Научная статья на тему 'Борьба российских банков за малый и средний бизнес'

Борьба российских банков за малый и средний бизнес Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / КРЕДИТОВАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / LENDING / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буров Павел Дмитриевич, Морозко Нина Иосифовна

В статье проведен мониторинг существующих проблем, тормозящих развитие малого и среднего бизнеса в России, в том числе кредитования. выявлено, что перспективными направлениями улучшения кредитования малого и среднего бизнеса являются разработка методики оценки рисков, учитывающей специфику малого и среднего секторов экономики, формирование законодательной базы в целях секьюритизации кредитов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper reviews today’s problems hampering the development of small and medium-sized businesses in Russia, in particular, bank loans. The author points out that the development of risk assessment methods tailored to small and medium sectors as well as the development of legislative framework for securitization of loans are the most important areas to improve.

Текст научной работы на тему «Борьба российских банков за малый и средний бизнес»

экономика и управление

УДК 336.7

Борьба российских банков за малый и средний бизнес

в статье проведен мониторинг существующих проблем, тормозящих развитие малого и среднего бизнеса в России, в том числе кредитования. выявлено, что перспективными направлениями улучшения кредитования малого и среднего бизнеса являются разработка методики оценки рисков, учитывающей специфику малого и среднего секторов экономики, формирование законодательной базы в целях секьюритизации кредитов.

Ключевые слова: малый и средний бизнес; кредитование; конкуренция.

The paper reviews today's problems hampering the development of small and medium-sized businesses in Russia, in particular, bank loans. The author points out that the development of risk assessment methods tailored to small and medium sectors as well as the development of legislative framework for securitization of loans are the most important areas to improve.

Keywords: small and medium-sized businesses; lending; competition.

Бурое Павел Дмитриевич

аспирант кафедры «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика» Финансового университета Email: burov__pavel@mail.ru

Морозко Нина Иосифовна

д-р экон. наук, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, профессор кафедры «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика» Финансового университета Email: ninamorozko@list.ru

Меры, принимаемые государством, по улучшению кредитования малого и среднего бизнеса

Имея большое значение в развитии экономики многих стран, малый и средний бизнес (далее — МСБ) не только способствует решению проблем, связанных с занятостью населения, но и повышает эффективность производства, стимулируя развитие конкуренции, а также является источником постоянных отчислений в бюджет налогов.

Если сравнивать состояние МСБ в России и за рубежом, можно сделать вывод, что в нашей стране размер этого сектора экономики значительно меньше, что объясняется нехваткой финансирования, высокой стоимостью арендной платы за помещения, различными административными барьерами, пробелами в законодательстве,

а также дефицитом высококвалифицированных кадров.

Хотя в России уже существует система региональных гарантийных фондов, которые предоставляют поручительства банкам за кредиты, ее оказывается недостаточно, и возникает необходимость в принятии дополнительных мер, направленных на поддержку кредитования МСБ в России. С этой целью в феврале 2014 г. было принято решение о создании Федерального гарантийного фонда по поддержке МСБ, который мог бы предоставлять гарантии региональным фондам и поспособствовать расширению прямой финансовой поддержки этого сектора экономики. Летом 2013 г. был поднят вопрос о предоставлении предпринимателям, занимающимся малым бизнесом, двухгодичных налоговых каникул. Затем

было выдвинуто предложение об освобождении от уплаты налогов только тех предпринимателей, которые впервые регистрируют свой бизнес, что позволит, по мнению инициаторов этого законопроекта, увеличить число малых и средних предприятий, а также легализовать теневую занятость населения, увеличив число индивидуальных предпринимателей. Однако Минфин России выступил против этого предложения, отметив, что идея сама по себе полезная, но нуждается в доработке, чтобы избежать массовой регистрации уже существующего бизнеса в качестве нового с целью ухода от уплаты налогов. Даже если решение о предоставлении налоговых каникул и будет принято, оно будет касаться производственных и инновационных предприятий, т.е. организаций, которые являются наиболее важными для развития экономики страны.

