ВЫВОДЫ
Внедрение в процесс подготовки спортсменок высокого класса программы индивидуализации психологической подготовки с учетом индивидуально-психологических особенностей позволило добиться положительных изменений ряда показателей: проявления стрессоустойчивости; преодоления сбивающего влияния факторов соревнования, а также повышению психологической устойчивости спортсменок. Полученные в ходе исследования экспериментальные данные могут быть использованы: при оценке психических и психофизиологических характеристик спортсменок для индивидуализации тренировочного процесса, для подбора средств и методов психической регуляции, адекватных индивидуальным особенностям спортсменок, разработки более эффективных планов психологической подготовки, выработки оптимальной стратегии поведения тренера, психолога в команде в процессе тренировок и самой игры, для поддержания стабильного психологического климата в команде; для улучшения межличностного взаимодействия непосредственно самого тренера с членами команды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дашинимаева, А.Ц. Исследование индивидуально-типологических особенности стрелков высокой квалификации (на примере стрельбы из лука) / А.Ц. Дашинимаева, Е.В. Романина // Спортивный психолог. - 2012. - № 3 (27). - С. 35.
2. Наконечная, Л. Е. Психологическая подготовка в командных видах спорта с применением психодинамической модели / Л. Е. Наконечная, Е.В. Романина // International scientific-practical congress of teachers and psychologists "The generation of scientific ideas", the 27th of November, 2014, Geneva (Switzerland). - Geneva, 2014. - С. 59-62.
3. Наконечная, Л.Е. Взаимосвязь психомоторных показателей и особенностей личности с игровым амплуа на этапе высшего спортивного мастерства / А.Ц. Дашинимаева, Е.В. Романина // Экстремальная деятельность человека. - 2013. - № 4 (29). - С. 3-6.
REFERENCES
1. Dashinimayeva, A.Ts. and Romanina, E.V. (2012), "Research individual and typological features of shooters of high qualification (on the example of archery)", Sports psychologist, No. 3 (27), pp. 35.
2. Nakonechnaya, L.E. and Romanina, E.V. (2014), "Psychological preparation in command sports with application of the psychodynamic model", International scientific-practical congress of teachers and psychologists "The generation of scientific ideas", the 27th of November, 2014, Geneva (Switzerland), pp. 59-62.
3. Nakonechnaya, L.E. and Romanina, E.V. (2013), "Interrelation of psychomotor indicators and features of the personality with game role at a stage of the highest sports skill", Extreme activity person, No. 4 (29), pp. 3-6.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.02.2015.
УДК 159.9:796.342
САМОРЕГУЛЯЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ТЕННИСИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НА ОСНОВЕ ТРЕНИНГА «ТЕННИС - ПОЗИТИВ +»
Андрей Романович Плотный, соискатель, Тюменский государственный университет
Аннотация
В статье говорится о том, что высококвалифицированные теннисисты среди факторов, влияющих на исход игры, ставят на первое место «состояние подъема и ощущение силы». Следовательно, тренинг саморегуляции действий теннисиста должен включать способы достижения оптимального предстартового состояния перед каждым матчем; адаптировать к неудобствам проживания и участия в турнирах с различным уровнем организации, а также включать блок выстраивания
межличностных отношений с организаторами, тренерами, родными и, особенно, с соперниками. Предложен разработанный нами психологический тренинг эффективных состояний «Теннис - позитив +», теоретически включающий пять этапов, но модифицированный нами в процессе апробации до десяти. Во время реализации тренинга педагогические наблюдения показали, что состояние спортсменов заметно менялось от дискомфорта, к уверенности и спокойствию в движениях, далее через доверие к приятным внутренним ощущениям и к позитивному эмоциональному состоянию. В настоящее время тренинг проходит апробацию в других видах спорта.
