Психологические науки
УДК 159.9:796.386
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ НАСТОЛЬНЫМ
ТЕННИСОМ
Ань Цзин, кандидат педагогических наук, Университет физкультуры и спорта, г. Ухань, КНР, Чжан Сяоцюань, кандидат педагогических наук, Даляньский Технологический Университет, г. Далянь, КНР
Аннотация
Регулярные собрания спортивной команды, обсуждение тренировочных планов, результатов выступлений на соревнованиях, побуждение юных теннисистов к спортивному совершенствованию путем использования примера лучших игроков, побуждение учеников к самоанализу ошибок, беседы с родителями являются базовыми педагогическими методами спортивного совершенствования юных теннисистов. Умелое использование тренером методов ментального тренинга, побуждение учеников подражать мастерам путем посещения крупных соревнований и наблюдать за игрой мастеров по настольному теннису позволяет юным спортсменам, занимающимся настольным теннисом быстрее овладевать и успешно применять двигательные умения и навыки при выступлениях на соревнованиях.
Ключевые слова: детско-юношеский спорт, методы обучения детей настольному теннису, личность тренера, беседы с родителями, педагогический контроль, спортивная тренировка, посещение крупных спортивных соревнований по настольному теннису, ментальный тренинг, обучение мастерству, ценностные ориентации, национальные спортивные традиции.
FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS SYSTEM IN THE PROCESS OF
SPORTING EDUCATION OF CHILDREN ENGAGED IN TABLE TENNIS
An Jing, PhD,
Wuhan Sports University Key Lab of Training Control & Evaluation, Wuhan, China,
Zhang Xiaoquan, PhD, Dalian University of Technology, Dalian, China
Annotation
Regular meetings of the sports team, the discussion of training plans, the results of performances at competitions, the motivation of young tennis players to improve sports results by using an example of the best players, the inducing students to self-analysis of mistakes, including talks with parents are the basic pedagogical methods of sports improvement of young tennis players. Skillful use of methods of mental training by the trainer, inducing pupils to imitate the masters by attending major competitions and watching the game of table tennis masters allows young table tennis players to master and successfully use motor skills and skills when performing at competitions.
Keyword: children's and youth sports, methods of teaching children to table tennis, personality of the coach, interviews with parents, pedagogical control, sports training, visits to major table tennis competitions, mental training, mastery training, value orientations, national sports traditions.
Успехи на мировой олимпийской арене в настольном теннисе стали в Китае символом национального престижа. Изучение и совершенствование оздоровительно-воспитательных и методических возможностей данного вида спорта ныне является педагогически значимым. Российскими и китайскими учёными доказано, что благодаря этой спортивной игре успешно решаются задачи оздоровления, физического развития, спортивного воспитания и спортивной тренировки детей и подростков. Для обеспечения нормального физического развития детей в современных условиях жизни, защиты детского здоровья от негативного влияния электронно-информационного поля, современные педа-
гогические исследования по проблемам воспитательных и оздоровительно-развивающих возможностей детского спорта должны иметь не локальный, а комплексный междисциплинарный и международный характер, что выражает актуальность данного исследования [1, 2, 3].
Цель исследования - научно обосновать необходимость комплексного психолого-педагогического подхода к решению задач спортивного воспитания детей средствами настольного тенниса путем согласования педагогических действий тренера и родителей юных спортсменов.
Задачи исследования:
1. Научно обосновать необходимость раннего спортивного воспитания детей и подростков в современном информационном обществе.
2. Изучить возможности научного решения задач раннего спортивного воспитания детей в деятельности тренеров по настольному теннису с учётом китайского опыта.
3. Разработать и внедрить в педагогическую практику воспитательной работы с юными спортсменами комплекс практических рекомендаций для тренеров, спортсменов и их родителей по спортивному воспитанию детей средствами и методами настольного тенниса.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выборка испытуемых-теннисистов в количестве 40 чел. в возрасте от 14±2,1 лет включала юных спортсменов Центра Детского Спорта г. Шеньян (КНР). Из них: мальчиков - 22, девочек - 18. МС и КМС - 11, спортсмены-разрядники - 24 чел., девочек - 17, мальчиков - 23 чел. В качестве контрольной группы изучена группа юных борцов в возрасте 15±1,5 лет.
