Обратная связь в педагогической составляющей организационно-
педагогического управления входит в блок кадрового обеспечения и реализуется путем переработки учебных планов и программ подготовки и переподготовки учителей школ, преподавателей вузов и ссузов, тренеров по мини-футболу в направлении обеспечения наилучшего результата их последующей деятельности по решению уставных задач АМФР. Под наилучшим результатом деятельности мы понимаем стабильное увеличение числа, регулярно занимающихся мини-футболом.
Предлагаемая модель обладает достаточной общностью и допускает применение при разработке проектов развития мини-футбола на различных уровнях. При рассмотрении ресурсного обеспечения мы опираемся на практику развитых стран Запада, анализ ресурсного обеспечения «спорта для всех», который провел М.И. Золотов (рис. 2).
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиев, Э.Г. Организационно-педагогическое управление развитием минифутбола в школе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 12 (34). - С. 3-5.
2. Алиев, Э.Г. Организация работы секции мини-футбола // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 3-5.
3. Организация процессного управления спортивной федерацией / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В.Л. Мутко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3 (37). - С. 3-9.
Контактная информация: [email protected]
МЕНТАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ В ПОДГОТОВКЕ ТЕННИСИСТОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ
Ань Цзин (Китай), аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Ментальный тренинг теннисистов способствует лучшей готовности к достижению успеха в соревнованиях, тренирует концентрацию внимания на цели игры, повышает точность и результативность спортивных тактико-технических действий. Средствами ментального тренинга являются специальные идеомоторные упражнения, умственно моделирующие двигательные действия игрока в соревнованиях.
Ключевые слова: теннис, личность спортсмена, ментальный тренинг, обучение, подготовка к соревнованиям.
THE MENTAL TRAINING IN COMPETITIONS' PREPARATION PROCESS OF
TENNIS PLAYERS An Jing (China), the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
The mental training of tennis players contributes to the better readiness for achievement of success in competitions, increases concentration of attention to the game aims, raises accuracy and productivity of sports tactics and technical actions. The means of mental training are the special ideomotion exercises modeling mentally the movements of the player in conditions of competitions.
Keywords: the tennis, the personality of sportsman, the mental training, the training, the preparation for competitions.
В переводе с английского языка термин «ментальный» означает умственный. С позиций спортивной психологии, ментальный тренинг спортсмена в любом виде спор-
та должен начинаться с ментального обучения, т.е. с формирования в его уме тех психомоторных образов и двигательных представлений, которые составляют основу спортивной техники избранного вида спорта.
Чтобы сформировать в психике спортсмена нужные двигательные представления, каждый тренер начинает ментальное обучение юных спортсменов-новичков с показа требуемых в данном виде спорта движений и двигательных действий, т.е. он демонстрирует нужные движения и предлагает их выполнить путем подражания. Освоив начальное движение с ракеткой, тренер предлагает детям закрыть глаза и выполнить то же самое движение в уме, т.е. идеомоторно или ментально. Так начинается двигательное обучение для овладения спортивной техникой - сначала с подражания, затем с заучивания демонстрируемых тренером движений и двигательных действий, затем воспроизводства этих движений в уме. Умственно усвоенное действие превращается в двигательное умение, а по мере его тренировки и автоматизации - в умственный двигательный навык. В дальнейшем, по мере усложнения физических упражнений для овладения спортивной техникой появляется возможность её совершенствования методами ментального тренинга.
Если совокупность предстоящих тактико-технических действий спортсменом уже заучена и апробирована в тренировочном процессе, то она запечатлеется в его психомоторной памяти и легко воспроизводится ментально, т.е. в уме. Следовательно, начиная с действий на теннисном корте, ментальный тренинг в подготовке теннисистов может продолжаться и вне корта. Спорт высших достижений постоянно подтверждает необходимость в ментальном тренинге квалифицированных спортсменов. При этом в подготовке квалифицированных теннисистов важно не ограничивать ментальный тренинг только индивидуальными действиями каждого игрока, а использовать упражнения и парного ментального тренинга в воображаемых ситуациях соревнований. Вспомогательными средствами здесь могут выступать подсказки тренера, анализ соревновательных действий на макете, просмотры кино- и видеосюжетов и др.
