УДК 336.77
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНЕ. ПРОБЛЕМЫ И
ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
РУДЕНКО АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ,
кандидат экономических наук, доцент, Финансового университета при
Правительстве РФ, Барнаульский филиал, заслуженный экономист РФ 656038, г. Барнаул, просп. Ленина, д. 54, Россия E-mail: arudenko53@mail.ru
ЛОМАКИНА ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА,
начальник отдела УФНС России по Алтайскому краю, советник государственной гражданской службы РФ 3 класса, Тел.: 8(3852)669-687 E-mail: elena-lomakina@bk.ru
Аннотация. Вопросы реформирования налоговой системы России являются предметом многих научных дискуссий. В статье рассмотрено влияние изменений налоговой политики на экономику региона, в том числе на деловую активность малого и среднего бизнеса. Дается характеристика эффективной ставки налогообложения, позволяющей реализовать стимулирующую функцию налоговой политики, как составляющей механизма системы государственного регулирования экономики и роста инвестиций. Авторами выявлена и обоснована взаимосвязь между применением стимулирующей функцией налоговой политики и легализацией малого бизнеса. Проведен анализ влияния уровня налоговой нагрузки на динамику количества убыточных организаций на территории Алтайского края за 2008-2016гг. Рассмотрены факторы, влияющие на наращивание неисполненных налоговых обязательств организациями сферы бизнеса. Проведен сравнительный анализ деловой активности малого и среднего бизнеса в некоторых экономиках стран БРИКС.
Ключевые слова: налоговая политика, налоги, инвестиции, государственное регулирование, малый бизнес, специальные налоговые режимы, экономика, эффективная налоговая ставка, финансовая устойчивость, рентабельность бизнеса.
TAX POLICY IN THE REGION. PROBLEMS AND THE WAYS OF THEIR SOLUTIONS
ALEXANDER M. RUDENKO
Candidate of Economic Sciences, Professor of Finance and Credit Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Barnaul Branch
Honored Economist of the Russian Federation E-mail: arudenko53@mail.ru
ELENA V. LOMAKINA
Head of Department of the Federal Tax Service of Russia for the Altai Territory, Counselor the state civil service of the Russian Federation of 3 classes,
E-mail: elena-lomakina@bk.ru
Abstract. The issues of reforming the tax system in Russia are the subject of many scientific discussions. The article examines the impact of tax policy changes on the economy of the region, including the business activity of small and medium-sized businesses. The characteristic of the effective taxation rate is given. This characteristic allows realizing the stimulating function of the tax policy as a component of the mechanism of state regulation system of the economy and growth of investments. The authors have identified and substantiated the relationship between the application of the stimulating function of tax policy and the legalization of small businesses. The analysis of the influence of the level of the tax burden on the dynamics of the number of unprofitable organizations in the Altai Territory for 2008-2016 was carried out. Factors affecting the upbuilding of unperformed tax liabilities by business organizations are considered. A comparative analysis of the business activity of small and medium-sized businesses in some economies of the BRICS countries was conducted.
Keywords: tax policy, taxes, investments, state regulation, small business, special tax regimes, economics, effective tax rate, financial stability, profitability of business.
Проблемы построения моделей, способствующих развитию бизнеса в рыночной экономике, изучались еще Йоз. Шумпетером в 50гг прошлого века. Именно Шумпетер отметил, что математические инструменты экономической науки, никогда не заменит интуитивного понимания принципов устройства и развития хозяйства. «Мы говорим не о введении новых процессов, а о круговороте народного хозяйства,... здесь всегда принимается в расчет однажды введенный более экономический метод производства...» [5], так характеризовал роль нововведений Шумпетер. Коренная проблема всякой экономической системы, по мнению Шумпетера, заключается в достижении и поддержании равновесия. Постоянного равновесия в экономике по мнению Шумпетера трудно достичь, т.к. в экономике «изменения, которые происходят не непрерывно, выходят за пределы обычных рамок, меняют привычный ход и не могут быть понятны с точки зрения кругооборота.» [5]. Причину экономист видел в реальном поведении предпринимателей, которое не приближаться бесконечно к оптимуму в рамках существующей производственной функции, а сводится к изменению этой производственной функции, для получения принципиальных конкурентных преимуществ на рынке. Толчок развитию дают нововведения, т.е. все причины изменений в круговом потоке воспроизводства. Как только один передовой предприниматель преодолевает технологические и финансовые затруднения и открывает новые пути получения прибыли, другие поспешно следуют за ним. На наш взгляд, учитывая положения теории Шумпетера,
рассматривать вопросы изменения налогообложения на крупный, малый и средний бизнес в России надо под следующим углом.
