УДК
ИЗМЕНЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
БИЗНЕСА РОССИИ
TRANSFORMATION OF INSTITUTIONAL ENVIRONMENT AS A THREAT TO ECONOMIC SECURITY OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN RUSSIA
Рабинович Лев Иосифович
Rabinovich Lev Iosifovich
бизнес-консультант, тьютор, инициатор и координатор проекта, MBA, г. Саратов
business consultant, tutor, project initiator and coordinator, MBA, Saratov e-mail: [email protected]
Карпухина Инна Вячеславовна
Karpukhina Inna Vyacheslavovna
бизнес-консультант, тьютор, со-координатор проекта, MBA, г. Саратов business consultant, tutor, project co-coordinator, MBA, Saratov e-mail: [email protected]
Удалов Дмитрий Валериевич
Udalov Dmitry Valerievich
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Саратов
Doctor of Economics, professor of the department of economic security, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov
e-mail: [email protected]
Статья посвящена эмпирическим исследованиям изменений деловой среды развития малого и среднего бизнеса в России. Международные антироссийские санкции в условиях глобальной цифровизации, усиления государственного регулирования экономического пространства изменяют институциональную среду развития малого и среднего предпринимательства. Разработка прогноза сценарных условий помогает повысить уровень экономической безопасности бизнеса. Изучение деловой среды силами представителей бизнеса может иметь свои преимущества перед прогнозами, которые можно получить от различных аналитиков «со стороны», не всегда делающих акценты на том, что волнует именно предпринима-
The article presents an empirical study of the changes in the business environment for the development of small and medium-sized businesses in Russia. International sanctions against Russia in the context of global digitalization and tighter state regulation of economy are changing the institutional environment for the development of small and medium-sized businesses. The article argues that scenario-based forecasting and planning helps to increase the level of economic security of a business. However, a study of the business environment by business representatives themselves may have its advantages over forecasts presented by business analysts "from outside" who are not always focused on real concerns that businesspeople have. The project, which be-
Ш|л,ц,Я7
телей. В проекте, ставшем основой для статьи, экспертами - разработчиками прогнозов выступили 27 руководителей (предпринимателей и менеджеров) саратовских фирм и сотрудники региональных госструктур.
Ключевые слова: сценарий развития, стратегия, экономическая безопасность, малый и средний бизнес.
В целях обеспечения благоприятных условий и содействия российскому малому и среднему бизнесу, как одному из факторов инновационного развития страны, реализации инвестиционных проектов и улучшения отраслевой структуры экономики в июне 2016 г. Правительством Российской Федерации была утверждена «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года». Целью Стратегии является создание конкурентоспособной, гибкой и развитой экономической среды для обеспечения высокого уровня качества товаров и услуг, современной высокой скорости технического и технологического обновления, повышения уровня занятости населения и стимулирования предпринимательской активности. Данная Стратегия разработана в соответствии с законом № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и в соответствии с решением Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.
В совокупности с целым рядом других официальных документов Стратегия направлена на интеграцию функций поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ), на стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий, расширение их доступа к закупкам товаров, работ и услуг госпредприятиями, обеспечение доступности финансовых ресурсов для МСБ и совершенствование государственной политики в налоговой сфере для малых предприятий, стимулирование развития МСБ как в целом, так и на отдельных территориях.
Реализация Стратегии направлена на обеспечение координации действий органов всех уровней власти, самих предпринимателей и организаций инфраструктуры поддержки МСБ, что должно было создать синергетиче-ский эффект качественного и количественного роста субъектов предпринимательства.
Спустя два года после принятия Стратегии, в обстановке введения жестких антироссийских международных санкций, падения цен на нефть, изменения тренда развития российской экономики и окончательного становления российского государственного капитализма ста-
came the basis for the article, involved 27 executives (busi-nesspeople and managers) of various businesses in the Saratov region and employees of regional government agencies who acted as forecasting experts.
Keywords: development scenario, strategy, economic security, small and medium business.
новится понятно, что прогнозные цифры и планы, заложенные в Стратегии, реализуются не в полной мере.
В этих условиях представители российских предпринимательских кругов и общественная организация «Опора России» задались вопросом прогнозирования состояния институциональной и деловой среды для развития МСБ в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Для изучения данного вопроса в целях повышения экономической безопасности МСБ по предложению «Опоры России» в ряде городов РФ, в том числе и в г. Саратове, в августе - октябре 2018 г. был реализован проект по определению возможных сценариев изменения институциональной среды и делового окружения малого и среднего бизнеса России.