Тренирующий эффект ментального тренинга сначала сохраняется в кратковременной двигательной памяти спортсменов. Его закрепление в долговременной памяти фиксируется посредством психомышечной релаксации в состоянии покоя.
Анализ предсоревновательной подготовки ведущих теннисистов мира, как и опросы спортивных специалистов, показывают, что тренировочная работа, направленная в основном на физическую и тактико-техническую двигательную подготовку игроков, определяет лишь 10% соревновательного успеха, в то время как остальные 90% успеха приходятся на умственные идеомоторные способности, психомоторный интеллект, выдержку и волевые качества личности спортсменов.
Теннисисты международного класса способны к быстрой волевой мобилизации в острые моменты соревнований с равным соперником, чему способствует высокий уровень их ментальной тренированности. Без регулярного ментального тренинга невозможно достичь и длительное время сохранять состояние «спортивной формы», что побуждает теннисистов международного класса к регулярному ментальному тренингу. Они умственно готовятся к каждому ответственному матчу, и эта готовность соревноваться не только на реальном корте, но и на воображаемом корте, т.е. в уме, постоянно находится в поле их внутреннего внимания.
Состояние ментальной готовности соревноваться тренируется, как и состояние физической тренированности. Потребность в ментальном тренинге укрепляется опытом спортивных побед и анализом ошибок, совершенствуется посредством регулярной инвентаризации своих мыслеобразов, планов действий, оценок возможностей соперников и мотивации спортивных достижений.
Медитация и ментальный тренинг могут успешно сочетаться. Для усиления эффектов ментального тренинга многие успешные теннисисты мира ныне применяют приемы восточной медитации. Поэтому ментальный тренинг может осуществляться и в периоды сна спортсмена в соответствии с заранее сформированной установкой на
засыпание.
Роль спортивного психолога в обучении ментальному тренингу важна, прежде всего, в работе с юными спортсменами. У юных спортсменов часто возникает соблазн подражать спортивным «звездам», копируя в уме их действия. Однако слепое ментальное копирование и заимствование чужого опыта подготовки даже самых известных спортсменов не всегда является гарантией успеха для юных теннисистов в силу их психологической незрелости и некомпетентности. Поэтому для ликвидации этой некомпетентности существует спортивный психолог-консультант или тренер, владеющей методами спортивной психологии и поэтапного обучения технике медитативноментального тренинга.
Тренеру не рекомендуется жестко навязывать спортсмену свою волю и образ действий в таком тонком умственно-эмоциональном процессе, каким являются методы и процедуры ментального тренинга. При этом тренеру очень важно научить теннисистов не только видеть, но, используя своё техническое мастерство в зависимости от действий и противодействий соперника, незримо «чувствовать» игровую ситуацию.
При обучении теннисистов технике ментального тренинга следует учитывать следующие психологические и спортивно-технические особенности игры в теннис, предъявляющие высокие требования к личности спортсменов:
- это - сложно-координированный вид спорта с ациклической биомеханической структурой движений спортсменов, требующий развитого образного мышления, высокой подвижности, силы и уравновешенности нервных процессов;
- во время игры теннисисту приходится принимать решения в очень короткие промежутки времени, что требует быстроты мышления и точных зрительно-сенсомоторных реакций для управления ракеткой и передвижениями по игровой площадке;
- теннисный матч характеризуется разорванной структурой двигательной деятельности спортсменов - во время матча возникает множество временных перерывов и кратких «стоячих пауз» как при розыгрышах мячей, так и во время переходов;
- по ходу игры в большинстве турниров тренерам не разрешается прямая психологическая поддержка игрока, но игрокам разрешается краткий отдых;
- на профессиональном уровне спортсменам приходится еженедельно участвовать в турнирах, а значит тратить много времени и энергии на переезды с места на место, что требует удерживать состояние готовности к соревнованиям методами ментального тренинга;
