УДК 316.4 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-1-236-240
МАССОВЫЙ СПОРТ И СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ КАК СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Пономарев кандидат социологических наук, профессор,
Игорь Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Евгеньевич (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69).
E-mail: [email protected] Стриева старший преподаватель, Ростовский государственный университет Любовь путей сообщения (344038, Россия, г. Ростов-на-Дону, Юрьевна пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2).
E-mail: [email protected] Олонец доцент кафедры физической культуры Академии физической Светлана культуры и спорта, Южный федеральный университет (344065, Россия, Борисовна г. Ростов-на-Дону, ул. Р. Зорге, 21). E-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена осмыслению спорта как социокультурного феномена, охватывающего все уровни современного социума. Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового спорта: это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед в рамках крупнейших спортивных соревнований. Происходящая ныне смена приоритетов парадигмы «здоровьесбережения» на парадигму «здоровьеформирования» выдвигает ценность спорта (как в сфере высших достижений, так и массового масштаба) на позиции наиболее перспективного способа преодоления социального и духовного кризиса современного общества.
Ключевые слова: физическая культура, спорт для всех, массовый спорт, спорт высших достижений, социальное оздоровление, спортивные соревнования, здоровье, спорт как социокультурный феномен, система физвоспитания, спортивно-оздоровительное движение.
Современное российское общество на протяжении длительного периода времени претерпело целый ряд острых и во многом болезненно травмирующих реформаций и всерьез озаботилось своим социальным «оздоровлением» во многих сферах - экономической, социокультурной, нравственной, и, конечно, физической. Хорошо известно, что все эти процессы тесно переплетены и взаимосвязаны друг с другом [1].
То, что сегодня в обиходе и науке называется «современным спортом», ставшим весьма значимым социокультурным явлением, приобрело знакомые нам формы на рубеже XIX-XX вв. Его появление связано с развитием городской культуры, в то время как его истоки находятся не в потребностях физического самосовершенствования личности и не в воплощении традиционных форматов праздников, а в новых возможностях досуговой деятельности. Так, например, если атлеты древности своим спортивным совершенством приближались к Богам, а физическая культура и спорт служили средством укрепления здоровья, физического развития, тренировки тела и духа, то спорт нового времени порожден, скорее, разнообразными факторами психоэмоциональной природы: скукой, стремлением к азарту, интенцией самоутвердиться, данью моде на посещение спортивных клубов.
Что же можно сказать о современном спорте как социокультурном феномене?
В настоящее время категория «спорт» является обобщенной социокультурной категорией, объединяющей различные понятия и обозначающей один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившейся в форме активной соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. Спорт представляет собой специфический род физической или интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к нему путем тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением к постепенному улучшению физического здоровья, получению морального удовлетворения, к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшению собственных физических возможностей и навыков спорт предназначен для совершенствования психофизических характеристик человека [2].
По мнению Н.Н. Визитей, спорт, будучи распространенным социокультурным феноменом современности, обладает фундаментальной способностью моделировать ситуацию личностного самоопределения, базирующуюся на идее взаимной детерминированности человеческих способностей. То, что присутствует в качестве обязательного момента в любой межличностной интеракции (сравнение «Я» - «Другой»), в рамках спорта экстериоризировано, превращено в императивную форму внешнего поведения, доступную пониманию практически каждым субъектом [3].
Современный спорт как социокультурный феномен выступает во многих ипостасях: с одной стороны, как средство социального оздоровления, как действенный инструмент отдыха и восстановления работоспособности; с другой, - как средство психофизического совершенствования, как профессиональный труд; с третьей - как зрелище, как средство психоэмоциональной релаксации.
С первых шагов развития современного спорта в нем дифференцировались, как минимум, две основных составляющих или два ключевых направления:
- спорт высших достижений, имеющий целый ряд названий: большой, профессиональный спорт, международный, олимпийское движение, элитный спорт, суть которого сводится к достижению максимально возможных спортивных результатов, рекордов и победе любой ценой или победе на крупнейших (всероссийских и международных) спортивных соревнованиях;
- массовый спорт (или общедоступный, «спорт для всех», «спорт для себя»); отражает определенную сферу активности и ориентирован на оказание возможности максимально большому количеству различных социально-демографических групп общества совершенствовать свои физические, соматические качества и двигательные возможности; овладевать отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками; способствовать активному отдыху; укреплять физическое, психическое и социальное здоровье и продлевать творческое долголетие [4].
