Результаты описанного в статье итогового двигательного тестирования свидетельствуют о том, что в случае поступления в высшее учебное заведение пограничного профиля лица, обучающиеся в кадетском классе, и использующие предложенную программу занятий могут рассчитывать на достаточно высокую экзаменационную оценку по физической подготовке. В среднем испытуемые экспериментальной группы смогли бы набрать по 50 баллов за каждое экзаменационное упражнение. Занятия по физической культуре, целенаправленные, дополнительные учебно-тренировочные занятия, и хорошо организованная спортивно-массовая работа реализуемые с учащимися профильных кадетских классов могут играть значимую роль в развитии и воспитании личности данной категории обучающихся, которые в будущем будут достойными представителями корпуса российского офицерства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боброва, Г.В. Обоснование выбора вида физкультурно-спортивной деятельности в контексте профильно-ориентированного воспитания личности кадет / Г.В. Боброва // Педагогико-психо-логические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - № 2. - С. 105-114.
2. Тезиков, А.Д. Признаки инициативности учащихся кадетских полицейских классов / А. Д. Тезиков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С. 235-240.
3. Юдин, В.В. Кадетское образование: понятие, содержание, значимость / В.В. Юдин // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 11 (130). - С. 247-254.
REFERENCES
1. Bobrova, G.V. (2016), "Justification of the choice of the type of physical culture and sports activities in the context of profile-oriented personality education cadet", Pedagogical-psychological and biomedical problems ofphysical education and sport, No 2, pp 105-114.
2. Tezikov, A.D. (2017), "Signs of initiative of students of cadet police classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 151, No 9, pp 235-240.
3. 3. Yudin, V.V. (2014) "Cadet education: concept, content, significance", Bulletin of the Orenburg State University, Vol. 130, No 11, pp 247-254.
Контактная информация: Borodinpetr@mail.ru
Статья поступила в редакцию 25.02.2020
УДК 796.015.82
СПОРТИВНЫЙ ОТБОР И ЕГО ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, СПОРТИВНЫЙ ОТБОР НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Екатерина Рудольфовна Уголькова, соискатель, инструктор-методист, Спортивная школа олимпийского резерва «Комета», Санкт-Петербург
Аннотация
В настоящее время актуальным является вопрос способностей спортсменов при отборе в сборные команды. Рост результатов в спорте зависит, как известно, от методики и тактики спортивной тренировки, прогресса технических средств, своевременной и эффективной реабилитации спортсменов, а также от роста массовости и правильного спортивного отбора. Если решение большинства этих задач в значительной мере определяется социальными, экономическими и организационными вопросами, спортивный отбор - это проблема научного исследования, проблема научного поиска. Задачи исследования: обобщить методологические аспекты понятия спортивный отбор; рассмотреть содержание и принципы спортивного отбора; изучить состояние разработанности вопроса об отборе в сборные команды игроков в настольном теннисе; выявить ведущие параметры, определяющие эффективность отбора в сборные команды игроков в настольном теннисе на этапе углубленной специализации в процессе соревновательной деятельности. Методическую основу работы составляют такие общенаучные методы, как системно-функциональный анализ, синтез, наблюдение.
Практическая значимость исследования - особой важностью является развитие всех функциональных способностей организма спортсменов, а также в связи с увеличением количества соревнований и тренировочных мероприятий пропорционально должны развиваться психологические качества и использоваться средства восстановления. На отбор кандидатов, претендующих в основные составы сборных команд областей, краев, России влияет учет: совершенствования физических способностей, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, изучения новых двигательных, технических навыков, способности к перенесению высоких тренировочных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревнованиях. В соответствии с результатами исследования можно сделать вывод, что подготовка высококвалифицированных спортсменов должна осуществляться специалистами во всех направлениях.
