СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СПОРТИВНОГО КЛУБА
Т.Г. ЕФРЕМОВА,
Академия физической культуры и спорта Южного федерального университета;
Г.В. ПАНТЕЛЕЕВ, Хоккейный клуб «Ростов»;
Е.С. БЕРЕЖНАЯ,
Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета
Аннотация
Статья посвящена изучению основных направлений и факторов, детерминирующих результативность деятельности спортивного клуба. Основное внимание уделяется направлениям совершенствования тренировочного процесса, их содержанию и особенностям реализации. Теоретический анализ и обобщение организационных, методических и управленческих аспектов в процессе работы спортивного клуба позволили разработать модель управления его деятельностью, базирующуюся на взаимосвязи и взаимовлиянии указанных направлений. В исследовании, обобщающем результаты многолетней соревновательной и тренерской работы, представлены средства и методы реализации ее основных компонентов: определение модельных характеристик сильнейших спортсменов и их учет при анализе тренировочной и соревновательной деятельности; ее планирование и оперативная коррекция; отбор квалифицированных спортсменов и кандидатов в сборные команды для их участия в соревнованиях; использование системы восстановительных мероприятий; повышение профессионально-педагогической компетентности тренерского состава; экономическое управление деятельностью клуба. Одним из важнейших условий, обусловливающих эффективность управления в спортивных клубах, является высокий профессионализм кадрового состава, предполагающий постоянное совершенствование организаторских, конструктивных, проектировочных, коммуникативных умений тренеров, непосредственно работающих с командой. Предлагаемые в исследовании подходы позволяют определить перспективные направления совершенствования подготовки спортсменов высокого класса, а также способствовать созданию необходимой консолидации тренерских, научных сил и финансового обеспечения для решения основной задачи - рационального управления работой спортивного клуба и повышения эффективности тренировочного и соревновательного
процесса.
Ключевые слова: модель управления деятельностью спортивного клуба; направления, средства и методы совершенствования тренировочного и соревновательного процесса.
Abstract
The article is devoted to the analysis of the main
tendencies and factors determining effectiveness
of sports club. The main focus is on the main areas
of the training process improvement, their matter
and implementation peculiarities. Theoretical analysis
and generalization of organizational, methodical
and managerial aspects of the sports club
made it possible to devise management model
for the hockey club "Rostov" based on correlation
and interaction of the mentioned areas.
The means and methods of implementing the main aspects
of coaching and competitive activities generalized
in the present analysis are: evaluation of model
characteristics of the strongest sportsmen
which is considered in training and competition analyses;
selection of the elite athletes and candidates
for participating in competitions in combined teams;
Recovery period system application;
Advance of the coaching staff professional pedagogical
competence; Economic management of the sports club.
One of the most
important conditions contributing to the management efficiency in sports clubs is strong qualifications of the personnel presupposing constant improvement of the organizational, constructive, designing, communicative skills of coaches directly working with the team. Approaches given in the analysis make it possible to determine perspective areas of training improvement for top rank sportsmen. They also help provide necessary consolidation of coaches and scientists and improve maintenance for reaching the main objectives - efficient sports club management and improvement of training and competitive process effectiveness.
Key words: management model for sports club, means and methods of training and competitive process improvement.
Введение
Одним из важнейших направлений в научном обосновании системы физической культуры и спорта является управление работой спортивного клуба, предусматривающее «...систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и планомерного развития клуба в целях достижения наиболее высоких результатов во внутрироссийских и международных турнирах» [3, с. 53].
Цель исследования
Анализом и обобщением многолетней соревновательной и тренерской деятельности является изучение основных направлений и факторов, влияющих на результативность тренировочного и соревновательного процесса в спортивном клубе. Практическая значимость исследования заключается в разработке модели управления, включающей целевые установки, основные направления совершенствования деятельности спортивного клуба, их содержательные характеристики и особенности реализации (рис. 1).
Методы исследования
Методологической основой разработанной модели являются исследования, базирующиеся на взаимосвязи и совершенствовании организационной, методической, управленческой деятельности спортивного клуба в соответствующих направлениях тренировочного процесса, его содержательных особенностей и детерминированных ими средств и методов реализации [1, с. 29; 3, с. 77; 4, с. 39; 5, с. 65; 7, с. 17-19; 9, с. 9-10].
Целью методики управления тренировочным и соревновательным процессом в спортивном клубе является повышение его эффективности на основе совершенствования соответствующих направлений подготовки.
