Научная статья на тему 'Средний бизнес как драйвер роста отечественной экономики'

Средний бизнес как драйвер роста отечественной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ДРАЙВЕР РОСТА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / MEDIUM-SIZED BUSINESSES / DRIVING FORCE FOR ECONOMIC GROWTH / SMALL BUSINESS / TAX PREFERENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колодняя Галина Владимировна

Представлен анализ роли среднего бизнеса в национальной экономике. Рассматриваются причины, по которым российский средний бизнес не может на настоящий момент претендовать на исполнение роли драйвера роста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyzes the role of medium-sized businesses in the national economy and reveals reasons why medium Russian business today fails to become the driving force for economic growth

Текст научной работы на тему «Средний бизнес как драйвер роста отечественной экономики»

УДК 334.7:330.3 (045)

средний бизнес как драйвер роста отечественной экономики*

Представлен анализ роли среднего бизнеса в национальной экономике. Рассматриваются причины, по которым российский средний бизнес не может на настоящий момент претендовать на исполнение роли драйвера роста.

Ключевые слова: средний бизнес; драйвер роста; малый бизнес; налоговые преференции.

The author analyzes the role of medium-sized businesses in the national economy and reveals reasons why medium Russian business today fails to become the driving force for economic growth.

Keywords: medium-sized businesses; driving force for economic growth; small business; tax preferences.

Колодняя Галина Владимировна

д-р экон. наук, профессор кафедры микроэкономики Финансового университета E-mail: kolodnyaya@yandex.ru

Роль среднего бизнеса в национальной экономике

Во всем мире принято считать средний бизнес одним из важнейших факторов стабильности национальной экономики. Для того чтобы оценить реальный вклад среднего бизнеса в экономику, обратимся к опыту ЕС, где сектор среднего бизнеса образует своеобразный фундамент благополучия наций. Хотя на долю сегмента средних предприятий приходится не более 1% общего количества организаций, именно ими обеспечивается пятая часть, или 20%, общего оборота организаций, 18% общей экономической добавленной стоимости и 17% общей занятости [1] (табл. 1).

В секторе малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) включающем микро-, малые

и средние предприятия, именно средние предприятия занимают главенствующую позицию. Так, средним бизнесом создается более трети всего оборота и добавленной стоимости, что означает следующее. Суммарный оборот 220 тыс. средних предприятий в странах ЕС сопоставим с суммарным оборотом более 18 млн микропредприятий и около 1,5 млн малых предприятий [1]. Аналогичные показатели характерны и для экономики США.

критерии отнесения организаций к среднему бизнесу

Главный критерий отнесения организаций к категории МСП во всем мире — количество работников. Наиболее распространенным является пороговое значение занятых до 250 человек. В некоторых странах ЕС к сектору МСП принято относить предприятия с количеством работающих до 200 человек. В США к сектору МСП относят предприятия с количеством работающих до 500 человек, в Японии и Корее — до 300 человек.

Внутри сектора МСП выделяют микропредприятия с количеством занятых до 10 человек и малые предприятия с количеством работающих до 50 человек. Дополнительным критерием отнесения организаций к сектору МСП служит величина годового оборота или выручки от реализации продукции (выполненных работ или оказанных услуг), которая не должна превышать 50 млн евро.

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета 2014 года ВТК-ГЗ-58-14 по теме «Быстрорастущие компании как фактор развития российской экономики».

Таблица 1

основные показатели деятельности компаний в 27 странах Ес (2009 г.)

Показатель Единица измерения Микро- Малые Средние МСП Крупные Всего

Количество организаций Тыс. 18 788 1402 220 20 410 43 20 453

Процентная доля в секторе МСП % 92 7 1 100 0 100

Оборот Млн евро 4 402 000 4 504 000 4 564 000 13 470 000 9917000 23387000

Добавленная стоимость Млн евро 1251000 1 132000 1070000 3 453 000 2537000 5 990 000

Количество занятых Чел. 38 890000 27 062 000 21957000 87 909 000 42 895 000 130 804 000

Оборот % 19 19 20 58 42 100

Добавленная стоимость % 21 19 18 58 42 100

Занятость % 30 21 17 68 32 100

Источник: [1].

