УДК 796:338.2 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-1-241-246
ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ МАССОВЫМ МОЛОДЕЖНЫМ СПОРТОМ: СООТНОШЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЕЙ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой «Социология и психология», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова (346428, Россия, г. Новочеркасск, ул. Просвещения, 132). E-mail: Lidia-npi@mail.ru
заслуженный работник физической культуры РФ, доцент кафедры физического воспитания и спорта АСА, Донской государственный технический университет (344000, Россия, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1). E-mail: Lady.melikowa@gmail.com доктор социологических наук, профессор кафедры социологии, истории и политологии, Институт управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета (347922, Россия, г. Таганрог, ул. Чехова, 22); профессор-совместитель кафедры 109 «б», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (125993, Россия, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4). E-mail: rachipa@sfedu.ru
Аннотация
В статье проводится анализ соотношения регионального и муниципального уровней в сфере инновационного управления массовым молодежным спортом. Инновационное развитие физической культуры и спорта в молодежной среде не представляется возможным без создания инновационной среды по вертикальной структуре «федеральные - региональные -муниципальные органы власти». Авторы уделяют внимание инновационной деятельности в области управления физической культурой и массовым спортом среди молодежи Ростовской области, и делают вывод о том, что инвестиционная деятельность государства затрагивает практически все уровни и сферы управления молодежным спортом.
Ключевые слова: спорт, молодежь, массовый молодежный спорт, инновации, управление инновациями, физическая культура, региональный уровень, муниципальный уровень, Ростовская область, инфраструктура физической культуры и спорта Ростовской области.
Сегодня, в свете государственной поддержки и стимулирования деятельности спортсменов, развитие в молодежной среде физической культуры и массового спорта, бесспорно, является приоритетным направлением социальной политики, как на уровне Российской Федерации, так и на региональном уровне. При этом инновационная деятельность в области управления массовым молодежным спортом - наиболее важный фактор развития государственной молодежной политики, что отражено в государственном документе «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года» (Стратегия-2020)i.
В обозначенной Стратегии говорится о важности и необходимости перехода развития сферы физической культуры и спорта на инновационную модель, кроме того, в ней учитываются все вопросы, ориентированные на улучшение здоровья молодой нации, повышение уровня и качества ее жизни, улучшение психофизической подготовленности человеческого потенциала, повышение конкурентоспособности российского спорта и престижа государства на международной арене.
1 Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р. Об утверждении «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».
Щербакова
Лидия
Ильинична
Чалохян
Сергей
Иванович
Рачипа Андрей Валерьевич
Согласно стратегии системных инноваций в области физической культуры и спорта -это поступательное и целенаправленное преобразование состава ее организационных структур, технологий, а также методов системы управления физической культурой и спортом в молодежной среде, направленное на замену ее элементов с целью ускорения или улучшения решения поставленных обществом задач и реализации Стратегии-20201.
Прежде чем вести речь и соотношении регионального и муниципального уровней, необходимо отметить, что на данном этапе развития социального института физической культуры и спорта существует строгая вертикальная структура «федеральные - региональные - муниципальные органы власти».
На региональном уровне работают органы по делам молодежи того или иного субъекта РФ, в состав которых входят: министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты, главные управления, управления и отделы. Что касается муниципального уровня управления молодежной политикой в сфере физической культуры и массового спорта, то он включает следующие институциональные подструктуры: муниципальные центры, клубы, дворцы (дома) физической культуры и спорта, биржи и комплексы. Таково реальное соотношение регионального и муниципального уровней в управлении молодежным спортом.
Современный инновационный этап управления молодежным спортом включает соотношение двух важных составляющих:
- во-первых, спорта высших достижений (высокого, профессионального спорта) как такого вида спорта, который контролируется и управляется на государственном и региональном уровнях.
- во-вторых, - массового спорта (спорта для всех) - как разновидности спорта, курируемого и управляемого на уровне муниципальных органов власти. При этом главной инновационной целью муниципального управления молодежным спортом является обеспечение ориентации деятельности различных общественных организаций и специализированных физкультурно-спортивных учреждений на формирование и развитие массового спорта среди молодых поколений россиян.