Ключевые слова: психическое состояние, факторы, тренинг саморегуляции, установка, позитивный опыт, спортивное состязание.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.02.120.p220-224
SELF-CONTROL OF ACTIONS OF TENNIS PLAYERS OF HIGH QUALIFICATION ON THE BASIS OF TRAINING "TENNIS - A POSITIVE +" Andrey Romanovich Plotny, the competitor, Tyumen State University
Annotation
The article states that qualified tennis players among the factors influencing the outcome of the game tied for first place "feeling of lifting and feeling of power". Therefore, self-regulation of training of the tennis action should include ways to achieve the optimal prelaunch state before each match; to adapt to the inconveniences of living and participate in tournaments with different levels of the organization, and also to include the block of the building up the interpersonal relationships with the organizers, coaches, family, and especially with the rivals. Psychological training for the effective feelings "Tennis - posi-tive+", proposed and developed by us, theoretically comprising five stages, but modified by us in the process of testing to ten. During the implementation of the training the pedagogical observations have shown that the state of the athletes significantly varied from discomfort to confidence and tranquility in the movements, then through the credibility of the pleasant inner feelings and positive emotional state. Currently the training is being tested in other sports.
Keywords: mental condition, factors, self-control training, setting, positive experience, competition.
Ранее мы выявили пять наиболее значимых факторов, влияющих на успешность игровой деятельности теннисистов: состояние подъема, ощущение силы; построение отношений и позитивного взаимодействия на турнирах, эмоциональный комфорт; контроль событий, предсказуемость, размеренность; управление соперником; тактическая и техническая подготовка. Эти факторы перечислены по мере убывания весового коэффициента.
Интересен тот факт, что фактор «техническая подготовка», куда вошли такие переменные, как наличие нужного количества тренировок, пластичность, реакция, скорость, выбор тактики, тактические моменты оказался менее весомым, чем вышеперечисленные факторы. Это можно рассматривать как свидетельство того, что у теннисистов -профессионалов высокого уровня тактические параметры освоены примерно одинаково и важную роль начинают играть уже не столько технические характеристики, сколько психологическая составляющая, подготовка спортсмена к игре, его установки. Повторимся: данные были собраны со спортсменов, обладающих высоким уровнем подготовки к игре [8]. Таким образом, требования к системе подготовки квалифицированного теннисиста к ответственным соревнованиям заключаются в следующем:
Тренировочный процесс, переезды, условия проживания, т.е. общий режим жизни теннисиста должен быть направлен на достижение его оптимального состояния. Безусловно, спортсмен должен быть адаптирован ко многим неудобствам и не следует создавать ему «тепличных» условий, а значит формировать саморегуляцию поведения необходимо не только на корте, но и в периоды переездов.
Теннисистов необходимо учить общению, помогающему сохранить их оптимальное эмоциональное состояние или смягчить негативные воздействия на них, не смотря на возможно плохую организацию турнира (организаторы не предоставляют корты для тре-
нировок), необъективное судейство, психологическое давление со стороны соперников и т.д. При разработке программы саморегуляции поведения теннисиста, особое внимание следует уделить правилам межличностного общения. Для того, чтобы уйти от негативного воздействия соперника и навязать свое влияние, необходимо владеть специфическими техниками [1]. Таким образом, тренинг саморегуляции теннисиста должен включать: способы достижения оптимального предстартового состояния перед каждым матчем; адаптировать к неудобствам проживания и участия в турнирах с разным уровнем организации. А также включать блок выстраивания межличностных отношений с организаторами, тренерами, родными, и, особенно, с соперниками.
Формирование саморегуляции теннисистов включает высшие уровни мыслительных операций, познавательные алгоритмы действий, систему психофизического потенциала и помехоустойчивости, оценочную деятельность функциональной системы, в которой саморегуляция выступает как полезный результат деятельности [5].
В целом, система организационно-педагогических направлений (комплекс мероприятий) образовательной деятельности спортсменов по владению знаниями, умениями и навыками саморегуляции состоит из:
- овладения базовыми теоретическими знаниями по формированию саморегуляции;
- экспресс-диагностика индивидуального состояния, подготовленности и уровня здоровья;
- определения последовательности алгоритмов формирования саморегуляции;
- оценочной деятельности по формированию саморегуляции;
- коррекционных воздействий при формировании саморегуляции [4, 7].
На основании всего изложенного предлагаем разработанную нами методику тренинга эффективных состояний и назовем его «Теннис - позитив +».