Выборка тренеров. В исследовании приняли участие 23 тренера по настольному теннису в возрасте 35,2 ± 6,2 лет; из них магистры ФКС - 4 чел.; бакалавры ФКС - 12 чел.; специальное образование по ФКС - 7 чел.; по полу- 22 муж., 1 - жен.; со стажем тренерской работы в настольном теннисе - до 10 лет - 11 чел., свыше 10 лет - 12 чел. По уровню спортивной квалификации: МС, КМС - 10 чел.
Выборка родителей включала 18 чел. в возрасте от 38 до 57 лет, из них: отцов -12, матерей - 6. Использовалась методика очного опроса интервью родителей, с анкетной фиксацией полученных от родителей ответов. Все опросы проводились автором лично в Центре Детского Спорта (г. Шеньян, 2010 г.).
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В Китае настольный теннис стал современным национальным спортивным искусством, а результаты на международных соревнованиях национальным достоянием - символом престижа на мировой спортивной арене, поэтому не удивительно, что настольный теннис очень популярен у родителей, желающих отдать своих детей в спортивную секцию настольного тенниса.
В крупных городах Китая массовое обучение игре настольному теннису увлекает не только детей, но и заряжает спортивным энтузиазмом их родителей. Но чтобы стать мастером настольного тенниса надо начать обучаться этому искусству в спортивной школе с раннего детства. Это требует от тренеров определенных методов формирования спортивных знаний юных теннисистов, основанных как на личном спортивном опыте, так и на знаниях, полученных при обучении в университете физической культуры.
В таблице 1 показано, что в спортивном обучении опрошенные тренеры уделяют особое внимание индивидуальному подходу в формировании спортивных знаний юных теннисистов.
На рисунке 1 представлен корреляционный граф связей показателей, охарактеризованных выше (см. таблицу 1).
Таблица 1 - Методы формирования спортивных знаний юных теннисистов (п=40)
Ранг № п/п Название измеряемого показателя Оценка
х о
1 33 Индивидуально беседую с занимающимися 7,43 1,77
2 22 Рассказываю об олимпийских играх в Пекине (2008) 6,65 2,22
3 21 Рассказываю об известных спортсменах Китая 6,30 2,38
4 23 Рассказываю о чемпионах Китая по н/теннису 6,13 1,66
Примечание: х - средний оценочный показатель; о - стандартное отклонение.
Воспитывающее воздействие личности тренера. Спортивное воспитание на конкретных жизненных примерах в работе с юными спортсменами с педагогической точки зрения наиболее убедительно и потому наиболее успешно. Если юный теннисист узнает от своего тренера о том, какими чертами личности и спортивного характера обладали выдающиеся китайские чемпионы, как своего вида, так и других видов спорта, то формирование системы ценностных спортивных ориентаций юного спортсмена происходит при доминировании мотивации достижения успеха в избранном виде спорта.
Позитивный эффект спортивно-
воспитывающего воздействия учебно-тренировочного процесса на личность юного теннисиста, подкрепляется заинтересованным отношением родителей ребенка, управляется авторитетным влиянием личности тренера. Спорт воспитывает у юного теннисиста необходимость соблюдения режима дня и питания, чёткого расписания и дисциплины учебно-тренировочных занятий, неукоснительного соблюдения педагогических требований тренера и правил соревнований по данному виду спорта. На позитивные эффекты спортивного воспитания влияют популярность данного вида спорта в семье, в школе, где учится ребенок, в городе, СМИ, репутация тренера.
