Научная статья на тему 'Роль физического и спортивного воспитания в социализации личности и общества'

Роль физического и спортивного воспитания в социализации личности и общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
717
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / МАССОВЫЙ СПОРТ / MASS SPORTS / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY DEVELOPMENT / СИСТЕМА ЗНАНИЙ / SYSTEM OF KNOWLEDGE / САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / SAKHALIN REGION / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / REGIONAL FEATURES / РУССКИЕ ПЕРВОПРОХОДЦЫ / RUSSIAN EXPLORERS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / STATE PROGRAM / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY / PHYSICAL CULTURE / NORMS AND VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Голобоков Андрей Сергеевич, Наумова Марина Сергеевна

Массовый спорт на Сахалине предоставляет всестороннее развитие качеств и навыков, обеспечивающих высокую работоспособность жителей этого островного региона. Роль физической культуры и спорта в жизни человека рассматривается в исследовании ключевых факторов социализации личности и жизни российского общества. Целью работы является изучение возможностей массовой физической культуры и спорта в качестве действенного средства морального и физического воспитания человека на примере Сахалинской области. Исследование базируется на теоретико-методологических принципах научной достоверности и объективности, специальных методах нормативно-правового и организационно-управленческого исследования на региональном уровне (анализ нормативно-правовой базы, моделирование). Основной вывод состоит в том, что, способствуя физическому совершенствованию индивида, массовые физическая культура и спорт в Сахалинской области вносят большой вклад в дело формирование социально активной и развитой личности и стимулирует как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. Практическая значимость определяется возможностью использования полученных результатов непосредственно в работе государственных учреждений спорта и молодежной политики, при организации конкретных мероприятий и решении программных задач в сфере физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PHYSICAL AND SPORTS EDUCATION IN THE PERSONALITY AND COMMUNITY SOCIALIZATION

Sakhalin’s mass sports provide comprehensive development of personality qualities and skills that ensure the high physical and mental performance of the inhabitants of this island region. The role of physical culture and sports is considered through key aspects of the personal and common socialization of the Russian society. The aim is to examine the possibilities of mass physical culture and sports as an effective means of physical education of a personality in the Sakhalin region. The authors concentrate on the theoretical and methodological principles of scientific certainty and objectivity, specific methods of legal and organizational research at the regional level (such as analysis of legal texts, modeling). The authors conclude that by contributing to the personality physical improvement, mass physical culture and sports in the Sakhalin make a feasible contribution to the formation of a socially active personality, while stimulating social-controlled processes as well as spontaneous ones, that influences on its development. Results could be used in the work of Sports and Youth Policy state departments, organizing specific events and solving program tasks in the field of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Роль физического и спортивного воспитания в социализации личности и общества»

социологические науки

Голобоков Андрей Сергеевич, Наумова Марина Сергеевна РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО И СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ ...

УДК 37.032

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО И СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ

ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

© 2017

Голобоков Андрей Сергеевич, кандидат политических наук, доцент кафедры управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: [email protected])

Наумова Марина Сергеевна, стажер Межрегиональный образовательный центр «Владивостокские инновации» ( 690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, д. 41, e-mail: [email protected])

Аннотация. Массовый спорт на Сахалине предоставляет всестороннее развитие качеств и навыков, обеспечивающих высокую работоспособность жителей этого островного региона. Роль физической культуры и спорта в жизни человека рассматривается в исследовании ключевых факторов социализации личности и жизни российского общества. Целью работы является изучение возможностей массовой физической культуры и спорта в качестве действенного средства морального и физического воспитания человека на примере Сахалинской области. Исследование базируется на теоретико-методологических принципах научной достоверности и объективности, специальных методах нормативно-правового и организационно-управленческого исследования на региональном уровне (анализ нормативно-правовой базы, моделирование). Основной вывод состоит в том, что, способствуя физическому совершенствованию индивида, массовые физическая культура и спорт в Сахалинской области вносят большой вклад в дело формирование социально активной и развитой личности и стимулирует как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. Практическая значимость определяется возможностью использования полученных результатов непосредственно в работе государственных учреждений спорта и молодежной политики, при организации конкретных мероприятий и решении программных задач в сфере физической культуры и спорта.

Ключевые слова: физическая культура, массовый спорт, социализация, формирование личности, физическое воспитание, система знаний, Сахалинская область, региональные особенности, русские первопроходцы, Государственная программа, молодежная политика.

