Научная статья на тему 'К обоснованию взаимосвязи интеллектуального потенциала студенческой молодежи и здоровьесберегающих образовательных технологий'

К обоснованию взаимосвязи интеллектуального потенциала студенческой молодежи и здоровьесберегающих образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любецкий Николай Петрович, Самыгин Сергей Иванович, Шевченко Александр Михайлович

Статья посвящена социально-педагогическому осмыслению взаимосвязи интеллектуального потенциала студенческой молодежи и здоровьесберегающих образовательных технологий. Актуальность выбранного ракурса заключается в том, что благополучное состояние здоровья, ведение здорового образа жизни наряду с высоким интеллектуальным потенциалом и образовательным статусом является социальным заказом общества. Авторы статьи показывают, что система высшего образования является одним из устойчивых каналов воздействия, позволяющего наряду с основной задачей раскрытия интеллектуального потенциала молодежи аккумулировать усилия по формированию у нее системы ценностей, в частности в области здоровьесбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Любецкий Николай Петрович, Самыгин Сергей Иванович, Шевченко Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К обоснованию взаимосвязи интеллектуального потенциала студенческой молодежи и здоровьесберегающих образовательных технологий»

УДК 316

Любецкий Николай Петрович

кандидат социологических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин Донского государственного технического университета [email protected]

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом Ростовского государственного экономического университета [email protected]

Шевченко Александр Михайлович

доктор социологических наук, профессор кафедры судебной экспертизы и криминалистики Ростовского государственного экономического университета [email protected]

К ОБОСНОВАНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Nikolay P. Lyubetsky

candidate of sociological sciences, associate professor of department Sports disciplines of the Don state technical university [email protected]

Sergey I. Samygin

Doctor of Sociology, Professor of department of judicial examination and criminalistics of the Rostov state economic universi [email protected]

Alexander M. Shevchenko

doctor of sociological sciences, professor of department of judicial examination and criminalistics of the Rostov state economic university [email protected]

To STUDY THE RELATIONSHIP OF THE INTELLECTUAL POTENTIAL OF STUDENT'SYOUTH AND HEALTH-SAVING EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация. Статья посвящена социально-педагогическому осмыслению взаимосвязи интеллектуального потенциала студенческой молодежи и здоровьесберегающих образовательных технологий. Актуальность выбранного ракурса заключается в том, что благополучное состояние здоровья, ведение здорового образа жизни наряду с высоким интеллектуальным потенциалом и образовательным статусом является социальным заказом общества. Авторы статьи показывают, что система высшего образования является одним из устойчивых каналов воздействия, позволяющего наряду с основной задачей раскрытия интеллектуального потенциала молодежи аккумулировать усилия по формированию у нее системы ценностей, в частности в области здоро-вьесбережения.

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, здоровьесберегающие образовательные технологии, здоровье .студенческая молодежь.

Annotation. The article is devoted to social and pedagogical understanding of the relationship of the intellectual potential of students and health-saving educational technologies. The relevance of the chosen perspective is that of a prosperous state of health, maintaining a healthy lifestyle along with high intellectual capacity and educational status is the social order of society. The authors show that the system of higher education is one of sustainable channels of influence, allowing along with the main objective of the disclosure of intellectual potential of young people to augment the efforts for the formation of her value system, in particular in the field of health.

Keywords: intellectualpotential, health-saving, educational technologies, health, student's youth.

Современный российский социум требует от выпускников вузов готовности вступить в активную общественно полезную жизнедеятельность высокопрофессиональной, интеллектуально развитой полноценной личностью, имеющей оптимальный резерв здоровья, стрессоустойчивость, способность решать не только сложные профессиональные и социальные задачи, но и создать в

будущем крепкую семью, воспроизвести и воспитать здоровое потомство. Поэтому все более актуализируется проблема взаимосвязи интеллектуального потенциала и здоровьесбережения в об,

сгановится главным конкурентным преимуществом на современном рынке труда, поскольку работодатели сегодня предъявляют повышенные требова-

ния не только к уровню подготовки молодого специалиста, но и к его социальному капиталу - уров-, -

ального развития. Именно по этой причине в стан,

, -

ции двух компонентов: образовательного и здоро-

,

учебно-образовательного процесса, ориентиро-

,

интеллектуальных способностей молодого человека, на формирование, сохранение и укрепление у

,

здоровья [1].

,

ученых, выступает в качестве одного из интеграль-

, ,

психическое и социальное здоровье студенческой молодежи [2]. Он зависит от множества образовательных, социально-экономических и социокуль-

,

умственного труда и быта молодежи. Как показывают исследования, проводимые учеными, наиболее интегрирующими социальными характеристиками, влияющими на качество, продолжительность лотани и уровень здоровья молодых людей, является уровень их образовательного потенциала и интеллектуальный характер труда [3]. Основным периодом формирования интеллектуального потенциала студенческой молодежи, как было уже сказано нами ранее, является период профессионального обучения в вузе [4].

