УДК 796.015.865
ББК Ч511.3 ГРНТИ 77.03.07 Код ВАК 13.00.04; 13.00.08
Рыскин Петр Петрович,
соискатель ученого звания кандидата социологических наук, старший преподаватель кафедры физвоспитания, Уральский государственный экономический университет; 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62; е -mail: msmk68@yandex. ru.
Кочерьян Максим Артурович,
соискатель ученого звания кандидата социологических наук, заведующий кафедрой физвоспитания, Уральский государственный экономический университет; 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62; е-mail: mkocheryan@mail.ru.
Зверев Алексей Игоревич,
кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет; 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62; е-mail: zverefff@yandex.ru.
ТРУДНОСТИ ПОСТСПОРТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТСМЕНОВ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: спорт; институт спорта; профессиональный спорт; социализация в профессиональном спорте.
АННОТАЦИЯ. Современный профессиональный спорт становится неотъемлемой частью российского государства, индустрии развлечений, культуры и повседневной жизни россиян, занимает прочное место в экономике, политике, духовно-нравственном, идеолого-патриотическом развитии страны. Таким образом, институт профессионального спорта является крупной социальной «отраслью», направленной на систематическое производство спортивного результата, который приобретает не просто индивидуально-эстетическое, психологическое, но и экономическое, социальное, государственно-политическое, духовно-нравственное значение. Статья посвящена рассмотрению феномена спорта в контексте социологической науки. Оценивается место и значение спорта в современном обществе. Рассмотрены основные подходы отечественных и зарубежных социологов к анализу спорта, спортивных взаимоотношений, институционализации спортивных практик и близких проблем: институциональный, социокультурный, структурно-функциональный, личностно ориентированный. Особое внимание в статье уделяется анализу теоретической разработанности проблемы социализации профессиональных спортсменов. С позиции социологии исследование трудностей постспортивной социализации профессиональных спортсменов не столько затрагивает проблемы в жизни современного спортсмена, сколько раскрывает попытку социологического изучения данных проблем, а именно попытку построения модели социализации профессионального спортсмена в рамках социального института профессионального спорта, выявления и объяснения причин трудности постспортивной социализации. Анализируется процесс профспортивной социализации и особенности, характерные для современной России. В результате авторы формулируют ряд актуальных на сегодняшний день проблем в сфере профессионального спорта: социально -психологические проблемы спортсменов институциональной природы, сложности постспортивной адаптации, связанные со спецификой профессионально-спортивной социализации.
Ryskin Petr Petrovich,
Comepetitor for Scientific Degree of Candidate of Social Sciences, Senior Lecturer of the Department of Physical Education, Ural State University of Econimics, Ekaterinburg, Russia.
Kocheryan Maksim Arturovich,
Comepetitor for Scientific Degree of Candidate of Social Sciences, Head of Department of Physical Education, Ural State Unive r-sity of Econimics, Ekaterinburg, Russia.
Zverev Alexey Igorevich,
Candidate of Social Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Gove rnment, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia.
DIFFICULTIES IN AFTER-SPORTS SOCIALIZATION OF PROFESSIONAL SPORTSMEN IN THE CONTEXT OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS
KEYWORDS: sports; sports institute; professional sports; socialization in professional sports.
ABSTRACT. Professional sport today is an inceparable part of Russia, of the industry of entertainment, culture and daily life of the Russians; it also occupies a significant place in economics, politics, spiritual, ideological and patriotic development of the country. The institute or professional sport is a large social "branch" aimed at stable results in sport, which, except for individual-aesthetic and psychological value, plays a role in economic, social, political and moral spheres. The article studies the phenomenon of sport in the context of social sciences. The role of sport in the modern society is discussed. The authors analyse the main approaches of Russian and foreign sociologists to the analysis of sport, sport relations, institutional sport practices and related problems: institutional, social and cultural, structural and functional, person-oriented. Special attention is paid to the analysis of theoretical bases of the problem of socialization of professional sportsmen. From the point of view of sociology, the study of the problems of after-sport socialization of professional sportsmen is not the analysis of the problems of the sportsman, but it is an attempt to study these problems from sociological point of view, in other words it is an at-
tempt to create a model for socialization of professional sportsmen held by social institute of professional sport, besides it is an attempt to reveal and explane the causes of the difficulties of socialization. S o-cialization of professional sportsmen, characteristic of modern Russia is studied. In conclusion the authors enumerate important problems that exist in the sphere of professional sport: social and psychological problems of sportsmen, defficulties in after-sport adaptation connected with the specificity of professional and sport socialization.
