Научная статья на тему 'Популяризация в российском обществе физической культуры и спорта как фактора формирования ценностных ориентаций молодежи'

Популяризация в российском обществе физической культуры и спорта как фактора формирования ценностных ориентаций молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3820
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пономарев Игорь Евгеньевич, Стриева Любовь Юрьевна, Самыгин Сергей Иванович

Целью данной статьи является обоснование важности пропаганды физической культуры и спорта в молодежной среде. Авторы статьи убеждены, что популяризация занятий физической культурой и спортом способствуют укреплению физических, психических и социальных качеств личности. Физическая культура и спорт как важнейшие социальные феномены обладают социализирующим потенциалом, способствующим формированию ценностно-нормативной системы личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пономарев Игорь Евгеньевич, Стриева Любовь Юрьевна, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Популяризация в российском обществе физической культуры и спорта как фактора формирования ценностных ориентаций молодежи»

УДК 316

Пономарев Игорь Евгеньевич

кандидат социологических наук, профессор,

Ростовский государственный экономический университеа (РИНХ)

[email protected]

Стриева Любовь Юрьевна

старший преподаватель,

Ростовский государственный университет путей сообщения

[email protected]

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

[email protected]

Igor E. Ponomarev

candidate of sociology, professor

Rostov State University of Economics

[email protected]

Lubov U. Strieva

Senior Lecturer of

Rostov state University of Railway Transport

[email protected]

Sergey I. Samygin

Doctor of Sociology, Professor of department ofjudicial examination and criminalistics of the Rostov state economic university (RINH) [email protected]

Популяризация в российском обществе физической культуры и спорта как фактора формирования ценностных ориентаций молодежи

Popularization in the Russian society of physical culture and sport as a factor in the formation of value orientations of youth

Аннотация. Целью данной статьи является обоснование важности пропаганды физической культуры и спорта в молодежной среде. Авторы статьи убеждены, что популяризация занятий физической культурой и спортом способствуют укреплению физических, психических и социальных качеств личности. Физическая культура и спорт как важнейшие социальные феномены обладают социализирующим потенциалом, способствующим формированию ценностно-нормативной системы личности.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, молодежь, ценностные ориентации, социализация.

Abstract. The purpose of this article is to consider the importance of promoting physical culture and sports in the youth environment. The authors of the article are convinced that the popularization of physical education and sports

helps to strengthen the physical, mental and social qualities of the individual. Physical culture and sport as the most important social phenomena have a socializing potential that contributes to the formation of the value-normative system of the individual.

Keywords: physical culture, sport, youth, value orientations, socialization.

Проблема формирования ценностных ориентаций молодежи в современных условиях развития общества является одной из приоритетных в сфере социально-гуманитарного знания. Ценности рассматриваются как позитивная или негативная значимость объектов окружающего мира для личности, группы и общества в целом, определяемая не свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой деятельности и социальных отношений. Физическая культура и спорт формируют социокультурные ценности, которые очень органично входят в содержание культуры [1]. Важным компонентом системы ценностей личности молодого человека составляет здоровый образ жизни, физическая культура и спорт как базовые ресурсы здоровья нации [2]. В условиях недолжного внимания общества и его социальных институтов к нормативно-ценностным установкам молодежи как субъекта физической и спортивной субкультуры, возрастают риски развития деструктивных ценностей личности и риски формирования социальных конфликтов вследствие переноса стереотипов поведения ее субъектов в иные сферы жизнедеятельности [3].

Целью физической культуры и спорта, а также главной стратегической задачей всей системы физического воспитания молодых поколений является формирование личной физической культуры, здорового образа жизни и укрепление здоровья человека [4].

Проблемам изучения физической культуры и спорта в контексте формирования системы ценностных ориентаций молодежи посвящены работы О.С. Васильевой, Т.Ю. Дельцовой, М.А. Конкиной, Л.И. Лубышевой, Ю.М. Николева, В.С. Попова, С.Ю. Щетининой и многих других авторов.

По мнению С.Ю. Щетининой, физическая культура и спорт, будучи важнейшими социальными феноменами, наделены мощной социализирующей силой, способствующей формированию ценностно-нормативной системы личности. Причем ценностные ориентации субъектов спортивной субкультуры и их личностных особенностей разительно отличаются от ценностных ориентаций и личностных особенностей молодежи, не вовлеченной в систему физической культуры и спорта [5].

