друг от друга по степени использования эффективных подходов, основанных на современных технологиях анализа рынка, формулирования целей деятельности, набора/обучения кадров.
3. На изученных рынках частота реализации функций в их менее «цивилизованных» вариантах значительно выше, чем в более технологичном их виде. Только функция «Контроль выполнения планового задания менеджерами по продаже» находится на достаточно современном уровне.
Практическое использование полученных результатов связано с возможностью идентификации состояния функций в конкретной системе и типа СУП в целом (в каждой конкретной компании). Это может продемонстрировать основные пути развития существующей в компании СУП, связанные с трансформацией одних вариантов реализации функций в другие.
Последующие исследования в обозначенном направлении могут включить в себя изучение основных причин использования различных вариантов СУП, изучение возможностей трансформации одного типа СУП в другой, изучение уровней эффективности различных ти-
пов СУП на насыщенных рынках и изучение уровня значимости различных функций в разных типах СУП.
Библиографический список
1.Баркан Д.И. Управление продажами. СПб.: Издат. Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2007.
2.Вертоградов В. Управление продажами. СПб.: Питер, 2005.
3.Лукич Р. Управление продажами. М.: Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2010.
4.Димитриади Н.А. Реализация предпринимательского проекта в современной России. Ростов н/Д, Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ), 2009.
Bibliographic list
1.Barkan D.I. Sales Management. Saint-Petersbourg SPb. State University, 2007.
2.Dimitriadi N.A. Entrepreneurial Project Implementation in Contemporary Russia. Rostov-na-Donu, Rostov State Economic University (RINH), 2009.
3.Lukic R. Sales Management. Moscow, Mann, Ivanov & Ferber, 2010.
4.Vertogradov V. Sales Management. Saint-Petersbourg SPb., Peter, 2005.
Т.В. Епифанова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Аннотация
Предлагаемая статья посвящена рассмотрению круга проблем, связанных с устойчивым развитием малого и среднего бизнеса. На основе статистических данных рассмотрена структура малого и среднего бизнеса в России, по результатам проведенного анализа составлена система государственной поддержки МСБ, выделены основные проблемы, возникающие при реализации тех или иных форм поддержки, предложены механизмы совершенствования.
Annotation
The present article deals with the range of issues related to the sustainable development of small and medium-sized businesses. Based on statistics examined the structure of small and medium-sized businesses in Russia, according to the results of the analysis system is made up of state support SMEs, and the main problems encountered in the implementation
of various forms of support, the mechanisms of improvement.
Ключевые слова
Предпринимательство, малый и средний бизнес, государственная поддержка.
Keywords
Entrepreneurship, small and medium-sized businesses, government support.
Динамичность и устойчивость развития малого и среднего бизнеса связаны с целым рядом внутренних и внешних факторов (рис.1). Одним из важнейших факторов устойчивого развития предприятий малого и среднего бизнеса является благоприятный предпринимательский климат в регионе и комплексные меры поддержки МСП, взаимодействие малого и крупного бизнеса, положительное отношение к малому предпринимательству, финансовая и правовая грамотность населения.
Потребность в создании таких форм собственности, как малое и среднее предпринимательство, обусловлена как развитием рыночных отношений, так и проведением реформ в экономике страны - что экономически целесообразно, так как появление большого числа новых компаний влечет за собой появление новых рабочих мест, кроме того увеличиваются поступления в бюджеты всех уровней за счет уплаты налогов и сборов. Развитие малого бизнеса необходимо крупному бизнесу, так как малые предприятия дают ему новую жизнь, и в тандеме с ним извлекают немалую прибыль. Развитие сектора МСП является базовым и объективно необходимым элементом социально-экономической системы страны, одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере.
Отличие малого и среднего бизнеса от крупного, отображенное в классической экономической теории, заключается в размерах предприятия. К основным особенностям МСП можно отне-
сти:
- неразделимость в отношении собственности и управления: руководителем является учредитель или владелец основной части капитала;
- неразделимость объекта управления: экономический субъект управляет одним предприятием;
- количество работников предприятия позволяет прямой эмоционально-психологический контакт руководителя фирмы с каждым его сотрудником.
В таблице 1 (см. ниже) представлены характерные особенности, присущие предприятиям МСП.
Все работники среднего бизнеса могут быть распределены на две группы. В первую группу входит сам предприниматель, а во вторую - работники, осуществляющие деятельность на основе трудового договора.
В целом из всего сказанного следует, что, в отличие от малого, среднее предпринимательство всецело основано на наемном труде и его деятельность существенно не отличается от деятельности крупного предприятия. Так как собственник и управляющий данных предприятий являются разными субъектами, то, с научной точки зрения, более точным будет сочетание среднего и крупного бизнеса.
Также можно отметить, что сфера среднего бизнеса является так называемой транзитной зоной, которую проходит предпринимательская структура с выручкой от 400 млн. рублей до 1 млрд рублей в год, на пополнение рядов предпринимателей, занятых в сегменте среднего бизнеса, влияет приток развившегося малого бизнеса и отток выросшего среднего бизнеса до крупного.
Составлена автором по материалам исследования
Таблица 1.Характерные особенности МСП
Показатели Малое предпринимательство Среднее предпринимательство
Цели и задачи определяются рынком, с учетом интуиции и импровизации предпринимателя адаптирование к требованиям рынка, долгосрочное планирование с учетом интуиции предпринимателя и изобретательства
Финансы семья, банк семья, банк, акции
Управление (менеджмент) - личное, - прямое, - авторитарное - через менджеров (наемные), - консультации с партнерами, - привлечение внешних экспертов.
Отношения с персоналом -персонал - «большая семья», - высокая степень мотивации -хозяин, а все остальные наемные работники, -небольшая степень мотивации
В 2011 году было проведено исследование среднего бизнеса в ЮФО [1], в данный момент наблюдается такая динамика - средний бизнес вырос на 40% по объему выручки и на 38% по численности. В 2007 году в границах ЮФО было 699 средних предприятий, а по итогам 2011 года произошел резкий скачок и теперь в ЮФО ведет бизнес 986 средних компаний. Такое увеличение средних компаний стало возможно благодаря росту 372 малых предприятий. Следует отметить, что в среднем бизнесе наблюдается расслоение - половина компаний работает с выручкой 400-500 млн. рублей в год, а половина приближается к верхнему порогу выручки 700-800 млн. рублей в год. Это говорит о том, что средний бизнес в ЮФО набирает обороты.
В феврале 2012 года Росстат опубликовал предварительные итоги сплошного обследования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Впервые получены данные о количестве реально действующих микро-, малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей (ИП). Оказалось, что оно существенно ниже количества формально зарегистрированных субъектов МСП - почти на 1,5 млн. единиц (таблица 2) (см. ниже).
Подавляющее большинство дейст-
вующих МП-юрлиц - 85,9% - это микропредприятия, имеющие до 15 сотрудников. Именно эти небольшие компании обеспечивают каждое третье рабочее место и 43% выручки всего сектора МСП.
Отраслевая структура сектора МСП, по данным Росстата в 2011 г., состоит в следующем: больше всего предприятий малого и среднего бизнеса задействовано в сфере торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий (38%), операций в сфере недвижимости и услуг (21%), строительства (11%). Достаточно велика доля МСП-юрлиц в сфере добычи полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (11%). Индивидуальные предприниматели работают преимущественно в сфере торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий, в сфере услуг и в сельском хозяйстве. Более половины ИП - 53% - занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспорта и бытовых изделий, 11% - транспортной деятельностью, столько же (11%) - операциями с недвижимым имуществом, предоставлением услуг.
