Научная статья на тему 'Эффективность тренинга «Теннис позитив +» в саморегуляции деятельности теннисистов'

Эффективность тренинга «Теннис позитив +» в саморегуляции деятельности теннисистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
255
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ / ПОЗИТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПЕРЦЕПТИВНЫЕ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Плотный Андрей Романович

Предложен разработанный автором психологический тренинг «Теннис позитив +» предназначенный для осуществления саморегуляции деятельности спортсмена. Описано поведение теннисистов во время и после тренинга и способы движения от их негативного состояния к резервному, а от него к позитивному. Также приведен пример возникновения возможного отклонения состояния теннисиста от резервного к неконтролируемому состоянию. Обсуждается связь перцептивных и двигательных изменений с позитивным состоянием в деятельности теннисистов. В доказательство представлены на уровне достоверных различий результаты тестирования до и после апробации тренинга во время тренировочного процесса. В качестве положительных эффектов тренинга обсуждаются: улучшение координационных способностей; совершенствование технико-тактических проявлений; улучшение показателей самочувствия и повышение психоэмоционального статуса в целом. В результате педагогических наблюдений отмечено более ответственное отношение теннисистов к тренировкам и к выполнению сложных заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of training "tennis positive +" in self-control of activity of tennis players

The author developed the psychological training "Tennis positive +" for performing self-regulation activities of athlete. The behavior of the tennis players during and after training and ways of moving from their negative state to the positive, and from there to the positive have been depicted. The example has been given relating to the possible deviation of the condition of the tennis player from the reserve to uncontrolled. The article discusses the relationship of the perceptual and motor changes with the positive condition in the activities of the players. As the proof the author presented at the level of significant differences between the tests results before and after the training during the training process the results of the testing. The positive effects of training are discussed: improvement of the coordination abilities; improvement of technical and tactical displays; improvement of well-being and improvement of the psycho-emotional status in general. As a result of the pedagogical observations it showed more responsible attitude towards the training and to perform of the complex tasks.

Текст научной работы на тему «Эффективность тренинга «Теннис позитив +» в саморегуляции деятельности теннисистов»

УДК 159.9:796.342

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИНГА «ТЕННИС - ПОЗИТИВ +» В САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕННИСИСТОВ

Андрей Романович Плотный, соискатель, Тюменский государственный университет

Аннотация

Предложен разработанный автором психологический тренинг «Теннис - позитив +» предназначенный для осуществления саморегуляции деятельности спортсмена. Описано поведение теннисистов во время и после тренинга и способы движения от их негативного состояния к резервному, а от него к позитивному. Также приведен пример возникновения возможного отклонения состояния теннисиста от резервного к неконтролируемому состоянию. Обсуждается связь перцептивных и двигательных изменений с позитивным состоянием в деятельности теннисистов. В доказательство представлены на уровне достоверных различий результаты тестирования до и после апробации тренинга во время тренировочного процесса. В качестве положительных эффектов тренинга обсуждаются: улучшение координационных способностей; совершенствование технико-тактических проявлений; улучшение показателей самочувствия и повышение психоэмоционального статуса в целом. В результате педагогических наблюдений отмечено более ответственное отношение теннисистов к тренировкам и к выполнению сложных заданий.

Ключевые слова: тренинг, саморегуляция, внешние условия, позитивное состояние, перцептивные и двигательные изменения.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.02.120.p225-227

EFFICIENCY OF TRAINING "TENNIS - POSITIVE +" IN SELF-CONTROL OF ACTIVITY OF TENNIS PLAYERS

Andrey Romanovich Plotny, the competitor, Tyumen State University

Annotation

The author developed the psychological training "Tennis - positive +" for performing self-regulation activities of athlete. The behavior of the tennis players during and after training and ways of moving from their negative state to the positive, and from there to the positive have been depicted. The example has been given relating to the possible deviation of the condition of the tennis player from the reserve to uncontrolled. The article discusses the relationship of the perceptual and motor changes with the positive condition in the activities of the players. As the proof the author presented at the level of significant differences between the tests results before and after the training during the training process the results of the testing. The positive effects of training are discussed: improvement of the coordination abilities; improvement of technical and tactical displays; improvement of well-being and improvement of the psycho-emotional status in general. As a result of the pedagogical observations it showed more responsible attitude towards the training and to perform of the complex tasks.