Выделяются следующие основные научно-теоретические направления социологических исследований спорта как социального института в системе общественных взаимоотношений:
- основы институциональной теории заложены на рубеже XIX-XX вв. в трудах Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Веблена, Т. Парсонса. Г. Спенсер является основоположником учения о социальных институтах. Определенный вклад в развитие теории социальных институтов внесли Э. Дюркгейм и М. Вебер. Их идеи стали теоретической базой современных институциональных концепций. В социологической науке уже имеются работы, в которых анализируется социальная структура и процессы, проблемы, место спорта как социального института в развитии общества и личности. В частности, эти проблемы рассматривались и анализировались отечественными социологами, теоретиками и практиками физической культуры и спорта (А. Г. Ан-типьев, И. А. Арнольдов, Е. В. Боголюбова,
A. П. Бондарчук, И. М. Быховская, Н. Н. Ви-зитей, Л. С. Выготский, Д. М. Давыдов,
B. М. Дьячков, В. И. Жолдак, Н. В. Зимкин, Н. С. Злобин, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, Л. П. Матвеев, В. В. Петровский, В. Н. Платонов, И. П. Ратов, В. И. Столяров, З. И. Файн-бург, В. С. Фарфель, С. В. Янанис и др.). Семья в качестве основного субъекта воспроизводства социально-профессиональной структуры российского общества, значение этой первичной ячейки в становлении и трансформации общественной жизни в целом и в воспроизводстве физической культуры индивидами находим в работах ведущих российских социологов Г. М. Андрева, Е. П. Антонова, И. В. Бестужева-Лады, К. Г. Барба-кова, С. И. Голода, М. К. Горшкова, Г. В. Оси-пова, Г. Н. Соколова, П. Сорокина, А. Т. Хар-чева и др.;
- анализ парадигматический основы спорта как многомерного и комплексного социально-культурного явления проводили П. Бурдье, К. Бене, Г. Хоффман, Г. Хааг, Р. Морган, К. Мейер, Р. Ротхиг, М. Хоркхай-мер, В. Гумбольдт, К. Бетте, К. Хайнеманн, Х. Альтенбергер, из российских авторов -Д. И. Дубровский, А. Г. Здравомыслов, Э. В. Ильенков, И. С. Кон, В. В. Орлов, Г. П. Щедровицкий, В. А. Ядов и др. Познание спорта включено в широкую социально-политическую систему: ценности и функции
© Рыскин П. П., Кочерьян М. А., Зверев А. И., 2015
в спорте в конкретную историческую эпоху или в обществе можно обосновывать господствующей культурной парадигмой; поощрение высоких достижений и оценку социальных процессов в спорте следует обосновывать парадигмой социально-структурной платформы; понимание ответственности за индивидуальное действие в спорте и понятия «зрелый атлет» - парадигмой личностной платформы; проблематику тела - поведенческого организма - парадигмой органической платформы;
- генезис спорта в социокультурной системе современного общества изучали в своих работах А. Н. Бугреев, И. М. Быхов-ская, А. Г. Егоров, М. А. Захаров, Л. Кун, К. Лэш, П. Макинтош, О. А. Мильштейн, В. Михалин, Р. А. Пилоян, В. С. Родиченко, М. Я. Сараф, В. И. Столяров, Й. Хёйзинга, Н. Элиас, В. С. Якимович и др. Основу предметной области рассмотрения здесь составили вопросы, связанные с социокультурной эволюцией спорта как элемента общечеловеческой культуры, причинами ценностной амбивалентности спорта, культурно-нормативной структурой спорта, культурными нормами как атрибутами социального порядка, принципами фейр-плей, «надспортивными» нравственными нормами и др.;
