Научная статья на тему 'Спорт в среде студенческой молодежи как компонент физической культуры и фактор подготовки спортсменов'

Спорт в среде студенческой молодежи как компонент физической культуры и фактор подготовки спортсменов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
406
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СПОРТСМЕНЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пономарев Игорь Евгеньевич, Ляшко Геннадий Иванович

В рамках данной статьи студенческий молодежный спорт рассматривается как один из компонентов, составляющих физическую культуру, а также как важный фактор подготовки молодых спортсменов.Современный этап развития студенческого спортивного движения характеризуется появлением новых задач физического воспитания в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пономарев Игорь Евгеньевич, Ляшко Геннадий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спорт в среде студенческой молодежи как компонент физической культуры и фактор подготовки спортсменов»

УДК 316

Пономарев Игорь Евгеньевич

кандидат социологических наук, профессор,

Ростовский государственный экономический университет [email protected]

Ляшко Геннадий Иванович

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, Ростовский государственный университет путей сообщения [email protected]

Igor E. Ponomarev

Candidate of Sociology,

Professor,

Rostov State

Economic University

[email protected]

Gennady I. Lyashko

Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor,

head Department

of Physical Education and Sports ,

Rostov State University of Communications

[email protected]

Спорт в среде

студенческой молодежи как компонент физической культуры и фактор подготовки спортсменов

Sport among student's

youth as a component of physical culture and a factor in training athletes

Аннотация. В рамках данной статьи студенческий молодежный спорт рассматривается как один из компонентов, составляющих физическую культуру, а также как важный фактор подготовки молодых спортсменов.Современный этап развития студенческого спортивного движения характеризуется появлением новых задач физического воспитания в высшей школе.

Ключевые слова: спорт, физическая культу-ра,студенческая молодежь, спортсмены, физическое воспитание, физкультурно-спортивная деятельность.

Annotation. In this article, student youth sport is considered as one of the components that make up physical culture, as well as an important factor in the training of young athletes.The modern stage of development of student's sports movement is characterized by the appearance of new tasks of physical education in high school.

Keywords: sport, physical culture, student's youth, athletes, physical education, physical education and sports activities.

На современном этапе общественного развития физическая культура и спорт (далее, ФКиС) во всех своих направлениях распространяются не только по всему российскому социуму, но и выступают международным явлением глобального масштаба [1]. Направление развития молодежного студенческого спорта отдельно прописано в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года», что говорит о его важности и приоритетности.

Значимость ФКиСтрудно переоценить, поскольку онивоздействуют на улучшение состояния здоровья и качества жизни, способствуют становлению личности и являются важным механизмом привлечения, и мобилизации физического и социального потенциала молодых поколений [2].

Целью физкультурно-спортивной деятельности является оптимизация физического развития студенческой молодежи, всестороннее совер-

шенствование свойственных каждой личности физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с формированием ценностных ориентаций и воспитанием психосоциальных и духовно-нравственных качеств молодежи, характеризующих активную личность; обеспечение на этой основе подготовленности к плодотворной трудовой и общественной жизнедеятельности [3].

Развитие спорта в среде студенческой молодежи способствует подготовке высококвалифицированных спортсменов и сохранению целостности физкультурно-спортивного движения. В русле этой проблемы известны работы многих ученых, в числе которых: В.У. Агеевец, А.Ю. Близнев-ский, О.С. Васильева, В.М. Выдрин, С.И. Гуськов, В.И. Жолдак, В.Н. Зуева, В.В. Кузин, В.В. Орлова, В.Н. Платонов, С.С. Филиппов и др.

По мнению специалистов в области ФКиС, развитие российского студенческого спорта проис-

ходит противоречиво, и на фоне популярности его в других странах, выглядит маловыразительно [4].

Поскольку целью статьи является рассмотрение студенческого молодежного спорта как компонента, составной части физической культуры и важного фактора подготовки спортсменов, необходимо охарактеризовать диалектическую взаимосвязь ФКиС, ибо одно не представляется возможным без другого. Об этом свидетельствует и Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в котором сказано, что спорт является составной частью физической культуры, исторически сложившейся в форме соревновательной деятельности и специальной подготовки спортсменов к соревнованиям [5].

Категорию «спорт»,применительно с молодежи, целесообразно рассматривать в узком и широком семантических контекстах: спорт как собственно состязательно-соревновательная деятельность, а также спорт как многофункциональное социокультурное явление, представляющее собой систему организации и проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий в среде студенческой молодежи в соответствии с определенными специфическими комплексами физических упражнений.

Действительно, в узком понимании этого термина, спорт представляет собой соревновательную деятельность и специальную подготовку к ней. Даже если молодой человек занимается тем или иным видом физической активности исключительно для общего оздоровления, «исключительно для себя, не для рекордов», он непременно, в той или иной мере, использует фундаментальный механизм состязательности; а с другой стороны, любой молодой спортсмен не может достичь высоких результатов, не будучи «физически культурным». Во время занятий спортом студенческая молодежь стремится расширить границы своих возможностей, у нее проявляется стремление к победе, к достижению

высоких спортивных результатов. Это становится возможным только при полной мобилизации физических, психических и социальных качеств человека [6].

