УДК 316
Пономарев Игорь Евгеньевич
кандидат социологических наук, профессор.
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Чалохян Сергей Иванович
заслуженный работник РФ, доцент кафедры физического воспитания и спорта АСА.
Ростовский донской государственный технический университет (ДГТУ) Lady. melikowa@gmail. com Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом.
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Igor E. Ponomarev
candidate ofof sociology, professor.
Rostov State University of Economics
Sergey I. Schalohyan
Honored Worker of the Russian Federation, Associate Professor of the Department of Physical Education and Sport of the ASA of the Rostov state economic university (RINH) [email protected] Sergey I. Samygin
Doctor of Sociology, Professor of department ofjudicial examination and criminalistics of the Rostov state economic university (RINH) [email protected]
Трансформация социальных функций физической культуры в современном образовательном пространстве
Transformation of social functions of physical culture in modern educational space
Аннотация. В данной статье речь идет о трансформации социальных функций физической культуры в образовательном пространстве. Изменения, произошедшие на этапе реформирования экономики и политики государства, негативно отразились на проявлении образовательной, воспитательной и спортивной функций физической культуры.
Ключевые слова: физическая культура, образовательная, воспитательная, спортивная функции, молодежь, образовательное пространство.
Abstract: In this article we are talking about the transformation of social functions of physical culture in the educational space. The changes that took place
at the stage of reforming the economy and state policy negatively affected the manifestation of the educational and sports functions ofphysical culture.
Keywords: physical culture, educational, educational, sports functions, student's youth, educational space.
Современный период общественного развития характеризуется социальной нестабильностью, неравномерностью экономического развития, снижением общего уровня жизни и качества жизни, увеличением социальных противоречий, в том числе и в сфере физической культуры. В результате социально-политического реформирования государство утратило свои позиции во многих сферах общественной жизни: произошло резкое расслоение населения по уровню доходов, образованности и возможностей пользоваться услугами в сфере физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности. В особенности данная проблема весьма остро затронула молодежь, а ведь именно от степени вовлечения молодежи в массовую физкультурно-спортивную деятельность, во многом зависит ее физическое и нравственное здоровье, работоспособность и благополучие общества.
По уровню развития физической культуры (ФК) в обществе и личном образе жизни можно судить об уровне социального благосостояния, физического и социального здоровья человека [1]. Физическую культуру можно отнести к одному из самых ранних видов социальной деятельности, способствующей становлению человечества. В сложных, экстремальных условиях жизни именно эта сфера социальной деятельности способна обеспечить социо-культурную, физическую, психологическую и духовную адаптацию человека, его выживание. Цель физической культуры и главная стратегическая задача всей системы физического воспитания -формирование личной физической культуры, здорового образа жизни и укрепление здоровья человека [2].
Проблемам изучения физической культуры и спорта в аспекте образовательно-воспитательной функции посвящены работы Г.П. Виноградова, Л.И. Лубышевой, В.П. Лукьяненко, В.М. Починкина и мн. др.
Поскольку физическая культура является частью культуры социума, то ей присущи, прежде всего, общекультурные социальные функции:
- образовательная (в процессе занятий ФК и спортом человек познает много нового, обучается двигательным умениям и навыкам, кроме того, такие занятия создают возможности для развития творчества и формирования познавательной активности личности);
- воспитательная (занятия физическими упражнениями создают возможности для воспитания патриотизма, воли, преданности своему делу, трудолюбия и трудовых качеств; формируют социальную активность);
- спортивная (в процессе занятий физической культурой и спортом обнаруживаются максимальные физические способности и двигательные возможности организма человека);
- ценностно-ориентационная (занятия физическими упражнениями и спортом способствуют усвоению общечеловеческих ценностей, социальных норм и требований общества; развивают гуманистические убеждения);
- коммуникативная (занятия физическими упражнениями и спортом позволяют устанавливать межличностные отношения, снимают определенные социокультурные барьеры).
Учитывая ограниченные рамки данной статьи, целесообразно обратить внимание на трансформацию наиболее важных, на наш взгляд, социальных функций ФК: образовательной, спортивной и воспитательной, так как именно указанные функции, бесспорно, вносят огромный вклад в формирование гармонически развитой и социально здоровой личности [3].
