Проблемы налогообложения малого бизнеса в строительстве
1,f МОСКОВСКИЙ ■р ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10096 Каширина Марина Валентиновна,
доцент, Департамент налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия, E-mail: [email protected]
Гордина Мария Григорьевна, Институт заочного и открытого образования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия, E-mail: gordina.masha@yandex. ru
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы, связанные с налогообложением малых строительных компаний, налоговые риски.Даноопределение критериев отнесения организаций строительного бизнеса к субъектам малого предпринимательства, раскрыты особенности налогообложения малых строительных организаций, предложены пути решения возникших проблем.Определены факторы, ограничивающие производственную деятельность строительных организаций. Были выделены виды налогов, которые выплачивают строительные компании, а также рассмотрена динамика недоимок по налогам и задолженности по пеням и налоговым санкциям.
Summary. The article deals with problems related to the taxation of small construction companies and tax risks. The definition of criteria for classifying construction business organizations as small business entities is given, the features of taxation of small construction organizations are revealed, and ways to solve the problems that have arisen are proposed. The factors limiting the production activity of construction organizations are determined. The types of taxes paid by construction companies were identified,as well as the dynamics of tax arrears and arrears on penalties and tax sanctions.
Ключевые слова: налоги, налогообложение, строительство, малые строительные организации, налоговые риски.
Keywords: taxes, taxation, construction, small construction companies, tax risks.
В соответствии с существующими условиями функционирования, действием санкций и обострения конкуренции на товарных рынках России предприятия малого бизнеса всех отраслей занимаются постоянным поиском дополнительных нетрадиционных способов повышения финансовых результатов и увеличения собственного уровня конкурентоспособности за счет формирования в долгосрочной перспективе устойчивого конкурентного преимущества [1].
Определение целесообразности функционирования любого экономического субъекта происходит на базе формирования его конечного финансового результата. Неотъемлемым условием успешной предпринимательской деятельности предприятия выступает ориентация современных субъектов хозяйствования на формирование и повышение прибыли. Такое положение является одним из ключевых критериев выбора перспективных направлений развития [2]. Особое внимание в рамках организации успешной предпринимательской деятельности в соответствии с существующими условиями нестабильности принадлежит овладению инструментами управления финансовыми ресурсами и результатами, а также основными методами повышения конкурентоспособности, теоретическими знаниями и практическими навыками финансового менеджмента. [3]
К субъектам строительной деятельности относятся застройщики, инвесторы, технические заказчики, подрядчики, поставщики и др. Строительные организации как субъекты российской экономики являются налогоплательщиками законодательно установленных налогов и сборов при наличии соответствующих оснований [4]. В качестве одного из основных факторов увеличения уровня конкурентоспособности малого предприятия выступает совершенствование налогообложения. При этом необходимо акцентировать внимание на применение законных методов снижения налоговой нагрузки для повышения прибыли хозяйствующего субъекта.
На современном этапе налоговыми и государственными органами управления Российской Федерации были разработаны значительные новшества в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства. Несмотря на такое положение, законодательные и нормативно-правовые акты в сфере налогообложения малых предприятий всех отраслей деятельности не являются совершенными. [5] В данной статье проанализируем особенности налогообложения малых предприятия строительной отрасли. Налогообложение строительной отрасли требует рассмотрения и глубокого анализа, поскольку занимает важное место в структуре налоговых поступлений в консолидированном бюджете Российской Федерации [6]. Деятельность строительного
комплекса напрямую влияет на сумму налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. Доля налогов и сборов, поступающих от строительного сектора составляет около 5% общих налоговых поступлений [7].
Строительство, как и любая другая отрасль экономики, характеризуется спецификой ведения налогового учёта. Она заключается в том, что в процессе строительства наблюдается тесная взаимосвязь между выполнением работ и оказанием услуг, а также сотрудничеством организаций, которые действуют на основе различных форм гражданско-правовых договоров [8]. В первую очередь, установим критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства (табл. 1).
Таблица 1
Основные критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства [9]
Категории субъектов малого и среднего предпринимательства Предельные значения средней численности сотрудников Предельные значения «выручки от реализации товаров (раост. услуг) за предшествующий год 5ез учета налога на добавленную стоимость организации»
Микропредприятия От 1 до 15 человек включительно 120 млн руо.