Keywords: positive condition, training, self-regulation, external conditions, perceptual and motor changes.

В основе разработки тренинга «Теннис - позитив +» лежат классические предположения о том, что: внешние условия и специфика деятельности теннисиста позволяет определить особенности саморегуляции, как способствующие успеху деятельности, так и недостаточно развитые для обеспечения успешности овладения этой деятельностью [3, 6] и обеспечение в ходе тренировочного процесса позитивного развития личности спортсмена и повышение его духовно-деятельностного потенциала способствует развитию его саморегуляции в тренировочном и соревновательном процессе [2].

К внешним условиям отнесем выявленные нами пять факторов, от которых в большей степени, по мнению теннисистов высокой квалификации, зависит их результат: Ранее мы выявили пять наиболее значимых факторов, влияющих на успешность игровой деятельности теннисистов: состояние подъема, ощущение силы; построение отношений и позитивного взаимодействия на турнирах, эмоциональный комфорт; контроль событий,

предсказуемость, размеренность; управление соперником; тактическая и техническая подготовка. Эти факторы перечислены по мере убывания весового коэффициента [4, 5].

Таким образом, тренинг саморегуляции теннисиста должен включать: способы достижения оптимального предстартового состояния перед каждым матчем; адаптировать к неудобствам проживания и участия в турнирах с разным уровнем организации. А также включать блок выстраивания межличностных отношений с организаторами, тренерами, родными, и, особенно, с соперниками [1].

К формированию позитивного развития личности теннисиста отнесем разработанный нами психологический тренинг «Теннис - позитив +».

Организация тренинга включала индивидуальную работу с каждым спортсменом ежедневно, в условиях учебно-тренировочных сборов. Общее количество прошедших тренинг - 20 теннисистов, которые в разное время тренировались как в России, так и в Германии. Из них: 15 взрослых в возрасте от 21 до 41 года - профессионалы, игроки АТР и 5 детей от 12 до 13 лет. В общей группе: 4 человека из Германии, 10 из России, по одному человеку из Англии, Колумбии, Ямайки, Казахстана, Белоруссии и Украины. Исследования проводились в условиях учебно-тренировочных сборов.

До проведения тренинга и после спортсмены были комплексно протестированы. В программу тестирования вошли тесты на общую физическую подготовленность (бег 30 и 800 метров, челночный бег 6Х8метров, прыжок в длину с места), технико-тактическую (количество точных попаданий в намеченную зону в результате контрударов) и психологическую (САН - самочувствие, активность, настроение, а также теппинг-тест на силу нервной системы). Достоверность результатов определялась по ^критерию Стьюдента. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Достоверность различий результатов тестов до и после тренинга _«Теннис - позитив +» (М±м)_

Тест До После ^критерий Р

Бег 30 м (сек) 4,05±0,03 3,94±0,03 2,8 <0,01

Бег 800 м (мин) 2,70±0,08 2,48±0,08 4,5 <0,001

Бег 6x8 м (сек) 10,43±0,03 10,28±0,03 5 <0,001

Прыжок (см) 233,0±7,5 235,0± 7,5 3,3 <0,01

Удары (раз) 23,07±6,30 26,67±6,30 3,5 <0,01

Самочувствие, (балл) 6,56±0,10 7,07±0,40 2,4 <0,05

Активность, (балл) 6,52±0,06 7,45±0,40 4,9 <0,001

Настроение, (балл) 6,52±0,06 6,7±0,10 2,5 <0,05

КСНС(%) 95,3±0,02 56,2±0,01 2,4 <0,05

Обобщим результаты исследования, которые выразились в положительных эффектах.

