ПРОБЛЕМЫ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В РОССИЙСКИХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ
Михайлова Т. А., Студеникина Е. С.
Михайлова Татьяна Александровна, Южный федеральный университет, филиал в г. Геленджике, 353461, Россия, Геленджик, Заставная,10 Эл. почта: [email protected] Студеникина Елена Станиславовна, Кубанский государственный университет, 350040, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149 Эл. почта: [email protected]
Физическая культура и спорт впервые стали предметом изучения отечественных социологов в 20-е гг. ХХ в., однако исследования в этой сфере долгое время находились на периферии социологического знания. В статье рассматривается история формирования данного научного направления и акцентируется внимание на работах современных ученых в области социологии спорта и физической культуры. Авторами проводится анализ диссертационных исследований и публикаций в российских научных журналах: «Социологические исследования», «Журнал социологии и социальной антропологии», «Социологическая наука и социальная практика», «Вестник спортивной науки», «Теория и практика физической культуры» и ряда других с начала 2000-х гг. по настоящее время. Это позволяет зафиксировать рост научного интереса к проблемам физической культуры и спорта и выделить несколько преобладающих направлений современных исследований: социализирующая функция спорта (на примере различных групп населения), формирование здорового образа жизни, история спорта как социального института, социокультурные, философские и правовые аспекты спортивной деятельности, специфика профессионального спорта, влияние физической культуры на молодежь и т.д. При этом социологические публикации в российских спортивных журналах встречаются чаще, чем статьи о физической культуре — в социологических изданиях. Социология физической культуры и спорта за последние сто лет постепенно сформировалась как научная дисциплина, однако ее представленность в предметном поле современной российской социологии все еще непропорционально мала относительно возросшего общественного и государственного интереса к вопросам развития массового и профессионального спорта.
Ключевые слова: спорт, физическая культура, социологические исследования, социология физической культуры и спорта, социальный институт спорта, социологические исследования спорта.
В настоящее время актуальной темой научных исследований, а также одним из важных направлений разработки и реализации социальных проектов
и стратегий является проблематика спорта и физической культуры. Возросший интерес к данным вопросам очевиден и связан в том числе с ростом значимости спорта, физкультуры и здорового образа жизни в общественном сознании и государственной политике.
Внимание к спорту в самых разных его проявлениях привлекают и СМИ: освещение Олимпийских игр и международных соревнований, допинговые скандалы и взаимоотношения спортсменов иногда переводят интерес читателя (зрителя) из сугубо соревновательной сферы в социальную и политическую.
Тематика спорта и физической культуры включает в себя целый круг таких насущных вопросов, как: спорт и молодежь, личность в спорте, спорт и общество, ценностные аспекты спорта и физической культуры, спорт и девиация и т.п. Все эти направления находятся в предметном поле довольно молодой отрасли — социологии физической культуры и спорта (ФКС).
По мнению Н. Н. Визитея, «социологию спорта можно определить как научную дисциплину, изучающую, структуру и характер отношений, которые складываются в ходе социального взаимодействия индивидов в сфере спорта» (Визитей, 2005).
П. А. Виноградов, В. И. Жолдак, Н. В. Коротаева и В. И. Чеботкевич рассматривают социологию ФКС как науку, которая «выясняет структуру, механизмы и характер общественных отношений и взаимодействий в сфере физической культуры и спорта, рассматривает и изучает роль и место физической культуры и спорта в образе жизни людей, а также социальные взаимоотношения людей в связи с их участием в физкультурно-спортивной деятельности» (Виноградов, Жолдак, Чеботкевич, 1995).
По мнению известного ученого в области социологии спорта О. А. Мильштейна, «одной из центральных проблем социологии физической культуры и спорта является спорт и личность, которая имеет ряд аспектов — стремление к всестороннему гармоничному развитию личности как гражданина-творца; стремление к физкультурно-спортивной деятельности широких масс населения; потребление спорта как зрелища; достижение спортивных максимальных результатов» (Кошкарев, 2010).
В начале ХХ в. формирование, становление и развитие социологии спорта проходило независимо в разных странах. В Европе и Северной Америке первые тексты по социологии спорта появились в начале 1920-х гг., но фактически дисциплина не развивалась до 1960-х гг. В России в начале ХХ в. на формирование теоретических и социально-педагогических основ физической культуры и физического воспитания повлияла деятельность таких ученых, как П. Ф. Лесгафт, Н. А. Семашко и др. В 1920-1930-е гг. были организованы и проведены первые конкретно-социологические исследования в области физической культуры, рассматривающие факторы оздоровления народа и повышение производительности
труда (Городилин, 2001). В качестве примера можно сослаться на исследования С. Г. Струмилина, проведенные в 1922-1924 гг. в рабочих семьях городов центра страны с целью установить, какое место в совокупном бюджете их времени отводится физической культуре и спорту (Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения, 2011).
Со временем происходило формирование научных центров, где, в числе прочего, рассматривалась и социологическая проблематика. В первую очередь к ним следует отнести кафедру теории и методики физического воспитания Государственного центрального ордена Ленина института физической культуры (ГЦОЛИФК), где под руководством известного педагога и ученого А. Д. Новикова в конце 1940 — середине 1950-х гг. разрабатывались проблемы общих основ физического воспитания. Изучались также проблемы взаимодействия и взаимовлияния спорта и личности, спорта и общества, спорта и образа жизни и др. (Городилин, 2001). Другими крупными научными центрами в области социологии физической культуры и спорта в эти годы были Ленинградский институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, где открылась кафедра социологических основ физической культуры, возглавляемая профессором Е. Ю. Зеликсоном, и Центральный институт физической культуры в Москве. В этот период исследуются в основном проблемы физкультуры и массового спорта.
