблицах 2, 3, 4 состояние системы кредитования улучшалось. Что касается удельного веса просроченной задолженности по кредитам, то рост его значения, наоборот, ухудшает ее состояние, т. к. по своему экономическому содержанию лучшим будет вариант, при котором значение удельного веса просроченной задолженности в общей сумме задолженности по кредитам будет наименьшим.

На основе вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы.

1. Сложившаяся в настоящее время система кредитования субъектов МСП в РФ характеризуется рядом показателей, учитываемых официальной статистикой. Их анализ привел к выводу, что все показатели весьма существенно различаются по своей величине как по регионам, так и по федеральным округам.

Это свидетельствует о том, что все перечисленные показатели, а также сама система кредитования характеризуются высокой неоднородностью. Степень неоднородности системы банковского кредитования субъектов МСП по принятым показателям может быть оценена значением коэффициента вариации.

2. Установлено, что значение коэффициента вариации убывает по мере укрупнения структурной единицы малого и среднего предпринимательства. Так, вариация по регионам намного выше вариации, исчисленной для федеральных округов. Это дает основание полагать, что вариация непосредственно у конкретных субъектов МСП будет еще выше.

3. Решающее значение для оценки качества системы кредитования имеет сумма просроченной задолженности по кредитам. Просроченная задолженность является следствием несовершенства экономических отношений между двумя важнейшими элементами системы кредитования — банком и заемщиком, а ее абсолютная величина характеризует степень несовершенства этих отношений. Следовательно, для повышения эффективности функционирования системы кредитования субъектов МСП необходимо смягчать конфликтные стороны в отношениях между банком и заемщиком.

4. Анализ показал, что на передний план выдвигается задача изучения и подтягивания условий регионов с низким уровнем развития системы банковского кредитования субъектов МСП до условий регионов, в которых система банковского кредитования находится на относительно высоком уровне.

Литература

1. Венецкий И. Г., Венецкая В. И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе: справочник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Статистика, 1979. — 447 с.

2. Малое и среднее предпринимательство России [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139841601359 (дата обращения: 01.12.2014).

3. Сведения о размещенных и привлеченных средствах [Электронный ресурс]. — URL: http://cbr.ru/statistics/?PrtId=sors (дата обращения: 01.12.2014).

УДК 336.221

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

© Бурова Лидия Александровна, соискатель, старший преподаватель кафедры экономики и бухгалтерского учета Забайкальского государственного университета Россия, 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30. E-mail: burovschоoU@mail.ru

В статье проанализирована система налогообложения субъектов малого предпринимательства. Отмечено, что проблема уклонения от уплаты налогов напрямую связана с несовершенной системой налогообложения.

Исследовано становление системы налогообложения на постсоветском пространстве. Проанализированы специальные режимы налогообложения, применяемые малыми предприятиями. Проведен детальный анализ изменения упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенной системы налогообложения на основе патента и патентной системы налогообложения. Выявлено, что из пяти специальных налоговых режимов наиболее востребованными являются: упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения (для ИПБОЮЛ) и уплата единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности.

Л. А. Бурова. Становление и развитие современной российской системы налогообложения малого предпринимательства: специальные налоговые режимы

Ключевые слова: система налогообложения, специальные налоговые режимы, совершенствование налогообложения, уклонение от уплаты налогов, специальные налоговые режимы, налоговая политика, патент.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF MODERN RUSSIAN SYSTEM OF TAXATION OF SMALL BUSINESSES: SPECIAL TAX REGIMES

Burova Lidiya A., competitor for candidate degree, Senior Lecturer, department of economics and accounting, Transbaikal State University 30, Aleksandro-Zavodskaya, 672039, Chita, Russia

The article analyzes a system of taxation of small businesses. It is pointed out that the problem of tax evasion is directly related to the imperfect system of taxation.

The formation of the taxation system in the former Soviet space has been studied. The special tax regimes used by small businesses have been analyzed. The detailed analysis of change in simplified tax system, single tax on imputed income for certain activities, the simplified tax system based on the patent and the patent system of taxation have been made. It has been revealed that the most popular of the five special tax regimes are: the simplified tax system, the patent system of taxation and payment of the single tax on imputed income for certain activities.

Keywords: system of taxation, special tax regimes, improvement of taxation, tax evasion, special tax regimes, tax policy, patent.