Задачи массового спорта как социокультурного явления во многом воспроизводят задачи физической культуры, однако реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок. Таким образом, массовый спорт предполагает регулярные занятия и участие в массовых соревновательных мероприятиях представителей различных социально-демографических групп в доступных им видах спортивного движения.
Массовый спорт, как правило, включает в себя следующие разновидности спорта:
- школьно-студенческий спорт (ориентирован на формирование базовой физической культуры и общую физическую подготовленность в системе физического воспитания молодежи);
- профессионально-прикладной (или рабочий) спорт (выступает в роли инструмента подготовки к определенной профессии, например, военное и служебное многоборье, пожар-но-прикладной спорт, различные виды восточных единоборств в частях специального назначения);
- физкультурно-кондиционный (профилактический) спорт (является средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые участвуют в массовых официальных соревнованиях);
- оздоровительно-восстановительный (рекреативный) спорт выступает в роли средства реализации здорового отдыха, рекреации и оздоровления организма, сохранения определенного уровня работоспособности [5].
Массовый спорт является фундаментом спорта высших достижений, предопределяя определенную преемственность в отношении средств и методов спортивной подготовки.
Необходимо отметить, что сегодня спорт высших достижений - это пока единственно существующая модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование практически всех систем организма человека может проявляться в зоне абсолютных соматических, физиологических и психических предельных границ здорового человека. Это, несомненно, позволяет проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей и профессиональной работоспособности.
Спорт высших достижений, в отличие от массового спорта, предполагает разработку поэтапных планов многолетней подготовки и соответствующих задач, ориентированных на целенаправленные, систематические плановые многочасовые тренировки с целью участия в соревнованиях в избранном виде спорта и достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях. На каждом этапе подготовки в спорте высших достижений эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно быть реализовано в конкретном спортивном результате [5].
Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но и становится общенациональным достоянием, т.к. рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в копилку укрепления авторитета страны на мировой арене [6].
Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы международного уровня собирают миллиардные телевизионные аудитории, а среди прочих духовных ценностей высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийских играх. Как подчеркивает Е.В. Павлов, сегодня «спорт перестал быть исключительно оздоровительной или соревновательной практикой; современные спортивные состязания - это значительная сфера мировой экономики и политики, которая приносит весьма солидную прибыль, собирая огромные аудитории зрителей» [7, с.1].
Необходимо отметить, что одной из важных проблем современного спорта является характер взаимосвязи между спортом высших достижений и массовым спортивно-оздоровительным движением. Обозначенные выше разновидности массового спорта, к сожалению, отодвинуты на второй план. Теоретики спорта стали называть его: резервным, базовым, народным, спортом для всех и каждого [8]. Массовый спорт позволяет миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, повышать общую и профессиональную работоспособность, укреплять физическое, психическое и социальное здоровье, а, следовательно, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни [8].
Понятно, что массовый спорт, как спорт для всех - это организация здорового образа и стиля жизни различных слоев населения, поддержание здоровья, воспитание положительных нравственных качеств личности, укрепление семьи, как важнейшей ячейки общества и еще решение множества социальных задач [9].
Убедившись, что массовый спорт может приносить значительную прибыль, во многих западных и восточных странах движение «спорт для всех» как современное социокультурное явление, получило очень широкое развитие. Под эти программы инвестируются огромные средства, строятся спортивные сооружения, фабрики спортивного инвентаря, одежды и обуви.
Что касается российского социума, то дисциплина «физическая культура» как способ приобщения к массовому спорту, уже давно прочно закрепилась в программах учебных заведений всех образовательных уровней [10]. Будучи призванной быть мощным средством физического воспитания, физическая культура верой и правдой служила в годы строительства коммунизма. Результатом этого явились фантастические достижения советской системы физического воспитания как на уровне большого спорта, так и на уровне массового физкультурного движения. После 1990-х гг. эта система оказалась утраченной.