Ключевые слова: спортивный отбор, этап углубленной специализации, тренировочная нагрузка, комплексное обследование, индивидуальная подготовка, избранный вид спорта.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p426-430
SPORT SELECTION AND ITS THEORETICAL ASPECTS, SPORTS SELECTION AT
THE STAGE OF ADVANCED SPECIALIZATION Ekaterina Rudolfovna Ugolkova, the competitor, instructor-methodologist, Sports School of the Olympic Reserve "Comet", St. Petersburg
Abstract
At the moment, the issue of athletes' abilities in the selection of national teams is relevant. The growth of results in sports depends, as you know, on the methods and tactics of sports training, the progress of technical means, timely and effective rehabilitation of athletes, as well as on the growth of mass and proper sports selection. If social, economic and organizational issues largely determine the solution of most of these problems, sports selection is a problem of scientific research, a problem of scientific search. Research objectives: to summarize the methodological aspects of the concept of sports selection; to consider the content and principles of sports selection; to study the state of development of the issue of selection of table tennis players to national teams; to identify the leading parameters that determine the effectiveness of selection of table tennis players to national teams at the stage of in-depth specialization in the process of competitive activity. The methodological basis of the work consists of such general scientific methods as system-functional analysis, synthesis, and observation. Practical significance of the study - the development of all functional abilities of the athletes' body is of particular importance, as well as, in connection with the increase in the number of competitions and training events, the psychological qualities should be developed proportionally and recovery tools should be used. The selection of candidates for the main national teams of regions, territories, and Russia is influenced by the following factors: improving of the physical abilities, improving of the functional capabilities of the athlete's body, learning of the new motor and technical skills, ability to endure high training loads, and mental stability of the athlete in competitions. According to the results of the study, it can be concluded that the training of the highly qualified athletes should be carried out by specialists in all areas.
Keywords: sport selection, in-depth specialization stage, training loading, comprehensive survey, individual training, selected sport.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема отбора превратилась в самостоятельную науку уже давно. Тренеры и другие специалисты ставят перед собой цель создание условий для успешного развития талантливых индивидуумов, прогнозируя возможности ребенка или подростка достичь высоких результатов на этапах спортивной специализации.
Особенно актуальным является вопрос о своевременном выявлении способностей у спортсменов детской и подростковой категории. Связано это с тем, что в этом возрасте по мере становления и развития организма, направления двигательных и психических способностей становятся менее взаимосвязанными, а предрасположенность к определенным видам двигательной деятельности начинают возрастать.
Профессор В.П. Филин предлагает такое определение понятию спортивный отбор -это система организационных и методических мероприятий, которые включают комплекс
методов исследования: педагогических, социологических, психологических и медико-биологических, и основываясь на них выявляют способности спортсменов для углубленной специализации.
Сальников В. А. выделяет следующие положения теории спортивного отбора, основываясь на анализе и теоретическом обобщении результатов исследований:
1. этот многолетний процесс продолжается на всех этапах спортивной подготовки;
2. направлен на создание благоприятных предпосылок для формирования способностей спортсменов в процессе их изучения;
3. разнообразие видов спорта и развитие спорта в целом, расширяет возможности спортсменов достигать высоких результатов в одном из них [5, С. 262].
В отборе участвуют тренеры, работающие с данным контингентом, и группы экспертов из числа ведущих специалистов данного субъекта.
Методы отбора и их содержание зависят от специфики вида спорта, так как основаны на системе педагогических, медико-биологических и психологических показателей, которые играют большую роль (уровень развития физических качеств, технико-тактических способностей, морфологических данных, функциональных особенностей организма, свойств высшей нервной деятельности, уникальных для определенного вида спорта).
Специалисты, проводя отбор делают акцент на первоначальный уровень, изменения показателей медицинских обследований в зависимости от возраста и после тренировочной нагрузки, связь этих показателей со спортивными результатами. Качество отбора - это основное условие высоких результатов в многолетней подготовке спортивных резервов. Комплекс методов отбора совершенствуется в процессе многолетней подготовки, сам отбор становится более специализированным, последствием этого является увеличение количества отсеиваемых спортсменов.