- анализ места и роли физической культуры и спорта в организации досуго-вой и рекреационной деятельности, в реализации творческого потенциала, в развитии сущностных сил индивида представлен в работах Г. Е. Зборовского, Л. Н. Когана, Г. П. Орлова, В. С. Цукермана и др.;
- особенности социальной структуры и функционала современного российского спорта рассматривают в своих трудах К. Айзенберг, Л. В. Аристова, В. Г. Бауэр, В. Е. Борилкевич, П. А. Виноградов, С. И. Гуськов, Р. Джексон, Б. В. Дубин, В. В. Зверева, Ф. Р. Зотова, А. С. Чинкин, А. А. Исаев, В. В. Кузин, Н. В. Ларшина, С. Н. Литвиненко, Л. П. Матвеев, О. С. Метлушко, В. А. Поно-марчук, В. С. Родиченко, К. Л. Стивенсон, В. Н. Супиков, А. Б. Суник, Ю. А. Фомин. В основном указанные авторы анализируют спорт как социальный институт, исследуют его внутреннюю структуру, выделяя при этом массовый спорт и фитнес, спорт высших достижений и олимпийский спорт, профессионально-коммерческий спорт и другие виды, изучают влияние националь-
ного менталитета на функционирование спорта, подробно анализируют внешние институциональные взаимосвязи спорта с институтами образования и здравоохранения; предлагают социологические концепции участия государства в развитии спорта как актора большой политики, элемента экономической системы; рассматривают специфические функции массового спорта, спорта высших достижений, профессионально-коммерческого спорта, а также возможность дисфункциональных проявлений в спорте;
— социально-психологические аспекты проблемы развития спорта, в том числе профессионального, разрабатывали Л. И. Божо-вич, Е. И. Головаха, А. М. Кухарчук, Т. В. Кудрявцев, В. С. Мухина, А. Б. Орлов, М. Х. Тит-ма, А. Б. Ценципер, П. А. Шавир, И. Г. Шен-дрик и др.;
— развитие личности в спорте является предметом изучения Т. Аияна, Н. В. Ба-рышевой, Д. Биндера, Р. Бэрона, Л. Вакана, О. С. Васильевой, В. В. Гаврилюк, С. И. Гусь-кова, М. Дупоны, А. Г. Егорова, М. А. Захарова, Р. А. Исмаилова, В. С. Козловой, А. Г. Комкова, Г. Н. Коноваловой, А. А. Кото-миной, Н. В. Ларшиной, Т. С. Лисицкой, И. А. Лубышева, О. А. Мильштейн, В. П. Мо-ченова, Р. А. Пирожникова, В. А. Пономар-чука, М. В. Спиреева и др. В трудах указанных авторов нашли отражение проблемы социализации личности в рамках спортивной деятельности, влияния ценностей общества на воспитательную ценность спорта, кризиса спортивной карьеры, социальной адаптации спортсменов и спортсменок после завершения спортивной карьеры, трансформации ценностей в спортивной субкультуре, девиантного и криминального поведения спортсменов-единоборцев;
— роль телесного развития личности тесно связывали с социальной адаптацией и развитием, самосовершенствованием личности в процессе спортивной деятельности И. М. Быховская, З. Кравчик и др.
Подробный содержательный анализ трудов отечественных и зарубежных авторов позволяет сделать вывод, что уже достигнуты определенные успехи в исследовании институциональных проблем спорта, в том числе профессионального, включая основные вопросы, связанные с социализацией спортсменов в современных условиях.
С позиции социологии тема трудностей постспортивной социализации профессиональных спортсменов не может сводиться к рассмотрению проблем в жизни современных спортсменов. Социологическое изучение предполагает попытку построения модели социализации профессионального спортсмена в рамках социального инсти-
тута профессионального спорта, выявления и объяснения причин трудности постспортивной социализации.