В настоящее время положение дел в отечественной системе физвоспитания и спорта, получившее сильный крен в первые годы т.н. «рыночной экономики», с каждым годом начинает несколько улучшаться, хотя до былого уровня легендарного советского спорта еще далеко. Причины такого положения в этой сфере носят не только экономический (недостаточное финансирование бюджетных организаций, кабальное налогообложение частных организаций и т.д.) [11], нои скорее концептуальный глобально-политический характер. Предпринимаемые в настоящее время попытки возродить мощную в прошлом спортивную систему являются, на наш взгляд, чисто механическими действиями и могут не скоро привести к быстрым, желаемым результатам при игнорировании человеческого фактора. Современное молодое поколение в большинстве своем ослаблено физически, дезориентировано духовно-нравственно, и, как следствие, социально дезадаптировано к трудностям реальной действительности [12].
В систему жизненных ценностей современной молодежи, как правило, не входят такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, упорство, без которых невозможна самореализация и актуализация личности как в повседневной жизни, так и в спорте [13].
Начало третьего тысячелетия ознаменовано тем, что многие стереотипы и парадигмы подвергаются переосмыслению, ревизии. Глобальные, постиндустриальные реалии требуют выработки механизмов, обеспечивающих равновесие с личностными, психосоциальными и духовными устремлениями человека. Исходя из этого, спорт как мерило физических возможностей человека утрачивает свою актуальность, и более важной становится миссия спорта как инструмента сохранения здоровой популяции людей. На наш взгляд, лозунг «не человек для спорта, а спорт для человека», как никогда востребован сейчас, когда спортивные результаты определяются далеко не спортивными механизмами, а механизмами коммерческой прибыли. Для того чтобы спорт давал необходимые положительные результаты, он должен быть не зрелищным, созерцательным и развлекающим, а непосредственно вовлекающим.
Именно поэтому место спорта как социокультурного феномена не соответствует его подлинной роли для достижения высокого уровня культуры социальной жизнедеятельности. Спорт как самодостаточная, не замещаемая и многогранная подсистема ценностей современной культуры, располагает огромным креативным потенциалом формирования физического, психосоциального и духовно-нравственного здоровья человека, гармонизации параметров межличностных и межнациональных отношений.
Происходящая ныне смена приоритетов парадигмы «здоровьесбережения» на парадигму «здоровьеформирования» выдвигает ценность спорта (как в сфере высших достижений, так и массового масштаба) на позиции наиболее перспективного способа преодоления социального и духовного кризиса современного общества.
Литература
1. Исаев А.А. Спортивная политика России. М., 2002. 512 с.
2. Васильева О.С., Правдина Л.Р., Литвиненко С.Н. Книга о новой физкультуре. Ростов н/Д., 2001. 141 с.
3. Визитей Н.Н. Проблемы методологии построения концепции олимпизма как социально-культурного явления / Новое мышление и олимпийское движение. М., 1990. С. 58-69.
4. Гафиатулина Н.Х. Здоровьесберегающие модели профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2013, №3. - Режим доступа:
http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1824 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.
5. МатвеевЛ.П. Общая теория спорта. М., 1997. 304 с.
6. Пономарев И.Е., Чалохян С.И., Косинов С.С. Чемпионат мира по футболу 2018 года как импульс развития спортивного движения в среде российской молодежи // Национальное здоровье. 2018. №1.
7. Павлов Е.В. Социокультурный феномен спорта: коммуникативный аспект: автореферат дисс. ... канд. филос. наук. Томск, 2012.
8. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. 2001. №4. С. 11-15.
9. Гафиатулина Н.Х. Государственная молодежная политика в сфере социального здоровья молодежи // Вестник развития науки и образования. 2012. №5. С. 110-115.
10. Пономарев И.Е., Литвинов В.А., Пономарев О.И. Состояние общества, здоровье человека и проблемы воспитания, образования и оздоровления студентов средствами физической культуры // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. №4.
11. Игнатова Т.В., Подольская Т.В. Возможности глобального управления мировой финансовой системой: реалии и перспективы // Век глобализации. 2014. Выпуск №2 (14). С. 119-128.
12. Гафиатулина Н.Х. Здоровье как ценность в среде учащейся молодежи: Монография - Ростов-на-Дону: РАС ЮРГУЭС, 2009. 166 с.
13. Vaskov M., Rezvanov A., Kasyanov V., and al. VALUE ORIENTATIONS OF RUSSIAN YOUTH IN THE SYSTEM OF MANAGING THE MORAL SECURITY OF SOCIETY // Вкник Нащонально! академп керiвних кадрiв культури i мистецтв. 2018. № 2. С. 134-140.