Так, согласно данным исследователей ценностных ориентаций молодежи, вовлеченной в физкультурно-спортивную деятельность, обнаружено, что уровень организованности, дисциплинированности, социальной активности, коммуникабельности, толерантности, трудолюбия, интеллектуального развития, самоконтроля, честности в повседневной жизни, позитивного жизненного самочувствия, нравственности и низкий уровень личностной агрессивности присутствуют у спортсменов. Иными словами, занятия физической культурой и спортом в целом оказывают

благоприятное воздействие на развитие личности и формирование у нее адекватной системы ценностных ориентаций [6].

Как утверждает Т.Ю. Дельцова, в социокультурном контексте социализации личности физическая культура и спорт выступают в нескольких ипостасях:

- во-первых, как социальная технология с четко организованной системой ценностей, заранее известных правил и моделей поведения, обуславливающих отношение к миру и лежащих в основе ценностных ориентаций;

- во-вторых, физическая культура и спорт как социальный институт формирует ценностно-профессиональный статус личности, поскольку физкультурно-спортивная деятельность позволяет занять в социуме определенное место; в-третьих, спорт, воспроизводя определенные базовые механизмы формирования личности, включает эту личность в социум в качестве полноправного его члена и формирует вполне определенные социальные отношения [7].

Спорт и физическая культура как часть культуры общества наделены общекультурными социальными функциями: воспитательной, образовательной, коммуникативной, патриотической, регулятивной, духовно-нравственной и главное, - ценностно-ориентационной, поскольку «занятия физическими упражнениями и спортом способствуют усвоению общечеловеческих ценностей, социальных норм и требований общества; развивают гуманистические убеждения» [8].

Физическая культура и спорт - это один из видов человеческой деятельности, организованной по определенным правилам и нормам, направленной не только на физическое, но и психосоциальное совершенствование личности и молодежного сообщества в целом, и оказывающей оздоровительное, воспитательное, образовательное, социализирующее, социокультурное воздействие на развитие личности.

Как показывают результаты социологических исследований, трансформация системы ценностных ориентаций молодежи в условиях реформирования российского общества происходит под влиянием сложных институциональных, организационных и групповых факторов. Досуг в молодежной среде воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, но на уровне досуга молодежная субкультура приобретает заметные деструктивные элементы. Здоровый образ жизни, занятия физической культурой и спортом не являются базовыми потребностями современной молодежи. Это связано с тем, что в результате масштабных изменений в ходе реформ произошли ценностные сдвиги в сознании российской молодежи: современная молодежь ориентирована на потребительские ценности [9].

Для того, чтобы общество осознало исключительную важность превентивных мер, позволяющих укрепить и сохранить физическое, психическое, духовное и социальное здоровье молодежи, необходимо повысить социокультурную значимость спорта и физической культуры, важную роль физической активности для формирования конструктивной

системы ценностных ориентаций молодежи; сформировать взгляд на физическую культуру и спорт, как на факторы здорового образа жизни [10].

Согласно результатам социологического опроса, около 75% молодых респондентов полагают, что популяризация здорового образа жизни, физической культуры и спорта является насущно необходимой в современном молодежном сообществе [11].

Безусловно, популяризация занятий физической культурой и спортом способствуют укреплению физических, психических и социальных качеств личности, воспитанию веры в собственные силы и возможности, стремлению к достижению результата, успешность которого зависит от силы воли, целеустремленности и трудолюбия молодого человека. Таким образом, выстраивается система установок и ценностей, которая определяет любого молодого индивида как личность.

Пропаганда должна быть адресно направленной на молодежь и с целью популяризации среди нее спорта и физической культуры как важных агентов социализации, должна убедительно демонстрировать приоритетную значимость физической культуры и спорта в воспитании и социализации молодежи, профилактике различных заболеваний, в борьбе с табакокурением, наркоманией, употреблением алкоголя и прочими явлениями негативного характера.

На государственном уровне необходима поддержка целевого обеспечения физкультурно-спортивными изданиями по физической культуре и спорту и литературой массовых, школьных и вузовских библиотек, которые из-за недостатка финансово-экономических средств практически лишены возможности приобретать эти издания.