В профессиональном спорте отбор осуществляется постоянно, на протяжении всей спортивной карьеры, в отличие от большинства других профессий, где отбор проводится только на начальном этапе производственной деятельности [3, С. 72].
На этап углубленной специализации (Т(СС)) зачисляются спортсмены, выполнившие 1 спортивный разряд и кандидата в мастера спорта. Данный этап спортивной подготовки начинается в период жизни спортсменов, в который заканчивается формирование всех функциональных систем. Функциональные системы обеспечивают работоспособность и устойчивость организма по отношению к неблагоприятным факторам, которые проявляются в процессе напряженных тренировок. На этом этапе многолетней подготовки в тренировочном процессе осуществляется наиболее углублённая специфика. Расчасовка специальной физической подготовки для выполнения специально подготовительных и соревновательных упражнений повышается за счет увеличения общего количества часов.
Объем и интенсивность тренировочных нагрузок продолжают возрастать. Соответственно происходит увеличение количества соревнований и тренировочных мероприятий. Система тренировки и подготовки к соревнованиям все более индивидуализируется. Средства и методы тренировки в основном по форме и содержанию соответствуют игровым соревновательным моментам. Основной задачей на тренировочном этапе спортивной специализации является, обеспечение совершенствования и вариативности овладения технико-тактическими навыками в усложненных условиях -индивидуализация [2, С. 17].
В исследованиях Серовой Л. К. указывается, что в соответствии с увеличением общего количества часов должно пропорционально увеличивается также время, которое отводится для восстановительных мероприятий. Вместе с педагогическими средствами восстановления работоспособности нужно применять также терапевтические и психологические средства. Терапевтические средства используются в соответствии с правилами антидопингового агентства РУСАДА.
На данном этапе привлекается оптимальное количество перспективных спортсменов к специализированной подготовке, перевод осуществляется при условии
положительной динамики прироста спортивных показателей.
Структура годичного цикла становится более сложной и требует более детального построения процесса подготовки.
Специалисты выделяют:
1. Первый подготовительный период включает следующие этапы:
- общий (базовый); общий (развивающий); специальный.
2. Второй подготовительный период включает следующие этапы:
- общий (развивающий); специальный.
3. Соревновательный период включает следующие этапы:
- этап развития спортивной формы; этап высшей соревновательной готовности.
4.-Переходный период включает следующие этапы:
- восстановительный; переходно-подготовительный [1, С. 47].
В основной состав сборной на этап углубленной специализации входят:
- Победители и призеры командных и личных (одиночный, парный и смешанный парный разряд) Первенств и Чемпионатов Санкт-Петербурга;
- Победители и призеры командных и личных (одиночный, парный и смешанный парный разряд) Первенств РФ и Чемпионатов РФ;
- Участники открытых всероссийских юношеских официальных соревнований, входящих в единый календарный план;
- Участники открытых международных юношеских официальных соревнований, входящих в единый календарный план;
- Спортсмены, входящие в 100 лучших спортсменов в национальном рейтинге (обновляется ежемесячно).
Отбор в сборные команды проходят те спортсмены, которые занимают призовые места, выполняют и подтверждают разрядные нормы каждые 2 года норматива 1 спортивного разряда и кандидата в мастера спорта.
Также спортсмены, проходящие спортивную подготовку на этапе углубленной специализации, должны сдавать нормативы общей и специальной физической подготовки согласно Федеральным стандартам спортивной подготовки по настольному теннису.