Малые предприятия От 16 до 100 человек включительно 300 млн руо.
Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства являются четко определенными в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
На сегодняшний день примерами малых строительных компаний, функционирующих в России, являются следующие: группа компаний «Регионы» с численностью сотрудников до 50 человек, «Калужский Газобетон» (до 10 человек), компания «Сибирский мастер» (до 10 человек), компания «КВК Групп»(до 10 человек), «НСА Групп» (до 10 человек), «Инерт» (до 10 человек), «БКН-проект» (10-50 человек), «Ризалит» (10- 50 человек), «Стройсервис» (10-50 человек), «Курорт девелопмент» (до 10 человек), «Менател» (10-50 человек), «Пушремстрой» (10-50 человек), «Пинстрой» (10-50 человек). [1]
Рассмотрим распределение малых строительных предприятий по территории Российской Федерации в 2017 году (рис. 1).
Рисунок 1 — Распределение малых предприятий строительной отрасли в Ü01 7 год}:
в РФ, °- о
Составлено авторами на основе данных официального сайта Федеральной слл'ж&ы государственной статттстттьси.
Официальный сайт Федеральной службы гослдарственной статистшси. — [Электронный ресурс]. — LTRL: http:/'/www.gks.m/free doc/neiv site''Taus inesE/'mst-13reob;'tab-mal pr.lrtra (дата обращения: 1S.11.-2Q1&)
Наибольшее количество малых предприятий строительной отрасли находится в Центральном федеральном округе - 29,8%; Приволжском федеральном округе - 20,6%; Северо-Западном федеральном округе - 14,4%. В остальных федеральных округах количество малых предприятий в строительстве составляет 35,20%.
Рассмотрим основные показатели деятельности малых строительных предприятий в 2016-2017 гг. (табл. 2).
Таблица 2
Показахели деятельности вдалызс строительных предприятий
в 2016-2017 гг.
НалыеноЕание показателя ZO16 год 2017 год
Малое Средне е Малое Среднее
Число предприятий (на юлнеьл года) 2222372 19278 2770562 13346
Среднесписочная численность 1- тыс. чел 11330,7 2178,1 11040,1 1744,9
Срелдиш численность работников оез внепших совместителей, тыс. "чел. 10377.S 2036.6 10055.9 1676.6
Сальлированный ф^шансовый рез\'льгат (прибыль м il u\i. \15ыток)7 млрд. pyö. 1492,1 292,2 2349,6 503
Составлено авторами на основе данных статистического сборника Федеральной службы государственной статистики «Малое и среднее предпринимательство в Россгж-ттт» 201"7 г _
Статистиче сюш сборник Федеральной службы государственной статистики «Малое и среднее предпринимательство в России». —201 "7. —С. '9. 1д.1г1тр: .-■' ■■''ллллл.^'уу. ^ _ га.1' ¿г е е с!о с / с1 о с 2 011.-■' т. а 1—-рге dl7.pdf
За год с 2016 по 2017 год появилось 548190 новых малых предприятий и на конец 2017 года их число составило 2770562. Средняя численность сотрудников в малых предприятиях составила примерно половину числа сотрудников в средних строительных компаниях.
Среднесписочная численность сотрудников (без внешних совместителей) в малых предприятиях примерно в 6 раз больше чем в средних и в 2017 году была равна 10055,9 тыс. человек. Сальдированный финансовый результат малых строительных компаний увеличился к 2017 г. на 857,5 млрд. руб. В целом, можно сделать вывод о том, что в последнее время в России заметен рост числа малых строительных организаций, а также наблюдается положительная тенденция роста прибыли в целом по всем строительным организациям.
35СККЮО -ЗОООООО 25СККЮО 2СКККЮО 15СККЮО 1СКККЮО 500D00 О
Рисунок Дынаыыка отгруженных товаров собственного прошводства е 2011201 7гт. (ьон. руб.)