Иными словами, речь идет о том, что профессиональный спортсмен после завершения спортивной карьеры не может найти себя в ином виде деятельности или испытывает в этом значительные трудности. Причины этого явления мы попытались объяснить с позиций институциональной социологической теории.
Современный профессиональный спорт становится неотъемлемой частью российского государства, индустрии развлечений, культуры и повседневной жизни россиян, занимает прочное место в экономике, политике, духовно-нравственном, идеолого-патриотическом развитии страны. Таким образом, институт профессионального спорта является крупной социальной «отраслью», нацеленной на систематическое производство спортивного результата, который приобретает не просто индивидуально-эстетическое, психологическое, но и экономическое, социальное, государственно-политическое, духовно-нравственное значение.
Профессиональный спортсмен, с одной стороны, формирует элиту, с другой - является производителем спортивного результата (высокого спортивного достижения). Именно выдающийся результат выступает в качестве критерия профессионализма, причастности к спортивной элите и т. д.
Вместе с тем с развитием инфраструктуры профессионального спорта растет и количество проблем, связанных с невыполнением социальных ожиданий общества, спортивного сообщества и самих профессиональных спортсменов, а также с трудностями их дальнейшей, вторичной, «вне-спортивной» социализации (носящими, несомненно, институциональный характер).
В противоречивом характере социализации спортсменов в рамках института профессионального спорта и заключается, на наш взгляд, актуальная социальная проблема, связанная с функционированием соответствующей отрасли в современном российском обществе. При этом комплексный социологический анализ профессионального спорта связан с рядом трудностей, вытекающих из специфики институциональной организации самого профессионального спорта как сферы общественных отношений.
Во-первых, профессиональный спорт представляет собой закрытую область для изучения. Жизнь профессионального спортсмена предполагает крайне высокую загруженность (сборы, систематические тренировки и т. д.), постоянные психологи-
ческие стрессы, а значит сложность совмещения на профессиональном уровне спортивной и научной деятельности, сложность осуществления компетентного включенного социологического наблюдения. Таким образом, занимаясь социологическими аспектами профессионального спорта, исследователь должен находиться «внутри» профессионального спорта, чтобы понять смысл и оценить значение норм, ценностей, стереотипов поведения, характера и специфики возникающих проблем и противоречий.
Во-вторых, проблема исследования профессионального спорта носит междисциплинарный характер, что предопределяет трудность выбора подходов к социологическому анализу.
Таким образом, огромное экономическое, политическое, духовно-нравственное значение профессионального спорта в жизни российского общества, а также ключевая роль данного института в социализации молодых спортсменов и их маргинализации, в трансформации социальной структуры общества, междисциплинарность и скрытость данного вида отношений от глаз ученых-социологов предопределяют актуальность комплексного анализа института профессионального спорта в системе общественных отношений в современной России.
Скажем несколько слов о методике анализа. Социологическое изучение особенностей социализации спортсмена в рамках института профессионального спорта в современной России, выявление и объяснение сути социальных противоречий, возникающих в ходе данного процесса, предполагают несколько исследовательских этапов.
Для начала необходимо определить структуру института профессионального спорта, его отношения с институтом спорта и физической культуры общества с позиций различных социологических теорий. Затем нужно выбрать подходящее социологическое определение профессионального спорта, проанализировать взаимоотношения института профессионального спорта с другими социальными институтами, такими как институт семьи профессионального спортсмена, институт физической культуры и др. Далее, учитывая особенности нормативно-ценностного кодекса профессионального спортсмена, важно грамотно построить комплексную социологическую модель «социализации профессиональных спортсменов», описав при этом особенности социализации личности в рамках института профессионального спорта. Наконец, необходимо выявить и объяснить природу социальных противоречий, возникающих в ходе социализации спортсменов-профессионалов, спрогнозировать основные социальные по-
следствия, к которым приводят выявленные в ходе моделирования противоречия, и, разработав систему социолого-эмпириче-ских индикаторов и показателей, осуществить эмпирическую апробацию теоретической модели.
Определим несколько принципиальных моментов, характеризующих и предопределяющих наличие трудностей внеспор-тивной социализации.