Малое предпринимательство — один из основных институтов рыночной экономики, а одна из важнейших задач рыночных реформ — создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей интересы как государства, так и самих предпринимателей, поэтому формирование и развитие системы налогообложения субъектов малого предпринимательства являются важнейшими задачами при разработке налоговой политики государства.

Проблемы совершенствования системы налогообложения субъектов хозяйственной деятельности вызваны тем, что экономические интересы ориентируют малые предприятия на достижение максимально возможного экономического эффекта лично для себя, с одной стороны, и обеспечения экономической безопасности страны и регионов, с другой стороны, что напрямую связано с уровнем поступления налоговых и иных платежей.

В данном аспекте возникает проблема уклонения от уплаты налогов и необходимой оптимизации неэффективной системы налогообложения малых предприятий, что заставляет переориентировать малым предприятиям свою деятельность в теневой сектор экономики, и это связано в том числе с недоступностью и дороговизной заемных финансовых средств. Данные аспекты являются актуальными, что подтверждается работами отечественных ученых (Т. Е. Гварлиани [3], Ю. Б. Иванов [6], Е. А. Ермакова [5], А. П. Кириенко [7], М. Р. Пинская [8], В. Ю. Буров [2] и др.).

Налоговое законодательство РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Роль налогов в воздействии на развитие предпринимательства заключается либо в стимулировании, либо в ограничении деловой активности субъектов бизнеса.

Необходимым условием развития рыночной экономики является проведение такой налоговой политики, которая будет способствовать динамичному развитию малого предпринимательства, повышению его деловой активности и увеличению поступлений налоговых платежей в бюджет. Это также связано с оптимизацией системы налогообложения как фактора поддержки и развития малого бизнеса. Что и подтверждают в своих исследованиях и другие ученые. Так, по мнению А. М. Чермо-шанского, суммы налоговых отчислений малых предприятий формируют государственные финансовые ресурсы и служат средством экономического влияния на общественное производство, его динамику и структуру. В этой связи исследование действующей системы налогообложения субъектов малого бизнеса, значение оптимизации которой в современных условиях экономического развития трудно переоценить, и поиск новых подходов к ее реализации являются актуальными [9].

При формировании системы налогообложения малых предприятий на первом этапе рыночных реформ в России были учтены особенности хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, что потребовало введения специальных налоговых режимов.

Специальный налоговый режим как институт налогового права представляет собой совокупность налогово-правовых норм, регулирующих особый порядок определения элементов налогообло-

жения в целях создания благоприятных условий для определенной категории субъектов налоговых правоотношений, а в нашем случае для малых предприятий, что требует сочетания целей налогового стимулирования приоритетных видов деятельности и обеспечения налогового контроля.

На первом этапе налоговых реформ при реализации налоговой политики в Российской Федерации основное внимание уделялось фискальной функции, что негативно повлияло на зарождение и становление сектора малого предпринимательства и потребовало реформирования налогового законодательства — переориентации на функцию стимулирования роста конкурентоспособности бизнеса.

Становление современной российской налоговой системы происходило на рубеже 1991-1992 гг. во время социального и экономического кризиса в стране. За основу был взят опыт зарубежных стран (особенно Германии, Канады, США, Швеции). Были введены прямые налоги: налог на прибыль, прогрессивный подоходный налог с физических лиц, платежи за использование природных ресурсов, налоги на имущество. Косвенное налогообложение внешне отражает западный опыт: в России введены налоги на добавленную стоимость, совокупность акцизов, посредством которых государство аккумулирует в бюджет рентные доходы, особенно по таким товарам, как нефть и газ. Изначально все основы российской налоговой системы были заложены принятием закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 и отдельных законодательных актов, регулирующих порядок взимания конкретных налогов, и закреплены в основном законе Российской Федерации — Конституции РФ [1].

На первом этапе налоговых реформ (первая половина 90-х годов) система налогообложения малых предприятий была построена на упрощенном порядке определения налоговой базы и ведения отчетности и на оценке потенциального дохода налогоплательщиков и установлении фиксированного размера платежей в бюджет.

Одной из главных экономических функций малых предприятий является обслуживание больших хозяйствующих субъектов, что порождает проблему в аспекте применения упрощенной системы налогообложения: невозмещение НДС для предприятий, применявших общую систему налогообложения, с кем у малых предприятий были финансовые отношения при проведении коммерческих сделок.

