педагогические науки
Пухаева Елизавета Гришаевна ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ...
УДК 372.879.6
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В БУДУЩЕЙ СФЕРЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2018
Пухаева Елизавета Гришаевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания и спортивных дисциплин Северо-Осетинский государственный университета имени К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам профессионализации студентов - будущих специалистов средствами физической культуры и спорта. Данная проблема обусловлена тем, что почти никто из студентов до поступления в вуз не задумывается о соответствии его физических, психических и физиологических качеств выбранной профессиональной деятельности. Формирование физической культуры студентов в учебно-воспитательном процессе вуза с целью успешной профессионализации студентов в их будущей сфере трудовой деятельности - это достаточно сложная и многоаспектная педагогическая проблема, связанная со способностью к проектированию и прогнозированию своего дальнейшего профессионального развития, которая со временем становится личностной характеристикой и переносится на решение профессионально важных задач. Целью успешной профессионализации выступает, прежде всего, расширение внутренних психологических и личностных ресурсов, предоставляющих ему относительную свободу от действия окружающей внешней среды и обеспечивающих оптимальные возможности к самоактуализации и самосовершенствованию для поступательного повышения качества жизни человека. Высокое качество жизни, в свою очередь, способствует расширению психологического и социокультурного потенциалов специалиста в любой сфере профессиональной деятельности, сохранению и укреплению здоровья, а также формированию устойчивой профессиональной мобильности человека в условиях нестабильного развития рынка труда. Это требует физической активности личности в зависимости от его удовлетворенности профессиональной деятельностью и его индивидуального функционального потенциала по управлению средствами труда. В связи с этим, в статье автор доказывает тезис о том, что профессионально важные характеристики, связанные непосредственно с физическим состоянием и критерии оценки трудовой деятельности должны составлять системные детерминанты, обеспечивающие высокое качество продуктивности труда.
Ключевые слова: физическая культура, спортивно-оздоровительная деятельность, профессионализация студентов, спортивно-массовые мероприятия, активная двигательная деятельность, физическая подготовка, физическое воспитание студентов.
PHYSICAL CULTURE AS A BASIS OF SUCCESSFUL PROFESSIONALIZATION OF STUDENTS IN THE FUTURE WORKING SPHERE
© 2018
Pukhaeva Elizaveta Grishaevna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department of theory and methods of physical education and sports disciplines North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutina st., 44-46, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to topical issues of professionalization of students - future specialists by means of physical culture and sports. This problem is caused by the fact that almost no one of the students thinks about the correspondence of his physical, mental and physiological qualities to the chosen professional activity before entering the university. The formation of the physical culture of students in the educational process of the university in order to successfully professionalize students in their future sphere of work is a rather complex and multifaceted pedagogical problem related to the ability to design and predict their future professional development, which eventually becomes a personal characteristic and is transferred to solve professionally important tasks. The goal of successful professionalization is, first of all, the expansion of internal psychological and personal resources that provide him with relative freedom from the action of the external environment and provide optimal opportunities for self-actualization and self-improvement for the progressive improvement of the quality of human life. High quality of life, in turn, contributes to the expansion of the psychological and sociocultural potential of a specialist in any sphere of professional activity, preservation and strengthening of health, as well as the formation of sustainable professional mobility of a person in conditions of unstable development of the labor market. This requires the physical activity of the individual, depending on his satisfaction with his professional activities and his individual functional capacity for managing the means of labor. In this connection, in the article the author proves the thesis that professionally important characteristics that are directly related to the physical state and the criteria for evaluating work activity should constitute systemic determinants ensuring a high quality of labor productivity.
Keywords: physical culture, sports and recreational activities, professionalization of students, sports activities, active motor activity, physical training, physical education of students.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В последнее время в России уделяется повышенное внимание со стороны общества и государства к проблеме физического воспитания молодого поколения, формированию у них потребности в физическом совершенствовании, гармоничном развитии; воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни; развитию интереса в активной спортивно-оздоровительной деятельности. Данная проблема выступает одним из важнейших направлений и образовательной политики. Такое внимание обусловлено тем, что занятия физической культурой и спортом содействуют повышению качества физического, физиологического и психического состояния личности, способствуют значительному росту уровня работоспособности и творческих способностей, укреплению и сохранению здоровья в целом. Здоровье чело-
века во все времена было и останется наиболее важной ценностью в жизни человека. Об этом очень мудро сказал Аристотель «Здоровье не все, но все остальное без здоровья - ничто!».