Как показывает практика1, изучение окружения силами представителей МСБ может иметь свои преимущества перед прогнозами, которые можно получить от различных аналитиков, изучающих окружение МСБ «со стороны» и не всегда делающих акценты на том, что волнует именно МСБ. В настоящем проекте экспертами-разработчиками прогнозов выступили 27 руководителей (предпринимателей и менеджеров) саратовских МСБ и сотрудники региональных госструктур, эксперты-участники обсуждений: Р. Бисенгалиев («Нита-Фарм», производство ветпрепаратов), В. Береговский (Корпорация развития Саратовской обл., госуправление), А. Благодарова («КомСар», исследования, маркетинговые услуги), В. Видро (ШБ «Диполь», бизнес-образование), М. Волков (предприниматель), А. Гололобов («ВТБ», банкинг), Е. Голишникова («Яблонька», кондитерские), О. Жуков («Нита-Фарм», производство ветпрепаратов), Д. Кондрацков («Аг-ророс», банкинг), Д. Лебедь («Саринформ», СМИ), А. Маточкин («ПАК», дистрибьюция аккумуляторов), А. Мамедов («Трайтек», бизнес-образование), А. Милевский («Инфоэк-сперт», IT-разработки и услуги), А. Михайлов («Белая Долина», производство продуктов пи-
1 В 2015 г аналогичный по назначению проект был проведен при поддержке «Школы бизнеса и управления "Диполь"» с привлечением ее выпускников, действующих менеджеров и предпринимателей.
тания), Е. Нечаевская (Минэкономразвития Саратовской обл., госуправление), Н. Олейник («Нита-Фарм», производство вет-препаратов), Н. Панферова («Дива», косметические салоны), В. Приходько («Этель», дистрибьюция и производство продуктов питания), Р. Репин (ГК «Подъем», строительство), Е. Сазанов («ЦСБ» сервис, охранные системы), В. Сафонова («Яблонька», кондитерские), Д. Саксель-цев (ГБУ ГосКадастрОценка), А. Табояков («Кофе и Шоколад», кофейни), И. Терских («Стройград», торговля стройматериалами), Д. Удалов (ФСК «Русское поле», инвестиции), Д. Щербаков (предприниматель); фасилитато-ры обсуждений: Л. Рабинович, И. Карпухина, И. Лыков, Е. Казакова.
Дополнительной целью настоящего проекта было преодоление излишней «линейности» некоторых прогнозов, для чего была использована методика сценарного подхода, которая многократно показала свои преимущества при анализе сложных ситуаций.
Возможно, что на результатах проделанной работы мог сказаться ряд ограничений, присущих как составу экспертов, так и условиям разработки.
Центральный вопрос настоящего исследовательского проекта был сформулирован следующим образом: Как может меняться деловое окружениеМСБ в 2019-2025 гг.?
Понимание термина «деловое окружение» было детализировано по ряду показателей.
При разработке прогнозов была использована методика сценарного подхода. В соответствии с основной идеей данной методики не ставилась задача определения точного или наиболее вероятного состояния будущего окружения. Вместо этого разрабатывались правдоподобные (возможные) представления о развитии окружающей ситуации.
В ходе дискуссий экспертов - участников разработки определялись движущие силы (ДС) - основные факторы, оказывающие воздействие на институциональную среду и деловое окружение МСБ. Возможности изменений ДС изучались на временном горизонте до 2025 г. и оценивались по двум параметрам: величине влияния и степени неопределенности.
Некоторые из ДС эксперты сочли достаточно уверенно прогнозируемыми. Эти ДС определили «фон» для сценариев.
Возможность появления разных сценариев связана с ДС, получившими высокие оценки по важности и неопределенности одновремен-
но. Эксперты сочли полезным сгруппировать такие ДС в три интегрированных фактора -ключевые неопределенности:
• влияние государства;
• влияние мировой экономики;
• цифровизация.
На основе проведенного анализа были разработаны три сценария изменения институциональной среды и развития окружения российского МСБ.
Олигархический госкапитализм
Сценарий предполагает пятипроцентное снижение ВВП России вследствие сильного осложнения внешних экономических и политических условий. Имеющиеся у России финансовые резервы решено направить на поддержку госкомпаний и части крупных компаний. Другие программы, в том числе программы поддержки МСБ, интенсивно сворачиваются.