Профессиональный спорт включен в систему политических и социально-экономических отношений. С одной стороны, спорт свидетельствует о полноценном развитии государства (наряду с общедоступными сферами культуры, здравоохранения, образования, соцобеспечения и т. д.) -в данном случае спортсмен занимается своей деятельностью на благо России, представляет ее интересы, защищает честь страны и т. д.
Система российского спорта осуществляет, таким образом, социально-политическую функцию. Развитие спорта в стране является одним из показателей ее состоятельности как цивилизованного, демократического государства.
С другой стороны, современный, в том числе и российский, спорт является неотъемлемой частью индустрии развлечений, а следовательно, выполняет коммерческую функцию. В коммерческом спорте спортивное достижение не только носит социально-политическое значение, но и является продуктом рынка развлечений. Кроме того, если рассматривать профессиональный спорт и его институциональную основу с позиций социальной концепции общества потребления, то очевидно, что спортивная отрасль производит социальный продукт в виде спортивного результата.
Здесь, конечно, не стоит забывать о том, что социальная группа профессиональных спортсменов неоднородна - можно выделить по крайней мере три основных подгруппы:
- представители спорта высших достижений (звезды спорта);
- представители «коммерческого» спорта: футболисты, хоккеисты, фигуристы, боксеры и т. д., т. е. зрелищных видов спорта;
- составляющие основную массу представители «повседневного» профессионального спорта, своеобразные «отраслевики», если можно так выразиться.
Основная причина трудностей социализации после окончания спортивной карьеры обусловлена институциональной природой профессионального спорта. О чем здесь идет речь? По нашему мнению, ин-
ститут профессионального спорта не способствует приобретению спортсменами коммуникативных навыков, которые бы позволили им выстраивать новые социальные отношения взамен спортивных, заниматься иной социально-эффективной деятельностью (направленной на удовлетворение базовых социальных и иных потребностей). Спортсмен не привык сам заботиться о себе, своем достатке, быте, он не может адаптироваться к сложным социальным условиям. При этом здесь речь не идет о том, что спортсмен не умеет бороться с трудностями. Просто на протяжении карьеры он намеренно ограждается от решения насущных социальных проблем и потому, будучи физиологически адаптивным и развитым, оказывается с общественной точки зрения неадаптивным и несамостоятельным, в итоге - несостоятельным в социальном, профессиональном, жизненном плане. В процессе личностного становления спортсмена культивируются в основном те социальные навыки, которые необходимы для успешной спортивной карьеры, работы на спортивный результат. Спортсмен оказывается в изолированном социальном пространстве профессионального спорта и
практически не имеет возможности контакта с иной реальностью (нет ни времени, ни необходимости). В этом, как нам кажется, и заключается особенность профессиональной социализации спортсмена, становления его личности. Подобная ситуация обусловливает принципиально иной характер его вторичной, постспортивной профессиональной социализации. Поэтому существует большая разница в переквалификации, скажем, профессионального менеджера крупной торговой компании или предпринимателя и профессионального военного или спортсмена (особенности социализации двух последних во многом, как нам кажется, совпадают).
Итак, в социальном плане современный спортсмен-профессионал оказывается односторонне развитым. Вот что мы имеем в виду, говоря об отсутствии у спортсмена социально-коммуникативных навыков. Очевидно, научная работа в данном направлении позволяет взглянуть по-новому на отношения в сфере профессионального спорта, а также на пути решения проблем вне-спортивной, вторичной профессиональной социализации представителей данной системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дубин Б. В. Спорт и культура тела в современном обществе // Интеллектуальные группы и символические формы. Очерки социологии современной культуры / Б. В. Дубин. М., 2004. С. 38.
2. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб. : Ювента : Наука, 1999.
3. О'Махоуни Майк. Спорт в СССР: физическая культура - визуальная культура / пер. с англ. Е. Ляминой, А. Фишман. М. : Новое литературное обозрение, 2010. 296 с.
4. Arnold P. Three approaches toward an understanding of sportsmanship // Journ. of Philosophy of Sport. 1983. № 10. P. 61-70.