Эффективное развитие сектора малого предпринимательства обеспечивает увеличение поступлений налоговых платежей в бюджет, формирует государственные финансовые ресурсы, что служит средством экономического влияния на общественное производство, его динамику и структуру. В этой связи исследование действующей системы налогообложения субъектов малого бизнеса с целью нахождения путей оптимизации является актуальным.

Детальный анализ системы налогообложения «Упрощенная система налогообложения» и принятые изменения по отношению к ней показаны в таблице 1.

Упрощенная система налогообложения нашла применение в основном в сфере розничной торговли и оказания услуг проведении расчетов за наличные денежные средства и не получила достаточного развития: ее применяли к концу 2002 г. всего лишь около 50 тыс. организаций и чуть более 100 тыс. индивидуальных предпринимателей. Низкая привлекательность этой формы была обусловлена в первую очередь тем, что переход на упрощенную систему налогообложения был связан с достаточно жесткими ограничениями для предприятий по численности работающих (до 15 человек) и по совокупному годовому объему валовой выручки (до 10 млн р.) [4].

Вторая форма налогообложения субъектов малого предпринимательства была введена в 1999 г. с принятием в июле 1998 г. Федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (31 июля 1998 г. 148-ФЗ) (табл. 2). На основании данного закона база налогообложения по каждому налогоплательщику и объекту обложения определяется не по их отчетности, а на основе определенной расчетным путем доходности различных видов бизнеса.

Введение единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности преследовало цель противодействовать уклонению от уплаты налогов малыми предприятиями, занимающихся такими видами деятельности, как розничная торговля, оказание бытовых, автотранспортных услуг и ряд других, при которых учет налично-денежного оборота был затруднен. Хотя следует отметить, что данная специальная система налогообложения, учета и отчетности не смогла обеспечить в должной мере решение данной задачи.

Одновременно с этим введение системы налогообложения по методу вмененного дохода преследовало и другую не менее важную цель — упрощение процедур расчета и сбора налогов. Эта система в решающей степени упрощала процесс ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также налогового учета для субъектов малого предпринимательства.

Упрощенная система налогообложения

Дата ввода или Изменения закона РФ Особенности применения

Упрощенная система налогообложения (29 дек. 1945 г. № 222-ФЗ). !. Применялась на добровольной основе организациями и ИПБОЮЛ наряду с обычной системой налогообложения. 2. Единый налог заменял собой уплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество (для организаций), подоходного налога (для предпринимателей). 3. Ограничения: по выручке стотысячскратпый МРОТ; по численности 1 человек. 4. Объекты налогообложения: валовая выручка (ставка до 10 %), совокупный доход (ставка до 30 %) конкретные особенности применения определяются органами государственной власти субъектов РФ, применяется с момента создания или с начала квартала, отчетный период — квартал, для ИП: единый налог заменяется стоимостью патента, является фиксированным, для организаций: стоимость патента уменьшает единый налог, оплачивается поквартально до 20 числа месяца, следующего ча отчетным кварталом. 5.У прощенная форма ведения первичных документов, бухгалтерского учета и отчетности, ведение налогового учета в книге учета доходов и расходов, документ, подтверждающий право применения, — патент, оформленный на год

Закон № 104-ФЗ от 24 июля 2002 г., вводится глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» во вторую часть ПК РФ с 1 япв. 2003 г. 1. Объекты налогообложения: доходы (ставка 6 %), доходы, уменьшенные на величину расходов {ставка ¡5 %), дополнительно освобождение от уплаты налога с продаж, ЕСН, НДС (для ИИ), оплачиваются пенсионные страховые взносы. 2. Ограничения по применению: стоимость амортизируемого имущества более 100 млн р., доход более 15 млн р. за 9 месяцев — 11 млн р.), численность более 100 чел., доля участия других организаций более 25 %. 3. Налоговый период — календарный год, отчетные периоды — квартал, полугодие, 9 месяцев. 4. Введена налоговая декларация, сроки подачи: за отчетный период — не позднее 25 дней после окончания отчетного периода, для годовой 31 марта — для организаций, 30 апреля — для ИП; строго указан порядок определения и признания доходов и расходов. 5. Переход по заявлению, получение уведомления о возможности использования упрощенной системы налогообложения от налогового органа. 6. Ежегодно употребляются коэффициенты дефляторы при определении предельного дохода