Налоговое бремя для МСБ увеличено. При этом возможности цифровизации интенсивно используются для стопроцентного сбора налогов и обязательных платежей.
Эта обстановка ведет к сворачиванию многих МСБ - доля МСБ в ВВП РФ снижается до 15 %, а большинство из оставшихся работают «на грани выживания».
Часть МСБ продолжают работу, обслуживая госконтракты или крупные компании. При этом растет число коррупционных проявлений при доступе к таким контрактам.
Цифровая клетка
Сценарий предполагает сильное развитие цифровизации в РФ - применения цифровых технологий как государством, так и бизнесами. При этом российское государство мало поддерживает МСБ, но плотно контролирует биз-несы, используя возможности цифровизации. Влияние мировой экономики на Россию негативно - основную роль играет сохранение санкций Запада. В связи с этим, а также внутренними причинами экономика России развивается медленно - ВВП растет с темпом около 1 % в год.
Некоторым МСБ удается воспользоваться возможностями цифровизации, в основном это касается /Г-компаний, сфер торговли и части услуг, но в целом эта ситуация ведет к стагнации развития МСБ. Отказ от развития действующих МСБ даже при наличии возможностей во многом объясняется повышением налогового бремени при небольшом росте доходов.
Цифронэп
Сценарий предполагает сильные улучшения отношения государства к МСБ - обеспечение стабильных «правил игры», неповышение налоговой нагрузки, помощь в получении полезной информации, доступе к ресурсам. При этом как МСБ, так и государству достаточно сильно помогают цифровые технологии. Несмотря на то, что санкционное давление Запада на экономику России несколько ослабло, внешние политико-экономические отношения России продолжают сдерживать рост ВВП до 1,5 % в год.
Однако роль МСБ в экономике России заметно увеличилась - МСБ обеспечивает 32 % ВВП и прирастает на 5 % ежегодно. Быстрее всего растут МСБ, применяющие цифровые технологии, используя их в разных сферах - от торговли, до разнообразных услуг.
Реагируя на изменившееся отношение государства, многие МСБ нацелены на развитие -запускают новые проекты, расширяют существующие бизнесы, начинают работать в нескольких отраслях
Определены индикаторы, по которым можно заметить наступление того или иного сценария.
Разработка сценариев
Основным предназначением данного проекта является поддержка процесса выработки стратегий развития МСБ (а также, возможно, и других заинтересованных сторон, ЗС) - при этом возникает необходимость прогноза и учета как возможностей, так и угроз институциональной среды.
Сценарный подход в данном проекте был использован как альтернатива методологии «линейного» прогнозирования, опирающегося на достаточно прямое продление в будущее наблюдаемых тенденций.
При этом не ставилась задача определения точного (или наиболее вероятного) состояния будущего окружения. Вместо этого разрабатывались правдоподобные (возможные) представления о развитии окружающей ситуации.
Методика сценарного подхода включает восемь основных шагов (см. рис. 1). Ниже описана реализация первых четырех
шагов методики в данном проекте - их прохождение позволило создать структуры («каркасы») для разработки сценарных историй.
Шаг 1. Центральный вопрос
Обсуждение центрального вопроса привело к следующей его формулировке:
Как может меняться деловое окружение МСБ в 2019-2025 гг.?
При этом эксперты - участники обсуждений выделили следующие компоненты делового окружения МСБ:
• уровень платежеспособного спроса;
• характер государственного регулирования и поддержки МСБ;
• уровень доступности ресурсов для МСБ;
• конкурентная среда для МСБ.
Шаг 2. Движущие силы
Для структурирования понимания движущих сил (ДС) - основных факторов, оказывающих воздействие на поставленный центральный вопрос, - использована известная модель БТЕР/ЬЕ. Определенные в ходе дискуссий экспертов факторы показаны в таблицах 1-6. Большинство из ДС эксперты сочли характерными для всей России, но в некоторых случаях отмечались факторы, которые могут различаться по регионам.
Необходимо отметить, что данный перечень ДС а) вероятно, не является исчерпывающим и б) для некоторых факторов возможна двойственная классификация (например, политические/экономические или технологические/социальные).
Несмотря на это выявление ДС дало достаточное представление об основных причинах возможного развития событий и послужило базой при дальнейшей разработке сценариев.
