УДК 796.01:159.9
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОГО ВНИМАНИЯ У ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ
Е.В. Бурцева', Д.М. Башироваг
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия Для связи с авторами E-mail: basluro vadi@mail. m
Аннотация:
H статье рассматривается содержание методики формирования игрового внимания юных теннисистов. Авторами описаны средства, методы, методические приемы, формы организации занятий, объем нагрузки, которые позволяют повысить уровень развития игрового внимания у юных теннисистов. С целью практической проверки эффективности методики формирования игрового внимания у спортсменов 12-13 лет, занимающихся настольным теннисом, авторами был проведен педагогический эксперимент и выявлены изменения показателей свойств внимания (устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключаемость).
Ключевые слова: настольный теннис, игровое внимание, свойства внимания, методика.
TECHNIQUE OF FORMATION OF GAME ATTENTION AT YOUNG TENNIS PLAYERS Burtseva E.V.1, Bashirova D.M2
Volga region state academy of physical culture» sport and tourism, Kazan, Russia Abstract:
In article the maintenance of a technique of formation of game attention of young tennis players is considered. Authors described means, methods, methodical receptions, forms of the organization of occupations, loading volume which allow to raise a level of development of game attention at young tennis players For the purpose of practical check of efficiency of a technique of formation of game attention at athletes of 12-13 years which are engaged in table tennis, authors made pedagogical experiment and changes of indicators of properties of attention (stability, concentration, volume, distribution, a pereklyuchayemost) are revealed.
Key words: table tennis, game attention, properties of attention, technique.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развитая российского настольного тенниса поиск и разработка новых сред ста и методов повышения результатов являются основой повышения спортивного мастерства игроков. Одним из перспективных направлений является совершенствование психологической подготовки спортсменов, в частности, развитие психических функций и процессов,обеспечивающих эффективность соревновательной деятельности. Развитие и совершенствование внимания имеют большое значение для повышения эффективноста спортивной деятельности, и прежде всего как функции, обеспечивающей контроль за происходящим Анализ научной литературы показал, что современное состояние теории и методики подготовки в настольном теннисе характеризуется недостаточным освещением вопросов
развития функции внимания в тренировочном процессе, хотя и признается важность ее роли в повышении эффективности игровой деятельности.
При разработке экспериментальной методики учитывалось содержание учебной программы ДЮСШ «Олимп» по настольному теннису (2012 г.) для юных теннисистов второго года обучения
Разработанная нами методика, внедрялась в вариативный компонент учебно-тренировочного занятия и составляла 20-30 мин , при этом задачи и структура не изменялись и соответствовали учебной программе ДЮСШ «Олимп» (рисунок). Основными средствами методики являлись физические упражнения с предметами и без предметов, упражнения в очках-тренажерах, подвижные игры, учебно-тренировочные игры, гимнастика для глаз, комплекс восста-
новительных упражнении для глаз которые реализовывались за счет:
Основным методическим приемом при раз- —увеличенияколичества используемых пред-
витии внимания было наличие различного метов,
рода усложнений выполнения упражнений, — изменения пространственно-временных
Мггодгаш формированы игрового внимании у теннисистов 12-13 лет
Подготовительный период
Предсорсжшжисльный периад
/Ин,
+ групповая
Индивидуал
Фнхичесжне уиражвеннж с □редметами и бех предмете^ упражнение в очках-тренажерах, подвижные игры, гимнастики дож глнз, юшшею воссгганшшзедышх упражнений дм таи
50 % времени учебво-трюнровочш« игры, подмхнне игры
Средства
Методы
Повторный, игровой
о
усложнение условий выпотаеиия:
предметов;
- изменение пространствснно-
тр«ви»ж$ры);
упряжжнвй на развитие ЫзьЬ/л, цАцци и п^рОИЙЧЙЯНУг111
влииали
I
Игровой
1 усложнение условия
- включение в одно звшгщ упражнений в> рваввпие объёма,
Вжщваж чвшъ:
- пштпиугнш дта гяяэ; Основной чвстк
- тешичесжке заданна на развитие концентрации, устойчивости, распределения,
подвижные игры.
20-30 мни Тип отдыха: активный 20-30 сек.