Закон от 21 июля 2005 № 101-ФЗ Ограничение применения УС1Ю при превышении дохода за налоговый период 20 млн р. (при подаче заявления на переход на УСНО доходы за 9 мес. текущего года не должны превышать 15 млн р). Введено применение коэффициентов дефляторов при ежегодной индексация предельного размера доходов для применения УСНО

Закон от 26 иояб, 2008 № 224-ФЗ В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 %, Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков

Закон № 94-ФЗ от 25 июня 2012 г., действие с 1 япв. 2013 г. 11срсход на УСНО, смена объекта — уведомительный характер, упрощен порядок перехода, возврата, смсны объекта налогообложения. Ограничение применения УСНО при превышении дохода за налоговый период 60 млн р. (при подаче заявления на переход на УСНО доходы за 9 мес. текущего года не должны превышать 45 млн р.)

£

№ §

га

Чз о

о §

о м

■ ■ й га га В

га

м

I

В га

о о м >73

о В! >73 о

«

о В!

о <-1 о о о> и о й га

о

0

ё

га

1 тз

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Дата ввода или изменения закона РФ Особенности применения

31 июля 1998 г. № 148-ФЗ Обязателен к применению организациями и ИПБОЮЛ, занимающимися определенными видами деятельности: ремонтно-строительные услуги, бытовые услуги, розничная торговля, общественное питание, услуги временного проживания, парикмахерские, медицинские, юридические и т, п. услуги. Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц. Налоговый период по единому нало1у устанавливается продолжительностью в один квартал. Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки {15 %), значения базовой доходности (по видам деятельности), числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности. Выдастся свидетельство после 100 % оплаты авансом суммы ЕНВД за каждый объект

31 марта 1999 г. № 63-ФЭ Перечень видов деятельности расширен: автотранспортные услуги, перевозка пассажиров, услуги стоянок, гаражей, сбор металлолома

13 ¡ноля 2001 г. № 99-ФЗ Розничная торговля ГСМ

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ вводит главу 26,3 НК РФ Применяется на обязательной основе для определенных 14 видов деятельности. Налоговая декларация представляется до 20 числа месяца, после налогового периода. Налоговый период — квартал. Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3) вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Ограничение для применения ЕНВД: среднесписочная численность работников за предшествующий год более 100 чел., участие других организаций более — 25 %, ИП, перешедшие на УСНО на основе патента, организации здравоохранения, образования, оказывающие в процессе деятельности услуги общественного питания, применение ЕСХН. Раздельный учет показателей по отдельным видам деятельности и местам осуществления деятельности, раздельный учет при ведения иных видов деятельности и применении иных режимов налогообложения. Освобождение от применения ККМ. Сумма налога уменьшается (не более 50 %) на сумму страховых взносов в 11ФР, ФФОМС, ФСС, выплаты по листам нетрудоспособности, добровольного личного страхования на случай нетрудоспособности, на платежи ИП в ПФР И ФФОМС исходя из стоимости страхового года.

25 июня 2012 г. № 94-ФЗ С 2013 года организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату единого налога добровольно. Средняя численность при определении ограничения применения ЕНВД

29 июня 2012 г. № 97-ФЗ Положения главы 26.3 не будут применяться с 1 января 2018 гола

3 дек. 2012 г. № 24Э-ФЗ Сумма налога подлежит уменьшению па суммы страховых взносов В ПФР и ФФОМС для ИП, не производящих выплаты физическим лицам в пол ном размере

2 апр. 2014 г. № 52-ФЗ Отменяется освобождение от налога на имущество в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и налоговая база по которой определяется как его кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ

Л. А. Бурова. Становление и развитие современной российской системы налогообложения малого предпринимательства: специальные налоговые режимы

Введение единого налога на вмененный доход позволило также более полно определять налоговые поступления при утверждении бюджетов разных уровней на очередной финансовый год.

Вместе с тем необходимо отметить, что с первых же месяцев практической реализации системы налогообложения для отдельных видов деятельности в виде единого налога на вмененный доход возник ряд серьезных проблем — во многих субъектах Федерации показатели базовой доходности, оказывающие влияние на величину налога, были установлены для организаций в разных размерах (на федеральном уровне не была разработана и законодательно утверждена единая методология оценки деятельности малого бизнеса).

Так, размер базовой доходности на одну торговую точку составлял в 2002 г. в Тамбовской области 30,2 тыс. р., а в Нижегородской области — 1680 тыс. р. [4].