Рис. 1. Методика сценарного подхода
Таблица 1
Социальные факторы
Фактор Описание Влияние
Доходы населения Включает средний уровень, а также распределение между группами населения (по возрасту, роду деятельности и т. п.) Влияет на общий уровень продаж МСБ, а также на структуру платежеспособного спроса / перечень востребованных товаров и услуг
«Другие» люди в экономике Экономически активные в 2019-2025 гг. люди (поколения У и 7) отличаются от старших больше, чем при предыдущих сменах поколений. Они выросли в эпоху интернета, привычны к 1Т, социальным сетям и др. Влияет на то, как люди ведут себя в ролях потребителей, наемных работников, предпринимателей
Профессиональное образование Относится к среднему специальному и высшему образованию - уровню преподавания, оснащенности, доступности бесплатного (за счет государства) обучения Влияет на эффективность (отдачу) работников, особенно молодых. (Наблюдаемые тенденции - отрицательные)
Общий характер настроений людей : оптимизм - пессимизм Относится к оценкам перспектив в разных сферах жизни: от работы до безопасности и комфорта (в широком смысле); как личной, так и своих близких Влияет широко: на характер потребления, активность в качестве работников и/или предпринимателей, общественную активность и др. (Наблюдаемые тенденции - рост пессимизма)
«Качество» человеческого капитала Определяется уровнем образованности (не только профессиональной), общим характером настроений (см. выше), возрастным составом населения Влияет широко: на характер потребления, на активность и возможности в качестве работников и/или предпринимателей и др. (Наблюдаемые тенденции в Саратове и области -снижение, в т. ч. за счет миграции наиболее «качественных» за пределы области)
Пенсионная реформа Ее контуры известны «на пороге» горизонта прогнозирования, но в ходе введения возможны серьезные уточнения Влияние на бизнес будет широким, но не вполне предсказуемо. Ожидается воздействие на уровень и характер потребления, на активность и поведение работников и др.
Уровень зависимости населения от государства Определяется долей и уровнем доходов «бюджетников» (от учителей до пенсионеров) а также долей малообеспеченных и бедных Влияние на бизнес: возможности привлечения работников, уровень и характер платежеспособного спроса (наблюдаемые тенденции - рост доли бедных)
Таблица 2 Технологические факторы
Фактор Описание Влияние
Цифровизация Включает многочисленные процессы расширения использования 1Т - людьми в частной жизни, бизнесами, а также государством/государствами Влияние на МСБ будет очень сильным (оно ощущается уже сегодня) и широким. Оно коснется отношений с потребителями, конкурентоспособности, порядка взаимодействия с государством и др. - во всех этих сферах для МСБ возможны как позитивные, так и негативные перемены
Передовые производственные технологии и оборудование (кроме /Г) Включает, как российские, так и зарубежные (импорт) технологии и оборудование Определяет эффективность и конкурентоспособность российских производств в целом, а также рынок труда (высвобождение работников). Может влиять на МСБ как напрямую (применение у себя), так и косвенно - через применение крупными фирмами, создающее конкуренцию. (Наблюдаемые тенденции - санкции Запада существенно ограничивают доступ России к импорту технологий, а передовых отечественных разработок мало)
Передовые сервисные технологии и оборудование (кроме /Г) Включает применение автоматов и роботов в разных сферах сервиса - от транспорта до торговли Может повлиять на сервисные МСБ, использующие традиционные технологии - сократить рынки для сервисов, основанные на использовании труда людей
шяясг
Таблица 3
Экономические факторы
Фактор Описание Влияние
Фаза цикла мировой экономики Спад, рост или кризис Влияет на экономику России в целом, а через это на МСБ
Торговые войны Торговые блоки, пошлины, квоты и др. в отношениях между разными странами Влияет на экономику России в силу ее вовлеченности в международную экономику, а через это на МСБ
Экономические санкции в отношении России Санкции стран Запада и других стран. Финансовые санкции в дополнение к технологическим (см. Т-факторы) Влияет на экономику России в целом, а через это на МСБ (Наблюдаемые тенденции - наличие долгосрочных («перманентных») санкций и введение новых)
Фискальная нагрузка на российский МСБ Включает уровень налогов и других обязательных платежей Влияет на прибыльность МСБ (Наблюдаемые тенденции: а) рост нагрузки; б) рост возможностей фискальных органов в обнаружении уклонений от налогов)
Регулирование тарифов естественных монополий в РФ Включает цены на энергию, РЖД, ЖКХ и др. Влияет на МСБ: а) непосредственно - через уровень затра;т б) косвенно - через бюджет до-мохозяйств / платежеспособность населения
Доля госсектора в экономике России Включает компании полностью или частично принадлежащие государству Влияет на МСБ через приоритеты при распределении бюджета РФ, а также через доступ к рынкам и характер принимаемых законов и нормативов