С целью повышения роли физической культуры и спорта среди молодежи важен целый комплекс научно-методических, организационных, правовых, финансово-экономических мер, направленных на:

- организацию при образовательных заведениях комплексных спортивных центров как формы популяризации и приобщения молодежи к активным досуговым занятиям физической культурой и спортом;

- массовое издание научно-популярной литературы, компьютерных программ и видео, увеличение количества спортивных программ в системе телерадиовещания спортивного канала, имеющих инофрмационно-образовательный характер и ориентированных на популяризацию в молодежной среде физической культуры и спорта;

- создание индустрии недорогостоящих и практичных товаров для занятий молодежи физической культурой и спортом;

- обеспечение подготовки, обобщение и распространение практического опыта работы руководителей спортивных секций, заместителей деканов по спорту, физоргов студенческих общежитий по здоровому образу жизни;

- разработку социально-культурных программ и проектов, направленных на вовлечение молодежи в занятия физкультурой и спортом;

- совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания молодежи в учебных учреждениях, которые будут способствовать возрождению интереса к физической культуре и спорту и его массовым формам организации, что особенно актуально для молодежи в соотношении с социальной нормой, как неотъемлемой части социализации и культуры (в смысле формирования системы ценностей).

Литература:

1. Лубышева Л.И., Романович В.А. Спортивная культура в старших классах общеобразовательной школы. М., 2011. 240 с.

2. Гафиатулина Н.Х., Любецкий Н.П., Самыгин С.И. Социальное здоровье российской молодежи в эпоху глобализации. М.: РУСАЙНС, 2016. -235 с.

3. Gafiatulina N.Kh., Imgrunt S.I., Samygin S.I. Social security and social health of Russian society: monograph. Saarbucken: Lap Lambert Academic Publishing RU. 2017. 124p.

4. Пономарев И.Е., Литвинов В.А., Пономарев О.И. Состояние общества, здоровье человека и проблемы воспитания, образования и оздоровления студентов средствами физической культуры // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. №4.

5. Щетинина С.Ю. Феномен физической культуры и спорта в социализации личности // Автономия личности. 2011. № 2 (4). С. 40-47.

6. Серова Л.К. Психология личности спортсмена. М., 2007. 116 с.

7. Дельцова Т.Ю. Институт спорта в системе формирования ценностных ориентаций молодежи: : дисс. ... уч. степ. канд. социол. наук. Пенза, 2007. 183 с.

8. Пономарев И.Е., Чалохян С.И., Самыгин С.И. Трансформация социальных функций физической культуры в современном образовательном пространстве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. №11.

9. Попов В.С. Физическая культура и спорт как факторы формирования здорового образа жизни: дисс. ... уч. степ. канд. социол. наук. Новочеркасск, 2004. 140 с.

10. Гафиатулина Н.Х. Здоровье как ценность в среде учащейся молодежи: Монография - Ростов-на-Дону: РАС ЮРГУЭС, 2009. - 166 с.

11. Конкина М.А. Физическая культура и спорт в системе ценностных ориентаций молодежи: социологический анализ // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. Выпуск 24 (684). С. 133-144.

Literature:

1. Lubysheva LI, Romanovich VA Sports culture in the upper grades of the general education school. M., 2011. 240 pp.

2. Gafiatulina N.Kh., Lyubetsky N.P., Samygin S.I. Social health of Russian youth in the era of globalization. Moscow: Rusays, 2016. - 235 p.

3. Gafiatulina N.Kh., Imgrunt S.I., Samygin S.I. Social security and social health of Russian society: monograph. Saarbucken: Lap Lambert Academic

Publishing RU. 2017. 124p.

4. Ponomarev I.Е., Litvinov V.A., Ponomarev O.I. The state of society, health and education issues, education and health of students means of physical training // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2016. №4.

5. Shchetinina S.Yu. The phenomenon of physical culture and sports in the socialization of the individual // Autonomy of personality. 2011. № 2 (4). Pp. 40-47.

6. Serova L.K. Psychology of the athlete's personality. M., 2007. 116 p.

7. Deltsova T.Yu. Institute of Sport in the system of formation of value orientations of youth: diss. ... uch. step. Cand. sociol. sciences. Penza, 2007. 183 p.

8. Ponomarev IE, Chalokhyan SI, Samygin SI Transformation of social functions of physical culture in modern educational space // Humanitarian, social and economic and social sciences. 2017. № 11.

9. Popov V.S. Physical culture and sport as factors in the formation of a healthy lifestyle: diss. ... uch. step. Cand. sociol. sciences. Novocherkassk, 2004.

10. Gafiatulina N.Kh. Health as a value among students: Monograph -Rostov-on-Don: RAS, 2009 -166p.

11. Konkina M.A. Physical culture and sport in the system of value orientations of youth: sociological analysis // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. 2013. Issue 24 (684). Pp. 133-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.