5. Bourdieu P. Meditationen. Zur Kritik der scholastischen Vernunft. Frankfurt am Main : Suhrkamp, 2001.
S. 23.
6. Bourdieu Pierre. How Can One be a Sports Fan? // Cultural Studies: A Reader / S. During (ed.). London ; New York : Routledge.
7. Dixon N. On sportsmanship and «running up the score» // Journ. of Philosophy of Sport. 1992. № 19. P. 1-13.
8. Eisenberg Christiane. Die Entdeckung des Sports durch die moderne Geschichtswissenschaft // Hans Joachim Teichler (Hg.). Moden und Trends im Sport und in der Sportgeschichtsschreibung. Hamburg : Czwalina.
9. Eisenberg Christine (Hg.). Fußball, soccer, calcio. Ein englischer Sport auf seinem Weg um die Welt. München, 1997.
10. Hoberman J. Sport and the technological image of man / / Philosophical Inquiry in Sport / W. J. Morgan, K. V. Meier (eds.). Champaign, IL : Human Kinetics. 1995. P. 202-208.
11. Kretchmar S. Distancing: an essay on abstract thinking in sport performances // Journ. of Philosophy of Sport. 1982. № 9. P. 6-18.
12. Lasch Christopher. The Culture of Narcissism. New York : W. W. Norton, 1978. P. 100-124.
13. Lavin M. Sports and drugs: are the current bans justified? / / Journ. of Philosophy of Sport. 1987. № 14. P. 34-43.
14. Morgan William J. The Philosophy of Sport: A Historical and Conceptual Overview and a Conjecture Regarding Its Future // Handbook of Sports Studies / Jay Coakley, Eric Dunning (eds.). London : Sage, 2003. P. 205-212.
REFERENCES
1. Dubin B. V. Sport i kul'tura tela v sovremennom obshchestve / / Intellektual'nye gruppy i sim-volicheskie formy. Ocherki sotsiologii sovremennoy kul'tury / B. V. Dubin. M., 2004. S. 38.
2. Merlo-Ponti M. Fenomenologiya vospriyatiya. SPb. : Yuventa : Nauka, 1999.
3. O'Makhouni Mayk. Sport v SSSR: fizicheskaya kul'tura - vizual'naya kul'tura / per. s angl. E. Lyaminoy, A. Fishman. M. : Novoe literaturnoe obozrenie, 2010. 296 s.
4. Arnold P. Three approaches toward an understanding of sportsmanship // Journ. of Philosophy of Sport. 1983. № 10. P. 61-70.
5. Bourdieu P. Meditationen. Zur Kritik der scholastischen Vernunft. Frankfurt am Main : Suhrkamp, 2001.
s. 23.
6. Bourdieu Pierre. How Can One be a Sports Fan? // Cultural Studies: A Reader / S. During (ed.). London ; New York : Routledge.
7. Dixon N. On sportsmanship and «running up the score» // Journ. of Philosophy of Sport. 1992. № 19.
P. 1-13.
8. Eisenberg Christiane. Die Entdeckung des Sports durch die moderne Geschichtswissenschaft // Hans Joachim Teichler (Hg.). Moden und Trends im Sport und in der Sportgeschichtsschreibung. Hamburg : Czwalina.
9. Eisenberg Christine (Hg.). Fußball, soccer, calcio. Ein englischer Sport auf seinem Weg um die Welt. München, 1997.
10. Hoberman J. Sport and the technological image of man / / Philosophical Inquiry in Sport / W. J. Morgan, K. V. Meier (eds.). Champaign, IL : Human Kinetics. 1995. P. 202-208.
11. Kretchmar S. Distancing: an essay on abstract thinking in sport performances // Journ. of Philosophy of Sport. 1982. № 9. P. 6-18.
12. Lasch Christopher. The Culture of Narcissism. New York : W. W. Norton, 1978. P. 100-124.
13. Lavin M. Sports and drugs: are the current bans justified? / / Journ. of Philosophy of Sport. 1987. № 14. P. 34-43.
14. Morgan William J. The Philosophy of Sport: A Historical and Conceptual Overview and a Conjecture Regarding Its Future // Handbook of Sports Studies / Jay Coakley, Eric Dunning (eds.). London : Sage, 2003. P. 205-212.