По мнению российских исследователей А.В. Колычева, Н.Г. Радостева и Е.В. Хромина, социальный эффект инноваций в области управления молодежным спортом заключается в том, что «он способствует повышению благосостояния общества, повышению качества жизни, условий и производительности труда, ускорению обновления жизненной среды через процесс формирования здорового стиля жизни» [1, с. 83].
В рамках инновационной деятельности в управлении молодежным спортом на региональном уровне можно обозначить методы, позволяющие вовлекать молодежь в массовую спортивную деятельность:
- организационно-управленческие (связанные с процессами оптимизации организации физкультурно-спортивной деятельности в регионе) [2];
- технологические (связанные со строительством или реконструкцией спортивных площадок и полей, производстве новых улучшенных объектов спортивной и туристической инфраструктуры, спортивного инвентаря и продукции для спортивной индустрии) [3];
- инвестиционно-управленческие, (ориентированные на привлечение инвестиций с целью развития спортивной инфраструктуры: организация спортивных школ, клубов, создание рабочих мест для молодежи, а также на формирование управленческого регионального резерва через развитие административно-образовательных кластеров) [4];
- социальные (направленные на улучшение условий для системных занятий физической культурой и спортом, решение проблем образования и социального здравоохранения, с целью повышения качества жизни и социального здоровья молодых людей) [5].
Основными направлениями создания инновационной региональной системы массового физкультурно-спортивного воспитания и социализации молодежи являются:
1) разработка и формирование организационной основы управления массовым молодежным спортом и физической культурой;
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».
2) совершенствование системы физкультурно-спортивных мероприятий в молодежной среде;
3) совершенствование взаимодействия организационно-управленческих субъектов физической культуры и спорта;
4) разработка параметров и индикаторов двигательной активности для различных социально-демографических групп молодежи;
5) разработка системы физического и спортивного воспитания и развития молодых людей с учетом различных возрастных особенностей.
Поскольку культивирование и развитие физической культуры и массового спорта в молодежной среде интенсивно влияет на социально-экономическую сферу жизни федерального, регионального и муниципального уровней [6], экономическая роль молодежной физической культуры и массового спорта наиболее явно проявляется по трем направлениям:
1) массовое развитие физической культуры и спорта в молодежной среде являются одним из основных компонентов подготовки качественных образовательно-трудовых ресурсов, а значит, и определяющим фактором формирования социального здоровья молодежи, способствующим обеспечению экономического роста российского общества [7];
2) возрастание рациональной физической активности и оздоровительно-массового спорта в среде современной молодежи, как свидетельствует социокультурный опыт, способствует «минимизации экономических потерь практически во всех сферах жизнедеятельности, выступают альтернативой вредным привычкам», оказывающим деструктивное влияние на социально-экономическую систему общества [8];
3) молодежный массовый спорт, наряду с туризмом, является серьезной сферой предпринимательской деятельности, с одной стороны, обеспечивающей занятость и досуговые практики молодой части населения, а с другой, - положительно влияющей на увеличение трудоспособного возраста и улучшение стиля жизни молодежи [9].
Как подчеркивают В.А. Васюкова, И.В. Воробьева, Н.П. Коваленко и М.Х. Куштова, для понимания специфики инновационных управленческих процессов в области развития физической культуры и молодежного массового спорта, необходимо делать акцент на том, что, во-первых, физическая культура и спорт - это часть общей культуры; во-вторых, всякие инновации, так или иначе затрагивающие культуру социума, «представляют собой изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, новых форм деятельности, направленных на изменение условий жизни молодых людей, формирование нового типа мышления и восприятия мира» [8, с. 69].
Как было отмечено ранее, массовый молодежный спорт является объектом муниципального управления, поскольку и государственные, и муниципальные власти рассматривают спорт как ключевой фактор, определяющий показатель физического и психосоциального здоровья российской молодежи, оказывающий непосредственное воздействие на качество ее жизни в рамках определенного муниципального образования. Федеральное законодательство организует деятельность по обеспечению соответствующих условий для развития спорта высших достижений (на региональном уровне) и массового спорта среди молодежи на территории того или иного муниципального образования в состав задач местного значения. Муниципальный уровень управления массовым молодежным спортом ориентирован на обеспечение физического, соматического и психосоциального совершенствования молодежи муниципального образования, и в целом призван оздоровительно, политически, социально-экономически, воспитательно и социализационно влиять на развитие молодежного сообщества [10].