Составлено авторами на основе данных Федеральной сл^'жбы государственной статистньи 201& г. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — [Электронный ресурс]. — UIRL:
http :/.■•'"www, gkis _ru■■''free doc. new 5 its-1 bu 5шеа 5.' inst-ргеоЬ/tab-mal pr.litm. -Слата обращения: LS.11.201S>
По итогам 2016 г. более 50% общего объема выполненных работ и услуг собственными силами малых строительных предприятий было сконцентрировано в 9 субъектах Российской Федерации, а именно: г. Москва - 19,1%; г. Санкт-Петербург - 8,9%; Республика Татарстан - 4,3%; Московская область - 3,8%; Самарская область - 3,7%; Красноярский край - 3,4%; Республика Башкортостан - 3,3%; Краснодарский край - 2,9%; Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - 2,7%.
Рассмотрим изменение количества малых строительных организаций России (рис. 3). За анализируемый период времени (2011-2017гг.) на территории России количество малых строительных предприятий оставалось приблизительно на одном уровне. Самое высокое значение было достигнуто в 2012 г. и равнялось 32261 предприятию. После 2011г. данное количество за 2 года уменьшилось на 3379 единиц. В 2016 г. произошел резкий спад до 20759 ед., но после к 2017 г. ситуация выровнялась и количество малых строительных организаций в России практически достигло значения 2012 г.
Также необходимо отметить, что удельный вес малых предприятий в общем числе строительных предприятий в РФ больше средних и крупных (рис.4). Это говорит о том, что
дальнейшее развитие отрасли должно быть ориентированно именно на малые строительные
предприятия.[2]
Рассмотрим основные факторы, которые сдерживают развитие строительных организаций. Так, к основным факторам относятся: высокий уровень налогов (36%), высокая стоимость материалов, конструкций, изделий (31%), а также неплатежеспособность заказчиков (30%) (рис. 5).
Высокий уровень налогов Высокая стоимость материалов Неплатежеспособность заказчиков Недостаток заказов на работы Конкуренция со стороны других строительных фирм недостаток финансирования Высокий процент коммерческого кредита Недостаток квалифицированных рабочих Погодные условия недостаток мате риалов Нехеатака и изношенность строительных машин и,.
О Ю 20 ЗО АО 5
□ 201-5 т Z015
Рисунок 5. Факторы, являющиеся ограннчителями производственной деятельности строительных оргажнзашдин в 2015-2016 гг. в России, ^о ОфIIцпальиый: сайт Федеральной службы государственной статисшки. — [3лекгхронньгй ресурс]. —XJTRX.: littp:.Л'Чуууунл.gIcs_ru./'dSrее doc/new site,'Ъиsin.ess■■'ins t -preob/tab-mal ipjr.litm (дата обращения: 18.11.20 1S}
Отсюда следует, что совершенствование и развитие производственной деятельности строительных организаций на территории России возможно за счет устранения существующих ограничений. Соответственно, необходимо снизить достаточно высокий уровень налогов. При этом особое внимание необходимо акцентировать на малые строительные организации. [10]
Рассмотрим основные виды налогов, которые уплачивают строительные организации в настоящее время. Аналогично другим коммерческим организациям строительные организации осуществляют уплату федеральных, региональных и местных налогов (табл.
Таблица 3
СЧгмма налогов^ уплаченных строительными организациями в 2016-201 & гг. [11]
Наименование налога 01.01.2018 01.01.2017 01.01.2016
Налог на прноылъ организаций 121749648 117837023 110261849
НДС 353153570 350627S49 299411714
НДФЛ 1628723 78 153938670 139423164
Акцизы 2441 3312 6515
Налога на пользование природными ресурсами 2463010 2482429 3192669
Налог на добычу полезных ископаемых 2432025 2446155 3165102
Другие федеральные налоги 5946 441 707
Налог на имущество организаций 15897704 16126930 16095964
Транспортный налог 3313112 4256353 4959994
Местные налоги 7407382 7702364 7466086
Налога по специальным налоговым режимам 27603761 226930S9 20263904
Итого 697401477 678166115 604252668
Данные, представленные в таблице 3, свидетельствуют о том, что за рассматриваемый период наблюдается увеличение суммы налогов, уплаченных строительными организациями. Безусловно, такое положение является положительным фактором для бюджетной системы. В то же время такое положение свидетельствует о росте налоговой нагрузки на строительные организации, что тормозит развитие строительной отрасли. (Рис.5)
Ранее было отмечено, что совершенствование деятельности малых строительных организаций возможно за счет увеличение финансовых результатов деятельности. Одним из направлений совершенствования финансовых результатов малых строительных организаций является оптимизация и совершенствования налогообложения. Особое внимание в рамках налогообложения малых строительных организаций необходимо акцентировать на снижении суммы недоимок и задолженности по пеням и налоговым санкциям. [12] Рассмотрим динамику недоимок по налогам и задолженности по пеням и налоговым санкциям за 2013-2017 гг. (рис. 6).