Таблица 2 - Методы спортивного обучения юных теннисистов в педагогической деятельности детского тренера (п=23)_
Ранг № Название измеряемого показателя Оценка
п/п х о
1 2 Показываю базовую технику движений в игре 9,56 0,94
2 1 Инструктирую, объясняю, оцениваю, поощряю 9,52 0,84
3 8 Указываю на ошибки в технике движений 8,21 1,73
4 14 Показываю видеоролик игры известного мастера 8,00 1,27
5 3 Предлагаю: «делай как я!» 7,52 1,64
6 11 Предлагаю повторить правильно: «делай снова!» 7,52 1,62
7 6 Обучаю взаимодействию в парах 6,95 2,68
8 13 Даю домашние задания (просмотр видеоролика) 6,69 2,32
9 4 Ставлю в пример успешных: «делай как он!» 5,47 1,70
Как показывает данные нашего исследования воспитательное влияние репутации тренера на личность юных теннисистов органично вплетено в спортивное обучение, что выражается в успешности усвоения детьми основ техники и тактики данного вида спорта.
Согласно использованной методики исследования и полученным нами данным (см. таблицу 2) опрошенные нами китайские детские тренеры по настольному теннису на каждом занятии повторяют и упражняют у юных теннисистов базовые элементы техники и тактики игры (9,56 ± 0,94 балла).
В своей работе с детьми тренеры побуждают воспитанников постоянно возвращаться к упражнениям по усвоению базовых навыков в тактико-технических действиях
Рисунок 1 - Связь показателей усвоения
юными теннисистами специальных знаний об избранном виде спорта (п= 40) Условные обозначения: г = 0,407;
положительная связь при р < 0,01.
двусторонней игры. Тренеры показывают ученикам на занятии видеоролики этих действий в играх известных мастеров (8,00 ± 1,27 балла); обучают тонкостям выполнения базовых элементов индивидуально (8,52 ± 1,75 балла); указывают на ошибки в технике движений (8,21 ± 1,73 балла).
Данные корреляционного анализа (рисунок 2) показывают, что инструктирование и оценивание действий занимающихся (1) теснейшим образом связны в деятельности тренера с его личным показам юному теннисисту правильного действия («делай как я»), а также с использованием примеров для подражания лучшим в группе занимающихся (11). Поучительно также, что ориентация на показатель лучшего в группе (4) тесно коррелирует с показателем стремления тренера обучать игре командно (6).
Тренеры часто демонстрируют детям нужные игровые приёмы - «делай как я» (7,52 ± 1,64 балла); тренер заставляет ученика повторять правильное выполнение нужного элемента базовой техники движений в игре - «делай снова» (7,52 ± 1,62 балла). Иногда тренеры ставят в пример более успешных теннисистов, которые правильно выполняют базовые элементы технических действий - «делай как он» (5,74 ± 1,70).
Результаты опроса (таблица 2) ведущих тренеров по настольному теннису детского спортивного центра г. Шеньян (КНР) показали, что в ходе учебно-тренировочных занятий с детьми детские тренеры по настольному теннису всегда стараются позитивно оценивать, объяснять, поощрять [1-3] правильное усвоение и чёткое исполнение учениками нужных игровых приёмов (9,52 ± 0,84 балла).
Полученные нами данные о методах и приемах воспитывающего спортивного обучения на материалах настольного тенниса показывают, педагогический успех в подготовке будущего мастера спорта заключается не только в правильном спортивном отборе, но прежде всего в воспитании личностных спортивно значимых качеств ребенка - эти задачи решает семья и детский тренер.
Ментальный тренинг и медитация. Начиная с конца 80-годов прошлого века в подготовке профессиональных спортсменов - членов сборных команд КНР, стали всё чаще применяться методы ментального тренинга.
Наряду с методами аутогенной и идеомоторной тренировки, основанными на самовнушении, технику медитации ныне широко применяют китайские, американские и европейским спортсмены. В Китае набирают популярность методики Шульца (аутогенный тренинг) и ментальный тренинг Ларса Эрика Унесталь.
Опрошенные нами детские тренеры - в основном выпускники физкультурного вуза. Они хорошо осведомлены о техниках ментального тренинга. Отметим, что детские тренеры, владеющие этими методами, применяют их в своей работе с осторожностью, используют их с учетом впечатлительности и ещё духовной незрелости детей.