Основные аспекты совершенствования процесса работы спортивного клуба включают обоснование и четкую реализацию его деятельности в следующих разделах:
- определение модельных характеристик сильнейших спортсменов и учет их при анализе результатов тренировок и соревнований;
- отбор квалифицированных спортсменов и кандидатов в сборные команды;
- планирование тренировочной и соревновательной деятельности;
- использование системы восстановительных мероприятий;
- повышение профессионально-педагогической компетентности тренерского состава;
- экономическое управление деятельностью клуба и ее оперативная коррекция.
Рассмотрим разделы, которые удалось наиболее полно реализовать на базе хоккейного клуба «Ростов». Использование модельных характеристик спортсменов высокого класса является одним из основных направлений совершенствования тренировочного процесса квалифицированных спортсменов. Наиболее важными в этом плане, на наш взгляд, являются технико-тактические
характеристики соревновательной деятельности, непосредственно влияющие на ход спортивного состязания.
Диапазон использования технико-тактических действий в защите и в нападении является средством для реализации задач спортивного поединка и наиболее информативным критерием, который позволяет отразить особенности поведения спортсмена в матче и эффективность его игры. Специфика игрового амплуа существенно определяет особенности реализации хоккеистом технико-тактических действий в тренировочной и соревновательной деятельности: количество заброшенных шайб, результативных передач, набранных очков, бросков по воротам, силовых единоборств, выигранных и проигранных вбрасываний, отбитых бросков, процент реализации вбрасываний и др.
Обобщенные модельные характеристики спортсменов высокого класса разных игровых амплуа, являющиеся теоретической (экстраполяционной) моделью игровых действий хоккеистов в течение одного периода [6, с. 85-86], использовались для определения направленности и характера тренировочных заданий с учетом игровых функций хоккеистов; оценки эффективности игры спортсмена и выявления степени проявления индивидуального уровня технико-тактической подготовленности.
Рассматривая специфику управления тренировочной и соревновательной деятельностью в хоккее, необходимо отметить повышение объема специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы, увеличение соревновательной практики как эффективного средства мобилизации возможностей организма и стимуляции адаптационных процессов. Так, реализация задач соревновательного периода, являющегося критерием результативности управления тренировочным процессом в целом, включала собственно соревновательную деятельность, оценку психологической готовности команды, варьирование параметров нагрузки в условиях тренировки и соревнований, проведение восстановительных мероприятий, сравнение достигнутых результатов с планируемыми и внесение необходимых корректив в тренировочный процесс. Особое внимание при планировании подготовки уделялось дифференцированию нагрузок аэробной, смешанной и анаэробной направленности и отработке технических действий с учетом специфических особенностей игрового амплуа [9, с. 10-11]. Наибольший объем тренировочной работы отводился тактической подготовке: освоению и совершенствованию различных тактических взаимодействий в «связках» и команде, разных вариантов тактических систем в атаке и обороне, быстрому и рациональному переключению с одних тактических построений на другие.
Решение задач специальной физической и функциональной подготовки спортсменов осуществлялось на основе индивидуального подхода к планированию тренировочных нагрузок, дифференцирования направленности, характера, объема и интенсивности нагрузки в зависимости от игровой специализации, физической подготовленности и функционального состояния организма спортсмена [2, с. 22; 4, с. 39]. Результативность
Рис. 1. Структура модели управления деятельностью спортивного клуба
предложенных в настоящей работе подходов к управлению тренировочным процессом доказана положительной динамикой среднегрупповых показателей скоростной, скоростно-силовой и координационной подготовленности хоккеистов по сравнению с сезоном 2013-2014 г. (бег на 60 и 300 м на коньках, количество результативных бросков по воротам с использованием макетного вратаря для поражения четырех мишеней), а также улучшением реактивных свойств сердечно-сосудистой системы (проба Руфье) и устойчивости организма к гипоксии (пробы Штанге и Генчи). Отметим, что последнее является важным условием возможности выполнения хоккеистами специфичных интенсивных нагрузок анаэробной и смешанной направленности (рис. 2).
% 35
30 25 20 15 10 5 0
31,00
6,00
7,00
20,30
14,42
-7,64-
Бег Бег Броски
на коньках на коньках по 60 м 300 м воротам
Проба Руфье
Проба Штанге
Проба Генчи
Рис. 2. Прирост показателей физической и функциональной подготовленности хоккеистов в динамике (в %)
Как показывает опыт спортивной деятельности, одним из важнейших условий успешного выступления команды в игровых видах спорта является эффективность системы отбора [8, с. 24]. Помимо установленных критериев мастерства спортсмена, при формировании команды учитывались дополнительные факторы, оценивающие психологические особенности спортсмена, психические качества и свойства, индивидуальные адаптационные возможности, состав предполагаемых соперников, мотивацию на достижение высоких спортивных результатов.