Для поддержания необходимого уровня конкурентоспособности, коммерческим организациям в условиях рыночной экономики, необходимо постоянно поддерживать свою деловую активность на высоком уровне.
Анализ и оценка показателей деловой активности как раз и позволяет определить насколько организация способна к устойчивой деятельности, росту и развитию при любых изменяющихся условиях как внешней, так и внутренней среды [3]. То есть, если есть такая способность, то должны увеличиваться финансовые показатели, свидетельствующие о финансовой устойчивости и обеспечении экономического роста.
Многие, и наш взгляд, правильно утверждают, что основополагающее влияние на деловую активность хозяйствующих субъектов оказывают макроэкономические факторы, под воздействием которых может формироваться либо благоприятный «предпринимательский климат», стимулирующий условия для активного поведения хозяйствующего субъекта, либо наоборот -предпосылки к свертыванию и затуханию деловой активности. Например, реализуемая в государстве налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика являются важнейшими факторами развития экономической инфраструктуры предпринимательства [6].
Предприниматель в обычных рыночных условиях рассматривает налоги как внешний фактор, который не приносит видимой пользы, а силой действующего закона лишает его части дохода. И здесь важно, если налогообложение установлено законно в разумных пределах, то предприниматель безропотно относит государство с его налогами в общий ряд факторов производства наравне с трудом, капиталом (или ссудным процентом) и землей (или земельной рентой) [2]. Таким образом, планируемый к получению чистый доход предприниматель рассчитывает исходя из рыночных цен на его товар или услугу, уменьшенный на оплату всех перечисленных факторов. Отсюда, в условиях кризиса и из-за падения потребительского спроса, предприниматель вынужден сокращать расходы, в том числе и по налоговым обязательствам. Такое поведение предпринимателей заметили европейские экономисты после мирового кризиса 1998 года. Они пришли к выводу, что размеры налоговых ставок для предпринимателя не имеют первостепенного значения. Предприниматели, используя все законные способы дробления бизнеса и льготные налоговые режимы, никогда не изымают из оборота более 20-25% в виде налогов [2]. Исследование международных холдингов показывает параметры эффективных налоговых изъятий на уровне 10-15%. То есть, эффективная налоговая ставка для малого бизнеса составляет не более 25%. В более жестких условиях, когда налоговые изъятия поглощают весь доход предпринимателя, новые предприятия не будут создаваться, а действующие вынуждены будут ликвидироваться или вести теневой бизнес.
Анализ статистических данных показал, что в Алтайском крае в 2016 году функционировало 747 крупных и средних организаций. Но за последние 8 лет их количество уменьшилось более чем на 50%. Восемь лет назад, на 01.01.2009г., на
учете состояло 72378 индивидуальных предпринимателей (ИП), однако за этот же период более 20 тыс. (28 %) активных предпринимателей было само- или ликвидировано из-за невостребованности их услуг на рынке, либо не выдержавших налоговую нагрузку.
Из ежегодного доклада о развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Алтайского края, опубликованного на сайте Минэкономразвития АК следует, что на 01.01.2017г. в Алтайском крае было зарегистрировано более 109 тыс.ед. [1] хозяйствующих субъектов различных форм собственности, из них доля малого и среднего бизнеса (МСБ) 84%, из них доля ИП составляет 47,7%. Наибольшее количество субъектов МСБ края представлено на рынке оптовой и розничной торговли готовой продукцией или услугами, операций с недвижимым имуществом. За последние шесть лет структура хозяйствующих субъектов, занятых на каждом из рынков, претерпела изменения: наблюдается уменьшение доли организаций в сфере торговли (на 5 п.п.) составляет 40% рынка, доля сельхозпроизводства составляет 17%, увеличилась доля организаций в сфере операций с недвижимым имуществом, транспорта и связи, строительства и иных сферах. Наибольший прирост зарегистрированных организаций наблюдается по таким видам деятельности как «гостиницы и рестораны» (на 24,7% к уровню на 01.01.2011), «строительство» (4,7%), связано с развитием территорий с туристическим кластером. За шесть лет доля организаций обрабатывающей промышленности не изменилась и осталась на уровне 8 % [1].