Медитации рекомендуются перед каждым занятием и проводятся тренером с группой в целом. Индивидуальные медитации практикуются юными теннисистами самостоятельно в периоды подготовки к предстоящим соревнованиям. В целях психологической подготовки тренер рекомендует юным теннисистам посещение соревнований ма-
г = 0,526; я положительная связь при р < 0,01;
г = 0,413;_положительная связь при р < 0,05;
г = 0,526; ■ ■ ■ отрицательная связь при р < 0,01; г = 0,413;____отрицательная связь при р < 0,05.
Рисунок 2 - Взаимосвязь значимых показателей успешности тренерской деятельности в обучении юных спортсменов технике игры (п = 23)
стеров и беседу с ними.
Для более быстрого и правильного усвоения сложно-координированных технических приемов в парной игре тренеры достаточно часто предлагают своим ученикам сесть или лечь на спину, закрыть глаза, расслабиться представить в уме сложное движение и затем пробовать выполнить его физически в игре (7,61 ± 1,75). Этим тренер подготавливает ученика к самостоятельному овладению техникой медитации, аутогенной и идеомо-торной тренировкой.
Для убеждения учеников в пользе овладения техникой медитации тренеры рассказывают об этом методе и его национальных традициях, лично обучают своих учеников элементам техники медитации (6,91 ± 1,53 балла), знакомят с техниками аутогенной (6,56 ± 2,62 балла) и идеомоторной тренировка (6,17±1,74 балла).
Таблица 3 - Психологическая подготовка и психотренинг юных теннисистов (п = 23)
Ранг № Название измеряемого показателя Оценка
п/п X о
1 20 Поощряю посещение турниров мастеров 8,19 1,50
2 7 Предлагаю представлять в уме сложное движения 7,61 1,75
3 17 Обучаю технике медитации 6,91 1,53
4 18 Обучаю технике аутогенной тренировки 6,56 2,62
5 16 Обучаю технике идеомоторной тренировки 6,17 1,74
6 15 Показываю видеоролики по технике психотренинга 5,26 1,84
Успеху использования выше-отмеченных методов в спортивно-психологической подготовке юных теннисистов в Китае способствует национальные культурные и религиозные традиции. Медитативные методы пришли в европейский и американский спорт с востока в частности из Древнего Китая. В связи с вышесказанным китайского тренера, в отличие от русского или немецкого, не нужно специально убеждать в пользе и необходимости применения методов медитации в учебно-тренировочной и воспитательной работе с юными спортсменами.
Педагогический контроль. Педагогический контроль является неотъемлемым элементом успешной организации учебно-тренировочного процесса в работе детского тренера в любом виде спорта. Главное средство педагогического контроля - оценка учебных успехов и поведения ученика. Национальной особенностью этой формы работы у детского тренера китайской спортивной школы является, большая наблюдательность, повышенное чувство личной ответственности за результаты своей работы, стремление к пунктуальности в отчетности по выполнению предписаний врача, методиста, директора спортивной школы.
Непосредственные наблюдения автора диссертации за работой детских тренеров по настольному теннису и результаты их опроса выявили, что педагогический контроль носит в их работе стимулирующий спортивную активность детей и проявляется во всесторонности и регулярности. Похвала и позитивная оценка действий и поведения детей явно преобладает над критикой и негативной оценкой их неправильных действий и поступков в общении с товарищами по команде.
Педагогический контроль в китайской практике работы спортивной школы включает врачебный, организационный, спортивно-технический (оценка мастерства по протоколам соревнований), квалификационный (присвоение разрядов и спортивных званий), социально-психологический контроль (состояние взаимоотношений в команде и контак-
Рисунок 3. - Связи показателей использования методов ментальной тренировки в деятельности детского тренера по настольному теннису (п = 23). Условные обозначения: см. рисунки 1, 2
ты с родителями детей).
Согласно полученным данным во время учебно-тренировочных занятий детский тренер по настольному теннису старается заслуженно хвалить занимающихся не только наиболее прогрессирующих в игре учеников (8,17 ± 1,52 балла), но и менее прогрессирующих, зато более дисциплинированных, более исполнительных и послушных (7,61 ± 1,56 балла).