Следует отметить, что на настоящий момент кредитование МСБ становится все более привлекательным для банков, и это становится причиной ужесточения борьбы за право кредитовать малые и средние предприятия и организации.

Повышение

клиентоориентированности банков под влиянием усиления конкуренции на рынке кредитования

Конкуренция за возможность кредитования МСБ растет в том числе ввиду низкой кредитной активности в корпоративном секторе. При этом банкам приходится бороться не только друг с другом, но и противостоять замедлению экономического роста в стране.

На сегодняшний день кредитование МСБ остается одним из наиболее быстрорастущих сегментов банковского сектора. Исключения, которые сделаны для малого бизнеса в инструкции Банка России от 03.12.2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков» и Положении о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, утвержденном Банком России 26.03.2004 № 254-П, способны позитивно повлиять на динамику развития данного сегмента рынка.

Недавно агентство «Новые маркетинговые решения» (далее — агентство «НМР») исследовало условия оборотных кредитов, непокрытых банковских гарантий и овердрафта для МСБ в 2013 г. в 40 банках.

Согласно результатам исследования разброс ставок по оборотным кредитам для МСБ достаточно велик — от 9 до 18% (в среднем — 13%). Отмечено, что банки проявляют достаточную гибкость по срокам погашения кредитов. Большинство банков позволяет погашать кредит досрочно, однако некоторые из них ограничивают сроки и суммы досрочного погашения.

По данным агентства «НМР», средняя годовая процентная ставка по овердрафту с обеспечением составляет 12,52%, без обеспечения — 12,60%. Средняя стоимость полугодовой непокрытой банковской гарантии равна 3,17% годовых с обеспечением и 4,17% при отсутствии обеспечения. Непокрытая гарантия на год в среднем обойдется клиенту в 3,26 и 3,89% годовых соответственно с обеспечением и без обеспечения. Значения всех этих показателей по конкретным кредитным организациям в открытых материалах не раскрываются.

В январе 2014 г. была проведена оценка клиен-тоориентированности банковских менеджеров по следующим трем показателям: заинтересованность в клиенте, желание отвечать на все вопросы по кредиту, гарантии или овердрафту, игнорирование просьб или вопросов клиента.

Отличная клиентоориентированность (средний балл — 5) была отмечена в следующих кредитных организациях: Сбербанк, Банк Москвы, «Уралсиб», «Возрождение», «Глобэкс», «Связь-Банк», МДМ, ВТБ24, Ханты-Мансийский банк, Внешпромбанк, Татфондбанк, «Открытие», «МТС-Банк», «Нота-Банк», «Интеза», Инвестбанк.

Хорошая клиентоориентированность сотрудников (общий балл от 4 до 4,67) была отмечена в банках «ЮниКредит банк», «Номос-Банк», АК «Барс Банк», Бинбанк, Транскапиталбанк, Ситибанк, Ин-вестторгбанк, «Юниаструм банк», Россельхозбанк, «Райффайзенбанк», Транскредитбанк, Росбанк, «Зенит», Московский индустриальный банк.

Темпы роста кредитования МСБ

Проведенный анализ позволяет отметить, что темпы роста кредитования МСБ замедляются. За первые 6 месяцев 2013 г. портфель кредитов МСБ в целом по рынку вырос всего на 15% против 23% в аналогичном периоде 2012 г., что обусловливается следующим.

Во-первых, ослабло влияние массового внедрения «кредитных фабрик», которое было драйвером роста почти весь 2012 г. Большинство значимых

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

101

игроков уже запустили такое поточное кредитование МСБ и достигли его плановой загрузки.

Во-вторых, снизился спрос на кредиты: бизнес сейчас не готов вкладывать значительные средства в собственное развитие. Многие предприниматели предпочитают пока не брать даже одобренные кредиты под влиянием общих экономических прогнозов. Для организаций малого бизнеса, занятых в производственной сфере, стагнация экономики может быть фатальной. Предприниматели, работающие в сфере возобновляемого спроса (торговля, услуги), ориентированы на поведение потребителей, которые сейчас не склонны к чрезмерным тратам по причине боязни экономической нестабильности.