Уровень и характер господдержки МСБ в России Включает виды поддержки, порядок получения и бюджет поддержки Непосредственно влияет на МСБ
Движение крупного российского капитала Включает вывод или возврат в РФ прибыли крупных бизнесов Влияет на реальные (не финансовые) инвестиции в РФ, а через это на инфраструктуру и рынки для МСБ
Криптовалюты Возможности как для расчетов, так и для финансовых спекуляций (можно рассматривать как один из процессов цифровизации в составе технологических факторов) Влияние плохо прогнозируется в связи с неопределенностью отношения государств (в т. ч. и РФ) к развитию криптовалют
Таблица 4 Политические факторы
Фактор Описание Влияние
Внешнеполитические отношения России Включают отношения РФ с разными странами, в т. ч. со странами СНГ Внешняя политика влияет на экономику России в целом, а через это на МСБ
Политическая система в России Включает распределение полномочий между ветвями власти (законодательная, исполнительная, судебная и правоприменительная), а также состав и роли политических партий Изменения в политической системе могут влиять на экономику страны, а через это на МСБ
Борьба групп в правящей элите Относится к соперничеству групп, формирующихся вокруг ведущих политиков, чиновников, менеджеров и/или владельцев крупных компаний Изменения в расстановке сил / влияния групп могут влиять на экономику (через реализацию крупных проектов, распределение бюджета и т. п.), а через это на МСБ
Роль «силовиков» в воздействии на региональную экономику Относится к действиям органов, обладающих полномочиями и возможностями проверять и принуждать участников экономической жизни Соотношение влияния «силовиков» с влиянием других (не силовых) ветвей власти различается по регионам России. Это определяет специфику ситуации для регионального МСБ
Окончание табл. 4
Фактор Описание Влияние
Организация регионального экономического управления в России Относится к разделению России на регионы и макрорегионы для целей проведения общей (федеральной) экономической политики, определению «центров роста» и т. п. Перемены в существующем разделении (предложения на этот счет подаются и обсуждаются) могут изменить характер и уровень поддержки МСБ в том или ином муниципальном образовании
Квалификация кадров региональных властей Относится к управленческой и экономической квалификации (знаниям, опыту и т. п.) региональных чиновников и депутатов Влияет на качество принимаемых экономических решений, на эффективность управления и через это на обстановку регионального МСБ
Таблица 5
Правовые факторы
Фактор Описание Влияние
Законодательная практика в России Включает количество, скорость изменений (степень стабильности), уровень согласованности/противоречивости законов и подзаконных актов и учет в них интересов бизнеса Несовершенства законодательной практики могут создавать проблемы МСБ: от рисков попадания в «незаконопослушные» до повышения издержек при адаптации к изменениям законов
Правоприменительная практика в России Включает количество и характер необходимых оформлений, проверок (бизнеса) и степень справедливости (единства требований) при применении законов Несовершенства правоприменительной практики могут создавать проблемы МСБ: от издержек при оформлениях и проверках до коррупционных рисков
Таблица 6
Экологические факторы
Фактор Описание Влияние
Экологические последствия прошлой хозяйственной деятельности Включает засорение и обмеление рек (в т. ч. Волги), истощение с/х земель, загрязнение территорий проживания, воздуха и т. п. Негативные последствия могут создавать проблемы для МСБ, значительно зависящих от экологии : от сельского хозяйства до туризма
Утилизация отходов Включает вопросы сбора и утилизации (захоронения или переработки) растущих количеств отходов как бытового мусора, так и от хозяйственной деятельности (бизнесов) Может создавать сложности для МСБ - увеличение издержек, но также и возможности - развитие бизнесов по утилизации отходов
Наличие в регионе вредных и технически опасных объектов Включает производства с опасными и экологически вредными технологиями, а также военные объекты Наличие вредных и опасных объектов может создавать проблемы для МСБ - от угроз аварий, до трудностей размещения бизнеса и привлечения работников. (В Саратовской области: производства (2 НПЗ, АЭС), химические заводы и др., военные - химическое и ядерное оружие)
Экологические требования государства (России) Включает практику выдачи разрешений, а также нормы по воздействию на природу (выбросы, излучения и др.) Повышение требований, а также повышение строгости контроля может создавать проблемы для МСБ - от роста издержек, до необходимости сворачивания деятельности (в конкретной локации)
Шаг 3. Ключевые неопределенности
На этом этапе ДС, выявленные на шаге 2, были оценены2 экспертами по двум параметрам - силе влияния и степени неопределенности изменения ДС в период до 2025 г.