Следует признать тот факт, что в советском государстве были достигнуты определенные успехи в оздоровлении молодежи, приобщении их к занятиям физической культурой и спортом. Создавались физкультурно-оздоровительные комплексы, строились бассейны, в спортивных комплексах и на стадионах создавались группы для занятий по интересам, во все учебные заведения была внедрена ФК, которая также присутствовала в виде производственной гимнастики на предприятиях [4].
В эпоху глобализации и глобальных экономических и социокультурных перемен вопросы воспитания и образования молодых поколений россиян в некоторой степени утратили свое социализирующее значение, выдвинув на первые позиции проблемы получения прибыли и доходов [5]. Возобладавшая идея всеобщего рыночного регулирования всех отраслей социальной сферы, в том числе физической культуры и спорта, не способствовала сохранению многих общественно-массовых структур, занимавшихся в предыдущие времена организацией и проведением физкультурно-спортивной работы. К сожалению, не выдержали напора тотальной коммерциализации добровольные спортивные общества: многие из них исчезли, некоторые превратились в профессиональные спортивные организации; сократилось количество детско-юношеских спортивных школ, а многие из них стали работать на коммерческой основе. Отсюда следует, что реализация социальных функций ФК в образовательном пространстве стала испытывать определенные трудности.
Итак, какова же трансформация основных социальных функций ФК в современном образовательном пространстве?
Начнем с образовательной функции, значение которой сегодня снизилось. К примеру, большинство современных студентов видят в дисциплине «физическая культура» исключительно предмет обучения, по которому необходимо получить зачет, а не набор физкультурно-спортивных знаний, умений и навыков, необходимых в последующей профессиональной деятельности и повседневной жизни. В целом, педагогическая полемика о целесообразности использования в образовательном процессе существовавшей ранее системы, предполагающей формирование у учащейся и студенческой молодежи определенных знаний, умений и навыков, не могла не отразиться и на физическом воспитании. Многие современные педагоги
высказывают мнение, что эта система в настоящее время утрачивает свое значение и необходимо предоставлять личности альтернативу в выборе программ обучения. Возможно, это и так, однако в образовательном пространстве физической культуры это привело к тому, что в колледжи и вузы приходит молодежь, не владеющая в полной мере практическими навыками в каком-либо виде спорта и не стремящаяся чему-либо научиться.
Что касается воспитательной функции ФК, по своей сути, значительно отстает от современной реальности. В большей степени нынешнее молодое поколение предоставлено само себе. Воспитательный процесс, который должен занимать доминирующие позиции, зачастую уходит на второй план или вовсе не воспринимается в качестве эффективного средства формирования мотивов и потребностей в использовании средств физической культуры и спорта в различные возрастные периоды личности. В учебных же заведениях педагогическая направленность преподавателей простирается лишь на так называемое «натаскивание» обучаемой молодежи на конкретно взятые нормативы по физической подготовке.
Трансформация образовательно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая культура» в учебных заведениях детерминируется: во-первых, отсутствием должной физкультурно-оздоровительной и спортивной базы; во-вторых, недостаточно полной инфраструктурой; в-третьих, при оценке эффективности и качестве профессионального образования не учитываются показатели уровня здоровья молодежи, ее физического развития; в-четвертых, со стороны преподавательского состава отсутствует единое понимание методической концепции оценки и качества физкультурно-спортивного образования; в-пятых, не учитывается теоретическая подготовка, количественный и качественный уровень знаний, умений и навыков по дисциплине «Физическая культура» [6].
Претерпевает трансформацию и спортивная функция, являющаяся ведущей в системе ФК. Если раньше быть спортсменом считалось престижным делом, то в настоящее время многие молодые люди рассматривают свое отношение к спорту через призму таких категорий, как «болельщик-фанат», «качок» и пр. Современные общественные условия внесли серьезные коррективы в отношение молодежи к физкультурно-спортивной деятельности, что подтверждается социологическими опросами (анкетированием) по вопросу их отношения к физкультурно-спортивной работе. Так, лишь 17,8% респондентов предполагает активно участвовать в физкультурно-спортивной жизни вуза; порядка 79,9% опрошенной молодежи не принимает участия в соревнованиях. При этом большинство респондентов считает, что физическая культура и спорт является той особой сферой деятельности, которая способна изменить человека как личность. Однако, по данным исследователей, молодежь не только не проявляет себя активно в спортивном отношении, но и редко, «время от времени» посещает спортивные мероприятия с целью организованного проведения досуга [7].