Разработанный нами тренинг формирования саморегуляции действий теннисистов имеет следующие особенности:
- ориентация процесса систематического психотренинга на формирование психических качеств и навыков, способных обеспечить достижение пика спортивного мастерства при одновременном повышении качества психосоматического здоровья теннисиста [2];
- обучение теннисиста трансформации текущего психического состояния в позитивное состояние с целью использования в условиях соревновательной деятельности;
- обеспечение в ходе тренировочного процесса позитивного развития личности спортсмена и повышение его духовно-деятельностного потенциала [3, 6].
Тренинг «Теннис - позитив +» был разработан сотрудниками кафедр Теоретических основ физического воспитания и Общей и социальной психологии Тюменского государственного университета. Отталкиваясь от распространенного опыта воздействия на спортсмена с целью формирования нужных нам установок, умений и навыков, мы предложили напротив, обратиться к индивидуальному опыту самого спортсмена, выявить его стратегии достижения успеха, и уже с опорой на этот опыт позволить спортсмену самому сформировать нужные ему установки. При этом психолог или тренер, безусловно, сопровождает этот процесс.
В основу разработки тренинга легли установки:
- методика тренинга «Теннис - позитив +» должна быть основана на результатах проведенного нами факторного анализа переменных, влияющих на исход игры;
- тренинг должен иметь выраженную психолого-педагогическую направленность, нацеленную на выработку психических качеств и навыков, которые формируют высокий моторно-психический потенциал спортсмена и уверенность в достижении успеха в условиях напряженной турнирной жизни;
- формирование саморегуляции действий теннисистов должно быть этапным, иметь долговременный комплексный характер, непосредственно интегрированным в структуру учебно-тренировочного и соревновательного процессов из-за постоянного нахождения теннисиста в состоянии игровой деятельности, четко сопряженным с периодами и циклами подготовки к основным турнирам.
Разработка тренингов длилась три года с 2010 по 2013гг.
Организация тренингов предполагала индивидуальное проведение, они проходили по часу, по 10 встреч с каждым спортсменом. Всего в тренинге приняло участие 15 теннисистов.
Содержание тренинга включало вводную часть, где участник сообщает о позитивном опыте преодоления трудностей в процессе тренировок и отдельно об опыте выступлений на соревнованиях. Здесь фокус внимания спортсмена удерживался на его стратегиях и способах достижения оптимального психического состояния.
Далее спортсмену предлагалось определить проблемную область (то, что вызывает проблему в спортивной игре, неприятное состояние). Эта проблема отмечается (фиксируется) в пространстве с помощью некоего маркера или шкалы - как отметка 0 или 1.
Затем теннисисту предлагалось вспомнить позитивный опыт преодоления подобных ситуаций (или представить, придумать, заимствовать из поведения товарища, лидеров мирового рейтинга, тренера). На этом этапе важно не спешить - от качества представления нужного состояния зависит конечный результат тренинга. Позитивный опыт фиксируется как противоположная сторона отрезка или как отметка 10.
Далее спортсмен входит в пространство обозначенного отрезка и пытается оценить свое состояние, стоя на середине отрезка лицом к негативному опыту и спиной к маркеру позитивного опыта. Здесь важно описать мысли, чувства, визуальные и аудиаль-ные образы. Затем спортсмен продвигается по направлению к маркеру позитивного опыта, на каждом шагу описывая возникающее состояние.
На последнем шаге психолог или тренер внимательно наблюдает за спортсменом -какие движения, позы принимает спортсмен, где чувствует напряжение. Данная информация используется для фиксации состояния - совместно они вырабатывают движение, которое позволит в дальнейшем участнику возвращаться в резервное состояние во время спортивного состязания.
Ход и результаты тренинга. В начале тренинга у спортсменов наблюдался дискомфорт (опускали глаза в пол), нервозность (перебирали пальцы рук), неуверенность (поднимали плечи вверх) в целом неохотно шли на разговор и не раскрывали свое внутреннее состояние.
С каждым продвижением к позитивному опыту (к отметке 10) спортсмены раскрывались, наблюдалась уверенность и спокойствие в движениях и в разговоре.
На первых трех шагах спортсмены чувствовали уверенность, но не могли подробно описать свое эмоциональное состояние. Вместе с тем движения и взгляд становились спокойнее и более расслабленные. Пока мысли спортсмена были сосредоточены на том, как он смотрится со стороны.
