педагогические науки
Кетоев Казбек Эльбрусович ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ...
УДК 372.879.6+796.011.1
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
© 2018
Кетоев Казбек Эльбрусович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных игр и медико-биологических дисциплин факультета физической культуры и спорта Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: [email protected])
Аннотация. Повышение качества высшего образования в России обуславливает необходимость его организации на основе современных подходов, в том числе затрагивающих сферу физической культуры, воспитания, развития и оздоровления студенческой молодежи. Давно доказанный факт, что основой жизнедеятельности человека, его трудовой активности, достижений, долголетия и успешности является его здоровье. Оно, в свою очередь, зависит от социально-экономических, санитарно-гигиенических, материально-технических, экологических условий, а также от образа жизни самого человека, его питания, от системы здравоохранения в стране, от образованности человека, и главное - от уровня его двигательной активности. Оздоровительный эффект различных физических упражнений заключается в том, что работающие мышцы тесно взаимосвязаны с нервной системой человека, его обменом веществ и работой внутренних органов. Исходя из этого, в статье обосновывается роль элективных курсов по физической культуре и спорту в учебно-познавательной деятельности студентов как главного инструмента формирования спортивного стиля жизни, потребности в активной физической деятельности. В основе элективных курсов по физической культуре и спорту, основная цель которых заключается в усилении спортивно-ориентированного физического воспитания, лежит учет интересов и потребностей студентов, занимающихся на базе спортивного комплекса образовательной организации в спортивных секциях по выбору. Элективные курсы по физической культуре и спорту успешно реализуются с 2016 года на базе Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. Возможность выбора вида спортивной деятельности и отсутствие формы контроля, как академической единицы, заметно повысили позитивное отношение студентов и к основным занятиям по физической культуре.
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, спорт, элективный курс по физической культуре, спортивный образ жизни, спортивно-ориентированное физического воспитание, спортивные секции, спортивно-оздоровительная деятельность, двигательная активность.
ELECTIVE COURSE ON PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AS A MEANS OF FORMING THE SPORTS STYLE OF LIFE OF STUDENTS
© 2018
Ketoev Kazbek Elbrusovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of sports games and medical and biological disciplines of the faculty of physical culture and sports North Ossetian State Universit named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutina Street, 46, e-mail: [email protected])
Abstract. Improving the quality of higher education in Russia necessitates its organization on the basis of modern approaches, including those affecting the sphere of physical education, upbringing, development and improvement of student youth. It has long been a proven fact that the basis of a person's life, his labor activity, achievements, longevity and success is his health. It, in turn, depends on socio-economic, sanitary-hygienic, material and technical, environmental conditions, as well as on the lifestyle of the person himself, his nutrition, the health care system in the country, on the education of the person, and most importantly - on his level motor activity. The healing effect of various physical exercises is that the working muscles are closely interrelated with the human nervous system, its metabolism and the work of internal organs. Proceeding from this, the article justifies the role of elective courses in physical culture and sports in the educational and cognitive activity of students as the main tool for the formation of a sports lifestyle, the need for active physical activity. The basis of elective courses in physical culture and sports, the main purpose of which is to strengthen sports-oriented physical education, is to take into account the interests and needs of students engaged in the sports complex of an educational organization in sports sections of choice. Elective courses in physical culture and sports have been successfully implemented since 2016 on the basis of the North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov. The ability to choose the type of sport activity and the lack of control as an academic unit have markedly increased the positive attitude of students and to the main occupations in physical culture.