В 1951 г. Н. И. Пономарев первым представил и защитил кандидатскую диссертацию «Классовая сущность профессионализма и «любительства» в буржуазном спорте» (Городилин, 2001; Фомин, Починкин, Котов, 2000). В 1960-1970 гг. выходят работы М. А. Арвисто, В. А. Артемова, Т. И. Кукушкина, В. И. Жолдака, О. А. Мильштейна, В. И. Столярова, И. В. Вишневского, В. М. Выдрина и других авторов, посвященные методологическим вопросам социологии физической культуры и спорта; отношению различных групп населения к спорту; мотивам, побуждающим к занятиям спортом; разработке культурологических основ физической культуры и спорта; проблемам социальной адаптации и формирования здорового образа жизни населения и т.д. (Лубышева, 2001; Чесноков, 2005). Например, с 1963 по 1975 г. в Северодонецке, в рамках движения «Город здоровья и спорта», были проведены комплексные обследования трудящихся промышленных предприятий, неоднократно осуществлены массовые социологические опросы (Чесноков, 2005).
В 1964 г. был создан Международный комитет социологии спорта (International Committeeforthe Sociology of Sport (ICSS)) при ЮНЕСКО, который способствовал становлению и развитию социологии физической культуры и спорта в мире (Визитей, 2005). Среди восьми основателей этого комитета был советский ученый Александр Новиков (Всемирный конгресс социологии спорта, 2016).
В 1968 г. в составе социологической ассоциации Академии наук создается научно-исследовательская секция социологических проблем физической культуры и спорта (Городилин, 2001). Первым ее председателем был избран А. Д. Новиков.
В 1978 г. было организовано международное сотрудничество ученых НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, ЧССР и СССР в разработке философско-социологических проблем спорта (страна — координатор исследования — СССР, руководитель — профессор В. И. Столяров). Главной темой совместного международного исследования была избрана тема «Спорт, образ жизни, культура», которая включала в себя широкий круг важных и сложных социологических проблем, касающихся роли спорта в образе жизни людей и в системе ценностей современной культуры. Данной группой был проведен ряд международных конкретно-социологических исследований (Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения, 2011). Сектор социологических проблем физкультурного движения и системы физического воспитания ВНИИФКа под руководством профессора Г. И. Кукушкина к концу 1960-х гг. насчитывал около 50 штатных научных сотрудников (Городилин, 2001).
В 1970-1980 гг. активно изучалась пропаганда физической культуры и спорта (П. А. Виноградов, А. В. Оганесян, И. И. Переверзин), развивалась олимпийская тематика (В. И. Столяров, В. С. Родиченко, О. А. Мильштейн, Н. Н. Бугров) и др. (Лубышева, 2001; Чесноков, 2005). Один из создателей современной российской социологии спорта — О. А. Мильштейн возглавлял в 1971-1977 гг. общесоюзный социологический проект «Образ жизни и спортивная карьера советского спортсмена-олимпийца» (Мильштейн, Кулинкович, 1979). Хотя участники олимпиад формально считались спортсменами-любителями, фактически это было первое масштабное исследование, посвященное людям, для которых спорт стал делом всей жизни.
В 1990-е гг. возрастающую роль в организации взаимосвязей и обеспечении исследований стала играть личная творческая инициатива отдельных авторов; укрепились функции ВНИИФКа как реального центра, объединяющего и поддерживающего творческую работу социологов ФКС. Участие ученых данного института, в частности социологов, особенно проявилось в разработке Основ законодательства Российской Федерации о ФКС, Федеральной программы «Развитие физической культуры и формирование здорового образа жизни населения РФ», концепций совершенствования систем физкультурного образования, физического воспитания населения, нормативных основ в сфере ФКС, изучения общественного мнения и действенности средств массовой информации в развитии ФКС, проблем и опыта международного спортивного движения и зарубежных спортивных организаций (Чесноков, 2005).
Проводя анализ истории изучения профессионального спорта отечественными учеными, Ю. А. Фомин, А. В. Починкин и А. В. Котов фиксируют существенное увеличение публикаций по данной теме в 1990-е гг., однако их количество все же остается в этот период небольшим — 28 статей за 10 лет (Фомин, Починкин, Котов, 2000).
В 2016 г. в Будапеште прошел 51-й Всемирный конгресс социологии спорта под названием «Спорт, глобальное развитие и социальные изменения», проведенный
Международной ассоциацией социологии спорта (¡ББЛ). На конгрессе были подняты разнообразные проблемы, связанные со спортом: вопросы этнично-сти, гендера, СМИ, политики, этики, экономики, классов, миграций, молодежи, здоровья, насилия, образования, глобализации, идентичности и др. Обсуждение такого многообразия тем свидетельствует, с одной стороны, о тесной связи спорта практически со всеми сферами жизни современного общества, а с другой — об интенсивных международных исследованиях в этом направлении социологической науки. От России на конгрессе были представлены работы петербургских социологов М. В. Синютина, А. С. Гонашвили, А. Ивановой (факультет социологии СПбГУ) (Всемирный конгресс социологии спорта, 2016).
В настоящее время на территории Российской Федерации выходят более десятка научных журналов в области социологии, в том числе: «Социологические исследования» (Социс), «Социологический журнал», «Вопросы социологии», «Журнал социологии и социальной антропологии», «Социологическая наука и социальная практика», «Социология образования» и др. Среди статей, публикуемых этими изданиями, можно встретить и посвященные проблемам спорта. Однако социология физической культуры и спорта не представлена в рубрикаторах ведущих социологических журналов. Ввиду малого количества публикаций по данной тематике имеющиеся материалы чаще всего попадают в рубрики, связанные с медициной и здоровьем, образом жизни, либо являются информацией о научной жизни за рубежом.