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В современном обществе основной формой занятия физической культурой являются самостоятельные тренировочные занятия (О.Е.Лихачев, В.Н. Смирнов) [1], какие-либо общественные мероприятия, посвященные физической культуре или же профессиональному спорту (К.Э. Кетоев, Ф.Г. Хамикоев) [2]. Однако не стоит забывать и об обязательном физическом воспитании студентов во всех вузах страны. Дисциплина физическая культура имеет исключительно важную роль в формировании ценност-
Pukhaeva Elizaveta Grishaevna PHYSICAL CULTURE ...
pedagogical sciences
ных ориентиров студентов (Е.А. Бобровский) [3], их убежденности в необходимости выполнения какой-либо физической активности (В.Т. Воронина) [4], а также всесторонней физической подготовки современного общества (С.Н. Демянчук) [5]. Состояние здоровья, как отмечают многие ученые (Е.Д. Грязева, Г.С. Петрова, М.В. Жукова, О.Ю. Кузнецов), зависит от целого ряда субъективных и объективных факторов [6]. В качестве примера субъективных факторов, пишут И.Н. Воробьева и Г.Т. Годжиев, можно отметить здоровый образ жизни человека [7, с. 273-276]. Но на него воздействуют такие объективные условия как, например, материальное положение человека (А.Г. Бугулов, Х.М. Сокаев) [8, с. 033-036], обеспеченность достойным местом жительства (Э.Р. Кочиева) [9, с. 129-131], наличием продуктов питания высокого качества (А.Н. Гусев, А.В. Стафеева) [10, с. 146-149] и т. д. Почти для всех исследователей (О.В. Добронравова, А.В. Паньков, А.С. Парфенов) просто немыслимо представить человека здоровым, если он не старается улучшить свое физическое состояние, прибегая к различным техникам и методам по практической подготовке к занятию физической культурой [11; 12].
Формирование целей статьи (постановка задания). В настоящее время, значительная часть выпускников школ поступают в вуз со слабой физической подготовкой. Наряду с этим отсутствуют достоверные показатели уровня общей физической подготовки молодежи, а также данные эффективности проводимых аудиторных и внеаудиторных занятий по физической культуре и спорту в учебных заведениях. В связи с этим проблема повышения уровня общей физической подготовленности учащейся молодежи, а также мотивации к занятиям физической культурой и физическому самосовершенствованию не утрачивает своей актуальности. Анализ научно-методической литературы (О.Е. Лихачев, В.Н. Смирнов) [1, с. 92-97], мониторинговые исследования и опыт работы показывают (Е.Д. Грязева, М.В. Жукова, О.Ю. Кузнецов, Г.С. Петрова) [6, с. 77], что большинство студентов-первокурсников обладают низким уровнем физической подготовки, а также недостаточным арсеналом двигательных умений и навыков. Говоря о студентах вуза, физическая культура и спорт по-прежнему остаются основным фактором успешной социализации и дальнейшей профессионализации специалистов любой сферы деятельности. Происходит это отчасти из-за возрастающих требований к их физической подготовке и состоянию здоровья. Поэтому, немаловажно сформировать на ранних этапах систему мотивов к спорту, поскольку повлиять на мотивационную сферу человека в студенческие годы достаточно сложно. Однако и в вузе должна проводиться работа с молодежью по прививанию потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, в том числе самостоятельно.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Одной из основных социально-педагогических функций физического воспитания студентов является обеспечение высокого уровня их учебно-трудовой активности, высокой работоспособности и устойчивой профессиональной мобильности и конкурентоспособности. Необходимость физического совершенствования студентов обусловлена требованиями современного рынка труда к подготовке высококвалифицированных специалистов, запросами и правами самих студентов, а также постоянно модифицирующимися условиями их жизнедеятельности. Данный социальный заказ государства предполагает формирование у будущих специалистов общекультурных [13]; общепрофессиональных и профессиональных компетенций, среди которых (О.Э. Евсеева, Ю.И. Евсеев) [14]: способность к использованию методов и средств физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (Г.В. Карева) [15, с. 255-258]; способность к применению на практике
профессиональных знаний и умений, полученных при освоении профильных дисциплин (М.И. Бекоева) [16, с. 189-192]; способность осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении (Е.А. Бобровский) [17, с. 101-104] и т. д. Перечисленные компетенции обеспечивают необходимую физическую подготовку, высокий уровень профессиональной культуры, надлежащее физическое и психическое здоровье, высокую степень работоспособности, способность осваивать и обогащать культурный потенциал общества.
Физическая подготовка представляет собой процесс, направленный на воспитание двигательных способностей, необходимых не только в спортивной деятельности, но и для успешной профессионализации. Физическая подготовка подразделяется на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП), которые взаимообусловлены и дополняют друг друга. В зависимости от решаемых задач, состава занимающихся, их квалификации, этапа учебно-тренировочного процесса удельный вес общей и специальной видов подготовки будет разным. В нашем исследовании речь идет в основном о работе со студентами нефизкультурных факультетов, поэтому преобладающей выступает общая физическая подготовка, так как с ее помощью решаются проблемы успешной профессионализации через здоровый образ жизни, крепкое физическое и психическое состояние. Общая физическая подготовка - это процесс формирования и совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека, повышение функциональных возможностей его организма, общей работоспособности и является основой для успешной профессионализации в сфере будущей трудовой деятельности. Именно с формирования общей физической подготовки начинается дальнейшее развитие и совершенствование умений и навыков (В.В. Донцов), достижение высших результатов. Такое многогранное физическое воспитание предполагает комплексную активизацию основных личностных качеств, выражающих физическую готовность человека осуществлять активные двигательные действия [18]. Эти качества, среди которых - сила, быстрота, выносливость, ловкость, стойкость, гибкость, регулируют деятельность сердечнососудистой системы, дыхательных путей, органов пищеварения и других, не менее важных систем организма. Из физических качеств личности следует отметить способность владения своим телом, четко координировать и совершать двигательные действия ежедневно.