Данные, представленные на рисунке 6, свидетельствуют о том, что за рассматриваемый период наибольшая сумма недоимок по налогам и задолженности по пеням и налоговым санкциям строительных организаций, зафиксирована в 2016 г. - 155848 тыс. руб. При этом в 2015 г. и 2016 г. зафиксировано наименьшее значение задолженности по пеням и налоговым санкциям - 6501 тыс. руб. и 8964 тыс. руб. соответственно. В 2017 г. наблюдается существенный рост данного показателя - до 29415 тыс. руб. Такое положение является отрицательным фактором и свидетельствует о необходимости реализации мероприятий, которые будут способствовать снижению задолженности по пеням и налоговым санкциям строительных организаций.
Ключевой проблемой налогообложения независимо от отрасли в современной экономике является недобросовестное исполнение законодательных норм и вопросов, связанных с использованием действующих нормативно-правовых актов. [13] На современном этапе строительные организации имеют возможность выбора помимо общей системы налогообложения один из вариантов специальных налоговых режимов.
В настоящее время нормами законодательства в сфере налогообложения определена возможность использования следующих специальных режимов, а именно:
- ЕСХН - единый сельскохозяйственный налог;
- УСН - упрощенная система налогообложения;
- ЕНВД - единый налог на вмененный доход;
- ПСН - патентная система налогообложения;
- СРП - соглашение о разделе продукции
Малые строительные предприятия в соответствии со спецификой деятельности не могут использовать ЕСХН, так как он предусмотрен для сельскохозяйственных предприятий, а также СРП Следует помнить, что перечень строительных услуг, на которые распространяется ЕНВД, определяется региональным законодательством. Органы власти субъектов РФ могут привлекать строительные компании малого бизнеса для выполнения определенных ими строительных услуг. Соответственно, использование упрощенной системы налогообложения является наиболее предпочтительным для малых строительных организаций. Упрощенная система налогообложения регулируется главой 26.2 НК РФ, которой не запрещается переход на данный специальный режим организациям и индивидуальным предпринимателям осуществляющим деятельность в сфере строительства [14].
Необходимо отметить, что использование УСН малыми строительными предприятиями характеризуется наличием ограничений в использовании. Так, этот режим налогообложения не могут использовать конкретные категории строительных фирм:
- имеющие представительства и филиалы;
- нахождение в собственности других организаций 25% доли предприятия;
- превышение средней численности задействованных сотрудников в 100 человек;
- предприятие является иностранным;
- остаточная стоимость активов организации по данным бухгалтерского учета превышает 150 млн руб.;
- превышение общей суммы дохода по итогам отчетного года 150 млн руб.[3]
Отсюда следует, что использование такого специального режима налогообложения, как УСН является предпочтительным для небольших строительных предприятий, которые не являются генеральными подрядчиками.[15] Кроме того, этот режим налогообложения предполагает облегченное ведение бухгалтерской и налоговой документации. По сравнению с общим режимом налогообложения, этот специальный режим характеризуется возможностью большей налоговой экономии и менее жесткими законодательными требованиями [16]. Безусловно, применение УСН для малых строительных предприятий обладает неоспоримыми преимуществами. Однако использование этого режима накладывает некоторые ограничения при взаимодействии малого строительного предприятия с компаниями-партнерами, поставщиками продукции, покупателями, в обязанность которых включается уплата налога на добавленную стоимость.
В рамках функционирования строительных организаций особое положение занимают такие субъекты, как: застройщики и подрядчики. При этом имеются отличительные особенности применительно к застройщику и техническому заказчику. Такое положение применяется в отношении конкретных налогов - НДС, налог на прибыль организаций, земельный налог. Законодательством определено, что в обязанность застройщика, получившего целевые средства, включается обязанность представления отчета о целевом применении полученных средств по форме, установленной Минфином РФ. Подача этого отчета осуществляется в налоговый орган по месту учета по завершении налогового периода [17].