Статью рекомендует канд. пед. наук, доц. А. Е. Терентьев.
УДК 37.037:796.015.865 ББК Ч400.55+Ч511.3
ГРНТИ 77.03.05
Код ВАК 13.00.04
Суетин Павел Сергеевич,
старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин, Институт физической культуры, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, e-mail: suetin81@mail.ru.
ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗОВАННЫХ ФОРМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В РЕШЕНИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ВФСК ГТО
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ВФСК ГТО; комплекс ГТО; образовательное учреждение; физкультурно-спортивная деятельность; учебно-тренировочный процесс; оздоровительная физическая культура; тренировочное занятие.
АННОТАЦИЯ. Увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации, укрепление здоровья населения - целевые задачи Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Возникает множество проблемных вопросов относительно того, в каких формах, по каким программам и методикам реализовать данные цели. В частности, важно, какие формы и способы организации физкультурно-спортивной деятельности оптимальны для повышения уровня физической подготовленности и оздоровления различных категорий трудоспособного населения с учетом специфики их деятельности. Конечно, сложно разработать инструкции применительно ко всем обстоятельствам, но в контексте целей и задач ВФСК ГТО определенные формы организации учебно-тренировочного процесса имеют приоритетное значение. В предлагаемой статье на примере Уральского государственного педагогического университета раскрывается потенциал секции оздоровительной физической культуры (ОФК) - организованной формы физкультурной деятельности женщин, работающих в системе образования, - в решении целевых задач ВФСК ГТО.
Suetin Pavel Sergeevich,
Senior Lecturer of Department of Physical Education, Institute of Physical Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
POTENTIAL OF ORGANIZED FORMS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITY AT EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR ACHIEVEMENT OF GOALS AND TASKS OF THE ARSC GTO
KEYWORDS: ARSC GTO; GTO complex; educational institution; physical culture and sports activity; learning and training process; health preserving physical exercises; training session.
ABSTRACT. Growth of the number of people regularly going in for physical culture and sports in the Russian Federation and strengthening of the nation's health are the main goals of the All-Russian Sports Complex "Ready to Work and Defense" (GTO). In connection with this there arise a multitude of problem questions in relation to the forms, programs and methods of realization of these goals. In particular, it is important to decide what forms and methods of organization of physical culture and sports activities are optimal for raising the level of physical fitness and health improvement of various sections of the working population with regard to their professional activity.
Of course it is difficult to work out instructions for all cases, but in the context of the goals and tasks of the ARSC GTO certain forms of organization of the learning-training process have definite priority. The given article reveals the potential of work of the group of health improving physical training as a special form of physical culture activity of women working in the sphere of education for the achievement of the goals and tasks of the ARSC GTO by the example of the Ural State Pedagogical University.
Д
ля успешного выполнения нормативов ВФСК ГТО человеку как минимум необходимо обладать достаточным уровнем развития физических и волевых качеств и владеть военно-прикладными навыками (стрельба, туризм). Если для формирования военно-прикладных навыков требуется специфическая подготовка, то с развитием физических качеств, на первый взгляд, всё просто: тренируйся и достигнешь нужного результата. Однако, к примеру, среди женщин, работающих в УрГПУ, систематически занимается физической культурой и спортом лишь небольшой процент, а из тех, кому больше тридцати лет, вообще единицы. Можно предположить, что значительная часть женщин, работающих в образовательных учреждениях (далее © Суетин П. С., 2015
ОУ) страны, на данный момент к успешному выполнению нормативов комплекса ГТО физически не готова.
Повсеместное внедрение комплекса ГТО, являющегося мощным стимулом к улучшению своей физической формы, предполагает значительное увеличение количества граждан, желающих заниматься физической культурой и спортом на постоянной основе, в том числе и в ОУ. Школьники, студенты и другие категории учащихся, как правило, имеют возможность заниматься физической культурой в ходе учебного процесса, но как и где осуществлять физкультурно-спортивную деятельность работникам ОУ?