Прежде чем вести речь о молодежном спорте как компоненте физической культуры, необходимо развести данные дефиниции в функциональном плане. Так, основная функция физической культуры - с одной стороны, это активность молодежи, направленная на развитие, укрепление и восстановление здоровья, формирование особого отношения к организму как к источнику активного долголетия; с другой, - совокупность знаний и ценностных ориентаций, направленных на реализацию принципов здорового образа жизни. Что касается спорта, то это - особая формафизической активности и соревновательной деятельности, призваннаясоотнести физические и интеллектуальные способности студенческой молодежи посредством командной игры или одиночных спортивных состязаний с целью унифицированного сравнения человеческих возможностей, конечная цель которых заключается в развитии своих физических умений и навыков и стремление к победе. Таким образом, основное различие между указанными дефинициями заключается в степени вовлеченности молодого субъекта, а также целях и правилах.

Как было сказано ранее, спорт - это компонент физической культуры, о чем свидетельствует анализ многих работ. Так, исследователь Л.П. Матвеев указывает на интегративную сущность физической культуры, и выделяет три вида физической культуры: физическое воспитание молодежи, профессионально-прикладную физическую подготовку и спорт [7].

Наиболее адекватной, на наш взгляд, представляется модель «магнита», предложенная ростовскими учеными О.С. Васильевой, Л.Р. Прав-диной и С.Н. Литвиненко. Эта модель презенти-рует спорт в качестве компонента физической культуры: на одном полюсе магнита обозначена физическая культура, на другом - спорт (рис. 1):

Физическая культура Спорт

ФК С ФК С

Рисунок 1 - Соотношение ФКиС

Как подчеркивают авторы представленной модели, «сколько не разрезай магнит, сколько не пытайся разъединить «физическую культуру» и «спорт» в обособленные феномены, они всегда будут воспроизводиться как два полюса одного и того же явления» [8, с. 141].

Указывая на спорт как составную часть физической культуры, В.М. Выдрин представил довольно интересную модель структуры физической культуры, в которую входят такие компоненты, как: физической воспитание, спорт, двигательная рекреация и двигательная реабилитация [9].

К сожалению, как показывают исследования, в систему жизненных ценностей современной студенческой молодежи не входят многие важные качества, такие, например, как трудолюбие, упорство, без которых сложно самореализоваться как в повседневности, так и в спорте [10].

Поскольку спорт, будучи составной частью физической культуры, как подчеркивалось в одной из наших статей, «самодостаточная, не замещаемая и многогранная подсистема ценностей современной культуры», располагающая огромным креативным потенциалом [11, с. 239], то его

дальнейшее развитие как базового компонента физической культуры, имеет решающее значение для формирования важнейших качеств спортсменов.

Достижение высоких результатов молодыми спортсменами возможно только в том случае, если имеется оптимально отлаженная система подготовки спортсмена. Она представляет собой совокупность методических практико-ориентиро-ванных оснований и принципов, организационных форм и условий тренировочно-соревновательного процесса, вступающих в оптимальное взаимодействие между собой и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.

В систему подготовки студенческой молодежи к спортивной деятельности входит четыре блока: система отбора и спортивной ориентации; спортивная тренировка; система соревнований; вне-тренировочные и внесоревновательные факторы оптимизации тренировочно-соревновательного процесса среди студенческой молодежи.

По мнению М.А. Захарова, молодые спортсмены, проходя процесс физкультурно-спортивной подготовки и включения их в спортивную деятельность, проходят определенные стадии социализации [12]:

а) включение студенческой молодежи в спортивную деятельность;

б) занятия в специализированных учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования;

в) переход из любительского спорта (спорта для всех) в профессиональный спорт (спорт высших достижений);

г) завершение спортивной карьеры и переход к другой карьере.

B. В. Орлова и О.Е. Халалеева, говоря о студенческой спортивной субкультуре как части общей физкультурной спортивной культуры, подчеркивают ее довольно самобытную общность. При этом,они поясняют, что членов одного молодежного спортивного клуба обычно характеризуют высокий уровень сплоченности вокруг общей идеи, ориентированной на достижение высоких

Литература:

1. Ароян А.С. Роль и влияние спорта на национальную безопасность / А.С. Ароян, Е.А. Довгань, Ю.Е. Довгань // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 1.

C. 222-227.

2. Гафиатулина Н.Х. Здоровье как ценность в среде учащейся молодежи : монография. Рос-тов-н/Д. : РАС ЮРГУЭС, 2009. 166 с.

3. Пономарев И.Е. Популяризация в российском обществе физической культуры и спорта как фактора формирования ценностных ориентаций

спортивных результатовс целью повышения популярности конкретногоуниверситета и конкретного вида спорта,а также наличие собственных традиций посвящения в спортивную студенческую молодежь, использование определенного сленга, стиля и формы одежды [4].