Необходимо отметить, что деятельность организаций строительной отрасли непосредственно связана с функционированием компаний, занимающихся выполнением работ (услуг), а также предполагается сотрудничество с большим количеством других организаций в соответствии с различными формами гражданско-правовых договоров.
Такое положение способствует образованию конкретных отличительных особенностей в рамках налогообложения строительных организаций, учет которых является обязательным при расчете с бюджетом по налогам. Существенные изменения, которые были реализованы в рамках налогового законодательства, связанные со строительной отраслью, предполагают необходимость их систематизации и дополнительного пояснения.
Ранее было представлены основные ограничения для использования в строительных организациях упрощенной системы налогообложения. В данном случае необходимо акцентировать внимание на арбитражную практику. Так, в 2017 году было опубликовано Письмо ФНС от 11.08.2017 № СА-4-7/15895, в котором налоговыми службами была обобщена судебная практика о схемах дробления бизнеса в целях ухода от уплаты налогов. Проблема, связанная с незаконным дроблением бизнеса в последнее время является наиболее актуальной. В случае использования таких специальных режимов налогообложения, как УСН и ЕНВД крупными и средними налогоплательщиками за счет искусственного «уменьшения» бизнеса является наиболее востребованным механизмом от уплаты налогов [4].
Использование данной схемы ухода от уплаты налогов является распространенной среди строительных организаций. Примером дробления бизнеса в строительной отрасли является компания «Стройбилдинг», а также работающие с ней «Монтажстрой», «Надежда», «Новострой», «Рубин», «Стройдом», «ТСК», «Стройальянс», «Стройкомплекс», «МДС», «Реалстрой» и «Стройтехника», которые использовали УСН. При этом «Стройбилдинг» получал около 60% от всех доходов, и налоговая служба сделала заключение, что одна большая компания заплатила бы налоги в гораздо большем объеме, чем все маленькие по упрощенной системе. Конечно, данная ситуация является спорной, поскольку в налоговом кодексе нет четкого определения понятия «дробление бизнеса», а черты, которые, как правило, к нему относятся, не имеют законодательного характеры и потому не могут однозначно считаться корректными.[5] Решением данной проблемы является дальнейшее изучение конкретных примеров дробления бизнеса, а также формирование законодательной базы для регулирования и борьбы с незаконными практиками ухода от налогов.
Однако все же существуют основные доказательства «дробления» бизнеса: - разделение одного производственного процесса между несколькими лицами, которые используются специальные режимы налогообложения. Это действие реализуется для избежания исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль и налога на имущество организации;
- использование схемы дробления, которая оказывает значительное влияние на экономические результаты функционирования всех участников схемы;
- несение расходов участников схемы друг за друга;
- образование участников схемы незадолго до расширения производственных мощностей;
- осуществление формального перераспределения между участниками схемы персонала без изменения должностных обязанностей;
- реализация фактического управления деятельностью участников одним лицом;
- перераспределение между участниками схемы поставщиков и покупателей в соответствии с используемой системой налогообложения.
Таким образом, указанные действия приводят к снижению сумм уплачиваемых налогов как строительными, так и другими организациями. Кроме того, в Налоговом Кодексе РФ отсутствуют такие понятия, как «схема», «дробление бизнеса». Реализация указанных действий квалифицируется в качестве необоснованной выгоды в соответствии с критериями, представленными в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Отсюда следует, что использование представленной «схемы» малыми строительными организациями является необоснованно полученной налоговой выгодой. Соответственно, требуется реализация мероприятий, которые будут более четко регулировать эти операции. Так, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс, регулирующие возможность «дробления» и обоснованность его использования в коммерческих организациях, в частности, в строительных.
Обязательным моментом в рамках совершенствования деятельности малых строительных организаций является необходимость урегулирования ряда аспектов налогообложения на уровне законодательства, что будет способствовать избеганию спорных моментов между плательщиком налогов и налоговыми органами. Российское законодательство характеризуется отсутствием четкой регламентации налогообложения участников строительного процесса. Благодаря формированию судебных решений по спорным вопросам происходит смягчение противоречия между налоговыми органами и плательщиками налога, что, в свою очередь, является ориентиром при разрешении той или иной ситуации.