Например, в 2000-2016 гг. в журнале «Социологические исследования» было опубликовано всего 12 статей, касающихся проблем спорта. К рубрике «Социология здоровья и медицины» отнесено 9 публикаций, к рубрикам «Факты, комментарии, заметки», «Социология культуры» и «Научная жизнь» — по одной статье. Следует отметить, что половина статей написана зарубежными авторами: из Литвы (3), Украины (2) и США (1), что указывает на интерес к социологическим аспектам спортивной деятельности, в том числе и на постсоветском пространстве.
В основном рассматриваемые публикации посвящены социализирующему влиянию спорта на личность. Так, один из основоположников современной социологии физической культуры и спорта в России — профессор Ю. А. Фомин — рассматривает взаимосвязь спорта и идеологии. Он отмечает наличие в спортивной деятельности патриотической идеи (от уровня команды до уровня государства) и ее позитивное влияние на формирование системы ценностей как спортсменов, так и болельщиков (Фомин, 2008).
Заведующий кафедрой физической культуры Пермского государственного технического университета В. Д. Паначев анализирует различные функции спорта, обращая особое внимание на формирование личности молодых людей, занимающихся спортом (Паначев, 2007), и рассматривает специфику организации физического воспитания в вузе (Паначев, 2005).
Различным аспектам взаимосвязи здоровья и занятий физической культурой на примере студенческой молодежи посвящены также статьи С. Дадело и Р. Даделиене (Дадело, Даделиене, 2014) и К. Кардялиса, Л. Кардялене, С. Шукиса и Р. Янкаускене (Кардялис, Кардялене, Шукис, Янкаускене, 2007). Еще одну свою статью сотрудники лаборатории социальных проблем физической культуры и спорта Львовской академии физической культуры С. Шукис, К. Кардялис, Р. Янкаускене посвятили анализу влияния занятий спортом на формирование позитивных и негативных моделей поведения у подростков и молодежи. Проанализировав публикации в зарубежных журналах с 1995 по 2003 г., они приходят к выводу о позитивном влиянии спорта на самоуважение и противоречивости данных о его влиянии на агрессивность и употребление алкоголя, никотина, наркотиков и допинга молодыми людьми (Шукис, Кардялис, Янкаускене, 2005).
Функцию социализации, характерную для спорта, К. П. Скучас рассматривает на примере инвалидов. Сравнивая группы инвалидов, занимающихся и не занимающихся спортом, автор подчеркивает позитивное влияние физической активности на самооценку, включенность в социум и удовлетворенность качеством жизни (Скучас, 2013).
Проблемы физической культуры и массового спорта в конкретном регионе поднимают в своей статье М. А. Гуревич и Т. Ю. Радилова. На основе анкетного опроса жителей г. Челябинска они отмечают дисбаланс между высоким уровнем признания респондентами значимости физической активности для человека и низкой включенностью жителей в непосредственные спортивные практики (Гуревич, Радиловская, 2003).
Несколько меньше статей, опубликованных в журнале «Социологические исследования», посвящены профессиональному спорту. Так, Л. Вакан, опираясь на идеи П. Бурдье, на основе опыта включенного наблюдения описывает процесс становления боксера-профессионала. В статье «Габитус как объект и инструмент. Анализ становления боксера-профессионала» он представляет свою книгу «Душа и тело» и предлагает читателю своеобразную «этнографию спорта» (Вакан, 2014).
В журнале «Социологические исследования» встречаются и работы, посвященные теоретическому анализу спорта как социального феномена. Литовские авторы С. Ласкане и В. Чингене, анализируя работу Европейской коллегии спортивной науки (дислоцирована в Германии), фиксируют, что в исследованиях спорта по-прежнему доминирует биомедицинское направление. Тем не менее социологические и социокультурные исследования также развиваются, и в статье предпринимается попытка анализа существующих социологических парадигм изучения спорта.
Итоги Международной конференции Европейской ассоциации социологии спорта, проведенной в 2014 г. в Утрехтском университете (Голландия), подводит
в своей статье Л. Н. Вдовиченко, выделяя перспективные направления развития отрасли (Вдовиченко, 2015).
В «Журнале социологии и социальной антропологии» за указанный период была опубликована одна статья по социологии спорта — «Всемирный конгресс социологии спорта «Спорт, глобальное развитие и социальные изменения» (в рубрике «Научная жизнь»). В статье не только дается обзор прошедшего в Будапеште в июне 2016 г. конгресса, но и освещаются некоторые вехи истории Международной ассоциацией социологии спорта (¡ББЛ), а также констатируется междисциплинарность большинства современных исследований в данной сфере (Всемирный конгресс социологии спорта, 2016).
Журнал «Социологическая наука и социальная практика» напечатал в 2013 г. статью И. Н. Трофимовой «Молодежь группы риска и спорт», в которой рассматривается эффективность использования новых социальных практик вовлечения молодёжи группы риска в занятия спортом и исследуются вопросы влияния спорта на процессы социализации. Автор подвергает вторичному анализу материалы исследований ВЦИОМ, ИС РАН и Минобрнауки (Трофимова, 2013).
В «Социологическом журнале», а также журналах «Социология образования» и «Гуманитарий юга России» с 2000 г. не было публикаций по проблемам спорта и физической культуры.