- в теннисных матчах нет ограничений по времени, что предъявляет высокие требования к психической устойчивости и физической выносливости игроков, зато есть решающие геймы, по результатам которых определяется победитель;
- игра вынуждает игрока постоянно совершенствовать антиципацию - ментальную способность предвидеть траекторию мяча и возможные перемещения противника по площадке;
- в теннисе сильно востребованы ментальные способности игроков;
- успешными в теннисе становятся лишь спортсмены по преимуществу с сангвиническими типом темперамента, с доминирующей мотивацией достижения успеха, с оставленной на второй план защитной мотивацией избегания неудачи;
- профессиональный игрок в теннис отличается завидным трудолюбием, он тренируется не менее 4-6 часов в день, строго соблюдает спортивный режим дня и ведет здоровый образ жизни;
- поскольку профессиональный теннис является особым видом спортивного труда, в котором его участники получают внушительные денежные гонорары, то для спортивного долголетия теннисиста, выигравшего свой первый приз, важно не зациклиться на деньгах, культивировать в себе «прохладное» отношение к гонорарам за победу в турнирах, относиться к деньгам как к обычному средству жизни, а не как к цели
и её смыслу;
- многие специалисты в области тенниса указывают, что у них возникают трудности с воплощением теоретических знаний спортивной психологии в конкретные практические упражнения при подготовке юных теннисистов;
- многие специалисты считают, что умение теннисиста настраивать себя на игру путем самоубеждения и самовнушения, владение приёмами сознательной психической саморегуляции состояний, реалистичная самооценка и постановка самому себе достижимых целей, умение расслабляться в движении и быстро восстанавливаться после нагрузок, терпеть усталость и сохранять силы до конца матча - эти и другие качества являются наиболее спортивно важными для личности теннисиста.
ВЫВОДЫ
- Воспитание в юном теннисисте потребности в умственном самосовершенствовании посредством регулярных занятий ментальным тренингом в избранном виде спорта является одним из важнейших педагогических принципов деятельности современного тренера.
- Способность игрока к яркой визуализации своих и прогнозированию тактико-технических действий соперника обеспечивает более высокую соревновательную успешность и долголетие спортивной карьеры игроков международного класса.
- Ментальный тренинг теннисистов совершенствует психомоторное мышление и двигательную память спортсмена, развивает способность быстро входить в оптимальное боевое состояние готовности к соревнованию, удерживать «спортивную форму» на всём протяжении турнира.
Использование в ментальном тренинге теннисистов техники идеомоторной и аутогенной тренировки поддерживает высокую самооценку игровых возможностей и уверенность спортсмена в личном успехе, способствует его умственному самосовершенствованию и личностному росту, обеспечивает быстрое восстановление после тренировочных и соревновательных нагрузок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ань Цзин. Китайские принципы спортивного воспитания теннисистов // Вестник Балтийской Педагогической Академии. - 2009. - Вып. 86 - С. 103-107.
2. Баландин, В.И. Ментальный тренинг повышения соревновательной надежности спортсменов : метод. Письмо / В.И. Баландин, П.В. Бундзен ; С.-Петерб. Науч-исслед. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1998. - 26 с.
3. Волков, И.П. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов : хрестоматия / И.П. Волков, Н.С. Цикунова. - М. : Советский спорт, 2005. - 229 с.
4. Изотов, Е.А. Эффекты идеомоторной тренировки // Психологические основы педагогической деятельности : материалы 29-ой науч. конф. / С.-Петерб. Гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2002. - С. 81-84.
5. Людвич, В. Ментальный теннис : тренировка на корте и вне корта / В. Люд-вич. - СПб. : Изд. дом «Сентябрь», 2002. - 144 с.
6. Найдиффер, Р. Мысленная тренировка спортсменов // Психология соревнующегося спортсмена. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - С. 160-185.
7. Серова, Л.К. Настольный теннис в студенческом спорте : учеб.-метод. пособие / Л.К. Серова, А.С. Мартынов. - СПб. : Изд-во СПбГАУ, 2008. - 131 с.
8. Lars-Eric Unestahl & Trevor Dodd. Yes, You Can! A bow-tobook for training your mind and living a richer life! Orebro, Sweden, 1993. - 68 р.
Контактная информация: [email protected]