Несмотря на имеющиеся проблемы, связанные с налогообложением малых предприятий, в том числе строительных, государством реализуются мероприятий по устранению имеющихся недостатков, а также совершенствования законодательной базы, которая регулирует использование специальных режимов налогообложения. В состав
основных изменений в Налоговом кодексе РФ по использованию специальных режимов налогообложения относятся:
1. с 2017 года было принято решение об увеличении предельного размера доходов при УСН до 150 млн руб., что полностью соответствует критерию отнесения предприятий к микропредприятиям. С целью перехода на УСН по итогам девяти месяцев предшествующего года был увеличен предельный размер дохода до 112,5 млн руб., индексация которого приостановлена до 1 января 2020 г.;
2. с 2017 года была увеличена остаточная стоимость основных средств с 100 млн руб. до 150 млн руб.;
3. внесены уточнения в части использования ставки 0% по УСН. [6]
Кроме того, в соответствии со стратегией социально-экономического развития России до 2020 года, а также в соответствии с докладом «Стратегия-2020: Новая модель роста -новая социальная политика», были определены некоторые направления налоговой политики в части налогообложения предприятий малого бизнеса:
- осуществление перехода к налогу на реальные денежные потоки;
- осуществление учета степени аффилированности налогоплательщиков при расчете пороговых значений вхождения в специальный режим;
- использование вмененного налогообложения исключительно для микропредприятия (до 5 наемных работников), занимающихся оказанием услуг населению. [7]
Одним из рекомендаций, способствующих совершенствованию налогообложения малых строительных организаций, является оптимизация налогообложения. Сущность этой рекомендации заключается в снижении суммы налогов к уплате в бюджет благодаря реализации обоснованных правомерных действий налогоплательщика, которые включают в себя абсолютное использование всех установленных законодательством льгот, налоговых освобождений и др.
Ключевая задача налоговой оптимизации заключается не только в возможности экономии на налоговых платежах, но и в уменьшении налоговых рисков. Для этого требуется установление основных принципов, соблюдение которых является обязательным при реализации мероприятий по определению, оценки и уменьшению налоговых рисков. Рассмотрим основные принципы налоговой оптимизации:
1. адекватность затрат, которая предполагает, что стоимость вводимой схемы уменьшения рисков не может превышать суммы возможных потерь, являющихся результатом налоговых рисков;
2. юридическое соответствие. Модель оптимизации налогов признается легитимной применительно к российскому и международному законодательству;
3. конфиденциальность предполагает, что необходимо ограничение допуска к сведениям о фактическом предназначении и результатах реализуемых операций;
4. подконтрольность, в соответствии с которой уменьшение налоговых рисков непосредственно зависит от хорошо разработанного контроля;
5. допустимое сочетание формы и содержания. Сущность этого принципа состоит в том, что организация, не имеющая на балансе основные фонды и содержащая в штате только директора, занимается оказанием как транспортных, так и любых других видов услуг;
6. нейтралитет, в соответствии с которым оптимизация налоговых рисков реализуется за счет собственных налоговых платежей;
7. диверсификация, предполагающая оптимизацию бюджетных отчислений под влиянием различных факторов отрицательного характера;
8. автономность, предполагающая наличие зависимости действия по оптимизации рисков от внешних участников. [18]
Представим основные виды налоговых рисков, характерные для малых строительных организаций (рис. 5).
Таким образом, минимизация налоговых рисков для малых строительных организация возможна благодаря использованию конкретных принципов (рис. 6)
Строительство формирует значительную часть валового дохода, и потому является одной из наиболее важных отраслей в развитии экономики России. Как и все остальные сферы, строительство имеет специфические аспекты развития бизнеса и имеет свои особенности налогообложения. На сегодняшний день в России функционирует значительное число малых строительных предприятий (большая часть сосредоточена в Центральном федеральном округе). При этом объем работ, выполненных малыми строительными предприятиями, по данным Росстата за 2016-2017 гг., составляет практически абсолютное большинство от объема работ всех предприятий. Данный факт говорит о том, что именно развитию малых строительных организаций государство должно оказывать поддержку. Однако существуют факторы, замедляющие развитие малых компаний в строительной отрасли. Наиболее серьезную угрозу для них составляет высокий уровень налогов.