В то же время публикации по социологии спорта встречаются и в несоциологических журналах, например, в таких, как «Теория и практика физической культуры», «Вестник спортивной науки» и других, где помимо основной предметной области — теории и методики физической культуры рассматриваются вопросы философии, психологии и социологии.
Журнал «Вестник спортивной науки» с 2003 г. издается ФГБУ «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК). Основная тематика публикаций — теория и методика спорта высших достижений, детско-юношеского спорта, проблемы профилактической и спортивной медицины, оздоровления населения и т.д. С 2003 г. до начала 2017 г. в журнале опубликовано 5 статей, так или иначе касающихся социальных и/или социологических аспектов спортивной деятельности. Это, в частности, публикации, рассматривающие спорт как элемент политики: внешней, через государственную идеологию, с одной стороны, и публичную дипломатию, с другой (Долматова, Сорокина, 2015), или внутренней, где необходим баланс между федеральной и региональными властями (Якубов, 2015). Статьи Кыласова А. В. об этноспорте и идеях олимпизма в современном обществе (Кыласов, 2009, 2011) и статья Баринова С. Ю., посвященная культурным аспектам спортивной деятельности на примере формирования гуманистического отношения студентов к спортивному противоборству (Баринов, 2010), освещают различные аспекты социокультурных исследований феномена спорта.
Особое внимание хотелось бы обратить на журнал «Теория и практика физической культуры», который издается с 1925 г. Основная направленность журнала — физиология, психология и методология физической культуры. Вопросы социализации и физического воспитания подробно рассматриваются применительно к различным группам: дошкольникам, школьникам, студентам, военнослужащим, будущим учителям и т.д. Кроме того, журнал размещает материалы, посвященные менеджменту в спорте, правовым и социокультурным аспектам развития физической культуры в России и за рубежом.
С 2000 по 2017 г. в журнале «Теория и практика физической культуры» было опубликовано 57 статей, связанных с социологическими исследованиями спортивной деятельности. Кроме достаточно широко изучаемых проблем формирования здорового образа жизни, влияния спорта на социализацию детей и молодежи (Апциаури, 2003) и особенностей преподавания физической культуры в учебных заведениях различного уровня в журнале обсуждается широкий круг вопросов. Например, в фокусе внимания исследователей оказываются проблемы профессиональной подготовки, а затем ресоциализации и социальной адаптации профессиональных спортсменов (Шихвердиев, 2007, Габов, 2010, Даниленко, 2010). Л. И. Лубышева и И. А. Грец анализируют влияние спорта на женщин в современном обществе (Лубышева, 2000, Грец, 2010). Более 10 статей посвящены социокультурным, философским и правовым аспектам спортивной деятельности (Николаев, 2003, Мухамитянов, 2008, Литвиненко, 2012, Лубышева, 2014, Аристов, 2016 и др.). Также в поле зрения исследователей попадают такие специфические группы, как болельщики и волонтеры (Зуев, 2007, Кузьмичева, 2008).
В целом, можно отметить, что спорт постепенно отвоевывает свое место в сфере научных интересов социологов. В рассматриваемый нами период (2000-2017 гг.) было защищено несколько диссертаций по данной проблематике. Мы можем выделить работы, посвященные изучению особенностей спорта как социального феномена, например, докторскую диссертацию В. С. Козловой «Спорт как социально-зрелищная сфера: формирование, функционирование, управление» (2005) и кандидатскую диссертацию А. Л. Славко «Социокультурный потенциал физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи и условия его эффективного использования» (2012).
Некоторые диссертации были выполнены в русле институционального подхода: докторская диссертация В. Д. Паначева «Спорт в системе физической культуры общества: институциональный подход» (2008), кандидатские диссертации Е. В. Шапкиной «Социальная ответственность спортивной школы» (2009) и В. В. Сенчук «Эволюция спорта как социального института России» (2012). Кандидатская диссертация М. Е. Абросимовой «Теоретико-методологический анализ роли адаптивного спорта в самореализации лиц с ограниченными возможностями» (2012) посвящена месту спорта в социализации лиц с особенностями развития.
Часть исследователей сосредотачивает свое внимание на специфике профессионального спорта, например: Т. А. Михайлова «Социокультурные аспекты спорта и профессиональной деятельности спортсменов в современной России» (2016), М. Л. Митрофанов «Управление профессиональными футбольными клубами (на примере Российской профессиональной футбольной лиги)» (2011), А. А. Корнеев «Спорт в системе социально-трудовых отношений» (2004), М. П. Безруков «Социальная защита социально-профессиональной группы спортсменов» (2002).
Мы можем констатировать, что государственный и общественный интерес к физической культуре и спорту в России в начале XXI в. существенно возрос. Вопросы здоровья, физкультурной и спортивной деятельности все чаще становятся объектом исследования представителей различных научных направлений. Об этом говорит и увеличение количества кандидатских и докторских диссертаций, посвященных проблемам физической культуры и спорта.
Но если в мировой науке спорт и его связь с другими социальными явлениями обсуждаются достаточно интенсивно, то в российской социологии проблематика спорта и физической культуры пока еще не получила должного освещения. В ведущих социологических журналах статьи рассматриваемой тематики встречаются еще редко, к тому же часть публикаций подготовлена зарубежными авторами. В качестве объекта исследования чаще всего выступает молодежь (в рамках изучения социализирующей функции спорта и/или формирования здорового образа жизни). Крайне немногочисленны работы, посвященные взрослым спортсменам и специфике различных видов спорта. При этом российские исследователи спорта пока чаще публикуются в спортивных журналах, чем в социологических.
Библиографический список
1. Абросимова, М. Е. (2012). Теоретико-методологический анализ роли адаптивного спорта в самореализации лиц с ограниченными возможностями. (Автореферат канд. диссертации). Саратов.