Надо заметить, что категория «интеллектуальный потенциал» применяется в связи с необходимостью раскрытия механизмов интеллектуального развития личности молодого человека. Оно определяется как системное свойство личности, обладающее множественной и разноуровневой детерминацией и включающее в себя интеллектуальную, творческую и научную составляющие [5]. Интеллектуальный потенциал, бесспорно, формируется и накапливается в процессе социализации, целенаправленного обучения и осуществления образовательной деятельности молодежи. На формирование и развитие интеллектуального потенциала студенческой молодежи, как отмечает в своей статье АН. Руденко, оказывают влияние две основные группы факторов экзогенного и эндогенного характера. Так, эндогенные факторы обусловлены системой мотивационно-потребностной - -

, -. -

,

того или иного учебного заведения, осуществляющего образовательный процесс. Причем эти условия связаны не только с уровнем компетентности профессорско-преподавательского состава вуза,

материально-техническими условиями организа-- -

исследовательской деятельности студенческой молодежи, но и наличием (либо отсутствием) различных инновационных технологий обучения [6], в

частности, здоровьесберегающих образователь-

,

, -нии психофизиологической и социальной зрелости

и одновременно подверженной высокому риску нарушения в состоянии ее здоровья [7].

Что же представляют собой здоровьесберегающие

? -

вают различные интерпретации категории «здоровьесберегающие образовательные технологии» ( ). ,

- ,

другие же всю концепцию образовательного здо-ровьесбережения редуцируют к преподаванию

специальных учебных дисциплин (например, сано-). -

телей под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают систему, создающую условия для сохранения и укрепления (поддержания) физического, духовно-нравственного, эмоционального, социального, интеллектуального здоровья студенческой молодежи. Система включает в себя образовательные, спортивные и физкультурно-оздоровительные, психолого-педагогические, медико-шциальные и иные способы,

направленные на данные цели [8].

,

представляет собой социально-педагогический , -

мирование и развитие у молодых людей позитивной и устойчивой ориентации на поддержание и сохранение здоровья как необходимого условия жизнеспособности и развития физического, психического, социального, личностного, а также интел. -

вьесберегающих образовательных технологий это может проявляться в формировании в среде студенческой молодежи способности к позитивному саморазвитию в различных жизненных обстоятельствах, развитию чувства компетентности, стремлению сохранить и приумножить свой природный интеллектуальный потенциал.

Основными функциями здоровьесберегающих об,

интеллектуального потенциала молодежи, по мнению авторов данной статьи, являются следующие

:

- - ( , -

но-и^едовательской деятельности студентов);

- психотерапевтическая (преодоление разно-

, -

);

- ( -

нального и социального напряжения, возникающего в результате интенсивного образовательного процесса и, тем самым - повышение интел);

- (

навыков психофизиологического и интеллектуального состояния молодого человека для более эффективной деятельности и усвоения большего объема научной и учебной информации); - - ( -

зитивного отношения к научной, учебной и образо-вательно-профеотюнальной деятельности).

С целью обоснования внедрения здоровьесбе-

регающих образовательных технологий для ву-

,

интеллектуального потенциала студенческой

,

разделы:

- изучение медико-шциальных особенностей молодежи (образ жизни и качество >шзни, условия шгани в семье, уровень социальной адаптации,

потребность в психосоциальной поддержке);

- -

нального состояния молодежи в разные годы обучения с учетом объема и характера учебно-

образовательной и учебно-производственной

;

- -

оценка используемых в высшей школе вариантов режима обучения и расписания; - -

вательных технологий и методик, построенных - -

зации физического и спортивного воспитания, расширенного применения нетрадиционных средств физической культуры и спорта в целостном процессе развития молодежи [9]; - -

ности и профессиональной адаптации студентов (причины выбора профессии, оценка организации процесса обучения, профессиональные планы и намерения, успешность обучения, повседневные социальные практики молодежи) [10]; - -

зовательных целей должно исходить из необходимости быстрой адаптации выпускника вуза к

,

использования интеллектуальных знаний, умений и навыков в практической деятельности.

Литература:

1. Гафиатулина Н.Х. Состояние институцио-

,

здоровье российской молодежи // Инженерный вестник Дона. 2014. Т. 28. № 1. С. 75. Ш1_: // www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2014/2296

2. . . -сийской молодежи как фактор обеспечения общественной безопасности / А. В. Верещагина, Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самыгин // В сборнике: 21 : . -териалы VIII международной научно-праетической конференции. Н.-и. ц. «Академический». 2016. С. 80-85.

3. . . -

ции здоровьесберегающего образовательного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

:

// -

: -

ной научно-праетической конференции. М. : СГУ, 2009. С. 212-216.

, -

лектуального потенциала студенческой молодежи и здоровье сберегающих образовательных технологий является актуальной социальной

проблемой. Имеющийся опыт в этой сфере сви-

,

достигнуть при комплексном подходе к решению

,

стратегии действий [11]. Однако социальная ре, -

дня можно говорить только как о веберовском « ».