2 Подчеркнем, что при оценке учитывались именно интересы МСБ
Некоторые из компонентов окружения МСБ эксперты - участники разработки сценариев сочли уверенно прогнозируемыми (характеризующимися малой неопределенностью) на горизонте 2019-2025 гг. и назвали их «фоном», который будет одинаков для всех сценариев окружения.
Основной аргумент в пользу предсказуемости - невозможность быстрого (в течение 5-6 лет) преодоления «инерции» процессов, лежащих в основе этих ДС.
С целью получения более «экономной» конструкции для разработки сценариев эксперты сочли полезным сгруппировать эти ДС в три интегрированных фактора, которые и составили ключевые неопределенности:
1. Ключевая неопределенность 1. Влияние государства.
В эту группу включены :
• уровень и характер гос-поддержки МСБ в России;
• фискальная нагрузка на российский МСБ;
• доля гос-сектора в экономике России;
• законодательная практика в России;
• правоприменительная практика в России;
• пенсионная реформа;
• регулирование тарифов естественных монополий;
• роль «силовиков» в воздействии на экономику.
Позитивные для МСБ изменения, связанные с влиянием государства, могут включать :
- достаточно полное и быстрое развитие мер поддержки МСБ, намеченных в «Стратегии МСП 2030», в том числе некоторое снижение фискальной нагрузки (включая обязательные не налоговые платежи), сообщение о бизнес -вакансиях, «честные» тендеры и др.;
- перемены в законодательной и правоприменительной практиках в России в сторону снижения скорости изменений, уменьшения ограничений и запретов, а также частоты контроля и нарушений прав МСБ при контроле;
- снижение доли госсектора и сдерживание монополий крупного бизнеса;
- сдерживание роста тарифов естественных монополий;
- отсрочки и/или смягчения условий при проведении пенсионной реформы;
- отрицательным для МСБ «влияние государства» будет в случае движения в обратном направлении по части (или всем) из отмеченных факторов.
2. Ключевая неопределенность 2. Влияние мировой экономики.
В эту группу включены:
• фаза цикла мировой экономики;
• санкции в отношении России.
Позитивное для МСБ «влияние мировой
экономики» в 2019-2025 гг. возможно в случае:
- отсрочки перехода мировой экономики в фазу кризиса3 и более «мягкого» прохождения очередного кризиса;
- смягчения позиции некоторых стран (скорее всего Европы и Азии) по вопросу применения действующих4 санкций и отказ от введения новых;
- умеренное влияние на Россию торговых войн (США - Китай, США - ЕЭС и т. п.);
- негативным «влияние мировой экономики» будет в случае движения каких либо из вышеуказанных факторов в обратном направлении.
3. Ключевая неопределенность 3. Цифрови-зация.
В понятие «цифровизация» включаются процессы расширения использования /Г:
1) людьми - для личного или группового общения, для получения новых видов услуг (с существенной ролью информации в услуге), для заказа, расчетов или обратной связи с поставщиками традиционных услуг (от торговли до банкинга), для общения с государством при регистрации, контроле и т. п.
2) бизнесами - для организации производственных и сервисных процессов, для оказания новых видов услуг, для управления, для взаимодействия с потребителями (от рекламы до продаж), поставщиками, государством и др.
3) государством - для информирования, оказания госуслуг, отчетов и контроля граждан и бизнеса и т. п.
Цифровизация быстро развивается и называется одним из важнейших условий конкурентоспособности экономики страны в XXI в. Для поддержания соответствующих процессов в России в 2017 г. принята государственная программа «Цифровая экономика РФ».