THE ROLE OF PHYSICAL AND SPORTS EDUCATION IN THE PERSONALITY AND COMMUNITY SOCIALIZATION

© 2017

Golobokov Andrey Sergeevich, candidate of political sciences, associate professor of management department

Vladivostok State University of Economics and Service (690014 Russia, Vladivostok, Gogolya st., 41, e-mail: [email protected]) Naumova Marina Sergeevna, trainee «Vladivostok innovations» interregional educational center (690014 Russia, Vladivostok, Gogolya st., 41, e-mail: [email protected])

Abstract. Sakhalin's mass sports provide comprehensive development of personality qualities and skills that ensure the high physical and mental performance of the inhabitants of this island region. The role of physical culture and sports is considered through key aspects of the personal and common socialization of the Russian society. The aim is to examine the possibilities of mass physical culture and sports as an effective means of physical education of a personality in the Sakhalin region. The authors concentrate on the theoretical and methodological principles of scientific certainty and objectivity, specific methods of legal and organizational research at the regional level (such as analysis of legal texts, modeling). The authors conclude that by contributing to the personality physical improvement, mass physical culture and sports in the Sakhalin make a feasible contribution to the formation of a socially active personality, while stimulating social-controlled processes as well as spontaneous ones, that influences on its development. Results could be used in the work of Sports and Youth Policy state departments, organizing specific events and solving program tasks in the field of physical culture and sports.

Keywords: Physical culture, mass sports, socialization, personality development, physical education, system of knowledge, norms and values, Sakhalin region, regional features, Russian explorers, State Program, youth policy

В современной общественной и личностной социализации спорт не просто «присутствует», а играет немаловажную роль, сложно найти сферы человеческой деятельности, которые не были бы с ним связаны. В современных условиях для того чтобы пресечь антисоциальные настроения молодежи, необходимо укреплять авторитет таких социальных институтов, как семья, образование, религия [1, С. 146-150]. Наравне с этими важными категориями, физическая культура и спорт активно интегрируются в культуру, здравоохранение, экономику, экологию и другие виды социальной жизни молодежи. Исходя из этого, физическую культуру и спорт необходимо изучать не только как способ физического развития, но и как социальное явление, исследуя роль спорта в социализации личности.

Целью работы является изучение возможностей массовой физической культуры и спорта в качестве действенного средства морального и физического воспитания человека. Как общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей, физическая культура не имеет границ - социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических [13]. АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

Влияние спорта на социализацию личности рассмотрено в трудах таких отечественных исследователей, как П. Г. Воронцов И. И. Михайлова, Р. Р. Тахаутдинов и др. В данном контексте социализация личности рассматривается как одна из тех фундаментальных проблем социально-гуманитарного познания, актуальность изучения которых не ослабевает с течением времени. В традиционной отечественной научной литературе социализация преимущественно рассматривается как двусторонний процесс «передачи-усвоения» человеком социокультурного опыта, социальной культуры, превращения его в социальный субъект (В.П. Андрущенко, И.С. Кон, Е.А. Ануфриев, Б.Д. Ольшанский и др.). В реалиях 2010-х гг. М.И. Еникеев определяет понятие «социализация» как «процесс становления индивида как члена общества, присвоение (интернализация) индивидом ценностей, норм и поведенческих стандартов данного общества, социально-адаптированная психическая саморегуляция личности». Иначе говоря, социализация - процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на лич-

Голобоков Андрей Сергеевич, Наумова Марина Сергеевна тщтжт^кт

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО И СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ ... науки

ность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. Неудивительно поэтому, что, несмотря на широкое употребление, термин «социализация» не имеет однозначного толкования, сближаясь в одних случаях с воспитанием, а в других - с формированием личности. Тем не менее, доминирующая концепция исходит из того, что социализация личности есть формирование и родовых свойств человечества (филогенетический аспект), и конкретного типа личности (онтогенетический план) [4, С. 416], в соответствии с нормативно-правовой базой государства.

Основы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации заложены в ст. 41 Конституции РФ, в соответствии с которой: финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения; поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию [5]. В основу всей деятельности, направленной на повышение роли физической культуры и спорта во всех сферах жизни российского общества, положен программно-целевой подход (принцип). Базовым нормативно-правовым актом в плане разработки и реализации государственных программ в области физической культуры и спорта является Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [8]. Непосредственно разработка, реализация и оценка эффективности государственных программ РФ и ее субъектов осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 558 и в настоящее время действующем в редакции от 10 февраля 2017 г. [12].

Нормативно-правовые основы программной деятельности в области физической культуры и спорта образованы:

- Федеральными законами от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в ред. от 22 ноября 2016 г.) [8], от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 3 июля 2016 г.) [10] и др.;

- Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, подзаконными нормативными актами министерств и ведомств РФ по вопросам развития физической культуры и спорта;

- Нормативно-правовыми актами субъектов РФ по вопросам принятия и реализации региональных государственных программ «Развитие физической культуры и спорта» и отдельным аспектам деятельности в данной сфере.