Keywords: physical culture, physical education, sport, elective course on physical culture, sports lifestyle, sports-oriented physical education, sports sections, sports and recreational activities, motor activity.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Актуальность проблемы совершенствования физического воспитания студентов обусловлено тем, что состояние их здоровья, равно как и всей молодежи, заметно отстает от установленных норм современного общества. Чтобы быть здоровым, полноценным членом общества, как отмечают некоторые ученые (А.С. Голобоков, М.С. Наумова, Т.Р. Соломахина и др.), необходимо заниматься физической культурой и спортом, так как движение - это биологическая потребность организма, которая регулирует и стимулирует жизнедеятельность человека [1; 2]. В связи с этим возникла объективная необходимость во внедрении инновационных технологий в методику преподавания физической культуры в высших учебных заведениях. Неоценимую роль физическая культура играет в учебной и практической деятельности студентов, так как интенсивные физические занятия оказывают существенное влияние не только на
физиологическое состояние личности, но и усиливают метаболические изменения в организме (А.С. Медведев, А.И. Постельняк) [3], повышают анаэробные процессы (А.В. Бажин) [4], активизируют деятельность кардиоре-спираторных систем в организме (Л.Г. Пащенко) [5] и т. д. Перечисленные компоненты в совокупности значительно расширяют функциональные возможности личности, определяющие его способность к выполнению своих профессиональных функций с высокой результативностью. Таким образом, перед преподавателями высшей школы стоит немаловажная задача - воспитание физически здорового специалиста, способного к длительному и успешному выполнению своих профессиональных функций и отвечающего требованиям современного рынка труда. Однако количества часов по физической культуре, регламентируемого содержанием образовательной программы, недостаточно для организации спортивно-ориентированного физического воспитания, содействующего развитию их умственных и
Ketoev Kazbek Elbrusovich pedagogical
ELECTIVE COURSE ... sciences
физических способностей, повышению общей работоспособности, снижению уровня агрессивности, формированию спортивного стиля жизни.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы, и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Для развития общества и государства в целом особую значимость приобретает человеческий капитал, то есть воспитание здорового, активного, социально адаптированного поколения. Перечисленные качества человека во многом зависят от его индивидуальных возможностей, но данные показатели, как известно из анализа многочисленных исследований (Э.Р. Кочиева) [6], можно улучшить с помощью активной физкультурно-оздоровительной деятельности. Учеными была доказана также прямая зависимость интеллектуального уровня человека и физической подготовленности (И.Н. Воробьева) [7]. Проблемы изучения физической культуры и спорта в условиях высшего образования отражены в исследованиях А.Г. Бугулов, Х.М. Сокаев [8], вопросами формирования ценностного отношения молодежи к здоровому образу жизни занимаются Е.Ю. Перькова [9]; Б.А. Баскаев, А.С. Бузоев, А.М. Хубецов [10]; В.К. Доев, К.Э. Кетоев [11]. Вопросы формирования мотивации к физическим занятиям рассматриваются в исследованиях Т.Р. Соломахиной. «Показателями потребностно-мотивационного компонента, по мнению исследователя, выступают потребность в знаниях о физической культуре, физкультурной деятельности, мотивы познания физкультурной деятельности, познавательные интересы, любознательность; проектировочного - умение ставить цель и планировать процесс познания физкультурной деятельности; исполь-нительно-волевого - реализация целей и задач познания физкультурной деятельности, проявление волевых усилий; эмоционального - удовлетворенность процессом и результатом познания физкультурной деятельности; оценочно-рефлексивного - рефлексия и самооценка познания физкультурной деятельности, самокритичность» [2, с. 110-111].
Формирование целей статьи (постановка задания). Пассивное отношение обучающихся вуза как к лекционным, так и к практическим занятиям по физической культуре заставляет искать новые пути приобщения студентов к активной двигательной активности, предусмотренной учебными планами высшей школы. Особенно актуально стоит этот вопрос в последние годы, поскольку наблюдается отрицательная динамика в состоянии здоровья и показателей физической подготовленности студентов всех курсов. Возникает необходимость повышения эффективности физической культуры за счет привлечения дополнительных, более индивидуально-направленных курсов. В качестве выхода из создавшейся критической ситуации в статье рассматривается внедрение элективных курсов по физической культуре и спорту, как средства спортивно-ориентированного физического воспитания, условия развития устойчивого интереса к учебным занятиям по физической культуре.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная сфера, отвечающая за физическое состояние здоровья человека. Она регулирует формы, методы и способы физической активности, а также условия, необходимые для культивирования процессов, направленных на освоение, развитие и управление физическими и психологическими способностями человека, укрепления его здоровья, повышения работоспособности. Организация физического воспитания студентов регламентируется содержанием основной образовательной программы соответствующего направления и профиля подготовки, и, как правило, включает в себя практический, теоретический и контрольно-измерительный блоки учебных материалов. В обыденном пони-236
мании физическая культура и спорт представляют собой составную часть общей культуры, которая представляет собой совокупность теоретических знаний и практических навыков, необходимых для умственного, психического, нравственного и физического развития личности. Выполнение физических упражнений, по справедливому замечанию некоторых исследователей (А.Г. Бугулов, Х.М. Сокаев), способствует совершенствованию анатомического строения, физиологических возможностей человека, его двигательной активности и социальной адаптации [12]. Содержание занятий со студентами физической культурой и спортом, пишет Н.В. Тычинин, основано на знаниях и умениях применения средств физической культуры [13]. Оно основывается на проведении профессиональной, физической и спортивной подготовки в целях приобретения положительного опыта физкультурно-спортивной деятельности. Физическое воспитание, по мнению Н.Н. Венгерова, способствует умственному, нравственному, моральному воспитанию студентов, формирования у них здорового образа жизни [14]. У студентов физические занятия и спорт снимают стресс, повышают работоспособность, снижают уровень агрессивности, способствуют нормальному развитию их телосложения, повышают умственные способности.
В Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова элективный курс по физической культуре и спорту реализуется в виде обязательной дисциплины для студентов 1-3 курсов на всех факультетах. Содержание и процесс обучения зависят, в первую очередь, от состояния здоровья студентов. Если базовый курс физической культуры отражает обязательную для всех студентов инвариативную часть образования и направлен на овладение студентами определенными видами физических упражнений, укрепление и сохранение здоровья студентов (К.Э. Кетоев) [15], то элективный курс по физической культуре и спорту, восполняющий ограниченные возможности основных курсов по физкультуре, связан, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных потребностей, склонностей и интересов каждого отдельного студента. В рамках данной дисциплины преподаватели кафедры физического воспитания реализуют комплекс практических и лекционных занятий, направленных на формирование теоретических знаний в области физической культуры и спорта, выработку быстроты, ловкости, координаций движений, а также психических познавательных процессов: мышления, памяти, речи, воображения и т.д. За счет этого, как известно, у студентов организм легче приспосабливается к различным нагрузкам, улучшается работа нервной системы, мозг работает быстрее и человек принимает более адекватные решения. Именно элективные курсы (К.Э. Кетоев, Ф.Г. Хамикоев), как наиболее дифференцированная часть образовательной программы, выступают основным средством организации спортивно-ориентированной физической культуры, совершенствования анатомического строения, физиологических возможностей студентов, их двигательной активности и социальной адаптации [16, с. 85-86]. В результате такой работы усиливается физическая подготовленность студентов; активизируются их двигательные умения и навыки; заметно повышается уровень развития жизненных сил и укрепляется устойчивость к стрессам (Т.Н. Иванова); происходит нравственное, психическое, эстетическое и интеллектуальное развитие [17, с. 149-151]. Все это, на наш взгляд, способствует формированию спортивного стиля жизни в целом.
При физической активности мышцам необходимо повышенное кровоснабжение, органы активнее работают, насыщают кровь кислородом, сосуды, сердце человека укрепляются, обретая выносливость. Во время занятия плаванием (Е.Ю. Перькова), бегом заметно улучшается состояние мышц, кровеносных капилляров [18, с. 154-157]. В результате улучшаются обменные процессы в организме человека, вырабатываются протеины и об-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Кетоев Казбек Эльбрусович ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ...
разуются новые мускульные клетки, происходит укрепление нервной системы. У студентов сердце и сосуды адаптируются к различным нагрузкам (Е.Ю. Акимова, Е.А. Бобровский) [19; 20], поэтому могут быстро восстановиться после них. Физические нагрузки увеличивают потребность органов, тканей в кислороде, поэтому человек интенсивнее и глубже дышит. Такие виды спорта как плавание и бег хорошо тренируют легкие. Регулярные занятия спортом вырабатывают у человека повышенное количество лимфоцитов, эритроцитов, а они нейтрализуют вредные вещества, поступающие в организм человека. Ежедневная физкультура, бег, тренировка в спортзале, йога, избавляют человека от траты денег на лекарства, которые постепенно убивают его здоровье. Поэтому те, кто активно двигаются, редко болеют, их иммунитет сразу же уничтожает вирусы, бактерии и не дает им развиваться в организме. Особого внимания заслуживает тот факт, что занимающиеся спортом студенты меньше подвергаются депрессии, стрессам, панике. Они всегда оптимистически настроены, замечает (Л.В. Фалеева) [21]. Можно заметить, если человек не раздражается по пустякам, всегда находит выход из любой ситуации, живет размеренно (М.И. Бекоева) [22], все тщательно планирует, у него нет перепадов настроения, значит, такой человек занимается спортом.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, современный уровень общественного развития требует постоянного повышения физической и спортивной подготовленности студентов; признания физической культуры одной из основных ценностей современного общества, активизации внутренней потребности в систематических физических занятиях не только в процессе обучения в вузе, но и в их дальнейшей жизнедеятельности. Основные научные исследования в этой сфере, как правило, не доступны для широкого круга профессионалов, поставлены на коммерческие услуги и не имеют бесплатного доступа к своим результатам. Поэтому так важны научные исследования «на местах» преподавателями физического воспитания, что и делается в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова. Большинство преподавателей понимают необходимость качественных модификаций практики физической культуры и спорта и стремятся работать в этом направлении. Элективные курсы по физической культуре и спорту должны стать неотъемлемой частью системы современного образования, так как они располагают огромным воспитательным, образовательным, оздоровительным, социализирующим и общекультурным потенциалом. Ценность их воспитательно-образовательных и физкультурно-оздоровительных возможностей состоит не только в приобретении и сохранении здоровья, но и в том, что это они проявляют себя как эффективный инструмент формирования личности и совершенствования характера, помогающего студентам - будущим специалистам успешно социализироваться и адаптироваться в профессиональной деятельности. Именно поэтому расширение элективных курсов физической культуры и спорта среди студентов будет способствовать формированию спортивного стиля жизни, а также приобретению массового характера физических занятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Голобоков А.С., Наумова М.С. Роль физического и спортивного воспитания в социализации личности и общества //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 323-325.