Повышение роли среднего бизнеса в экономике

Возрастание в последние десятилетия во всем мире роли среднего бизнеса в экономике связано с развитием процессов глобализации, активным распространением информационных технологий, активизацией института аутсорсинга, усиливающейся специализацией организаций. Две важнейшие современные тенденции сделали возможной работу предприятий малого и среднего бизнеса на ранее не доступных для них рынках:

• произошло нивелирование основного преимущества крупного бизнеса — экономии на масштабах производства (благодаря роботизации и другим видам информационных технологий);

• получила широкое распространение передача крупными фирмами непрофильных подразделений хозяйственной деятельности «на сторону» — аутсорсинг.

Углубление специализации и дальнейшее освоение узких сегментов рынка в совокупности с ужесточением конкурентной борьбы, быстрой сменой рыночной конъюнктуры побудили руководителей организаций среднего бизнеса активизировать работу, направленную на совершенствование технологических процессов и осуществление научных исследований, что потребовало увеличения финансирования затрат на R&D (Research and Development).

Важнейшими показателями, свидетельствующими о возрастании роли сектора МСП в национальной экономике, являются доля ВВП, создаваемого в этом секторе, и количество занятых в нем работников. В странах с развитой рыночной экономикой в секторе МСП в настоящее время производится более половины ВВП и занято более половины рабочей силы страны. В странах ЕС в секторе МСП создается 65% ВВП и заняты 68% работников (табл. 1). В этот сектор направляется более 50% совокупных инвестиций.

В экономике США имеет место схожая ситуация. 50% ВВП производится американскими малыми и средними предприятиями. На малых и средних предприятиях США работают 50% экономически активного населения. В экономике Франции наблюдается похожая тенденция: в секторе МСП заняты 65% работников, на эту сферу приходится более 50% товарооборота и 53% добавленной стоимости, производимой в промышленности, торговле и сфере услуг, а также 30% экспорта. В Японии почти половина ВВП создается малым и средним бизнесом, в сфере МСП занята подавляющая часть рабочей силы страны — 80% [2].

значимость среднего бизнеса для отечественной экономики

Анализ развития сектора МСП в России показывает существенно иную картину, чем в большин-

Таблица 2

сравнение основных параметров сектора МОП в России (2010 г.), Ес и сША (2009 г.)

Страна Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия МСП (всего)

Количество, тыс.

Россия 5037741 227 742 17 723 5283206

США 14 049 000 468000 191 000 14 709 000

ЕС 18 788 000 1 402 000 220000 20410000

Доля в секторе МСП,%

Россия 95,4 4,3 0,3 100

США 95 3 1,3 100

ЕС 92 7 1,1 100

Справочно: количество организаций в России,%, к

США 35,8 48,6 9,3 35,9

ЕС 26,8 16,3 8,1 25,9

Источник: рассчитано автором по данным фонда «Ресурсный центр малого предпринимательства» [4].

стве зарубежных стран. Российский сектор малых и средних предприятий занимает гораздо более скромное место в национальной экономике. В отличие от стран ЕС, в нашей стране сферой МСП создается только 26% ВВП, в этом секторе заняты 14% работников и обеспечивается 28% всей выручки [3]. По числу организаций отечественный сектор МСП также значительно уступает зарубежному. В России размер сферы МСП в абсолютных значениях количества организаций в несколько раз ниже, чем в США или странах ЕС (табл. 2). В структуре действующих организаций средний бизнес занимает 0,3% общего количества малых и средних предприятий при типичном для западных стран уровне свыше 1%. Иными словами, ставшие общепринятыми утверждения о слабом развитии малого и среднего бизнеса в нашей стране имеют практически неизвестный структурный аспект: эта слабость относится в первую очередь к среднему бизнесу, в то время как положение с малым бизнесом не столь катастрофично. Показатели отечественного среднего бизнеса крайне скромны: он обеспечивает лишь 3,9% общего оборота и дает занятость чуть более 3% рабочей силы страны [3].