2. Апциаури, Л. Ш. (2003). Спорт как социальное явление и фактор социализации личности. Теория и практика физической культуры, (1), 12-14.
3. Аристов, Е. В. (2016). Место и значение спорта в правовом пространстве социального государства. Теория и практика физической культуры, (6), 52-54.
4. Баринов, С. Ю. (2010). Формирование гуманистического отношения студентов к спортивному противоборству как элемент системы воспитания спортивно-гуманистической культуры. Вестник спортивной науки, (5), 42-46.
5. Безруков, М. П. (2002). Социальная защита социально-профессиональной группы спортсменов. (Автореферат канд. диссертации). Москва.
6. Вакан, Л. (2014). Габитус как объект и инструмент. Анализ становления боксера-профессионала. Социологические исследования, (11), 113-120.
7. Вдовиченко, Л. Н. (2015). Второе дыхание социологии спорта. Социологические исследования, (9), 151-153.
8. Визитей, Н. Н. (2005). Социология спорта. Курс лекций. Киев.
9. Виноградов, П. А., Жолдак, В. И., Чеботкевич, В. И. (1995). Социология физической культуры и спорта. Пенза.
10. Всемирный конгресс социологии спорта. (2016). «Спорт, глобальное развитие и социальные изменения». Журнал социологии и социальной антропологии, 19 (3(86)), 203-206.
11. Габов, М. В., Валеев, Р. З., Мартемьянов, Ю. Г. (2010). Социальная адаптация высококвалифицированных борцов, выступающих на Сурдлимпийских играх. Теория и практика физической культуры, (1), 29-31.
12. Городилин, С. К. (2001). История развития социологии физической культуры и спорта. Гродно.
13. Грец, И. А. (2010). Современный спорт и социальная адаптация женщин. Теория и практика физической культуры, (12), 34-38.
14. Гуревич, М. А., Радиловская, Т. Ю. (2003). Физическая культура в уральском регионе. Социологические исследования, (3), 89-93.
15. Дадело, С., Даделиене, Р. (2014). Взаимосвязь показателей здоровья студентов с выбором дисциплин физической культуры. Социологические исследования, (11), 108-113.
16. Даниленко, Т. А. (2010). Социально-педагогические условия адаптации спортсменов высокого класса после завершения спортивной карьеры к условиям гражданского общества. Теория и практика физической культуры, (1), 26-28.
17. Долматова, Т. В., Сорокина, Л. В. (2015). Физическая культура и спорт как фактор публичной дипломатии. Вестник спортивной науки, (4), 10-12.
18. Зуев, В. Н. (2007). Социально-экономические условия формирования типологии болельщиков при проведении соревнований на спортивных сооружениях. Теория и практика физической культуры, (3), 18-21.
19. Кардялис, К., Кардялене, Л., Шукис, С., Янкаускене, Р. (2007). Отношение будущих специалистов физической культуры к здоровому образу жизни. Социологические исследования, (12), 129-132.
20. Козлова, В. С. (2005). Спорт как социально-зрелищная сфера: формирование, функционирование, управление. (Автореферат докт. диссертации). Орел.
21. Корнеев, А. А. (2004). Спорт в системе социально-трудовых отношений. (Автореферат канд. диссертации). Майкоп.
22. Кошкарев, Л. Т. (2010). Социология физической культуры и спорта. Великие Луки.
23. Кузьмичева, Е. В. (2008). Социальные аспекты деятельности волонтеров зарубежных спортивных клубов. Теория и практика физической культуры, (2), 78-82.
24. Кыласов, А. В. (2009). Идея олимпизма в контексте глобализации. Вестник спортивной науки, (6), 64-66.
25. Кыласов, А. В. (2011). Методология и терминология этноспорта. Вестник спортивной науки, (5), 41-43.
26. Ласкане, С., Чингене, В. (2007). Возможности анализа спорта как социального феномена. Социологические исследования, (11), 117-125.
27. Литвиненко, С. Н. (2012). Обсуждаем проблемы философии и социологии спорта. Теория и практика физической культуры, (5), 104.
28. Лубышева, Л. И. (2000). Женщина и спорт: социальный аспект. Теория и практика физической культуры, (6), 13.
29. Лубышева, Л. И. (2001). Социология физической культуры и спорта. Москва.
30. Лубышева, Л. И. (2014). Спортивная культура в философском, историческом и социально-педагогических измерениях. Теория и практика физической культуры, (5), 30-31.
31. Мильштейн, О. А., Кулинкович, К. А. (1979). Советский олимпиец: социальный портрет. Москва.
32. Митрофанов, М. Л. (2011). Управление профессиональными футбольными клубами (на примере Российской профессиональной футбольной лиги). (Автореферат канд. диссертации). Санкт-Петербург.
33. Михайлова, Т. А. (2016). Социокультурные аспекты спорта и профессиональной деятельности спортсменов в современной России. (Автореферат канд. диссертации). Майкоп.
34. Мухамитянов, Ф. Д. (2008). Физическая культура как социальное явление и культурный феномен. Теория и практика физической культуры, (9), 10-14.
35. Николаев, Ю. М. (2003). Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа. Теория и практика физической культуры, (8), 2.
36. Паначев, В. Д. (2005). Спорт и личность: проблемы социального управления. Социологические исследования, (11), 82-86.
37. Паначев, В. Д. (2007). Спорт и личность: опыт социологического анализа. Социологические исследования, (11), 125-128.
38. Паначев, В. Д. (2008). Спорт в системе физической культуры общества: институциональный подход. (Автореферат докт. диссертации). Пермь.