В-третьих, растет просрочка по кредитам.

В-четвертых, часть МСБ переориентировалась с кредитов на лизинг и факторинг.

В-пятых, на малый бизнес значительное влияние оказывают факторы, которые вообще не связаны с банковским рынком в целом и с кредитованием в частности. Речь идет о факторах макроэкономического, фискального характера. Во многом именно они сдерживают развитие данного сегмента, поскольку малый бизнес находится не в лучшем состоянии из-за среды, в которой он работает.

Появление новых продуктов для кредитования МСБ

Несмотря на некоторое снижение темпов роста в сегменте МСБ, банки стремятся использовать свои возможности по максимуму, вводя новые продукты. Кроме наиболее востребованных стандартных оборотных и инвестиционных кредитов, в последнее время становятся популярными специальные кредитные продукты, например тендерные кредиты.

В последнее время на рынке появляются новые продукты для предпринимателей, иногда беззалоговые. В «Райффайзенбанке» в 2013 г. был запущен продукт «Предприниматель», который позволяет получить до 750 тыс. руб. на развитие бизнеса наличными на счет физического лица по упрощенной процедуре. «СБ Банк» ввел кредит для собственника бизнеса под залог недвижимости. Банк «Кубань Кредит» разработал для предприятий розничной и оптовой торговли программу «Кредит «Купеческий», согласно которой предприниматель может получить «быстрые деньги» без залога. В «СБ Банк» за последний год также появились кредиты на

исполнение муниципального и государственного заказа, кредиты для МСБ в рамках программ «МСП-Банка» («Идея», «Маневр»), факторинг.

Борьба банков за новых клиентов

В такой непростой ситуации конкуренция банков за МСБ усиливается. Конечно, кредитование малого бизнеса не может сравниться по доходности с потребительским кредитованием, да и большая часть организаций МСБ редко имеет кредитное качество выше среднего, однако в условиях усиления государственного регулирования прочих сегментов рынка интерес банков заметно смещается в сторону малого бизнеса и заставляет их активно бороться за клиента.

На этапе начала развития бизнеса предприниматели чувствительно реагируют на ценовые параметры — стоимость открытия и обслуживания расчетного счета, кредитные ставки. Перспективы дальнейшего сотрудничества, в том числе кредитования, зависят также от готовности банка работать с «нестандартными» клиентами, учитывать специфику их бизнеса, предлагать не «коробочные», а индивидуальные решения.

Необходимо отметить, что успех в конкурентной борьбе зависит от уровня сервиса, скорости предоставления кредита, удобства его обслуживания и погашения, широты и комфортности дополнительных сервисов и услуг. Не последнюю роль играет рынок онлайн-услуг, причем не только как инструмент обслуживания, но и как инструмент привлечения новых клиентов. Уже достаточно значительная часть банков использует интернет-банк, онлайн-заявки и другие механизмы для работы с МСБ, в том числе по заключению договоров обслуживания, 5М5-банкингу, открытию паспортов сделок по ВЭД и т.п.

Ориентация на кредитование МСБ должна оказаться более выгодной в первую очередь мелким локальным игрокам данного рынка, чем федеральным банкам, которые в основном увеличивают размер своих активов за счет розницы.

Региональные банки и дальше должны развиваться именно в этом сегменте, так как в нем они имеют наибольшие конкурентные преимущества по сравнению с крупнейшими кредитными организациями. Среди них можно отметить наиболее гибкие условия для регионального бизнеса, глубокое проникновение в специфику работы МСБ в конкретном регионе и, как следствие, неплохие показатели возвратности кредитов, что отражается на

рентабельности банка. Таким образом, региональные кредитные организации могут проповедовать так называемый сервисный подход — работа над услугами, а не ценами.