Во-первых: достоверное повышение кондиционных способностей (улучшение скоростных, скоростно-силовых качеств и выносливости); улучшение технико-тактических проявлений (повышение количество точных попаданий в намеченную зону после контрударов) говорит об увеличении скорости переработки информации; улучшение показателей самочувствия, активности и настроения говорит о повышение психоэмоционального статуса теннисистов.

Во-вторых, педагогические наблюдения показали, что изменилось отношение спортсменов к тренировкам (стали более собранными, заранее настраивались на тренировку); поведение на площадке стало уверенным и более раскованным; ушел страх (исчезло внутреннее напряжение и появилось расслабление, легкость). По нашему мнению появление этих эффектов сказалось на качестве технико-тактических действий теннисистов. В то же время, в результате тренинга у некоторых теннисистов была отмечена излишняя самоуверенность. Считаем, что за этим явлением надо наблюдать и если самостоятельно отрегулировать свое состояние до позитивного (или резервного) у спортсмена не получается, то здесь нужна коррекция со стороны психолога или тренера (пока это

возможно).

В-третьих, повысилась соревновательная надежность теннисистов.

Заключение. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что внедрение разработанного нами психологического тренинга «Теннис-позитив +» в тренировочный и соревновательный процесс теннисистов, способствует сочетанию перцептивных и двигательных изменений с формированием позитивных состояний в деятельности теннисистов и в целом повышает их соревновательную надежность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондарчук, Т.В. Саморегуляция психического состояния спортсменов высшей квалификации / Т.В. Бондарчук, В.Н. Потапов // Теория и практика физической культуры. - 2006. -№ 2. - С. 39-40.

2. Инновационные процессы в развитии технологий психической подготовки и психодиагностики в олимпийском спорте / П.В. Бундзен, К.Г. Коротков, В.И. Баландин, И.П. Волков, О.В. Колодий, Унесталь Л.-Э. // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 5. - С. 12-18.

3. Конопкин, О.А. Стилевые особенности саморегуляции деятельности / О.А. Конопкин, В.И. Моросанова // Психологический журнал. - 1987. - № 3. - С. 18-26.

4. Короткова, Е.А. Социальность инноваций в сфере физической культуры и спорта / Е.А. Короткова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 6. - С. 11-13.

5. Плотный, А.Р. Педагогическое сопровождение и саморегуляция деятельности теннисистов / А.Р. Плотный, О.И. Дубровина, Е.А. Короткова // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 9. - С. 73-77.

6. Моросанова, В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Психологический журнал. - 2002. - № 6. - С. 5-17.

REFERENCES

1. Bondarchuk, T.V. and Potapov, V.N. (2006), "Self-regulation of the mental feeling of the athletes of the highest qualification", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 39-40.

2. Bundzen, P.V., Korotkov, K.G., Balandin, V.I., Volkov, I.P, Kolodiy, O.V. and Unestal, L.-E. (2001), "Innovation processes in the development of technologies and mental preparation and psychodiag-nosis in Olympic sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 12-18.

3. Konopkin, O.A. and Morosanova, V.I. (1987), "Stylistic features of self-activity", Psychological journal, No. 3, pp. 18-26.

4. Korotkova, E.A. (2013), "Social innovation in the field of physical culture and sports", Physical culture: education, education and training, No. 6, pp. 11-13.

5. Plotnyy, A.R., Dubrovina, O.I. and Korotkov, EA (2011), "Pedagogical support and self-regulation of activity of tennis", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp.73-77.

6. Morosanova, V.I. (2002), "Personal aspects of self-regulation of voluntary activity person", Psychological journal, No. 6, pp. 5-17.

Контактная информация: mkms85@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 10.02.2015.

УДК 159.9:796/799

ТИПЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ТРЕНЕРОВ СО СПОРТСМЕНАМИ

Лидия Константиновна Серова, доктор психологических наук, профессор, Елизавета Викторовна Власова, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье отражены результаты трех частей исследования: типов направленности педагогического общения тренеров по настольному теннису, успешности их деятельности и характера вли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.