В этой связи специалистам необходимо стремиться к тому, чтобы система высшего образования стала одним из устойчивых каналов воздействия, позволяющего наряду с основной задачей раскрытия интеллектуального потенциала молодежи аккумулировать усилия по формированию у нее системы ценностей, в частности в области здоровья и социального здоровьесбе-.

процесса необходимо помнить, что основной целью образования является формирование не только социально активной, самостоятельной,

грамотной, креативной личности с высоким ин-

, -

ние личности молодого человека с высоким по, -

, -

,

адаптироваться, социализироваться и интегрироваться в условиях любой социальной среды.

,

интеллектуального потенциала будущих специалистов лежит в плоскости интеграции образовательных, физкультурно-спортивных, психосоциальных и медико-гациальных программ, вовлечения в процесс высшего профессионального образования здоровье сберегающих образова-.

Literature:

1. Gafiatulina N.K. State institutional actors, modeling social health of Russian youth // Engineering journal of Don. 2014. T. 28. № 1. P. 75. URL: // www.ivdon.ru/magazi ne/archive/n 1 y2014/2296

2. Vereschagina A.V. The Social health of Russian youth as a factor of public security / A.V. Vereschagi-n a , N.K. Gafiatullina, S.I. Samygin // In the book: the 21st century: fundamental science and technology. Materials of the VIII international scientific-practical conference. N.-I. TS.«Academic». 2016. P. 80-85.

3. Starostenkova T.A. Conceptual approach to a health-preserving educational process: the intellectual work extends the life // Health saving educational technologies: proceedings of the interdisciplinary scientific-practical conference. M. : SGU, 2009. P. 212-216.

4. Любецкий Н.П. Интеллектуальный потенциал студенчества в современной России как стратегический приоритет государственной молодежной политики РФ / Н.П. Любецкий, A.M. Шевченко, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 10.

5. Ладошкин НА. Организация развития интеллектуального потенциала школьников во внеурочной деятельности: проблемы и пути решения // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 6. С. 135-140.

6. . .

формирования интеллектуального потенциала

// -

нитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 6-7. С. 77-81.

7. Гафиатулина Н.Х. Государственная молодежная политика в сфере социального здоровья молодежи // Вестник науки и образования. 2012. № 2 (42). С. 158-164.

8. . . -

//

Вестник института социологии. 2013. № 6. С. 100-111.

9. Любецкий Н.П. Инновационные подходы к формированию физкультурно образованной личности в современных условиях / Н.П. Любецкий, АЛ. Князев, С.Н. Пожидаев // Инновации: спортивная наука и практика: Всероссийская научно-праетическая конференция с международным участием. Ростов н/Д: ДГТУ, 2016.

10. Гафиатулина Н.Х. Повседневные социальные практики как способ идентификации российской студенческой молодежи / Н.Х. Гафиатулина, А.В. Верещагина, М.М. Шахбанова // The Cauca-susand the World. 2015. № 2 (42). С. 158-164.

11. . . -гающего поведения студентов с разным уровнем

// -гающие образовательные технологии: Материалы междисциплинарной научно-практической конференции. М. : СГУ, 2009. С. 227-231.

4. Lubechkij N.P. The Intellectual capacity of students in modern Russia as a strategic priority of the state youth policy of Russia / N.P. Lubechkij, M.A. Shevchenko, S.I. Samygin // Humanitarian, socio-economic and social Sciences. 2016. № 10.

5. Ladoshkin N.A. Organization of development of intellectual potential of students in extracurricular activities: problems and ways of their solution // Journal of development of Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and social Sciences. 2013. № 6. P. 135-140.

6. Rudenko A.N. External and internal factors of formation of the intellectual potential of modern students in Russia // Humanitarian, socio-economic and social Sciences. 2016. № 6-7. P. 77-81.

7. Gafiatullina N.K. State youth policy in the field of social health of youth // Journal of development of science and education. 2012. № 2 (42). P. 158-164.

8. Ivakhnenko G.A. The Health-saving educational technologies in Russian universities // Bulletin of the Institute of sociology. 2013. № 6. P. 100-111.

9. Lubechkij N.P. Innovative approaches to the formation of physical educated of personality in modern conditions / N.P. Lubechkij, A.A. Knyazev, S.N. Pozhidaev // Innovation: sports science and practice: all-Russian scientific-practical conference with international participation. Rostov n/D: DGTU, 2016.

10. Gafiatulina N.K. Everyday social practices as a way to identify the Russian student's youth / N.K. Gafiatulina, A.V. Vereshchagina, M.M. Shak-hbanova // The Caucasus and the World. 2015. № 2 (42). Pp. 158-164.

11. Usoltseva I.V. Features of students healthy behavior with different levels of cognitive development // The Health-preserving educational technologies: proceedings of the interdisciplinary scientific-practical conference. M. : SGU, 2009. P. 227-231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.