Ponomarev Igor Evgenyevich, Candidate of sociology, professor, Rostov state economic university (RINH] (69, Bolshaya Sadovaya st., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation], E-mail: [email protected]
Striyeva Lyubov Yurevna, Senior Lecturer of Rostov state University of Railway Transport (2, Ros-tovskogo Strelkovogo Polka Square of the National Militia, Rostov-on-Don, 344038, Russian Federation], E-mail: [email protected]
Olonets Svetlana Borisovna, Associate Professor of the department of physical culture, Academy of physical and sports, Southern Federal University (21, R. Sorge St., Rostov-on-Don, 344065, Russian Federation], E-mail: [email protected]
MASS SPORTS AND SPORTS OF THE HIGHEST ACHIEVEMENTS AS A MODERN SOCIO-CULTURAL PHENOMENON
Abstract
The article is devoted to understanding sports as a sociocultural phenomenon, covering all levels of modern society. The goal of big sport is fundamentally different from the goal of mass sports: it is the achievement of the highest possible sports results or victories in the framework of the largest sports competitions. The current shift in the priorities of the "health preservation" paradigm to the "health formation" paradigm puts the value of sport (both in the sphere of higher achievements and mass scale) to the position of the most promising way of overcoming the social and spiritual crisis of modern society.
Keywords: physical culture, sport for all, mass sports, high achievements sports, social rehabilitation, sports competitions, health, sports as a sociocultural phenomenon, physical education system, sports and health movement.
References
1. Isaev A.A. Sportivnaya politika Rossii. M., 2002. 512 p.
2. Vasil'eva O.S., Pravdina L.R., Litvinenko S.N. Kniga o novoj fizkul'ture. Rostov n/D., 2001. 141 p.
3. Vizitej N.N. Problemy metodologii postroeniya koncepcii olimpizma kak social'no-kul'turnogo yavleniya / Novoe myshlenie i olimpijskoe dvizhenie. M., 1990. P. 58-69.
4. Gafiatulina N.H. Zdorov'esberegayushchie modeli professional'noj socializacii studencheskoj mo-lodezhi v usloviyah social'noj neopredelennosti [EHlektronnyj resurs] // «Inzhenernyj vestnik Dona», 2013, №3. - Rezhim dostupa: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1824 (dostup svo-bodnyj] - Zagl. s ehkrana. - YAz. rus.
5. Matveev L.P. Obshchaya teoriya sporta. M., 1997. 304 p.
6. Ponomarev I.E., CHalohyan S.I., Kosinov S.S. CHempionat mira po futbolu 2018 goda kak im-pul's razvitiya sportivnogo dvizheniya v srede rossijskoj molodezhi // Nacional'noe zdorov'e. 2018. №1.
7. Pavlov E.V. Sociokul'turnyj fenomen sporta: kommunikativnyj aspekt: avtoreferat diss. ... kand. filos. nauk. Tomsk, 2012.
8. Lubysheva L.I. Social'naya rol' sporta v razvitii obshchestva i socializacii lichnosti // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2001. №4. P. 11-15.
9. Gafiatulina N.H. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika v sfere social'nogo zdorov'ya molodezhi // Vestnik razvitiya nauki i obrazovaniya. 2012. №5. P. 110-115.
10.Ponomarev I.E., Litvinov V.A., Ponomarev O.I. Sostoyanie obshchestva, zdorov'e cheloveka i problemy vospitaniya, obrazovaniya i ozdorovleniya studentov sredstvami fizicheskoj kul'tury // Gumani-tarnye, social'no-ehkonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2016. №4.
11.Ignatova T.V., Podol'skaya T.V. Vozmozhnosti global'nogo upravleniya mirovoj finansovoj sistemoj: realii i perspektivy // Vek globalizacii. 2014. Vypusk №2 (14). P. 119-128.
12.Gafiatulina N.H. Zdorov'e kak cennost' v srede uchashchejsya molodezhi: Monografiya - Rostov-na-Donu: RAS YURGUEHS, 2009. 166 p.
13.Vaskov M., Rezvanov A., Kasyanov V., and al. VALUE ORIENTATIONS OF RUSSIAN YOUTH IN THE SYSTEM OF MANAGING THE MORAL SECURITY OF SOCIETY // Visnik Nacional'noi akademii kerivnih kadriv kul'turi i mistectv. 2018. № 2. P. 134-140.