Таблица 4 - Педагогический контроль на занятиях и оценка тренером успешности юных теннисистов (п=23)_
Ранг № Название измеряемого показателя Оценка
п/п X о
1 9 Хвалю за точность выполнения моих указаний 8,17 1,52
2 26 Хвалю за дисциплину и посещаемость занятий 7,61 1,56
3 11 Ставлю наиболее дисциплинированных учеников в пример другим 7,52 1,62
4 32 Веду учёт индивидуальной успешности игроков 7,52 2,19
5 19 Регулярно веду дневник УТЗ и соревнований 7,21 2,25
6 31 Контролирую самочувствие и здоровье учеников 7,04 2,20
7 35 Регулярно выступаю с отчетом на тренерском совете 6,96 2,42
8 25 Слежу за опрятностью и одеждой учеников 6,78 2,43
9 10 Критикую за невнимательность к моим замечаниям 6,73 1,83
10 24 Регулярно провожу собрание команды 6,13 2,16
При построении группы занимающихся в конце занятия тренер подводит итог тренировки, отмечает лучших, регулярно ставит в пример самых дисциплинированных и успешных учеников (7,52 ± 1,62 балла); нередко делает замечания отдельным ученикам по поводу их опрятности, прически, чистоты спортивной одежды, состояния спортивной обуви, и др. (6,78 ± 2,43 балла); иногда тренер критикует кого-то из учеников за невнимательность к замечаниям тренера (6,73 ± 1,83 балла). Каждый тренер обязан регулярно проводить собрания команды (группы), ставить перед учениками новые спортивного совершенствования, давать установки на предстоящие соревнования, обсуждать с занимающимися интересующие их проблемы и стараться коллегиально решать наболевшие вопросы. Это достаточно регулярно делают опрошенные нами китайские детские тренеры по настольному теннису (6,13 ± 2,16 балла).
Поскольку тренер обязан регулярно отчитываться о своей работе на тренерском совете и перед начальниками (6,96 ± 2,42 балла) и строить работу с учетом текущих задач и плана на сезон, на учебный год, то ведение дневника своей учебно-тренировочной работы является абсолютно необходимым. Дневник тренера - основной письменный помощник в организации и контроле работы с детьми.
Это и отчетный документ, выполняющий функцию психолого-педагогического самоконтроля собственной тренерской деятельности. В дневнике тренер планирует каждое учебно-тренировочное занятие, а в ходе или после занятия записывает свои текущие наблюдения, регистрирует оценки и показатели индивидуальной успешности игроков (7,52 ± 2,19 балла).
Данные корреляционного анализа (рисунок 4) выявили, что в структуре действий тренера по задачам педагогического контроля в процессе учебно-тренировочной работы с юными теннисистами наиболее тесно взаимосвязаны: показатели регулярности ведения дневника учебно-тренировочных занятий (19) с показателями
31 35
25
10
Рисунок 4 - Связь показателей педагогического контроля в тренерской деятельности (п = 23) Условные обозначения: см. рисунки 1, 2
контроля состояния здоровья детей (31) и с показателями регулярной отчетности (35) тренера о своей работе перед контролирующими инстанциями спортивной школы (методист, завуч, директор).
Обобщая вышеназванное отметим, что независимо от официально предписанных форм педагогического контроля, детский тренер всегда обязан поощрять уверенность своих учеников в их спортивном успехе. Он обязан это делать и в случае проигрыша ученика в ответственных соревнованиях. На этот случай китайская мудрость учит: «проигрыш - лишь ценный опыт для анализа совершенных ошибок», «победа - это ещё большая ответственность удержать завоёванный титул».
Работа тренера с родителями. Ценностно-мотивационная установка на серьезные занятия настольным теннисом юных теннисистов воспринимается их родителями как актуальная задача семейного престижа, а по мере роста спортивного мастерства и соревновательных достижений юного теннисиста воспринимается родителями как их семейно-педагогический вклад в чемпионские достижения личности ребенка.
