Научная статья на тему 'Малый бизнес: правила игры, зарубежный опыт и российские реалии'

Малый бизнес: правила игры, зарубежный опыт и российские реалии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
736
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TRUST / BUSINESS CLIMATE / CORRUPTION / DEVELOPMENT OF COMPETITION / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP / INNOVATION ECONOMY / SOCIAL STABILITY / IMPORT SUBSTITUTION / EXPORT SUPPORT / TECHNOLOGICAL RENEWAL OF PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерохина Елена Вячеславовна

The paper considers the role of small and medium-sized businesses in developing economies. The experience of successful international practices in the establishment, support and development of small business. It is proved that a small business in many countries is the foundation of development, stability of economies and societies, the flagship of the progress of the innovation economy. It was found that the state's role should not be limited to micromanagement and control unplanned inspections, it should be focused on providing real help to stimulate entrepreneurial activity and strengthening of trust between government and business. The conclusions and recommendations that can be used by the authorities of the Russian Federation, subjects of management in the process of formation and implementation of regional programs to support small and medium-sized businesses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес: правила игры, зарубежный опыт и российские реалии»

МАЛЫЙ БИЗНЕС: ПРАВИЛА ИГРЫ, ЗАРУБЕЖНЫЙ

_ __о _ _ _

ОПЫТ И РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ

Ерохина Е. В.

ФГБОУ ВО Московский государственный технический университет им.

Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), филиал в г. Калуге

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Received 22 October 2016 Accepted 09 November 2016 Published 15 November 2016

KEYWORDS

trust,

business climate, corruption,

development of competition, small and medium-sized entrepreneurship, innovation economy, social stability, import substitution, export support, technological renewal of production

The paper considers the role of small and medium-sized businesses in developing economies. The experience of successful international practices in the establishment, support and development of small business. It is proved that a small business in many countries is the foundation of development, stability of economies and societies, the flagship of the progress of the innovation economy. It was found that the state's role should not be limited to micromanagement and control unplanned inspections, it should be focused on providing real help to stimulate entrepreneurial activity and strengthening of trust between government and business. The conclusions and recommendations that can be used by the authorities of the Russian Federation, subjects of management in the process of formation and implementation of regional programs to support small and medium-sized businesses.

© 2016 The Author.

До 2008 г. малый бизнес в Российской Федерации рассматривался как единый сектор, состоящий из малых рыночных структур. С принятием Федеральный закон РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», малый бизнес был дифференцирован на микро-, малые и средние предприятия и получил название - МСП. В Федеральном законе [1] были установлены новые критерии выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. С января 2008 г. критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки [2] от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (табл. 1).

Таблица 1. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства в РФ

Критерий Средние предприятия Малые предприятия Микропредприятия

Средняя численность работников от 101 до 250 человек включительно до 100 человек включительно до 15 человек включительно

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) 1000 млн. руб. 400 млн. руб. 60 млн. руб.

Развитие малого и среднего бизнеса во всем мире является флагманом прогресса инновационной экономики. Многократно доказано, что ни один из факторов экономического роста и существенного увеличения ВВП по своей значимости не может сравниться с развитием малого предпринимательства, которое, защищая и поощряя свободную конкуренцию, составляет основу не только материального благосостояния, но и национальной безопасности страны. Именно малый бизнес во всем мире становится социальным фундаментом экономики, стабильности общества и государства [3]. Например, в Финляндии, путь к малому бизнесу открыт всем, включая некоренное население, созданы благоприятные условия для развития малого бизнеса, причем правила одинаковы для всех предпринимателей - финнов и не финнов.

Опыт Финляндии - поддержка для всех

В настоящее время в Финляндии насчитывается около 260000 компаний, 93% из них небольшие фирмы, имеющие в штате от 1 до 9 человек. На долю фирм, основанных иностранцами или представителями некоренного населения, приходится 3% от общего количества фирм и предприятий Финляндии, что составляет примерно 6 500 фирм [4]. Предприниматель, открывающий своё дело в Финляндии, может использовать несколько моделей финансирования своего бизнеса.

Самый распространённый вариант поддержки - «стартовые деньги», выделяются государством в качестве материальной помощи предпринимателю. Стартовая сумма денег предоставляется предпринимателю, если он других пособий не получает и других источников доходов не имеет. «Стартовые деньги» государство даёт начинающему бизнесмену в основном для покрытия расходов на его проживание и питание, однако налог с этой суммы всё же взимается. Заявку на получение стартовых денег нужно подавать по месту жительства в специальный Центр предпринимательства и трудового обеспечения, который называется «ELY-keskus».