Приведенные данные наглядно свидетельствуют, с одной стороны, о существовании скрытого потенциала отечественного среднего бизнеса, поскольку успешное развитие среднего бизнеса может стать одним из факторов роста национальной экономики и придать ей определенную

устойчивость, особенно в периоды колебаний мировой конъюнктуры (мировые кризисы и рецессии) и снижения цен на энергоносители на мировом рынке. С другой стороны, очевидна недостаточная развитость сферы среднего бизнеса. В связи с этим представляются актуальными ряд вопросов:

• если средние предприятия вполне конкурентоспособны в США и Европе, почему в России они не могут занять аналогичного положения в экономике;

• почему сфера среднего бизнеса в отечественной экономике находится в зачаточном состоянии;

• насколько реальной является поддержка, оказываемая государством среднему бизнесу в отечественной экономике?

Прежде чем ответить на поставленные вопросы, необходимо определить, какие предприятия относятся в нашей стране к среднему бизнесу.

Недооценка законодателем роли среднего бизнеса

Основным законом, регулирующим деятельность сферы среднего бизнеса, является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ). Следует подчеркнуть, что до его принятия средний бизнес в России не выделялся, а на практике учитывался

в составе крупного. Начиная с 2008 г. к среднему бизнесу в Российской Федерации отнесены коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), удовлетворяющие следующим критериям:

1) доля участия в уставном капитале предприятия не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год должна находиться в пределах от 101 до 250 человек включительно;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов не должна превышать 1000 млн руб.1.

Представляется, что принятие Закона № 209-ФЗ хотя впервые и закрепило в законодательстве понятие среднего бизнеса, однако не смогло коренным образом изменить существовавшую на протяжении почти двух десятков лет практику невнимания по отношению к среднему бизнесу. Причины этого связаны не только с запоздалым принятием закона, но и продиктованы содержанием этого документа. Несмотря на то что в названии Закона № 209-ФЗ номинально присутствует словосочетание «средний бизнес», фактически содержащиеся в нем меры поддержки направлены в большей степени на малый бизнес.

Детальный анализ содержания статей Закона № 209-ФЗ вынуждает констатировать имеющееся несоответствие между заявленными принципами, представленными в Законе, и реальной направленностью предлагаемых мер поддержки. Так, сформулированные в ст. 6 принципы равного доступа к получению поддержки адресованы малому бизнесу. Основная часть налоговых преференций, содержащихся в ст. 7 Закона № 209-ФЗ, также направлена на малые фирмы при почти полном игнорировании сферы среднего бизнеса. Ст. 15 Закона № 209-ФЗ, содержащая перечень институтов поддержки, в большей мере относится к малому бизнесу [5]. Очевидно, что средний бизнес практически не заинтересован в бизнес-инкубаторах, палатах и центрах ремесел, консультационных, маркетинговых и учебно-деловых центрах (по крайней мере, в той форме, в которой они существуют в России), не может претендовать

1 Предельные значения выручки от реализации товаров были установлены постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

на поддержку центров и агентств по развитию предпринимательства, государственных и муниципальных фондов поддержки предпринимательства. Теоретически большое значение для среднего бизнеса могли бы иметь агентства по поддержке экспорта товаров, однако их деятельность на сегодняшний день в нашей стране находится в зачаточном состоянии. Из всего спектра предложенных данной статьей Закона № 209-ФЗ институтов средний бизнес извлекает реальную пользу из деятельности фондов содействия кредитованию, а также технопарков, научных парков, инновационно-технологических центров, резидентами которых иногда являются средние предприятия.