В воспитательной деятельности детского тренера по настольному теннису у него часто возникает необходимость контакта с родителями ребенка, посещающего секцию настольного тенниса. Негативным поводом внеплановых встреч с родителями может быть конфликтное поведение юного теннисиста в межличностных взаимоотношениях со сверстниками, агрессивность, непослушание и недисциплинированность на занятиях, неопрятность, вопросы о соблюдении ребенком спортивного режима дня, о состояние его здоровья. Поводом для беседы с родителями может явиться и потребность тренера в родительской помощи для лучшей реализации индивидуального подхода к ребенку с целью спортивного совершенствования и подготовки к ответственным соревнованиям. Тренеры спортивной школы по настольному теннису встречаются с родителями как индивидуально в рабочем порядке, так и на заранее предусмотренных по плану работы тренера родительских собраниях.
Родительские собрания детские тренеры обязаны проводить не реже 1 раза в три месяца или по необходимости (5,65 ± 2,12 балла). По признанию многих из опрошенных тренеров вопросы, выносимые на обсуждение с родителями, касаются, прежде всего, соблюдения детьми спортивного режима дня (5,78 ± 2,15 балла). Обсуждение этой проблемы обычно неотделимо от вопросов о качественном питании, отдыхе, дисциплинированности, работоспособности и самочувствии детей на тренировках, о состояния их здоровья и условий нормального физического развития и др.
Согласно данным таблицы 5, величины среднеквадратичного отклонения измеренных индивидуальных оценок (в баллах) ответов родителей показывают их большой разброс, т.е. вариативность показателя, что свидетельствует о существенных различиях в практикуемых родителями воспитательных подходах во взаимоотношениях с ребенком, посещающим спортивную школу.
Таблица 5 - Работа тренера с родителями юных спортсменов (п=23)
Ранг № Название измеряемого показателя Оценка
п/п X о
1 27 Спрашиваю о школьной успешности детей 7,52 1,56
2 29 Обсуждаю с родителями проблемы детей 6,21 1,99
3 30 Обсуждаю с родителями режим дня детей 5,78 2,15
4 28 Регулярно провожу родительские собрания 5,65 2,12
5 24 Приглашаю родителей на соревнования детей 4,21 2,11
Это свидетельствует, что у родителей детей, посещающих секцию настольного тенниса, имеется свой нестандартный индивидуальный подход в воспитании и отношении к спортивным занятиям ребенка. Отсюда и высокая вариативность полученных от родителей оценок на вопросы нашего стандартизованного интервью.
Однако проведенный опрос показал (таблица 5), что детские тренеры редко приглашают родителей на официальные соревнования их детей (4,21 ± 2,11 балла), видимо
считая, что родители должны сами знать об этом без тренерских напоминаний от своих же детей.
Результаты факторного анализа. Факторизация корреляционной матрицы измеренных показателей в деятельности тренера позволила выявить три обобщенных фактора, определяющих педагогический стиль и факторы успешности его воспитательной и обучающей тренерской деятельности в работе с юными теннисистами.
В результате вращения корреляционной матрицы (38*38 показателей) методом анализа главных компонент (метод Варимакс с нормализацией Кайзера) было выделено три основных фактора с суммарной дисперсией 54.9%. Описание выявленных факторов приводим ниже. Результаты факторного анализа подтверждают гипотезу исследования о ведущей роли методов спортивного воспитания в успешной организации учебно-тренировочного процесса в педагогической работе с юными теннисистами.
1 ФАКТОР: «Педагогическая организация учебно-тренировочного процесса». Факторная дисперсия: 16,23%.
В таблице 6 показано, что основными показателями, образующими структуру первого фактора, являются: регулярный врачебно-педагогический контроль (31); внимание детского тренера к школьной успешности детей (32); контакт и взаимопонимание во взаимоотношениях тренера с родителями учеников (28); регулярное ведение дневника своей тренерской деятельности (19); внимание тренера к соблюдению учениками спортивного режима дня (30); индивидуальный подход тренера к занимающимся ученикам (33); регулярные отчеты тренера о своей работе на тренерском совете спортивной школы (35); внимание тренера к внешнему облику и опрятности учеников (25).