Четвертый и шестой шаги спортсменов характеризовались нотками доверия к психологу. Вели себя более расковано и подробно говорили о своем состоянии. Появилось желание продолжать движение к позитивному состоянию.
На седьмом и восьмом шаге спортсмены ощущали приятные внутренние ощущения (некоторые говорили о внутреннем тепле и нейтральном состоянии). Некоторые спортсмены, уловив позитивное состояние, проявляли желание остановиться на восьмом шаге, т.к. была полная уверенность в своих силах, наблюдались слаженные и четкие мысли, сосредоточенный взгляд, направленный на сохранение позитивного эмоционального состояния.
Уже на девятом шаге спортсмены описывали подробно свое состояние, были спокойны и сосредоточены, желали остановиться и закрепить его.
Десятый шаг для спортсменов ощущался как закрепление всей проделанной работы. Они выбирали для себя движение (ритуал) чтобы во время тревожного или неуверенного эмоционального состояния выполнить это движение и подсознательно вернуть себе позитивное состояние. Кроме того, было желание тренироваться и чувство уверенности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондарчук, Т.В. Саморегуляция психического состояния спортсменов высшей квалификации / Т.В. Бондарчук, В.Н. Потапов // Теория и практика физической культуры. - 2006. -№ 2. - С. 39-40.
2. Горская, Г.Б. Психологические факторы самореализации профессионалов высокого класса : дис. ... д-ра психол. наук / Горская Г.Б. - М., 1997. - 320 с.
3. Емшанова, Ю.А. Стилевые особенности саморегуляции спортсменами своего психического состояния во время соревновательной деятельности как актуальное направление исследований / Емшанова Ю.А. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / М-во образования и науки Украины, Харьковская гос. акад. дизайна и искусств (Харьковский худож.-пром. ин-т). - Харьков, 2005. - № 1. - С. 9-15.
4. Инновационные процессы в развитии технологий психической подготовки и психодиагностики в олимпийском спорте / П.В. Бундзен, К.Г. Коротков, В.И. Баландин, И.П. Волков, О.В. Колодий, Унесталь Л.-Э. // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 5. - С. 12-18.
5. Конопкин, О.А. Стилевые особенности саморегуляции деятельности / О.А. Конопкин, В.И. Моросанова // Психологический журнал. - 1987. - № 3. - С. 18-26.
6. Курашвили, В. А. Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии : методическое пособие / В.А. Курашвили. - М. : МедиаЛабПроект, 2008. - 114 с.
7. Плотный, А.Р. Влияние значимых условий деятельности теннисистов высокой квалификации на содержание психологического тренинга и качество игры / А.Р. Плотный // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 133-138.
8. Плотный, А.Р. Педагогическое сопровождение и саморегуляция деятельности теннисистов / А.Р. Плотный, О.И. Дубровина, Е.А. Короткова // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 9. - С. 73-77.
REFERENCES
1. Bondarchuk, T.V. and Potapov, V.N. (2006), "Self-control of a mental condition of athletes of the top skills", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 39-40.
2. Gorskaya, G.B. (1997), Psychological factors of self-realization of high-class professionals, dissertation, Moscow.
3. Emshanova, Yu.A. (2005), "Style singularities of a self-regulation by the sportsmen of the mental condition during competitive activity as an actual direction of researches", Physical training of students of creative specialties, No. 1, pp. 9-15.
4. Bundzen, P.V., Korotkov, K.G., Balandin, V.I., Volkov, I.P, Kolodiy, O.V. and Unestal, L.-E. (2001), "Innovation processes in the development of technologies and mental preparation and psychodiag-nosis in Olympic sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 12-18.
5. Konopkin, O.A. and Morosanova, V.I. (1987), "Style features of self-control of activity", Psychological Journal, No. 3, pp. 18-26.
6. Kurashvilli, V.A. (2008), Psychological preparation of athletes. Innovative technologies: Methodical grant, publishing house "MediaLabProekt", Moscow.
7. Plotny, A.R. (2013), The influence of important conditions of professional high performance tennis players on psychological training and quality of their motor skills, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 133-138.
8. Plotny, A.R., Dubrovina, O.I. and Korotkova, E.A. (2011), "Pedagogical maintenance and self-control of activity of tennis players", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 73-77.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.02.2015.