Таким образом, совершенствование деятельности малых строительных организаций, а также более качественное и эффективное развитие строительного бизнеса предполагает необходимость реализации конкретных рекомендаций. На наш взгляд, к основным рекомендациям следует отнести:
1) Необходимость более глубокого и подробного анализа сложившейся ситуации на строительном рынке и деятельности малых строительных организаций на современном этапе. В малых строительных организациях процесс оценки и анализа деятельности осуществляется исключительно на основании расчета отклонений от показателей от основных плановых показателей. При этом принятие обоснованных решений возможно с применением объективных данных;
2) Обеспечение высоких результатов функционирования малых строительных организаций предполагает необходимость внедрения инновационных технологий, благодаря которым появляется возможность повышения качества работы и уменьшения производственных издержек. Помимо этого требуется повышение уровня технической оснащенности малой строительной организации.
3) Необходимо также способствовать снижению задолженности по пеням и налоговым санкциям строительных организаций.
Список литературы
1. Оборина А.В. Анализ состояния гражданского строительства в России // Научный журнал. Экономика и экономические науки. 2016 г.
2. Гришин А. А. Оптимизация налогообложения малого предприятия в строительной индустрии и ее влияние на финансовый результат // Научно-методический электронный
журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 3981-3985. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86835.htm (дата обращения: 14.03.2018)
3. Лысов И.А., Колачева Н.В. Методология управления финансовыми потоками // Вестник НГИЭИ. 2015 г.
4. Швецов Ю.Г. Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016 г.
5. Анахин Н.Ю., Грошев Н.Г., Оноприйчук Д.А. Государственное регулирование строительной отрасли в РФ // Символ науки. 2017 г.
6. Сошко И.А. Налоговая оптимизация: к теории вопроса // Oeconomia et Jus. 2016 г.
7. Журавлева Т.А. Роль налогов в формировании бюджетной обеспеченности субъектов ЦФО // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015 г.
8. Каширина М.В., Идрисова М.А. Особенности налогообложения в строительстве: вопросы и решения, Научно-практический журнал "Московский экономический журнал", №5, 2017 г.
9. Беспалов М. В. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения: основные цели, задачи и принципы осуществления//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2013. - №24. - С. 24-28
10. Васин С. А., Коршунова Д.М. Финансовая диагностика банкротства строительных компаний // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016.
11. Каширина М.В., Попова Е.О. Оценка развития строительной отрасли в России и особенности налогообложения, Научно-практический журнал "Московский экономический журнал", №4, 2017 г.
12. Хашаева О.Ш. Государственное регулирования строительной отрасли // Научный вестник Южного института менеджмента. 2017 г.
13. Земсков В.В. Противодействие уклонению от уплаты налогов при разделении производственного процесса // Экономика. Налоги. Право. 2018 г.
14. Осипова И.Ю. Расчет налоговой нагрузки при УСН // Проблемы науки. 2018 г.
15. Немцов А.Г., Тимченко А.П. Повышение эффективности строительной отрасли в Приморском крае как результат налогового стимулирования // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2015 г.
16. Болтаева А. Л., Шульгатый О.Л., Кобелева А.А. Особенности регистрации, закрытия, учета и отчетности индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН в 2017-2018 гг. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2017 г.
17. Осипова И.Ю. Расчет налоговой нагрузки при УСН // Проблемы науки. 2018 г.
18. Намётышева Н.А., Мазий В.В. Совершенствование налогового планирования как инструмента повышения эффективности деятельности предприятия // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 1(1).
19. Путилина Н.А. Налоговая нагрузка: определение и возможности ее оптимизации в сфере среднего и малого бизнеса // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2015 г.
20. Кошелев В.А. Источники рисков в строительстве // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Том 7. №1.
[1] «Сбис- сеть деловых коммуникаций» - [Электронный ресурс] - URL: https://sbis.ru/
[2] Статистический сборник Федеральной службы государственной статистики «Малое и среднее предпринимательство в России». -2016. -С.9.
[3] Официальный сайт Федеральной налоговой службы.
[4] Письмо ФНС от 11.08.2017 № СА-4-7/15895
[5] «Дело Модульбанка- издание для предпринимателей» - [ Электронный ресурс ] - URL: https://delo.modulbank.ru/
[6] Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ //Российская газета, 12.03.2007. - № 4315
[7] Промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия 2020: Новая модель роста- новая социальная политика».