По мнению Е.А. Коротковой, современное инновационное развитие физической культуры и спорта в молодежной среде невозможно без создания инновационной региональной среды, что доказывает опыт передовых регионов, где успешно работают такие, например, программы, как: «Инновационная стратегия Томской области», «Региональная инновационная система Республики Татарстан» [10, с. 12].
В соответствии с инновационной моделью в сфере управления массовым молодежным спортом на региональном уровне в Ростовской области в 2014г. по поручению Президента России В.В. Путина и Губернатора области В.Ю. Голубева, министерство спорта приступило к модернизации системы подготовки молодежного спортивного резерва.
Совместно с Министерством спорта России выстроена структура функционирования системы учреждений спортивной направленности.
В настоящее время, реализуя инновационную модель развития сферы физической культуры и молодежного спорта, в структуру областных организаций Ростовской области, осуществляющих подготовку молодежного спортивного резерва, входят [11]:
- во-первых, центр спортивной подготовки сборных команд молодежи Ростовской области, обеспечивающий подготовку и участие областных спортивных сборных команд во всероссийских и межрегиональных соревнованиях, а также проведение физкультурно-спортивных мероприятий в рамках Ростовской области;
- во-вторых, центр олимпийской подготовки, ориентированный обеспечить спортивную подготовку для молодых спортсменов области высокого класса, являющихся членами сборных команд России по олимпийским и параолимпийским видам спорта;
- в-третьих, 15 подведомственных спортивных школ олимпийского резерва являются физкультурно-спортивными региональными организациями, реализующими программы физкультурно-спортивной подготовки молодежи на всех этапах.
Сегодня ростовское училище олимпийского резерва реализовывает спортивную подготовку молодых перспективных спортсменов, кандидатов в сборные общероссийские и областные команды в режиме круглогодичных тренировок с обеспечением необходимого социального пакета: проживания, питания, медико-профилактического и психологического сопровождения.
Кроме того, на базе училища олимпийского резерва в рамках реализации Стратегии-2020 функционирует федеральная экспериментальная площадка, главная цель которой -обнаружение спортивно одаренных детей, подростков и молодежи, их дальнейший отбор и профессиональная ориентация в тех или иных видах спорта. Так, для исполнения этой цели в училище оборудована мобильная лаборатория, которая осуществляет выезд в муниципальные районы для специализированной тестовой диагностики детей, подростков и молодежи [11].
Как обозначается в докладе министра по физической культуре и спорту Ростовской области С.Р. Аракеляна «О развитии спорта высших достижений в Ростовской области», в 2016г. училище олимпийского резерва перешло на инновационную реализацию программ среднего профессионального образования на базе колледжа, что дало возможность обучающимся поступать на курсы без сдачи ЕГЭ после 9 класса [11].
В 2017г. на базе Донского государственного технического университета (ДГТУ) создан Институт физической культуры и спорта. Между училищем олимпийского резерва и ДГТУ заключен договор о тесном сотрудничестве. Выпускники училища обучаются в ДГТУ по специально разработанной новой индивидуальной программе.
В соответствии с докладом С.Р. Аракеляна, в ходе работы обнаружилось недостающее звено имеющейся инновационной модели подготовки спортивного резерва - это школы-интернаты спортивного профиля, в которых могли бы заниматься одаренная молодежь, в том числе из сельских поселений. В этой связи в настоящее время министерство спорта совместно с министерством образования Ростовской области проводит работу, в результате которой Ростовская-на-Дону школа-интернат будет преобразована в школу-интернат спортивного профиля. Обучение планируется осуществлять с 5 по 9 классы, затем одаренная молодежь после окончания неполной средней школы будет зачисляться в училище олимпийского резерва, а далее - в Институт физической культуры и спорта.
Выстроенная инновационная модель позволит обеспечить подготовку молодых людей возрасте 11 - 24 лет. У молодых спортсменов без отрыва от активного тренировочного процесса появится возможность поэтапно получить сначала среднее, а затем и высшее профессиональное образование.