В целом, анализируя цели и задачи физкультурно-спортивного обучения и воспитания, следует отметить, что они должны выражать не
просто практический курс обучения дисциплине «Физическая культура», а в большей степени относиться к процессу формирования целостной личности, включающему физкультурно-спортивное обучение, воспитание, развитие и образование в целом.
Как отмечает в своей статье В.А. Баранов, недостатки существующей сегодня системы ФК объясняются в основном тем, что она зиждется на тех приоритетах, условиях, ценностях и нормах, которые были сформированы еще в социалистическом обществе. Однако политика и экономика государства, социальное устройство общества и сама жизнедеятельность различных слоев населения претерпела коренные изменения. В то же самое время работники систем ФК не смогли произвести переоценку современных ценностей и избрать реальные направления ее совершенствования [7].
Бесспорно, на систему ФК в образовательном пространстве оказывает непосредственное воздействие и тот социально-политический курс, который проводит государство в социальной сфере деятельности. Сегодня усилия руководящих органов страны ориентированы на развитие спорта, в том числе и спорта высших достижений, а вопросы организации и управления физической культурой, предполагающие самостоятельные и организованные занятия по месту жительства, учебы или работы, в парках, в во время семейного отдыха, к сожалению, выпадают из поля зрения правительства.
В этой связи необходимо в корне изменить данную политику и направить усилия на работу с конкретным человеком, поскольку возможности для этого существуют, необходимо оптимизировать финансирование медико-гигиенических, культурно оздоровительных, образовательных учреждений, так как государство в настоящее время располагает солидным капиталом, который может быть инвестирован в том числе и в рамках реализуемых национальных проектов.
Литература:
1. Gafiatulina N.Kh., Imgrunt S.I., Samygin S.I. Social security and social health of Russian society: monograph. Saarbucken: Lap Lambert Academic Publishing RU. 2017. 124p.
2. Попов В.С. Физическая культура и спорт как факторы формирования здорового образа жизни: дисс. ... уч. степ. канд. социол. наук. Новочеркасск, 2004. 140 с.
3. Гафиатулина Н.Х. Здоровье как ценность в среде учащейся молодежи: Монография - Ростов-на-Дону: РАС ЮРГУЭС, 2009. - 166 с.
4. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. М.,
2001.
5. Гафиатулина Н.Х., Любецкий Н.П., Самыгин С.И. Социальное здоровье российской молодежи в эпоху глобализации. М.: РУСАЙНС, 2016. -235 с.
6. Пономарев И.Е., Литвинов В.А., Пономарев О.И. Состояние общества, здоровье человека и проблемы воспитания, образования и оздоровления студентов средствами физической культуры // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. №4.
7. Баранов В.А. Трансформация функций физической культуры в современном обществе // Здоровьесберегающие образовательные технологии: материалы междисциплин. науч.-практ. конф. М., 2007. С. 2631.
Literature:
1. Gafiatulina N.Kh., Imgrunt S.I., Samygin S.I. Social security and social health of Russian society: monograph. Saarbucken: Lap Lambert Academic Publishing RU. 2017. 124p.
2. Popov V.S. Physical culture and sport as factors in the formation of a healthy lifestyle: diss. ... uch. step. Cand. sociol. sciences. Novocherkassk, 2004.
3. Gafiatulina N.Kh. Health as a value among students: Monograph -Rostov-on-Don: RAS, 2009 -166p.
4. Lubysheva L.I. Sociology of Physical Culture and Sports. M., 2001.
5. Gafiatulina N.Kh., Lyubetsky N.P., Samygin S.I. Social health of Russian youth in the era of globalization. Moscow: Rusays, 2016. - 235 p.
6. Gafiatulina N.Kh. Health as a value among students: Monograph -Rostov-on-Don: RAS, 2009 -166p.
7. Ponomarev ТЕ., Litvinov V.A., Ponomarev O.I. The state of society, health and education issues, education and health of students means of physical training // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2016. №4.
8. Baranov V.A. Transformation of the functions of physical culture in modern society // Health-saving educational technologies: materials of interdisciplines. scientific-practical. Conf. M., 2007. Pp. 26-31.