15-20 мин Тип отдыха: дгаптий 24-30 сок
Рисунок - Структура методики формирования игрового внимания у теннисистов 12-13 лет
границ (использование очков-тренажеров);
— применения дополнительного стимула привлечения внимания,
— включения в одно занятие упражнений на развитие объема, распределения и переклю-ч аемо сти вним ания.
Кроме того, процесс формирования игрового внимания, на наш взгляд, должен следовать реализации принципа выполнения заданий на высоком уровне трудности, т.е решения в ходе выполнения двигательных действий сложных задач, требующих одновременного включения в работу сразу нескольких функциональных систем организма, обеспечивающих развитие распределения и переключения внимания, уменьшения объема внимания Основными организационными формами являлись
— индивидуальная тренировка, когда тот или иной игрок выполняет задание индивидуально Эта форма занятий использовалась на всем протяжении педагогического эксперимента и являлась основной,
— групповая тренировка после разделения на группы Эта форма занятий использовалась в подготовительном периоде
Средства формирования игрового внимания распределялись с учетом его свойств. Методика применялась нами в подготовительном и пред соревновательном периодах. Основная направленность в подготовительном периоде характеризуется проведением общей подготовки процессов внимания, на базе которой постепенно будут решаться более сложные задачи, поставленные в соревновательном периоде В этом периоде спортивной тренировки преобладает применение упражнений с предметами и без предметов, упражнения в очках-тренажерах, подвижные игры, гимнастика для глаз и комплекс восстановительных упражнений для глаз Продолжительность подготовительного периода составила восемь недель Тренировочные занятия проходили в условиях спортивного зала, продолжительность занятий
— 20-30 минут. Всего в подготовительном периоде проведено 40 тренировочных занятий, которые имели следующие методические особенности и содержание
— основные формы организации занятий — индивидуальная и групповая,
— нагрузка общей направленности, величина средняя с интенсивностью 80% (130-150 уд/ мин),
— отдых между упражнениями - активный
(30с);
— основные средства — физические упражнения с предметами и без предметоз, упражнения в очках-тренажерах, подвижные игры,
— основными методами реализации нагрузки является повторный и иqэoвoй, способствующий закреплению формирующихся навыков,
— методические приемы — увеличение количества используемых предметов, изменение пространственно-временных границ (использование очков-тренажеров), применение дополнительного стимула привлечения внимания, включение в одно занятие упражнений на развитие распределения и переключаемо-сти внимания, уменьшения объёма внимания. С целью практической проверки эффективности методики формирования игрового внимания у спортсменов 12-13 лет, занимающихся настольным теннисом, нами был проведен педагогический эксперимент в ДЮСШ «Олимп» ПГТ Богатые Сабы.
В экспериментальной группе работа по формированию игрового внимания проводилась по разработанной нами методике, в контрольной группе внимание развивали по традиционной методике, в основном с помощью отдельных упражнений, включенных в тренировочный процесс, которые воздействовали, прежде всего, на различные проявления физических, специальных физических способностей, технико-тактическое мастерство юных спортсменов В контрольной группе упражнения на развитие игрового внимания никогда не выделялись в специальную часть тренировочного занятия. В подготовительном периоде ЭГ занималась по разработанной нами методике восемь недель В начале опытно-экспериментальной работы у испытуемых контрольной и экспериментальной групп определяли показатели исходного уровня свойств игровэго внимания по методике «Оценка внимания» и методике «Красно-черные таблицы Шульте-
Платонова» (модифицированный вариант) По окончании опытно-экспериментальной работы у испытуемых обеих групп также определяли показатели свойств игрового внимания. Полученные экспериментальные данные были обработаны с применением методов математической статистки Результаты тестирования экспериментальной и контрольной группы на первом этапе педагогического исследования (сентябрь-октябрь 2014г) отражены в таблице 1. Результаты q>aвнитeльнoro анализа, приведенные в таблице 1, свидетельствуют об отсутствии достоверных различий в показателях, отражающих уровень игрового внимания в обеих группах до начала педагогического эксперимента.