Положительное влияние «цифровизации» на МСБ возможно в случае:
- применения в своем бизнесе - для повышения эффективности процессов, доступа к новым рынкам как путем создания новых продуктов, так и расширения по географии;
- доступности передовых /Г-технологий для МСБ - это возможно при невысоких ценах на программы и технику, а также при либераль-
3 Известно, что «расписания» экономических циклов, предсказываемых разными теориями (циклы Кондратьева, Жюгляра, Кузнеца и др.) имеют не стопроцентную точность - отклонения на несколько лет признаются вполне возможными.
4 Вероятность полной отмены некоторых из уже действующих санкций в период до 2025 г. можно уверенно считать очень малой.
ных условиях регулирования применения этих технологий;
- получения гос-поддержки (одна из целей программы «Цифровая экономика РФ» - развитие МСБ сферы /Г).
Вместе с этим развитие «цифровизации» может создавать для МСБ опасности5 и проблемы, в том числе:
- потеря рынков/конкурентоспособности по сравнению с крупными компаниями, использующими эффективные, но дорогостоящие /Г, недоступные для МСБ;
-рост затрат в связи с обязательностью (по требованию государства) применения /Г для отчета/ контроля;
- риски дополнительных претензий/проверок в связи с повышением прозрачности бизнеса для органов госконтроля при сохранении в РФ негативных элементов контрольной и правоприменительной практики;
- риски потерь из-за кибермошенничества.
Шаг 4. Структуры сценариев
Комбинируя разные состояния ключевых неопределенностей (от полного позитива через средние значения до негатива), можно
сконструировать много сценариев. Однако такие действия неконструктивны - большое ко -личество сценариев не дает преимуществ при размышлениях о будущем.
Поэтому эксперты решили ограничиться рассмотрением трех возможных комбинаций неопределенностей и, соответственно, трех сценариев.
При определении структур сценариев применялись следующие идеи:
- в каждом из сценариев драйвером (ведущей) выбиралась одна из ключевых неопределенностей;
- сценарии стремились сделать достаточно интересными для рассмотрения их будущими пользователями (прежде всего представителями МСБ). При этом слово «интересный» трактовалось как возможность лучше понять не только позитивные, но и негативные черты прогнозируемого окружения;
- сценарии должны быть внутренне непротиворечивы и поэтому правдоподобны. Для обеспечения этого эксперты учитывали наличие некоторой связанности (ограниченной независимости) выявленных ключевых неопределенностей - при выбранном значении драй-
-ЛИГАРХИЧЕСКИИ ГОСКАПИТАЛИЗМ
Государство
Цифровизация
Мировая экономика
( Внешние условия сильно осложнили экономическую ситуацию в России - нарастание мирового экономического кризиса, приведшего к снижению потребности в энергоресурсах, в сочетании с сохранением санкций вызвали 5 %-ное падение ВВП России, повышение инфляции, снижение курса рубля.
России приходится расходовать свои финансовые резервы. При этом они направляются в основном на поддержку госкомпаний и части крупных компаний и расширяют их роль в экономике. Другие программы - в т. ч. программа поддержки МСБ -интенсивно сворачиваются.
За прошедшие годы России удалось добиться некоторых успехов в развитии 1Т.
Теперь цифровизация используется государством для 100 %-го сбора налогов и постоянно растущих неналоговых платежей. Поскольку цифровые технологии сильно подорожали (рост рублевой стоимости оборудования), у большинстваМСБ нет возможности их применения.
Сложившаяся обстановка привела к сворачиванию многих МСБ почти во всех сферах деятельности. Доля МСБ в ВВП РФ упала с 25 до 15 %.
Большинство оставшихся МСБ работают «на грани выживания». Они почти не инвестируют в свое развитие как в смысле увеличения размеров бизнеса, так и в смысле применения новых технологий. Часть МСБ нашли пути продолжения деятельности, обслуживая госконтракты или крупные компании. Однако доступ к таким работам часто сопровождается коррупционными действиями заказчиков.
5 См.: Удалов Д.В. Угрозы и вызовы цифровой экономики // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30).
С. 17.
ШшшяШ
вера другие неопределенности отчасти «подчиняются» ему.
Выбранные в результате обсуждений структуры сценариев показаны ниже в виде схем, отображающих сочетание значений ключевых
неопределенностей и кратких описаний ситуации.
Для каждого из сценариев были также придуманы краткие наименования, метафорически отражающие главные черты прогнозируемой обстановки.
ЦИФРОВАЯ КЛЕТКА
Применение цифровых технологий в России сильно шагнуло вперед:
• ими очень активно пользуется государство;
• они доступны для бизнеса: относительно недороги, разнообразны, и применяются в т. ч. и МСБ.