С 1 января 2002 г. в Налоговом кодексе появилась новая глава. В ней установлен порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога (далее — ЕСХН). В ст. 346.3 сказано, что организации, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН, подают заявление о переходе на уплату ЕСХН. Указанные налогоплательщики подают заявление в налоговый орган по местонахождению организации. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители в заявлении о переходе на уплату ЕСХН указывают данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и(или) выращенной ими рыбы (включая продукцию первичной переработки, произведенную ими) в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на уплату ЕСХН, а с 2006 г. по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация подает заявление. В соответствии с п. 7 ст. 346.3 НК РФ налогоплательщики, перешедшие с уплаты ЕСХН на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату единого сельхозналога не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Налогообложение сельского хозяйства имеет специфику, вытекающую из экономической природы дохода, возникающего в отрасли. Природные и климатические условия оказывают влияние не только на урожайность сельскохозяйственных культур, но и предопределяют уровень затрат хозяйствующего субъекта на осуществление сельскохозяйственной деятельности. Несмотря на то, что система налогообложения сельского хозяйства постоянно реформируется, говорить о ее совершенстве не приходится. Современное состояние налогообложения сельскохозяйственных организаций не соответствует требованиям их устойчивого развития (финансовое оздоровление большинства сельскохозяйственных организаций затруднено без реструктуризации задолженности по налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, по начисленным пеням и штрафам), не учитывает специфику воспроизводственного процесса, особенности финансовых потоков в сельском хозяйстве, не способствует активизации сельскохозяйственных товаропроизводителей и стабилизации отрасли [10].

Таблица 3

Единый сельскохозяйственный налог

Дата ввода закона РФ Особенности применения

29 декабря 2001 г. № 187-ФЗ 1. Применяется на добровольной основе организациями и ИПБОЮЛ, являющимися сельскохозяйственными товаропроизводителями. 2. Освобождение от налога на прибыль (ИП - НДФЛ), НДС, налога на имущество. 3. Объект налогообложения: доходы, уменьшенные на величину расходов. 4. Налоговый период — год, отчетный период — полугодие, налоговая ставка — 6 %, декларация предоставляется до 31 марта следующего налогового периода, уплата производится в сроки подачи декларации. 5. Определен порядок определения и признания доходов и расходов. 6. Организации ведут учет показателей для определения ЕСХН на основе данных бухгалтерского учета, ИПБЮЛ ведут учет в книге учета доходов и расходов для ИП, применяющих ЕСХН

Упрощенная система налогообложения на основе патента была введена на основании статьи 346.25.1 НК РФ, ФЗ от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ и применялась на добровольной основе ИПБОЮЛ путем подачи заявления.

С 1 января 2013 г. вступила в действие патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, которая в виде главы 26.5 «Патентная система налогообложения» Кодекса выделена в самостоятельный специальный налоговый режим.

Наиболее популярными видами деятельности, на которые приобретаются патенты, являются автотранспортные услуги, услуги по обучению, в том числе в платных кружках, студиях, на курсах и услуги по репетиторству.

Были установлены минимальные и максимальные размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, являющегося базой для исчисления налога, которые субъекты Российской Федерации вправе увеличивать от трех до десяти раз в зависимости от вида и места осуществления предпринимательской деятельности. Индивидуальным предпринимателям, применяющим патентную систему налогообложения, разрешено использовать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать 15 человек. При этом 100 % поступлений от патентной системы налогообложения направляется в местные бюджеты.

В таблице 4 проанализировано изменение систем налогообложения с использованием патента: упрощенная система налогообложения на основе патента и патентная система налогообложения.

Совершенствование системы налогообложения для представителей малого бизнеса на основе применения патентной системы налогообложения позволит частично минимизировать масштабы уклонения от налогов, хотя данную проблему необходимо решать комплексно.

С 1 января 2015 г. некоторым компаниям в отношении торговых, административно-деловых центров и других видов недвижимости, по которым налог взимается исходя из кадастровой стоимости объектов, придется платить налог на имущество1. В настоящее время, в 2014 г., налогоплательщики, которые применяют УСН и ЕНВД, освобождены от уплаты налога на имущество (п. 2 ст. 346.11 НК РФ, п. 4 ст. 346.26 НК РФ). В новой редакции этих статей сделана оговорка: после слов «налога на имущество организаций» дополнить словами «(за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом)».