Какой бы ожесточенной ни была конкуренция за организации МСБ, банки стараются избежать рисков посредством получения ликвидного обеспечения, что связано со следующей проблемой: в России до сих пор не узаконена регистрация движимого имущества. А это означает, что кредитные организации по-прежнему работают с риском так называемого перекрестного залога, когда один и тот же залог передается в разные банки, и обнаружить такой перекрест практически невозможно. Банку остается только либо верить клиенту, либо не рисковать, отказывая ему в выдаче кредита [2, с. 122].

Агентство «НМР» выявило, что в качестве обеспечения банки наиболее охотно принимают от организаций МСБ коммерческую недвижимость, а наименее охотно — товары в обороте. Всего товары в обороте принимают в качестве обеспечения кредита 66% банков, грузовые автомобили — 95% банков, а коммерческую недвижимость — все банки.

Основной проблемой кредитования малого бизнеса многие считают теневую бухгалтерию. Примерно в половине случаев финансовая отчетность не отражает реального положения дел организации. Одни предприниматели намеренно скрывают настоящую сумму доходов, чтобы платить меньше налогов, другие же утаивают долги с целью получения более выгодного кредита.

В последнее время некоторые организации МСБ, которые ранее выходили из «тени», стали вновь заниматься теневым бизнесом. Возможно, этому способствует в том числе и ухудшение финансового состояния многих организаций МСБ вследствие замедления роста экономики. Отсюда и нежелание клиента раскрывать банку полную финансовую информацию о своем бизнесе.

Согласно результатам исследования агентства «НМР» лишь треть банков готовы рассмотреть сокращенный пакет документов на предоставление кредита в ускоренном режиме.

Ряд банков сталкивается и с другими проблемами при кредитовании МСБ. Например, часть кредитных организаций вынуждена финансировать МСБ средствами физических лиц, а депозиты, как известно, — самый дорогой источник фондирования. Иногда с банками конкурируют микрофинансовые организации, хотя большинство банкиров все

же утверждают, что у них разная клиентура, причем не только с хорошей кредитной историей.

Помимо этого, к числу традиционных проблем в сфере кредитования малого бизнеса можно отнести низкий уровень финансовой грамотности предпринимателей. Сотрудникам банков часто приходится выступать в роли финансово-юридических консультантов, структурировать сделки, разбираться в индивидуальных особенностях ведения бизнеса и подготовки отчетности. Но это стоит того: как правило, предприниматели не избалованы вниманием и готовы сотрудничать с банком, который действительно станет для них финансовым партнером [3, с. 9]

Прогноз на ближайшее будущее

На основании анализа объемов кредитования можно сделать вывод, что в 2014 г. не следует ожидать взрывного роста объемов кредитования МСБ, что будет напрямую влиять на ценовые и неценовые параметры продуктов для малого и среднего бизнеса. Тем не менее с большой вероятностью можно предположить, что этот сегмент рынка продолжит рост и сохранит свою привлекательность по сравнению с кредитованием физических лиц и крупных компаний.

На ситуацию с кредитованием МСБ по-прежнему будут оказывать влияние отсутствие отдельной методики оценки рисков, учитывающей специфику малого и среднего секторов экономики, неразвитое законодательство в области секьюри-тизации кредитов, в том числе предоставляемых субъектам МСБ.

литература

1. Кашкин В.В. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса // Банковское дело. 2010. № 4. C.36-42.

2. Морозко Н.И., Славянский А.В. Управление рисками при банковском кредитовании юридических лиц: монография. М.: ВГНА Минфина России. 2010. С. 228.

3. Морозко Н.И., Диденко В.Ю. Влияние мирового экономического кризиса на условия финансирования малого бизнеса в России // Финансы и кредит. 2010. № 7. С. 7-11.

4. Солдатова Е.О. Развитие системы кредитования малого бизнеса, 2013. C. 17-22.

5. Фадеева О.В. Малый и средний бизнес в системе внешнеэкономических связей России. 2011. C. 12-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.