Таким образом, в начале педагогического эксперимента обе q:>yппы испытуемых были относительно однородны и не имели каких-либо достоверных отличий. Нами было проведено повторное тестирование по той же методике, что и в начале педагогического эксперимента. Результаты исследования представлены в таблице 2. Исследование устойчивости внимания, развитие которого обеспечивает увеличение времени сосредоточения на объекте, позволило сделать следующие выводы У теннисистов ЭГ устойчивость внимания соответствует высокому уровню (1,08 балла), у теннисистов КГ показатели находятся в пределах 0,97 баллов, что соответствует среднему уровню развития (таблица 2).
Анализ результатов исследования концентрации внимания как свойства, выражающего интенсивность связи с определенным объектом или стороной деятельности, показал, что у испытуемых ЭГ развитие данного свойства внимания находится на высоком уровне (0,79 балла). У спортсменов КГ данные показатели колеблются в пределах 0,99 балла, что соответствует среднему уровню концентрации внимания (таблица 2).
Сравнивая показатели переключения внимания как свойства сознательной переключае-мости с одного объекта на другой, можно обратить внимание на то, что у теннисистов ЭГ время переключения внимания выше (10,64 балла) по сравнению с результатами испытуемых КГ (26,04 балла) Таким образом, в ЭГ уровень переключения внимания выше среднего, а в КГ спортсмены имеют средний уровень переключения внимания (таблица 2) Исследование распределения внимания, развитие которого обеспечивает повышение способности человека одновременно удерживать в центре внимания несколько объектов, позволило сделать следующие выводы У теннисистов ЭГ распределение внимания соответствует уровню выше среднего (48,5 балла), у теннисистов КГ показатели находятся в пределах 84,7 баллов, соответствующих среднему уровню развитая (таблица 2). Анализ результатов исследования объёма внимания, под которым понимается количество объектов, которое может быть охвачено вниманием в ограниченный отрезок времени,
Таблица 1 - Показатели исходного уровня свойств внимания у теннисистов 12-13 лет ЭГ и КГ в начале подготовительного периода (Хер ± а
Показатели свойств внимания, баллы ЭГ, п = 12 КГ. п = 11 Р
Хер. ± с Уровень Хер. ± с Уровень
Устойчивость внимания 0.96 ± 0.05 Средний 0.94 ± 0.08 Средний Р>0.05
Концентрация внимания 0,97 ± 0,07 Средний 1.02 ± 0,03 Средний Р>0.05
Обьём внимания 51,73 ±9,05 Ниже среднего 69.54 ± 5,52 Низкий Р>0,05
Распределение внимания 114 ± 4.95 Низкий 110.82±3,06 Низкий Р>0,05
Переключаемость внимания 32,00 ± 0,08 Низкий 38.27 ±0,01 Низкий Р>0.05
Показатели свойств внимания, баллы ЭГ. п = 12 КГ п = 11 Р
Хер. ±с Уровень Хср.±а Уровень
Устойчивость внимания 108 ±0,21 Высокий 0.97 ± 0,05 Средний Р<0,05
Концентрация внимания 0.79 ± 0,13 Высокий 0.99±0.01 Средний Р<0.05
Обьём внимания 61,55 ± 3,52 Низкий 51.06 ± 2,02 Ниже среднего Р>0.05
Распределение внимания 48.5± 3.94 Выше среднего 84.7± 2.01 Средний Р<0.05
Переключаемость внимания 10,64± 2,06 Выше среднего 26.04 ± 1.03 Средний Р<0.05
Таблица 2 - Показатели свойств внимания у теннисистов 12-13 лет КГ и ЭГ после педагогического эксперимента
показал, что у испытуемых ЭГ развитие данного свойства внимания находится на низком уровне (61,55 балла), что наиболее приемлемо для игроков в настольный теннис. У спортсменов КГ данные показатели колеблются в пределах 51,0(5 балла, что соответствует уровню ниже среднего, также приемлемого для теннисистов (таблица 2).
Для определения эффективности нашей методики мы провели контрольное тестирование технической подготовленности юных теннисистов, результаты которого отражены в таблице 3.
Результаты технической подготовленности теннисистов 12-13 лет свидетельствуют о том, что в их динамике в обеих группах отмечалась тенденция увеличения показателей. При этом в ЭГ прирост показателей в сравнении с исходным уровнем больший, чем в КГ С целью выявления эффективности нашей методики мы проанализировали результаты соревнований ©Г и КГ, результаты анализа представлены в таблице 4.