Ряд авторов указывают на большую значимость диагностики биологической (В.К. Бальсевич) и психологической (А.В. Родионов) подготовки при отборе. На примере большинства спортивных игр легко заметить, что спортсмены отличаются друг от друга: высоким уровнем игры, высокой стабильностью действий. Но только тех, кто хорошо подготовлен по обеим компонентам, можно считать надежными игроками. Важность таких составляющих подготовки спортсмена, как: биологической, психической и социальной вряд ли можно преуменьшить. С принципом надежности связаны подходы к диагностике эмоциональной устойчивости, здоровья, восстановительных процессов и т. п.
Затем отбор идет по линии комплектования составов команд для участия в соревнованиях. Тут нужно остановиться на некоторых важных моментах. В соревнованиях по спортивным играм участвуют ограниченное число спортсменов. Тренеры, включают в игровые составы наиболее перспективных или лучших на сегодняшний день. Составы постепенно стабилизируются, а одновременно выявляются спортсмены, которые сначала находятся на скамейке запасных, а затем уходят совсем.
Тренеры, набирая группы, в которых количество спортсменов больше нормы, заранее планируют отсев. Заставляет же их это делать неуверенность в надежности прогноза пригодности.
Наблюдения и эксперименты показывают, что высококвалифицированному тренеру необходимо более двух лет, чтобы, не прибегая к научным методам, выбрать наиболее пригодных к углубленной специализации перспективных спортсменов. В основном, большинство ошибок попадает именно на этот этап подготовки [3, С. 17].
Отбор кандидатов в сборные команды в настольном теннисе осуществляется с учетом следующих показателей:
1) спортивно-технических результатов и их динамика (начало, пик формы, спад по годам подготовки);
2) уровень закрепления техники при выполнении наиболее слабых элементов в упражнениях в экстремальных условиях;
3) уровень технической готовности и психологической устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности.
По итогам соревнований, а затем и комплексного обследования тренерские советы определяют контингент спортсменов, индивидуальные показатели которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки.
На отбор кандидатов, претендующих в основные составы сборных команд областей, краев, России влияет учет: двигательного потенциала, последующего совершенствования физических способностей, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, изучения новых двигательных навыков, способности к перенесению высоких тренировочных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревнованиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Якушев, В.П. Теория спорта : курс лекций / В.П. Якушев. - Витебск, 2005. - URL : https://lib.vsu.by/jspui/handle/123456789/1697 (дата обращения: 15.12.2019).
2. Бриль, М.С. Отбор в спортивных играх / М.С. Бриль. - Москва : Физкультура и спорт, 1980. - 127 с.
3. Волков, В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. - Москва : Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.
4. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 352 с.
5. Сальников, В.А. Индивидуальные различия в системе спортивной деятельности : монография / В.А. Сальников. - Омск : Сибирский автомобильно- дорожный ин-т, 2003. - 256 с.
REFERENCES
1. Yakushev, VP. (2005), Sport theory: course of lectures, Vitebsk, available at: https://lib.vsu.by/jspui/handle/123456789/1697 (accessed 15 December 2019).
2. Bril, M.S. (1980), Selection in sports games, Physical culture and sport, Moscow.
3. Volkov, V.M. and Filin V.P. (1983), Sports selection, Physical culture and sport, Moscow.
4. Ilyin, E.P. (2017), Psychology of sport, Peter, St. Petersburg.
5. Salnikov V. A. (2003), Individual differences in the system of sports activity, monograph, Si-bADI, Omsk.
Контактная информация: ekaterina.ugolkova.94@mail.ru
Статья поступила в редакцию 12.02.2020
УДК 796.07
СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-СВЯЗИСТОВ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ
Андрей Владимирович Федоров, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Михайлович Андросов, кандидат педагогических наук, доцент, Артур Юрьевич Буздов, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Петрович Стовбур, кандидат педагогических наук, доцент, Валерий Павлович Зубакин, кандидат педагогических наук, доцент, Военная академия связи, Санкт-Петербург
Аннотация
Введение: актуализация проблематики проведения физической подготовки военнослужащих в полевых условиях при отсутствии стационарной учебно-материальной базы. Цель исследования: