Gagieva Zarina Aronovna PHYSICAL CULTURE ...
pedagogical sciences
УДК 371.72
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЛИЧНОСТНАЯ ЦЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
© 2018
Гагиева Зарина Ароновна, кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивных игр и медико-биологических дисциплин факультета физической культуры и спорта Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье аргументировано доказывается роль физической культуры и спорта в системе личностных ценностей студентов нефизкультурных факультетов. Неустойчивая социально-экономическая ситуация в стране усугубляют проблему подготовки специалистов для различных сфер жизнедеятельности. Это приводит к тому, что достаточно большое количество населения находится в стрессовом психоэмоциональном состоянии, в результате которого истощаются адаптационные механизмы организма, поддерживающие как физическое, так и соматическое здоровье. Анализ многочисленных исследований педагогов и психологов показывает, что в последнее время резко изменились ценностные ориентации молодого поколения. Период обучения в вузе является одним из периодов наивысших возможностей, более оптимальных условий для развития определенных личностно-значимых свойств человека. Именно в этот период закладываются наиболее значимые профессиональные компетенции специалиста, а также индивидуальные психические, нравственно-ценностные и физические качества личности. Традиционные методы и средства воспитания не справляются с проблемами воспитания в условиях информационного общества, перехода на новые образовательные стандарты, а также вступления в международное образовательное пространство. Как известно, основным критерием выраженности функционального потенциала человека, его способности к адаптации в новых условиях выступает физическая работоспособность, которая позволяет регулировать также и адаптационный потенциал всевозможных функциональных систем. Таким образом, в данной статье автор попытался разрешить противоречие между обострением проблемы девальвации личностных ценностей студентов - будущих специалистов в современных условиях, заметным снижением морально-волевых качеств молодежи с одной стороны и отсутствием механизмов разрешения обозначенной проблемы в условиях современного вуза с другой стороны.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, физическое воспитание, личностные ценности, студенты нефизкультурных специальностей, формирование мотивации к занятиям физкультурой, высшее образование, профессиональные компетенции.
PHYSICAL CULTURE AS A PERSONAL VALUE OF STUDENTS OF NON-PHYSICAL TRAINING DIRECTIONS OF TRAINING
© 2018
Gagieva Zarina Aronovna, candidate of biological sciences, associate professor of the department of sport games and biomedical disciplines of the faculty of physical culture and sports
North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutina Street, 46, e-mail: [email protected])
Abstract. The article proves the role of physical culture and sports in the system of personal values of students of non-facultative faculties. The unstable social and economic situation in the country exacerbates the problem of training specialists for various spheres of life. This leads to the fact that a sufficiently large number of the population is in a stressful psychoemotional state, as a result of which the adaptive mechanisms of the organism are depleted, supporting both physical and somatic health. An analysis of numerous studies of teachers and psychologists shows that the value orientations of the younger generation have recently changed dramatically. The period of study at the university is one of the periods of the highest opportunities, the more optimal conditions for the development of certain personality-significant properties of a person. It is during this period that the most important professional competencies of the specialist are laid, as well as the individual mental, moral-value and physical qualities of the individual. Traditional methods and means of education do not cope with the problems of education in the information society, the transition to new educational standards, as well as entry into the international educational space. As you know, the main criterion for expressing the functional potential of a person, his ability to adapt under new conditions, is physical working capacity, which allows to regulate also the adaptive potential of all possible functional systems. Thus, in this article the author tried to resolve the contradiction between the aggravation of the problem of devaluation of personal values of students - future specialists in modern conditions, a noticeable decrease in the moral and volitional qualities of young people on the one hand, and the lack of mechanisms for resolving the problem in a modern university on the other hand.
Keywords: physical culture, sport, physical education, personal values, students of non-physical specialties, formation of motivation for physical education, higher education, professional competence.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Переустройства и реорганизации в современных общественно-значимых сферах, проводимые в нашей стране, коснулись и системы подготовки специалистов различных направлений и профилей. Трансформации экономического и социокультурного состояний вызывают у большинства выпускников вузов страх перед будущей профессиональной деятельностью, порождают отрицательное психическое состояние и снижают их адаптационные возможности. Размывание общечеловеческих нравственно-ценностных приоритетов в обществе (С.А. Амбалова) [1], отсутствие четко структурированной идеологической системы (М.И. Бекоева) [2] приводят к зарождению реальной опасности девальвации личностных ценностей. Все это не может не отразиться на нравственном, психическом и физическом облике моло-
дого поколения, в связи с чем во всех образовательных учреждениях актуализировалась проблема совершенствования физической культуры как значимой личностной ценности студентов - будущих специалистов.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Современная система физического воспитания студентов нефизкультурных направлений подготовки является доминирующей в развитии физической культуры и спорта как структурных компонентов общей культуры человека, здорового образа жизни и профессиональной компетентности специалиста. Это говорит о том, что физическая культура выступает не только средством физической подготовки, сохранения и укрепления соматического здоровья, но и механизмом адекватного межличностного взаимодей-
педагогические науки
Гагиева Зарина Ароновна ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ...
ствия (А.Г. Бугулов, Х.М. Сокаев) [3]; условием успешного социального сотрудничества (И.Н. Воробьева)
[4]; средством самосовершенствования и саморазвития своих физиологических, физических, психических и умственных способностей (А.С. Голобоков, М.С. Наумова)
[5]; формирования ценностных ориентаций, способствующих осознанному повышению своих физических, нравственных и личностных качеств (Н.А. Груздева, М.В. Ковалева) [6; 7].
Формирование целей статьи (постановка задания). В рамках государственной образовательной политики на первое место выдвигается проблема подготовки кадров высокой профессиональной компетентности, конкурентоспособных на современном рынке труда, но, что еще важнее, с высоким уровнем личностно-нравственных качеств. Исходя из этого, идея статьи направлена на частичное решение проблемы повышения качества образования, конкурентоспособности; использование новых образовательных технологий; выявление условия для повышения социальной и профессиональной мобильности выпускников вузов с высоким уровнем личностных качеств и ценностных приоритетов. При этом актуализируется роль физической культуры.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Традиционные формы организации занятий по физической культуре, принятие физкультуры как простого учебного предмета наносит непоправимый вред при формировании мотивации к занятиям физкультурой у студентов нефизкультурных специальностей, так как учебно-тренировочный процесс направлен не на личность обучающегося, а на контрольно-оценочные критерии и показатели. Очень часто студентов подводят под минимальные стандартные нормативы, что препятствует формированию у них ценностного отношения к физической культуре и спорту. Необходимость проведения реформ в системе физического воспитания и спорта, как отмечает в своем исследовании Е.А. Бобровский, обоснована следующими основными факторами: населению России, особенно молодому поколению, требуются ориентиры развития для осмысления своей национальной целостности, которая под негативным влиянием западного мира разваливалось в стране с начала 90-х гг. прошлого столетия; в условиях перехода на рыночные отношения появилась необходимость в повышении уровня физического, психического и соматического здоровья населения страны в целом; для профилактики и борьбы с девиантным поведением молодежи, различными вредными привычками (алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.) и ростом преступности в стране возникла острая необходимость в целенаправленной организации досуга молодого поколения; для развития профессионального спорта существует необходимость в переподготовке, подготовке и обновлении кадрового состава, соответствующего современным требованиям; создание позитивного перспективного образа России на международной арене благодаря выступлениям отечественных спортсменов на всевозможных турнирах и соревнованиях мировых масштабов, наличием условий в России для успешной организации и проведения спортивных олимпиад по различным видам спорта» [8, с. 101-104]. Физическая подготовка, как отмечают некоторые ученые выступает основой социально-культурного развития личности (С.В. Казначеев, О.В. Лопатина) [9], неотъемлемая часть формирования общей и профессиональной культуры специалиста (Е.А. Стогова) [10]. Как сложное психофизиологическое явление, физическая культура студента - будущего специалиста проявляется как результат взаимопроникновения его физического состояния и профессиональной деятельности, признание собственного здоровья студентом одной из главных личностных ценностей; высокий уровень сформирован-ности и физического потенциала; склонность к здоровому образу жизни и успешной профессиональной дея-
тельности; целостность знаний, воззрений, ценностных ориентаций, моральных принципов, миропонимания в их практическом воплощении [11].
Как показывает анализ зарубежных и отечественных исследований, польза физической активности для физического и психического здоровья специалистов любого профиля неоценима. Занятия физической культурой и спортом, пишет Л.Г. Пащенко, оказывают достаточно высокое профилактическое воздействие на состояние человека; повышают уровень его физического, психического, физиологического и нравственного здоровья; усиливают сопротивляемость организма вредоносным внешним воздействиям; способствуют избавлению от нездоровых привычек; совершенствуют двигательные навыки, благодаря которым существенно снижается риск травматизма [12].
Физическую культуру, следовательно, можно представить как интегральное качество специалиста (Г.В. Карева, С.Н. Сбитный) [13], как важное условие для организации плодотворной учебно-познавательной деятельности (Л.В. Фалеева) [14]; как структурный компонент общей профессиональной культуры человека (Е.Ю. Перькова) [15]; как цель самосовершенствования и саморегуляции. Она устанавливает основные ориентиры свободного, преднамеренного самоопределения личности, которая на различных периодах жизнедеятельности из всего набора ценностей предпочитает те, которые для нее являются на данный момент наиболее существенными. Признавая физическую культуру личности сложным системным образованием, С.В. Казначеева, О.В. Лопатина и И.Б. Страхова утверждают, что она вооружает молодых людей осознанием сложности жизни, способствует формированию нравственно-эмоциональных критериев самооценки личности [9]. Это, в свою очередь, требует выработки способности к самовыражению, что на практике проявляется в наличии потребности в знаниях и умениях различать подлинные культурные ценности. «Управление системой физического воспитания студентов в нефизкультурных вузах - сложный процесс, требующий глубокого осмысления его тактики и стратегии, а также тщательного выбора методов повышения качественных показателей здоровья и формирования у студентов мотивации здорового образа жизни» [16].
Профессионально-ориентированная основа физического воспитания студентов нефизкультурных направлений подготовки - это исходное положение физической культуры, связывающая все остальные ее компоненты в целостную систему. Основными показателями, по которым можно определять уровень сформированности физической культуры обучающихся, выступают объективные и субъективные критерии. Основываясь на них, можно установить наиболее значимые свойства и степень проявления физической активности в деятельности. К объективным показателям относятся: интенсивность организации и проведения физкультурно-спортивных мероприятий; уровень сложности и творческий характер физкультурно-спортивной деятельности; возможность проявление самостоятельности, самообразования, самодеятельности, саморазвития и самосовершенствования на занятиях по физической культуре; формирование у студентов ценностного отношения к здоровому образу жизни в течении всей учебно-воспитательной деятельности. К субъективным показателям относятся: уровень сформированности у студентов потребности в физических нагрузках и способы удовлетворения этой потребности; степень проявления волевых, нравственных и эмоциональных ощущений в процессе физкультурной деятельности; степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности.
Хорошее здоровье, как справедливо отмечают в своем исследовании А.С. Голобоков и М.С. Наумова [5, с. 323-325], обеспечивается специально организованной физкультурно-спортивной тренировкой, что,
Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)
177
Gagieva Zarina Aronovna PHYSICAL CULTURE ...
pedagogical sciences
несомненно, санкционирует быстрое освоение новых производственных профессий и приемов умственной и физической работы, без ущерба для здоровья даже при неблагоприятных внешних воздействиях среды, в сложных условиях профессиональной деятельностью. Для того, чтобы работа не порождала чрезвычайных усилий, нужно не только смягчения самого труда различными автоматизированными технологиями, но и формирование у работников способности переносить значительные умственные, физические, психические и моральные нагрузки.