Для сравнения показателей статистика по некоторым странам Евросоюза (таблица 3) (см. ниже)
Рис.1. Факторы, влияющие на устойчивое развитие хозяйствующих субъектов
малого и среднего бизнеса
(составлен автором по материалам исследования)
Таблица 2. Ключевые цифры по статистике малого и среднего бизнеса
в России [1]
ИП Микро- Малые Средние МСП
предприятия предприятия предприятия (юр.лица) (всего)
(юр. лица) (юр.лица)
Зарегистрированные 2,9 млн. 1,4 млн. 229 тыс. 25,7 тыс. 4,6 млн.
предприятия, ед.
Действующие 1,9 млн. 1 млн. 227 тыс. 25,7 тыс. 3,2 млн.
предприятия, ед.
Численность 5,3 млн. 3,9 млн. 7,2 млн. 2,6 млн. 19 млн.*
работников, чел.
Выручка, руб. 4,5 млн. 5,7 млн. 13,3 трлн. 7,3 трлн 30,8 трлн.
*Справочно: 13,3% от численности населения России. www.gks.ru
Таблица 3.Показатели сектора МСП: Российская Федерация и некоторые страны
Евросоюза, 2010 г. [2]
Россия Германия Франция Итал ия Великобритания Поль ша Нидерланд ы Эсто ния
Количест во МСП 3,2 млн. 1,9 млн. 2,6 млн. 3,8 млн. 1,7 млн. 1,6 млн. 0,6 млн. 0,05 млн.
Занятость на МСП 19 млн 13,6 млн 8,8 млн. 12,3 млн. 9,8 млн. 5,9 млн. 3,6 млн. 0,3 млн
Почти 7% ИП работают в сельском и лесном хозяйстве. Также можно отметить, что доля ресторанов и гостиниц небольшая (2% ИП и 3% юридические лица). Гостиничный и ресторанный бизнес дает небольшое количество рабочих мест (3% ИП и 4% юридические лица). Наибольшее количество рабочих мест предоставляют предприятия торговли и ремонта - 25%, операции с недвижимостью - 21%, производство и распределение коммунальных услуг (вода, газ, электроэнергия), добыча полезных ископаемых - 19%, строительные фирмы, предприятия сельского хозяйства - 7% [1], то есть, как и ранее, приоритет в малом бизнесе остается за предприятиями торговли и сферы услуг. Тем не менее малый бизнес демонстрирует свою жизнеспособность. Последнее время появляется все больше и больше предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере научно-
исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также в производстве высокотехнологичной и наукоемкой продукции. Государственная поддержка оказывает стимулирующее влияние на развитие малого и среднего бизнеса. Потенциал деловой активности населения в России достаточно высок: хотели бы заниматься бизнесом 73% россиян, но реально являются предпринимателями 3% [4]. Высшая школа экономики провела исследование «Малое предпринимательство как фактор трансформации российского потребительского рынка: тенденции, потенциал, барьеры развития», так вот согласно этому исследованию одним из главных барьеров для развития предпринимательства является отсутствие необходимых компетенций и знаний в сфере бизнеса и финансовой грамотности. Система государственной поддержки представлена в таблице 4.
Таблица 4. Система государственной поддержки в Российской Федерации
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
Основные принципы Доступность. Прозрачность. Гарантированно сть. Адресность. Целевое использование. Прямой доступ. Конкурсная основа.
Основные направления Стимулирование инновационной деятельности МСБ. Поддержка сельхозпроизводителей. Поддержка муниципальных программ развития МСП. Поддержка экспортно-ориентированных компаний; Обучающие программы. Поддержка начинающих предпринимателей. Поддержка модернизации производства. Поддержка малых компаний, заключивших договоры лизинга оборудования. Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП (бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки). Создание региональных центров координации поддержки экспортно-ориентированных компаний МСП. Поддержка микрофинансирования. Создание региональных гарантийных фондов.
Инструменты Гранты. Субсидии. Семинары и курсы повышения квалификации. Бюджетные инвестиции. Государственные гарантии. Льготное кредитование.