Возможности физической культуры непомерно велики, поскольку по статистике, в высших учебных заведениях России практически здоровы примерно 15 %, тогда как свыше 50 % имеют различные функциональные отклонения, около 35 % страдают хроническими заболеваниями. Как отмечают многие исследователи (А.Г. Бугулов, И.Н. Воробьева, Г.Т. Годжиев, Х.М. Сокаев), чрезмерная интенсификация учебного процесса, в связи с переходом на новые образовательные стандарты, ведет к значительному снижению как умственной, так и физической работоспособности, и повышению психофизической перегрузки [7; 8]. Ряд исследований свидетельствует о снижении уровня физической подготовленности, уменьшение двигательной активности студентов. В этой связи на предмет «физическая культура» возложена функция, способствовать учебно-воспитательному процессу обучения и овладения избранной профессией средствами и методами физической культуры.
Таким образом, основная цель физического воспитания студентов заключается в оптимизации двигательной активности обучающихся, улучшении их физического, психологического физиологического, соматического и нравственного здоровья, повышении уровня работоспо-
202
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Пухаева Елизавета Гришаевна ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ...
собности в профессиональной сфере деятельности, приобщении студенческой молодежи к различным видам спорта. Это, в свою очередь, формирует базу для дальнейшего самосовершенствования и профессионального становления. Потребность в физическом совершенствовании, а следовательно специальная физическая подготовка, может быть сформирована только самостоятельно, по внутреннему убеждению и выбору, в процессе занятий в свободное личное время на основе сближения личных и социальных интересов. Свобода выбора разнообразных форм и видов физкультурно-оздоровительных занятий, сопровождаемых эмоциональными переживаниями; привлекательность физкультурных занятий; внутренняя позитивная мотивация и интерес к дальнейшим физическим занятиям способствуют эффективному формированию потребности в непрерывном физическом совершенствовании, которая может способствовать вырабатыванию здорового социально-активного стиля жизни студента. В этом случае формируется понимание, что физкультура нужна не только для здоровья, но и для активного отдыха, наслаждения движением, жизнью -это одна из составных частей успешной профессионализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лихачев О.Е., Смирнов В.Н. Физическое воспитание студентов: традиции, направления развития //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 1 (107). С. 92-97.
2. Хамикоев Ф.Г., Кетоев К.Э. Мотивационно-ценностное отношение молодежи к спортивной специализации в вузе //Образование и общество. 2016. Т. 1. № 96. С. 85-86.
3. Бобровский Е.А. Кадровая политика в сфере физической культуры и спорта в российской федерации //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 315-318.
4. Воронина В.Т. О развитии командных видов спорта в России //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 341-344.
5. Демянчук С.Н. Роль государственных инвестиций в физическую культуру и спорт //Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 11. С. 199-203.
6. Грязева Е.Д. Петрова Г.С., Жукова М.В., Кузнецов О.Ю. Оценка качества физического развития и актуальные задачи физического воспитания студентов: Монография. М.: Флинта-Наука. 2013. 338 с.
7. Воробьева И.Н., Годжиев Г.Т. Влияние физической культуры на активность учебно-познавательной деятельности студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 273-276.
8. Бугулов А.Г., Сокаев Х.М. Роль физического воспитания в формировании практической компетенции человека //News of Science and Education. 2018. Т. 3. № 3. С. 033-036.
9. Кочиева Э.Р. Учет возрастных особенностей при выборе методов, методик и технологий физического воспитания //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 129-131.
10. Гусев А.Н., Стафеева А.В. Прикладная физическая подготовка студентов в вузе как основа концепции разработки содержания дисциплины «Физическая культура» в рамках ФГОС ВПО 3+ //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 146-149.
11. Добронравова О.В., Паньков А.В. Спорт - это жизнь! //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 177-180.
12. Парфенов А.С. Педагогические критерии нравственной воспитанности будущих учителей физической культуры //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. Т. 2. № 75. С. 292-295.
13. Сборник официальных документов и материалов Федерального агентства по физической культуре и спор-
ту. 2017. № 12. 83 с.
14. Евсеев Ю.И., Евсеева О.Э. Технологии физкуль-турно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учебник. М.: Спорт. 2016. 384 с.
15. Карева Г.В. Особенности организации учебного процесса по дисциплине «Адаптивная физическая культура и спорт» //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 255-258.
16. Бекоева М.И. Развитие профессиональной мобильности студентов как условие их адаптации к изменяющимся условиям рынка труда //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. №1 (22). С. 189-192.
17. Бобровский Е.А. Развитие спортивной инфраструктуры для активизации массового спорта // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 101-104.
18. Донцов В.В. Влияние мотивации и уровня тревожности на результативность соревновательной деятельности в спортивном ориентировании //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. Т. 2. № 75. С. 231-235.
Статья поступила в редакцию 12.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018