Следовательно, о высоком уровне сформированно-сти физической культуры студентов нефизкультурных факультетов можно говорить тогда, когда у обучающихся проявляется высокий уровень сформированно-сти ценностных отношений к физической культуре и спорту; испытывают потребность в спортивном стиле и здоровом образе жизни. Студентам, уверенным в значимости физической культуры как одной из главных личностных ценностей, а также убежденным в необходимости активных физических нагрузок для расширения потенциала личности, свойственна обстоятельность запаса знаний по физической культуре и спорту, умений и навыков физического самосовершенствования. Данная категория студентов уверена в целесообразности использования психолого-педагогического потенциала физической культуры для самореабилитации при значительных эмоциональных и умственных нагрузках; после перенесенных серьезных заболеваний; для успешной организации и поддержания здорового образа жизни; для активизации физкультурно-оздоровительной деятельности в семье и на работе. После окончания вуза проявляют инициативу самодеятельности во многих сферах жизнедеятельности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, можно сделать вывод, что физическая культура выступает как ведущий компонент общей и профессиональной культуры специалиста любого профиля, как существенная характеристика его индивидуального развития, как фундаментальная ценность, обусловливающая качество его социокультурного бытия, способ и меру реализации своего нравственно-личностного потенциала. Высокий уровень сформированности личностной ориентации и мотивации обучающихся к систематической физкуль-турно-спортивной деятельности существенно повышает результативность как физических, так и профессионально важных качеств студентов - будущих специалиста, в результате чего у них проявляется ценностное отношение к собственному здоровью, к здоровому стилю жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Амбалова С.А. Особенности механизмов психоэмоционального состояния в юношеском возрасте// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 270-273.
2. Бекоева М.И. Условия оптимизации профессиональной успешности студентов в современных условиях //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 63-65.
3. Бугулов А.Г., Сокаев Х.М. Роль физического воспитания в формировании практической компетенции человека //News of Scienc eand Education. 2018. Т. 3. № 3. С. 033-036.
4. Воробьева И.Н. Основные направления формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 25-28.
5. Голобоков А.С., Наумова М.С. Роль физического и спортивного воспитания в социализации личности и общества //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 323-325.
6. Груздева Н.А., Ковалева М.В. Специфика прове-
дения занятий по волейболу для студентов нефизкультурных специальностей //В сборнике: Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведения. 2016. С. 94-97.
7. Ковалева М.В., Груздева Н.А. Структура занятий по дисциплине «Физическая культура» для студентов нефизкультурных специальностей //В сборнике: Наукоемкие технологии и инновации: сборник докладов международной научно-практической конференции. БГТУ им. В.Г. Шухова. 2016. С. 141-144.
8. Бобровский Е.А. Развитие спортивной инфраструктуры для активизации массового спорта //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 101-104.
9. Казначеев С.В., Лопатина О.В. Физическая культура в нефизкультурном вузе - подход к возможному решению ее лучшего позиционирования //Интерэкспо Гео-Сибирь. 2015. Т. 6. № 2. С. 135-139.
10. Стогова Е.А. О проблемах преподавания физической культуры для студентов технических и творческих специальностей //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 2 (108). С. 155-159.
11. Доев В.К., Годжиев Г.Т. Совершенствование организационной структуры управления физической культурой и спортом //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. № 4 (208). С. 158-162.
12. Пащенко Л.Г. Организация образовательно-оздоровительной деятельности взрослого населения в условиях физкультурно-оздоровительного комплекса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 177-181.
13. Карева Г.В., Сбитный С.Н. Анализ методических приемов, используемых на занятиях адаптивной физической культурой со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 99-101.
14. Фалеева Л.В. Студент и образовательная среда вуза: социально-культурный контекст //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 113-116.
15. Перькова Е.Ю.Оценка развития массового спорта в регионах ЦФО //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 365-368.
16. Казначеев С.В., Страхова И.Б., Лопатина О.В. Физическая культура и ее роль в воспитании студентов нефизкультурного вуза //Образование и наука. 2015. № 3 (122). С. 156-164.
Статья поступила в редакцию 23.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018