К примеру, в Сахалинской области массовая физическая культура и спорт рассматриваются в качестве действенного средства физического воспитания человека - целенаправленного его физических способностей, двигательных навыков и умений. Постановлением Правительства Сахалинской области от 9 августа 2013 г. №448 утверждена региональная государственная программа «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности молодежной политики в Сахалинской области на 2014-2020 годы» [3]. Основными задачами в области физкультуры и спорта для Сахалинской области являются: привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом; укрепление здоровья, продление активного творческого долголетия населения области; пропаганда физической культуры и спорта, создание позитивного имиджа Сахалинской области; увлечение представительства спортсменов Сахалинской области в сборных команд Российской Федерации; развитие инфраструктуры и укрепление материально-технической базы физической культуры и спорта.

Текущее состояние физической культуры и спорта в Сахалинской области характеризуется положительными 324

тенденциями, связанными с развитием массового спорта, строительством и модернизацией спортивных сооружений, совокупность которых, по итогам 2016 г., включает 1088 объектов, в том числе: 3 стадиона с трибунами на 1500 мест, 3 крытые арены с искусственным льдом, 452 плоскостных спортивных сооружения, 240 спортивных залов, 13 плавательных бассейнов, 19 лыжных баз и 20 сооружений для стрелковых видов спорта, 338 спортивных сооружений иного назначения. Численность занимающихся физической культурой и спортом составила свыше 182 тыс. чел., или более 37% от общей численности населения области (в 2014 г. Значение данного показателя составило 29,3%). В Сахалинской области культивируются более 80 видов спорта - и это без учета военно-прикладных. На регулярной основе осуществляют деятельность 29 учреждений физкультурно-спортив-ной направленности, при общей численности занимающихся в них сахалинцев 13,9 тыс. чел. (в 2014 г. - 26 учреждений и 12,9 тыс. чел).

Способствуя физическому совершенствованию индивида, массовые физкультура и спорт в Сахалинской области вносят посильную лепту в дело формирования всесторонне развитой личности, ее социализации. Физическое воспитание в Сахалинской области рассматривается в качестве одного из основных слагаемых единого процесса, вне которого невозможно всестороннее, гармоническое развитие жителя этого отдалённого уголка России. В 2016 г. В Сахалинской области проведено более 400 официальных региональных мероприятий. Из них 134 физкультурных, по 23 видам спорта, и 296 спортивных, по 54 видам спорта. Ежегодно возможность померяться силами предоставляют лыжные марафоны - Троицкий, памяти Губернатора И.П. Фархутдинова, «Лыжня России»; Всероссийские соревнования «Российский азимут», «Оранжевый мяч», «Паруса России»; легкоатлетические состязания «Кросс нации» и др. Наряду с этим, в повседневную жизнь сахалинцев поэтапно внедряется Всероссийский физ-культурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Так в 2016 г. Проведены официальные физкультурные мероприятия по оценке нормативов комплекса ГТО среди обучающихся в образовательных учреждениях Сахалинской области: Зимний и Летний фестивали ВФСК ГТО, Декады ГТО среди выпускников. В них приняли участие около 3000 чел. По итогам года в Сахалинской области 342 обучающихся выполнили нормативы комплекса ГТО, в том числе на соответствие знакам отличия: золотому - 27 чел., серебряному - 143 чел., бронзовому - 172 чел. [14].

Практика показывает, что в учебных заведениях, где всерьёз поставлено преподавание физической культуры, количество пропущенных по болезни занятий резко сокращается. Педагоги островного региона давно отметили такую интересную закономерность: ловкий ребёнок - это, как правило, умный ребёнок. Тот, кто быстро и правильно схватывает «рисунок» движения, так же быстро и чётко усваивает учебный материал. Поэтому подготовка к школе обязательно должна включать развитие физических возможностей ребёнка, укрепление и закаливание его организма [11].

Хорошее здоровье обеспечивается специальной спортивно-физической тренировкой, что, в свою очередь, позволяет быстрее осваивать новые производственные профессии и приёмы работы, без ущерба для здоровья жить и работать при неблагоприятных влияниях внешней среды, в усложнённых условиях трудовой деятельностью. Для того, чтобы труд не вызывал чрезмерного напряжения сил (одно из условий превращения его в жизненную потребность человека), необходимо не только облегчение самого труда (средствами механизации, автоматизации и т.п.), но и развитие умения человека переносить большие умственные, нервно-психические и физические нагрузки.

Объективная необходимость развития в Сахалинской АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

социологические науки

Голобоков Андрей Сергеевич, Наумова Марина Сергеевна РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО И СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ ...