При этом российское государство не «повернулось лицом» к МСБ - поддержки нет, но есть очень плотный (близкий к «тотальному») контроль МСБ с использованием возможностей цифровизации. Влияние мировой экономики на Россию негативно - основную роль играет сохранение санкций Запада.
В связи с этим, а также внутренними причинами экономика России развивается медленно: ВВП растет с темпом около 1 % в год Развития МСБ в целом почти нет - за последние 5 лет его доля в ВВП России приросла всего на 1% .
Некоторые МСБ сумели воспользоваться возможностями цифровизации. Это касается сферы торговли, некоторых видов услуг и, разумеется, небольших ТТ-компаний.
Заметно нежелание даже многих МСБ развивать свой бизнес даже при наличии возможностей. Основной причиной является неизбежность повышения налогового бремени даже при небольшом росте доходов.
Государство
ЦИФРОНЭП
Государство
Цифровизация
Мировая экономика
Государство сильно улучшило ситуацию для МСБ - обеспечило стабильные «правила игры»: не повышает налоги, снижает неналоговые платежи; помогает в получении полезной информации, доступе к ресурсам.
Как МСБ, так и государству достаточно сильно помогают цифровые технологии:
• многие МСБ сумели применить их для повышения эффективности и конкурентоспособности своих бизнесов;
• государство использует цифровизацию не только для контроля, но и в целях снижения издержек МСБ на административные процедуры, обеспечения равных условий конкуренции и т. п.
Несмотря на то, что некоторые из стран Запада несколько ослабили режим санкций, вешние политико-экономические отношения России продолжают сдерживать экономический рост.
Поэтому ВВП России растет медленно - на 1,5 % в год, однако его структура постепенно меняется в сторону отхода от сырьевой ориентации.
Заключение
Как уже отмечалось выше, сценарии не предсказывают будущее, а показывают возможные (правдоподобные) пути его развития.
При этом очень возможно, что будущее не будет полностью соответствовать ни одному из представленных сценариев, а будет развиваться «между ними».
Тем не менее, по представлениям участников разработки сценариев, они могут быть полезны разным заинтересованными сторонам при использовании следующих способов:
• сценарии можно использовать как основу для обсуждений, дорабатывая оценки и уточняя при этом последствия для экономической безопасности конкретной (своей) сферы бизнеса;
• на основе уточненных вариантных прогнозов можно намечать основные «вехи» страте-
гий, которые рационально выбирать при развитии деловой среды по тому или иному сценарию с тем, чтобы быстрее реагировать на наступающие перемены;
• можно пытаться построить стратегии, ко -торые будут обладать повышенной устойчивостью к разным сценариям (как это делает, например, компания Shell);;
• обладая теми или иными возможностями влиять на среду развития, можно разрабатывать и совершать действия, которые поддержат наступление более позитивных сценариев.
Мы надеемся, что выводы, сделанные и представленные в ходе работы, смогут подпитывать мысли и дискуссии не только среди представителей МСБ, но и других сторон, заинтересованных в повышении уровня экономической безопасности российской экономики.
Библиографический список
1. О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Российская газета. 2014. 3 июля. № 146.
2. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года : Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. 13 июня. № 24. Ст. 3549.
3. Удалов Д.В. Угрозы и вызовы цифровой экономики // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30). С. 12-18.
References
1. O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federat-sii : Federal'nyy zakon ot 28.06.2014 № 172-FZ (red. ot 31.12.2017) [On strategic planning in the Russian Federation: Federal Law of 28.06.2014 № 172-FZ (as amended on 31.12.2017)] // Rossiyskaya gazeta. July 3, 2014. № 146.
2. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda : Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 02.06.2016 № 1083-r (red. ot 30.03.2018) [On approval of the Strategy for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation for the period until 2030: Order of the Government of the Russian Federation of 02.06.2016 № 1083-r (as amended on 30.03.2018)] // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2016. 13 iyunya. № 24. St. 3549 [Collected legislation of the Russian Federation. 2016. 13 July. №. 24. Art. 3549].
3. Udalov D.V. (2018) Ugrozy i vyzovy tsifrovoy eko-nomiki [Threats and challenges of the digital economy] // Ekonomicheskaya bezopasnost' i kachestvo. № 1 (30). P. 12-18.