Психологическая подготовка спортсменов к матчам была направлена на: осознание игроками значимости предстоящего матча и его планирование с учетом состояния и возможностей команды; сильных и слабых сторон игры противника; формулировку четких целей и задач соревновательной деятельности; формирование
уверенности в своих силах и возможностях для достижения победы; создание оптимального эмоционального состояния [2, с. 21; 8, с. 24]. О повышении мотивированности и целеустремленности команды свидетельствует достоверно значимый прирост индекса групповой сплоченности Сишора (ИС1 = 8,39 ± 0,17; ИС2 = 11,70 ± 0,28; р < 0,001), характеризующий степень интеграции и объединения спортсменов общей целью и задачами, а также являющийся косвенной оценкой психологической атмосферы в коллективе, правильности подбора и расстановки спортсменов в процессе игры.
Одним из важнейших показателей, определяющих эффективность учебно-тренировочного процесса, является профессиональное мастерство тренера. С учетом задач спортивного клуба были определены основные направления повышения компетентности тренерского состава: устойчивая мотивация тренеров к профессиональной деятельности и четкое целеполагание промежуточных и конечных этапов работы; своевременность и систематичность оказываемых педагогических воздействий; нацеленность на поиск более эффективных способов решения тренировочных задач; индивидуальный дифференцированный подход к реализации функциональных возможностей каждого спортсмена; использование в процессе тренировочной и соревновательной деятельности их сильных сторон и индивидуально-психологических особенностей; изучение опыта профессиональной деятельности лучших спортивных руководителей, взаимодействие со спортивными клубами, объединениями и организациями на основе обмена информацией и опытом; сочетание широкого арсенала средств и методов тренировочного процесса, индивидуальных и коллективных форм воздействия на спортсменов [5, с. 65].
Реализация указанных направлений была направлена на формирование гностических, конструктивных, проектировочных, организаторских и коммуникативных умений тренеров, отражающих определенные уровни совершенствования профессионального мастерства [3, с. 63-64].
Влияние различных сторон совершенствования тренировочного процесса не может рассматриваться отдельно от главной задачи спортивного клуба - достижения наиболее высоких результатов на турнирах различного уровня. Объективным показателем эффективности разработанной модели управления тренировочным процессом стали победа команды хоккейного клуба «Ростов» в чемпионате РХЛ (в настоящее время - ВХЛ) сезона 2014-2015 г., присвоение 25 игрокам команды звания мастеров спорта (табл. 1).
Таблица 1
Результаты плей-офф чемпионата РХЛ сезона 2014-2015 г.
Команда И В В-ОТ В-Б П-ОТ П-Б П Ш О
Ростов 11 6 3 0 0 0 2 42:25 24
ЦСК ВВС 12 4 2 0 3 0 3 33:26 19
Мордовия 8 3 1 1 1 0 2 25:23 14
С*)
Теория и методика спорта высших достижений
Окончание табл. 1
Команда И В В-ОТ В-Б П-ОТ П-Б П Ш О
Славутич 7 4 0 0 1 0 2 24:20 13
Ямальские стерхи 5 1 1 0 1 0 2 9:16 6
Тамбов 3 0 0 0 1 1 1 7:11 2
Алтай 3 0 0 0 0 0 3 9:16 0
Сокол 3 0 0 0 0 0 3 5:17 0
Примечание: И - сыгранные игры; В - выигрыши; В-ОТ - выигрыши в овертаймах; В-Б - выигрыши по буллитам; П-ОТ - поражения в овертаймах; П-Б - поражения по буллитам; П - поражения; Ш - разница шайб; О - набранные очки.
Результаты исследования
Этот результат - итог взаимовлияния и интеграции всех факторов учебно-тренировочного процесса в хоккейном клубе: грамотного построения тренировочной и соревновательной деятельности, управления мотивацией и психологической подготовкой хоккеистов, необходимого уровня функциональной, физической и технико-тактической подготовки спортсменов, повышение профессиональной и педагогической компетентности тренеров, непосредственно работающих с командой.
Заключение
Предлагаемые в настоящем исследовании подходы позволяют определить перспективные направления совершенствования подготовки спортсменов высокого класса, достойно защищающих честь регионов и всей страны на крупнейших соревнованиях, а также способствуют созданию необходимой консолидации тренерских, научных сил и финансового обеспечения для решения основных задач - повышения эффективности тренировочного процесса, продолжение преемственности спортивных традиций в России.