Данныетаблицы 4 позволяют нал! заключить, что теннисисты экспериментальной группы занимают больше призовых мест — 27, чем теннисисты контрольной группы - 19 мест. Таким образом, в результате опытно-экспериментальной работы нами были получены данные, на основании которых можно сделать вывод о том, что у юных теннисистов экспериментальной группы игровое внимание имеет более высокий уровень сформированиести
• показатели устойчивостн внимания в экспериментальной группе соответствуют высокому уровню, а в контрольной q:>yппe — среднему уровню развития,
• показатели концентрации внимания в ЭГ свидетельствуют о высоком уровне его развития, в КГ показатели соответствуют среднему уровню развития,
• показатели переключения внимания в экспериментальной группе соответствуют уровню выше ^>еднего, а контрольной группе — среднему уровню развитая,
• показатели распределения внимания у юных
Таблица 3 - Результаты технической подготовленности теннисистов 12-13 лет
Наименование технического приема ЭГ КГ Р ЭГи КГ (после эксперимента)
ДО после ДО после
игра накатом справа-слева по диагонали (количество раз) 7,83±1,6 14,44±2,6 7,62 ±0,2 10,51± 2 4 Р<0,05
игра накатом справа-слева по прямой (количество раз) 8,91± 1,8 12,73±1,4 8.54±1,7 9Т57±1,6 Р<0,05
игра накатом из центра стола в правый-левый угол (количество раз) 1082±1.9 17.3 6± 1,5 10.63 ±2.1 12,32±04 Р<0,05
игра накатом в центр справа-слева (количество раз) 4,75±1,9 7 17 ±13 4.89±0,5 5;92±0,9 Р>0,05
игра срезкой (сек) 43.92±1.4 65,71± 1.3 44,00±1,5 58,09±0,9 Р<0,05
подачи с верхним вращением (количество раз), 10 попыток 4.17±1,6 8.74±1,4 4,42±15 6,62 ±0.7 Р<0,05
подачи с обратным вращением (количество раз). 10 попыток 3,24±1,7 7.01±0,8 4,01±1Д 5,5±1,7 Р<0,05
подачи с боковым вращением (количество раз), 10 попыток 5.75±1,3 8,06±1,5 6.04±1.8 7 09±1,2 Р>0,05
подачи с высоким подбросом (количество раз), 10 попыток 4,08±1,8 794±1.9 4,56±14 5 95±1.04 Р<0,05
подачи сложным движением (количество раз), 10 попыток 5.07±1,03 8,09±17 5.98±1,05 6.87±1,24 Р<0,05
Таблица 4 - Результаты соревнований теннисистов 12-13 лет после эксперимента
Соревнования ЭГ КГ
1 место - 3 1 место - 2
Соревнование 1 II место - 2 II место - 1
III место - 3 III место - 2
1 место - 3 1 место - 2
Соревнование 2 II место -4 II место - 2
III место - 2 III место - 3
1 место -4 1 место - 3
Соревнование 3 II место -4 II место -1
III место - 2 III место - 3
Общее кол-во призовых мест 27 19
теннисистов экспериментальной группы (48,5 балла) превышают показатели контрольной группы (84,7 балла),
• показатели объема внимания в экспериментальной группе соответствуют низкому уровню, а у испытуемых КГ соответствуют уровню ниже среднего,
• результаты технической подготовленности и результаты соревнований у юных теннисистов ЭГ более высокие, чем у спортсменов КГ.
Результаты педагогического эксперимента позволяют нам заключить, что развитие внимания в рамках тренировочной работы необходимо начинать с подготовительного периода, при этом работа должна идти непрерывно и планомерно, постепенно повышая и адаптируя уровень внимания к постоянно нарастаю щим физическим и психологическим нагр'/зкам на всем протяжении годичного цикла спортивной подготовки.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Бурцева Евгения Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта «Поволжская ГАФКСиТ».
Баширова Диляра Мансуровна, студентка факультета физической культуры «Поволжская ГАФКСиТ>.