Для того чтобы спорт соответствовал решению новых задач по физическому воспитанию и достижению спортивных результатов в среде молодежного студенческого спорта, необходим ряд мероприятий:

- организация соответствующей материально-технической и кадровой базы;

- проведение оптимизации совмещения профессиональных занятий спортом с обучением на выбранной специальности с помощью гибкого графика занятий, предоставления качественных условий проживания и питания, а также необходимых условий для организации самостоятельной работы студентов-спортсменов;

- разработка наиболее приемлемого календаря спортивных соревнований с учетом особенностей учебно-образовательной нагрузки, при этом придав студенческим стартам самостоятельную ценность как значимому общественному событию, как местного, так и всероссийского уровня;

- рациональная организация подготовительно-тренировочной деятельности спортсменов реализуется в условиях специальной спортивной тренировки;

- разработка основанийформирования молодежных спортивных команд в соответствии с принципом справедливости в поиске и выявлении лучших, прозрачности отбора среди молодежи и продвижения спортсменов [13].

Несомненно, что победы студенческой молодежи в международных спортивных состязаниях -это мерило социально-экономического развития, элемент единения нации, ориентир на здоровый образ жизни и занятия ФКиС для подрастающего поколения. Спортивные успехи молодежи становятся не только ее личным достижением, но и достоянием высшего учебного заведения, указывающие не только на престиж университета, но ив целом отражающие показатель уровня общественного развития.

Literature:

1. Aroyan A.S. The role and influence of sports on national security / A.S. Aroyan, E.A Dovgan., Yu.E. Dovgan // State and municipal management. Scientists notes. 2019. № 1. P. 222-227.

2. Gafiatulina N.Kh. Health as a value among young students : monograph Rostov-on/D. : RAS SRSUES, 2009. 166 p.

3. Ponomarev I.E. Popularization in the Russian society of physical culture and sports as a factor in the formation of value orientations of young people /

молодежи / И.Е. Пономарев, О.Ю. Стриева, С. И Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. С. 61-64.

4. Орлова В.В. Студенческий спорт как фактор подготовки спортсменов высших достижений /

B.В. Орлова, О.Е. Халалеева // Современные исследования социальных проблем. 2015.

C. 140-163.

5. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007. № 329-ФЗ.

6. Gafiatulina N.Kh. Social health of students in the gender dimension // Bulletin of Perm University. 2015. № 17. P. 146-157.

7. Матвеев Л.П. Интегративная тенденция в современном физкультуроведении // Теория и практика физкультуры. 2003 № 5. С. 5-8.

8. Васильева О.С. Книга о новой физкультуре / О.С. Васильева, Л.Р. Правдина, С.Н. Литвиненко. Ростов н/Д., 2001. 141 с.

9. Выдрин В.М. Физическая культура и её теория // Теория и практика физической культуры. 1986 № 5. С. 24-27.

10. Maksim Vaskov. Et al. Value orientations of Russian youth in the system of managing the moral security of society (2018) / Maksim Vaskov, Alexander Rezvanov // Herald National Academy of Managerial staff of culture and arts. № 2. P. 134140.

11. Пономарев И.Е. Массовый спорт и спорт высших достижений как современный социокультурный феномен / И.Е. Пономарев, О.Ю. Стриева, С. Б. Олонец // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 1. С. 236-240.

12. Захаров М.А. Социология спорта. Смоленск, 2008. 352 с.

13. Близневский А.Ю. Программно-целевое управление развитием сферы физической культуры и спорта в пространстве Красноярского края : дис. ... д-ра пед. наук. Красноярск, 2015. 381 с.

I.E. Ponomarev, O.Yu. Strieva, S.I. Samygin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2018. P. 61-64.

4. Orlova V.V. Student sport as a factor in the training of athletes of higher achievements / V.V. Orlova, O.E. Halaleeva // Modern research of social problems. 2015. P. 140-163.

5. Federal Law «On Physical Culture and Sport in the Russian Federation» of 04.12.2007. № 329-03.

6. Gafiatulina N.Kh. Social health of students in the gender dimension // Bulletin of Perm University. 2015. № 17. P. 146-157.

7. Matveev L.P. Integrative tendency in modern physical culture // Theory and practice physical education. 2003 № 5. P. 5-8.

8. Vasilyeva O.S. The book is about new physical education / O.S/ Vasilyeva, L.R/ Pravdina, S.N. Litvinenko Rostov on/D., 2001. 141 p.

9. Vydrin V.M. Physical culture and its theory // Theory and practice of physical culture. 1986 № 5 P. 24-27.

10. Maksim Vaskov. Et al. Value orientations of Russian youth in the system of managing the moral security of society (2018) / Maksim Vaskov, Alexander Rezvanov // Herald National Academy of Managerial staff of culture and arts. № 2. P. 134140.

11. Ponomarev I.E. Mass sport and sports of the highest achievements as a modern socio-cultural phenomenon / I.E. Ponomarev, O.Yu. Strieva, S.B. Olonets // State and municipal management. Scientists notes. 2019. № 1. P. 236-240.

12. Zakharov M.A. Sociology of sport. Smolensk, 2008. 352 p.

13. Bliznevskiy A.Yu. Program-targeted management of the development of the sphere of physical culture and sports in the space of the Krasnoyarsk Territory : dis. ... dr. ped. sciences. Krasnoyarsk, 2015. 381 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.