39. Сенчук, В. В. (2012). Эволюция спорта как социального института России. (Автореферат канд. диссертации). Санкт-Петербург.
40. Скучас, К. П. (2013). Спорт — эффективная мера социализации инвалидов. Социологические исследования, (9), 149-152.
41. Славко, А. Л. (2012). Социокультурный потенциал физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи и условия его эффективного использования. (Автореферат канд. диссертации). Тамбов.
42. Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения. (2011). Режим доступа Ьйр:/^роПш1к1. 1о/%В0%Л1%В0%ВЕ%В1%86%В0%В8%В0%ВЕ%В0%ВВ%В0%ВЕ%В0 %В3%В0%В8%В1%8Р_%В1%81%В0%ВР%В0%ВЕ%В1%80%В1%82%Б0%В0
43. Трофимова, И. Н. (2013). Молодежь группы риска и спорт. Социологическая наука и социальная практика, (2), 61-86.
44. Фомин, Ю. А. (2008). Влияние российского спорта на формирование личности. Социологические исследования, (10), 143-146.
45. Фомин, Ю. А., Починкин, А. В., Котов, А. В. (2000). Профессиональный спорт как объект отечественных исследований. Социологические исследования, (7), 128-130.
46. Чесноков, Н. Н. (2005). Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 1. Москва.
47. Шапкина, Е. В. (2009). Социальная ответственность спортивной школы. (Автореферат канд. диссертации). Москва.
48. Шихвердиев, С. Н. (2007). Ресоциализация спортсменов высокой квалификации после их ухода из большого спорта. Теория и практика физической культуры, (1), 75-76.
49. Шукис, С., Кардялис, К., Янкаускене, Р. (2005). Юношеский спорт — фактор социализации. Социологические исследования, (11), 87-95.
50. Якубов, Ю. Д. (2015). Роль субъектов Российской Федерации в формировании государственной физкультурно-спортивной политики. Вестник спортивной науки, (1), 15-19.
Статья поступила в редакцию 27.06.2017.
SOCIOLOGICAL RESEARCH OF SPORTS AND PHYSICAL EDUCATION IN RUSSIA: HISTORY AND FUTURE DEVELOPMENT
Mihailova T. A., Studenikina E. S.
Mikhaylova Tatyana Aleksandrovna, Southern Federal University, Branch in Gelendzhik, 353461, Russia, Gelendzhik, Zastavnaya Str., 10 E-mail: [email protected] Studenikina Elena Stanislavovna, Kuban State University, 350040, Russia, Krasnodar, Stavropolskaya Str., 149 E-mail: [email protected]
Regardless of the fact that physical education and sports have been in the centre of attention of native sociologists since 1920th these research stayed in the periphery of Russian sociology. This article reveals the history of that research area and focuses on the recent research of physical education and sports sociology. the authors analyze thesis research and articles in Russian academic journals such as "Sociological Studies", "The Journal of Sociology and Social Anthropology", "Sociological Science and Social Practice", "Sports science bulletin", "Theory and Practice of Physical Culture" and others published since 2000th until now. This allows pointing out the growth of research interest and emphasizing some predominant areas of recent research e.g. socializing function of sports (based on population groups' research); development of healthy living; establishment of sports as a social institution; socio-cultural, philosophic and legal aspects of sporting activities; features of professional sports; sports' impact on youth and so on. However, sociology publications more frequently appear in sports magazines than sociological journals. Despite the fact that Sociology of physical education and sports is presented as the branch of science in Russia, its contribution to Sociology is astonishingly low comparing to constantly growing state and public interest in development of popular and professional sport.
Key words: sports, physical education, PE, sociological research, physical education and sports' sociology, sociology of sports and physical education, sports social institution, sociological study of sports
References
1. Abrosimova, M. E. (2012). Teoretiko-metodologicheskii analiz roli adaptivnogo sporta v samorealizacii lic s ogranichennimi vozmojnostyami. (Avtoreferat kand. disserta-cii) [Theoretical-Methodological Analysis of the Role of Adaptive Sports in the Self-Realization of Persons with Disabilities. (Abstract of Cand. Dissertation)]. Saratov.
2. Aptsyauri, L. S. (2003). Sport kak sotsialnoye yavlenie i factor sotsializatsii lichnosti [Sport as a Social Phenomenon and a Socialization Agent]. Teoriya ipraktika phizicheskoy kul-tury [Theory and Practice of Physical Education], (1), 12-14.
3. Aristov, E. V. (2016). Mesto i znacheniye sporta v pravovom prostranstve sotsialnogo gosudarstva [The Place and Importance of Sport Within the Legal Framework of the Welfare State]. Teoriya i praktika phizicheskoy kultury [Theory and Practice of Physical Education], (6), 52-54.
4. Barinov, S. Y. (2010). Formirovanie gumanisticheskogo otnosheniya studentov k sport-ivnomu protivoborstvu kak element sistemy vospitaniya sportivno-gumanisticheskoy kultury [The Building of Students' Humanistic Attitude Towards Sports Confrontation as a Part of Sports Humanistic Culture Educational System]. Vestnik spportivnoy nauki [Sports Science Bulletin], (5), 42-46.
5. Bezrukov, M. P. (2002). Socialnaya zaschita socialno_professionalnoi gruppi sportsmenov. (Avtoreferat kand. dissertacii) [Social Protection Socio-Professional Group of Athletes. (Abstract of Cand. Dissertation)]. Moscow.
6. Chesnokov, N. N. (2005). Hrestomatijapo sotsiologii fizicheskoj kul'tury isporta [A Reader On the Sociology of Physical Education and Sports. Part 1]. Moscow.