Государственный фонд «Финнвера» - ещё один источник финансирования начинающих предпринимателей, специализируется на выдаче кредитов перспективным компаниям. Кредит в фонде «Финнвера» можно получить только после оценки экспертами фонда экономической деятельности открывающейся компании. Фонд помогает постоянно проживающим на территории страны предпринимателям не финского происхождения.

В Финляндии широко распространены бизнес-инкубаторы, где новые фирмы получают финансовую, информационную и консультационную помощь. Инкубаторы, как правило, находятся в муниципальных Центрах предпринимательства и трудового обеспечения. В свою структуру финские бизнес-инкубаторы принимают малые инновационные и только перспективные фирмы, которые занимаются реализацией оригинальных бизнес-идей и имеют регистрацию в финском регистре учета. Также за финансовой поддержкой зарегистрированные фирмы могут обращаться в национальный инновационный фонд «Текес» и Фонд изобретательства.

Опыт Японии - запрет на монополии

Интересен и познавателен опыт поддержки и развития малого бизнеса в Японии, где самобытная культура самураев и гейш гармонично сочетается с высочайшими технологиями и мировыми достижениями науки. В недрах этой страны нет полезных ископаемых (что было, уже исчерпано). Единственный ресурс, которым Япония может по праву гордиться - это труд ее населения. Здесь очень высокий уровень образования, среднее образование дети начинают получать с 5 лет.

Япония - это страна частного предпринимательства. В промышленности государству принадлежит только монетный двор. После войны американские оккупационные власти провели в стране экономические реформы. Тогда, в условиях разрухи, были национализированы магистральные железные дороги, телефон и телеграф, но в 1980 гг. они снова перешли в частные руки. В этой стране к малому бизнесу относятся 99% всех предприятий, где работает 88% всех занятых.

Малый бизнес крайне важен для японского государства, поэтому оно всячески старается его поддерживать и развивать. В Японии действует закон, запрещающий крупному предприятию становиться монополистом в своей отрасли. За соблюдением закона следит антимонопольное ведомство. Если права малого предприятия были ущемлены, то разбираться с возникшей ситуацией будет управление по делам малого бизнеса. Основные направления поддержки и стимулирования малого предпринимательства в Японии:

• крупные банки предоставляют программы и льготы по финансированию малого бизнеса;

• льготы по закупке и модернизации оборудования, реставрации производственных помещений, сооружений;

• для малого бизнеса предусмотрена ускоренная льготная амортизация оборудования, зданий и сооружений, что является стимулом для покупки нового оборудование, обновления парка;

• налоговые льготы, позволяют МСП резервировать часть прибыли. Ставки налогов на доходы бизнеса и кооперативов МСП составляют 27-28% по сравнению с 37,5% для крупных фирм;

• государство оказывает содействие, финансовую поддержку МСП в подготовке кадров, отвечающих современным требованиям. В шести государственных региональных институтах малого предпринимательства при Государственной корпорации по развитию МСП готовятся менеджеры и инструкторы для организации обучения непосредственно на фирмах, осуществляется переподготовка специалистов органов местного самоуправления, отвечающих за

консультационную и методическую работу на небольших фирмах. Институтами организуются заочные курсы для тех, кто не имеет возможности проходить обучение с отрывом от производства;

• государство создает информационные сети, предназначенные для обслуживания малого и среднего бизнеса. Центр региональной информатизации МСП с отделениями во всех префектурах, содействует внедрению информационного сетевого оборудования, разработке коммуникационных технологий, организует консультации и методическую помощь, частично финансируя такую работу. Здесь занимаются разработкой единых норм и стандартов программного обеспечения, внедрением достижений в этой области;

• государственная корпорация по развитию МСП создаёт базы данных для использования (ТПП, ассоциации малых и средних фирм). Центр по автоматизации управленческой деятельности проводит консультации и руководит внедрением компьютерной техники;

• в центрах комплексного руководства МСП при исполнительных органах местной власти в столице, префектурах и крупнейших городах работают специалисты по обследованию состояния небольших предприятий. Они разрабатывают конкретные рекомендации по улучшению хозяйствования, эти мероприятия частично финансируются из госбюджета.

Опыт Германии

В Германии распространен опыт ведения бизнеса малыми семейными предприятиями. В них трудятся на постоянной основе не более 9 работников, годовой доход составляет не более 700 тыс. евро. Сегодня в Германии насчитывается почти 3,5 млн. малых предприятий, и это составляет 80% всех предприятий страны. На таких предприятиях трудится 70% трудоспособного населения, которые обеспечивают более 40% всех налоговых отчислений - это половина всего ВВП страны. Малый бизнес в Германии помог стремительному росту немецкой экономики еще в 50-60 гг. ХХ столетия, обеспечив страну половиной рабочих мест. В 1978 г. правительство ФРГ приняло программу о стимулировании накоплений для открытия собственного дела. Благодаря этому частным лицам стали выдавать кредиты на довольно длительные сроки под низкие проценты с твердой процентной ставкой и погашением кредита строго по составленному еще до заключения кредитного договора плану [5].