Последняя группа институтов поддержки дублируется еще в одном перечне организаций, представленном в ст. 22 Закона № 209-ФЗ. Мы опять встречаем в ней технопарки, центры коммерциализации технологий, технико-внедренческие, научно-производственные зоны. Как известно, технопарки и технико-внедренческие зоны создаются для того, чтобы облегчить внедрение инноваций в экономику, и предназначаются для фирм-первопроходцев — обычно небольших венчурных компаний, разрабатывающих новые виды изделий и новые технологии. Поэтому даже этот реально используемый средним бизнесом институт поддержки относится к среднему бизнесу лишь частично. В целом, представленные в Законе № 209-ФЗ перечни организаций поддержки адресованы почти исключительно сфере малого бизнеса.

Статья 23 «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности» Закона № 209-ФЗ также имеет адресатами предприятия малого бизнеса, поскольку предусматривает создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки в области ремесленной деятельности в виде палат ремесел, центров ремесел, и обеспечение их деятельности.

В дальнейшем следует отметить, что не только содержание, но и правоприменительная практика Закона № 209-ФЗ иллюстрирует направленность основных его положений в первую очередь на сектор малого бизнеса. Так, даже при беглом просмотре данных исследования «Приоритетные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2013 году на федеральном и региональном уровне», опубликованного Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства,

42

ЭКОНОМИКА и УПРАВЛЕНИЕ

можно убедиться в том, что выделенные средства направлялись исключительно на поддержку малых предприятий (табл. 3) [6].

При более детальном анализе представленного обзора можно в очередной раз убедиться в имеющих место приоритетах поддержки малого бизнеса. Программы по поддержке лизинга и модернизации производства, ориентированные на малые фирмы и начинающих предпринимателей, предусматривают субсидирование затрат при достаточно невысокой стоимости оборудования до 1 млн и до 10 млн руб. соответственно. Программы микрофинансирования также направлены на расширение доступа к финансированию микропредприятий и начинающих предпринимателей. Одним из условий предоставления микрозайма является то, что величина займа не должна превышать 1 млн руб. для каждого малого предприятия.

Программа по поддержке малых инновационных компаний тоже адресована малым инновационным компаниям на этапе стартапа. Ориентированность данной программы только на малый бизнес иллюстрируют данные за 2012 г., согласно которым поддержка была оказана свыше 1,5 тыс. предпринимателям из 58 регионов, что означает весьма скромный средний размер поддержки в 1,3 млн руб. в расчете на одну организацию [6]. Программы по подготовке и переподготовке кадров, направленные на поддержку молодежного предпринимательства, рассчитаны на сферу малого бизнеса и участие в них молодых предпринимателей (до 30 лет) с целью стимулирования создания молодыми людьми новых малых и микропредприятий.

Помимо того что поддержка экспортно-ориентированных малых компаний (субсидирование расходов по уплате процентной ставки, а также создание центров поддержки экспорта) ориентирована лишь на малый бизнес, весьма скромны ее объемы. По всей стране на эти цели выделено 390 млн руб., что позволяет сделать следующий вывод: поддержка экспортной активности в нашей стране носит зачаточный характер.

Анализируя программы помощи, осуществляемые Минсельхозом России, следует указать на то, что они также адресованы малому бизнесу, поскольку включают поддержку малых форм хозяйствования на селе, в частности поддержку начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.

Что касается Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, то он проводит работу в целях поддержки малого инновационного предпринимательства. Все программы, с которыми работает этот Фонд, ориентированы исключительно на малый бизнес2.

Завершая анализ содержания основных статей Закона № 209-ФЗ и практики его применения, можно сделать следующий вывод: несмотря на то что вышеуказанный нормативный акт адресован всему сектору МСП, фактически он приравнивает средний бизнес к разновидности малого бизнеса. Соответственно меры поддержки, представленные в Законе, в своем большинстве связаны с особенностями функционирования малых предприятий и ориентированы исключительно на них. Если отдельные положения Закона и устанавливают границы между малыми и средними предприятиями, делается это исключительно с целью воспрепятствовать среднему бизнесу в доступе к определенному классу льгот (как происходит, например с доступом к некоторым режимам налогообложения). Специальных мер поддержки, ориентированных именно на потребности среднего бизнеса, Закон № 209-ФЗ не предусматривает.