Согласно отчетам статистики, количество малых и средних организаций в экономике Алтайского края составляет 80 тыс. хозяйствующих субъектов, представляющих рабочие места для 223,8 тыс. граждан [7]. Как показывают данные таблицы 1, число прибыльных крупных и средних организаций снизилось по сравнению с предыдущим годом на 72 единицы, а убыточных предприятий на 48 единиц, а с 2008 года на 732.
Таблица 1 - Количество прибыльных крупных и средних предприятий и
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Всего 1260 907 795 834 757 713 695 600 528
Количество убыточных организаций за эти же периоды, как свидетельствуют приведенные в таблице 2 данные, уменьшилось соответственно на 48 и 211 единиц.
Таблица 2 - Количество убыточных крупных и средних предприятий и организаций, единица, Алтайский край, на 1 января_
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Всего 430 340 355 257 258 249 238 267 219
Почему уходят из бизнеса организации в таком количестве? Очень сложно сделать беспристрастный анализ и оценку происходящего. Первое, что прослеживается при сравнении объема инвестиций в основной капитал за период с 2008 года (таблица 3), это существенное снижение так называемой фундаментальной базы обеспечения деловой активности экономических субъектов из-за слабой инвестиционной активности по причине низкого уровня рентабельности в сфере бизнеса.
Таблица 3 - Инвестиции в основной капитал (январь - март), млн. руб.
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
1688385 1643561 1408193 90856 4236 2460 5367 2618
В этой связи основной источник инвестиций - прибыль не может быть задействована в инвестиционном процессе для формирования необходимого объема основного капитала. Как показал анализ данных статистики по Алтайскому краю активы крупных и средних организаций всего на 45% сформированы за счет собственного капитала. Поэтому их прибыль задействуется для решения проблем текущего характера. Так, оценка уровня обеспеченности собственными оборотными средствами как источников финансирования оборотных активов, свидетельствует о крайне низком уровне финансовой устойчивости организаций. Как показывают данные, представленные в таблице 4, до 2016 года организации испытывали недостаток собственных источников финансирования оборотных средств и весь объем оборотных активов формировался за счет заемного капитала. Это свидетельствует о высокой зависимости организаций от кредиторов.
Таблица 4 - Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, процент, Алтайского края, на 1 января____
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Всего -22,66 -18,96 -22,13 -8,83 -6,74 -14,39 -17,22 -5,78 0,64
Поэтому, в экономике края имеются серьезные проблемы обеспечения своевременности расчетов между организациями. Так, из-за просроченной задолженности потребителей за отгруженную продукцию, произведенные работы и услуги, которая составила в 2016 году 3.7 млрд. руб., или 3,78%, организации не имеют возможности рассчитываться своевременно по своим обязательствам, вести активную инвестиционную деятельность и др.
Низкое качество состояния расчетов в организациях из-за наличия просроченной задолженности создает нездоровый инвестиционный климат, недоверие поставщиков и покупателей друг к другу, что естественно сказывается на деловой активности и финансовых результатах деятельности.
В этом контексте, можно назвать две основные причины: первая - непомерно высокая стоимость финансовых ресурсов на рынке денежных средств, и вторая -это высокая налоговая нагрузка на бизнес в условиях низкой рентабельности
деятельности и потребительского спроса, что и привело к указанным негативным последствиям и снижению деловой активности.
Реакция бизнеса на такие условия внешней среды предпринимательства известна: это организация фирм однодневок со специфическими функциями, выплата заработной платы «серыми» деньгами, увод денежных средств из сферы отечественного бизнеса в более благоприятную среду, операции по незаконному возврату НДС с помощью организаций, обладающих признаками фиктивной хозяйственной деятельности, использующих для получения необоснованной налоговой выгоды (не имеющие достаточных для реальной деятельности ресурсов, не уплачивающие налоги или уплачивающие их по минимуму, письмо ФНС России от 03.06.2016 №ЕД-4-15/9933), фиктивное банкротство организаций и другое. Таким образом, существенный объем налоговых обязательств не выполняется.