Важнейшей составляющей в подготовке спортивного резерва Ростовского региона являются всероссийские спартакиады молодежи, учащихся и спортивных школ. Система спартакиад проходит от муниципальных соревнований до регионального и всероссийского финала, что является эффективным инструментом отбора одаренных детей и социально-управленческого планирования мероприятий по их подготовке.
В целом, современные инновации в сфере управления массовым молодежным спортом в Ростовской области предусматривают наличие объектов спортивно-оздоровительной инфраструктуры, стимулирование инноваций и привлечение инвестиций с целью развития спортивной инфраструктуры на региональном и муниципальном уровнях. Несомненно, что все это, в конечном итоге, благоприятно скажется на воспитании и формировании физически и морально здорового поколения молодежи Ростовской области, способствуя формированию волевых и гражданских качеств личности молодых людей, а также повышению конкурентоспособности российского спорта на международной арене.
Таким образом, исходя из очевидной важности социально-экономической роли молодежной физической культуры и спорта, одной из важнейших современных инноваций в сфере управления массовым молодежным спортом по вертикальной структуре «федеральные -региональные - муниципальные органы власти» по праву можно считать инвестиционную деятельность государства. Расходы государства на занятия молодых россиян физической культурой и массовым спортом (спортом для всех) являются социально и экономически эффективной инвестицией в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни российской молодежи, играя существенную роль в поступательном и качественном развитии массового спорта среди российской молодежи. Инвестиционная деятельность затрагивает практически все уровни и сферы управления молодежным спортом на региональном и муниципальном уровнях.
Литература
1. Колычев А.В., Радостев Н.Г., Хромин Е.В. Системные инновации в сфере физической культуры и спорта на муниципальном уровне: внедрение и эффективность // Теория и практика физической культуры. 2014. № 12. С. 82-85.
2. Гафиатулина Н.Х. Государственная молодежная политика в сфере социального здоровья молодежи // Вестник развития науки и образования. 2012. №5. С. 110-115.
3. Пономарев И.Е., Чалохян С.И., Косинов С.С. Чемпионат мира по футболу 2018 года как импульс развития спортивного движения в среде российской молодежи // Национальное здоровье. 2018. № 1.
4. Игнатова Т.В. Формирование управленческого резерва региона через развитие административно-образовательных кластеров // Креативная экономика. 2012. №3.
5. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье молодежи в контексте современных инноваций в российском обществе // Инновационная наука и современное общество: Сб. статей Меж-дунар. научно-практ. конф. Уфа, 2015. С. 149-153.
6. Игнатова Т.В., Игнатов В.Г. Экспертные оценки социальной политики и взаимодействия государства и бизнеса на Юге России // Российское предпринимательство. 2012. № 12 (210). С.178-182.
7. Гафиатулина Н.Х. Влияние социально-классового, экономического неравенства на социальное здоровье студенческой молодежи // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2012. № 4 (32). С. 103-108.
8. Васюкова В.А., Воробьева И.В., Коваленко Н.П., Куштова М.Х. Инновационная деятельность в сфере физической культуры и спорта как неотъемлемая часть элемента национальной экономики // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. С. 68-73.
9. Матвеев Л.П. Теория и практика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методологические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры). М., 2011. 543 с.
10. Короткова Е.А. Инновационное развитие сферы физической культуры и спорта Тюменской области: проблемы и пути становления // Теория и практика физической культуры. 2011. № 1. С. 10-13.
11. Аракелян С.А. Доклад министра по физической культуре и спорту Ростовской области «О развитии спорта высших достижений в Ростовской области». Электронный ресурс https://minsport.donland.ru/presscenter/lectures/13/.