С 1 января 2014 г. в отношении отдельных объектов недвижимого имущества юридических лиц при расчете налога применяется их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января налогового периода. К таким объектам отнесены, в частности, административно-деловые и торговые центры; нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания; а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства. Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, применяющие специальные налоговые режимы, не уплачивают налог на имущество, как организации (до 1 января 2015 г. все организации, применяющие УСН, освобождались от уплаты налога на имущество).

Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ в законодательство внесены изменения. Организациям, имеющим на балансе объекты недвижимости, база по которым определяется как их кадастровая стоимость, с 1 января 2015 г. придется платить налог на имущество.

Выводы. Из пяти специальных налоговых режимов наиболее востребованными являются: упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения (для ИПБОЮЛ) и уплата единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности.

Особенно хочется отметить несогласованность интересов государства и предпринимателей при переориентации последних на патентную систему налогообложения, проявляющуюся в усилении контроля над доходами предпринимателей государством и неэффективным, громоздким учетом и отчетностью, связанной с обязательным представлением предпринимателями книги учета и доходов при использовании патентной системы налогообложения.

Исследования предпочтений предпринимателей по использованию той или иной системы показали, что большинство предпринимателей платят налоги по общей системе налогообложения (около 45 %). Из специальных налоговых режимов предпочтение отдается: при розничной торговле — ЕНВД, при оптовой торговле, аренде, посреднических услугах — упрощенной системе. Патентная система является узкоспециализированной, сложной, что привело к невостребованности ее среди представителей малого бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Изменения в Налоговый кодекс внесены федеральным законом от 2 апр. 2014 г. № 52-ФЗ.

Системы налогообложения с использованием патента

Дата ввода или изменения закона РФ Особенности применения

Упрощенна» система налогообложении на основе патента

Статья 346.25.1 НК РФ, ФЗ от 21 июля 2005 г. № 101 -ФЗ 1. Применяется на добровольной основе ИПБОЮЛ путем подачи заявления, 2. Документом, удостоверяющим право применении, является патент, срок его действия (с первого числа квартала: квартал, полугодие, год) — налоговый период. Заявление на получение патента подается в срок не менее 1 месяца до начала его применения. 3. Оплата частями: 1/3 в течение 25 дней с начала применения патента, оставшаяся часть в течение 25 дней после срока применения. 4. Потенциально возможный к получению доход, как и виды деятельности, определяется законами субъектов РФ. 5. Ограничения к применению: 58 видов деятельности, отсутствие работников, сумма дохода не более чем установленное ограничение для УС НО.

ФЗот 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ 1. Расширен список видов деятельности до 61.11рименяется на территории отдельных субъектов РФ, выдавших патент. 2. Потенциально возможный к получению доход подлежит индексации па каждый последующий календарный год с применением коэффициенте в-дефляторов. 3. Налоговый учет ведется в книге учета доходов и расходов при УСНО. Декларация не предоставляется. 4. Стоимость патента подлежит уменьшению па сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

ФЗ от 22 июля 2008 г. № 155—ФЗ 1. Расширен список видов деятельности до 69, ограничение для применения УСНО на патенте — среднесписочная численность работников не более 5 чело не к. Срок его действия (от 1 до 12 месяцев) — налоговый период

ФЗ от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ 1. Стоимость патента уменьшается на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное социальное страхование от несчастных случаен на производстве и профессиональных заболеваний

Патентная система налогообложения

Закон 94-ФЗ от 25 июня 2012 г., вводится с 1 янв. 2013 г, гл. 26.5 НК РФ 1. Применяется на добровольной основе НИВОЮ Л, подавшими заявление и получившими патент для 47 четко определенных видов деятельности. Не обязательно применение кассового аппарата. 2. Доход за н&чоговый период не более 60 млн р., средняя численность работников по всем видам деятельности за налоговый период не превышает 15 человек. 3. Объект — потенциально возможный к получению годовой доход (от 100 тыс. р. до 1 млн р.), налоговая ставка — 6 %, налоговый период — календарный год или срок патента от 1 до 12 месяцев, налоговой декларации нет. 4. Налоговый учет — книга учета доходов ИИ, применяющего I ICH, раздельный учет при нескольких системах налогообложения. Освобождается от НДФЛ, налога наймуществ, НДС. 5. Порядок применения и определения максимального потенциально возможного к получению годового дохода (до увеличения в 10 раз) определяется органами субъектов РФ. Применяются коэффициенты-дефляторы, 6. ПСН можно совмещать с другими налоговыми режимами, такими как обычный УСН, OCHO, КНВД и пр. 7. Уменьшить стоимость патента на суммы страховых взносов, суммы фиксированного платежа И11 нельзя 8. С 2013 г.: подавать заявление на патент можно будет за 10 дней (а не за месяц); предприниматели применяют пониженные ставки страховых взносов за работников (20 %) во всех видах патент ной деятельности, кроме сдачи в аренду недвижимости, торговли и общепита