Опыт Чехии - модель идеального бизнеса

Что собой представляет модель малого бизнеса в Чехии? Если представить аддитивную модель чешского бизнеса, то выразить ее можно так:

Предпринимательство в Чехии = австрийская педантичность + немецкая аккуратность + английская честность + американский размах

На постсоветском пространстве в Европе Чехия одна из немногих, кто сумел не просто выжить в новых условиях, а извлечь из рыночной экономики максимальную выгоду и обеспечить высокий уровень жизни в стране. Чешская экономика одна из самых стабильных в Европе и в этом, по существу, секрет её процветания. Мировой кризис со всеми его последствиями, благодаря грамотной и продуманной политике государства, несущественно отразился на экономической жизни страны.

Если называть сильные стороны Чехии в широком понимании, то к ним относятся: климат и банковская система; твердые гарантии сохранности вложений, закрепленные в законодательстве; замки и лояльная налоговая политика (максимальная ставка налогов для юридических лиц по закону не может превышать 20% годовых); пиво и промышленное производство; низкие цены на сырье и рабочую силу; инвестиционная политика и доступная недвижимость; низкий порог стартового капитала при входе практически в любой вид деятельности и др. По мнению экспертов ОЭСР Чехия - это налоговый рай для семей с детьми, т.к. родителям предоставляются налоговые льготы. У женатого мужчины, который воспитывает двоих детей, а жена не работает, налог с заработной платы составит порядка 26%. Для сравнения его холостой коллега заплатит налогов с зарплаты более 42%.

Экономика Чехии развивается сбалансировано, в ней нет «перекосов». Равномерно развиваются все сектора: крупные промышленные компании, финансовый и банковский бизнес, автопром, производство электроники, ЖК-телевизоров и мониторов. Средний бизнес осваивает легкую промышленность и производство продуктов питания. Малые и микро фирмы работают в сфере гостиничного, ресторанного, туристического и пр. бизнеса. По статистике чехи самые обеспеченные из всех жителей Восточной Европы, их среднемесячный доход не опускается ниже 600 евро. В республике самый низкий порог безработицы - не более 2-5% населения и это в том числе благодаря, развитию малого бизнеса. Чешская экономика занимает 31 место по развитию в мире и имеет большие перспективы, чем такие развитые страны, как Германия или Голландия [6].

Существенную роль в развитии бизнеса играет доверие. Доверие населения, предпринимателей, потребителей в чешскую экономику в августе 2016 г. увеличилось на 1,4 пункта и составило 96,8 пунктов. По сообщениям чешского управления статистики доверие потребителей в августе 2016 г. достигло 104,3 пунктов. За последний год потребители стали меньше боятся ухудшения экономической ситуации, стали больше тратить и перестали бояться безработицы и роста цен [7].

Выводы и рекомендации

Таким образом, малое предпринимательство наиболее уязвимая форма бизнеса и требуется не диктат государства и его мелочная опека, а проведение активной экономической политики со стороны власти, направленной на создание стимулирующей экономической, политической и социальной среды, на обеспечение высокого уровня доверия населения к власти. По нашему мнению, критическое изучение опыта успешных зарубежных стран в этой области будет полезно при формировании и поддержании малого бизнеса в России.

На наш взгляд, необходим системный подход к поддержке субъектов МСП, нужна целевая комплексная программа, предусматривающая разработку специального законодательства, реальная государственная поддержка, поощрение инициативы и объединения усилий самих малых предприятий, деятельность которых может обеспечить нормальное функционирование рынка многих товаров и услуг.

Обязательным условием развития малого бизнеса в стране также является противодействие коррупции и развитие конкуренции. Коррупция и чиновничий произвол сегодня - препятствия для развития бизнеса и общества. В 2008 г. В. Путин так оценил состояние госаппарата: «Сегодняшний госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более на динамичное развитие структурой». В 2015 г. Президент поставил коррупцию в один ряд с терроризмом как основную опасность, угрожающую национальной безопасности России. Только за девять месяцев 2015 г. было возбуждено 8800 уголовных дел по коррупции, 11000 государственных служащих привлечены к административной ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства. Необходимо контролировать работу структур, ответственных за расход бюджетных средств, уже на ранних этапах выявлять личную заинтересованность тех, кто недобросовестно распоряжается бюджетными средствами.