В результате средний бизнес, лишенный реальной поддержки со стороны государства в получении различного рода преференций, испытывает большие сложности в привлечении ресурсов на приемлемых условиях и поэтому вынужден развиваться за счет внутренних ресурсов. Предприятиям среднего бизнеса приходится идти на жесткую экономию затрат, часто прибегая к изъятию средств из инвестиционных проектов в ущерб будущему развитию бизнеса, что порождает тотальное недо-инвестирование, приводящее к стагнации бизнеса.

«Самый экономически осмысленный бизнес — это или совсем маленькие, или очень большие компании. Большой выживет, потому что у него низкие удельные издержки плюс благодаря эффекту масштаба. Малый бизнес — из-за низких фиксированных расходов. Самый уязвимый — средний

2 Так, участниками программы «Умник» являются молодые ученые до 28 лет. Программа «Старт» предусматривает участие только начавших работу малых инновационных предприятий (МИП). Программа «Развитие» также предполагает участие успешных МИПов, работающих в области освоения новых видов наукоемкой продукции и технологий. Программа «Кооперация» рассчитана на привлечение к процессу взаимодействия с крупным бизнесом малых наукоемких предприятий.

Таблица 3

Распределение средств федерального бюджета на реализацию программы Минэкономразвития России в 2012 г.

№ Мероприятия Выделено, млрд руб. % общего лимита Количество регионов, участвующих в программе

I Субсидии регионам на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства 19 91,3 82

1 Поддержка лизинга малых компаний (субсидирование лизинговых платежей и уплаты первого взноса, предоставление лизинг-гранта начинающим - до 1 млн руб.) 4,64 22,3 75

2 Создание гарантийных фондов (предоставляющих поручительства предпринимателям по кредитам в случае нехватки собственного залогового оборудования - до 70% суммы кредита) 3,2 15,4 40

3 Грантовая поддержка начинающих (предоставление безвозмездной субсидии начинающему предпринимателю в размере до 300 тыс. руб.) 2,14 10,3 57

4 Создание микрофинансовых организаций (предоставляющих займы до 1 млн руб. сроком не более 1 года по ставке, не превышающей 10% годовых) 2,09 10 37

5 Содействие малым инновационным компаниям (компенсация затрат действующим инновационным компаниям, предоставление грантов начинающим инноваторам - до 500 тыс. руб. на одного получателя поддержки, а также создание центров кластерного развития, прототипирования и др.) 1,97 9,5 58

6 Поддержка муниципальных программ, в том числе монопрофильных муниципальных образований (моногорода) (основные меры - гранты, лизинг, микрофинансирование и обучение) 2,37 11,3 48

7 Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства (предоставление сертификатов на обучение, компенсация затрат по подготовке, переподготовке персонала и организация обучающих мероприятий по различным вопросам ведения бизнеса) 0,46 2,2 39

8 Поддержка экспортно-ориентированных малых компаний (субсидирование расходов по уплате процентной ставки, а также создание центров поддержки экспорта) 0,39 1,9 40

9 Иное (мероприятия по энергоэффективности, техприсоединению, консультации, центры молодежного инновационного творчества, поддержка социального предпринимательства и частных детских садов) 1,74 8,4 -

II Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства: • бизнес-инкубаторы - от 900 кв. м • промпарки - от 20 тыс. кв. м • технопарки - от 5 тыс. кв. м 1,8 8,7 19

ВСЕГО 20,8 100 82

Источник: [6].