ФЗ № 244-ФЗ от 21 июля 2014 г. 1. С 2015 г. отменяется минимальный размер потенциального к получению дохода 100 тыс. р. 2. С 2015 г. патент можно будет получить только для одного конкретного муниципального или административно-территориального образования в peí ионе (например, одного города). Ранее можно было получат ь патент в той налоговой, где выгоднее, а вести бизнес где угодно в одном регионе

Причин слабого использования УСН и ЕНВД две: законодательные ограничения на их применение и неурегулированность проблем учета НДС. Проблема НДС до сих пор не решена. Действительно, если малое предприятие перешло на одну из упрощенных форм уплаты налогов, то подразумевается, что НДС оно не платит. Хорошо, если предприятие занимается таким видом деятельности, при котором производимые товары и услуги реализуются за наличные (торговля, общественное питание, туризм).

Системы налогообложения субъектов малого предпринимательства на основе специальных налоговых режимов, используемые в настоящее время, характеризуются рядом существенных недостатков, в том числе:

• сильной дифференциацией в уровне налоговой нагрузки по видам и подвидам экономической деятельности и в территориальном разрезе;

• отсутствием гарантированной системы контроля и эффективного администрирования малого бизнеса;

• использованием данных режимов средним и крупным бизнесом в целях минимизации налоговых платежей;

• сохранением спорных и неоднозначных толкований норм законодательства;

• дестимулирующим распределением уровня налоговой компетенциии бюджетных полномочий в отношении специальных налоговых режимов в части УСН и ЕНВД между уровнями власти;

• относительно низкой долей поступлений в бюджетную систему страны доходов от УСН и ЕНВД;

• декларативностью со стороны государства при решении вопросов усовершенствования налогового законодательства и упрощения отчетности:

- запутанность законодательства;

- невыполнение основного принципа отчетности — рациональности;

- отсутствие единой правовой нормативной базы для малых предприятий с нормальным интерфейсом, для пользования и своевременной публикации.

Литература

1. Буров В. Ю. Уклонение от уплаты налогов субъектами малого предпринимательства как форма проявления теневых экономических отношений // Налоги и финансовое право. — 2012. — № 9.

2. Гварлиани Т. Е. Эффективность налоговых режимов субъектов малого предпринимательства // Экономика. Налоги. Право. — 2014. — № 2. — С. 109-114.

3. Курс лекций по блоку учебных дисциплин по налогам и налогообложению / под ред. А. З. Дада-шев. — M., 2007.

4. Ермакова Е. А. Российская практика противодействия уклонению от уплаты налогов: борьба с однодневками [Электронный ресурс]. — URL: http://www.cnfp.ru/publish/journal/2012/2012-09.php

5. Иванов Ю. Б. Налоговая политика и уклонение от уплаты налогов // Налоги и финансовое право. — 2012. — № 9. — С. 155-163.

6. Кириенко А. П. Различие и взаимосвязь теневой экономики и уклонения от уплаты налогов // Налоги и финансовое право. — 2012. — № 9. — С. 155-163.

7. Пинская М. Р. Управление налоговым риском как фактор противодействия уклонению от уплаты налогов [Электронный ресурс]. — URL: http://www.cnfp.ru/publish/journal/2012/2012-09.php

8. Чермошанский А. В. Сущность и содержание региональной налоговой политики, методы оценки ее эффективности // Управленческий учет. — 2012. — № 9. — С. 95-101.

9. Шкарупа Е. А. Совершенствование института сельскохозяйственного налогообложения // Налоги и финансовое право. — 2012. — № 9. — С. 248-251.

10. Шкребела Е. В. Налогообложение малого бизнеса в России: проблемы и перспективы решения / под ред. С. Синельникова-Мурылева, И. Трунина. — М.: ИЭПП, 2008. — 163 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.