Борьба с коррупцией неотделима от развития и поддержания здоровых конкурентных отношений. Конкуренция - одна из главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. Конкурентоспособность - многоплановая экономическая категория, которая оценивается на нескольких уровнях: конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отрасли, региона, страны [8]. Однако конкурентное производство до сих пор сосредоточено главным образом в сырьевом и добывающем секторах. Только изменив структуру экономики, мы сможем решать масштабные задачи в сфере безопасности и социальном развитии, создать современные рабочие места и повышать качество и уровень жизни миллионов наших людей [9].

В регионах России есть успешные предприятия в промышленности, сельском хозяйстве, малом и среднем бизнесе. Однако их число очень незначительно. Перед руководством регионов и страны стоит задача - создать такие условия для бизнеса, чтобы число таких компаний росло быстро и во всех отраслях. На достижение этой цели должны быть направлены программы импортозамещения и поддержки экспорта, технологического обновления производств и подготовки профессиональных кадров.

Малый бизнес в условиях кризиса кране уязвим, и оказался в зоне риска. Правительство, руководство регионов должны предложить специальные программы поддержки МСП, а налоговые условия для бизнеса в предстоящие годы меняться не должны. И как сказал Президент в послании Федеральному Собранию РФ необходимо сформировать единый, целостный механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей [9].

Однако, несмотря на лозунг «Сделать свободу предпринимательства важнейшим экономическим и общественно значимым вопросом», предоставленные широкие полномочия недавно созданной (а точнее переименованной) Федеральной корпорации развития малого и среднего бизнеса, предприниматели пока не видят качественных подвижек в поддержке бизнеса, в деятельности контрольных и надзорных ведомств. Целая армия контролеров по-прежнему мешает работать добросовестному бизнесу. Президент РФ дал поручение Правительственной комиссии по административной реформе совместно с деловыми объединениями устранить избыточные и дублирующие функции контрольно-надзорных органов... В результате: за 2014 г. следственными

органами возбуждено почти 200 тысяч уголовных дел по так называемым экономическим составам. До суда дошли 46 тысяч из 200 тысяч, еще 15 тысяч дел развалилось в суде. Приговором закончились 15% дел. При этом абсолютное большинство, около 80% предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. То есть, как выразился Президент В. Путин «их попрессовали, обобрали и отпустили». Вопрос: как действия следственных органов и прокуратуры отразились на состоянии делового климата и уровне доверия в стране? Ответ очевиден - это прямое разрушение делового климата. И в послании федеральному собранию РФ Президент [9] подчеркнул, что роль правоохранительной, судебной системы состоит в том, чтобы оградить экономику, граждан от мошенничества и преступников и защитить права, собственность, достоинство всех, кто соблюдает закон, честно ведет свое дело.

В регионах, на местах необходимо укреплять доверие между властью и бизнесом, улучшать деловой климат в стране. Успех «самореализации» конкретного общества зависит не от рыночных принципов и не от приверженности традициям, но от «одного, распространившегося повсюду элемента культуры - уровня доверия, существующего в обществе» [10].

Экономический и инновационный прогресс, есть своего рода «награда» обществу за внутреннюю гармонию, отсутствие которой препятствует хозяйственному процветанию. Обрести гармонию возможно лишь в процессе общественной эволюции, не допускающей «перепрыгивания» через отдельные ее этапы. Применительно к российским условиям, это означает, что нам предстоит долгий путь, от которого не избавят ни разумные законы, ни рыночная экономика, ни частная собственность, ни активное развитие бизнеса. В социально-экономическом обществе должна сложиться новая система ценностей - только тогда возможно будет говорить о создании в России современного общества, развивающегося по инновационному пути.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // ЦКЪ: http://giod.consultant.ru/documents/921317.

2. Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» //ЦКк http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141973/

3. Мильнер Б.З., Орлова Т.М. Малый бизнес: проблемы организации и управления // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 4.

4. Практические советы начинающим предпринимателям. Свой бизнес в Финляндии//URL:http://finland.fi/ru/biznes-i-innovatsii/svoj-biznes-v-finlyandii-prakticheskie/

5. Особенности ведения бизнеса в Германии //ЦК^ ttps://biznes-prost.ru/osobennosti-vedemya-biznesa-v-germanii.html.

6. Чехия: модель идеального малого бизнеса //ЦК^ http://www.openbusiness.ru/html_euro/Chehia_open5.htm.

7. Чехи верят в свою экономику // ЦКк http://www.livenews.cz/news/incidents/201608241400/

8. Ерохина Е.В. Проблемы доверия при создании российской инновационной системы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. - 19 (208). С. 32 - 39.

9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 03.12.2015 г. // ЦКк http://kzrf.ru/news-poslanie-prezidenta-rf-federalnomu-sobraniu-2015-12-07.html.

10. Ерохина Е.В. Влияние ряда факторных величин на процессы инновационного развития региональной и национальной экономики России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. - 33 (174). С. 19 - 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.