7. Dadelo, S. & Dadeliene, R. (2014). Vzaimosvyaz' pokazatelej zdorov'ya studentov s vy-borom disciplin fizicheskoj kul'tury [How Does Students' Health Markers Affect the Selection of Physical Education Subjects]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], (11), 108-113.
8. Danilenko, T. A. (2010). Social'no-pedagogicheskie usloviya adaptacii sportsmenov vysok-ogo klassa posle zaversheniya sportivnoj kar'ery k usloviyam grazhdanskogo obshchestva [Socio-Pedagogical Conditions of Adaptation of Retired Athletesto the Conditions of Civil Society]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Education], (1), 26-28
9. Dolmatova, T. V. & Sorokina, L. V. (2015). Fizicheskaya kul'tura i sport kak faktor pub-lichnoj diplomatii [Physical Education and Sports as the Factor of Public Diplomacy]. Vestniksportivnoj nauki [Sports Science Bulletin], (4), 10-12.
10. Fomin, J. A., Pochinkin, A. V. & Kotov, A. V. (2000). Professional'nyj sport kak ob"ekt otechestvennyh issledovanij [Professional Sport as an Object of Domestic Research]. Sotsiologicheskie issledovanija [Sociological Studies], (7), 128-130.
11. Fomin, Y. A. (2008). Vliyanie rossijskogo sporta na formirovanie lichnosti [The Impact of Sport On the Formation of Personality]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], (10), 143-146.
12. Gabov, M. V., Valeev, R. Z. & Martemyanov, Y. G. (2010). Sotsialnaya adaptatsiya vyso-kokvalifitsirovannykh bortsov, vystupayuschikh na Surdlimpiyskikh igrakh [Social Adaptation of Highly Skilled Fighters, Competing at the Deaflympics]. Teoriya ipraktika phizicheskoy kultury [Theory and Practice of Physical Education], (1), 29-31.
13. Gorodilin, S. K (2001). Istorija razvitija sotsiologii fizicheskoj kul'tury isporta [The History of Development of Sociology of Physical Education and Sports]. Grodno.
14. Grec, I. A. (2010). Sovremennyj sport i social'naya adaptaciya zhenshchin [Social Adaptation of Women Within the Sphere of Modern Sports]. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Education], (12), 34-38.
15. Gurevich, M. A. & Radilovskaya, T. Y. (2003). Fizicheskaya kul'tura v ural'skom regione [Physical Education in the Ural Region]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], (3), 89-93.
16. Kardyalis, K., Kardyalene, L., Shukis, S. & Yankauskene, R. (2007). Otnoshenie budushchih specialistov fizicheskoj kul'tury k zdorovomu obrazu zhizni [Future Specialists in Physical Education Attitudeto Healthy Lifestyle]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], (12), 129-132.
17. Korneev, A. A. (2004). Sport v sisteme socialno-trudovih otnoshenii. (Avtoreferat kand. dis-sertacii) [Sport in the Socio-Labour Relations. (Abstract of Cand. Dissertation)]. Maikop.
18. Koshkarev, L. T. (2010). Sotsiologija fizicheskoj kul'tury i sporta [Sociology of Physical Education and Sports]. Velikie Luki.
19. Kozlova, V. S. (2005). Sport kak socialno-zrelischnaya sfera: formirovanie, funkcionirovanie, upravlenie. (Avtoreferat dokt. dissertacii) [Sport as a Socially Entertaining Sphere: Formation, Operation, Management. (Abstract of Doct. Dissertation)]. Orel.
20. Kuz'micheva, E. V. (2008). Social'nye aspekty deyatel'nosti volonterov zarubezhnyh sport-ivnyh klubov [Social Dimension of Activity of Foreign Sports Club Volunteers]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Education], (2), 78-82.
21. Kylasov, A. V. (2009). Ideya olimpizma v kontekste globalizacii [The Idea of Olympism in the Context of Globalization]. Vestnik sportivnoj nauki [Sports Science Bulletin], (6), 64-66.
22. Kylasov, A. V. (2011). Metodologiya i terminologiya etnosporta [The Methodology and Terminology of Ethnosport]. Vestnik sportivnoj nauki [Sports Science Bulletin], (5), 41-43.
23. Laskane, S. & Chingene, V. (2007). Vozmozhnosti analiza sporta kak social'nogo fenom-ena [Sports as a Social Phenomenon Analysis and Its Opportunities]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], (11), 117-125.
24. Litvinenko, S. N. (2012). Obsuzhdaem problemy filosofii i sociologii sporta [Discussing the Problems of Philosophy and Sociology of Sport]. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Education], (5), 104.
25. Lubysheva, L. I (2014). Sportivnaya kul'tura v filosofskom, istoricheskom i social'no-pedagogicheskih izmereniyah [The Culture of Sports in Philosophical, Historical and Socio-Educational Dimensions]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Education], (5), 30-31.
26. Lubysheva, L. I. (2000). Zhenshchina i sport: social'nyj aspekt [Women and Sport: The Social Aspect]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Education], (6), 13.
27. Lubysheva, L. I. (2001). Sotsiologija fizicheskoj kul'tury i sporta [Sociology of Physical Education and Sports]. Moscow.
28. Mihajlova, T. A. (2016). Sociokul'turnye aspekty sporta i professional'noj deyatel'nosti sportsmenov v sovremennoj Rossii. (Avtoreferat kand. dissertacii) [Sociocultural Aspects
of Sport and Professional Athletes in the Context of Today's Russia. (Abstract of Cand. Dissertation)]. Maikop.