Сказанное подтверждается отчетами государственных органов. Например, в публичном докладе ИФНС России по Алтайскому краю по результатам работы за 2016 год сказано, что ситуация с задолженностью по налогам не такая оптимистическая как с поступлениями. И эта тенденция характерна как в целом для России, так и для Сибирского Федерального округа. С начала года задолженность по налогоплательщикам РФ увеличилась на 21%, по СФО на 7%. В Алтайском крае сумма совокупной задолженности за прошедший год увеличилась почти на 2 млрд. руб. или на 17,7% и составила 13,2 млрд. рублей [9]. Из общей суммы прироста 42% приходится на задолженность доначисленной по результатам контрольной работы. В результате применения мер принудительного взыскания налоговой службе Алтайского края удалось привлечь в бюджет 7 млрд. рублей или 10% всех поступлений. Следует отметить масштабность выявляемых налоговой инспекцией нарушений по уплате организациями бизнеса налогов, с другой стороны прослеживаются объективные причины такого состояния дел в этой области деятельности организаций, и подтверждает неприемлемость применяемой системы налогообложения бизнеса.
Как видно повышение деловой активности экономики в целом невозможно без создания благоприятного предпринимательского климата на региональном уровне, в том числе за счет использования возможностей государственного регулирования налоговой политики.
Именно региональная налоговая политика способствует сбалансированности фискального и стимулирующего действия налогов на крупный, малый и средний бизнес для повышения конкурентоспособности действующих хозяйствующих субъектов на определенной территории.
Например, для малых предприятий, кроме мер реализации ряда государственных и региональных программ финансовой поддержки, предусмотрены специальные налоговые режимы, позволяющие оптимизировать систему учета и налоговых платежей. Льготные режимы налогообложения способствуют легализации малого бизнеса. Это не только определенные гарантии и защита со стороны государства, но и возможности для развития бизнеса.
В целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства внесены изменения в порядок применения специальных налоговых режимов: большим потенциалом для вовлечения граждан в предпринимательскую деятельность и развития массового сектора малого предпринимательства обладает патентная система налогообложения. Закрепление правового статуса граждан, относящихся к категории самозанятых граждан поможет легализовать по разным подсчетам от 4 до 7 млн. трудоспособного населения России, и 250-500 тыс. населения края. Немаловажным фактором обеспечения удобства ведения бизнеса, уход от проверок и повышение собираемости налогов за счет он-лайн касс, переход к администрированию налогообложения малого бизнеса в электронной форме. Для предпринимателей, переходящих на применение контрольно-кассовой техники нового образца, предусмотрены налоговые вычеты. И наконец, сегодня с особым вниманием в обществе обсуждаются вопросы смягчения фискальной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства в связи с необходимостью уплаты страховых платежей в государственные внебюджетные фонды (маневр 22/22).
Однако, не смотря на принимаемые меры вклад малого и среднего предпринимательства в общие экономические показатели в РФ пока отстает от большинства не только развитых, но и развивающихся стран. На малые и средние предприятия приходится только 5 - 6 % общего объема основных средств и 6 - 7 % объема инвестиций в основной капитал в целом по экономике государства. Производительность труда на малых и средних предприятиях в РФ, по оценке Минэкономразвития РФ, отстает от уровня развитых стран (США, Японии, стран Европейского союза) в 2 - 3 раза [4]. В последние годы динамика развития малого и среднего предпринимательства в целом по РФ является отрицательной и равновесие, складывающиеся после кризиса, нельзя назвать оптимальным.
Как показал анализ, среди организаций малого бизнеса большой популярностью более 63% пользуется специальный налоговый режим ЕНВД. Далее более 32% предпринимателей предпочли УСН и только 5% ЕСХН. За 2016 год снижение количества плательщиков УСН на - 0,1%, ЕНВД на - 7%, ЕСХН на - 6% произошло по причине снятия с налогового учета индивидуальных предпринимателей, в связи с увеличением фиксированной суммы страховых взносов в Пенсионный фонд, переходом ЮЛ с ЕНВД на УСН и общий режим налогообложения. Как показала оценка приведенных данных в таблице 5 количество индивидуальных предпринимателей, которым выданы патенты, резко увеличилось.