Scherbakova Lydia Ilyinichna, Doctor of sociological sciences, professor, Head of the Department «Sociology and psychology», Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI] (132, Prosveshcheniya str., Novocherkassk, 346428, Russian Federation], E-mail: Lidia-npi@mail.ru
Chalokhyan Sergey Ivanovich, Honored Worker of Physical Culture of the Russian Federation, Associate Professor of the Department of Physical Education and Sports of the Rostov Don State Technical University (1, Gagarin Square, Rostov-on-Don, 344000, Russian Federation], E-mail: Lady.melikowa@gmail.com
Rachipa Andrey Valeryevich, doctor of sociological sciences, professor of department of sociology, history and political science of Institute of management in economic, ecological and social systems, Southern federal university (22, Chekhov St., Taganrog, 347922, Russian Federation]; professor-associate of the department 109 «b», Moscow Aviation Institute (National Research University] (4, Volokolamsk Highway, Moscow, 125993, Russian Federation]. E-mail: rachipa@sfedu.ru
INNOVATIONS IN THE MANAGEMENT OF MASS YOUTH SPORTS: THE RATIO OF THE REGIONAL AND MUNICIPAL LEVELS (ON THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION)
Abstract
This article analyzes the ratio of regional and municipal levels in the innovation management of mass youth sports. Innovative development of physical culture and sports in the youth environment is not possible without the creation of an innovative environment in the vertical structure "federal - regional - municipal authorities". The authors pay attention to innovation in the management of physical culture and mass sports among the youth of the Rostov region, and conclude that the state investment activity affects almost all levels and spheres of youth sports management.
Keywords: sport, youth, mass youth sports, innovations, innovation management, physical education, regional level, municipal level, Rostov region, infrastructure of physical culture and sports of the Rostov region.
References
1. Kolychev A.V., Radostev N.G., Hromin E.V. Sistemnye innovacii v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta na municipal'nom urovne: vnedrenie i ehffektivnost' // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2014. № 12. P. 82-85.
2. Gafiatulina N.H. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika v sfere social'nogo zdorov'ya molodezhi // Vestnik razvitiya nauki i obrazovaniya. 2012. №5. P. 110-115.
3. Ponomarev I.E., CHalohyan S.I., Kosinov S.S. CHempionat mira po futbolu 2018 goda kak impul's razvitiya sportivnogo dvizheniya v srede rossijskoj molodezhi // Nacional'noe zdorov'e. 2018. № 1.
4. Ignatova T.V. Formirovanie upravlencheskogo rezerva regiona cherez razvitie administrativno-obrazovatel'nyh klasterov // Kreativnaya ehkonomika. 2012. №3.
5. Gafiatulina N.H. Social'noe zdorov'e molodezhi v kontekste sovremennyh innovacij v rossijskom ob-shchestve // Innovacionnaya nauka i sovremennoe obshchestvo: Sb. statej Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. Ufa, 2015. P. 149-153.
6. Ignatova T.V., Ignatov V.G. EHkspertnye ocenki social'noj politiki i vzaimodejstviya gosudarstva i biznesa na YUge Rossii // Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2012. № 12 (210]. P. 178-182.
7. Gafiatulina N.H. Vliyanie social'no-klassovogo, ehkonomicheskogo neravenstva na social'noe zdorov'e studencheskoj molodezhi // Vestnik Instituta istorii, arheologii i ehtnografii. 2012. №4 (32]. P. 103108.
8. Vasyukova V.A., Vorob'eva I.V., Kovalenko N.P., Kushtova M.H. Innovacionnaya deyatel'nost' v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta kak neot"emlemaya chast' ehlementa nacional'noj ehkonomiki // Azimut nauchnyh issledovanij: ehkonomika i upravlenie. 2016. P. 68-73.
9. Matveev L.P. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury (obshchie osnovy teorii i metodiki fizicheskogo vospitaniya; teoretiko-metodologicheskie aspekty sporta i professional'no-prikladnyh form fizicheskoj kul'tury]. M., 2011. 543 p.
10.Korotkova E.A. Innovacionnoe razvitie sfery fizicheskoj kul'tury i sporta Tyumenskoj oblasti: prob-lemy i puti stanovleniya // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2011. № 1. P. 10-13.
11.Arakelyan S.A. Doklad ministra po fizicheskoj kul'ture i sportu Rostovskoj oblasti «O razvitii sporta vysshih dostizhenij v Rostovskoj oblasti». EHlektronnyj resurs https://minsport.donland.ru/presscenter/lectures/13/.