29. Mil'shtejn, O. A. & Kulinkovich, K. A. (1979). Sovetskij olimpiec: social'nyjportret [Soviet Olympian: A Social Portrait]. Moscow.
30. Mitrofanov, M. L. (2011). Upravlenie professionalnimi futbolnimi klubami _na primere Rossiiskoi professionalnoi futbolnoi ligi. (Avtoreferat kand. dissertacii) [The Management of Professional Football Clubs in Terms of Russian Professional Football League. (Abstract of Cand. Dissertation)]. St. Petersburg.
31. Muhamityanov, F. D. (2008). Fizicheskaya kul'tura kak social'noe yavlenie i kul'turnyj fenomen [Physical Education as Social Phenomenon and Cultural Phenomenon]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Education], (9), 10-14.
32. Nikolaev, Y. M. (2003). Fizicheskaya kul'tura i osnovnye sfery zhiznedeyatel'nosti che-loveka i obshchestva v kontekste sociokul'turnogo analiza [Physical Education and Fundamental Areas of Human Life and Society in the Context of Social and Cultural Analysis]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Education], (8), 2-3.
33. Panachev, V. D. (2005). Sport i lichnost': problemy social'nogo upravleniya [Sport and Personality: Problems of Social Management]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], (11), 82-86.
34. Panachev, V. D. (2007). Sport i lichnost': opyt sotsiologicheskogo analiza [Sport and Personality: The Experience of Sociological Analysis]. Sotsiologicheskie issledovanija [Sociological Studies], (11), 125-128.
35. Panachev, V. D. (2008). Sport v sisteme fizicheskoi kulturi obschestva_ institucionalnii podhod. (Avtoreferat dokt. dissertacii) [Sport in the System of Physical Education: An Institutional Approach. (Abstract of Doct. Dissertation)]. Perm.
36. Senchuk, V. V. (2012). Evolyuciya sporta kaksocialnogo instituta Rossii. (Avtoreferat kand. dissertacii) [The Evolution of Sport as a Social Institution in Russia. (Abstract of Cand. Dissertation)]. St. Petersburg.
37. Shapkina, E. V. (2009). Socialnaya otvetstvennost sportivnoi shkoli. (Avtoreferat kand. dissertacii) [Social Responsibility of Sports School. (Abstract of Cand. Dissertation)]. Moscow.
38. Shihverdiev, S. N. (2007). Resocializaciya sportsmenov vysokoj kvalifikacii posle ih uhoda iz bol'shogo sporta [Resocialization of Sportsmen of High Qualification Retired from the Sport]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Education], (1), 75-76.
39. Shukis, S., Kardyalis, K. & Yankauskene, R. (2005). Yunosheskij sport — faktor socializacii [Youth Sports as a Factor of Socialization]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], (11), 87-95.
40. Skuchas, K. P. (2013). Sport — ehffektivnaya mera socializacii invalidov [Sport as an Effective Measure of Socialization of the Disabled]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], (9), 149-152.
41. Slavko, A. L. (2012). Sociokulturnii potencial fizkulturno_sportivnoi deyatelnosti stu-dencheskoi molodeji i usloviya ego effektivnogo ispolzovaniya. (Avtoreferat kand. dissertacii) [Socio-Cultural Potential of Physical Education and Sports Activities of Students and the Conditions for Its Effective Use. (Abstract of Cand. Dissertation)]. Tambov.
42. Sportivnaja entsiklopedija sistem zhizneobespechenija [Sports Encyclopedia of LifeSupport Systems]. (2011). Retrieved from http://sportwiki. to/%D0%A1%D0%BE%D1%86 %D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%BF%D0% BE%D1%80%D1%82%D0%B0
43. Trofimova, I. N. (2013). Molodezh' gruppy riska i sport [High-Risk Youth and Sports]. Sociologicheskaya nauka i social'nayapraktika [Sociological Science and Social Practice], (2), 61-86.
44. Vakan, L. (2014). Gabitus kak obyekt i instrument. Analiz stanovleniya boksyora-profes-sionala [Habitus as Object and Instrument. Analysis of Becoming a Professional Boxer]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Studies], (11), 113-120.
45. Vdovichenko, L. N. (2015). Vtoroye dykhaniye sotsiologii sporta [The Second Breath of the Sociology of Sport]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Studies], (9), 151-153.
46. Vinogradov, P. A., Zholdak, V. I. & Chebotkevich, V. I. (1995). Sotsiologija fizicheskoj kul'tury i sporta [Sociology of Physical Education and Sports]. Penza.
47. Vizitej, N. N. (2005). Sotsiologija sporta. Kurs lektsij [Sociology of Sport. A Course of Lectures]. Kiev.
48. Vsemirnyj Kongress Sotsiologii Sporta (2016). «Sport, global'noe razvitie i sotsial'nye izm-enenija» [Sports, Global Development and Social Change]. Zhurnalsotsiologii i sotsial'noj antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology], 19 (3(86)), 203-206.
49. Yakubov, Y. D. (2015). Rol' sub"ektov Rossijskoj Federacii v formirovanii gosudarstvennoj fizkul'turno-sportivnoj politiki [The Role of Constituent Entities of the Russian Federation in the Formation of the State Physical Education and Sports Policy]. Vestnik sportivnoj nauki [Sports Science Bulletin], (1), 15-19.
50. Zuev, V. N. (2007). Social'no-ehkonomicheskie usloviya formirovaniya tipolo-gii bolel'shchikov pri provedenii sorevnovanij na sportivnyh sooruzheniyah [SocioEconomic Conditions the Formation of a Typology of Fans During the Competition for Sporting Facilities]. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Education], (3), 18-21.