Рассмотрим три возможных варианта организации учебно-тренировочного процесса.
1. Самостоятельная физическая подготовка. К данному варианту относится любая целенаправленная деятельность по саморазвитию физических качеств, осуществляемая без привлечения специалистов в сфере физического воспитания (тренеров, инструкторов и т. п.). Основное преимущество самостоятельных тренировочных занятий заключается в возможности подбора для их проведения удобного времени и комфортных условий (а нередко и в бесплатности). Но самостоятельная физическая подготовка целесообразна только лишь при условии наличия у занимающегося достаточного уровня компетентности в сфере физического воспитания. В противном случае такой вариант физической подготовки неприемлем, так как в лучшем случае он будет малоэффективен или не принесет никакого результат, а в худшем - вреден для здоровья занимающегося.
Под компетентностью подразумевается совокупность фундаментальных теоретических знаний и качественного практического опыта в заданной области. Лица, не занимающиеся физической культурой и спортом систематически, априори не компетентны в данной сфере, и самостоятельная физическая подготовка им не подходит.
2. Организованная физкультурно-спортивная деятельность вне ОУ. При таком варианте развитие физических качеств осуществляется в рамках упорядоченного учебно-тренировочного процесса, реализуемого в системе какой-либо сторонней организации, для которой нередко предоставление услуг в сфере физической культуры и спорта является основным видом деятельности. Сюда относятся различные физ-культурно-спортивные общества и клубы, специализированные секции, фитнес-клубы, бассейны и пр.
Важнейший положительный фактор организованной физкультурно-спортивной деятельности, определяющий ее эффективность, выражается в реализации учебно-тренировочного процесса под руководством квалифицированного специалиста в области физической культуры и спорта.
В качестве возможных недостатков выделим следующие факторы:
- сложности, связанные с совмещением тренировочных занятий с основной трудовой деятельностью;
- значительные финансовые расходы, связанные с оплатой услуг в сфере физической культуры и спорта;
- ограниченный выбор (характерно для небольших населенных пунктов).
Очевидно, что указанные недостатки могут создать определенные затруднения, но данный вариант потенциально эффекти-
вен и в принципе подходит для всех категорий граждан, желающих систематически заниматься физической культурой и спортом, в том числе и для работников ОУ.
3. Организованная физкультурно-спор-тивная деятельность, реализуемая на базе ОУ. Здесь подразумеваются различные физкультурно-спортивные коллективы, клубы, команды и секции, функционирующие на базе ОУ. Данный вариант также характеризуется наличием упорядоченного учебно-тренировочного процесса под руководством квалифицированного специалиста в области физической культуры и спорта, и по потенциалу эффективности он сопоставим с предыдущим вариантом.
Организованная в ОУ физкультурно-спортивная деятельность создает ряд выгод и преимуществ как для его работников:
- обеспечивает доступность и удобство совмещения тренировочных занятий с основной трудовой деятельностью;
- не предполагает значительных материальных затрат на физкультур-но-спортивную деятельность;
- способствует позитивному общению с коллегами;
- предусматривает поощрения от руководства ОУ (к примеру, за успешное выступление на соревнованиях), -
так и для самого ОУ:
- содействует формированию престижа и имиджевой привлекательности ОУ как для общественности, так и для персонала данного учреждения;
- способствует улучшению морально-психологического климата в коллективе ОУ;
- оказывает положительное воздействие на эффективность трудовой деятельности работников.
В качестве недостатка можно указать на то, что, как правило, выбор видов физ-культурно-спортивной деятельности в ОУ крайне ограничен.
Очевидно, что данный вариант организации учебно-тренировочного процесса является для работников ОУ оптимальным способом занятий физической культурой и спортом, в том числе и для подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО. Физкультурно-спортивная деятельность, организованная в ОУ, является одним из перспективных средств в решении целевых задач ВФСК ГТО по увеличению числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, и укреплению здоровья населения, применительно к гражданам, работающим в системе образования. Однако следует отметить, что для решения данных задач необходимо значи-