Составлена автором по материалам исследования
Проведя анализ статистических данных развития МСП, а также систематизировав программы государственной поддержки МСП, можно сделать вывод - предпринимательский климат России в последние годы значительно улучшился, но тем не менее темпы раз-
вития этого сегмента экономики необходимо наращивать, в том числе и путем совершенствования механизмов государственной поддержки. Можно выделить основные проблемы и механизмы их преодоления в таблице 5.
Таблица 5.Проблемы и механизмы совершенствования форм поддержки СМП
(составлена автором)
Форма поддержки Проблемы Механизм совершенствования
1 2 3
Организационная Необходимо выделить социальные категорий бизнеса для получения прямой, гарантированной и адресной поддержки Государству принимать на себя риски за развитие МСП в таких сегментах, как: - молодежное предпринимательство; - малый агробизнес; - инвалиды; - пенсионеры; - бизнес в малых городах России «депрессивных регионах»;
- одинокие матери.
Финансовая Двухуровневая система поддержки ущемляет права СМП на получение поддержки в одном месте (по принципу «одного окна»). Для получения большинства форм финансовой поддержки требуется один и тот же пакет документов и соблюдение одних и тех же условий. Ввести принцип «одного окна» для получения всех видов финансовой поддержки.
Объем поддержки в регионе зависит от активности местных властей в этой сфере деятельности - это ущемляет права предпринимателей, ведущих предпринимательскую деятельность в так называемых «депрессивных регионах», и приводит к еще большему расслоению регионов по уровню развития и доходов Создание федеральных структур оказания поддержки поможет СМП в получении прямой адресной поддержки, независимо от активности местных властей.
Создавая бизнес в «депрессивных» регионах, СМП испытывают большие трудности (финансовые, инфраструктурные, информационные), чем СМП, ведущие свою деятельность в городских и районных центрах. Стимулировать таких предпринимателей на создание бизнеса в «депрессивных регионах» за счет предоставления налоговых льгот на период становления бизнеса от 1-3 лет, создавая таким образом в «депрессивных» регионах зоны благоприятного ведения бизнеса.
Установление верхнего порога финансовой поддержки не дает СМП возможности браться за серьезные, капиталоемкие долгосрочные проекты по модернизации производства и внедрения инноваций. 1.Использовать «индивидуальный подход» при принятии решения о предоставлении поддержки. Классифицировать финансовую помощь СМП по следующим принципам: «стартовые деньги» для создания собственного бизнеса людям, имеющим свободную профессию, при условии подтверждения своей квалификации и практического опыта (юристы, врачи, хореографы, музыканты), в необходимом объеме и под льготные проценты. Подобные программы есть в Германии для поддержки квалифицированных работников по созданию частной практики. Годовая процентная ставка по таким программам в Германии не превышает 3 % годовых; «капитал для предпринимателей» - для предпринимателей, доказавших свою эффективность и осуществляющих успешную деятельность в течение 3-5 лет - предоставлять «длинные кредитные деньги» с субсидированием процентной ставки на модернизацию производства; «капитал для инвестиций» - предоставлять предпринимателям, работающим эффективно более 5 лет финансирование на внедрение инноваций, энергосберегающих технологий, модернизацию (50% на 50% с государственной помощью) при условии доказательства эффективности таких внедрений
Имущественная Отсутствие в достаточном количестве помещений, пригодных для ведения бизнеса Государственная программа стимулирования повсеместного распространения технопарков и бизнес-инкубаторов (государственных, муниципальных, частных). Стимулировать создание бизнес-инкубаторов в системе среднего и высшего образования, также активно создавать социальные бизнес-инкубаторы, для стимулирования и поддержки отдельных социальных категорий бизнеса (см. п.1 табл.)
Поддержка кластерного развития Региональные власти должны определить конкурентное преимущество региона исходя из его экономико-географического положения и, возможно, привлечь для этого транснациональные корпорации, а государство в свою очередь должно создать конкурентные условия для развития в регионах малого и среднего бизнеса, на основе модели кластерного развития всей страны в целом. В свою очередь бизнес-сообщество, также должно инициировать свои программы кластерного развития.