области массового спорта диктуется также задачами укрепления обороноспособности страны. В связи с резким повышением скоростей и продолжительности действия боевых машин и механизмов, их маневренности, с увеличением темпов ведения и длительности боевых операций возрастают требования к физической подготовленности, закалке воинов.

В 2016 г. Представители Сахалинской области завоевали на всероссийский и межрегиональных соревнованиях свыше 580 медалей - 202 золотых, 173 серебряных, 206 бронзовых. В Центр спортивной подготовки по 8 видам спорта зачислены 48 спортсменов [14].

Реализован комплекс мер, направленных на создание условий и мотиваций для ведения сахалинцами здорового образа жизни. На информационном портале Министерства спорта и молодёжной политики Сахалинской области было размещено около 900 сообщений. Отдельный раздел посвящён истории сахалинского спорта, олимпийскому движению в островном регионе. Об известных спортсменах Сахалинской области повествует страничка с многозначительным названием «О них должен знать каждый» [7]. А при помощи разрабатываемого в профильном региональном министерстве информационно-сервисного ресурса сахалинцы смогут в режиме онлайн записать ребёнка в спортивную школу, регулярно покупать билеты на различные матчи или смотреть их в прямом эфире, брать пригласительные билеты на «домашние» спортивные мероприятия, своевременно узнавать о предстоящих спортивных событиях и т.п.

Таким образом, физическая культура, первоочередной целью которой является сохранение и укрепление здоровья, является неотъемлемой частью социализации; входить в неё следует с раннего возраста и не покидать до старости. Во взрослой жизни сахалинцев вовлеченность в занятия физкультурой и спортом становится необходимым условием эффективного участия работника в производственном процессе и превращается а социальную проблему, значение которой всё более возрастает с ростом городов и изменением условий жизни в островном регионе. Сокращая удельный вес физического труда, видоизменяя характер двигательной деятельности, ускоряя темпы, ритм жизни, социализация личности предъявляет более специфичные, но при этом не менее высокие требования к физической подготовленности человека. Он должен обладать способностью к длительному вниманию и быстрой реакции, к четкой координации движений и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бурова В.А., Голобоков А.С. Антисоциальные движения и их роль в формировании субкультурного пространства современной России. Материалы международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в науке нового времени». 18 апреля 2016 г. - С. 146-150.

2. Воронцов П. Г. Основы научно-исследовательской работы студентов по изучению человека в сфере физической культуры, спорта и здоровья : учеб.-метод. пособие / П. Г. Воронцов. - Барнаул: АГМУ, 2017. - 200 с.

3. Государственная программа «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности молодежной политики в Сахалинской области на 2014-2020 годы» (ред. от 30.12.2016) : утв. Постановлением Правительства Сахалинской области от 09.08.2013 №448 [Электронный ресурс] // Кодекс: электорн. Фонд правовой и нормативно-техн. Документации - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/docu-теШ/460171110#2

4. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь / М. И. Еникеев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. - 560 с.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993; с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции

РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2014. № 15. Ст. 1691.

6. Михайлова, И. И. Роль физической культуры в жизни современного человека [Электронный ресурс] / И. И. Михайлова, Р. Р. Тахаутдинов // Молодёжный научный форум : Гуманитарные науки : электрон. сб. ст. по материалам XIX студ. междунар. заоч. науч.-практ. конф. - М. : МЦНО. - 2014. - № 12(18). - Режим доступа: Ы^:// nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(18).pdf

7. О них должен знать каждый [Электронный ресурс] // Министерство спорта и молодёжной политики Сахалинской области : инф. портал. - Режим доступа: http://stimol.admsakhalin.ru/

8. О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федер. Закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consul-tant.rU/ /document/cons_doc_LAW_164841/

9. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федер. закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 22.11.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_73038/

10. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федер. закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_121895/

11. Открытые данные. Вопрос-ответ [Электронный ресурс] // Министерство образования Сахалинской области : инф. портал. - Режим доступа: http://obrazovanie. admsakhalin.ru/informacija-dlja-vsekh/vopros-otvet/

12. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации: утв. постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 (ред. от 10.02.2017) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: Ы::^:// www.consultant.ru//document/cons_doc_LAW_103481/

13. Роль физической культуры в жизни общества [Электронный ресурс] // Теория и методика физического воспитания и спорта : проф. сервис. - Режим доступа: http://www.fizkulturaisport.ru/fizvospitanie/teoriya/276-rol-fizicheskoj-kultury-v-zhizni-obwestva.html

14. Физическая культура и спорт : информация о состоянии отрасли за 2016 г. [Электронный ресурс] // Губернатор и Правительство Сахалинской области : офиц. сайт. - Режим доступа: https://sakhalin.gov. ш^=185

Статья поступила в редакцию 02.05.2017.

Статья принята к публикации 23.06.2017.

АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

325

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.