Таблица 5 - Количество выданных патентов индивидуальным предпринимателям_
Количество патентов, выданных индивидуальным предпринимателям Количество индивидуальных предпринимателей, которым выданы патенты
2015 год 2016 год Отклонение 2015 год 2016 год Отклонение
95 225 130 84 196 112
За 2016 год налоговыми инспекциями края выдано 225 патентов 196 индивидуальным предпринимателям, что больше на 130 патентов и на 112 предпринимателей, чем в 2015 году [8].
Общий объем налогов, перечисленных в местные бюджеты предпринимателями за 2016 год, работающих с применением специальных налоговых режимов, достиг 4,2 млрд. руб., что на 8,9% больше уровня 2015 года (в 2 раза выше уровня 2009 года). В 2016 г. собрано налоговых доходов в местные бюджеты 12,2 млрд. руб. Оборот предприятий МСБ составил 483,9 млрд. руб., т.е. средняя налоговая нагрузка - 0,9%. Анализ исполнения бюджета по налоговым доходам показывает положительные темпы поступления за 2016 год по рассматриваемым режимам налогообложения, кроме единого налога на вмененный доход.
На наш взгляд, снижение начисления и поступления суммы единого налога на вмененный доход связано с уменьшением количества плательщиков налога, увеличением сумм страховых взносов в ПФР, уменьшающих единый налог на вмененный налог, и в связи с не индексацией коэффициента дефлятора, используемого для расчета единого налога.
К мероприятиям, реализация которых уже сегодня должна быть начата, относятся:
- проведение оценки регулирующего воздействия принимаемых законодательных и нормативных актов, регламентирующих условия реализации налоговой политики в регионах;
- анализ условий, создающих административные барьеры своевременной реализации возможностей получения государственных преференций для повышения деловой активности бизнеса;
- ревизия и оценка эффективности предоставления льгот и создания особых зон и налоговых режимов на территориях;
- осуществление субсидирования процентной ставки по банковским кредитам, привлекаемым предприятиями на реализацию инвестиционных проектов, связанных с повышением деловой активности, либо применение зачетных схем по налоговым обязательствам и инвестиционными затратами организаций на указанные мероприятия;
- инфраструктурное обустройство территорий для создания предприятий реального сектора экономики;
- варьирование инструментами налоговой поддержки органами власти путем установления для малого бизнеса льгот по специальным режимам налогообложения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Ежегодный региональный доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Алтайского края в 2016 году [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://invest.alregn.ru/ upload/iblock/4e8/4e83fd4dab481c07ea0fdaa4c653338e.pdf
2. Налоги и налогообложение. Учебн. пособие для вузов/ И.Г. Русакова, В.А.Кашин .- М.: ЮНИТИ, 2000. - 495с. (С.103).
3. Руденко A.M. Управление экономическим ростом организаций в условиях снижения деловой активности предпринимательской среды// В сборнике: «Социально-экономическая политика России при переходе на инновационный путь развития: материалы 8-й международной научно-практической конференции» Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2016. - 270 с. (С. 139143).
4. Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2016 N 2623-р). [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. Теория экономического развития. И.А. Шумпетер , -М.: Прогресс,
1982.
6. Финансовая политика региона на современном этапе (на материалах Алтайского края)» под редакцией д.э.н., профессора Л. А. Мочаловой (авторский коллектив Барнаульского филиала Финуниверситета: Мочалова Л. А., Пирогова Т.В., Сбитнева Л.П., Pay Э.И., Мозжилин Е.Е., Юдина И.Н., Руденко A.M., Колобова Э.И.) - М.: РУСАЙНС. 2016. - 330 с.
7. Единый реестр субъектов МСБ (на 10.05.2017) https://rmsp.nalog.ru
8. отчет №1-ПАТЕНТ за 2016 год по УФНС России по Алтайскому краю [Электронный ресурс] Официальный сайт ФНС России.- Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn22/related_activities/statistics_and_analytics/forms/6111197/
9. «В Алтайском крае доля собственных доходов за десять лет увеличилась в полтора раза» [Электронный ресурс]: тезисы коллегии УФНС России по Алтайскому краю. - Режим доступа: http://doc22.ru/information/expert/8117-2017-02-20-02-42-16 .