Информационная Отсутствие в достаточном количестве информации о возможностях получения поддержки Отсутствие действенной помощи в продвижении товаров на зарубежные рынки Распространение через налоговые, банки, образовательные учреждения «азбуки поддержки предпринимательской деятельности» Популяризация на государственном уровне идеи малого бизнеса, воспитание через систему образования предпринимательских качеств и навыков у молодежи (по данным мониторинга среди студентов и школьников - большинство из них мечтают стать чиновниками) Создание при университетах консультационных и экспертных групп с успешными предпринимателями. Ввести критерии эффективности структур, оказывающих поддержку на региональном уровне. Необходимо создавать региональные центры координации поддержки экспортно-ориентированных компаний МСП, а также активнее привлекать к решению этих проблем ТИП
Библиографический список
¡.Таблица составлена по данным Рос-стата.Источник
http://www.rcsme.ru/common/totals.asp 2.Источник данных: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/sme/ facts-figures-analysis/performance-review/index en.htm#h2-3
3. А.Барсукова, В. Козлов, В.Кот «Прибыло пополнение» // Эксперт ЮГ, №1719, 13-26 мая 2013 г.
4.А.Бессонов «Малый бизнес недостаточно использует возможности крупного» // // Эксперт ЮГ, №17-19, 13-26 мая 2013 г.
Bibliographic list
l.The table is compiled according to Rosstat.Sourcehttp://www.rcsme.ru/comm on/totals.asp 2.Source of data: :
http://ec.europa.eu/enterprise/policies/sme/ facts-figures-analysis/performance-review/index en.htm#h2-3
3. A.Barsukova, Kozlov, V. Cote "Came recruitment" / / Expert SOUTH № 17-19 13-26 May 2013
4.A.Bessonov "Small business is not enough leverages the large" / / Expert SOUTH № 17-19 13-26 May 2013
М.Л. Фейгель
СИТУАТИВНО-СИНХРОННЫИ МАРКЕТИНГ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕЛОВЫХ УСЛУГ
Аннотация
Услуги продвижения СПУР должны четко позиционироваться относительно ситуации, в которой требуется принять управленческое решение, настраиваться на нее и развиваться вместе с ней.
Annotation
Spurrier promotion services should be clearly positioned on the situation in which you want to accept the administrative decision, tune in to it and grow with it.
Ключевые слова
Маркетинг компетенции, сервис поддержки управленческих решений, синхромарке-тинг, событийный маркетинг.
Keywords
Marketing expertise, service support management decisions, sinhromarketing, event marketing.
В ходе рыночных преобразований в отечественной экономики сформировалась новая сфера деловых услуг, которая представлена самыми различными сервисами: правовыми, бухгалтерскими, информационно-компьютерными, маркетинговыми и т.д. Существование масштабных и постоянно развивающейся сферы деловых услуг,- это естественное явление для страны с развивающейся инновационной экономикой.
Сегодня фирмы деловых услуг используют как традиционные подходы так и специальные маркетинговые приемы и методы.
Одним из видов деловых услуг характеризуемый высокой степенью участия в процессе выработки решений, является сервис поддержки управленческих решений (СПУР), основу которого
составляют услуги по информационно-аналитическому обеспечению разработки и реализации управленческих решений, а также участия сотрудников сервисной фирмы в процессе принятия и осуществления этих решений.
Значимость управленческих решений для будущего предприятия делает обязательным использование прогноза при оказании сервиса поддержки управленческих решений, реализация которого преимущественно осуществляется в сотрудничестве с руководством предприятия. Указанные особенности сервиса поддержки управленческих решений формируют совокупность уникальных свойств товарного предложения, для раскрытия которого необходима разработка специального направления маркетинга- маркетинга компетенции, позволяющего реализовать продукты и услу-