Литература
1. Завальнюк В.Д. Организационно-методические аспекты совершенствования современной системы хоккея на льду / В.Д. Завальнюк // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2010. - № 3. - С. 28-32.
2. Исаев. А.П. Проблемы подготовки олимпийского резерва в хоккее с шайбой (физиологические, психолого-педагогические аспекты состояния, спортивного совершенствования, восстановления и результативности) / А.П. Исаев, В.Л. Ляпкало, А.В. Ненашева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2010. -№ 19. - С. 20-24.
3. Кадетов Д.М. Управление учебно-тренировочным процессом в хоккейном клубе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Дмитрий Михайлович Каденков. - Санкт-Петербург, 2003. - 149 с.
4. Кугаевский С.А. Направление оптимизации тренировочного процесса в детско-юношеском хоккее / С.А. Кугаевский // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2014. - № 2. - С. 37-41.
5. Михно Л.В. Организационно-дидактическая модель профессионального совершенствования субъектов управления спортивными организациями в хоккее
с шайбой / Л.В. Михно // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2008. - № 10. - С. 64-68.
6. Михнов А.М. Модельные характеристики технико-тактических действий хоккеистов высокого класса различного игрового амплуа / А.М. Михнов // Науковий ча-сопис НПУ iменi М.П. Драгоманова. Серiя 15: Науково-педагопчш проблеми фiзичноl культури ^зична культура i спорт) [Электронный ресурс]. - 2014. - Вип. 6. - С. 7990. - URL: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/ Nchnpu_015_2014_6_15.pdf (дата обращения: 11.02.2015).
7. Харабуга С.Г. Основные положения в системе подготовки спортсменов высокого класса / С.Г. Харабуга,
B.Н. Банкин, Х. Колляс // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 8 - С. 16-30.
8. Хрусталев Г.А. Формирование составов команд в игровых видах спорта на основе оценки психофизиологического состояния игроков / Г.А. Хрусталев, С.Н. Андреев // Вестник спортивной науки. - 2012. - № 2. -
C. 23-24.
9. Ширковец Е.А. Анализ подходов к оптимальному управлению тренировочным процессом в спорте высших достижений / Е.А. Ширковец, М.В. Арансон, Э.С. Озолин, Л.Н. Овчаренко // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 5. - С. 9-12.
References
1. Zaval'niuk V.D. Organizational and methodical aspects of improvement of modern system of ice hockey. Pedagogika, psikhologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta. - 2010. - No. 3. - Pp. 28-32.
2. Isaev A.P., Liapkalo V.L., Nenasheva A.V. Problems of preparation of the Olympic reserve in ice hockey (physiological, psychology and pedagogical aspects of a state, sports improvement, restoration and productivity. Vestnik
IuUrGU. Seriia: Obrazovanie, zdravookhranenie, fiziches-kaya kul'tura. - 2010. - No. 19. - Pp. 20-24.
3. Kadenkov D.M. Management of educational and training process in hockey club. Candidate's thesis. Sankt-Peterburg, 2003. - 149 p.
4. Kugaevskii S.A. The direction for optimization of training process in hockey for children and young people // Pedagogika, psikhologiya i mediko-biologicheskie prob-lemy fizicheskogo vospitaniya i sporta. - 2014. - No. 2. -Pp. 37-41.
5. Mikhno L.V. Organizational and didactic model of professional improvement of subjects of management of the sports organizations in ice hockey. Uchenye zapiski uni-versiteta im. P.F. Lesgafta. - 2008. - No. 10. - Pp. 64-68.
6. Mikhnov A. M. Model characteristics of technical and tactical actions of high-class hockey players of various game
role. Naukoviy chasopis NPU imeni M.P. Dragomanova. Seriya 15: Naukovo-pedagogichni problemi fizichnoï kul'turi (fizichna kul'tura i sport). - 2014, vol. 6, pp. 79-90. Available at: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/Nchnpu_015_2014_6_15.pdf (accessed 11 february 2015).
7. Kharabuga S.G., Bankin V.N., Kollias Kh. Basic provisions in system of training of high-class athletes // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. - 2011. - No. 8. - Pp. 16-30.
8. Khrustalev G.A., Andreev S.N. Formation of line-ups in game sports on the basis of an assessment of a psycho-physiological condition of players // Vestnik sportivnoy nauki. - 2012. - No. 2. - Pp. 23-24.
9. Shirkovets E.A., Aranson M.V., Ozolin E.S., Ovcha-renko L.N. The analysis of approaches to optimum control of training process in an elite sport // Vestnik sportivnoy nauki. - 2009. - No. 5. - Pp. 9-12.