Таблица 6 - Структура показателей первого фактора (п=23)
№№ п/п № вопроса Название переменной Факторный вес
1 31 Контролирую здоровье и самочувствие детей .799
2 32 Спрашиваю детей об их оценках в школе .769
3 28 Регулярно беседую с родителями спортсменов .660
4 19 Веду дневник своей учебно-тренировочной работы .628
5 30 Внимание к спортивному режиму дня детей .597
6 33 Практикую индивидуальный подход к детям .593
7 35 Отчёты на тренерском совете .578
8 25 Слежу за опрятностью детей .503
Согласно полученным данным (таблицы 6), структуру второго фактора образуют показатели с положительным весом, оказывающие решающее влияние на формирование у юных теннисистов мотивации достижения успеха в избранном виде спорта, это: регулярные собрания команды (34); побуждение юных теннисистов к спортивному совершенствованию путем использования примера лучших игроков (11); побуждение учеников к самоанализу ошибок (12); влияние спортивной квалификации тренера (37); побуждение учеников подражать мастерам путем посещения и наблюдения за соревнованиями мастеров по н/ теннису (20).
2 ФАКТОР: «Формирование мотивов спортивного совершенствования юных теннисистов». Факторная дисперсия: 13,42%.
Однако побуждение учеников «делай как я» (тренер) вызывает даже у него самого закономерную барьерную реакцию, ибо уровень мастерства тренера пока ещё не доступен ученикам, однако данная реакция (ответ) закономерна. Кроме того, в этой барьерной реакции, согласно китайской традиции, замешано и восточное почитание и непререкаемость авторитета учителя, что хорошо осознается и самим тренером (12).
Тренер побуждает учеников к выполнению даваемых ученикам домашних заданий (13); мотивирует заинтересованность в спортивном совершенствовании в избранном виде спорта, знакомит с историей олимпийских игр и с победой Национальной олимпийской сборной команды КНР на ХХ1Х Олимпийский играх в Пекине в 2008 году (22).
Таблица 7 - Структура показателей второго фактора (п=23)
№№ п/п № вопроса Название переменной Факторный вес
1 34 Провожу регулярные собрания команды .779
2 11 Лучших игроков ставлю в пример другим .720
3 12 Побуждаю спортсменов к самоанализу ошибок -.686
4 37 Спортивная квалификация тренера .651
5 3 В обучении технике предлагаю «делать как я» -.631
6 20 Поощряю посещение соревнований мастеров .589
7 13 Даю детям домашние задания .576
8 22 Знакомлю с историей Олимпийского спорта .538
3 ФАКТОР: « Спортивное воспитание личности юных теннисистов». Факторная дисперсия: 11,87 %.
Спортивное воспитание юного теннисиста эффективно и полноценно если оно нацелено на соревновательный успех, что способствует росту самосознания личности уровню притязаний на успех юного спортсмена, формирует его спортивно-важные и волевые качества спортивного характера. Становление личности будущего спортсмена невозможно без воспитательного влияния на его сознание и характер тренера-наставника. В задачу тренера-наставника входит формирование у учеников нравственных мотивов в стремлении к заветной цели, достижения спортивного успеха в честном спортивном поединке со сверстниками.
Таблица 8 - Структура показателей третьего фактора (п=23)
№№ п/п № вопроса Название переменной Факторный вес
1 23 Рассказываю о чемпионах КНР по н/теннису .720
2 14 Показываю видеоролик игры известного мастера н/тенниса .571
3 24 Регулярно провожу собрание команды .554
4 10 Критикую учеников за невнимание к моим замечаниям .547
5 16 Обучаю технике идеомоторной тренировки .519
6 36 Возраст тренеров (лет) -.514
7 38 Стаж тренерской деятельности (лет) -.419
В таблице 8 представлена структура показателей третьего фактора. Тренер в своей работе с детьми использует примеры из биографий и спортивных выступлений известных ему национальных чемпионов по настольному теннису (23); приглашает на показательные занятия и знакомит детей с молодыми мастерами настольного тенниса (14); регулярно проводит собрания команды (24); критикует тех учеников, которые проявляют невнимание к его замечаниям (10); обучает занимающихся технике идеомоторной тренировки (16).