бизнес. Он несет издержки почти как большой, а выручку имеет ближе к малому. Это печально, потому что выглядит средний бизнес очень симпатично: в нем отсутствуют примитивность и низкая эффективность малого бизнеса, но нет и бюрократии, и медлительности большого. Всего-то и не хватает среднему бизнесу — ресурсов для развития» [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неудовлетворительное состояние отечественного сектора среднего бизнеса усугубляется существующей практикой налогообложения. Ставки налога на прибыль, устанавливаемые вне зависимости от величины получаемого оборота, ставят в невыгодные условия сферу среднего бизнеса. Малый бизнес получает преференции в области налогообложения. Крупный бизнес по причине

44

Г.В. Колодняя средний бизнес как драйвер роста отечественной экономики

наличия единых ставок имеет более щадящие условия в области налогообложения. Следует отметить при этом, что во многих странах мира, наряду с установлением льготного режима налогообложения организаций малого предпринимательства, применяется дифференциация ставок налога на получаемые бизнесом доходы (практика Великобритании, Австрии, Бельгии, США, Швейцарии) [8]. Это позволяет компаниям, имеющим небольшие обороты, уплачивать налоги по более низким по сравнению с крупным бизнесом ставкам.

Принятие законопроекта «О промышленной политике в Российской Федерации» со временем сможет сыграть определяющую роль в процессе создания благоприятных условий для развития среднего бизнеса3. А пока невыгодность условий функционирования среднего бизнеса в отечественной экономике порождает получившую распространение в последние годы порочную практику. Малый бизнес искусственно сдерживает свой рост для того, чтобы избежать превращения в среднюю компанию. Чтобы не потерять налоговые льготы, не усложнять отчетность, не становиться более заметными для проверяющих органов, малые предприятия предпочитают делиться на два-три новых бизнеса, чем переходить в категорию предприятий среднего бизнеса [9]. Ситуация искусственного ограничения роста компаний является губительной не только по причине торможения их развития. Происходит нарушение процесса выращивания и становления компаний, способных достойно конкурировать на национальном и международном рынках. Иными словами, создаются определенные угрозы, которые могут привести к нарушению естественных процессов функционирования национальной экономики.

выводы

Одной из основных причин, по которым доля среднего бизнеса в общей численности организаций в России в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах, является законодательное игнорирование стимулирования развития среднего бизнеса. Сегодня в России среднему бизнесу придается гораздо меньшее значение, чем крупным корпорациям, воспринимающимся как стратегическая

3 Закончилось общественное обсуждение законопроекта, подготовленного Минпромторгом России «О промышленной политике в Российской Федерации», который в июле 2014 г. был представлен в Госдуму. Ожидается, что он будет принят к концу года.

база экономики, и малому бизнесу, считающемуся предпринимательским основанием рыночного хозяйства.

Российский средний бизнес потенциально способен взять на себя роль основного драйвера экономического роста, привести к появлению в нашей стране компаний, которые могут завоевать лидирующие позиции в мировой экономике. Необходимо только помочь раскрыться этому потенциалу.

литература

1. First Section of the Annual Report on EU Small and Medium-sized Enterprises. By David Audretsch, Rob van der Horst, Ton Kwaak, Roy Thurik. Published by EIM, the Netherlands, January 2009, EUROSTAT. URL: http:// epp.eurostat.cec.eu.int (дата обращения: 24.11.2013).

2. Крылова М.П. Малое и среднее предпринимательство в России и проблемы его развития // Проблемы современной экономики. 2010. № 2.

3. Сайт Росстата. URL: http: www.gks.ru (дата обращения: 24.11.2013).

4. Сайт Фонда «Ресурсный центр малого предпринимательства» URL: http://www.rcsme.ru (дата обращения: 24.11. 2013).

5. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. 2007. 31 июля.

6. Обзор «Приоритетные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2013 году на федеральном и региональном уровне». Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. URL: http:// www.nisse.ru/work/organizations/ano (дата обращения: 24.11. 2013).

7. Информационное поле. Настроение // Секрет фирмы. 2013. № 8 (333).

8. Налоговая политика в социально-экономическом развитии стран с переходной экономикой /под ред. Р.С. Гринберга, З.Н. Кузнецовой. СПб.: Алетейя. 2011.

9. Растущий малый и средний бизнес в России и за рубежом: роль и место в экономике. Фонд «Ресурсный центр малого предпринимательства» URL: http://www.rcsme.ru (дата обращения: 24.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.