2. Соломахина Т.Р. К проблеме познавательной самостоятельности студентов в образовательном процессе по физической культуре //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 110-111.
3. Медведев А.С., Постельняк А.И. Воспитание духовно-нравственных качеств личности средствами спор-
тивного танца //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 107-110.
4. Бажин А.В. Актуальные проблемы развития физического воспитания студентов //Современное образование: плюсы, минусы и перспективы: материалы VIII международной научно-практической конференции.
2017. С. 18-21.
5. Пащенко Л.Г. Организация образовательно-оздоровительной деятельности взрослого населения в условиях физкультурно-оздоровительного комплекса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 177-181.
6. Кочиева Э.Р. Учет возрастных особенностей при выборе методов, методик и технологий физического воспитания//Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 129-131.
7. Воробьева И.Н. Основные направления формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 25-28.
8. Сокаев Х.М., Бугулов А.Г. Формирование толерантности учащихся средствами физической культуры и спорта //Уральский научный вестник. 2018. Т. 3. № 1. С. 034-037.
9. Перькова Е.Ю. Оценка развития массового спорта в регионах ЦФО //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 365-368.
10. Баскаев Б.А., Бузоев А.С., Хубецов А.М. Роль спортивных игр в системе школьного физического воспитания //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 3 (22). С. 16-19.
11. Доев В.К., Кетоев К.Э. Управление личност-но-мотивационным подходом молодежи к физической культуре и спорту в свете профилактики социально-негативных явлений в обществе //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018.№ 1 (213). С. 172-175.
12. Бугулов А.Г., Сокаев Х.М. Роль физического воспитания в формировании практической компетенции человека //News of Science and Education. 2018. Т. 3. № 3. С. 033-036.
13. Тычинин Н.В. Элективные курсы по физической культуре и спорту: учебное пособие. Воронеж. 2017. 64 с.
14. Венгерова Н.Н. Условия реализации элективного курса по физической культуре в высшей школе // Электронный научный журнал. 2015. № 3 (3). С. 152155.
15. Кетоев К.Э. Инновационные подходы к проблеме подготовки специалистов в области физической культуры //Образование и общество. 2014. Т. 2. № 85. С. 18-20.
16. Хамикоев Ф.Г., Кетоев К.Э. Мотивационно-ценностное отношение молодежи к спортивной специализации в вузе //Образование и общество. 2016. Т. 1. № 96. С. 85-86.
17. Иванова Т.Н. Социоэкологический потенциал физической культуры и спорта в жизни современного человека //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 149-151.
18. Перькова Е.Ю. Создание спортивной инфраструктуры как фактор социально-экономического развития сельских территорий //Карельский научный журнал.
2018. Т. 7. № 1 (22). С. 154-157.
19. Акимова Е.Ю. Развитие мотивации к двигательной активности через формирование интереса к избранным видам спорта //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. №1 (22). С. 9-11.
20. Бобровский Е.А. Развитие спортивной инфраструктуры для активизации массового спорта // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 101-104.
21. Фалеева Л.В. Студент и образовательная среда вуза: социально-культурный контекст //Азимут научных
Ketoev Kazbek Elbrusovich
ELECTIVE COURSE ...
pedagogical sciences
исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 113-116.
22. Бекоева М.И. Самообразование как основа совершенствования учебно-познавательной деятельности студентов //Школа будущего. 2016. № 1. С. 36-43.
Статья поступила в редакцию 03.07.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018
238
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)