Факторный анализ также выявил, что вышеназванные действия характерны прежде всего для тренеров более молодого возраста (36) и с меньшим стажем тренерской работы (38). По-видимому, чем старше возраст тренеров и больше их тренерский стаж работы, тем меньше желания у тренеров проявлять педагогический энтузиазм в своей учебно-воспитательной работе с детьми в секции настольного тенниса, что подтверждается отрицательным весом вышеуказанных показателей в таблице 8 (см. переменные 36, 38).
ВЫВОДЫ
1. Обучение спортивным знаниям способствует формированию ценностных ори-ентаций юного спортсмена и достижению личного успеха в избранном виде спорта, одновременно отвлекает его внимание от соблазнов без цельного общения в свободное от школьной учёбы время.
2. Начиная по инициативе родителей с раннего детства (с 6-7 лет) посещать секцию настольного тенниса городской спортивной школы, юный теннисист в результате
длительного обучения и упорной тренировки у тренера мастера, успешного участия в отборочных соревнованиях постепенно проникается убеждением, что и он тоже способен стать в будущем знаменитым спортсменом - мастером настольного тенниса.
3. В современных условиях постоянно растущей конкуренции на международной спортивной арене успешная подготовка олимпийского резерва юных теннисистов требует высокой педагогической компетентности детского тренера в организации начального спортивного обучения и спортивного отбора наиболее двигательно-одаренных и спортивно мотивированных детей.
4. Умело сочетая индивидуальное обучение с командной работой, учитывая национальные спортивные традиции, используя в учебно-тренировочном процессе специальные знания, психолого-педагогические методы спортивный тренер по настольному теннису добивается реальных успехов в воспитательной работе с детьми при условии тесного контакта с родителями юных спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ань Цзин. Китайские принципы спортивного воспитания теннисистов / Ань Цзин // Вестник Балтийской Педагогической Академии. - 2009. - Вып. 86. - С. 103-107.
2. Ань Цзин. Ментальный тренинг в подготовке теннисистов к соревнованиям / Ань Цзин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 11 (57). - С. 5-8.
3. Чжан Сяоцюань. Принцип соответствия в системе «человек-инвентарь-снаряд-среда» на этапе начального обучения детей 6-10 лет теннису / Чжан Сяоцюань // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 161-165.
REFERENCES
1. An Jing (2009), "Chinese principles of sports education of tennis players", Bulletin of the Baltic Pedagogical Academy, Issue 86, pp. 103-107.
2. An Jing (2009), "Mental training in training of tennis players for competitions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 57, No. 11. pp. 5-8.
3. Zhang Xiaoquan (2012), "Principle of compliance in the person-stock-shell-environment system at a stage of elementary education Tennis of children of 6-10 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 161-165.
Контактная информация: 787183672@qq.com
Статья поступила в редакцию 07.09.2017
УДК 159.9: 796.853.264
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ СТРЕССУ У КАРАТИСТОВ
СТИЛЯ КИОКУСИНКАЙ
Галина Борисовна Горская, доктор психологических наук, профессор, Евгения Римовна Кадырова, аспирант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСТ), Краснодар
Аннотация
В исследовании проверялось предположение, что личностным ресурсом сопротивляемости стрессу каратистов стиля киокусинкай являются: жизнестойкость, самоэффективность, личностные черты Большой пятерки. Под сопротивляемостью стрессу понималось активное и эффективное включение в стрессовые ситуации, являющиеся неотъемлемой особенностью спортивной деятельности. Выборка исследования включала 101 спортсмена-каратиста стиля киокусинкай различного пола и квалификации. Установлены положительные корреляционные связи между показателем сопротивляемости стрессу и самоэффективностью в предметной деятельности, показателями жизнестойкости «контроль» и «принятие риска», экстраверсией. Компоненты Большой пятерки «сознательность» и «открытость новому опыту» взаимосвязаны с сопротивляемостью стрессу опосредствованно через взаимосвязи с показателями жизнестойкости и самоэффективности. Результаты